Архивы Balalaika

Архивы Balalaika

ДЕТСКИЕ КОНЦЕРТЫ
переложения для балалайки и фортепиано,
исполнительская редакция партии балалайки
А. Ж У М А Е В А

И. Беркович. ВТОРОЙ КОНЦЕРТ, соч. 44. II – III части. (В оригинале для
фортепиано и струнного оркестра)
О. Ридинг. КОНЦЕРТ си минор, III часть. (В оригинале для скрипки и струнного оркестра)
А. Роули. МИНИАТЮРНЫЙ КОНЦЕРТ, III часть. (В оригинале соль мажор, для фортепиано с оркестром)

Репертуарное приложение к авторской образовательной программе
дифференцированного обучения в классе балалайки ДМШ, ДШИ.

Фантазия на тему песни М.Блантера “Катюша” Муравьев С.

5 класс ДМШ)
Ноты для балалайки и фортепиано
8 стр.

Песня любви (Chanson d’amour) Сук Й.

Нотная тетрадь для начинающего балалаечника Жумаев А.

Рабочая тетрадь для начинающего балалаечника

111 пьес для начинающего балалаечника (Партия балалайки) А. Жумаев

Репертуарное переложение к авторской образовательной программе дифференцированного обучения
Содержание:
Методическая часть
I
1. И. Дунаевский “Говорит Москва” (позывные радио)
2. “Осень” (детская песенка)
3. Е. Тиличеева “Смелый пилот”
4. Г. Горелова “Грустная капель”
5. Л. Сигал “Друзья”
6. Е. Тиличеева “Небо синее”
7. “Барашеньки” украинская народная песня, обработка В. Глейхмана
8. “Как у нашего кота” русская народная песня
9. “Андрей-воробей” русская народная песня, обработка Е. Тиличеевой
10. “Загадка” обработка В. Гуревича
II
11. Е. Тиличеева “Я иду с цветами”
12. “Красная коровка” украинская народная песня
13. “Уж как звали молодца” русс4кая народная песня, обработка Н. Римского-Корсакова
14. Т. Захарьина “Осенний дождикчек”
15. “Как на тоненький лебедок” русская народная песня, обработка С. Стемпневского
16. В. Овчинников “Бубенчики”
17. А. Самонов “Доброе утро”
18. “Гори ясно” русская народная песня, обработка Р. Рустамова
III
19. “Зарядка” (детская песенка)
20. “Козочка” (детская песенка)
21. Е. Тиличеева “Колыбельная”
22. “Дождик” (де-мажор) русская народная песня, обработка Т. Попатенко
23. “Сорока” русская народная песня
24. Л. Сигал “Песенка моя”
25. А. Жумаев “Дрёма”
26. “Приди, приди, солнышко” украинская народная песня, обработка П. Барчунова
27. В. Цветков “Считалочка”
IV
28. В. Цветков “ДОЖДИК”
29. В. Цветков “КАПЕЛЬ”
30. В. Цветков “ВЕТЕРОК”
31. В. Цветков “УЛИТКА”
32. В. Цветков “КУЗНЕЧИК”
33. В. Цветков “ЖУК”
34. В. Цветков “КОМАРИК”
35. В. Глейхман ЭТЮД
36. “ЛЮЛИ – ЛЮЛИ” белорусская народная песня, обработка Н. Чуркина
37. “ХОДИТ ЗАЙКА” («Грустный зайка», вариант русской народной песни, обработка А. Жумаева)
38. Т. Захарьина “КОЛЫБЕЛЬНАЯ”
39. Н. Френкель “ЗИМА”
40. “ПЕРЕПЕЛОЧКА” белорусская народная песня, обработка А. Жумаева
41. А. Жумаев “ПЬЕСА” (на четырех нотах)
V
42. “У КОТА – ВОРКОТА” русская народная песня, обработка Г. Левкодимова
43. Е. Тиличеева “ТРУБА”
44. “ВАСИЛЕК” русская народная песня, обработка А. Жумаева
45. Е. Тиличеева “СПИТЕ, КУКЛЫ” (колыбельная)
46. М. Ройтерштейн “КОЛЫБЕЛЬНАЯ”
47. “КОЛЫБЕЛЬНАЯ” французская народная песня, переложение В. Игнатьева
48. “ДУНЯ” русская народная песня
49. “ШИЛО СОЛНЫШКО” литовская народная песня
50. “УЖ КАК ШЛА ЛИСА” русская народная песня
51. Н. Френкель “ДОЖДИК”
52. Е. Тиличеева “ВОСЬМОЕ МАРТА”
53. “ПЕТУШОК” русская народная прибаутка, обработка М. Красева
54. М. Красева “БЕЛЫЕ ГУСИ”
55. “ДОЖДИК” детская песенка, обработка Б. Милича
56. А. Жумаев “ПЬЕСА НА ПЯТИ НОТАХ”
57. “ДОЖДИК” (до-мажор) русская народная песня, обработка Т. Попатенко
58. В. Карасева “КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЗАЙЧОНКА”
59. “НИНА” итальянская народная песня
60. “ДВА КОТА” польская народная песня, обработка В. Сибирского
61. Е. Тиличеева “ГАРМОШКА”
62. “ОЙ, ЕСТЬ В ЛЕСЕ КАЛИНА” украинская народная песня, обработка Л. Ревуцкого
63. “ЗАЯЦ БЕЛЫЙ” русская народная попевка (считалочка), обработка В. Агафонникова
64. “Я КУПЛЮ СЕБЕ ДУДУ” русская народная песня (считалка), обработка В. Агафонникова
VI
65. “КАК ПОШЛИ НАШИ ПОДРУЖКИ” русская народная песня
66. А. Жумаев “ПОЛЬКА” (мажорная пьеса на шести нотах)
67. А. Жумаев “ПЬЕСА” (минорная пьеса на шести нотах)
68. Н. Френкель “ФАСОЛЬ”
69. Н. Френкель “САРАФАН”
70. А. Жумаев “ПЬЕСА”
71. Е. Тиличеева “МАРШ”
72. “СПАТЬ ПОРА” (попевка)
73. “БАРАБАН И ТРУБА” (попевка)
74. “ЧИКИ, ЧИКИ, ЧИКАЛОЧКИ” детская песенка из сборника «Гусельки»
75. “ДОЖДИК” румынская народная песня
76. Т. Попатенко “ПТИЧКА”
VII
77. “КУРЫ, ГУСИ, ДА ИНДЮШКИ” украинская народная песня, обработка А. Жумаева
78. А. Жумаев “ПОЛЬКА” (пьеса на семи нотах)
79. Д. Томпсон “ВАЛЬС ГНОМОВ”
80. “НЕ ЛЕТАЙ, СОЛОВЕЙ” русская народная песня, обработка Г. Киркора
81. Г. Эрнесакс “ПАРОВОЗ”, гармонизация А. Жумаева
82. “ЛАДУШКИ” русская народная песня, обработка Н. Римского-Корсакова
83. М. Магиденко “ПЕСЕНКА”
84. Н. Соколова “ВЕСНА”
85. М. Красев “ТОП-ТОП”
86. Я. Степовой “БИМ-БОМ”
87. “ОЙ, РЕБЯТА, ТА-РА-РА!” русская народная песня
88. “ЛЕПЕШКИ” украинская народная песня
89. Д. Кабалевский “ВРОДЕ МАРША”
90. “ГОЛУБЬ-ГОЛУБОК” украинская народная песня, обработка А. Жумаева
91. “ПАТОКА С ИМБИРЕМ” русская народная песня, обработка А. Жумаева
92. “В ЗЕЛЕНОМ САДУ” русская народная песня, обработка А. Комаровского
93. А. Березняк “ЕДЕТ ВОЗ”
94. Д. Кабалевский “ПЕРВЫЙ КЛАСС”
95. Е. Макаров “ПЬЕСА” (для домры и фортепиано «На трех струнах»)
VIII
96. “БЕЛКА” словацкая народная песня, обработка А. Жумаева
97. Ц. Кюи “ПЕСЕНКА”
98. А. Жумаев “ВОСЕМЬ НОТ”
99. М. Иорданский “ГОЛУБЫЕ САНКИ”
100. Д. Кабалевский “МАЛЕНЬКАЯ ПОЛЬКА”
101. В. Агафонников “КУКУШКА”
102. “КОЗЛИК” русская народная песня, обработка А. Лысаковского
103. Н. Бакланова “ЭТЮД”
104. С. Майкапар “ПЕРВЫЕ ШАГИ” («Анданте»)
105. “РУССКАЯ ПЕСНЯ”, обработка А. Жумаева
106. “УТРЕННЯЯ ЗОРЬКА” детская песенка
107. А. Комаровский “МАЛЕНЬКИЙ ВАЛЬС”
108. П. Петров – Омельчук “ЭТЮД – ОСТИНАТО”
109. “КАК ЗА СИНЕЮ РЕКОЙ” русская народная песня
110. “САВКА И ГРИШКА” русская народная песня, обработка А. Жумаева
111. Н. Любарский “КУРОЧКА”

Ноты для балалайки
45 стр.

111 пьес для начинающего балалаечника Жумаев А.

Репертуарное переложение к авторской образовательной программе дифференцированного обучения
Содержание:
Методическая часть
I
1. И. Дунаевский “Говорит Москва” (позывные радио)
2. “Осень” (детская песенка)
3. Е. Тиличеева “Смелый пилот”
4. Г. Горелова “Грустная капель”
5. Л. Сигал “Друзья”
6. Е. Тиличеева “Небо синее”
7. “Барашеньки” украинская народная песня, обработка В. Глейхмана
8. “Как у нашего кота” русская народная песня
9. “Андрей-воробей” русская народная песня, обработка Е. Тиличеевой
10. “Загадка” обработка В. Гуревича
II
11. Е. Тиличеева “Я иду с цветами”
12. “Красная коровка” украинская народная песня
13. “Уж как звали молодца” русс4кая народная песня, обработка Н. Римского-Корсакова
14. Т. Захарьина “Осенний дождикчек”
15. “Как на тоненький лебедок” русская народная песня, обработка С. Стемпневского
16. В. Овчинников “Бубенчики”
17. А. Самонов “Доброе утро”
18. “Гори ясно” русская народная песня, обработка Р. Рустамова
III
19. “Зарядка” (детская песенка)
20. “Козочка” (детская песенка)
21. Е. Тиличеева “Колыбельная”
22. “Дождик” (де-мажор) русская народная песня, обработка Т. Попатенко
23. “Сорока” русская народная песня
24. Л. Сигал “Песенка моя”
25. А. Жумаев “Дрёма”
26. “Приди, приди, солнышко” украинская народная песня, обработка П. Барчунова
27. В. Цветков “Считалочка”
IV
28. В. Цветков “ДОЖДИК”
29. В. Цветков “КАПЕЛЬ”
30. В. Цветков “ВЕТЕРОК”
31. В. Цветков “УЛИТКА”
32. В. Цветков “КУЗНЕЧИК”
33. В. Цветков “ЖУК”
34. В. Цветков “КОМАРИК”
35. В. Глейхман ЭТЮД
36. “ЛЮЛИ – ЛЮЛИ” белорусская народная песня, обработка Н. Чуркина
37. “ХОДИТ ЗАЙКА” («Грустный зайка», вариант русской народной песни, обработка А. Жумаева)
38. Т. Захарьина “КОЛЫБЕЛЬНАЯ”
39. Н. Френкель “ЗИМА”
40. “ПЕРЕПЕЛОЧКА” белорусская народная песня, обработка А. Жумаева
41. А. Жумаев “ПЬЕСА” (на четырех нотах)
V
42. “У КОТА – ВОРКОТА” русская народная песня, обработка Г. Левкодимова
43. Е. Тиличеева “ТРУБА”
44. “ВАСИЛЕК” русская народная песня, обработка А. Жумаева
45. Е. Тиличеева “СПИТЕ, КУКЛЫ” (колыбельная)
46. М. Ройтерштейн “КОЛЫБЕЛЬНАЯ”
47. “КОЛЫБЕЛЬНАЯ” французская народная песня, переложение В. Игнатьева
48. “ДУНЯ” русская народная песня
49. “ШИЛО СОЛНЫШКО” литовская народная песня
50. “УЖ КАК ШЛА ЛИСА” русская народная песня
51. Н. Френкель “ДОЖДИК”
52. Е. Тиличеева “ВОСЬМОЕ МАРТА”
53. “ПЕТУШОК” русская народная прибаутка, обработка М. Красева
54. М. Красева “БЕЛЫЕ ГУСИ”
55. “ДОЖДИК” детская песенка, обработка Б. Милича
56. А. Жумаев “ПЬЕСА НА ПЯТИ НОТАХ”
57. “ДОЖДИК” (до-мажор) русская народная песня, обработка Т. Попатенко
58. В. Карасева “КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЗАЙЧОНКА”
59. “НИНА” итальянская народная песня
60. “ДВА КОТА” польская народная песня, обработка В. Сибирского
61. Е. Тиличеева “ГАРМОШКА”
62. “ОЙ, ЕСТЬ В ЛЕСЕ КАЛИНА” украинская народная песня, обработка Л. Ревуцкого
63. “ЗАЯЦ БЕЛЫЙ” русская народная попевка (считалочка), обработка В. Агафонникова
64. “Я КУПЛЮ СЕБЕ ДУДУ” русская народная песня (считалка), обработка В. Агафонникова
VI
65. “КАК ПОШЛИ НАШИ ПОДРУЖКИ” русская народная песня
66. А. Жумаев “ПОЛЬКА” (мажорная пьеса на шести нотах)
67. А. Жумаев “ПЬЕСА” (минорная пьеса на шести нотах)
68. Н. Френкель “ФАСОЛЬ”
69. Н. Френкель “САРАФАН”
70. А. Жумаев “ПЬЕСА”
71. Е. Тиличеева “МАРШ”
72. “СПАТЬ ПОРА” (попевка)
73. “БАРАБАН И ТРУБА” (попевка)
74. “ЧИКИ, ЧИКИ, ЧИКАЛОЧКИ” детская песенка из сборника «Гусельки»
75. “ДОЖДИК” румынская народная песня
76. Т. Попатенко “ПТИЧКА”
VII
77. “КУРЫ, ГУСИ, ДА ИНДЮШКИ” украинская народная песня, обработка А. Жумаева
78. А. Жумаев “ПОЛЬКА” (пьеса на семи нотах)
79. Д. Томпсон “ВАЛЬС ГНОМОВ”
80. “НЕ ЛЕТАЙ, СОЛОВЕЙ” русская народная песня, обработка Г. Киркора
81. Г. Эрнесакс “ПАРОВОЗ”, гармонизация А. Жумаева
82. “ЛАДУШКИ” русская народная песня, обработка Н. Римского-Корсакова
83. М. Магиденко “ПЕСЕНКА”
84. Н. Соколова “ВЕСНА”
85. М. Красев “ТОП-ТОП”
86. Я. Степовой “БИМ-БОМ”
87. “ОЙ, РЕБЯТА, ТА-РА-РА!” русская народная песня
88. “ЛЕПЕШКИ” украинская народная песня
89. Д. Кабалевский “ВРОДЕ МАРША”
90. “ГОЛУБЬ-ГОЛУБОК” украинская народная песня, обработка А. Жумаева
91. “ПАТОКА С ИМБИРЕМ” русская народная песня, обработка А. Жумаева
92. “В ЗЕЛЕНОМ САДУ” русская народная песня, обработка А. Комаровского
93. А. Березняк “ЕДЕТ ВОЗ”
94. Д. Кабалевский “ПЕРВЫЙ КЛАСС”
95. Е. Макаров “ПЬЕСА” (для домры и фортепиано «На трех струнах»)
VIII
96. “БЕЛКА” словацкая народная песня, обработка А. Жумаева
97. Ц. Кюи “ПЕСЕНКА”
98. А. Жумаев “ВОСЕМЬ НОТ”
99. М. Иорданский “ГОЛУБЫЕ САНКИ”
100. Д. Кабалевский “МАЛЕНЬКАЯ ПОЛЬКА”
101. В. Агафонников “КУКУШКА”
102. “КОЗЛИК” русская народная песня, обработка А. Лысаковского
103. Н. Бакланова “ЭТЮД”
104. С. Майкапар “ПЕРВЫЕ ШАГИ” («Анданте»)
105. “РУССКАЯ ПЕСНЯ”, обработка А. Жумаева
106. “УТРЕННЯЯ ЗОРЬКА” детская песенка
107. А. Комаровский “МАЛЕНЬКИЙ ВАЛЬС”
108. П. Петров – Омельчук “ЭТЮД – ОСТИНАТО”
109. “КАК ЗА СИНЕЮ РЕКОЙ” русская народная песня
110. “САВКА И ГРИШКА” русская народная песня, обработка А. Жумаева
111. Н. Любарский “КУРОЧКА”

Читайте также:
Визовые центры Испании в России: особенности подачи документов

Ноты для балалайки и фортепиано
74 стр.

Юмореска Глебов Е.

Самоучитель игры на балалайке Илюхин А.

Народные песни и песни советских композиторов Составитель Б.А. Романов

Балалайка (3 класс) Клавир

Балалайка (3 класс) Партия балалайки

Хрестоматия балалаечника составитель В. Глейхман

Детская музыкальная школа 1-3 классы
Народные песни и танцы:
1. Как на тоненький ледок
2. Не летай, соловей
3. Котик
4. Дроздок
5. Как пошли наши подружки.
6. Вдоль по улице в конец
7. Возле речки, возле моста
8. Под яблонью кудрявою
9. Во саду ли, в огороде
10. За реченькой диво
11. У голубя, у сизого
12. Аннушка
13. По улице мостовой
14. Вспомним, братцы, Русь да славу
15. Неделька
16. Утушка луговая
17. А я по лугу
18 Холсточек
19. На краю деревни домик
20. Хлопчик пашенку пахае
21. Ой, що ж то за шум
Зарубежные композиторы:
22. Р. Шуман “Песенка”
23. Ж. Векерлен “Детская песенка”
24. Л. Бетховен “Народный танец”
25. Р. Шуман “Марш”
26. В. Моцарт “Майская песня”
27. Д. Перголези “Пастораль”
28. Р. Шуман “Марш солдатиков”
29. К. Вебер “Хор охотников из оперы “Волшебный стрелок””
30. Ф. Шуберт “Шотландский танец”
31. Л. Бетховен “Менуэт”
Русские композиторы
32. Л. Бекман “Елочка”
33. П. Чайковский “Мой Лизочек”
34. А. Гречанников “На зеленом лугу”
35. А. Гречанников “Моя лошадка”
36. А. Аренский “Журавель”
37. В. Ребиков “Моя ласточка сизокрылая”
38. М. Мусоргский “Гопак из оперы “Сорочинская ярмарка””
39. П. Чайковский “Камаринская”
40. М. Глинка “Соловушка”
41. В. Ребиков “Вечер на лугу”
Советские композиторы
42. Т. Захарьина “Колыбельная”
43. Аз. Иванов “Полька” Обр. В. Глейхмана
44. М. Магиденко “Плясовая”
45. Д. Кабалевский “Рассказ героя”
46. Б. Феоктистов “Плясовой наигрыш”
47. Г. Фрид “Под гармошку”
48. Г. Фрид “Песенка”
49. Ю. Шишаков “Ноктюрн”
50. В. Локтев “Гори, костер, веселей”
51. С. Цинцадзе “Песенка Маринэ из кинофильма “Стрекоза””
52. М. Марутаев “Причуда”
53. Д. Кабалевский “Полька”
54. А. Польшина “В кукольном театре”
55. Д. Шостокович “Танец”
56. П. Барчунов “Тема с вариациями (на украинскую народную мелодию)
Этюды
57. В. Глейхман “Этюд”
58. Ю. Шишаков “Этюд”
59. А. Гедике “Этюд”
60. Ю. Шишаков “Этюд”
61. Д. Кабалевский “Этюд”
62. В. Глейхман “Этюд”
63. М. Марутаев “Этюд”
64. Н. Прошко “Этюд”
65. В Глейхман “Этюд”
Ансамбли
66. На зеленом, на лугу
67. Старинная французская песенка
68. Вик. Калинников “Тень-тень”
69. Ахти, матушка, голова болит
70. Пойду ль я, выйду ль я
71. Новгородские частушки
72. Д. Кабалевский “Ежик”
73. Прялица
74. Н. Чайкин “Хоровод”
75. М. Магиденко “Два веселых друга” (Наигрыш)

Читайте также:
Особенности поиска работы на Тайване и трудоустройство в 2022 году

Ноты для балалайки и фортепиано
79 стр.

Поиск материала «Нотная тетрадь для начинающих балалаечников, Жумаев А.» для чтения, скачивания и покупки

Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы:

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

Search results:

  1. Дляначинающихбалалаечников

111 пьес для начинающих балалаечников . А.Х. Жумаев . Репертуарное приложение. К авторской образовательной программе дифференцированного обучения. Музыкальное искусство музыкальное исполнительство.

А. Жумаев . Репертуарное приложение к авторской образовательной программе дифференцированного обучения в классе балалайки ДМШ, ДШИ.

[ Скачать с сервера (1.72 Mb) ].

Канцтовары. Письменные принадлежности. Бумажные канцтовары. Ранцы, рюкзаки, сумки. Канцелярские мелочи. И многое другое.

Автор : А. Жумаев Год : 2002 Издательство : Саратов Страниц : 73 Формат : PDF Размер : 1,7 МВ Язык : русский. Составление данного сборника вызвано необходимостью иметь учебное пособие, которое в достаточном объеме предоставляло бы педагогам ДМШ материал для работы с начинающими обучаться на балалайке. В архив также добавлена нотная тетрадь для начинающих балалаечников .

Рабочая тетрадь для начинающего балалаечника 12 стр.

Андреев. Антология литературы для балалайки ( ноты ) Осипов.

Основы игры на балалайке Самоучитель игры на балалайке Галахов. Искусство балалаечников Дальнего Востока Тремасов.

1988 Панин В. – Сборник Руские песни Педагогический репертуар балалаечника . Вып. 2. (3-5 классы ДМШ) 1977 Популярная музыка для ДМШ Пьесы для дуэта балалаек (ДМШ) Трояновский Б. – РНП в обработке для голоса и балалайки с сопровождением фортепиано Учебный репертуар ДМШ (3 класс) Учебный репертуар ДМШ Хрестаматия балалаечника .

» ноты для дуэта скрипок » ноты этюдов для выпускного экзамена на ф – но скачать » ноты для домбры » скачать

“Сорока” русская народная песня 24. Л. Сигал “Песенка моя” 25. А. Жумаев “Дрёма” 26.

2012-08-17 Нотная тетрадь для начинающего балалаечника – Жумаев А .

Основы игры на балалайке Самоучитель игры на балалайке Галахов. Искусство балалаечников Дальнего Востока Тремасов. Ежедневные упражнения для балалаечника .

» ноты для дуэта скрипок » ноты этюдов для выпускного экзамена на ф – но скачать » ноты для домбры » скачать

“Сорока” русская народная песня 24. Л. Сигал “Песенка моя” 25. А. Жумаев “Дрёма” 26.

2012-08-17 Нотная тетрадь для начинающего балалаечника – Жумаев А .

Педагогический репертуар балалаечника для ДМШ (стр. 36-60).pdf.

Всем доброго дня, очень нужны ноты Е.Дербенко “Артист на эстраде” для балалайки. может у кого есть, заранее благодарю.

А. Жумаев . 111 пьес для начинающих балалаечников .

Составление данного сборника вызвано необходимостью иметь учебное пособие, которое в достаточном объеме предоставляло бы педагогам ДМШ материал для работы с начинающими обучаться на балалайке. В архив также добавлена нотная тетрадь для начинающих балалаечников .

Нотная тетрадь для начинающего балалаечника Жумаев А .

111 пьес для начинающего балалаечника (Партия балалайки) А. Жумаев . Автор: ax 17 августа 2012.

Нотная тетрадь для начинающего балалаечника Жумаев А .

111 пьес для начинающего балалаечника (Партия балалайки) А. Жумаев . Автор: ax 17 августа 2012.

А. Жумаев . 111 пьес для начинающих балалаечников – Балалайка – Ноты , аккорды, табы – Каталог файлов – Музыкальные пособия, самоучители, справочники, ноты .

А. Жумаев . 111 пьес для начинающих балалаечников .

Составление данного сборника вызвано необходимостью иметь учебное пособие, которое в достаточном объеме предоставляло бы педагогам ДМШ материал для работы с начинающими обучаться на балалайке. В архив также добавлена нотная тетрадь для начинающих балалаечников .

А. Жумаев . 111 пьес для начинающих балалаечников .

Составление данного сборника вызвано необходимостью иметь учебное пособие, которое в достаточном объеме предоставляло бы педагогам ДМШ материал для работы с начинающими обучаться на балалайке. В архив также добавлена нотная тетрадь для начинающих балалаечников .

А. Жумаев . Репертуарное переложение к авторской образовательной программе дифференцированного обучения в классе балалайки ДМШ, ДШИ Ноты для балалайки и фортепиано 11 стр.

Нотная тетрадь для начинающего балалаечника Жумаев А .

Дорогие друзья, скопился большой архив нот , думаю пора делиться..

А теперь и обращаться не надо: скачиваете на здоровье! Только одна просьба: кто скачал что-то из этого, кликайте на сердечко и пишите в комментарии, что именно Вы скачали . Мне будет приятно! Это первая серия.

В очерке рассказывается об истории балалайки, приёмах игры, репертуаре, об известных артистах- балалаечниках . Для широкого круга читателей, интересующихся игрой на балалайке, для учащихся учебных музыкальных заведений и музыкантов-исполнителей.

В методической части даны подробные описания приемов игры, рекомендации и нотный материал для их освоения. Методический текст пособия предназначен для преподавателей детских музыкальных школ.

Рабочая тетрадь . Для начинающих балалаечников .

Изучаем нотную грамоту. Пять линеек нотной строчки Мы назвали НОТНЫЙ СТАН, И на нем все ноты – точки Разместили по местам. Линейки нотоносца считаются СНИЗУ ВВЕРХ. Скрипичный ключ, или ключ «Соль». А теперь попробуй написать скрипичный ключ самостоятельно в классе

Спасибо, что зашли за нотами « Нотная папка балалаечника 1. Тетрадь 2» для фортепиано и балалайки. Если вам понравился материал – поделитесь с друзьями, оцените качество нот или оставьте отзыв.

Если вы не обладаете достаточными навыками для игры « Нотная папка балалаечника 1. Тетрадь 2», то подайте заявку на поиск легких нот или аккордов для фортепиано (пианино) и балалайки. Вы можете скачать похожие ноты , midi, аккорды или табы, посмотреть видео уроки, заказать поиск или аранжировку нот и аккордов для любого.

Читайте также:
Можно ли ехать в Турцию по российскому паспорту в 2022 году

Нотная тетрадь для начинающего балалаечника Жумаев А . Автор: ax 17 августа 2012.

“Сорока” русская народная песня 24. Л. Сигал “Песенка моя” 25. А. Жумаев “Дрёма” 26. “Приди, приди, солнышко” украинская народная песня, обработка П. Барчунова 27. В. Цветков “Считалочка” IV 28.

Бесплатно скачать ноты , табулатуры и аккорды для балалайки. Самоучители и нотные сборники. Произведения разной степени сложности. Для балалайки соло, дуэтов и ансамблей. Ссылки на другие нотные архивы в сети.

Нотные сборники. Гаммы и упражнения. Простые мелодии. Ансамбли и оркестры. Сложные произведения. Табы для балалайки в гитарном (народном) строе. Ссылки на сайты с нотами для балалайки.

Сборник – Хрестоматия балалаечника .

Вашему вниманию предлагается нотное издание: “Юный балалаечник . Пьесы для балалайки с фортепиано”. Редакция партии балалайки А. Зверева.

Так давно известное при неожиданном ярком освещении вдруг поражает своей новизной, красочностью, первозданностью. И не случайно “Русские песни” Виктора Панина исполняются известными балалаечниками В. Болдыревым, О. Глуховым, А. Паперным, О. Гитлиным, Е. Шебалиным, А. Горбачевым.

Нотная тетрадь для начинающего балалаечника Жумаев А .

111 пьес для начинающего балалаечника (Партия балалайки) А. Жумаев . Автор: ax 17 августа 2012.

» ноты для балалайки скачать » ноты для дуэта скрипок » ноты этюдов для выпускного экзамена на ф – но скачать » ноты для домбры » скачать бесплатно ноты пьеса в стиле фламенко для трехструнной домры » ноты песен геннадия гладкова » ноты » ноты импровизации для баяна » башкирские композиторы нотный архив » печаль виктор цой фортепьяно ноты .

Нотная тетрадь для начинающего балалаечника – Жумаев А .

Нотная тетрадь для начинающего балалаечника Жумаев А .

111 пьес для начинающего балалаечника (Партия балалайки) А. Жумаев . Автор: ax 17 августа 2012.

Вашему вниманию предлагается нотное издание: “Юный балалаечник . Пьесы для балалайки с фортепиано”. Редакция партии балалайки А. Зверева. СОДЕРЖАНИЕ

Нотная тетрадь для начинающего балалаечника Жумаев А .

Нотная тетрадь для начинающего балалаечника Жумаев А .

Скачать ноты для балалайки и других музыкальных инструментов, посмотреть кратное описание балалайки на PianoKafe.com.

Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям. Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и «ми», и «ля» первой октавы)) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим».

На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Нотная тетрадь для начинающих балалаечников, Жумаев А.»

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 18 млн ответов. Показаны первые 32 результата(ов).

Balalaika: The most Russian of all folk musical instruments

When did the balalaika first appear in Russia?

Historians differ on when exactly the balalaika first appeared in Russia. The first written records mentioning it date back to 1688-1700, during Peter the Great’s reign. In his book Anecdotes from the Life of Peter the Great, historiographer Jacob von Staehlin wrote that Peter “had no chance to hear anything other than the rough sound of drums, a field flute, a balalaika, a shepherd’s horn and a Ukrainian bandura”.

Peter grew fond of folk music during his travels in Europe. Since the tsar loved fun and amusements, he often invited balalaika players and other folk musicians to perform at different festivities.

Balalaika player. Illustration from ‘Army of Peter the Great’ book

There is, however, another opinion as to the time when the balalaika first emerged: in his 1865 etymological dictionary of 25,000 foreign words “that have come into use in the Russian language”, Alexey Mikhelson concluded that balalaika was a Tatar word. Its definition read: “A three-stringed musical instrument in the form of a guitar, played by strumming the strings with fingers.” There is a theory that the balalaika was introduced to Russia during the Tatar-Mongol yoke (13th-15th centuries).

How the balalaika became a folk instrument

In Peter the Great’s times, the balalaika was the instrument of peasants and skomorokhs (wandering actors). Playing it was considered an idle pastime. The very sound of the word balalaika was associated with the Russian verbs balakat’, balabolit’, which meant to chatter, to engage in idle talk.

Russian peasants, 1907–1915

After Peter the Great, the balalaika remained an instrument played by peasants and completely forgotten among the nobility. Interest in it revived only in the late 19th century, together with a fashion for everything authentically Russian. That was the time when buildings and churches were built in the pseudo-Russian style and clothes influenced by folk costumes were designed.

At the time, a St. Petersburg musician, Vasily Andreyev, founded an orchestra called The Club of Balalaika Lovers. In addition to balalaikas, it included domras (a kind of lute), wind instruments (flutes, horns) and percussion instruments. Its concerts were a great success, and the Russian nobility began to develop an interest in folk music.

Furthermore, that was when the balalaika gained worldwide fame – Andreyev’s orchestra gave concerts in the Russian Pavilion at the Universal Exposition in Paris in 1889 and was a great success.

Together with other enthusiasts, Andreyev introduced improvements to the old instruments: the modern balalaika looks like it does today largely thanks to him. His craftsmen created a whole family of balalaikas – prima, viola, piccolo, bass and double bass.

Cartoon featuring Vasily Andreyev in ‘Strekoza’ magazine, 1903

Who plays balalaika these days

Today, the balalaika, along with ballet and avant-garde art, is one of Russia’s most popular cultural exports.

A huge contribution to popularizing the balalaika in the West was made by British musician Bibs Ekkel. He is not only one of the best virtuoso performers on the instrument, but he also taught Russian folk music at university, and recorded a series of balalaika concerts for BBC Radio.

Читайте также:
Виза в США для ребенка - документы для несовершеннолетних

Another modern virtuoso – Russia’s Alexei Arkhipovsky – is called the Paganini of the balalaika. After many years of playing in a folk orchestra, he began a solo career, mastering, it seems, absolutely all the possibilities of the instrument and performing music specifically composed for the balalaika.

Balalaika concerts are held all over the world, and many performers no longer dress like Russian peasants, on the contrary, they often wear tuxedos, thus proving that the balalaika, although a simple instrument, is in no way inferior to any instrument in a classical orchestra.

One of the most famous contemporary Russian groups – The Balalaika Trio – have made the balalaika fashionable. They perform both classical pieces with an orchestra and cover versions of foreign hits.

By the way, balalaika cover versions are very popular and gather an incredible number of views online. Here, for example, is the global hit Despacito in a Russian folk arrangement performed on a double bass balalaika, domra and accordion.

If using any of Russia Beyond’s content, partly or in full, always provide an active hyperlink to the original material.

to our newsletter!

Get the week’s best stories straight to your inbox

Грузинская балалайка, удмуртский рейв и католический дэт-метал из Нальчика: 5 российских микролейблов, издающих нетривиальную музыку

Чеченский шансон из Грузии, якутский панк и вопли псковского демонического Лунтика: всем этим занимаются маленькие российские лейблы, разыскивающие и издающие самую странную музыку, какую только можно представить. Изучаем их вместе с Булатом Халиловым.

Скоростной интернет, бесплатный софт и дешевое оборудование для звукозаписи сильно изменили положение дел в музыкальной индустрии. Мейджор-лейблы, крупные продюсеры и старые фестивали всё еще есть, но строгой иерархичности больше нет. Теперь каждый может создавать музыку дома и издавать ее как угодно. Даже само понятие «лейбл» размылось: не обязательно регистрировать компанию и как-то официально заверять издательскую деятельность. Достаточно просто выкладывать музыку на Bandcamp или в соцсетях, и вы уже — маленький независимый лейбл.

Примерно так и начался этнографический лейбл Ored Recordings, о приключениях которого я периодически рассказываю на «Ноже». Мы купили рекордер и стали ездить в экспедиции за музыкой, которая почти никак не представлена ни в андеграунде, ни в популярной музыке.

Абсолютная демократичность и низкий порог входа в музыкальную индустрию дали площадку любым культурам и творческим подходам. Но тут же появилась новая проблема: контента стало очень много, и, чтобы найти что-то интересное, приходится искать, думать и пытаться разобраться самому. Либо довериться чужому вкусу. Впрочем, для кого-то это скорее не проблема, а новое поле поисков и экспериментов.

К тому же в ситуации, когда можно выпускать что угодно, стали появляться лейблы, издающие музыку, до которой коммерческим конторам нет дела.

Сегодня мы расскажем о пяти таких примерах в России — лейблах, которые намеренно или по стечению обстоятельств выпускают музыку локальных культур и сообществ — от корневого фольклора до экспериментальной электроники и блэка.

Antonovka Records — этнографический лейбл, не скованный географией

Самый фольклорный лейбл списка

Практически полный аналог Ored Recordings и кочевого лейбла Винсента Муна Petites Planetes.

Антон Апостол, фотограф и балалаечник, путешествует по миру — от Грузии и Казахстана до Руанды, не забывая и о российских регионах, — и пишет в полевых условиях домашние ансамбли, коллективы бабушек из районных ДК и молодых исполнителей традиционной музыки.

«Наша миссия проста. К примеру, в Вепсском лесу есть деревня, где бабушки-вепсянки поют вепсские песни. Значит, любые случайно взятые Джон Смит или Харуто Накамура при гуглении Veps songs сразу должны найти их альбом. Всё.

У нас есть черная коробочка с красной кнопкой „запись“, два микрофона на стоячих палках для селфи и билет на самолет с серебристым крылом. Или на поезд Москва — Чебоксары. Или на маршрутку Тбилиси — Телави».

В целом у «Антоновки» типичная или скорее логичная панк-этнографическая оптика — поехать туда, где играют классную, но не очень известную музыку, записать и выложить ее без особых академических амбиций.

У отказа или игнорирования этнографических методов и принципов есть недостатки. Например, Антон Апостол не записывает возраст исполнительниц, потому что «мне неудобно у женщин возраст спрашивать», и с этнографической точки зрения такой субъективизм недопустим. Но лейбл на объективность и не претендует.

Главной же фишкой «Антоновки» можно назвать маневренность — с 2019 года издано 46 релизов — и фокус на гибридных, локальных и невитринных явлениях в традиции: городская музыка Армении, вайнахские наигрыши из Панкиси, балалайки Тушетии, бард-самоучка из Твери и всё то, что спрятано на самом видном месте — в повседневности разных сообществ и отдельных людей.

9January — лейбл региональной музыки из Удмуртии

Самый быстроразвивающийся лейбл списка

Оксана Бода, энтузиаст, промоутер и музыкальный гик из Ижевска, занималась продвижением молодых артистов в родном городе, организацией нескучных мероприятий и вечеринок. В этом году она решила объединить свой опыт и страсть под вывеской 9January — лейбла и музыкального комьюнити.

У молодого лейбла нет стилистических рамок или общего звучания, объединяющего артистов и релизы. 9January издает постпанк, условно стадионный рок и около-традиционную музыку.

Главное — сместить акценты с Москвы и Питера и подсветить региональные сцены.

Концепция и политика 9January описаны в манифесте. Там заметно, что начинающий лейбл не только про мечту, запал и добрые, но абстрактные вещи. Большой упор делается и на проблемы индустрии — получение прибыли, создание в регионах не просто музыкальной сцены, но и здоровой среды, отказ от строгой иерархичности и т. д.

Поэтому 9January и не зацикливается на конкретных жанрах и саунде. Лейбл не про что, а про как.

В качестве иллюстрации подхода 9January самый показательный артист — post-dukes. Это фолктроника, соединяющая традиционную удмуртскую музыку и неспешную электронику. Само объединение этнографии и глобальных жанров — метод не новый и справедливо критикуемый многими, но музыку post-dukes спасает одинаковое погружение и в родную культуру, и в саунд-дизайн.

Жэст Records — пыльные архивы и новый андеграунд из Нальчика

Самый эклектичный лейбл списка

Новый нальчикский лейбл, издающий локальный андеграунд в диапазоне от дэт-метала до хип-хопа. Издательство было организовано Амаром Абазовым, стоматологом и барабанщиком активной в конце нулевых на юге России deathcore-группы Awake For Life. Еще раньше Амар читал рэп, вдохновленный Wu-Tang Clan, в группе The Жэст.

Читайте также:
Что даёт вид на жительство в РФ для гражданина Казахстана

Название старого проекта и унаследовал новый лейбл.

Как и 9January, «Жэст» не придерживается конкретного звука или стиля. Лейбл становится, с одной стороны, прибежищем для тех, кто делает хоть что-то в условиях отсутствия индустрии и понятной системы, а с другой — служит архивариусом мозаичного прошлого андеграунда Северного Кавказа и ближайших регионов.

В архивной серии лейбла можно найти забытые жемчужины экстремальной музыки из Нальчика: «Плоды просвещения» — старорежимный хеви/треш 1980-х годов и бешеный хардкор-панк от группы «Зубы».

Есть и более поздние примеры регионального экстрим-метала, который без знания контекста можно принять за (пост)иронию. Например, католический дэт-метал из всё того же Нальчика от дуэта Megilloth или дарк-метал-группа Voroth из Невинномысска, которая звучит как группы времен расцвета журнала Dark City и лейбла CD-Maximum.

На Bandcamp и в стримингах лейбла есть еще хип-хоп, меланхоличный эмбиент, а скоро выйдут релизы с инди-фолком.

Такая эклектичность может оттолкнуть многих, так как непонятно, чего ожидать от Амара дальше. Но уже сегодня «Жэст» справляется с миссией, которую давно кому-то надо было взять на себя: систематизация стихийного андеграунда и продвижение тех, кому есть что сказать, но непонятно, как это сделать.

В обозримом будущем «Жэст» станет и букинг-агентством. Амар хочет привозить на Кавказ новую музыку и возить своих резидентов на значимые фесты. Начало уже положено: депрессив-блэк-метал-проект Skagur из Нальчика выступит на шоукейсе Рихтерфеста в рамках Moscow Music Week.

Horrible Room — черный шум, злобный панк и грязь из псковских болот, московских подвалов и других злачных мест

Самый прямолинейный лейбл списка

Horrible Room издает грязную, жесткую, прямолинейную и вместе с тем неглупую музыку. Жанровый диапазон гораздо уже, чем у всех других упомянутых лейблов: блэк-метал, нойз, нойз-рок и панк-рок, в котором всего вышеперечисленного больше, чем панка.

Из интервью, которое для статьи дал основатель HR Тосол, сложно понять внутреннюю кухню лейбла. Принципы «Ужасной комнаты»: «Чем хуже, тем лучше» и «Делай что хочется, вот и закон». Не слишком информативно, но вполне соответствует общей атмосфере, которая создается как звуком, так и нарочно примитивным визуальным оформлением кассет и цифровых релизов.

Тосол отрицает связь лейбла с региональной концепцией. Он издает всё, что ему нравится.

При этом логотипом Horrible Room служит герб Москвы, а среди релизов львиную долю занимают проекты из псковского объединения Pleskau Brethren Circle: Sidekut Slave, Hexenvomit, Needle Fetish, Леший и другие.

Псковские подписанты HR, как и большинство остальных проектов с лейбла, идут не проторенным и поднадоевшим для блэка путем дьяволопоклонничества и оккультизма, а находят мрак в окружающей действительности и ужас в текстах постсоветской попсы: на альбомах не сразу читаемые кавера на Шуру («Руки скованы вечным холодом») и Наталью Ветлицкую («Дыхание ледяной луны»); а вместо демонических сущностей тут Лунтик, псковская братва и потерявшие волю к жизни солдаты вермахта.

Несмотря на то что локальность или региональность Horrible Room может показаться надуманной, лейбл с неожиданной стороны подходит и к образам российской культуры, и к жанровым клише экстремальной музыки.

Не так давно лейбл забанили на Bandcamp после выхода альбома французов Seigneur Voland — из-за возможной связи с ультраправым движением. Впрочем, какой-то конкретный посыл в переиздании на Horrible Room довольно сложно обнаружить. Но блюстители морали смогли. Теперь релизы московского лейбла можно найти только в ВК и на физических носителях.

«Юность Севера» — якутский панк-лейбл, промоагентство и сплоченное вокруг музыки сообщество

Якутский рок — явление сегодня не очень популярное, но в конце 1980-х и начале 1990-х местная психоделия и переложение элементов якутской традиционной музыки на почву гитарного авангарда или рок-н-ролла было на подъеме. Группы, сформировавшие локальный стиль саха-рок, организовывали крупные фестивали в республике, а их шоукейсы проходили не только в Москве или Питере, но и на Западе. Якутский рок-андеграунд звучал экзотично и, возможно, поэтому быстро завоевал популярность в сфере независимой музыки. Но якутское рок-подполье с такой же стремительностью сгорело и ушло с радаров, с какой вырвалось из родной республики. Старые группы «Хардаа», «Чолбон», «Айтал» и другие — это скорее не живые легенды, а уважаемые ветераны славного прошлого.

С таким мощным, но трагическим прошлым самым естественным и логичным выходом для молодых музыкантов было бы следование по проторенным старшими дорогам и возрождение традиций саха-рока. Но ребята из лейбла «Юность Севера» пошли другим путем и начали развивать свое звучание без прямых отсылок к эпосу «Олонхо», шаманским камланиям и импровизациям на варгане.

Резиденты и друзья «Юности Севера» играют шумный и грязный рок в широком диапазоне от лирического поп-панка и шугейза до злобного d-beat-молотилова. В целом у групп с лейбла нет какого-то национального компонента и всё звучит как молодая андеграундная музыка без привязки к местности.

Для кого-то космополитический подход якутских групп может выглядеть минусом, но смысл как раз в том, что местный панк-рок не заигрывает с внешним слушателем, не пытается никому понравиться и никак на экзотике не выезжает.

Только группа Crispy Newspaper поет принципиально на родном языке о «жизни простого жителя Якутска», как говорят сами музыканты. Но музыкально это всё тот же лоу-файный панк, иногда переходящий в нойз-рок.

Огромная часть каталога «Юности Севера» — лайвы, записанные на домашних концертах и фестивалях, которые лейбл организует в родном городе. По этим релизам и видео в ютубе понятно, что живые выступления — важная и яркая сторона якутского панка. Возможно, тут накладывает отпечаток труднодоступность и изолированность Якутии: группы из других регионов редко заезжают в республику, а местных музыкантов слишком дорого везти в туры и на фестивали. Поэтому «Юность Севера» организует концерты для себя, а музыканты могут играть то, что им нравится, без оглядки на ожидания извне.

Балалайка

При фразе «русский народный инструмент» моментально вспоминается задорная балалайка. Незатейливый предмет родом из далекого прошлого, настолько далекого, что невозможно точно определить, когда он появился, продолжает радовать любителей музыки до сих пор.

Читайте также:
Как оформить и получить загранпаспорт: где можно сделать заграничный паспорт, порядок получения в 2022 году

Что такое балалайка

Балалайкой называют щипковый музыкальный инструмент, относящийся к категории народных. Сегодня это целое семейство, включающее пять основных разновидностей.

Устройство инструмента

Состоит из следующих элементов:

  • корпуса, треугольного, плоского спереди, округлого, имеющего 5-9 клиньев сзади;
  • струн ( количество всегда равное– три штуки);
  • голосника – круглого отверстия посередине корпуса, с лицевой стороны;
  • грифа – деревянной длинной пластины, вдоль которой расположены струны;
  • ладов – тонких полосок, расположенных на грифе, изменяющих тон звучащих струн (количество ладов – 15-24);
  • лопатки – детали, венчающей гриф, с прикрепленным механизмом для натягивания струн.

Вышеперечисленные элементы – небольшая часть, составляющая музыкальное изделие. Общее количество деталей инструмента превышает 70.

Строение балалайки и гитары имеет схожие признаки. Оба инструмента – струнные, щипковые. Но строение, особенности использования указывают на отличия гитары:

  • форма корпуса;
  • количество струн;
  • габаритные размеры;
  • манера исполнения;
  • различие строя.

Звучание

Звук балалайки – звонкий, громкий, высокий, достаточно мягкий. Подходит аккомпаниаторам, не исключает солирования.

Разновидности различаются размерами, предназначением, звучанием. Профессионалы владеют множеством приемов извлечения звука. Наиболее распространенные: бряцание, вибрато, тремоло, дроби.

Строй балалайки

Первоначально балалайка и строй оставались понятиями несовместимыми. Инструмент использовался любителями, не имевшими представления о музыкальном строе. В XIX веке все разновидности стали частью оркестра, появилось несколько вариантов настройки:

  • Академический строй. Нота «ми», образованная звучанием в унисон двух начальных струн, нота «ля» – третьей струной. Строй получил широкое распространение среди концертирующих балалаечников.
  • Народный строй. Соль (начальная струна), Ми (вторая струна), До (третья струна). Наиболее распространенный вид народного строя. Всего существует несколько десятков: каждый регион обладает собственным методом настройки инструмента.
  • Квантово-унисонный строй. Представляет звучание струн балалайки-примы, описывается формулой Ля-Ми-Ми (от первой струны к третьей).
  • Квартовый строй. Присущ балалайкам вида секунда, бас, контрабас, альт. Тоны чередуются следующим образом: Ре-Ля-Ми.

История балалайки

Историю возникновения балалайки невозможно рассказать однозначно. Существует разные версии возникновения. Официальное упоминание датируется XVII веком, появилась народная любимица гораздо раньше.

Одна теория связывает историю происхождения с азиатскими странами. Там существовал подобный инструмент – домра, схожий размерами, звучанием, внешним видом, строением.

Вероятно, во времена татаро-монгольского ига жители Руси заимствовали принципы создания домры, несколько переиначив, получив принципиально новый предмет.

Вторая версия гласит: изобретение исконно русское. Кто придумал – неизвестно. Название соответствует понятиям «балакать», «балаболить» (быстро разговаривать). Специфические бренчащие звуки действительно напоминают бойкий разговор.

Отношение к предмету было несерьезное, вызывало ассоциации с безграмотным мужицким сословием. Царь Алексей Михайлович предпринимал попытки изжить народную забаву. Идея провалилась: после смерти государя «балаболка» моментально распространилась среди крестьян.

Старинные устройства внешне отличались от современниц, выглядели зачастую нелепо. Крестьяне мастерили инструмент подручными средствами: корпусом служили ковши, струнами – жилы животных.

Популярность народной любимицы в XIX веке сменяется забвением. Второе дыхание музыкальное изделие обрело усилиями удивительного человека – дворянина В. Андреева, музыканта по профессии. Мужчина создал семейство балалаек, включающее пять представительниц. Андреевым изобретена современная балалайка привычного сегодняшнего вида.

Выступление ансамбля балалаечников, устроенное Андреевым, ознаменовало эру возрождения инструмента. Известные композиторы писали музыку специально оркестру народных инструментов, концерты балалаечников пользовались успехом, народникам, наряду с Россией, рукоплескала Европа. Бывали на концертах мировые знаменитости, стоя аплодировавшие русским виртуозам.

С тех пор балалайка укрепляет позиции, оставаясь востребованным инструментом.

Разновидности балалаек и их названия

Профессиональные музыканты выделяют следующие разновидности балалаек:

  • Балалайка-прима. Размерами 67-68 см. Единственная, идеально подходящая солирующим музыкантам. Основные партии русского народного оркестра пишутся именно для примы.
  • Секунда. Длина составляет 74-76 см. Предназначение – аккомпанемент, играют аккордами, интервалами.
  • Альт. Длина 80-82 см. Обладает мягким, сочным тембром. Выполняет функции, сходные с секундой.
  • Бас. Принадлежит басовой группе. Играет в большой октаве. Отличительный признак – низкий тембр. Размер – 112-116 см.
  • Контрабас. Отличие от баса: играет в контрактаве. Является наиболее громоздким инструментом линейки – длиной 160-170 см. Чтобы держать гиганта вертикально, внизу предусмотрена подставка.

Вышеперечисленные разновидности входят в оркестр народных инструментов. Осталась за кадром самая маленькая балалайка, изобретенная В. Андреевым, называется балалайкой Пикколо. По задумке автора, основная функция – подчеркивать верхний регистр музыкального произведения.

Использование

Музыкальное изделие популярно, благодаря собственной универсальности, умению отлично гармонировать со всевозможными группами инструментов. Основная сфера применения – оркестры народных инструментов. Есть виртуозы, играющие сольно, в дуэте.

Как выбрать балалайку

Музицирование доставит удовольствие, если правильно выбрать инструмент:

  • Внешний вид грифа: отсутствие искривлений, трещин, сколов, средней толщины (не толстый, не тонкий). Лучший материал – черное дерево.
  • Лады. Внимание уделяют шлифовке, расположению на одинаковой высоте. Проверить качество шлифовки можно, если слегка потереть поверхность ладов. Лучший материал – никелин.
  • Корпус. Плоская часть корпуса обязательно сделана из ели, полностью плоская, изгибы, вогнутость недопустимы.
  • Струны. Чистота строя, тембр зависят от данной детали. Слишком тонкие производят слабый, невыразительный, дребезжащий звук. Толстые затрудняют пользование предметом, требуют лишних усилий, лишают мелодию певучести.
  • Звук. Правильно выбранный инструмент издает полный, приятный звук, не обрывающийся резко, затухающий постепенно.

Интересные факты

Старинные предметы обладают яркой историей, множеством интересных фактов:

  • Старейший экспонат украшает музей города Ульяновска. Изделие старше 120 лет.
  • Официальный «День балалайки» появился в 2008 году, празднуется 23 июня.
  • Оркестр народных инструментов есть в Японии. Участники – японцы, виртуозно владеющие русским народным инструментом.
  • Ранее существовали двухструнные изделия вместо трехструнных.
  • Хабаровск – город, установивший высочайший памятник балалайке: огромный монумент желтого цвета размером 12 метров.
  • Старинное музыкальное изделие стало символом России, является модным сувениром.
  • В Древней Руси игрой владели скоморохи, пастухи – люди, не обремененные работой, хозяйством.
  • Происхождение предмета окутано тайной: не известен год появления, осталось загадкой имя умельца, который его придумал.

Балалайка – универсальный инструмент, способный воспроизвести любое музыкальное произведение: классическое, народное, веселое, грустное. На ней играют любители, профессионалы, даже дети. Задорные, специфические звуки невозможно спутать с чем-то: небольшое музыкальное изделие стало настоящим символом огромной страны, впитало менталитет русского народа.

История балалайки до Василия Андреева

23 июня, начиная с 2008 года, празднуется Международный день балалайки. Об истории этого самого популярного русского народного инструмента рассказывают страницы книги Анатолия Пересады «Балалайка».

Читайте также:
Кипр: что посмотреть и куда сходить

Из истории балалайки доандреевского периода

Толстой Фёдор Петрович (1783—1873). Крестьянин, играющий на балалайке. 1809 г.

Несмотря на то что балалаечное исполнительство насчитывает несколько веков, сам факт появления балалайки остается предметом дискуссий в научной литературе. В связи с исчезновением из сферы народно-исполнительской практики домры и появлением балалайки высказывались различные мнения.

Известный русский музыкальный критик и теоретик профессор А. С. Фаминцын, опираясь на внешние признаки балалаек, сохранившихся в быту вплоть до конца XIX века, пришел к заключению, что балалайка произошла от домры. Этой версии придерживались практически все исследователи русского народного инструментария. Лишь в середине XX века была выдвинута новая гипотеза, что этот инструмент бытовал задолго до его упоминания в письменных источниках, то есть существовал рядом с домрой.

Первые упоминания о балалайке

Заболотский Пётр Ефимович (1803—1866). Мальчик с балалайкой. 1835 г.

В фондах Центрального государственного архива древних актов хранится документ «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский» от 1688 года, где впервые (на сегодняшний день) упоминается балалайка. Следовательно, бытование этого инструмента можно отнести к началу XVII века, в то время как домра упоминается в документах, связанных с церковным гонением скоморохов, вплоть до 1657 года.

В «Памяти…» обращает на себя внимание упоминание игры на балалайке как обычного явления, без характерных эпитетов, встречающихся в древнерусских письменных источниках при описании неизвестного или редко встречающегося музыкального инструмента, как, например, «диковенный инструмент» или «особый род струнного инструмента».

Если предположить, что домра была переименована в балалайку с целью «конспирации» (поскольку запрещались игры на «бесовских гудебных сосудах»), то сопоставление двух дат — 1657 и 1688 — говорит не в пользу сторонников происхождения балалайки из домры, так как налицо одновременное существование инструментов.

Интересен и тот факт, что в исторических документах упоминались домры различных размеров, в то время как балалайка не имела себе подобных.

Некоторые исследователи считают, что домра была профессиональным инструментом скоморохов и, вполне возможно, что с исчезновением последних потеряла широкую музыкальную практику. Балалайка же — инструмент сугубо народный и, следовательно, более жизнестойкий.

Никаких данных о конструкции балалайки, формах бытования, способах игры мы не найдем и в «Реэстре» 1715 года, считавшемся на протяжении всей истории инструмента документом, в котором впервые была упомянута балалайка. Более того, некоторые исследователи, ссылаясь на «Реэстр» (в частности, на то обстоятельство, что описываемые там люди с балалайками были одеты в калмыцкие одежды), предполагают нерусское происхождение балалайки. Но нельзя связывать одежды ряженых и музыкальные инструменты. Ведь свадебное шествие, где изображались группы различных народов и племен (и даже профессий), носило ритуальный характер, и единственная цель документа — показать многонациональность Российского государства в период царствования Петра I. В подтверждение этого следует сказать, например, что венгры несли в руках сковородки, а не «скрипицы» — их исконный народный музыкальный инструмент; представители духовенства («поповское» по «Реэстру») — пастушьи рога.

Лишь Ф. Берхгольц в своем дневнике, относящемся к 1721 году, описал внешний вид балалайки («длинный двухструнный инструмент») и ее роль в русском народном музыкальном быту. Он подчеркивал неблагозвучие инструмента, что дает основание предполагать у балалайки постоянно бурдонирующую струну. Каковы были приемы игры, нам неизвестно, и по-видимому, мы никогда не узнаем об этом, но надо полагать, что исполнительское мастерство, как и само музыкальное творчество, и репертуар были понятными и близкими народу, что способствовало популярности этого инструмента.

Спустя 100 лет после первого упоминания о балалайке Я. Штелин в своей работе «Музыка и балет в России XVIII века», изданной в 1880 году, подробно описывает не только внешний вид, но и способы игры на ней: «Балалайка подобно бандуре или поддерживается на перевязи, или без нее просто прижимается к корпусу. Обе струны ее ударяются туда и обратно указательным пальцем правой руки, перебирается же пальцами левой руки только одна струна, в то время как другая звучит свободно, как бас или основной тон, и употребляется постоянно, требует ли того аккорд или нет…»

Благодаря Штелину мы узнаем об основном приеме игры на балалайке (бряцании), манере игры (воспроизведении мелодии на выдержанном звуке), а также о том, что балалайка использовалась как аккомпанирующий инструмент. Известно также, что уже в тот период на балалайке играла не только «чернь», но и представители других сословий («придворный музыкант», «человек из именитого русского дома»).

Из описаний инструмента в «Записках» С. А. Тучкова, «Заметках о России» И. Беллермана, да и в вышеупомянутой книге Я. Штелина видно, что в XVIII веке балалайки были не только различной формы — круглые, треугольные, четырехугольные, трапециевидные, сделанные лишь «из кривого куска дерева», но и с различным количеством струн — от двух до пяти, медных или кишечных, причем подчеркивается, что балалайке треугольной формы отдавалось предпочтение. Разнообразие конструкции, неопределенность диапазона (пяти- и четырехструнные балалайки имели, естественно, больший диапазон, нежели двухструнные) — все это сказывалось на способах держания инструмента: сидя (инструмент между ногами, на бедре или у правого бедра) или стоя (инструмент держался на весу или подвязке).

Существенным является то обстоятельство, что в репертуаре городских балалаечников уже в ту пору были не только народные песни и пляски, но и произведения так называемой светской музыки: арии, менуэты, польские танцы, а также «произведения из аллегро, анданте и престо».

Балалайка во второй половине XVIII века. Хандошкин

Малявин Филипп Андреевич (1869—1940). Товарищи. 1893 г.

Во второй половине XVIII века балалайка часто употребляется в музыкальных увеселениях и церемониях царского двора, а также в домашних концертах придворных вельмож. К этому времени относится появление профессиональных балалаечников городского типа. Первым среди них следует назвать «славного музыканта», блестящего скрипача И. Е. Хандошкина (1747—1804). Выдающийся исполнитель, он был и крупным композитором и дирижером, и собирателем народных песен. Не исключена возможность сочинения Хандошкиным пьес для балалайки. В его скрипичных вариациях самым широким образом используются приемы народного исполнительства и имитация народных инструментов.

Хандошкин был непревзойденным исполнителем русских народных песен как на скрипке, так и на балалайке; за ним надолго сохранилась репутация первого виртуоза на балалайке, приводившего в «музыкальный раж» высокопоставленных и искушенных в «музыкальных увеселениях» вельмож. В начале Хандошкин играл на балалайке народного образца, сделанной из тыквы, позже — на инструменте работы замечательного скрипичного мастера Ивана Батова. Вполне возможно, что балалайка Батова могла быть не только с улучшенным, нежели народная, кузовом, но и с врезными ладами. На известной картине «Народный исполнитель с треугольной балалайкой начала XIX века», опубликованной в одном из первых капитальных инструментоведческих трудов А. С. Фаминцына 1 , музыкант играет на балалайке усовершенствованного образца с семью врезными ладами. Лубочная картина братьев Вдовичевых (нач. XIX века), помещенная в «Атласе народных инструментов» (1975), убеждает в том, что балалаечник играет на инструменте с ладами до самого корпуса. Исследователь фольклорного исполнительства на балалайке В. Галахов считает, что ошибки здесь быть не может, так как для лубочных картин характерно выписывание деталей. В середине XIX века виртуозы-балалаечники, игравшие на «особых» балалайках настолько хорошо, что «масса людей приходила их слушать», встречались в Самарской, Орловской, Пермской, Екатеринбургской, Мурманской, Нижегородской губерниях. По-видимому, профессиональные музыканты-балалаечники, предъявляя повышенные требования к качеству инструмента, использовали в своей практике не простые образцы народных балалаек, а акустически улучшенные модели.

Читайте также:
Работа в Германии для украинцев и жителей СНГ, вопросы и ответы

Профессиональные балалаечники XVIII—XIX веков

Богданов-Бельский Николай Петрович (1868—1945). Праздник на крылечке. 1931 г.

В числе известных профессиональных балалаечников можно назвать придворного скрипача Екатерины II И. Ф. Яблочкина — ученика Хандошкина не только по скрипке, но и по балалайке. Несомненно выдающимся балалаечником доандреевского периода и первым композитором, сочинявшим пьесы для этого инструмента, был московский скрипач-квартетист, композитор и дирижер В. И. Радивилов (1805—1863). Как и о других профессиональных балалаечниках XVIII—XIX веков, о нем сохранились очень скудные сведения. По словам Н. А. Аргилландера, сокурсника по университету, Радивилов «увлекал публику своей игрой на устроенной им самим так называемой балалайке, на которой струны были без ладов. Все увертюры были собственно его сочинения» 2 . Это подтверждают и другие его современники. Они свидетельствуют, что Радивилов усовершенствовал балалайку, сделав ее четырехструнной, и «в игре на ней достиг такого совершенства, что удивлял тамошнюю публику в даваемых им публичных концертах» 3 .

К началу XIX века относится сочинение для балалайки — вариаций на тему русской народной песни «Ельник, мой ельник», написанных большим любителем балалайки, известным оперным певцом Мариинского театра Н. В. Лавровым. Вариации изданы на французском языке и посвящены известному в ту пору композитору А. А. Алябьеву. На титульном листе издания указано, что произведение написано для трехструнной балалайки, что свидетельствует о широкой популярности в тот период трехструнного инструмента 4 .

В документах рубежа XVIII—XIX веков появляются сведения, подтверждающие существование среди балалаечников профессиональных исполнителей, большинство из которых остались безымянными. В деревнях на вечеринках игру балалаечников оплачивали в складчину. Во многих помещичьих усадьбах содержали балалаечника, который играл для домашних развлечений. С. П. Жихарев в «Записках современника» упоминает имя выдающегося балалаечника М. Г. Хрунова, игравшего на балалайке «особой конструкции» 5 . Несмотря на пренебрежительное отношение автора записок к этому простонародному инструменту, он тем не менее дает превосходную оценку игры Хрунова.

Уже в те годы некоторых музыкантов, увлекавшихся игрой на балалайке, не удовлетворяла ее примитивность, и, чтобы расширить художественно-исполнительские возможности, они пользовались безладовыми инструментами. Именно примитивность инструмента при его потенциальных возможностях, заложенных в самой конструкции, как мы увидим дальше, и привела Андреева к мысли об усовершенствовании балалайки.

Печатные издания называют нам еще несколько имен балалаечников, виртуозно владевших этим инструментом. Это — П. А. Байер и А. С. Паскин — помещики из Тверской губернии 6 , а также незаурядный исполнитель — орловский помещик с зашифрованной фамилией (П. А. Ла-кий), игравший «на балалайке с неподражаемой техникой, особенно щеголяя своими флажолетами, которые отбивал также на грифе балалайки» 7 . Эти музыканты играли на инструментах, изготовленных лучшими мастерами, и наверняка их приемы игры отличались от простонародных.

Балалайки, бытовавшие в городе, отличались от простонародных; естественно, другим было и само исполнительство. Об этом писал в книге М. О. Петухов «Народные музыкальные инструменты С.-Петербургской консерватории» (1884). Да и сам Андреев подтверждал, что в городе ему встречались семиладовые инструменты и что Паскин буквально ошеломил его своей профессиональной игрой, изобиловавшей оригинальными техническими приемами и находками.

Строй и конструкция балалайки XIX века. Приёмы игры

Латри Михаил Пелопидович (1875—1942). Танец с балалайкой. 1930-е.

В середине XIX века в печати впервые появились сведения о различных строях балалайки. «Балалайка — трехструнный инструмент, в котором нижние две струны настраиваются в кварту, а третья — в один тон со второю»,— сообщали «Курские губернские ведомости» 8 .

По другим источникам, три кишечные струны строили в квинту, то есть первые две струны — в до, а третья — в соль. В Энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Эфрона мы находим сведения о приемах игры, которыми пользовались балалаечники конца XIX века: «Игра на балалайке производится правою рукою на щипок бряцая, потряхивая кистью, а левою рукою прижимают струны на грифе, перебирая пальцами. Для произведения большего эффекта, балалаечник щелкает по кузову инструмента четырьмя пальцами дробью» 9 . Там же говорится о коллективной игре на инструментах, когда балалаечники соединяются в хоры и разъезжают по крупным ярмаркам. Хоры эти состоят из мужчин и женщин, которые лихо пляшут под звуки балалайки и хоровое пение.

Исследователь балалаечного исполнительства В. К. Галахов, изучив лубочные картины, запечатлевшие народных музыкантов, писал об их посадке, постановке рук, приемах звукоизвлечения: «При игре сидя музыкант-исполнитель клал инструмент на правое колено, а левой придерживал балалайку за длинный гриф. Игра производилась в низком регистре инструмента около верхнего порожка. Иногда корпус балалайки поддерживался двумя коленями или упирался в длинную рубаху и тогда ноги музыканта были расставлены широко. Корпус инструмента в последнем случае находился поэтому ниже обычного, при длинном грифе с такой посадкой можно было без затруднения играть в среднем и низком регистрах. Существовал еще ряд посадок исполнителя; правая нога лежала на левой (как у современных исполнителей на домре), левая нога помещалась на подставочку (чурочку), инструмент упирался в правое бедро углом, левая рука всем предплечьем лежала на голени левой ноги. Во время игры стоя (пританцовывая) балалайка подвешивалась на веревочке, перекинутой через плечо. Ранние зарисовки исполнителей на балалайке, относящиеся к концу XVIII и началу XIX века, позволяют сделать вывод, что при игре на инструменте большой палец не принимал участия и выполнял функцию опоры. Более поздние лубочные картины говорят о том, что в игре участвовали все пять пальцев левой руки» 10 .

Читайте также:
Система образования в США в 2021 году: дошкольные, средние и высшие учебные заведения

На протяжении всей истории мы находим подтверждение, что балалайка выступала как ансамблевый инструмент в самых различных сочетаниях с народными музыкальными инструментами — в дуэтах с гудком, или волынкой, или гармонью, или рожком в трио — с барабаном и ложками, в небольших оркестрах (скрипки народные, балалайки, гитары, бубен), в ансамблях с симфоническими инструментами (скрипки, балалайки, флейты) и др. Известно также использование балалайки в оперных спектаклях. Так, в опере М. М. Соколовского «Мельник, колдун, обманщик и сват» ария Мельника из третьего акта «Уж как шли старик со старухой» исполнялась под аккомпанемент балалайки.

Спад популярности балалайки в середине XIX века

Николсон Бенджамин (1894—1982). Скрипка и балалайка. 1932 г.

Во многих работах, посвященных истории балалайки, авторы связывают исчезновение балалаечников в середине XIX века с общим упадком интереса к русскому народному творчеству, а также с распространением гармоники и гитары. Выводы эти небесспорны по следующим причинам. Во-первых, почему общий упадок интереса отразился столь пагубно только на балалайке, не задев другие инструменты? Во-вторых, пик и широкая популярность гармоники и гитары не совпадают по времени. В таком случае речь идет о двух разных периодах. В-третьих, противопоставлять балалайку гармонике и гитаре нельзя, ибо гармоника по ряду характеристик ближе к балалайке, нежели к гитаре. В-четвертых, балалайка и гитара не были конкурирующими инструментами, так как они бытовали в разных условиях. В-пятых, гармоника и балалайка были связаны с одним типом песенного фольклора, особенно в концу XIX века, поэтому широкое бытование гармоники скорее предполагает, нежели отвергает, столь же широкое распространение и балалайки.

Источник: Пересада А. И. Балалайка. Москва, 1990

Примечания


1 Фаминцын А. С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты.— Спб., 1891.
2 Натансон В. Из музыкального прошлого Московского университета.— М., 1955,— С. 85—86.
3 Деревенская музыка // Самарские губернские ведомости, 1853, 3 окт.
4 Впервые о вариациях Н. В. Лаврова упоминается в двухтомном издании «Русская народная музыка» (т. 1, № 734). Сочинение осталось незамеченным, очевидно, потому, что было издано на французском языке. Авторы-составители двухтомника Д. М. Бацер и Б. И. Рабинович установили, что ноты были изданы до 1812 года.
5 Жихарев С. П. Записки современника.— М.— Л., 1955.— С. 498—499.
6 См.: В. В. Андреев. Материалы и документы.— М., 1986.— С. 223.
7 Пыляев М. Замечательные шутники, оригиналы и силачи // Новое время, 1898, № 7968. П. А. Ла-кий часто играл народные песни во дворце Николая I. У него же была огромная коллекция всевозможных балалаек, сгоревшая при пожаре поместья.
8 Цит. по кн.: Руднева А. В. Курские ткани и карагоды.— М., 1975.— С. 8.
9 Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Энциклопедический словарь.— Спб., 1891.—С. 784.
10 Галахов В. Искусство балалаечников Дальнего Востока.— М., 1982.— С. 65.

Балалаечник Алексей Архиповский: «На балалайке можно играть и джаз, и рок»

Лучший балалаечник по версии Книги рекордов Гиннесса Алексей Архиповский рассказал в интервью АиФ.ru о том, почему ушёл из ансамбля Зыкиной и стал одиночкой, как балалайка стала треугольной, где можно «дёшево» купить инструмент «русского Страдивари», а также почему всегда слышится русский фольклор, даже когда он играет свою авторскую музыку.

— Алексей Витальевич, вы вошли в российскую Книгу рекордов Гиннесса в качестве лучшего в мире балалаечника. Какими критериями руководствовались люди, которые вас туда вносили?

— Утверждать, что я лучший в мире, — это перебор. На мой взгляд, довольно странное определение. «Чемпионство» может присутствовать на конкурсе: кто быстрее и совершеннее играет, тот и лучший. Мне вручили такой вот сертификат, ну и бог и с ним.

— Спорить вы не стали?

— Спорить не стал. Но я это и не особенно рекламирую.

— Знаю, что вы участвовали в фестивале, проходившем на одной из башен Великой Китайской стены. В каких ещё необычных местах звучала ваша балалайка?

— В Южном полушарии, на острове Реюньон, который напротив Магадаскара. Интересный гитарный фестиваль проходит на Корсике. В прошлом году его, к сожалению, отменили из-за пандемии. Но я участвовал в нём лет 5 назад вместе с мировыми звёздами гитарного искусства.

— Даже название у балалайки несерьёзное, не говоря уже о простоте устройства. Почему все-таки вы выбрали именно этот инструмент? Вы ведь освоили и аккордеон с фортепиано.

— На самом деле балалайка — очень непростой акустический инструмент. То, что её считают второстепенной и смешной, — я думаю, это заслуга балалаечников.

Да, мой первый инструмент — аккордеон, который мне по наследству достался от отца. Помню время, когда папа по выходным или на праздники доставал аккордеон и играл на нём. Меня это привлекало. Когда я пошёл в музыкальную школу по классу аккордеона, был маловат ростом. Мне сказали некоторое время поиграть на балалайке, пока не вырасту. Так что это был несознательный выбор в 9 лет. Но педагог по балалайке настолько меня увлекла, что я продолжил этим заниматься одновременно с игрой на фортепиано. Сейчас играю только на балалайке.

— Балалайка ассоциируется с фольклором. Вы же признавались, что почти его не играете. «К сожалению, не нашёл в себе этого русского корня», — сказали вы. Так какие у вас отношения с народной музыкой?

— Положительно отношусь к фольклору. Балалайка, созданная на этой территории, в этом климате, соответствует душевным струнам русского народа. В этом тембре я слышу и слезу берёзы, и трель соловья, и нечто такое, что свойственно нашей стране. Но я родился и вырос в многоэтажном доме в Туапсе, где, как правило, не бывает снега. Краснодарский край климатически не похож на места, которые ассоциируются с деревенским фольклором, балалайкой. Я не находил в себе той условной избушки, березки, снега, тройки вороных коней, запряженных в сани. До 15 лет я ничего подобного не видел. Поэтому для меня всё это было экзотикой.

Хотя балалайка считается исконно русским инструментом, сложно было найти аутентичный русский фольклор. В основном из экспедиций привозили музыку, созданную довольно поздно, в конце XIX века. Среди этнографических изысканий, конечно, есть и «Барыня», и «Камаринская», но попадаются и польские мелодии, и вальсы Андреева и даже фокстроты и гопаки, сыгранные на балалайке.

Читайте также:
Проверка депортации иностранных граждан из России онлайн на сайте МВД в 2022 году (видео)

Поскольку фольклорная балалайка хорошо представлена, у меня возникла идея раскрыть другие грани этого инструмента, не только как узко народного. На балалайке можно играть всё: и джаз, и рок, и классические произведения, и фольклор. Так у меня сложился свой довольно странный жанр: сольная балалайка. Я играю авторскую музыку, которую сам же и сочиняю. В ней слышны и православные хоралы, и «Дубинушка», и «Лучинушка», и частушки, и мотивы, напоминающие Таривердиева, и интонации, свойственные другим русским композиторам, — в общем, всевозможные отсылки к корням. Выдающийся джазмен-мультиинструменталист Аркадий Шилклопер после одного из моих концертов сказал мне: «Что бы ты ни играл, всё равно звучит фольклор». Согласен с ним. У балалайки неповторимый, уникальный тембр, который передаёт русскую фольклорную волну, какую музыку ты бы ни играл.

— Как и где вы приобретаете инструменты? На каких сегодня играете?

— В 1990-е были большие проблемы с балалайками. Но потом появились мастера, которые стали этим заниматься и сегодня обеспечивают инструментами музыкальные школы и другие учебные заведения. Знаю, что на базе института им. Гнесиных есть гильдия мастеров, которая занимается производством балалаек. Я очень редко играю на свежих, в старых есть нечто магическое.

— Как в скрипках Страдивари?

— Совершенно верно. У меня есть пара балалаек 1902 и 1915 годов, сделанных руками известного мастера Семёна Налимова, который считается «русским Страдивари». У его инструментов уникальный тембр. С таким мастерством я больше не сталкивался. Хотя существует масса балалаек, сделанных руками народных умельцев, — с разным количеством струн, разного строя. Не было единого стандарта, в каждой деревне их даже настраивали по-своему.

— Как вам достались налимовские?

— Поскольку их количество очень невелико, нет открытого рынка, где можно купить подобный инструмент. Чаще всего они переходят из рук в руки, от балалаечника к балалаечнику. Первая мне досталась от Валерия Минеева (педагог, гитарист, балалаечник — Ред.), который умер в 2007 году. Его вдова посчитала правильным отдать мне его инструмент. Вторую балалайку я купил случайно в Германии, увидев на Ebay (международная интернет-платформа — Ред.). Немецкий коллекционер, интересующийся балалайками в том числе, долго ее хранил как антиквариат.

— Дорогой инструмент?

— Для меня это была приличная сумма. Но я считаю, что купил её довольно дёшево: за 20 тысяч евро. Есть условная договоренность по поводу того, сколько они стоят. Обидно, что огромное количество уникальных балалаек в 1990-е годы ушло на Запад, где они используются просто как антиквариат. На самом деле это, конечно, достояние России.

Есть у меня ещё инструмент 1928 года, произведенный Галинисом, которому Налимов передал своё мастерство. У его балалаек другой звук, другая форма, расположение пружин, увеличен объём деки и корпуса, сзади на «кузове» 7 клёпок. Классическая балалайка Налимова — шестиклёпочная. Мастера продолжают делать эксперименты, пытаясь найти некий стандарт.

— Почти у всех народов есть щипковый струнный музыкальный инструмент. Но балалайка уникальна своей треугольной формой. Почему она такая?

— Первые упоминания о балалайке в летописи датируются XVII веком, чуть больше трёхсот лет назад. Есть разные версии по поводу формы, одна из которых гласит, что во время царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг. — Ред.) был издан указ, согласно которому скоморошечьи инструменты причислялись к бесовским. Балалайки изымались и публично сжигались. Тех, кто играл на них, тоже преследовали. Связано ли это только с инструментом или все-таки с текстами песен, в которых находили крамолу, я не знаю. Скорее всего, изначально балалайка была обычной круглой формы, ведь часто её изготавливали из сушёной тыквы. А треугольной её стали делать потому, что это была уловка, попытка обойти закон. Может быть, сделать треугольный инструмент было проще, чем круглый, — просто взять дощечки от забора.

— Вы поработали в Смоленском народном оркестре и в ансамбле Людмилы Зыкиной. В этих коллективах вы так натерпелись, что в итоге стали исполнителем-одиночкой?

— Натерпелся? Нет, конечно. Это была большая хорошая школа. И в Смоленском оркестре, которым руководил выдающийся дирижёр Виталий Павлович Дубровский, и в ансамбле Зыкиной. Людмила Георгиевна оставила большой след в культуре СССР. Это было подлинное искусство.

А почему я один? Мне нравится жанр монолога. Одиночество — очень интересное состояние, более продуктивное и откровенное, чем коллективное творчество. Я счастлив, что один и сам вырабатываю репертуар, сам за всё отвечаю. Мне никто не оплачивает существование, кроме зрителей, которые приходят в зал. Чаще всего у меня даже широкой рекламы концертов не бывает. Многие не верили в успех этого мероприятия. Но это стало каким-то странным чудом, на которое я тоже не рассчитывал. Это довольно непростая задача — писать самостоятельную музыку, играть мелодию и при этом самому же создавать ритмическую базу. А ведь мои выступления — это не 10 минут, а полтора часа, в течение которых нужно сделать так, чтобы зрителю не было скучно.

Так я не понял, это тайна — даты и места ваших выступлений?

— Почему же? Нет, конечно. Ближайший концерт пройдет 28 апреля в театре «Русская песня». Но на мои выступления почти не ходят случайные люди. Большая часть зрителей хорошо знакома с моим творчеством. Они уже знают, что услышат на моем концерте.

— И что же?

— Свои любимые музыкальные истории. Я их называю «историями», потому что скромного мнения о своих композиторских и исполнительских способностях. Всегда есть претензии к себе. Будет разная музыка, которую я написал в разное время. Надеюсь на хороший звук, контакт и вдохновение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: