Что такое трудовая миграция: виды и законодательство в России и мире

Трудовое и миграционное право

Статья руководителя кадровой службы КСК ГРУПП Аиды Ибрагимовой, опубликованная в сентябрьском номере российской правовой газеты “эж-Юрист”.

На трудовые отношения между работником-иностранцем и работодателем распространяются правила, установленные трудовым и миграционным законодательством. Самые высокие риски в сфере трудовых отношений работодатели несут именно за нарушение миграционного законодательства. Так, размер штрафа может достигать 800 000 руб., а для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей – до 1 000 000 руб., причем штрафы назначаются за каждое нарушение и в отношении каждого работника-иностранца. Поэтому, если организация привлекает к трудовой деятельности иностранцев, необходимо учитывать особенности работы с ними, некоторые из которых рассмотрим в данной статье.

Основные изменения

Миграционное право является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей права. Так, в 2016 году вступили в силу следующие наиболее значимые изменения, касающиеся осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами:

1. Ограничения на прием иностранцев. В соответствии с Указом Президента РФ от 28.11.2015 № 583 с 1 января 2016 года установлен запрет на прием на работу граждан Турции. Однако если гражданин Турции состоял в трудовых отношениях с работодателем на 31.12.2015, то такого сотрудника увольнять не нужно, более того, в 2016 году работодатель имеет право заключать (перезаключать, продлевать срок действия) трудовые договоры с данными работниками (абз. 3 подп. «в» п. 9 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1296).

Также Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1458 утвержден перечень работодателей, на которых не распространяется запрет на прием граждан Турции.

2. Функции ФМС переданы МВД. В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 упразднена Федеральная миграционная служба России и с 01 июля 2016 года ее функции и полномочия переданы в Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ.

Теперь работодатели уведомляют о приеме и увольнении иностранных граждан Главное управления по вопросам миграции МВД России или его территориальные органы.

Особенности приема на работу иностранных граждан

Особенности приема на работу иностранных граждан зависят от их статуса. Поэтому при приеме иностранного гражданина первым делом необходимо определить его статус. На территории Российской Федерации могут трудиться временно пребывающие, временно проживающие, постоянно проживающие иностранные граждане, также иностранец может быть высококвалифицированным специалистом. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» особенности приема иностранных граждан также распространяются на лиц без гражданства.

В зависимости от статуса иностранного гражданина определяется, какие разрешительные документы требуются для компании и самого работника, а также каковы ограничения по их трудоустройству (таблица 1).

При заключении трудового договора работник-иностранец предъявляет:

  • разрешительные документы в зависимости от статуса;
  • договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (предъявление данного документа не требуется, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медицинских услуг, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ) – при приеме временно пребывающего иностранного гражданина;
  • общие документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ. При этом с работников-иностранцев не нужно требовать документы воинского учета (иностранный гражданин должен предоставить документы воинского учета только в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (ст. 327.3 ТК РФ), а с высококвалифицированных работников, которые временно пребывают в России – свидетельство обязательного пенсионного страхования (временно пребывающие на территории России высококвалифицированные иностранные работники не подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»), поэтому свидетельство обязательного пенсионного страхования данным работникам не оформляется).

Внимание! Работодатель может принимать у работников только трудовые книжки советского и российского образца. Если у работника на руках трудовая книжка иностранного государства, то работодатель не может ее принять и должен завести новую трудовую книжку (Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1).

Содержание трудового договора с иностранным работником также имеет свои особенности. Так, в соответствии со ст. 327.2 ТК РФ, наряду со сведениями, предусмотренными ч. 1 ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре с работником-иностранцем указываются:

  • сведения о разрешении на работу или патенте и условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора с указанием реквизитов договора (полиса) ДМС;
  • сведения о разрешении на временное проживание – для временно проживающих;
  • сведения о виде на жительство – для постоянно проживающих.

Отдельно хотелось бы отметить следующее: в ч. 2 ст. 6 Соглашения от 15.04.1994 «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (ратифицировано Федеральным законом от 24.04.1995 № 47-ФЗ) предусмотрены условия, обязательные для включения в трудовые договоры некоторых категорий иностранцев.

Данное Соглашение распространяется в отношении следующих государств: Таджикистан, Казахстан, Молдавия, Украина, Узбекистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Белоруссия.

В трудовом договоре работников вышеперечисленных иностранных государств, должны содержаться следующие условия: основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, продолжительности рабочего дня и отдыха, условия проживания, а также срок действия трудового договора, условия его расторжения, порядок покрытия транспортных расходов.

Внимание! Между работником-иностранцем и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок. Нельзя заключать срочный трудовой договор на срок действия разрешительных документов. Срочный трудовой договор может быть заключен только по основаниям, предусмотренным ст. 59 ТК РФ.

Кого и о чем нужно уведомить

Вне зависимости от статуса иностранного работника (визовые, безвизовые, временно или постоянно проживающие, высококвалифицированные специалисты) работодатель должен уведомить территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которого трудится работник, о заключении и расторжении трудового договора с иностранцем.

Читайте также:
График работы УФМС на Новослободской, 45Б в праздничные дни

Внимание! С 2015 года направлять уведомления необходимо даже в случае приема или увольнения иностранцев, которым для трудоустройства не требуются разрешительные документы, в том числе имеющих статус беженца, имеющих временное убежище, участвующих в программе добровольного переселения, а также граждан стран – участниц ЕАЭС.

Срок уведомления составляет три рабочих дней с даты заключения (фактического допуска к работе) или расторжения трудового договора.

Работодатель должен представить уведомление в отношении каждого принимаемого и увольняемого иностранца, уведомления рекомендуем подавать лично в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России. Формы и порядок подачи уведомления, а также правила заполнения бланка установлены Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147.

Помимо уведомления о приеме и увольнении работника-иностранца организация должна уведомить территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России о следующем:

  • о прибытии (убытии) в место пребывания (из него) сотрудника-иностранца, прибывшего на основании визы и имеющего статус временно пребывающего – не позднее семи дней со дня приезда/отъезда (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»);
  • о прибытии (убытии) в место пребывания (из него) сотрудника-иностранца, прибывшего в безвизовом порядке и имеющего статус временно пребывающего – не позднее семи дней со дня приезда/отъезда, если работодатель – принимающая сторона (п. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ);
  • в отношении иностранных граждан – высококвалифицированных специалистов, необходимо уведомить об их прибытии (убытии) в место пребывания (из него) не позднее семи дней со дня приезда/отъезда, а также о фактической выплате зарплаты – ежеквартально, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 3 ст. 20 Закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ, п. 13 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ);
  • о предоставлении иностранному работнику-студенту отпуска без сохранения зарплаты единовременной продолжительностью более одного календарного месяца в течение года – не позднее трех рабочих дней с даты предоставления отпуска.

Как уже было отмечено, самые большие риски для работодателя несут нарушения, связанные с трудовой деятельностью иностранных граждан. Причем, если в компании трудятся иностранцы, при любой проверке (ГИТ, Прокуратуры, ФСС, ПФР, МВД и др.) первым делом у организации запросят документы на работников-иностранцев. Поэтому работодателю необходимо строго соблюдать требования трудового и миграционного права в отношении работников-иностранцев, так как любое отступление от буквы закона может обернуться крупным штрафом.

Трудовая миграция

Человечество уже свыклось с постоянным международным обменом денег, информации, методов производства и прочими «двигателями» международных государственных отношений. Но одним из важнейших и наиболее значимых видов обмена является обмен трудовыми ресурсами, имя которому — международная трудовая миграция. Международная трудовая миграция по праву признана одним из наиболее знаковых явлений в мире, последствия которого нередко становятся причинами огромного количества острых политических и социальных проблем по всему миру.

Трудовая миграция – один из разновидностей миграции, являющийся совокупностью передвижений населения с намерением найти и получить рабочее место. Это очень объемное понятие, которое может несколько различаться по всему миру. Существуют разные виды трудовой миграции, как временные, так и постоянные.

Основные разновидности трудовой миграции

  1. На постоянной основе.

Когда речь идет о трудовой миграции постоянного характера, речь идет о переселенцах, направляющихся в принимающее государство с целью закрепиться там на постоянной основе. Причем не имеет значения, собираются трудовые мигранты получать гражданство, или же будут довольствоваться только видом на жительство и разрешением на работу. Некоторые страны широко известны своими жесткими законами получения гражданства, так что приобретение паспорта не всегда является обязательным пунктом в трудовой миграции на постоянной основе.

  1. Временно-постоянный вид миграции.

Международная трудовая миграция может носить и такой характер. Все дело заключается в особенностях законодательства. Когда срок трудовой миграции ограничивается от одного года до шести лет, подобная международная трудовая миграция называется временно-постоянной.

Данный вид трудовой миграции является одним из наиболее распространенных в мире. Существует множество видов занятости, которые носят сезонный характер:

  • Сельское хозяйство;
  • Рыбная ловля;
  • Некоторые виды строительства;
  • Сферы услуг.

В таких случаях целесообразно привлекать сезонных рабочих. Сезонная форма трудовой миграции достаточно распространена и в России – рабочих приглашают по заранее составленным трудовым договорам, или же нанимают людей из уже прибывших мигрантов.

  1. Приграничный вид.

Некоторым мигрантам приходится ежедневно пересекать государственную границу для того, чтобы прибыть на рабочее место. Подобная форма трудовой миграции стала причиной регулирования большого количества законов, упрощающих перемещения из страны в страну.

  1. Так называемое явление «утечки мозгов».

Последствия трудовой миграции такого рода становятся причиной постепенного упадка государств-доноров, из которых мигранты переезжают в более развитые страны. Не так много стран являются подобными донорами – наиболее известными считаются Индия, Египет, Пакистан и Россия. Россия и другие страны СНГ заслуживают особого внимания, так как пик «утечки мозгов» пришелся именно на распад СССР. Высококлассные специалисты, получившие высшее образование и обладающие хорошим опытом работы, не могли найти достойную работу в перестроечной России. Именно этот факт стал основной причиной трудовой миграции известных ученых и специалистов востребованных профессий.

Международная миграция трудовых ресурсов обусловлена явным преимуществом некоторых стран перед большинством неразвитых государств. Если первые волны трудовой миграции были вызваны насильственным путем (например, перевозка рабов из Африки в США), то с отменой рабства развивающимся капиталистическим странам пришлось другим путем компенсировать нехватку рабочей силы.

Читайте также:
УФМС Алтайского края: как записаться на прием, документы

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

Москва и область +7 (495) 980-97-90 доб. 885
Федеральный номер +8 (800) 700-99-56 доб. 257

Регулирование вопроса не заняло много времени – понадобилось только упростить правила пересечения границы. Разумеется, в этом случае наблюдается именно внешняя трудовая миграция. Внешняя трудовая миграция подразумевает пересечение границы, в то время как внутренняя может ограничиваться только лишь перемещением внутри государства.

Причины трудовой миграции по всему миру

Существуют различные причины, по которым населению приходится прибегать к трудовой миграции. Это могут быть особенности социума и быта, экологический фактор, сложная политическая обстановка и т.д. В большинстве случаев мигрант просто не может прокормить себя и свою семью, что вынуждает его колесить по всему миру в поисках достойного заработка. В некоторых случаях опытные специалисты стремятся достичь максимального карьерного роста, и поэтому отправляются за рубеж.

Войны и вооруженные конфликты также являются весомой причиной трудовой миграции. Особенно это было распространено после Второй Мировой Войны. Ужасные события тех лет унесли огромное количество жизней, большую часть которых составляли совершеннолетние дееспособные мужчины.

Соответственно, наблюдалась острая нехватка рабочей силы. Поэтому демобилизованных солдат из приграничных государств приглашали на работу в крупные предприятия, упростив при этом правила пересечения границы. Такое активное государственное вмешательство в вопросы трудовой миграции было особенно заметно в послевоенной Франции – были сняты практически все ограничения на въезд мигрантов. В этом случае был принят соответствующий закон о внешней трудовой миграции, который помог эффективно решить вопрос.

На первом месте стоят экономические причины трудовой миграции. Как известно, всего несколько доминирующих стран владеют большей частью мировых ресурсов, в то время как более отсталые регионы обречены на нищету. Именно такое положение дел вынуждает мигрантов отправляться за рубеж в поисках заработка. Далеко не каждое правительство принимает меры регулирования трудовой миграции на государственном уровне, поэтому решение данной проблемы появится еще не скоро.

Какие бывают типы мигрантов?

Важный момент – не стоит путать обыкновенных «челноков» и прочих бизнесменов, вынужденных часто пересекать границу, с трудовой миграцией. Но при этом представители многих крупных фирм часто переезжают из страны в страну, с целью обучить новый персонал, провести обучающий семинар или контроль выполнения работ. Такое явление часто встречается в крупных корпорациях, филиалы которых разбросаны по разным точкам мира, и причисляется к трудовым мигрантам.

Это мигранты, которые стремятся переехать в другую страну на постоянное место жительства, с последующим получение гражданства. Переезжают либо в одиночку, либо вместе с семьями. Наиболее популярными странами для таких мигрантов являются США, Канада и некоторые страны западной Европы. В России существуют масштабные государственные программы для таких мигрантов, но они в большей степени ориентированы на возвращение соотечественников.

  • Рабочие по контракту (обычно со средней квалификацией или вовсе неквалифицированные).

Когда мигрант прибывает в страну при условии, что покинет ее по истечении определенного срока, его называют рабочим по контракту. После выполнения контрактных обязательств рабочий обязан вернуться на родину. К таким мигрантам относятся сезонные рабочие, моряки и представители сферы обслуживания. Например, в некоторых регионах России многие люди приезжают в Турцию на время туристического сезона.

  • Специалисты высокого класса.

Подобные специалисты мигрируют в поисках лучших условий для трудоустройства и карьерного роста. Подобная «утечка мозгов» иногда становится серьезной проблемой государственного уровня.

Одна из наиболее серьезных проблем, от которых страдает вся международная трудовая миграция в целом. Нелегальные мигранты пересекают границу незаконным способом, и затем неофициально трудоустраиваются. Иногда нелегальные мигранты прибывают законно – по вызову или в качестве туриста, а затем остаются в стране. В России времен СССР таких людей называли «невозвращенцы».

Это не совсем «чистый» образец трудовой миграции. Население, пострадавшее от государственных переворотов, войн или политических преследований, отправляется за границу для смены места жительства и последующего трудоустройства.

Современная международная миграция трудовых ресурсов в России

В последние годы в России снизилось количество поселенцев, в основном преобладают мигранты, приглашенные на контрактной основе. Таким образом, правительству удается регулировать соотношение количество доступных рабочих мест и желающих трудоустроиться. Полноценная международная миграция трудовых ресурсов в России появилась только после распада СССР. До этого страна пережила несколько волн миграции, но все они были вызваны военными конфликтами и политическими преследованиями.

Только после 1991 года люди смогли беспрепятственно покидать Россию. С этого момента и началась международная миграция трудовых ресурсов для россиян. Множество квалифицированных специалистов и просто рядовых рабочих смогли отправиться за рубеж на заработки. Правда, далеко не каждый из уехавших стремился покинуть Россию навсегда. Многие возвращались спустя несколько лет, или просто регулярно высылали деньги на родину.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

Москва и область +7 (495) 980-97-90 доб. 885
Федеральный номер +8 (800) 700-99-56 доб. 257

В связи с такими событиями правительству пришлось принимать определенные меры регулирования, так как нелегалы не приносят никакого дохода стране, а только снижают стандарты при приеме на работу и ежегодно вывозят по нескольку миллиардов рублей из России. Кроме того, нелегальные мигранты отнюдь не стремились в приоритетные для России районы – они всегда приезжали именно в развитые города с многомиллионным населением, где и так существует серьезная проблема с трудоустройством.

Правительство России в большей степени заинтересовано в привлечении соотечественников, нежели иностранных рабочих. Соотечественники обладают достаточным знанием русского языка и местных традиций, и поэтому более выгодны для государства. Для привлечения соотечественников введена специальная программа репатриации. Благодаря этой программе можно проводить эффективное регулирование миграции, поощряя переезд соотечественников в более приоритетные для России регионы. Это могут быть регионы с низким уровнем рабочей силы, города с масштабными проектами, требующими привлечения специалистов, и другие подобные территории России.

Читайте также:
В какие страны можно попасть без оформления визы?

Ключевые изменения в миграционном законодательстве, вступившие в силу в 2021 году

В середине июня вступили в силу существенные изменения в миграционном законодательстве. Появились новые требования к оформлению иностранных работников. Сегодня расскажем, что поменялось, какие существуют риски, связанные с нарушением миграционного законодательства, и как их снизить.

Какие категории иностранцев существуют

Выделяют следующие категории иностранных граждан, в соответствии с их миграционным статусом:

  • постоянно проживающие — вид на жительство (ВНЖ), обратите внимание — ВНЖ не является документом, удостоверяющим личность;
  • временно проживающие — разрешение на временное проживание (РВП);
  • временно пребывающие — виза, разрешение на работу, патент, или на основании международных договоров — например, для граждан ЕАЭС.
  • иностранные работники делятся на большее количество категорий, чем иностранные граждане:
  • граждане Беларуси;
  • граждане стран ЕАЭС;
  • ВКС;
  • временно и постоянно проживающие;
  • граждане стран с безвизовым въездом;
  • граждане стран с визовым въездом;
  • студенты очных отделений.

В отношении граждан Беларуси существует двоякая позиция относительно необходимости уведомления о заключении/расторжении трудового /гражданско-правового договора и оформления полиса ДМС.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» заказчик работ или услуг обязан уведомить миграционные органы о заключении/расторжении с иностранным гражданином трудового / гражданско-правового договора в течение трех рабочих дней с даты заключения договора.

Cуществует альтернативная позиция о том, что необходимости уведомлять миграционные органы нет. Данная позиция основана на Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России подтверждена Постановлением Верховного Суда РФ.

В то же время, несмотря на наличие данной позиции, миграционные органы продолжают настаивать на необходимости уведомления о заключении и расторжении трудового /гражданско-правового договора с гражданами Беларуси, и в случае отсутствия подобного уведомления могут привлечь компанию к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ — для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области) с наложением административного штрафа на компанию до 1 000 000 рублей и административным приостановлением деятельности до 90 суток. В связи с этим, в случае договора с гражданином Беларуси для минимизации рисков мы рекомендуем уведомить миграционные органы.

С оформлением полиса ДМС сложилась такая же противоречивая ситуация. Согласно позиции Минтруда РФ полис ДМС не требуется для граждан Беларуси, но при этом есть судебная практика, которая говорит об обратном. В связи с этим эксперты рекомендуют в отношении граждан Беларуси как подавать в соответствующие органы уведомления о заключении/расторжении договора, так и оформлять для них полис ДМС.

Обязательными условиями в трудовом договоре с иностранным работником являются:

  • полное имя и паспортные данные работника (они должны быть указаны одинаково во всем оформляемых документах, в том числе и в случае изменения);
  • место заключения договора (миграционные органы могут проверить фактическое нахождение работодателя в России на момент заключения договора);
  • место работы. Если иностранный работник работает по патенту в нескольких регионах России, то необходимо получать патент в каждом регионе. Если же иностранный работник работает по разрешению на работу, то в разрешении необходимо указать все регионы, в которых он работает; при этом в договоре указывается одно место работы — по месту нахождении компании;
  • трудовая функция (некоторые миграционные органы требуют указывать должность иностранного работника согласно классификатору должностей);
  • условия о разъездном или дистанционном характере работы (есть ограничения на командировки иностранных граждан в том регионе, где у них нет разрешения на работу или патента; также есть ограничения на работу дистанционно за пределами России);
  • реквизиты разрешения на работу, патент, РВП или ВНЖ, полиса или договора ДМС. Все изменения в них должны быть внесены и в оформляемые на иностранного работника документы.

Новые нормативные акты

В 2020-2021-м годах в связи с пандемией коронавируса в России был разработан и принят ряд нормативно-правовых актов в сфере миграционного права, регулирующих въезд и выезд, трудоустройство, пребывание, карантин и т. п. В качестве ключевых можно выделить следующие документы:

  1. Указ Президента РФ от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Указ № 364).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019».
  5. Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».

Также внесены изменения в те документы, которые подаются в миграционные органы. Новые формы документов для привлечения иностранных граждан:

  1. Приказ МВД России от 30.07.2020 № 356 — Уведомление о заключении трудового договора, уведомление о расторжении трудового договора, уведомление о выплате вознаграждения ВКС;
  2. Приказ МВД России от 29.09.2020 № 677 — Ходатайство о выдаче приглашения на въезд;
  3. Приказ МВД России от 10.12.2020 № 856 — Уведомление о прибытии иностранных граждан или лиц без гражданства в место пребывания;
  4. Приказ МВД России от 21.12.2020 № 23235 — Цели поездок в Россию — указываются в визе иностранного гражданина;
  5. Памятка об ответственности — в памятке об ответственности, которая подается в УВМ ГУ МВД России по г. Москве при аккредитации компании добавлены обязанности согласно Постановлению Правительства РФ от 15.09.2020 № 1428.
Читайте также:
Гостевая виза в Италию – Как получить гостевую визу в Италию

Рассмотрим наиболее значимый из них с точки зрения миграционного законодательства.

Указ № 364

С 15 июня 2021 года не действует Указ Президента от 18.04.2020 № 274. Вместо него принят новый документ — Указ № 364 от 15.06.2021, регулирующий вопросы трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства, их пребывание на территории РФ в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Указом № 364 установлены 3 реперных точки. 2 из них фиксированные, одна — плавающая:

  • до 30.09.2021 года иностранные граждане могут обратиться в миграционные органы для получения отметки в миграционной карте о продлении пребывания, либо для постановки их на миграционный учет.
  • до 31.12.2021 года иностранные граждане могут заключать трудовые договоры вне зависимости от цели въезда и вне зависимости от той категории визы, которая им была выдана.
  • как только открывается транспортное сообщение с иностранным государством (снимаются запреты на въезд), начинает исчисляться срок для того, чтобы иностранные граждане этого государства могли продлить свое пребывание в России. До этого момента течение их сроков пребывания, постановка на миграционный учет, визы и т.д. в России приостановлены. Течение сроков разрешений на работу и патентов согласно Указу № 364 не приостановлено, то есть их нужно продлевать по мере истечения срока.

Подключите услугу HR-абонемент и сможете получать письменные и устные консультации по:

  • управлению персоналом;
  • оформлению сотрудников, в том числе иностранцев;
  • по расчету и выплате заработной платы.

Изменения в практике работы миграционных органов

В практике миграционных органов Москвы также произошли изменения:

Собеседование при подаче документов на приглашение

При постановке компании-приглашающей стороны на учет в миграционных органах в них требуется прийти генеральному директору (главному бухгалтеру) для прохождения собеседования.

Место рождения иностранного работника

Ранее место рождения необходимо было указывать согласно паспорту иностранного работника. Сейчас у иностранного работника необходимо запрашивать свидетельство о рождении, если в его паспорте указана только страна рождения или место рождения не указано.

Сведения об образовании и местах работы высококвалифицированных специалистов (ВКС)

Ранее миграционные органы принимали документы без данных сведений. Сейчас в ходатайстве о прибытии необходимо указывать сведения о наиболее высокой имеющейся ступени образования и опыте работы за последние 10 лет.

Согласование профильного министерства для приглашения иностранных граждан

Ранее миграционные органы требовали согласование профильного министерства для подачи документов на приглашение ВКС и работников техобслуживания из «открытых» стран. Сейчас для приглашения иностранных граждан из «открытых» стран не требуется предварительное согласование вне зависимости от цели въезда.

Процесс привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов из «закрытых стран» теперь несколько усложнился. Отныне требуется согласование въезда работника и сопровождающих членов семьи в профильном министерстве. Таким образом, увеличился общий срок привлечения высококвалифицированных специалистов. Примерно до 2,5 месяцев.

Пошаговый план привлечения работников ВКС:

  1. Заключение трудового договора и подача уведомления;
  2. Согласование въезда работника и членов семьи в профильном министерстве;
  3. Подача документов для оформления разрешения на работу;
  4. Подача документов для оформления визовых приглашений на въезд для работников и членов их семей;
  5. Получение виз в российском визовом центре или Консульстве;
  6. Въезд в Россию и получение разрешения на работу.

То есть теперь необходимо пройти еще один шаг — согласовать въезд работника и членов его семьи в профильном министерстве. Такой «усложненный» режим в настоящее время сохраняется, например, для граждан Китая и Израиля.

Изменение миграционного статуса

Получение РВП, ВНЖ или гражданства России

Позиция миграционных органов: при смене миграционного статуса работника необходимо уволить работника в прежнем миграционном статусе и принять на работу в новом миграционном статусе, уведомив миграционные органы о каждом своем действии.

Позиция трудовой инспекции: при смене миграционного статуса работника расторгать трудовой договор нет необходимости, так как нет оснований для увольнения. Кроме того, иностранный работник может сам отказаться от увольнения, так как он может потерять корпоративные бонусы, накопленный отпуск и т.д.

Эксперты рекомендуют придерживаться позиции миграционных органов

Получение РВП работником — ВКС

Российским законодательством не предусмотрено совмещение статусов ВКС и временно проживающего. Эксперты рекомендуют аннулировать разрешение на работу ВКС сразу после получения РВП.

Ограничения работы иностранных граждан

После принятия решения о создании филиала, представительства иностранного юридического лица, необходимо представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой РФ сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства (ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

В заявлении об аккредитации филиала, представительства, указывается точное число иностранных работников филиала, представительства, которые будут работать в филиале, представительстве. Если количество иностранных работников меняется, то это необходимо согласовывать через Торгово-промышленную палату РФ, затем зарегистрировать изменения в налоговой службе.

В случае превышения числа иностранных работников есть риск аннулирования аккредитации в связи с тем, что деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит законодательству ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и привлечение филиала, представительства к административной ответственности за несоблюдение ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).

Читайте также:
Куда лучше поехать отдыхать в Крыму? Лучшие курорты и цены

Удаленная работа иностранных граждан

По налоговому законодательству иностранный гражданин в случае длительного нахождения за пределами РФ теряет статус налогового резидента и ставка НДФЛ для него становится 30% (вместо 13%, либо 15%).

Миграционные последствия (при нахождении более 6 месяцев за пределами РФ) включают в себя риск аннулирования разрешения на работу, либо патента.

Законодательством не урегулирован вопрос относительно того, являются ли это 6 месяцев подряд, либо суммарно в течение календарного года. Эксперты рекомендуют ограничивать пребывание иностранного работника за пределами России шестью месяцами в течение календарного года. Необходимо отметить, что на практике подобная мера применяется миграционными органами крайне редко.

Что касается административной ответственности, то если иностранный работник работает на основании трудового договора, то согласно позиции Минтруда работодатель в этом случае не может обеспечить для него безопасные условия труда за пределами РФ. Поэтому работа иностранного работника на основании трудового договора за пределами России запрещена.

В случае нарушения этого запрета есть риск привлечения работодателя к административной ответственности. Эксперты рекомендуют в таких случаях заключать с иностранными работниками договор ГПХ.

Административная ответственность руководителей — иностранных граждан

Руководители — иностранные работники несут административную ответственность как за нарушения, которые они совершили самостоятельно (к примеру, превышение скорости при управлении транспортным средством), так и за правонарушения, которые совершает компания.

Существуют определенные «лимиты» на совершение административных правонарушений и в случае их превышения миграционными органами может быть принято решение о неразрешении въезда иностранному гражданину.

Наиболее частыми случаями привлечения к ответственности являются несвоевременная сдача отчетности и неуплата налогов.

Для снижения рисков привлечения руководителя — иностранного работника к административной ответственности эксперты рекомендуют назначить ответственное лицо в компании, в обязанности которого будет входить выполнение подобных действий. Подтверждающими документами в этом случае будут локальные нормативные акты, доверенности, соответствующие условия в трудовых договорах.

Автор — Иван Катышев, руководитель налоговой и юридической практики СберРешений.

Резидентам РФ, которые владеют имуществом или счетами в другой стране, мы помогаем составить отчетность. Если у вас есть вопросы по валютному регулированию, валютному контролю или другие, связанные с иностранными активами — оставьте нам заявку, мы проконсультируем вас, а также, по желанию, проведем личную встречу.

Внутренняя и внешняя трудовая миграция в России в 2021 году

Реалии современного мира, впрочем, как и всей истории существования человечества, безотрывно связаны с постоянным процессом перемещения населения из одной области в другую. Эти естественные процессы имеют под собой ряд причин и объединены общим термином «миграция». Особое значение в наше время отводится понятию «трудовая миграция». По сути, это те же перемещения населения из одной области в другую, внутри одного государства или между ними в поисках лучшего места работы.

Виды миграций

Различные виды и последствия международной трудовой миграции представляют собой особую сферу, требующую постоянного регулирования со стороны государства. В зависимости от направленности перемещения населения выделяют следующие типы миграции:

  • внутренняя миграция, подразумевающая перемещение населения внутри страны;
  • внешняя миграция, при которой народ выезжает за пределы государства;
  • интеграционная миграция, суть которой состоит в перемещении населения внутри интеграционного объединения государств, взаимодействующих в экономической сфере на основе межгосударственных соглашений. Примером такой интеграции может служить Содружество Независимых Государств (СНГ).

В отношении временных рамок принято классифицировать миграцию на:

  • постоянную (невозвратную) миграцию, подразумевающую переезд гражданина в другое государство или в другую область внутри своей страны (при внутренней миграции) на постоянное место проживания;
  • временную миграцию, при которой выезд в другое государство или переезд в другую область внутри своей страны (при внутренней миграции) определён каким-то периодом времени;
  • сезонную миграцию, суть которой состоит в зависимости миграционных процессов от условий сезонности того или иного вида хозяйственной деятельности;
  • маятниковую миграцию, предполагающую частые переезды в другое государство или в другую область внутри своей страны (при внутренней миграции), когда место работы/учёбы находится в одном районе, а постоянное местожительство – в другом. Этот вид миграции типичен для приграничных районов/областей.

В разрезе организационных особенностей миграционных процессов выделяют:

  • добровольные миграции, т. е. такие, когда граждане, руководствуясь исключительно личными мотивами, осуществляют переезд в другую страну или в другую область внутри своей страны (при внутренней миграции);
  • принудительные миграции, т. е. носящие насильственный характер переселения граждан с одних областей в другие (например, депортация);
  • организованные миграции, подразумевающие под собой перемещение населения государством или организацией согласно разным обстоятельствам и в соответствии с законодательством (например, добровольный выезд на работу по контракту; принудительная эвакуация населения из зон катастроф или военных конфликтов);
  • самостоятельные миграции, т. е. «теневые»/нелегальные перемещения населения между государствами.

Дисбаланс в уровнях экономического развития стран является первопричиной международной трудовой миграции как явления. В поисках более высокого заработка, а также возможностей раскрыть свой потенциал и усовершенствовать свои профессиональные навыки люди вынуждены переезжать в другие страны/области, имеющие более высокий уровень развития. Так, например, трудовые мигранты в России в большинстве своём являются представителями менее развитых государств СНГ.

Трудовая миграция на международном уровне

Международная трудовая миграция – это перемещение граждан между государствами в поиске достойного источника дохода в рамках трудовых взаимоотношений. Она может быть сопряжена со сменой места жительства на постоянной основе; может носить и временный характер, когда гражданин выезжает в другое государство на определённый контрактом срок; может зависеть и от сезонности, требующей наличия рабочей силы в определённое время года. Внешняя трудовая миграция, её специфика и особенности трудовых взаимоотношений регламентируются Международной Конвенцией о защите прав всех трудящихся, которая была утверждена Генассамблеей ООН , а также внутренними законами стран, в которые направлен миграционный процесс.

Читайте также:
Пенсия в Латвии 2021 году: пенсионный возраст, минимальная плата

Трудовая миграция – экономические и социальные аспекты: Видео

Внутренняя трудовая миграция

Внутренняя трудовая миграция представляет собой перемещения населения внутри страны между её регионами с целью получения работы, способной обеспечить достойный заработок. Она также может носить как постоянный, так и временный характер. Внутренняя миграция как явление отражается на плотности заселения определённых территорий внутри государства, их экономическом развитии и, соответственно, ведёт к росту конкуренции регионов между собой. Основными факторами, определяющими сегодня направления внутренних миграционных трудовых потоков, являются:

  • урбанизация, т. е. высокая роль города как центра экономического и культурного развития, перетягивает на себя большую часть трудовых ресурсов из сельской местности;
  • передовое экономическое развитие центральных и южных областей России наряду с их более благоприятным климатом по отношению к северным и восточным областям страны;
  • инвестирование в промышленное и инфраструктурное развитие северных и восточных регионов России и создание на этой базе нового рынка труда.

Все аспекты внутренней трудовой миграции в России регулируются Конституцией РФ, Трудовым кодексом и другими подзаконными актами, постановлениями исполнительных органов государственного управления и региональных органов государственной власти в Российской Федерации.

Изменения в законодательстве РФ в сфере миграции в 2021 году

Адаптируясь под стремительно меняющуюся действительность, российское законодательство в сфере трудовой миграции постоянно меняется. Так, в 2021 году приняты перечисленные далее изменения.

  1. Если гражданин Российской Федерации получил второе гражданство, то в срок до 2 месяцев он должен сообщить об этом в Главное управление по вопросам миграции МВД России.
  2. Лица, имеющие статус гражданина Республики Беларусь, освобождаются от комплексных экзаменов при получении вида на жительство в России или российского гражданства.
  3. Ужесточён режим иммиграции и пребывания в Российской Федерации граждан Украины, которые теперь имеют возможность находиться в России лишь 90 дней, если не получили специальное разрешение.
  4. Граждане Турции больше не имеют возможности трудиться в Российской Федерации. Разрешено только продление ранее заключенных контрактов на срок до конца 2021 года.
  5. Граждане Узбекистана обязаны получить биометрические загранпаспорта.
  6. Гражданам Грузии упрощено получение виз для пересечения границ с Россией.
  7. Внедрена дактилоскопическая система регистрации иностранцев.
  8. В выдаваемых на работу патентах теперь не указывается информация о статусе работодателя, т. е. нанимать людей на работу теперь может как юридическое, так и физическое лицо.
  9. Иностранцам запрещено осуществлять деятельность, отличную от предусмотренной патентом.
  10. Ограничения на выезд населения из страны, касающиеся военнослужащих и отдельных категорий госслужащих.

Кроме того, ужесточены санкции за нарушение миграционного законодательства.

Типы мигрантов

Принято выделять основные типы международных мигрантов:

  • переселенцы;
  • работающие по контракту;
  • беженцы;
  • нелегальные.

Профессиональная эмиграция является важной частью мировой экономики. По признаку качественного/профессионального состава мигрирующего трудового населения принято также выделять следующие типы миграционных процессов:

  • миграции низкоквалифицированных рабочих, которые впоследствии занимают низкооплачиваемые вакансии на рынке труда;
  • миграции высококлассных специалистов, привлекаемых для работы в других государствах на высокооплачиваемые/управленческие должности;
  • миграции гуманитариев/учёных, так называемая «утечка мозгов».

Для работы в Российской Федерации иностранцам из стран с безвизовым режимом требуется получение патента, разрешающего им ведение трудовой деятельности (исключение составляют приехавшие из Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Армении). Им нужно знать, как получить патент на работу. Для этого иностранный гражданин обязан обратиться с заявлением и требуемым комплектом документов в одну из следующих инстанций (на выбор):

  • ГУВМ МВД (ранее ФМС);
  • МФЦ по предоставлению муниципальных и госуслуг;
  • фирму, оказывающую посреднические услуги в сфере миграции.

Как получить разрешение на работу? Чтобы его оформить, следует предоставить в соответствующую службу заявление и требуемый комплект документов.

Нелегалы

Проблема незаконной миграции в России не теряет своей актуальности. В большинстве своём нелегальный статус иностранцами приобретается следующими способами.

  1. Законный въезд в Российскую Федерацию с целью остаться в государстве на нелегальных условиях.
  2. Наоборот, незаконный въезд с целью дальнейшей легализации своего положения.

Причины высокого уровня нелегальных мигрантов кроются, прежде всего, в низком уровне экономического развития государств, из которых они эмигрируют, а значит, в элементарном отсутствии финансов на оформление требуемой документации.

Беженцы

Беженцы представляют собой особый тип мигрантов. Отношение к ним регулируется Федеральным законом от 17 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах», который предусматривает, что человек, объявленный беженцем, не может быть репатриирован против своего желания в страну, гражданином которой ранее являлся. По своей сути беженцы представляют собой граждан, уезжающих из своей страны вследствие войн, природных или экологических катаклизмов. Понятие «трудовой эмигрант» нельзя в чистом виде применять к этой категории, т. к. эти переселенцы переезжают в другую страну преимущественно для смены места жительства, и только после перед ними встаёт вопрос трудоустройства.

Вынужденные переселенцы

К переселенцам относятся граждане, уезжающие в другую страну на постоянное местожительство вследствие экономических, политических, религиозных или других мотивов. Данный тип мигрантов также не причисляется в чистом виде к трудовым в силу того, что основным мотивом их переезда в другое государство служит стремление переехать туда на постоянное местожительство с последующим получением гражданства.

Работники по контракту

Международная миграция труда неразрывно связана с гражданами, работающими в других государствах по контракту, лимитированному определёнными сроками и обязательствами. По факту окончания контракта/выполнения контрактных обязательств представитель своей страны приезжает обратно на родину.

Высококлассные специалисты

Профессиональная иммиграция является неотъемлемой составляющей успешности экономического роста стран в современном мире. «Утечка мозгов» — выезд из страны учёных, экспертов и высококвалифицированных рабочих вследствие экономических, политических, религиозных или других мотивов. Часто это становится глобальной проблемой для государств, из которых происходит подобный отток.

Читайте также:
Монако: размер зарплат различных профессий, как устроиться в 2021 году

Званые гости

Глава государства указал своей администрации организовать работу по реформированию миграционных режимов и института гражданства РФ на основе предложений рабочей группы. Доклад нужно подготовить до марта следующего года. Президент также поручил скорректировать план мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы.

Сейчас миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы, говорится в перечне поручений. Иностранные рабочие часто стремятся обойти сложности и уходят “в тень” либо оформляют гражданство РФ или статус временно и постоянно проживающих. А люди, способные стать полноправными членами российского общества, бывает, сталкиваются с неоправданными трудностями.

Основные направления реформы – создание благоприятных условий переселения в РФ и получения, при желании, гражданства тем, кто знает русский язык и близок нам по ментальности; формирование понятных миграционных правил; повышение уровня обеспечения безопасности, в том числе за счет широкого внедрения современных информтехнологий.

Постоянное проживание (вид на жительство) станет основным миграционным статусом, позволяющим иностранцу в перспективе претендовать на гражданство РФ. Разрешение на временное проживание как отдельный миграционный статус перед получением вида на жительство, предоставляемое по квотам, исключается. Этот институт себя изжил, говорится в документе. Основные требования для вида на жительство: регистрация в государственной информационной системе, проживание на территории РФ, соблюдение законодательства России, отсутствие опасных заболеваний и, как правило, знание русского языка. Срок действия вида на жительство не ограничивается.

Предлагается три вида порядка приема в гражданство: общий, упрощенный и особый. Общий применяется “по умолчанию” ко всем иностранцам и лицам без гражданства. Упрощенный порядок применяется, в частности, к тем, кто прибыл из стран, близких России в социокультурном отношении, к людям в уязвимом положении и так далее. Оба вида требуют знания русского языка и отсутствия социально-конфликтных ситуаций во время проживания в нашей стране. Не будет упрощенного предоставления гражданства по “экономическим” критериям. Такие люди смогут получить статус “долгосрочное пребывание” или “постоянное проживание”. Особо ценные для РФ иностранцы могут получить российский паспорт в особом порядке. Решение по ним принимает глава государства по материалам Комиссии по вопросам гражданства при президенте, она же будет рассматривать материалы об отмене решений о приеме в гражданство.

Определяется понятие режима долгосрочного пребывания – более 90 дней в году с любыми законными целями, включая работу и учебу, без оформления вида на жительство и приобретения гражданства РФ. Также предусмотрена возможность выноса части миграционных процедур за пределы страны, включая проверки на наличие оснований, препятствующих въезду, в том числе наличие опасных инфекционных заболеваний. Планируется ввести институт “соглашения о лояльности”: иностранцы принимают обязательства, нарушение которых может повлечь утрату права на нахождение в РФ. Предлагается ввести особый миграционный статус “контролируемое пребывание” – для иностранцев, оказавшихся в нестандартных ситуациях, потенциально нежелательных, представляющих угрозу для России. Следует предусмотреть и возможность запрета на въезд в отношении категорий иностранных граждан (например, при эпидемиях), обеспечить медосвидетельствование на предмет опасных заболеваний длительно пребывающих на территории РФ иностранцев, создать механизмы контроля состояния здоровья до въезда, выработать эффективные алгоритмы действий в отношении тех, у кого есть опасные заболевания (включая меры принудительной изоляции). Кроме того, в предложениях говорится о создании цифрового профиля иностранного гражданина.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Понятие «трудовая миграция» следует понимать перемещение рабочей силы внутри страны или за пределы государства постоянного проживания в другие города и страны в целях последующего трудоустройства.

Причин этого процесса множество, однако среди них следует выделить стремление людей получить более высокооплачиваемую работу, комфортность и безопасность проживания.

Виды трудовой миграции

Трудовая миграция бывает нескольких видов. К примеру, в зависимости от правового статуса различается легальная и нелегальная миграция.

Легальная

Иностранец приезжает в другое государство и находится в нем в соответствии с требованиями местного миграционного законодательства. Он встает на учет в соответствующих государственных органах, получает разрешение на работу, платит налоги.

Нелегальная

Иностранный гражданин находится и трудится в стране, не имея для этого законных оснований. Он не состоит на учете в органах миграционного контроля. Как правило, нелегальные мигранты занимаются самым низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.

Временная

Иностранец находится на территории другого государства (региона) временно – лишь на период работы. Это относится как к низкоквалифицированным сезонным работникам, так и к специалистам с высокой квалификацией, работающим по контракту на период его действия.

Постоянная

Под постоянной миграцией следует понимать переезд в другие страны (города) в целях трудоустройства и постоянного места жительства.

Отдельно нужно выделить характерные признаки внешней и внутренней миграции.

Внутренняя

Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства. Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток. Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.

Рассматриваемый процесс иногда соотносят с урбанизацией. Под последней нужно понимать увеличение роли городов в жизни общества и прирост их населения за счет оттока жителей из сельской местности. Урбанизация во многом является следствием именно трудовой миграции. Это связано с тем, что основные высокооплачиваемые рабочие места сконцентрированы именно в городах, поэтому сельские жители в поисках работы и большего заработка устремляются именно в эти точки притяжения.

Читайте также:
Гоа на карте мира и Индии: как добраться и где отдохнуть

Разновидностью внутренней является миграция маятниковая. Суть этого процесса заключается в том, что жители небольших городов и поселков совершают регулярные и краткосрочные поездки в целях работы или учебы в большой город и обратно. Маятниковые перемещения очень характерны для пригородной зоны.

Внешняя

Внешняя миграция предполагает перемещение рабочей силы за пределы страны. Как правило, трудовые мигранты перемещаются из государств с низким уровнем жизни в более богатые, с более высокими возможностями относительно поиска работы и уровня заработной платы.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.

Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.

Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).

Службы и организации, регулирующие процесс

Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та

Международные

Основную роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.

Государственные

Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.

Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.

Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов

Основными характеристиками рассматриваемого процесса на сегодняшний день следует считать:

  1. Сформированность миграционных потоков, которые влияют и регулируют международный рынок труда.
  2. Отток населения из стран с низким жизненным уровнем в страны с более высоким качеством жизни. Основными направлениями для миграции являются: страны Западной Европы, США. Для стран бывшего СССР таким центром притяжения является Россия, однако это касается лишь низкоквалифицированных работников.
  3. Увеличение доли высококвалифицированных специалистов в общем миграционном потоке.
  4. Увеличение доли нелегальной миграции, во многом связанной с нестабильной политической обстановкой на Ближнем Востоке и в странах Африки.

Статистика и показатели в настоящее время

МВД России располагает статистическими данными относительно показателей трудовой миграции в РФ. Так, за период с января по ноябрь 2018 года было оформлено 116 538 разрешений на работу. В то же время за этот же период было выдано 1 544 313 патентов на работу. Определить же, сколько граждан выехало из России именно в качестве трудовых мигрантов довольно сложно. Можно лишь руководствоваться сведениями о лицах, которые снялись с регистрационного учета по месту своего предыдущего проживания. Округленное значение за 2018 год составляет число в 300000 покинувших страну россиян.

Статистика международных перемещений рабочей силы не столь однозначна – разные источники называют разные цифры. Так, согласно данным ООН в мире в 2017 году насчитывалось 258 миллионов международных мигрантов.

Последствия трудовой миграции

Их можно разделить на отрицательные и положительные. К первым относятся такие факторы, как улучшение ситуации с безработицей, международный обмен знаниями и опытом, уменьшение затрат на медицину, образование, соц выплаты.

Отрицательная сторона заключается в снижении общего уровня заработной платы, т.к трудовые мигранты соглашаются на низкую оплату труда в некоторых сферах.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Трудовая миграция – естественное движение рабочей силы в поисках лучших условий для заработка и проживания. Неравномерность миграционных потоков, увеличение доли нелегальной миграции представляют на сегодняшний день одну из основных проблем, которая стоит перед мировым сообществом.

Трудовая миграция в России

В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Запрет въезда в Россию для иностранных граждан с 18 марта 2020 года из-за короновируса

Россия ввела ограничение и запрет въезда для всех иностранцев и лиц без гражданства на свою территорию с 18 марта по 1 мая 2020 года из-за чрезвычайной ситуации и риска распространения короновируса COVID-19. Об этом сообщил премьер-министр страны Михаил Мишустин говорится на официальном сайте правительства России.

Читайте также:
Какие достопримечательности стоит посмотреть в Дели?

Россия закрыла все границы. Ограничения въезда касаются также всех граждан Беларуси, Украины, других стран СНГ и иностранцев, проезжающих через границу России и Беларуси.

Исключение составляют иностранные лица:

  • имеющие официальное право постоянно проживать на территории РФ,
  • водители грузовых международных автомобилей,
  • транзитные пассажиры, которые летят через аэропорты в другую страну,
  • лица, которые едут на похороны,
  • экипажи самолетов и кораблей, поездные международные бригады,
  • сотрудники дипломатических и консульских учреждений.

Премьер-министр сказал, что закрытие границ и запрет въезда в РФ носит временный характер и связано с рекомендациями ВОЗ в связи с острой ситуацией из-за распространения короновируса COVID-19.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

В этом видео рассказывается о проблемах трудовых мигрантов в России


На данный момент миграция в России подразделяется на два вида:

  • внутренняя;
  • внешняя.

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Внешняя или международная трудовая миграция – это миграция не внутри государства, а массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.

После распада союза темпы миграции в России значительно снизились. Причем стоит заметить, что внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов. На самом деле миграция является вполне естественным процессом. Именно поэтому Россия – страна многонациональная и совсем неудивительным является факт, что в ее городах можно встретить иностранных работников, занятых в разных сферах.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится Америка и Канада. Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших в Россию с целью получения постоянного места жительства, составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2021 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин. Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину. По данным российского ведомства статистики большая часть русских мигрантов переезжает в более развитые страны, среди которых ведущее место занимают Германия, Финляндия и Штаты.

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

Читайте также:
Где отдохнуть на море в августе 2021 с детьми за границей недорого - 14 лучших пляжных направлений

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий ГУВМ МВД.

Первопричина миграционных проблем

Начиная с 2016 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

Миграционные новости

Россия входит в категорию стран, для которых миграционный процесс является характерным. Другими словами, мигранты отправляются в страну, преследуя цель устроиться на новое место работы. В соответствии со статистическими данными к числу государств, для граждан которых миграция становится естественным процессом можно отнести:

  • Армению;
  • Узбекистан;
  • Казахстан;
  • Таджикистан.

По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2021 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.

Поправки для мигрантов

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми. Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты. Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

  • экзамены;
  • мед и соцстрахование;
  • упрощение подготовительной процедуры для студентов.

В январе 2016 года было определено правило, гласящее о том, что иностранцы, проживая в России, не имеют права использовать обычный паспорт. Этот подзаконный акт исключает вероятность исключительных случаев для всех государств. Котирующимся документом, удостоверяющим личность для иностранных мигрантов, проживающих в Р.Ф., считается лишь заграничный документ.

Данные поправки не распространяются на бывших жителей Евразийского союза. Те лица, которые уже находятся в стране имеют возможность оформить необходимый документ в 2021 году.

Дополнительные изменения

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда. При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме. В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет. Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов. В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

Изменения были внесены и касательно такого документа, как патент. Стоит отметить, что получить трудоустройство без него не предоставляется возможным. С 2016 года для участников безвизового режима убрали разницу между физическими и юридическими лицами. Для всех видов деятельности достаточно будет одного общего документа. Размер взноса определяется региональными властями. На данный момент для всех категорий граждан данное разрешение выдается сроком на один год.

В качестве обязательного условия предусматривается сдача экзаменов по русскому языку, истории и праву, как правило, это тесты. Перед их сдачей следует уплатить пошлину. Ее размер составляет 3 000 рублей. Обязательна также и страховка. Без медицинского полиса иностранного гражданина не имею права брать на работу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: