Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах” (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I
“О беженцах”
С изменениями и дополнениями от:
28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г., 31 июля, 8 декабря 2022 г., 1 июля 2022 г.
ГАРАНТ:
См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации
Москва, Дом Советов России.
19 февраля 1993 года.
Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.
Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.
Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.
Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.
Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.
В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).
Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.
Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах”
Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в “Российской газете” от 20 марта 1993 г., N 54
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 1 июля 2022 г. N 269-ФЗ
Изменения вступают в силу с 12 июля 2022 г.
Федеральный закон от 8 декабря 2022 г. N 429-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2022 г.
Федеральный закон от 31 июля 2022 г. N 280-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 августа 2022 г.
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ
Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.
Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ
Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.
Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ
Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ
Что сказано о беженце в ФЗ
Есть ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленная из них – граждане государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Известно, что по состоянию на 1 марта 2022 года на территории РФ их находилось около 2,5 млн человек.
Фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявлены опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории России опасных инфекционных заболеваний. В том числе коронавируса.
Отсутствие возможности идентифицировать приезжающих по биометрическим персональным данным значительно затрудняет:
- исполнение решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
- о запрете въезда в РФ;
- обнаружение лиц, находящихся в розыске, причастных к терроризму.
По факту многие мигранты изменяют своих установочные данные для повторного въезда в РФ с новыми персональными данными.
2 новые обязанности
Согласно ему, с 29 декабря 2022 года иностранцам необходимо проходить больше обязательных процедур для работы в России.
Тем, кто приехал в РФ трудиться, нужно теперь проходить:
- Дактилоскопию (снятие отпечатков пальцев) и фоторегистрацию (+ последующая биометрическая идентификация).
- Медицинское освидетельствование – для подтверждения отсутствия опасных инфекций (вкл. ВИЧ) и наркомании.
Проводят эти процедуры организации, находящиеся в ведении или тесном контакте с МВД России. В подтверждение прохождения они выдают специальный документ.
На кого распространяются
Новые обязанности касаются иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и находящихся здесь длительный срок – более 90 дней суммарно в течение календарного года.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА
НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ
Срок прохождения – 90 календарных дней со дня въезда в РФ, а для трудовых мигрантов – 30 кал. дней.
Учтите, что эти новые требования не распространяются на некоторые категории иностранцев. Например, граждан Белоруссии, поскольку в трудовых правах они фактически приравнены к гражданам России, а также детей до 6 лет.
Сроки и периодичность
Срок прохождения этих процедур – 30 календарных дней с момента въезда иностранца в Россию. Он распространяется на трудовых мигрантов при оказании им государственной услуги по оформлению и выдаче патентов на работу.
Дактилоскопическую и фотографическую регистрацию нужно пройти 1 раз – при обращении за патентом или при получении разрешения на работу.
Медосвидетельствование нужно пройти заново в течение 30 календарных дней после окончания срока действия документов с предыдущего медицинского обследования.
Также для повышения эффективности контроля за пребыванием трудящихся из стран ЕАЭС и членов их семей в России установлено:
- срок временного пребывания трудового мигранта определяет срок действия его трудового или гражданско-правового договора с работодателем или заказчиком работ (услуг), и продлевается на срок его действия;
- в случае заключения трудовым мигрантом таких договоров на неопределенный срок период временного пребывания в России продлевается на срок до 1 года с даты въезда, который может быть неоднократно продлен, но не более чем на 1 год для каждого такого продления.
При этом есть возможность продления срока временного пребывания в РФ отдельным категориям иностранцев, в том числе прибывшим в порядке, не требующем получения визы, и являющимся членами семьи:
- российского гражданина;
- иностранного гражданина, постоянно проживающего в РФ, имеющего место жительства в России.
Члены семьи иностранца, осуществляющего трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента, это:
- его супруг (супруга);
- дети (в т. ч. усыновленные или находящиеся под опекой/попечительством);
- родители (усыновители) на его иждивении.
Члены семьи гражданина РФ или иностранца, постоянно проживающего в РФ, имеющего место жительства в России:
- его супруг (супруга);
- дети (в т. ч. усыновленные или под опекой/попечительством);
- родители (усыновители);
- дедушки, бабушки;
- внуки.
Документы могут быть электронными
Вид на жительство будут выдавать в форме карты с электронным носителем:
- биометрических персональных данных – электронное изображение лица и папиллярных узоров двух пальцев рук, пригодных для идентификации;
- персональных данных владельца – Ф.И.О. (последнее – при наличии), дата и место рождения, пол, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранца.
Электронный вид на жительство власти могут использовать для идентификации иностранца с помощью биометрических персональных данных в порядке, определяемом МВД России.
Но при выдаче вида на жительство лицу без гражданства указанные положения не применяются.
Вид на жительство, в т. ч. в виде карты, лицу без гражданства выдают на 10 лет.
Экзамены для иностранцев
Также Закон № 274-ФЗ установил порядок проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований при проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России, основам законодательства РФ и выдаче иностранным гражданам соответствующего сертификата.
Срок временного пребывания в РФ иностранца, признанного носителем русского языка, продлевается на 90 дней со дня признания его носителем.
Заключение
Считается, что введение с 29 декабря 2022 года обязательных дактилоскопии, фоторегистрации и медосвидетельствования для иностранцев повысит санитарно-эпидемиологическую безопасность, будет способствовать раскрываемости преступлений и существенно затруднит возможность сокрытия иностранцами настоящих персональных данных.
Права и обязанности беженцев из Украины в Россию
Согласно законодательству Российской Федерации, беженцы — это лица (чаще всего не имеющие российского паспорта, или и вовсе без гражданства), покинувшие свою страну, ввиду отсутствия чувства защищенности со стороны государства, гражданами которого они являются.
Очень часто причинами массового переселения являются чрезвычайные обстоятельства: локальные войны или стихийные бедствия. Также, это относится и к лицам, которые пытаются найти убежище и защиту за пределами своей страны по причине расовой дискриминации, из-за религиозных преследований, политических убеждений и т.п.
Именно конвенция о статусе беженцев в Женеве, а также Нью-Йоркский протокол к Женевской конвенции являются основополагающими документами по данному вопросу, и дают право лицам искать убежище от преследования в других странах.
Отличия между временным убежищем и статусом беженцев
Чтобы находиться в России, имея на это законные основания, иностранным гражданам, или лицам, не имеющим определенного гражданства, не обязательно оформлять статус беженцев. Часто это связано с тем, что такого человека не могут признать беженцем, но в тоже время, его не могут выдворить из страны (по гуманным принципам). Также нередко случается, что человек сам отказывается оформить необходимый документ, хотя для этого у него имеются веские основания. В качестве альтернативы, таким лицам дают разрешение на временное пребывание в стране.
Чтобы получить разрешение на временное убежище, человек должен обратиться в ближайшее отделение Федеральной миграционной службы (далее ФМС). Дается такое право на более короткий срок (до 12 месяцев), в отличие от 3х-летнего срока, который дают статус и удостоверение беженца. Еще предоставление убежища дает куда менее прав и привилегий относительно признания беженцем.
Лицо, имеющее удостоверение беженца, имеет полное право на свободное передвижение внутри государства. С момента его получения Россия берет на себя обязанности защиты социальных прав человека, он также может претендовать на помощь различных гуманитарных организаций. Удостоверение беженца также дает право на свободное трудоустройство (и для этого не нужно никакого специального разрешения) или занятие предпринимательской деятельностью. В то время как лицо, получившее временное убежище, может только пребывать на территории страны.
Обратите внимание! Если вы совершите преступление, и на вас заведут уголовное производство — это послужит поводом для отмены разрешения о предоставлении вам временного убежища.
Вынужденные переселенцы
Многие заблуждаются, думая, что беженец и вынужденный переселенец относятся к одной категории людей. Но на практике, беженец — это лицо, не имущее российского паспорта, в то время как переселенцами преимущественно выступают граждане РФ. Единственное что общего между теми и другими — это факторы, которые побудили их покинуть место их жительства и переехать.
Очень часто вынужденными переселенцами выступают лица, которые покинули другую страну (в которой они работали или учились) и вернулись на родину из-за гонений по причинам их вероисповедания, расовой или национальной принадлежности. Также к переселенцам можно отнести лицо — гражданина РФ, который по вышеупомянутым причинам сменил место жительства с одного региона страны на другой (не покидая ее приделов). То же самое касается иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране на законных основаниях.
Лицо, которое было вынужденно покинуть прежнее место жительства и переехать, все также остается гражданином РФ (его права и сводобы прописаны в Конституции страны). Статус вынужденного переселенца дает такой категории людей еще и право материальную помощь и социальную защиту со стороны государства. В то время как беженцы — более ограничены в правах, которые дает им наличие соответствующего удостоверения.
Процедура получения статуса беженца в РФ
Согласно законодательству нашей страны, любое лицо, которое хочет оформить статус беженца, должно подать соответствующее ходатайство о признании его таковым. Причем подать такое прошение беженца могут не только при личном обращении в ФМС, находясь в стране, но и на границе (в момент ее пересечения). Также лицо, находящееся за пределами России, может обратиться и представить документ (заявление) через посольство или консульства РФ в своей стране. В тексте ходатайства нужно изложить причины, которые побудили вас оставить свою страну, а также, почему вы хотите получить статус беженца именно в России.
Обратите внимание! Конвенция о статусе беженцев допускает высылку нежданных переселенцев, если это происходит в интересах государственной безопасности. В тоже время договор запрещает принудительное их возвращение в государство, из которого они бежали, по имеющимся на то причинам. Получить статус беженца в России не сможет лицо, являющееся военным преступником, скрывающееся от уголовной ответственности. Также это касается случаев, когда человек был уличен в терроризме.
После того, как потенциальный переселенец (беженец) отправит весь пакет необходимых документов в ФМС, госструктурой будет проведено предварительное рассмотрение дела. В ответ же вам будет отправлена справка (уведомление) о том, что ходатайство было принято к рассмотрению. Обычно это занимает около 5 дней, и если ФМС примет решение в пользу ходатайствующего, то ею будет вынесено постановление о выдаче вам свидетельства (документ о дальнейшем рассмотрении дела). Лицо, имеющее такой документ, вправе находиться на территории РФ, и имеет на это законные основания.
Примечание! Бывают случаи, когда подобного рода просьбы требуют дополнительного рассмотрения. Чаще всего это происходит, когда соответствующее ходатайство подают потенциальные иммигранты, находящиеся на территории своей страны, и только через консульство просящие защиты и признания их таковыми. Именно в таких случаях рассмотрение может затянуться от 3 месяцев до полугода.
Далее на вас будет заведено личное дело. Нужно будет передать на хранение в ФМС документ, подтверждающий вашу личность (обычно это национальный паспорт) и миграционный лист, а также пройти дактилоскопию (сдать отпечатки пальцев). Когда оформление всех документов будет закончено, вас направят в Центр временного размещения, где после прохождения медицинского осмотра, вас отправят по месту временной регистрации, где и поставят на учет.
Спустя некоторое время вашу просьбу будут рассматривать по существу. Вам нужно будет пройти собеседование, предварительно заполнив анкету и опросный лист.
Примечание! Лицо, плохо владеющее русским языком, или и вовсе не знающее его, может попросить переводчика (и государство не вправе отказать ему в этом).
Если ФМС решит удовлетворить ваше прошение и выдать вам удостоверение беженца (а именно этот документ дает переселенцам правовой статус беженцев на территории Российской Федерации), вам сообщат об этом по средствам письменного уведомления. В противном случае вас попросят в течение 72 часов покинуть пределы страны. В тоже время, конвенция о статусе беженцев гласит, что лица, попросившие убежища, не могут быть высланы обратно на родину в принудительном порядке (из-за принципов гуманности), даже если им было отказано в предоставлении соответствующего статуса.
Подача ходатайств беженцами из Украины
Очень часто украинцы, прибывшие в Россию из-за обострения ситуации в восточной части Украины (на Донбассе), сталкиваются с множеством проблем. А дело обстоит в том, что, согласно законодательству РФ, временное пребывания переселенцев на территории страны, без необходимых для этого документов, не должно превышать 90 дней. Однако за такой короткий промежуток времени, беженец не сможет оформить документ, который будет являться подтверждением законности его пребывания на территории чужого государства.
Альтернативой в данном случае может стать обращение в отделение ФМС, и подача прошения о продлении срока пребывания в РФ. Власти нашей страны пошли навстречу беженцам из Украины: ими был издан указ (действительным он будет на весь период внутреннего конфликта на востоке Украины), согласно которому, каждый обратившийся в уполномоченные органы, может продлить пребывание в РФ. Также можно попросить временное убежище по средствам подачи соответствующего ходатайства. Еще одним из вариантов выхода из подобной ситуации может стать получение разрешения на работу в РФ. Конечно же, помимо всех предпринятых вами мер, главное, что нужно сделать, это подать прошение о признании вас беженцем.
Еще одной причиной затягивания процедуры оформления всех необходимых документов (подтверждающих право на временное пребывание в стране), является факт почти повсеместной загруженности отделений ФМС (в европейской части страны). Особенно это касается столицы и крупных городов. В этом случае, вместо того, чтобы ждать оформления, лучше сотрудничать с ФМС РФ. Госорганы за свой счет отправляют всех согласных в другие регионы, где ввиду меньшей загруженности миграционной службы, они могут оформить статус беженцев в более короткие сроки.
Удостоверение беженца выдается полномочным органом на срок до 3 лет. Законодательство Российской Федерации дает возможность продлить его дополнительно на 1 год, однако сделать это можно только единожды. Документ выдается только лицам, достигшим 18 лет. Если человек переехал вместе с несовершеннолетними детьми — информация о них будет указана в его удостоверении.
Примечание! Любой беженец, не достигший совершеннолетия, получит точно такое же удостоверение, как и взрослый, при подаче им соответствующего ходатайства, и без наличия взрослых законных попечителей.
Материальная помощь беженцам
Беженцы, подавшие документы на рассмотрение, и ждущие ответа, нуждаются в кровле над головой, а также им нужно чем-то питаться. Это касается случаев, когда человек покинул свою страну (предыдущее место жительства), и находиться уже в России. В этом случае беженцы могут претендовать на разовое пособие (хотя его размеры небольшие), а также им предоставляется жилье (в лагерях для беженцев).
Дата: | 13.07.2016 |
Беженцы, заявления которых находятся еще на рассмотрении в компетентных органах, в обязательном порядке должны стать на учет по месту их пребывания в стране, и пройти обязательную медицинскую комиссию (которая является совершенно бесплатной за счет выделяемых из бюджета средств). После этого человек получает сертификат (о прохождении им медкомиссии). Имея такой документ, беженцы могут претендовать на бесплатную медицинскую помощь.
Дата: | 13.07.2016 |
Процедура получения статуса беженца — довольно трудоемкий и долгий процесс. Однако для выходцев из Украины, российским законодательством был предоставлен более простой и быстрый порядок. Последние несколько лет беженцы с востока Украины стоят в приоритете во всех органах ФМС России, что дает им возможность получить соответствующий документ в кротчайшие сроки (при подаче ими ходатайств на получение статуса беженца). Также еще с 2014 года вступил в силу закон, который дает право людям, знающим русский язык, получить гражданство РФ по упрощенной программе (вместо того, чтобы получать документ, который будет подтверждать их статус беженцев). Наличие у вас предков — выходцев из бывшего СССР, или проживавших в приделах современной России, дает вам такое же право на получение российского паспорта (согласно закону о репатриации). Однако для этого нужно будет предоставить документальные подтверждения данному факту.
Что сказано о беженце в ФЗ
О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2001 г. № 274
г. Москва
О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220, от 06.04.2011 № 251, от 23.04.2012 № 363, от 25.05.2017 № 631, от 19.11.2022 № 1887, от 30.10.2022 № 1881)
В соответствии с Федеральным законом “О беженцах” Правительство Российской Федерации постановляет:(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок предоставления временного убежища на территории Российской Федерации;
Абзац. (Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)
Абзац. (Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)
Абзац. (Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)
2. Финансирование расходов, связанных с изготовлением бланков свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, осуществлять за счет средств федерального бюджета. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220)
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Касьянов
УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 9 апреля 2001 г. № 274
ПОРЯДОКпредоставления временного убежища на территории Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220, от 06.04.2011 № 251, от 23.04.2012 № 363, от 25.05.2017 № 631, от 19.11.2022 № 1887, от 30.10.2022 № 1881)
1. Настоящий Порядок определяет условия предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются – лица), а также прибывшим с ними членам их семей в соответствии с Федеральным законом “О беженцах” возможности временного пребывания на территории Российской Федерации (далее именуется – временное убежище). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)
2. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту подачи лицом письменного заявления о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 25.05.2017 № 631)
Форма заявления устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации. В заявлении указываются прибывшие с лицом члены его семьи. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 25.05.2017 № 631)
3. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации по месту подачи заявления.
4. На время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации выдает ему справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища (далее именуется – справка) или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, выданном лицу в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона “О беженцах”, о продлении срока его действия, если лицо ранее обращалось с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 23.04.2012 № 363; от 25.05.2017 № 631)
Форма справки устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 25.05.2017 № 631)
5. Справка или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия подтверждают законное пребывание лица и прибывших с ним членов семьи на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища, в том числе на период обжалования решения об отказе в предоставлении временного убежища.
Лицо, подавшее заявление и получившее справку или имеющее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу с отметкой о продлении срока его действия, обязано встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)
6. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи должны пройти обязательное медицинское освидетельствование (далее – медицинское освидетельствование) в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
По результатам медицинского освидетельствования оформляется медицинское заключение.
Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи не подлежат медицинскому освидетельствованию в случае его прохождения в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 6 Федерального закона “О беженцах” в течение года до дня подачи заявления.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2022 № 1881)
7. Решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
8. На основании решения о предоставлении временного убежища территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища выдает лицу, прошедшему медицинское освидетельствование, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее – свидетельство) установленной формы.
Свидетельство не выдается в случае, если лицо и прибывшие с ним члены его семьи отказываются проходить медицинское освидетельствование, предусмотренное пунктом 6 настоящего Порядка.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2022 № 1881)
9. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, получившего временное убежище, и подтверждает его право на пребывание на территории Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2022 № 1887)
10. При получении свидетельства паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность владельца, передаются им на хранение в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, выдавший свидетельство. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 25.05.2017 № 631)
11. (Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220)
12. Временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 631)
Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)
13. На лицо, получившее временное убежище, и прибывших с ним членов его семьи распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Федерального закона “О беженцах”, кроме права на получение единовременного денежного пособия. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)
14. Лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ним члены его семьи:
а) имеют право на пользование жилыми помещениями на условиях найма (поднайма), оказание содействия в выезде за пределы Российской Федерации, а также могут пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
абзац; (Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2022 № 1887)
сообщить в течение 7 дней в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту своего учета сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, а также о приобретении гражданства другого государства или разрешения на проживание на его территории; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 631)
сняться с учета в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации при изменении места пребывания и в течение 7 дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 631)
(Подпункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)
в) подлежат постановке на учет по месту пребывания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. (Дополнен – Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2022 № 1887)
15. Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства, гражданином которого оно является (свое прежнее местожительство).
16. Лицо, получившее временное убежище, утрачивает его:
а) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;
б) при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого государства; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.11.2022 № 1887)
в) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.
17. Лицо, получившее временное убежище, лишается его, если это лицо:
а) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
б) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления этому лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение Федерального закона “О беженцах”; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)
в) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. (Дополнен – Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 № 251)
18. (Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 363)
19. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, принявший решение об утрате или о лишении лица временного убежища, принимает меры по организации его добровольного выезда, а в случае отказа лица от выезда принимает меры по его выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 25.05.2017 № 631)
20. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации ведут учет лиц, получивших временное убежище, и направляют в установленном порядке информацию о них, а также о лицах, утративших временное убежище или лишенных его, в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 220; от 25.05.2017 № 631)
__________
УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 9 апреля 2001 г. № 274
ПОЛОЖЕНИЕо свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации
(Утратило силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 г. N 363)
__________
УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 9 апреля 2001 г. № 274
ОБРАЗЕЦ БЛАНКАсвидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации
(Утратил силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 г. N 363)
____________
УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 9 апреля 2001 г. № 274
ОПИСАНИЕбланка свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации
(Утратило силу – Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 г. N 363)
Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах
Беженцы и вынужденные переселенцы – это установленные российским федеральным законодательством статусы, которые присваиваются лицам, нуждающимся в получении временного или постоянного места для проживания или убежища в связи со сложными жизненными обстоятельствами. Для лиц, признанных законодательством переселенцами или беженцам, разрабатываются специальные меры социального и льготного обеспечения. Также для них предусмотрен особый порядок для официального оформления и получения статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Поговорим об этом подробнее.
Вынужденный переселенец и беженец – в чем разница?
На первый взгляд, это – два идентичных понятия. На практике же дело обстоит иначе.
Беженцы и вынужденные переселенцы по ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются главным образом по гражданству. Первая статья федерального закона № 4528-1 указывает, что беженцем считается лицо, которое нуждается в убежище из-за того, что в отношении него существует реальная угроза преследования по мотивам национальной, религиозной или расовой нетерпимости.
Одной из важнейших причин получения статуса беженца является то, что на территории своего государства это лицо не имеет поддержки или не желает ее получать. Поэтому для получения помощи и поддержки иностранный гражданин переселяется на территорию Российской Федерации.
Статус вынужденного переселенца
Вынужденные переселенцы от беженцев в РФ отличаются наличием гражданства России. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны либо лицо возвращается в Российскую Федерацию для укрытия от незаконного преследования за границей.
При переселении право на получение нового места жительства получает само лицо (переселенец) и члены его семьи (супруг/супруга, дети, родители), если они проживают вместе с мигрантом. При этом официальный статус гражданин вправе оформлять только для себя. Родственникам это делать необязательно.
Переселение на территории страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или совершенным гражданином преступлением не дает ему право на получения официального статуса переселенца. Также это не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.
Кто имеет право получить вид на жительство?
Получить статус беженца и вынужденного переселенца по ФЗ вправе совершеннолетнее лицо, обратившееся лично или через представителя (по состоянию здоровья) с письменным ходатайством. Обращаться необходимо в течение года с момента переезда в регион России, в соответствующий отдел органа Федеральной службы по миграции в России.
Правом на подачу ходатайства о приобретении статуса переселенца могут воспользоваться следующие категории лиц:
- лица без гражданства, которые желают проживать на территории Российской Федерации;
- иностранные граждане, планирующие переселиться на российскую территорию;
- иностранцы, которые имеют право на законных основаниях переселиться на российскую территорию.
Если лицо является преступником, нелегальным мигрантом или гражданином, нарушившим какие-либо права других лиц, получить статус переселенца оно не вправе.
Критерии разграничения статусов
Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:
- Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
- Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
- Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
- Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
- Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.
Права беженцев
Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.
Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:
- помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
- право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
- одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
- направление в места временного расселения или пребывания;
- помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
- обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
- направление в центры по временному размещению для обучения;
- право отказаться от статуса и забрать заявление.
Права переселенцев
Права вынужденных переселенцев и беженцев схожи во многих отношениях. Права у переселенцев следующие:
- одноразовая выплата лицу-переселенцу в размере ста рублей и больше;
- направление в места временного поселения;
- помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
- обеспечение необходимыми продуктами в период проживания в месте временного поселения;
- помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи.
Место для жительства вынужденных переселенцев, как и беженцев, определяет Федеральная миграционная служба с учетом пожеланий гражданина, указанных в соответственном ходатайстве.
Обязанности переселенцев и беженцев
Это очень важный момент. Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев наряду с правами определяет их обязанности.
К ним относятся:
- Соблюдения российского законодательства на федеральном уровне, на уровне субъектов и местного самоуправления.
- Прохождение обязательного медицинского осмотра в объеме, порядке и в сроки, установленные действующим законодательством страны.
- Соблюдение правил и норм проживания в центрах по временному расселению, а также норм санитарии и гигиены.
- Сообщение представителям органов миграционной службы достоверных сведений о себе и своих близких, которые необходимо знать уполномоченным органам и лицам для принятия соответствующего решения о присвоении запрашиваемого статуса или отказе в нем.
Процедура оформления
Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.
Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:
- заявление (ходатайство);
- документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
- свидетельство о рождении;
- свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
- свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
- фотографии (две штуки).
Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.
На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.
Рассмотрение ходатайства
ФЗ о вынужденных переселенцах и беженцах определяет этапы рассмотрения ходатайства. Это связано с необходимостью тщательной проверки сведений о самом заявителе и членах его семьи.
Поданное лицом ходатайство рассматривается уполномоченным органом по существу. Общих этапов рассмотрения всего три:
- Изучение представленных документов.
- Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем и защита его в дальнейшем. Либо принятие отказа в предоставлении такого статуса.
- Выдача удостоверения или свидетельства о получении статуса. При отказе выдается соответствующее уведомление.
Если гражданин не может в силу обстоятельств представить документ, который подтверждает его личность, в отношении него проводят процедуру идентификации. Заявителем вправе быть только совершеннолетнее лицо, поэтому сведения о его несовершеннолетних детях и других иждивенцах включаются в ходатайство взрослого (родителя или опекуна).
В отношении беженцев предусмотрена более серьезная процедура проверки, так как миграционным органам необходимо будет предоставить жилое помещение и помощь в проживании посторонним лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.
В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы проходят более легкие проверочные этапы, если их бумаги не содержат недочетов или нарушений. Если все документы в порядке, в трехдневный срок им присваивают статус беженцев или дают мотивированный отказ.
Беженцы, помимо сдачи пакета документов, проходят дополнительно этапы анкетирования и опросов для принятия службой миграции соответствующего решения. Если все этапы пройдены, граждане получают удостоверение или свидетельство в подтверждение полученного статуса.
Выданное на основании принятого решения удостоверение считается официальным документом, заменяющим паспорт гражданина. Удостоверение действует на всех частях российской территории.
Органы
Вопрос о присвоении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами, в зависимости от обстоятельств.
Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на российскую территорию, его ходатайство рассматривается в первую очередь представительством дипломатического типа или учреждением консульства России.
Если иностранный гражданин-беженец вынужденно незаконно пересек российскую государственную границу в пропускном пункте или вне пропускного пункта, в двадцатичетырехчасовой период его дело рассматривается органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти в сфере служб на границе или территориальным отделом федерального исполнительного органа власти по делам внутреннего характера.
Также дело может рассматриваться иммиграционным контрольным постом федерального исполнительного органа власти в сфере миграции или органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти.
Все указанные органы могут рассмотреть дело и принять решение о выдаче документа (свидетельства) о том, что ходатайство будет рассмотрено по существу, либо о том, что в рассмотрении лицу будет отказано. Указанный документ выдается лично в руки заявителю или его официальному представителю.
Федеральным законодательством определено, что, независимо от органа, получившего ходатайство, указанный документ необходимо передать в федеральную службу миграции в трехдневный срок с момента поступления.
Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца
Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:
- в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
- отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
- в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
- гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
- заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
- гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
- заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
- гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
- заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
- гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.
Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется. Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа. Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.
Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.
Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.
Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.
Необходимость совершенствования российского законодательства в отношении беженцев
Необходимость совершенствования российского законодательства в отношении беженцев
The need to improve Russian legislation on refugees
Мельник Дарья Александровна
Студентка ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема несовершенства российского законодательства касательно беженцев. Рассматривается вопрос о необходимости совершенствования законодательства Российской Федерации о беженцах. На основе сравнительно-правового метода проведен анализ международного и национального законодательства, и выявлены недостатки правового регулирования миграционных отношений.
Annotation. This article deals with the problem of imperfection of the Russian legislation concerning refugees. The article considers the need to improve the legislation of the Russian Federation on refugees. On the basis of comparative legal method the analysis of international and national legislation is carried out, and shortcomings of legal regulation of the migratory relations are revealed.
Ключевые слова: законодательство о беженцах, беженец, мигрант, правовой статус, правовая защита, вынужденные мигранты, национальное законодательство, международное законодательство, правотворчество.
Keyword: refugee legislation, refugee, migrant, legal status, legal protection, forced migrants, national legislation, international legislation, law-making.
Одной из примечательных проблем современности является миграция населения. Данная проблема как была, так и остается актуальной по сей день. Мировое сообщество давно поставило вопрос о необходимости правового урегулирования данного вопроса, вследствие чего было сформировано международное и национальное миграционное право. Однако при применении существующих норм возникает множество проблем и пробелов в миграционной сфере, поэтому возникает необходимость совершенствования правового регулирования вопросов миграции государствами в следующих целях: 1) защита своего государственного суверенитета; 2) обеспечение собственной безопасности; 3) выполнение международных обязательств.
В доктрине авторы выделяют два вида миграции: добровольную и вынужденную. О добровольной миграции мы можем говорить тогда, когда определенное лицо или группа лиц принимают независимое от кого-либо или чего-либо решение о перемещении на другую территорию. Собственно, понятие миграции в этом смысле нас не интересует.
В исследуемой нами теме особое внимание мы уделим понятию «вынужденной миграции». Можно сказать, что вынужденная миграция – это перемещение индивидов с постоянного места жительства на территорию другой страны по причине того, что они сами или члены их семей были подвергнуты насилию и(или) преследованию, либо же существовала реальная угроза применения в отношении них таких действий. Помимо прочего вынужденное переселение может происходить по экономическим, техногенным, природным и иным специфическим обстоятельствам. Хотя стоит отметить, что в п. 2 ст. 2 Федерального закона «О беженцах» от 19.02.1993 г. № 4528-I (далее – ФЗ «О беженцах») сказано, что данный ФЗ не распространяется на лиц, которые ходатайствуют о получении статуса беженца по таким обстоятельствам [4].
Беженцы составляют большую часть вынужденных переселенцев. Ввиду того, что они переместились на новую для себя территорию и еще не адаптировались в этой среде, беженцы как никто другой нуждаются в защите своих прав и свобод. Но кто же такие беженцы?
Конвенция о статусе беженцев, принятая Организацией Объединенных наций в 1951 г. содержит понятие «беженец».Если излагать более простым языком, то это лицо, покинувшее прежнее место жительства ввиду опасений стать жертвой преследования. Конвенция также определяет, что лицо может быть жертвой гонений по различным признакам: раса, вероисповедание, политические убеждения, принадлежность к определенной социальной группе.
Российская Федерация (далее – РФ) является участником ряда международных соглашений в области миграции. Соответственно, как участник международных отношений она обязана добросовестно исполнять лежащие на ней международные обязательства. По этой причине РФ предоставляет защиту вынужденным мигрантам, в частности лицам, которые ищут убежище.Правовую основу деятельности нашего государства по оказанию помощи беженцам составляют не только международные соглашения, но и его национальное законодательство. Проанализировав действующее российское законодательство, я пришла к выводу о том, что оно нуждается в совершенствовании, поскольку в рассматриваемой области правоотношений существует множество проблем.
Ранее было сказано, что отношения в области миграции РФ регулирует, в частности, применяя международное законодательство (например, Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Протокол о статусе беженцев 1967 г. и др.). В данном случае мы говорим о регулировании миграционных отношений при помощи международной универсальной системы. Помимо этого, РФ является участником Соглашения стран СНГ от 24.09.1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» – это пример международной региональной системы регулирования. На национальном уровне РФ регулирует миграционные отношения путем закрепления в ч.4 ст.15Конституции Российской Федерации положения об обязанности исполнения международных обязательств, а также принятием ФЗ «О беженцах». Таким образом мы можем говорить о трех уровнях системы регулирования миграционных отношений в РФ.
В первую очередь, на мой взгляд, необходимым является совершенствование самого понятия «беженец».В нормативных актах различного уровня даны отличные друг от друга определения, что в дальнейшем порождает проблему их соотношения. Одни авторы придерживаются мнения о том, что понятие, данное конвенцией, является универсальным и признанным как на международном, так и на национальном уровне. Другие считают, что конвенционное понятие несовершенно и нуждается на национальном уровне в расширительном толковании. По моему мнению, вторая точка зрения действительно имеет место быть, так как Конвенция 1951 г. не отражает в полной мере всех признаков понятия «беженец», поэтому оно нуждается в конкретизации.
Помимо прочего понятие «беженец» в РФ в соответствии с ФЗ «О беженцах» употребляется в буквальном понимании этого слова – лица, вынужденные покинуть места своего постоянного проживания. Также закон подчеркивает, что эти лица не имеют гражданства РФ. Однако беженцами мы называем и лиц, покинувших Чеченскую республику, и ингушей из Северной Осетии. Следовательно, существует необходимость устранения данного противоречия путем внесения изменений в данный закон.
Но это далеко не единственная проблема. Существуют еще ряд правовых проблем, касающихся рассматриваемой категории лиц. Так, например, существенной проблемой является отказ на основании п.2 ст.2 ФЗ «О беженцах» в предоставлении статуса беженца по причине того, что мигрант указывает экономическую причину, по которой он покинул свою страну, а, следовательно, не излагает сведения о реальной угрозе его жизни.
Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что правовой статус беженцев в РФ определен расплывчато, регламентируется нормами, сложными для восприятия. Подобные обстоятельства приводят к тому, что уровень информированности беженцах о своих правах, свободах и обязанностях является низким. Эта проблема порождает другие, например, потеря времени на выяснение мигрантом необходимой информации может привести к истечению сроков права получить статус беженца.
Количество документов, необходимых для получения статуса беженца и регистрации ужасает. Мало того, что их очень много, так еще и некоторые из нихпредоставляются с прошлого места жительства и имеют короткий срок действия.Пока делается запрос на необходимые документы, пока они подготавливаются и отправляются тратится личное время беженца, да и срок действия таких бумаг может истечь.
Предположим, что вынужденный переселенец все же смог приобрести статус беженца. Даже в таком случае не все проблемы остаются решенными. Безусловно, для данной категории лиц, как в РФ, так и в других странах мира, предусмотрены различные льготы. Это необходимо ввиду того, что мигранту нужно адаптироваться на новой территории.Де-юре, национальное законодательство содержит определенный объем прав, дающих возможность решить такие первоочередные задачи как: а)поиск жилища; б) трудоустройство; в) медицинское обслуживание.Де-факто, зачастую такие правовые нормы не имеют подкрепления материальной базой, и потому миграционные органы заселяют беженцев в отдаленные районы со слабо развитой инфраструктурой и отсутствуем рабочих мест с целью сэкономить бюджетные средства [1].
Так, например, со всеми вышеназванными трудностями столкнулись переселенцы с Украины. Несколькими годами ранее на приграничных территориях Украины с Россией велись боевые действия. Русских, проживающих на территории Украины и поддерживающих их украинцев, стали преследовать власти. Эти события послужили причиной потока мигрантов в Волгоградскую область.Немыслимые денежные расходы, огромные очереди в миграционные органы, проблемы с медицинским обслуживанием – это лишь малая часть проблем, с которыми столкнулись беженцы.
Эксперты, следящие за данной ситуацией, осуществили приблизительные подсчеты и сделали пугающий вывод: чтобы получить гражданство РФ, беженцам было необходимо потратить приблизительносорок тысяч рублей, а то и более.Названная экспертами сумма включает расходы на: госпошлину, перевод документов на русский язык, услуги нотариуса, апостилирование документов, прохождение медицинской комиссии и т.д. Данный перечень не является исчерпывающим, так как все зависит от ситуации и сугубо индивидуально. Эта сумма увеличивалась как минимум вдвое, если мигрант не успевал в течение разрешения на временное проживание получить статус беженца, так как процедуру приходилось проходить заново.
Вся эта история закончилась тем, что большая часть мигрантов приняла решение вернуться обратно на Донбасс. Главной причиной являлось то обстоятельство, что предоставленное жилье не соответствовало уровню качества, необходимому для проживания в нем. Со слов вынужденных переселенцев, жилье, оставленное ими, было гораздо лучше, нежели предоставленное в России. Безусловно еще одной из проблем являлись огромные очереди в миграционной службе, которые создавали стрессовые ситуации для самих мигрантов, а также их детей (например, когда маленькому ребенку необходимо было не однократно снимать отпечатки пальцев). Беженцы с Украины рассказывали журналистам и о том, какой низкий уровень содействия занятости. Поиск работы с достойной заработной платой для них не увенчался успехом – на заводе зарплата составляла десять-пятнадцать тысяч рублей, сезонные работы оплачивались двадцатью тысячами. Лучших вариантов было не найти [2].
На мой взгляд, существующие в данной сфере проблемы можно решить следующими способами.
Во-первых, необходимо совершенствовать существующую процедуру получения статуса беженца в направлениях законности, эффективности и своевременности. Помимо этого, необходимо совершенствовать миграционное законодательство РФ и принимать дополнительные нормативные акты, определяющие права и обязанности беженца в РФ.
Безусловно, в редакции нуждается ФЗ «О беженцах». Как и упоминалось ранее, само понятие «беженец» нуждается в конкретизации дополнительными признаками на уровне национального законодательства –указать, к примеру, что лицо может быть преследуемо, помимо названного, в силу того, что является жертвой вооруженного конфликта, по признаку языка.
Считаю целесообразным, упростить в рассматриваемом ФЗ нормы, регулирующие процесс получения статуса беженца, так как они сложны для понимания и создают проблему реализации закона. Нормы должны быть максимально просты для восприятия, учитывая тот факт, что в первую очередь они целенаправленны на специфическую категорию лиц – беженцев.
Процедура получения статуса беженца, как мы выяснили, растянута во времени, поэтому из ФЗ «О беженцах» (ст.3-5) стоило бы исключить, к примеру, стадию предварительного рассмотрения ходатайства. Таким образомможно избежать многоступенчатость, а, следовательно, и сократить продолжительность данного процесса во времени.
Также, хотелось бы, чтобы ФЗ «О беженцах» в ст.10 предусматривал гарантию продления действия свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу, когда мигрант обжалует решение об отказе миграционной службы в суд. Это необходимо для того, чтобы в ходе процедуры обжалования для мигранта не истекло время законного пребывания на территории РФ.
Во-вторых,существует необходимость подробного информирования лиц, претендующих на получение статуса беженца в целях экономии времени для прохождения данной процедуры. В некоторой степени таким образом государство могло бы обеспечить и свою безопасность.
В-третьих, было бы целесообразным сформировать бесплатные организации, например, юридические консультации для мигрантов или иные информационные образования. Это помогло бы решить проблему с очередями в органах миграционной политики и низкой информированности мигрантов о своих правах и обязанностях.
В-четвертых, достаточное финансирование миграционной политики, что помогло бы решить в первую очередь проблемы беженцев с жильем, медицинскими услугами, трудоустройством, одним словом – всем тем, что необходимо для их адаптации на территории нашей страны.
Расходы на информирование и консультации, думаю, должны осуществляться из федерального бюджета, а также иных законных источников (например, доходы бюджетных фондов, безвозмездные перечисления).Так как иные мероприятия миграционной политики, например, формирование фондов жилья для беженцев, осуществляются также за счет бюджетных средств.
Делая вывод по исследуемой теме, стоит отметить, что существенные проблемы в данной области не позволяют РФ в полной мере осуществлять взятые на себя обязанности по защите прав и интересов мигрантов. Для того, чтобы добросовестно осуществлять международные обязательства, а также защиту мигрантов на национальном уровне, необходимо предпринимать меры по совершенствованию российского законодательства в области миграции.
Библиографический список:
Кому может быть предоставлен статус беженца в России?
Кому может быть предоставлен статус беженца в России?
По официальным данным, с начала беспорядков российско-украинскую границу пересекли более 143 тысячи человек. Чаще всего их встречают и обустраивают родственники в регионах России, граничащих с Украиной, — в Черноземье и в Ростовской области.
АиФ.ru рассказывает, кто имеет право получить статус беженца в Российской Федерации.
Кто такие беженцы?
Беженцами называют людей, прибывших в чужую страну и обратившихся к органам государственной власти с просьбой о предоставлении им убежища из-за реальных опасений подвергнуться преследованиям национального, религиозного или политического характера, лишённых возможности воспользоваться защитой своего государства.
Получение статуса беженца регулируется двумя основными документами — Женевской конвенцией от 28 июля 1951 года и Нью-Йоркским протоколом к ней от 31 января 1967 года.
В России основания и порядок признания граждан беженцами и вынужденными переселенцами регулируют Федеральные законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Эти документы устанавливают экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории России, основания прекращения действия статуса.
Что нужно сделать, чтобы получить статус беженца?
Чтобы получить статус беженца, нужно обратиться с ходатайством о признании беженцем в территориальный орган Федеральной миграционной службы и пройти соответствующую процедуру получения статуса беженца.
На какой срок предоставляется статус беженца?
Статус беженца предоставляется на срок до трёх лет, а затем может быть продлён по решению территориального управления ФМС России при сохранении в государстве, где раньше проживал гражданин, обстоятельств, по которым лицо признано беженцем.
Кому не предоставляют статус беженца?
Беженцем не может быть признано лицо, совершившее тяжкое преступление не политического характера, либо лицо, подозреваемое в совершении преступления против мира и человечества либо военного преступления.
Можно ли обжаловать решение о предоставлении статуса беженца?
В случае отказа в признании беженцем человек вправе обжаловать это решение в вышестоящем органе либо в суде. Срок подачи жалобы не должен превышать:
- один месяц со дня получения письменного уведомления о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если на неё не был получен письменный ответ;
- три месяца со дня, когда человеку стало известно об отказе в признании беженцем.
Какие права имеют беженцы?
Беженцы имеют право на свободное передвижение, а государство, принявшее их, обязано выдать таким людям проездные документы в виде паспорта, а также признавать аналогичные проездные документы, выданные другими странами-участницами Женевской конвенции.
Согласно конвенции, беженцы имеют право на социальную помощь со стороны гуманитарных организаций, а также органов социальной защиты стран-участниц конвенции.