Путешествие по Кольскому полуострову «Навстречу Левиафану». День пятый (Терский берег, Варзуга, Умба, Кандалакша)
День пятый: Терский берег, Варзуга, Умба, Кандалакша.
Прочитать о предыдущем дне путешествия можно по ссылке День четвёртый.
День пятый.
Утром собрали лагерь, ещё немного понаблюдали за окружающим пейзажем и вернулись к машине.
К нашей огромной радости колёса за ночь не спустили. А это значит, что никаких трещин в резине плохая дорога нам не оставила. Решили добраться до самой дальней точки Терского берега, доступной для обычного легкового автомобиля — до села Варзуга. Расположено оно на реке Варзуге, немного вглубь Кольского полуострова. В реке весной и летом нерестится сёмга. Поэтому жившие здесь изначально поморы занимались рыбалкой. Рыбалка и осталась основным занятием в Варзуге по настоящий день.
Тир на въезде в посёлок.
Но кроме того знаменита Варзуга своими многочисленными деревянными церквями и колокольнями. Некоторые из них построены в XVII веке. Есть и недавно отстроенные. Целый городок деревянного зодчества.
Сопровождал нас во время прогулки по Варзуге очень милый пёс, за что был награждён жиром из тушёнки.
Подошли к высокому берегу. На другом берегу реки видны многочисленные домики. Смотрятся они вполне прилично, ярко покрашены, аккуратные. Моста к этой части посёлка нет, местные добираются исключительно на лодках.
Также виден золотой крест Варзуги.
Ещё в интернете заранее читали про знаменитых плавающих варзуговских коров. И вот увидели их, бредущих большим стадом вдоль берега. Дожидаться, когда же они поплывут, не стали.
Вместе с добродушным псом поднялись по деревянной лестнице на смотровую площадку. Варзуга отсюда как на ладони.
Вот тут-то я и разглядела на одном из островов посреди реки то самое коровье стадо — уже переплыли и щиплют свежую зелёную травку.
Попрощавшись с лохматым другом, не стали терять время и отправились в обратный путь.
На этот раз остановились на дороге у места, обозначенного как Источник святого инока Терского. Вначале шли вглубь леса по автомобильной дорожке, затем она оборвалась упавшим поперёк бревном. И уже по тропинке вышли к источнику. Источник очень аккуратно обустроен, установлен сток, деревянный помост, скамейка. Стоят несколько кружек и ковш. Набрали воды в бутылки.
Ещё одну остановку сделали по моей огромной просьбе у пушистого мшистого леса. Воздушный белый ковёр из мха распростёрся в редком сосновом лесочке. Я даже не отказала себе в удовольствии упасть на эту воздушную подушку. Попыталась поискать грибов, но ни одного не обнаружила.
Медленно и неспешно выбрались на асфальтированную трассу до Кандалакши.
Заехали ненадолго в старинный поморский городок Умба.
Он расположен у двух губ (Малая Пирья и Большая Пирья) Кандалакшского залива, поэтому в воду уходят многочисленные деревянные помосты, к которым пришвартованы небольшие лодочки. Стройные ряды сараев обрамляют берега. Морские приливы и отливы здесь также хорошо заметны по отпечаткам-полоскам на лесницах и досках. Проходя мимо толпы местных мальчишек услышали речь поморов: вроде бы и на русском языке говорят, но смысла не разберешь.
Городок достаточно большой, много встречается старинных деревянных домиков.
Музей поморского быта.
Расположились на берегу, чтобы приготовить обед. Перекусили и поехали дальше.
Остановка у смотровой горки незадолго до въезда в Кандалакшу. Отсюда открывается хороший вид на Кандалакшский залив. Многие останавливаются и фотографируются.
И вот наконец мы снова готовы покорить кандалакшский лабиринт. На этот раз вдвоем, иначе взятие лабиринта не засчитывается. Оставляем машину у трассы и начинаем спуск к морю. Дорога вначале вполне подходящая для проезда автотранспорта, но постепенно становится всё более ухабистой. Из-за сильного уклона дорога идёт вниз серпантином. Вокруг лес, по пути нам никто не встречается. Вскоре дорога превращается в обычную тропинку и многократно разветвляется. Держась нужного курса по карте, выбираем наиболее подходящие нам тропинки. И вот лес постепенно расступается: выходим к побережью. Плоский широкий зелёный берег. Тропинка ведёт на самую оконечность этого берега, вдающуюся в залив.
Здесь небольшой лесок, в котором-то и спрятан каменный лабиринт. Наконец-то мы к нему пришли! У лабиринта установлена каменная доска: Археологический памятник каменный лабиринт «Вавилон», датируется 2 тысячелетием до н. э. По протоптанным кольцам лабиринта мы вначале забрели вглубь, а затем нашли выход из него.
Моря и Океаны
Арафурское море
Ограниченное внешней дугой островов Банда, острова Новая Гвинея, пролива Торреса, залива Карпентария и меридианом 130° в., арафурское море имеет площадь 650 тыс. км2 (центр в точке 10° ю. ш., 137° в. д.) Его северная граница проходит восточнее острова Серам, где арафурское море сливается с морем Серам.
Арафурское море в значительной степени покрывает обширную мелководную банку [названную Крюммелем (1897) Арафурским шельфом], относящуюся к восточной части большого Северо-Австралийского шельфа, или шельфа Сахул, впервые обнаруженного Ирлом в 1845 г. В настоящее время только его центральная часть называется Сахул шельфом. Арафурский шельф отделяется от внешней дуги островов Банда глубоководной впадиной Ару (3650 м). Эта впадина, вытянутая и обращенная выгнутой стороной к шельфу, почти в точности повторяет направление дуги островов Банда. Она входит в зону впадин, протянувшуюся от моря Серам через Тиморскую впадину к Яванскому желобу в Индийском океане. У нее крутые края, плоское дно, заканчивается она обрывом вблизи острова Новая Гвинея. В юго-западном направлении, примерно до 130° в. д., впадина Ару сужается и глубины уменьшаются (ширина около 40 км, глубина около 1600 м). Затем она расширяется и переходит в Тиморскую впадину- Впадина Ару на глубинах больше 3000 м занимает площадь 11 тыс км2. Впадина наиболее глубоководна на границах морей Тиморского и Серам, где глубина порогов 1480 м.
Глубина Арафурского шельфа обычно колеблется в пределах 50—80 м. Более глубоководные участки находятся у края Арафурского шельфа, где с глубины 600 м круто поднимаются коралловые рифы. На шельфе расположены острова Ару. Пять более крупных островов этой группы отделяются друг от друга узкими проливами с глубинами, большими, чем на окружающем шельфе. Незначительное поднятие вдоль хребта Мерауке протянулось от островов Ару на ЮВ вдоль южного берега острова Новая Гвинея по направлению к полуострову Кейп-Йорк (Австралия), образовалось Ориомо, или зону Мерауке.
Характеристики глубинных вод и циркуляция придонных вод. На основе батиметрических данных и характеристик вод (в пределах впадины Ару), таких, как соленость, содержание кислорода и температура, полученных немецкой океанографической экспедицией на «Снеллиусе» (1929—1930), Ван-Риль (1950) сделал заключение, что во впадину Ару поступают придонные воды из Индийского океана через Тиморскую впадину, а также из Тихого океана через моря Молуккское и Серам.
Температура поверхностного слоя А. м. достигает максимума в декабре—феврале (28,4° С) и минимума в июне-августе (26,1° С). Летом южного полушария в районе Арафурского моря между 4 и 10° ю. ш. ветры дуют с ЗСЗ (северо-западный муссон) с силой 1,5—4,4 балла. На некотором расстоянии от побережья Австралии ветер имеет северо-северо-западное направление (1,5—2,4 балла). Зимой юго-восточные муссоны дуют с одинаковой силой (1,5—2,4 балла) над всей акваторией Арафурского моря. Для тех же периодов атмосферное давление соответственно равно 756,5—756 мм рт. ст. (с С на Ю) и 757,5—759 мм рт. ст. (с С на Ю).
Течения и приливы Арафурского моря
Поверхностные течения в Арафурском море к северу от 8° ю. ш. имеют нерегулярное и обычно неустойчивое направление. К югу от этой широты зимой южного полушария течения имеют преимущественно западное направление и скорость 10—20 миль/сутки. Летом у течений нет генерального направления; в юго-западной и юго-восточной частях Арафурского моря течения направлены за его пределы, соответственно в Индийский океан и Коралловое море. Третья система течений направлена против часовой стрелки вокруг точки 10° ю. ш., 136° в. д.
Скорость течений не превышает 10 миль/сутки. Величина сизигийных приливов в Арафурском море достигает 4,5 м у побережья острова Новая Гвинея (средняя величина поданным четырех станций) и 2,5 м у острова Добо (острова Ару).
У побережья оострова Новая Гвинея (пролив мули; в северо-северо-восточном направлении зарегистрирована максимальная скорость приливного течения — 4,3 миль/сутки. На некотором расстоянии от побережья Австралии встречаются приливные течения со скоростью 5—10 миль/сутки.
Донные осадки
Впадина Ару. Терригенные илы с кварцевыми зернами (вероятно, суспензиями) покрывают наиболее глубоководные участки впадины Ару. Склоны впадины на глубинах примерно от 200 до 2000 м покрыты глобигериновыми илами (30% и более карбоната кальция).
Отложение терригенных илов происходит медленно на что указывают высокое содержание глауконита в образцах донных осадков, взятых из этой впадины, и прозрачная вода вокруг островов Ару, благоприятствующая интенсивному росту кораллов.
Арафурский шельф
Отложение терригенных илов происходит медленно и на Арафурском шельфе. Большую часть донных осадков составляют глауконитовые пески и известковые илы. Вблизи побережья Австралии встречаются обширные участки твердого дна, на которых из-за недостатка материала (так как приливные течения имеют небольшую скорость — от 0,5 до 1,0 миль/сутки) дойные осадки не образуются. Обломки кораллов, вымытые из погруженных рифов и осевшие местами вдоль края шельфа, говорят об органическом составе береговых осадков периода плейстоценового оледенения, после которого встречаются лишь незначительные отложения.
История развития и геологическое строение дна
Впадина Ару отличается гравитационными аномалиями, колеблющимися в пределах от —11 до +25 мгл. Над Арафурским шельфом наблюдаются небольшие положительные гравитационные, аномалии.
Землетрясения поверхностного типа от слабых до умеренных встречаются во впадине Ару и распространены вдоль края шельфа. По направлению к южной части Южной котловины Банда зарегистрированы очаги землетрясений со все увеличивающейся глубиной (на глубине 600—
700 км).
Впадина Ару была образована преимущественно в результате прогибания (опускания) земной коры, но с местными сбросами. Морфология впадины рассматривается как доказательство этого предположения. Учитываются параллельность впадины с внешней антиклиналью Банда, вытянутый характер впадины а сходство ее разреза с разрезом синклинали. На образование сбросов или флексур указывает резкое замыкание впадины на севере вблизи острова Новая Гвинея и более вогнутый профиль в этом районе. Впадину Ару можно также отнести к классу краевых впадин. Она, по-видимому, является частью протяженного ряда эвгеосинклиналей.
Поднятые террасы молодых кораллов на соседних островах позволяют предполагать молодой возраст впадины Ару. Ее параллелизм с дугой островов Банда, которые в значительной степени образовались в период плиоплейстоцена, говорит об их общем происхождении.
Тонкий поверхностный слой осадочных пород раннего неогена несогласно залегает над дотретичным фундаментом Арафурского шельфа. Они обнажаются на островах Ару и в южной части Новой Гвинеи. Ближе к Австралии встречаются подводные шельфовые долины и узкие каньоны.
На островах Ару современные фауна и флора схожи с фауной и флорой Австралии и Новой Гвинеи. Это означает, что в течение значительной части третичного периода Арафурский шельф являлся пенепленом, который был затоплен в позднем неогене и частично в четвертичном периоде.
Паромы в Стамбуле: расписание и цена в 2022 году, главные пристани
Городские и междугородние паромы в Стамбуле – полноценная составляющая транспортной сети мегаполиса. Это такой же общественный транспорт, как привычные маршрутки, автобусы или метрополитен. Билеты на паром оплачивают при помощи единой транспортной карты.
Паромы в Стамбуле это замечательная альтернатива привычному транспорту — во время плавания можно любоваться видами, кушать симит, запивая турецким чаем, вдыхая морской воздух.
В Стамбуле много пристаней, но мы расскажем о самых нужных туристу, а также о том, как оплатить проезд на пароме, откуда уплыть в тур по Босфору и о ценах на паромы в 2022.
Как найти нужный вапур до Адалар и оплатить Истанбулкарт?:) Расскажет MoyStambul.ru
Паромы в Стамбуле: виды
Вапуры (vapur) – быстрый, удобный и очень компактный морской транспорт. Это суденышко, по сути, обыкновенный катерок, курсирующий от одного городского причала до другого и перевозящий пассажиров.
Более крупный тип водного транспорта – так называемые, морские автобусы. Они больше, чем вапуры по размерам, мощнее по скорости и перемещают горожан и туристов как по городу, так и по межгороду.
Паромный и автобусный сервис достаточно приятный. Имеется туалетная комната, отделения для крупного багажа и даже небольшие буфеты, где есть возможность приобрести освежающие напитки и простые перекусы.
Полезный «морской» словарь:
- vapur (вапур) — городской пассажирский катер
- iskele (искеле) – пристань (причал)
- Adalar — Принцевы острова
- deniz otobüs (дениз отобюс) – морской автобус
- istasyon (истасьйон) – станция
1. Муниципальные паромы. Такие переправы сравнимы с привычными городскими автобусами. Проезд недорогой, самый бюджетный вариант оплаты – транспортная карта. Если вы видите паромный транспорт с надписью Şehir Hatları (Шехир Хатлары), то он относится к муниципальному и контролируется госкомпанией. Такие же таблички имеются на всех причалах, от которых отходят эти паромы.
2. Паромы частных компаний. К ним относятся фирмы Turyol, Dentur, IDO, BUDO. Тарифы в городских паромах могут незначительно отличаться от Шехир Хатлары. Что касается междугордних поездок — морских автобусов IDO и BUDO, то билеты на них гораздо дороже.
3. Экскурсионные паромы. Основная функция этого типа водного транспорта – перемещение пассажиров по популярным туристическим маршрутам:
Интересно, что по этим же маршрутам ходят и обычные муниципальные паромы, проезд на которых стоит на порядок дешевле. Единственное неудобство заключается в том, что городской транспорт курсирует с остановками и необходимо сойти на одной из них, а затем ожидать обратного рейса. Экскурсионные паромы курсируют вкруговую, не нужно ничего ждать, но билет обойдется дороже.
Как же не перепутать муниципальные паромы с коммерческими? Тут все довольно просто. Билеты на экскурсионный транспорт предлагают в специальных киосках, а кассир непременно подскажет, на какой паром вам необходимо сесть.
Как купить билет на паром?
Если передвигаться на водном транспорте в границах мегаполиса, то по оплате нюансов нет – везде можно расплатиться Истанбулкарт. А вот при передвижении по экскурсионным маршрутам за пределами города есть особенности.
Турникет со считывателем для Истанбулкарт
- После того, как вы приобрели карту и положили на нее необходимую сумму, а также привязали к ней хес-код, выбираем нужное направление, например плывем из Эминёню в Кадыкёй.
- Ищем надпись Eminönü-Kadıköy и подходим к турникетам, прислоняем к считывателю Истанбулкарт — с нее снимается сумма, цвет экрана на турникете меняется на зеленый и стоимость проезда высвечивается тамже, турникет открывается.
- Проходим через турникет и ожидаем паром.
Если вы выбираете государственный/частный городской паром, то оплатить проезд можно только транспортной картой. При помощи нее можно, как в метрополитене, пройти через специальный турникет. Приобрести карту и пополнить баланс на ней можно в терминалах, установленных на всех пристанях. Других вариантов оплаты проезда в муниципальном транспорте нет.
В экскурсионных паромах другие условия. Расплатиться можно и банковской карточкой, и наличными (часто не только турецкой лирой, но и долларами и евро). Но транспортной картой оплатить проезд нельзя.
Чтобы не перепутать кассы, необходимо усвоить одно правило: экскурсионные паромы организуют именно туры. Поэтому на кассе, продающей билет на такой паром, обязательно будет надпись TOUR (по Босфору «BOĞAZ TURU» или «BOSPHORUS TOUR», к Принцевым островам «ADALAR» или «PRINCE ISLANDS», по Золотому Рогу «HALIÇ TURU» или «GOLDEN HORN TOUR».
Пристани Стамбула
В Стамбуле множеству крупных и мелких причалов. Самые известные и популярные из них:
- Эминёню (Eminönü). Пристань расположена на Европейской стороне, в исторической части города, максимально близко к достопримечательностям Султанахмет. Неподалеку от пристани возвышается величественная Новая мечеть и ворота, ведущие на знаменитый рынок специй — Египетский базар. Позади Египтеского базара — улочки рынка Рустем Паша и Тахтакале. От Эминеню отправляются пассажирские катера к пристаням Кадыкёй, Ускюдар, паромы к Принцевым островам, а также отходит круизный транспорт по проливу Босфор (по большому и малому маршрутам).
- Каракёй (Karaköy). Причал, расположенный на противоположной стороне от Эминеню. Паромы, идущие в/из Кадыкёй, чаще всего сначала заходят в Каракёй, а затем в Эминёню. От пристани Каракёй можно подняться вверх к Галатской башне и улице Истикляль.
- Бешикташ (Beşiktaş). Пристань в европейской части города, недалеко от дворцового комплекса Долмабахче (10 минут пешком). Отсюда вы можете уплыть в Ускюдар или Кадыкёй. Эта пристань – одна из остановок на маршруте круиза по Босфору.
- Кадыкёй (Kadıköy). Наибольший по величине причал в азиатской части города. Отсюда можно уплыть в тур по Босфору, в летний тур по Босфору на закате, а также на Принцевы острова. Через дорогу от пристани раскинулись знаменитые прогулочные улицы Кадыкёй, а чуть выше — подходящий для спокойного променада квартал Мода.
- Ускюдар (Üsküdar). Причал в азиатской части города, до которого буквально за 10 минут можно добраться с европейского берега Стамбула, например, от пристани Бешикташ или Кабаташ. Пристань Ускюдар находится прямо напротив мечети Михримах Султан. Сойдя на берег в Ускюдаре, вы сразу окунаетесь в консервативный Стамбул — здесь много мечетей, классических турецких кофеен, а с пристани Саладжак видна Девичья башня.
- Кабаташ (Kabataş). Причал в европейской части города, расположенный недалеко от Бешикташ. От этого причала отправляются паромы к Принцевым островам, а также отходят морские автобусы, везущие пассажиров в Бурсу. Возле пристани расположен знаменитый дворцовый комплекс Долмабахче. От нее по вечерам отправляются яхты с «турецкой ночью».
- Эйюп (Eyüp). Этот причал находится практически в самом конце Золотого Рога. Возле причала возвышается именитая мусульманская святыня – мечеть Эйюп. Еще рядом находится холм Пьер Лоти со знаменитой смотровой площадкой.
- Йеникапы (Yenikapı). Это крупный порт, расположен в районе Фатих, в 15 минутах езды от станции метро Аксарай, либо в 12 минутах езда на такси от Султанахмет. Из этого порта отправляются крупные суда, занимающиеся не только пассажирскими, но и грузовыми перевозками. Их маршруты проходят через Мраморное море в различных направлениях – в Армутлу, Ялову, Бурсу, а также на отдаленные острова.
Также в Стамбуле есть огромный порт в удаленном районе Пендик, расположенном в азиатской части города. Но район не популярен у туристов, поэтому гостей города здесь практически не бывает.
Цена билета на паром в Стамбуле 2022
Стоимость проезда на водном транспорте города зависит от длительности маршрута и ценообразования перевозчика. Если расплачиваться Истанбулкарт, то расценки на паромы будут следующие:
Перевозчик Шехир Хатлары
- из Кадыкёя в Бешикташ: 4 лиры
- Каракёй — Бостанджи: 5,5 TL
- Ускюдара — Эминёню: 3,65 лиры
- Кабаташ — Принцевы острова: 10 лир
- маршрут по Золотому Рогу: 3,5 лир
- пересадка на другой транспорт в течение 120 мин. после входа на паром: 2,8 лиры
- вторая пересадка: 2,3 лиры
По карте цена билетов дешевле. Если расплачиваться другими способами, проезд обойдется дороже, в зависимости от маршрута.
Имеет практически аналогичные маршруты и стоимость, что и Шехир Хатлары. Отличается тем, что едет чуть быстрее, а паромы меньше по размерам.
- Тур по Босфору короткий — 25 лир
- Бешикташ — Ускюдар: 3,5 лиры
- Эминёню — Принцевы острова: 10 лир
Расписание паромов в Стамбуле
Движение паромов, пассажирских катеров и водных автобусов начинается в период с 6:30 до 7 часов утра и завершается, по большей части, к 10 часам вечера. В настоящее время существуют ночные маршруты. Например, один из таких паромов перевозит пассажиров по маршруту Кадыкёй‒Каракёй‒Бешикташ четырежды за ночь.
Сегодня туристы могут спокойно перебраться с европейского берега Стамбула на азиатский и в обратном направлении целых 13 раз за ночь. Такое сообщение обеспечивается водным транспортом, начинающим свою работу около полуночи и заканчивающим ее в 6:30 утра.
Расписание паромов Шехир Хатлары
Расписание паромов Турйол (Turyol)
Водный транспорт в турецком мегаполисе изменяет расписание следования в зависимости от того, какие это дни — будни, выходные или праздники.
Узнать актуальное расписание можно при помощи интернет-сайтов:
— en.sehirhatlari.istanbul/en/- расписание движения между причалами Стамбула
— Budo — расписание из Стамбула в близлежащие города
— IDO — расписание паромов в Стамбуле и в близлежащие города
15 комментариев
Добрый день. Помогите, пожалуйста, разобраться в расписании. Хотим прокатиться по треугольнику Эминеню Бешикташ Кадыкей Эминеню бюджетно. В расписании не могу найти паром Эминеню Бешикташ. Только рано утром и поздно вечером. Поясните, как лучше поступить. Спасибо
Добрый день,
Это связано с тем, что один и тот же паром не идет по маршруту Кадыкёй-Эминёню-Бешикташ. У Турйол есть паром Кадыкёй-Эминёню или Кадыкёй-Бешикташ, у Шехир Хатлары это Кадыкёй-Бешикташ, Кадыкёй-Ускюдар и т.д.
Спасибо за ответ. Я понимаю, что по нужному мне треугольнику не ходит один паром. Я составила путь, но не могу найти расписание паромов Эминеню Бешикташ. Помогите, пожалуйста, его найти. Спасибо
Единственный маршрут, который захватывает Эминёню и Бешикташ, это Eminönü-Rumelikavağı от Şehir Hatları. Но вы поймите, между Эминёню и Бешикташ всего 15 минут плыть, обычно так паромы не ходят (потому что Эминёню относится к маршрутам Золотого рога, а Бешикташ к паромам по Босфору). В расписании это страница 27
Город Муйнак – рассказ о поездке к Аральскому морю.
После преодоления границы Казахстан — Узбекистан маршрут экспедиции ждал перегон в 420 километров мимо Каракалпаксана в сторону Муйнака. Муйнак – это бывший морской город. Когда-то Аральское море омывало границы города, но потом береговая линия ушла на 20 — 40 километров вглубь моря. Отсюда туристы начинаются поездки к побережью высыхающего моря, через запретную нефтяную и газовую зону к юртам рыбаков. И здесь начинаются первые строки отчета о самостоятельной поездки к побережью Арала и посещения кладбища кораблей! Несмотря на холод, автор строк насладился купанием в некогда могущественном море!
На самом деле Аральское море не высыхает, оно ограничено платинами, построенными еще во времена СССР для реализации проекта газовой добычи. Второстепенным бизнесом стало выращивание креветок и прочей морской жирности, но об этом в отдельном посте – Почему Аральское море никогда не станет прежнем! (материал в стадии написания).
Как уходило Аральское море из города
Кладбище кораблей в Муйнаке
Море ушло, а жизнь осталась – изменилась и трансформировалась в новый уклад. Напоминанием о рыбацких временах города Муйнак осталась небольшая гавань с маяком и кладбищем погибших кораблей.
Старый маяк и пространство под ним служат рестораном для туристов, а корабли сюда привезли со всей округи, чтобы создать антураж и искусственную достопримечательность города. И надо сказать это получилось как нельзя лучше. Дополняет ансамбль юрта, собранная в старых кочевых традициях. В похожей юрте мы побывали, добравшись до рыбацкой стоянки на берегу Арала.
Схема проезда к кораблям:
Как добраться до побережья Аральского моря в Узбекистане
Есть два способа посещения этих удивительных мест. Первый – это самостоятельно на машине, о нем советую почитать в журнале пользователя nub1an – Муйнак – кладбище погибших кораблей. Я же расскажу о щадящем режиме – на машине проводника. Проводники в Муйнаке делятся на местных узбеков на УАЗиках и бывших русских осевших в Узбекистане. Мы поехали на микроавтобусе Sang Young вместе с дядей Володей — так он представился. Проводников было двое: водитель (дядя Вова) и действующий геолог с пропуском через нефтяную зону. Очень добрые, отзывчивые и на удивление адекватные мужики – так что рекомендую. Есть только один недостаток – употребление алкоголя. Достаточно в больших количествах, но на удивление на них это не сказывается! Пока ехали, узнали много интересной информации от геолога про Аральское море и здешние места. Именно с его слов и подтверждения фактами вскоре я напишу материал про Аральское море. Ну а теперь немного дорожных фотографий о поездке к побережью Арала.
Маршрут к побережью Арала в Узбекистане
Проезжаем город Муйнак насквозь и движемся в сторону поселка Учсай, а далее направляемся к нефтегазовым вышкам. Проезд сюда по пропускам, но в 2018 году можно было договориться на посту за деньги. Геологи же расплатились водкой, предварительно купив ее в местном магазине! Далее двигаемся сквозь нефтяные и газовые вышки пока не проедем их насквозь по главной дороге – ее не перепутать, она одна. На всякий случай выкладываю карту маршрутка к побережью Арала и координаты конечной точки на Аральском море: 44.441805, 58.241307
Дальше ориентироваться сложно и приходится ехать в направлении, выбирая наиболее понравившуюся дорогу! Связана такая чехарда с особенностью почвы и периодическим открытием ворот на разных дамбах для сброса воды. Не бойтесь, вода тут прибывает на немного и не затопит вас с машиной, но дорогу превратит в непроходимую грязь, из которой получится выбраться только с трактором! Сама дорога изобилует песком, илистой пудрой и ямами невероятных размеров – поэтому едем внимательно.
Вот появились рыбацкие юрты и воды Аральского моря, зажатые безлюдными километрами песчаных пляжей. Через 10 минут мы были на месте, а еще через 5 ваш покорный слуга купался в водах некогда могучего гиганта. Было свежо и в море и на берегу, но как я мог упустить шанс и не окунуться в Аральском море.
Путешественникам рекомендую выезжать из Муйнака утром, так как дорога займет около 2 часов к морю и 3 часов обратно (если возвращаетесь вечером, ориентироваться сложнее в разы).
Как найти проводника:
В Муйнаке ест один единственный хостел – ХХ. Хозяин этого уютного мини отеля знаком с нашими гидами и за отдельную плату с удовольствием познакомит вас с ними.
Особенности поездки к Аралу на своей машине:
Добраться можно маршрутом Нубилана (ссылка на отчет выше), через плато Устюрт и спуском с гор. Но данная дорога потребует подготовленной машины и внимательности на спуске – он очень крут и изобилует большими камнями, которые проедет только машина с высоким клиренсом. Поездка из Муйнака возможна на паркетнике с дорожным просветом более 180 мм на любом виде привода, но надо либо объезжать закрытую зону, либо договариваться на посту с охраной. Перемещаясь по песчаным дорогам и встретив воду на пути, не пытайтесь ее проехать насквозь – объезжайте эти места, а то получится как у Нубилана. Обращайте внимание на большие канавы расположенные прямо на дороге и не тормозите в местах скопления большого количества песка. Соблюдая эти правила проблем дорога не составит. Но рекомендую не убивать машину и воспользоваться услугами русскоговорящего гида!
Вернулись обратно в Муйнак мы уже поздно ночью. Чтобы не выбиться из графика не остались ночевать. Детей уложили так же в машине на кемперных койках, а сами погнали дальше. Впереди ждала Хива – город из книжек про Алладина!
Экспедиционные путешествия по другим странам:
(Для перехода к отчету нажмите на фотографию)
Все об акулах
Арафурское море
Близнец Тиморского моря
Это море соседствует на западе с Тиморским морем и во многом сходно с ним, благодаря шельфовому соседству и одинаковым климатическим условиям. Их иногда даже называют морями-близнецами.
Свое название море получило по названию аборигенов Моуккских островов – альфуры, что означает “жители лесов”. Индонезийцы называют это море Алфур.
На карте Индийского океана вы можете увидеть Арафурское море здесь.
Акватория моря расположилась между северным побережьем Австралии, Новой Гвинеей, о-вами Танимбар и Кай. Граница с Тиморским морем условна и проходит по линии от мыса Дон на севере Австралии до о.Селару. Площадь моря 1037 тыс.кв.км, средняя глубина менее 100 м, большая часть акватории моря мелководна, не глубже 50-80 м. Максимальная глубина – 3680 м (впадина Ару на севере моря).
Течения , как и в Тиморском море, сезонные: зимой направлены на запад, летом – на восток. Средняя температура воды на 1 град.С ниже, чем в Тиморском море и составляет +25-+28 град.С. На территории моря распложен крупный залив Карпентария. Проливом Торреса море, а следовательно и Индийский океан, соединяется с Тихим океаном (через Коралловое море).
Высота и цикличность приливов аналогичны Тиморскому морю, достигая в некоторых местах отметки свыше 7 метров. Средняя высота приливов – 2,5 м.
Дно Арафурского моря песчаное, местами с известковым илом. В глубоководной части покрыты илистыми отложениями и красными глинами. Во многих местах шельфовой зоны встречаются отмели, банки, многочисленны коралловые постройки.
Развитие подводной флоры и фауны здесь происходило по тому же сценарию, что и в Тиморском море. Здесь обитают такие же животные и совершенно сходная водная растительность. Флора моря, как и во всех теплых морях, развита слабее, чем в умеренном и умеренно-холодном поясе. Тем не менее, водоросли встречаются во многих местах прибрежной зоны, отмелей, коралловых построек. Здесь можно увидеть и ламинарию, и многие виды красных, бурых водорослей. Не может море похвастать и обилием фитоводорослей и фитопланктона. Причина – слишком теплая вода и излишек солнечной активности. В теплой воде слабо растворяются необходимые для нормальной жизнедеятельности фитоорганизмов питательные вещества. Зато фауна моря представлена достаточно богато, как и положено южному морю.
Здесь обилие различной донной живности, представленной кишечнополостными организмами, моллюсками, иглокожими, ракообразными, донными рыбами и другими водными существами. Можно встретить почти 300 видов различных рыб, начиная от рыбной мелочи и донных рыб, и до пелагических видов, живущих вдали от береговой зоны. Все видовое многообразие сложно перечислить. В Арафурском море, как, впрочем, и в Тиморском, можно встретить треть всех представителей фауны Индийского океана.
Обитают здесь и чрезвычайно опасные для человека виды животных. Некоторые опасны своими стрекательными клетками и ядами (кубомедузы, сифонофора физалия, синекольчатый осьминог, некоторые виды коралловых полипов, ядовитые моллюски конусы и др.). Есть животные, которые могут нанести физические раны и увечья (различные виды хвостоколов, акулы, барракуды и т.д.)
Сифонофора физалия, или португальский кораблик – близкий родственник медузам. Это кишечнополостное животное, вернее – колония животных, путешестует по волнам моря, гонимая ветрами и течениями. Надводная часть физалии – колокол (или пузырь) – ярко раскрашенный зонтик, видимый на большом расстоянии.
Подводная часть этого существа представлена в виде многочисленных длинных щупалец, усеяных жгучими стрекательными клетками. Если пловец коснется щупалец физалии – сильнейший ожог ему обеспечен. Яд стрекательных клеток настолько силен, что пловец погибает в муках от боли и судорог мышечной и нервной систем, зачастую не добравшись до спасительного берега. Пузырь физалии виден издалека, тем не менее, случаи ожогов стрекалами щупалец этой сифонофоры случаются ежегодно.
Еще более опасна встреча с крохотной медузой икуранджи. Эта небольшая (менее теннисного мячика) медуза почти не заметна в толще прозрачной воды. Ко всему прочему, она способна самостоятельно передвигаться в выбраном направлении со скоростью до 4 км/час, что отличает ее от физалии, передвигающейся по воле волн и течений. Ожог медузы икуранджи очень болезненен и смертельно опасен, поскольку, кроме боли, вызывает расстройства многих органов и систем человеческого организма.
Немного подробнее об акулах, обитающих в Арафурском море. Здесь можно встретить почти все виды акул, обитающих в водах Индийского океана. Есть и акулы, которые встречаются лишь в водах Северной Австралии (некоторые виды воротниковых, ковровых акул). Многочисленны рифовые и серые акулы различных видов, встречаются тигровые, песчаные, молотоголовые, большие белые, мако, семижаберные.
Многие из перечисленных видов являются опасными для человека морскими хищниками.
Инциденты с акулами – не редкость у австралийских берегов.
Далее мы с вами отправимся к южному побережью Австралии, где расположен Большой Австралийский залив – окраинное море Индийского океана
Отдых в Абрау-Дюрсо у моря: особенности, как добраться, жилье, развлечения. Чем заняться на отдыхе в Абрау-Дюрсо на море
Отдых в Абрау-Дюрсо у моря — один из самых уникальных на всём черноморском побережье. В чём же его уникальность? Дело в том, что здесь можно совместить отдых в Абрау-Дюрсо на берегу моря и на берегу пресного озера Абрау. Также есть два насёлённых пункта. Первый – это посёлок Дюрсо, который находится на побережье Чёрного моря, а второй – Абрау-Дюрсо на восточном берегу озера Абрау. В этом месте производят самое лучшее в России шампанское.
Как добраться на отдых в Абрау-Дюрсо на море
На самолёте
Добраться в поселок Абрау-Дюрсо на отдых у самого моря можно на самолёте. Ближайший аэропорт находится в Геленджике. От Геленджика до Абрау-Дюрсо 55 км, а до Дюрсо — 60 км. Это расстояние можно преодолеть на такси из Геленджика за сумму около 1500 руб. Более бюджетный вариант — необходимо доехать на автобусе до Новороссийска, а там сесть на пригородный маршрут № 102, который ходит каждые 20 минут с утра до позднего вечера.
Можно также долететь до Краснодара и доехать до Абрау-Дюрсо на такси за 3000-3500 руб. Либо на автобусе до Новороссийска и пересесть на другой автобус № 102 до Абрау-Дюрсо.
В поселок Абрау-Дюрсо на поезде
Добраться в поселок Абрау-Дюрсо на отдых на море можно на поезде. Железнодорожный вокзал в Новороссийске является самой ближней ж. д. станцией к этому курортному месту. Поезда ходят из всех больших городов страны. От Новороссийска до курортного посёлка ходит автобусный маршрут № 102. Железнодорожные билеты
Абрау-Дюрсо на машине
Добраться на отдых в Абрау-Дюрсо на море можно на автомобиле. До краевой столицы Кубани – Краснодара необходимо двигаться по федеральному шоссе М-4 «Дон». В краевом центре уходим на трассу А-146 и едем, никуда не сворачивая с этой дороги, до развязки у посёлка Верхнеабаканский и поворачиваем влево на А-290. По этой дороге необходимо доехать до Новороссийска. Далее по городу, проезжая «Тойота Центр Новороссийск» и заправку «Роснефть» после неё. В километре от заправки необходимо повернуть вправо на Борисовский переулок, после чего он становится Крестьянской улицей. Также будет поворот влево по главной дороге и через 200 метров вправо на улицу Мира по указателям в сторону поселка Абрау-Дюрсо .
Поселок Абрау-Дюрсо: погода
Климатические условия в этом месте аналогичны средиземноморскому климату с некоторыми элементами континентального. Средняя температура в летний период составляет + 25 градусов. В пик сезона температура зачастую будет держаться свыше +30. Влажность невысокая, что способствует комфортному отдыху в Абрау-Дюрсо на берегу моря для тех, кто не очень хорошо переносит жару.
Гостиницы и отели в Абрау-Дюрсо
В Абрау-Дюрсо цены на отдых на порядок выше, чем во всех прилегающих курортах. Так что если вы желаете снять бюджетное жильё, то лучше останавливайтесь в близлежащих посёлках.
В Абрау на отдыхе на море можно снять комнату в частном секторе. В этом насёлённом пункте она обойдётся вам от 1000 руб., в зависимости от времени года и количества проживающих. К слову, на бюджетных курортах цены начинаются от 300 руб.
Здесь достаточное количество гостевых домов и мини отелей. Практически все здания новые и каждое имеет замысловатый дизайн. Эти гостиницы можно отнести к разряду две — три звезды. Здесь предлагается весь спектр номеров — эконом, стандарт и комфорт. Стоимость начинается от 1500-2000 руб. В Абрау для отдыха на море можно выделить апарт-отель «Августин» и «Лагуна». В Дюрсо — гостевой дом «Эдем», «Шоколад» и «Шампань».
Также в этих населённых пунктах, связанных в один курорт, есть и очень хорошие гостиницы, которые сопоставимы по рейтингу в три — четыре звезды. Это отели в Абрау «Империал» и «Крылья». Цены в этих гостиницах варьируются от 4500 до 20000 руб. Номера люкс и свит могут стоить на порядок выше.
Можно также остановиться на базах отдыха, расположенных в трёх километрах к западу от Абрау.
Аренда жилья
В обоих населённых пунктах можно арендовать частное жильё. В аренду сдаются квартиры, небольшие отдельные однокомнатные домики на несколько человек и коттеджи. Так, однокомнатная квартира обойдётся от 2000 руб. в сутки. Коттедж, а здесь они в основном элитные, 12000-15000 руб. Небольшой домик, площадью около 20 кв. м. на 4-6 человек со своей кухней — около 2400 руб. Такие домики, как правило, можно снять на туристических базах в Дюрсо и некоторых гостевых домах, таких как «Приморский» и «Воронцовская усадьба» в Абрау, но это больше исключения из правил.
Отдых в Абрау у самого моря: набережная
Набережная в Абрау просто великолепна. Здесь множество дорожек, выложенных из цветной брусчатки, цветников, аккуратно постриженных кустарников и скульптур.
На такой красивой набережной приятно прогуляться как днём, так и вечером. Смотровые площадки на озеро отгорожены каменными белоснежными резными ограждениями, которые создают неповторимый вид. Набережная имеет очень хорошую инфраструктуру, здесь множество различных кафе, ресторанов и магазинов.
Отдых в Дюрсо у самого моря: набережная
Морская набережная в Дюрсо не имеет богатой инфраструктуры. Но здесь есть удобный подъезд для автомобильного транспорта, парковка, множество столовых, кафе, баров, широкая пешеходная дорожка, которая отделена от пляжа каменной оградкой, выложенной из известнякового камня. Длина этой набережной составляет около полукилометра. Рядом с набережной «Лиманчик» есть маленькое озеро под названием «Малый Лиман». Здесь очень быстро прогревается вода, поэтому сюда любят приезжать на отдых в Дюрсо у самого моря с маленькими детьми, даже когда вода в море ещё прохладная.
Пляжи
В окрестностях Абрау и Дюрсо есть около пятнадцати пляжей.
Пляж на озере Абрау
Этот пляж находится в южной части озера по дороге из Абрау на «Лиманчик». Пляж достаточно протяжённый, 300 метров, но очень узкий, около 3 метров, если считать только галечную зону. Однако, территория с зелёными зонами по периметру пляжа намного шире. Теоретически купаться можно везде, а рядом с отелем «Империал» также есть пирс для ныряния. Вода чистая, во многих местах видно дно, но слегка кажется мутной, так как в озере много известняка.
Центральный пляж Дюрсо
Центральный пляж Дюрсо составляет около полукилометра в длину и 20-40 метров в ширину. Пляж галечный, с хорошей планировкой и богатой инфраструктурой. Здесь есть навесы, под которыми можно арендовать шезлонг, и зонтики в стиле «баунти». На пляже есть душевые, кабинки для переодевания. В плане развлечений представлен полный спектр водных аттракционов: парашют, банан, катамаран, таблетка, аренда гидроцикла, водные лыжи, и т. д.
Частные пляжи
Примерно в трёх километрах от Абрау находятся несколько баз отдыха. У всех баз есть свои галечные ухоженные пляжи с пирсами и некоторыми другими элементами инфраструктуры. В плане развлечений здесь практически ничего нет, но отдых у самого моря в Абрау на частных пляжах тихий и уединенный, здесь всегда небольшое количество людей. Можно выделить пляжи пансионата «Моряк», базы отдыха «Энергетик», «Строитель», «Романтик», СОК «Фрегат» и «Голубая волна». На некоторые из них можно проходить, но особого смысла ехать за 3 и более километров нет, за исключением пляжа базы отдыха «Романтик» к ещё одному озеру «Сладкий Лиманчик».
Дикий пляж «Диана»
Этот дикий пляж протянулся на расстояние 2 км и находится в полукилометре от центрального пляжа Дюрсо. Здесь скалистая и галечная насыпь на пляже. Люди, приезжающие на отдых в Дюрсо у самого моря на этот пляж, часто загорают без одежды.
Пляж «Лиманчик»
Это самый близкий пляж от Абрау, примерно в 4 км. От Дюрсо он удалён на 3 км. От Абрау к нему ведёт песчаная дорога. Пляж протянулся примерно на 350 метров и имеет три железобетонных пирса, далеко выступающих в море. Вход открыт практически на всём пляже, за исключением двух зон, специально отведённых для санатория «Звёздный» и студенческого лагеря «Лиманчик». Развлечений здесь мало, а инфраструктура находится в зачаточном состоянии. Тем не менее, пляж хороший, а если брать во внимание озеро «Малый Лиман», то во многом он уникальный.
Чем заняться на отдыхе в Абрау-Дюрсо на берегу моря
В этом курортном месте любой отдыхающий просто обязан посетить центр винного туризма нашей страны – завод по производству игристых вин Абрау-Дюрсо.
Здесь вы пройдёте по погребам с хранящейся в них продукцией, посетите дегустацию, посмотрите на процесс производства и сможете купить вина в фирменном магазине.
Недалеко от Абрау в районе курортного посёлка Южная Озереевка есть ещё одно известное винодельческое предприятие -Саук-Дере. Его также рекомендовано посетить на отдыхе в Абрау-Дюрсо на море туристам, интересующимся виноделием.
В Абрау вы можете совершить полёт на вертолёте и полюбоваться пейзажами озера, гор и морской линии.
Рядом с Абрау расположилась база отдыха «Абрау Хутор». Туристы очень любят это место, особенно посещение бани-бочки «Офуро», турецкой бани «Хамам», услуг косметолога и массажиста.
Между Южной Озереевкой и Абрау есть школа йоги «Абрау-Йога». Здесь вы сможете позаниматься йогой как профессионально, так и с начального уровня.
В Абрау открылся самый большой фонтан в Краснодарском Крае. Световое и музыкальное представление начинается здесь каждый вечер.
Город Новороссийск находится в непосредственной близости также, как и Геленджик. Все блага цивилизации находятся в недалеко от поселка Абрау-Дюрсо . Так что если надоест на этом курорте, можно съездить в соседние города.
Кафе в Абрау-Дюрсо
В Абрау и в Дюрсо вы сможете утолить голод, пообедав или поужинав в многочисленных столовых. Средний чек за комплексный обед на отдыхе в Абрау-Дюрсо на море составит 150-250 руб. Поесть в пиццерии или шашлычной можно за сумму 350-500 руб. на человека. Многочисленные кафе предлагают посетителям блюда европейской, русской и кавказской кухни. Средний счёт — от 500 до 1500 руб.
В Отеле «Империал» имеется одноимённый шикарный ресторан французской кухни. Если желаете здесь покушать, то приготовьтесь выложить несколько десятков тысяч рублей, чтобы на вас не посмотрели косо. Хотя при желании можно уложиться и в 10 000 руб. на двоих.
Отдых в Абрау-Дюрсо на море очень популярен среди российских туристов. Большое количество отдыхающих едет сюда из Новороссийска и Краснодара. Поток туристов из других регионов России тоже большой, но стоимость жилья оставляет желать лучшего. Так как спрос хороший, местные заведения начинают завышать цены. Практически все отели и гостиницы в поселке Абрау-Дюрсо очень хорошие.
Арафурское море
Арафурское море (англ. Arafura Sea, индон. Laut Arafura) — окраинное море Индийского океана между Австралией, Новой Гвинеей и островами Танимбар и Кай.
Площадь Арафурского моря составляет 1017 тыс. км² (вместе с заливом Карпентария), средняя глубина 186 м, наибольшая 3680 м . Средняя температура воды на поверхности Арафурского моря от 25 °C до 28 °C, солёность 34-35 ‰. Преобладающие ветры летом — северо-западный муссон, зимой — юго-восточный муссон. Величина сизигийных приливов у побережья Новой Гвинеи — 4,5 м. Площадь — 1017 тыс. км². Глубина преимущественно 50-80 м, к западу возрастает до 3680 м (глубоководная впадина Ару).
Развит лов устриц, подводная рыбалка.
Название
Название моря впервые появилось в «Руководстве по плаванию под парусом для Арафурского моря» (Sailing Directions for the Arafura Sea) в 1837 году графом Джорджем Виндзорским, в котором он собрал повествования лейтенанта Королевского флота Нидерландов Колффа и Модера.
Было высказано предположение, что название «Арафур» имеет португальское происхождение, искажение слова «Альфурс», означающего «свободные люди». Недавнее исследование в Национальном архиве Нидерландов показало, что согласно Топонимическому словарю А. Д. ван дер Аа 1939 года «жители Молуккских островов называли себя „харафорами“, переводя „Анак анак гунунг“ как „дети гор“».
Первая европейская запись названия моря восходит по крайней мере к 1663 году, когда Джон Блау записал в текстах на своей настенной карте Ост-Индии «Archipelagus Orientalis, sive Asiaticus», что внутренние жители Молуккских островов называют себя «Alfores».
Томас Форрест проплыл через Молуккские острова (острова Малуку) в 1775 году и представил отчеты о людях «харафора», живущих в западной части Новой Гвинеи в подчинении «папуасам», и упомянул, что они также живут в Магиндано (Минданао). Географ Конрад Малте-Брун повторил сообщения Форреста о племене «харафорас» в 1804 году и добавил к их месту проживания Борнео. Этнолог Джеймс С. Причард описал их как охотников за головами. Форма «хоррафора» была записана Джоном Коултером, в его отчёте о пребывании во внутренних районах юго-запада Новой Гвинеи в 1835 году и применительно к тамошним племенам. Коултер пришёл к выводу, что папуасы и хоррафоры были двумя разными племенами в Новой Гвинее.
Описание границ
Арафурское море на востоке граничит с Коралловым морем (через Торресов пролив), на западе с Тиморским морем, на северо-западе с морями Банда и Серам. Длина — 1290 км, ширина — 560 км.
Международной гидрографической организацией утверждено следующее описание границ Арафурского моря:
На севере. Юго-западная граница моря Серам [Линия, проведённая от мыса Кароефа, Новая Гвинея, к крайней юго-западной точке острова Ади, а затем к мысу Танджонг Боранг, крайней северной точке острова Ноехой Тджоет [Кай Бесар] (5°17′ ю. ш. 133°09′ в. д.)] и восточная граница моря Банда [линия, проведённая от мыса Танджонг Боранг, крайней северной точки острова Ноехой Тджет, через остров к его крайней южной точке, затем вниз к крайне северо-восточной точке острова Фордата, далее сквозь остров к северо-восточной точке острова Ларат, Танимбарские острова (7°06′ ю. ш. 131°55′ в. д.), затем вниз вдоль восточного побережья острова Джамдена [Ямдена] к его крайней южной точке, далее сквозь остров Анггармаса к крайне северной точке острова Селароэ и сквозь остров к мысу Танджонг Аро Оесоэ, его крайней южной точке (8°21′ ю. ш. 130°45′ в. д.)]. На востоке. Юго-западный берег Новой Гвинеи от мыса Кароефа (133°27’E) к устью реки Бенсбак (141°01’E), затем вниз к крайне северо-восточной точке полуострова Кейп-Йорк, Австралия (11°05′ ю. ш. 142°03′ в. д.). На юге. Вдоль северного побережья Австралии от крайне северо-западной точки полуострову Кейп-Йорк к мысу Кейп-Дон (11°19′ ю. ш. 131°46′ в. д.). На западе. Линия, проведённая от мыса Кейп-Дон к мысу Танджонг Аро Оесоэ, крайней южной точке острова Селароэ (Танимбарские острова).
Рельеф дна
Арафурское море в значительной степени покрывает обширную мелководную банку, названную Крюммелем (1897) Арафурским шельфом, относящуюся к восточной части большого Северо-Австралийского шельфа, или шельфа Сахул. В настоящее время только его центральная часть называется шельфом Сахул. Арафурский шельф отделяется от внешней дуги островов Банда глубоководной впадиной Ару (3650 м). Впадина Ару почти в точности повторяет направление дуги островов Банда. Она входит в зону впадин, протянувшуюся от моря Серам через Тиморскую впадину к Яванскому жёлобу в Индийском океане. Впадина Ару имеет крутые края, плоское дно и заканчивается обрывом вблизи острова Новая Гвинея. В юго-западном направлении, примерно до 130° в. д., впадина Ару сужается и глубины уменьшаются (ширина около 40 км, глубина около 1600 м). Затем она расширяется и переходит в Тиморскую впадину. Впадина Ару на глубинах больше 3000 м занимает площадь 11 тыс. км².
Глубина Арафурского шельфа обычно колеблется в пределах 50—80 м. Более глубоководные участки находятся у края Арафурского шельфа, где с глубины 600 м круто поднимаются коралловые рифы. На шельфе расположены острова Ару. Пять более крупных островов этой группы отделяются друг от друга узкими проливами с глубинами, большими, чем на окружающем шельфе. Незначительное поднятие вдоль хребта Мерауке протянулось от островов Ару на юго-восток вдоль южного берега острова Новая Гвинея по направлению к полуострову Кейп-Йорк.
Гидрография
Температура поверхностного слоя Арафурского моря достигает максимума в декабре—феврале (28,4 °C) и минимума в июне-августе (26,1 °C). Летом южного полушария в районе Арафурского моря между 4 и 10° ю. ш. ветры дуют с запада-северо-запада (северо-западный муссон) с силой 1,5—4,4 балла. На некотором расстоянии от побережья Австралии ветер имеет северо-северо-западное направление (1,5—2,4 балла). Зимой юго-восточные муссоны дуют с одинаковой силой (1,5—2,4 балла) над всей акваторией Арафурского моря. Для тех же периодов атмосферное давление соответственно равно 756,5—756 мм рт. ст. (с севера на юг) и 757,5—759 мм рт. ст. (с севера на юг).
Течения и приливы
Поверхностные течения в Арафурском море к северу от 8° ю. ш. имеют нерегулярное и обычно неустойчивое направление. К югу от этой широты зимой южного полушария течения имеют преимущественно западное направление и скорость 10—20 миль/сутки. Летом у течений нет генерального направления; в юго-западной и юго-восточной частях Арафурского моря течения направлены за его пределы, соответственно в Индийский океан и Коралловое море. Третья система течений направлена против часовой стрелки вокруг точки 10° ю. ш., 136° в. д..
Скорость течений не превышает 10 миль/сутки. Величина сизигийных приливов в Арафурском море достигает 4,5 м у побережья острова Новая Гвинея (средняя величина поданным четырёх станций) и 2,5 м у острова Добо (острова Ару). У побережья острова Новая Гвинея зарегистрирована максимальная скорость приливного течения — 4,3 миль/сутки. На некотором расстоянии от побережья Австралии встречаются приливные течения со скоростью 5—10 миль/сутки.