Этапы перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме в 2022 году

Как согласовать перепланировку

1. Что такое перепланировка?

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации переустройством и (или) перепланировкой считается любая работа, результат которой отражается на техническом плане помещения.

Процедура согласования перепланировки зависит от того, как именно вы собираетесь менять помещение. Существует перечень конкретных работ, согласовать которые нужно до того, как вы их проведете.

2. Какие работы нужно предварительно согласовать?

Есть три вида работ, требующих предварительного согласования: по переустройству, по перепланировке и работы, затрагивающие общее имущество дома.

Работы по переустройству

  1. Установка в нежилых помещениях дополнительного оборудования (инженерного, технологического, санитарно-технического) или перенос существующего с прокладкой дополнительных подводящих сетей.
  2. Работы по переустройству помещения, расположенного в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия/выявленным объектом культурного наследия.

Работы по перепланировке

  1. Устройство (перенос, изменение границ) совмещенного санузла, уборных и ванных комнат.
  2. Устройство несущих стен.
  3. Устройство проемов в перекрытиях
  4. Устройство проемов в несущих стенах.
  5. Устройство проемов в несущих (ненесущих) межквартирных стенах (с усилением в несущих стенах) для изменения границ помещений.
  6. Заделка проемов в несущих стенах и перекрытиях.
  7. Изменение конструкции и (или) устройство полов в домах с деревянными перекрытиями.
  8. Устройство или разборка лестниц, подиумов, ступеней, пандусов.
  9. Устройство перегородок, создающих сверхнормативные нагрузки на перекрытия (из материалов, создающих нагрузку более 150 кг/кв. м).
  10. Устройство или разборка перегородок в домах с деревянными перекрытиями.
  11. Устройство (перенос) кухонь, кухонь-ниш.
  12. Устройство антресоли площадью не более 40 процентов площади помещения, в котором она сооружается.
  13. Работы по перепланировке помещения, расположенного в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия/выявленным объектом культурного наследия.

Работы, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества и (или) затрагивает архитектурный облик многоквартирного дома:

  1. Создание, ликвидация, изменение формы оконных и дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стенах, крышах) – без ослабления несущей способности элементов конструкций многоквартирного дома.
  2. Создание навесов, остекленных навесов (в пределах существующих границ террасы) на эксплуатируемых кровлях многоквартирных домов, не предусматривающее увеличение высоты здания, создания помещения, оснащения отоплением, инженерным и санитарно-техническим оборудованием, без надстройки стен, в том числе наружных.
  3. Создание входов, входных групп (лестниц, крылец и других площадок) в подвальные либо цокольные помещения или на первые этажи зданий в пределах габаритов земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе с устройством козырьков и навесов – общей площадью не более 10 кв. м (без учета площади пандуса для маломобильных групп населения), без устройства фундамента.
  4. Создание навесов в пределах габаритов существующих элементов здания многоквартирного дома (дебаркадеры, стилобаты).
  5. Устройство балконов, лоджий на первых этажах без устройства фундаментов и помещений, в том числе подземных, под лоджиями, балконами и организации отопления.
  6. Устройство каминов и (или) дымоходов.
  7. Устройство на фасаде многоквартирного дома вентиляционных коробов.
  8. Иные работы по переустройству и (или) перепланировке, связанные с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
  9. Иные работы по переустройству и (или) перепланировке, затрагивающие архитектурный облик многоквартирного дома.

3. С чего начинать перепланировку?

Итак, если планируемые вами работы есть в одном из списков, приведенных выше, стандартная процедура перепланировки будет состоять из четырех этапов.

Шаг 1. Определиться с проектом перепланировки.

Шаг 2. Получить разрешение Мосжилинспекции на проведение перепланировки.

Шаг 3. Провести сами работы, соблюдая все необходимые условия (требования к ведению журнала работ, оформлению актов на скрытые работы и др.)

Шаг 4. Оформить акт о завершенных работах.

Если того, что вы планируете делать в рамках перепланировки, нет в списках выше, получать согласование не нужно — достаточно оформить акт о завершенных работах, когда вы их закончите.

4. Где взять проект перепланировки и что в нем должно быть?

Перепланировка, требующая предварительного согласования с Мосжилинспекцией, должна проводиться на основании проекта. Он может быть составлен для вас проектной организацией, являющейся членом саморегулируемой организации (СРО).

При подаче заявления необходимо иметь проектную документацию в электронном виде, подписанную электронной подписью проектной организации.

 Кроме того, существует каталог типовых проектов, одобренных Мосжилинспекцией.

Проект переустройства и (или) перепланировки помещения в текстовом и графическом выражении должен содержать:

  • планировочные, архитектурные, конструктивные, технологические решения;
  • решения по устройству инженерного оборудования и заключение о функционировании внутренних инженерных сетей;
  • решения по охране окружающей среды, противопожарным мероприятиям;
  • решения по организации производства работ, обеспечению доступности маломобильным группам населения (для нежилых помещений).

Конкретные требования, выдвигаемые к проектной документации, закреплены в приложении №3 постановления Правительства Москвы от 25 октября 2011 года № 508-ПП.

При планировании работ ознакомьтесь также с перечнем того, что не допускается при перепланировке.

Как узаконить перепланировку нежилого помещения в 2022? Разбор.

Прежде всего дадим определение. Узаконивание перепланировки нежилого помещения- это или получение разрешительных документов из Жилинспекции для помещений, встроенно-пристроенных к жилому дому, или сразу получение планов БТИ для помещений, расположенных в нежилом здании.

Акт о завершенной перепланировке. (говорит о том, что перепланировка узаконена).

Цена узаконивания перепланировки нежилого помещения.

Такое помещение может быть встроено-пристроенным к жилому зданию, а может располагаться и в нежилом доме. Это сильно влияет на стоимость узаконивания перепланировки нежилого помещения и саму процедуру. Также цена формируется от вида произведенных мероприятий, метража объекта и других факторов. Для уточнения стоимости Вашего случая и получения коммерческого предложения позвоните нам по номеру 8-495-507-74-67 или вышлете на наш электронный адрес mail@resog.ru любой план рассматриваемого помещения до и после переустройства. Мы обязательно Вам ответим!

Содержание статьи

  • 1. Как узаконить перепланировку нежилого помещения в Москве? Многоквартирный дом.
    • 1.1. Рассмотрим пошагово порядок узаконивания перепланировки нежилого помещения.
  • 2. Как узаконить уже сделанную перепланировку нежилого помещения? Нежилое здание.
  • 3. Примеры узаконенных перепланировок в нежилых помещениях.

1. Как узаконить перепланировку нежилого помещения в Москве? Многоквартирный дом.

Узаконенная планировка из технического заключения.

Здесь мы разберём процесс узаконивания перепланировки нежилого помещения, встроенного в жилое здание или пристроенного к нему, если переустройство уже выполнено. Если ремонт только планируется, то процесс его согласования мы рассматривали в данной статье.

Ранее, если ремонт уже был произведен, но не был зафиксирован красными линиями в документах БТИ, то можно было попробовать согласовать его, как планируемый. Так выполненное изменение планировки не отслеживалось ни по каким документам. При этом не должны были быть затронуты фасады, изменение которых необходимо согласовать с Москомархитектурой, а оттуда выходит специалист и сразу фиксирует текущее положение: изменены они были или ещё нет, и выполненная перепланировка сразу «засвечивалась». Теперь стало также- даже если перепланировка не отмечена в БТИ и фасады не затрагивались, на объект выборочно может выйти инспектор из Жилищной инспекции, куда подаются документы на согласование, и проверить выполнена ли перепланировка или нет. Поэтому такая «лазейка», которая позволяла избежать штрафа и ряда других неприятностей, о которых мы не будем здесь писать, становится всё призрачнее.

Читайте также:
Данные регистрационного номера платежа квитанции консульского сбора

1.1. Рассмотрим пошагово порядок узаконивания перепланировки нежилого помещения.

Шаг 1.

План БТИ нежилого помещения в красных линиях.

Итак, если переустройство уже произведено, то первым делом необходимо получить планы БТИ и экспликацию в красных линиях. Эти линии показывают, какие элементы изменены были в помещении. Однако демонтированные конструкции в них не показываются, а потому, чтобы понять, какая планировка была в помещении до ремонта, надо заказать ещё план и экспликацию БТИ до перепланировки.

Заказать их можно в любом отделении Бюро технической инвентаризации (БТИ). Подробнее о планах БТИ мы писали здесь. На объект выйдет техник и заново обмерит помещение.
Перед вызовом техника настоятельно рекомендуем проконсультироваться у специалистов (можно у нас) по выполненным работам, чтобы узнать не нарушили ли они какие-либо нормы, коих бывает не мало. Иначе техник БТИ отметит их красными линиями на поэтажном плане и нарушения нельзя будет потом узаконить. Чтобы избежать этого, надо подготовить помещение к приходу техника,

Шаг 2.

Пункт 18 Прилож. №1 Постановления Прав-ва Москвы № 508 допускает уже проведенный ремонт нежилого помещения узаконивать по техническому заключению (ТЗК), разработанному фирмой, владеющей необходимым допуском Саморегулируемой организации на данный тип работ.
Поэтому необходимо заказать такое техзаключение в специализированной компании (можно у нас). Отметим, что если при ремонте были затронуты несущие элементы здания, то заказывать такое техзаключение необходимо в фирме, являющейся разработчиком проекта данного дома. Если разработчик неизвестен, то заключение следует заказывать в ГБУ «Экспертный центр».
Самые простые работы, не перечисленные в пунктах 2 и 3 Прил.1 ППМ №508, по перепланировке без затрагивания фасадов, несущих стен, мокрых зон, входных групп и т. д., допускается согласовывать по эскизу в соответствии с п. 21 Прилож. №1 ППМ № 508, но такие перепланировки встречаются крайне редко.

Шаг 3.

Пункты 1.3 и 2.5.1.1.2 Прилож. №2 ППМ № 508 говорят, что в МосЖилинспекцию, чтобы узаконить перепланировку нежилого помещения в Москве, на Портале городских услуг сдаются в электронной форме необходимые документы:

  • запрос. Он оформляется прямо на Портале Госуслуг.;
  • техзаключение (или эскиз). Необходимо, чтобы оно было заверено электронной подписью выполнявшей его организации
  • в соответствии с п. 1.6 Прил. 3 ППМ № 508 заключение «Центра гигиены и эпидемиологии» на ТЗК;
  • выписка из ЕГРН;
  • ОГРН;
  • документ, подтверждающий право действовать от имени юридического лица;
  • устав юридического лица;
    приказ об утверждении руководителя юридического лица;
  • банковские реквизиты;
    план БТИ до и после переустройства, а также экспликации;
  • формы 1а и 5 из БТИ;
  • акты освидетельствования скрытых работ;
  • журнал работ, если затрагивались несущие элементы;

Заключение Центра гигиены и эпидемиологии.

Иногда надо подавать и дополнительные документы:
– к примеру, протокол общего собрания жильцов дома, если при ремонте было затронуто общедомовое имущество;
– оформление заключение Отдела подземных сооружений, если затрагивается придомовая площадь с углублением в землю более чем на 30 см.;
– и т.д.
Все возможные случаи рассмотреть в одной статье невозможно.
Если документы подаются от физического лица, а не юридического, то необходимо предоставлять те же документы за исключением тех, что относятся к юридическим лицам.
Если при ремонте были затронуты фасады, то техническое заключение дополняется их фотомонтажами и чертежами до и после перепланировки, которые МосЖилинспекция отправляет на согласование в Москомархитектуру. До недавнего времени п. 19 (1) Прилож. №1 к ППМ № 508 не разрешал согласовывать уже выполненную перепланировку фасадов. Сейчас с выходом 19 августа 2022 года пункта 20 того же Приложения это делать разрешили до 1 января 2022 г.

Шаг 4.

На объект по озвученному запросу выходит инспектор Жилищной инспекции и сверяет реальную планировку с указанной в техзаключении. Далее в соответствии с п. 18 Прил. № 1 ППМ № 508 он составляет протокол об административном правонарушении, так как переустройство выполнено без полученного разрешения, и устанавливает штраф. Согласно пункту 2 статьи 7.21 КоАП РФ физическим лицам необходимо заплатить 2000-2500 руб., а юридическим- 40-50 000 руб. Чтобы избежать такого штрафа во втором случае, можно заключить договор аренды с физическим лицом и подавать документы от него. После уплаты штрафа, если переустройство не нарушило никаких норм и совпадает с техзаключением, то инспектор выдает акт о завершенной перепланировке. Один экземпляр он отправляет в БТИ.

Шаг 5.

Теперь с актом на руках необходимо обратиться повторно в БТИ, чтобы вызвать техника на обмеры помещения. Он обмеряет помещение и подготавливает план БТИ и экспликацию без красных линий.

Шаг 6.

На основании полученных документов заказывается у кадастрового инженера техплан и сдается в МФЦ для Росреестра, чтобы их сотрудники исправили данные по помещению в ЕГРН.

2. Как узаконить уже сделанную перепланировку нежилого помещения? Нежилое здание.

Теперь перейдём к рассмотрению нежилых отдельно-стоящих зданий целиком или их частей. Для них, по большому счету, всё равно, произведена уже перепланировка или ещё нет. В Москве нет Постановления, которое устанавливало бы регламент для их узаконивания. Штрафы здесь никто не выписывает.

Поэтому в проектной фирме с допуском СРО подготавливаются техзаключение и проект перепланировки. Их сдают в БТИ для заказа плана и экспликации с обмерами. Из БТИ выезжает техник и обмеряет объект. Если планировка совпадает с той, что указана в проекте, то выдаются планы БТИ с новой планировкой без красных линий.
Однако есть одна загвоздка. Раньше в Москве изменение фасадов отдельно стоящих нежилых зданий, как и для многоквартирных домов, согласовывалось в Москомархитектуре. Затем с них эти полномочия сняли, а новую организацию не назначили. Теперь получается, что изменение фасада такого здания узаконить невозможно. Росреестр в такой ситуации дает отказ на внесение новых данных в ЕГРН. Да и БТИ сейчас стало рисовать затрагивание фасадов красными линиями. Скоро должно выйти Постановление Прав-ва Москвы, которое назначит организацию и определит процедуру для узаконивания фасадов отдельных нежилых зданий, но пока получить черные линии БТИ можно только на внутреннюю перепланировку. Здесь также важно, чтобы выполнялись мероприятия только по перепланировке, а не реконструкции. Иначе придется получать разрешение на строительство согласно Градостроительному кодексу РФ. Список работ, не относящихся к реконструкции, приведен в ППМ № 432.
Если в нежилом помещении произведена только внутренняя перепланировка без реконструкции, то после получения БТИ в черных линиях кадастровый инженер составляет техплан, который подается на фиксацию изменений в ЕГРН.

Читайте также:
Справка о резидентстве РФ – образец 2022

3. Примеры узаконенных перепланировок в нежилых помещениях.

3.1. Узаконенная перепланировка нежилого помещения в многоквартирном доме.

План БТИ нежилого помещения в красных линиях.

Согласованная планировка из технического заключения.

В данном примере продоволльственного магазина были узаконенны устройство входной группы, тамбура; демонтаж и монтаж ненесущих перегородок, в том числе с устройством мокрых зон.

3.2. Узаконенная перепланировка нежилого помещения в нежилом здании.

Планы БТИ подвала и 1 этажа в красных линиях.

Планы БТИ подвала и 1 этажа в черных линиях.

В данном случае была узаконена внутренняя перепланировка помещения, в том числе с устройством мокрых зон и кухни с газовой плитой.

Надеемся, наша статья оказалась для Вас полезной.

С этой статьёй читают

Согласование перепланировки нежилого помещения в 2022. Разбор.

Проект перепланировки нежилого помещения недорого.

Согласование и узаконивание перепланировки нежилых помещений

Как перевеcти квартиру в нежилое помещение в 2022 году. Инструкция

В России ужесточили правила перевода квартир в нежилые помещения, в которых обычно открываются различные магазины, сервисы, мини-офисы или хостелы. Соответствующий закон 116-ФЗ, который уже прозвали «законом о нежелательных соседях», регулирует правила перевода жилых помещений в нежилые. Изменения усложнили жизнь тем, кто хочет организовать предпринимательство в квартире жилого дома, но помогут защитить интересы собственников жилья

Рассказываем, как изменился порядок перевода жилых помещений в нежилые и как провести эту процедуру по новым правилам.

Зачем нужен новый закон

Раньше жильцы нередко жаловались на шум, посторонние запахи, неприятное соседство и большое количество посторонних людей в подъезде. Закон был разработан Минстроем России, чтобы предотвратить нарушение прав жителей многоквартирных домов, в подъездах которых открываются магазины, кафе, хостелы и другие предприятия сферы услуг. В то же время он существенно усложняет возможность перевода жилых помещений в нежилые для предпринимателей.

Ужесточение правил перевода в том числе связывают с резонансным законом о запрете на размещение хостелов в квартирах, который вступил в силу 1 октября 2019 года. Документ не запрещает хостелы и мини-отели, но размещаться такие предприятия теперь могут только в нежилых помещениях с отдельным входом.

Новые правила перевода: что усложнили

Формально до 2019 года согласия всех жильцов многоквартирного дома на перевод помещения в нежилое не требовалось. Но его приходилось получать, если перевод предусматривал действия с общим имуществом. Теперь обязательным условием для изменения статуса жилья стал отдельный вход. После перевода помещения из жилого в нежилое должна быть исключена возможность доступа к жилым помещениям. Это правило усложнило возможность перевода некоторых помещений, даже если на это будет согласие жителей, которое также не просто получить.

До 2019 года предприимчивым гражданам для изменения статуса помещения с жилого на нежилое было достаточно получить разрешение органа местного самоуправления. Теперь же коммерческое использование квартиры можно осуществлять только с письменного согласия соседей, остальные жители выражают мнение на общем собрании. Предпринимателям для перевода требуется подать не только заявление о переводе назначения, его технический план и согласовать перепланировку (установку нового входа), но и получить подписи всех жильцов примыкающих квартир и результаты голосования на собрании собственников жилья.

Ольга Эттлер, член Ассоциации юристов России:

— Принятые изменения значительно осложнили перевод жилых помещений в многоквартирном доме в нежилые, притом что установлен запрет на использование жилых помещений в МКД для оказания гостиничных услуг. Изменения коснулись как получения согласия собственников при требуемом кворуме, так и согласия всех владельцев примыкающих к указанной квартире помещений. Помещение должно соответствовать санитарным и техническим нормам.

Перевод жилого помещения в нежилое не допускается, если: у него нет отдельного входа и оборудовать такой вход невозможно; оно является частью жилого помещения; в нем кто-то постоянно проживает; оно обременено правами каких-либо лиц. Изменить статус помещения на нежилое можно, если оно расположено на первом этаже или выше, но только если помещения под ним также являются нежилыми.

Как получить согласие жителей дома

Теперь, чтобы получить разрешение на перевод квартиры в нежилой фонд, нужно согласие собственников в многоквартирном доме (МКД). Такое решение принимается на общем собрании. Новые правила разбивают жильцов МКД на две группы влияния. Первая группа — непосредственные соседи, чьи квартиры примыкают к переводимому помещению, в том числе сверху и снизу. Вторая — остальные жители дома. От первых обязательно нужно получить письменное согласие каждого, с кем граничит помещение через стену, пол или потолок. Если их согласия нет, к следующим шагам можно даже не приступать.

Законопроект устанавливает разные условия для кворума общего собрания и для принятия решения. Теперь они зависят от количества подъездов в доме. Для кворума собрания надо одновременно выполнить два условия. Во-первых, участие двух третей голосов от общего количества собственников, живущих в подъезде, в котором находится переводимое помещение. Во-вторых, участие в собрании не менее 50% голосов от общего количества в доме. Для принятия решения достаточно простого большинства от общего количества голосов собрания и от общего количества голосов жителей «проблемного» подъезда.

Решение общего собрания имеет высшую силу по отношению к другим решениям собственников. Даже если собственники квартир, прилегающих к переводимому помещению, дадут свое согласие на его перевод в нежилой фонд, общее собрание может не позволить это сделать. Собрание собственников будет правомочно, если в нем участвуют собственники, обладающие более чем 2/3 от общего числа голосов в доме.

Читайте также:
Самостоятельный отдых в Сплите, Хорватия - цены, достопримечательности, развлечения

Наталья Пшеничникова, старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета «Синергия»:

— Жилищный кодекс позволяет собственникам переводить отдельное жилое помещение в нежилое, если на это дано письменное согласие всех соседей (над, под и рядом), примыкающих к жилому помещению; если получено согласие собственников многоквартирного дома на общем собрании собственников не менее 2/3 голосов; если оно расположено на первом этаже, имеет отдельный вход и при этом в жилом помещении нет жильцов и/или на него не наложено обременение.

Есть и другие нюансы. При уменьшении площади общего имущества дома потребуется согласие 100% собственников в доме. Перевести из жилого в нежилое можно только отдельную квартиру. Комнату нельзя перевести в нежилое помещение.

Какие документы потребуются для перевода в нежилое помещение

Для перевода жилого помещения в нежилое его собственник подает в муниципальный орган по управлению имуществом либо через МФЦ или онлайн на портале mos.ru:

  • заявление о переводе помещения;
  • правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или нотариально засвидетельствованные копии);
  • план переводимого помещения с его техническим описанием (если переводимое помещение жилое, то его технический паспорт);
  • поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
  • подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (если это требуется для использования такого помещения в качестве жилого или нежилого);
  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с решением об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое;
  • согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на его перевод в нежилое.

Заявитель вправе не представлять правоустанавливающие документы на переводимое помещение, план переводимого помещения с его техническим описанием и поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение. Эти документы орган, осуществляющий перевод нежилых помещений в жилые, запрашивает самостоятельно, поясняет юрист Ольга Эттлер.

После положительного решения ДГИ о переводе жилого помещения в нежилой фонд документы автоматически поступают в столичный Росреестр, который вносит информацию в Единый государственный реестр недвижимости. Эту процедуру можно ускорить. «Собственник переведенного объекта может обратиться в любой из столичных центров госуслуг с документом, подтверждающим перевод принадлежащей ему жилой недвижимости в нежилую. В таком случае срок внесения изменений в ЕГРН составляет семь рабочих дней», — рассказал руководитель Управления Росреестра по Москве Игорь Майданов.

Сколько стоит перевод

Перевод недвижимости из статуса жилой в нежилую процесс не только длительный, но и затратный и во многом зависит от технических условий и услуг привлеченных специалистов, говорит Ольга Эттлер.

Средняя стоимость перевода начинается от 250 тыс. руб., говорит старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета «Синергия» Наталья Пшеничникова. По ее словам, большая часть расходов уйдет на проект, экспертизу, техническую документацию, услуги нотариуса и строительно-технические работы.

Что будет с уже открытыми магазинами

У жильцов МКД появился надежный инструмент защиты от нежелательного соседства, считает руководитель инвестиционной компании АО «ДомКом Инвест» Александр Костюков. По его словам, они теперь легко могут заблокировать желание бизнесменов открыть в их доме пивную или магазин. Но новые правила не распространяются на предприятия, уже работающие в нежилых помещениях МКД, так как закон не имеет обратной силы. Поэтому магазины и другие предприятия в нежилых помещениях на первых этажах продолжат свою работу, отмечает эксперт.

Зачем переводить «жилье» в «нежилье»

В 1990-х — начале 2000-х переводить жилые помещения в нежилые на первых этажах домов было популярно. Основной причиной можно назвать недостаточную торговую инфраструктуру во многих районах Москвы (и других городов), особенно в спальных. Квартиры на первых этажах активно переводили в нежилые помещения и открывали там магазины и другие востребованные жителями предприятия сферы услуг. Это было выгодно и продавцам, и покупателям. Поскольку продажа квартиры с такой целью была дороже, для предпринимателей появилась возможность открыть бизнес в удобном месте, для собственников таких помещений доходность от сдачи в аренду оказалась выше, чем в жилом сегменте.

В первую очередь бизнесменов интересовали дома рядом с метро или на центральных улицах с высоким трафиком. В последние годы в столице эта услуга потеряла популярность, так как большинство квартир в локациях с хорошим трафиком было выкуплено и переведено. К тому же в Москве все новостройки давно уже строят с нежилыми первыми этажами.

Росреестра от 28.07.2022 N 13/1-5758-АБ/21

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 28 июля 2022 г. N 13/1-5758-АБ/21

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ

ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 01.07.2022 N 275-ФЗ

В связи с обращениями территориальных органов Росреестра, кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров по вопросам, возникающим при применении положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Федеральный закон N 218-ФЗ), действующих с 12.07.2022 в редакции отдельных положений Федерального закона от 01.07.2022 N 275-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, Росреестр сообщает.

1. Согласно изменениям, внесенным в части 8 – 10 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ:

представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения, объекта незавершенного строительства помещения, машино-места проектной документации и (или) иной указанной в части 8 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ документации (копий такой документации) или проекта перепланировки помещений в многоквартирном доме (копии такого проекта) (далее – проект перепланировки) не осуществляется;

сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений;

в техническом плане указываются сведения о такой документации.

Кроме этого, в соответствии с пунктами 61 и 61.1 части 1 статьи 26, частями 13 и 14 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ:

государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на объекты капитального строительства или помещения приостанавливаются в случае, если в результате строительства или реконструкции площадь здания, сооружения, не являющегося линейным объектом (при условии, что основной характеристикой такого сооружения является площадь), указанная в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, техническом плане, отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в разрешении на строительство, или в результате строительства или реконструкции протяженность линейного объекта (при условии, что основной характеристикой такого объекта является протяженность), указанная в разрешении на ввод в эксплуатацию, техническом плане, отличается от протяженности, указанной в разрешении на строительство, более чем на пять процентов от протяженности, указанной в разрешении на строительство;

Читайте также:
Каучсерфинг – это что: описание и как этим пользоваться

в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане:

1) разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию);

2) акту приемочной комиссии, подтверждающему завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме (в случае, если осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещения, образованные (измененные) в результате перепланировки);

сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ, исключительно в отношении площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона), количества этажей, жилых и (или) нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии).

Таким образом, с учетом внесенных изменений Федеральным законом N 218-ФЗ не предусмотрена проверка органом регистрации прав сведений, содержащихся в техническом плане, на предмет их соответствия аналогичным сведениям в проектной или исполнительной документации, а также проекте перепланировки.

В настоящее время Росреестром осуществляется разработка проекта приказа Росреестра “Об утверждении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений”, в котором будут учтены в том числе указанные выше изменения, и до вступления в силу этого приказа положения приказа Минэкономразвития России от 18.12.2022 N 953 применяются в части, не противоречащей действующим нормам Федерального закона N 218-ФЗ.

Вместе с тем необходимо отметить, что форма технического плана, требования к его подготовке и состав содержащихся в нем сведений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18.12.2022 N 953 (далее соответственно – Форма техплана, Требования N 953), не препятствуют реализации указанных положений Федерального закона N 218-ФЗ.

Исходя из положений пунктов 19 и 20 Требований N 953, в приложение к техническому плану включаются копии документов, на основании которых сведения внесены в технический план.

С учетом внесенных в Федеральный закон N 218-ФЗ изменений при подготовке технического плана используются проектная документация, исполнительная документация или проект перепланировки, однако копии указанных документов в приложение к техническому плану не включаются, реквизиты указанных документации или проекта перепланировки приводятся в разделе “Исходные данные” технического плана, объем вносимых в технический план на основании указанных проектной и исполнительной документации или проекта перепланировки сведений определяется Формой техплана и Требованиями N 953.

Также в разделе “Исходные данные” технического плана указываются реквизиты разрешения на строительство (если возведение объекта капитального строительства осуществляется на основании такого разрешения), копия разрешения на строительство включается в приложение к техническому плану.

Вместе с тем если до вступления в силу приказа Росреестра “Об утверждении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений” технический план подготовлен для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и является приложением к этому разрешению, но в техническом плане не приведены указанные сведения о разрешении на строительство и в приложении отсутствует копия разрешения на строительство, данные обстоятельства не являются причиной приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В этом случае орган регистрации прав в соответствии с частью 10 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ для осуществления проверок, предусмотренных пунктами 61 и 61.1 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, направляет межведомственный запрос в орган, выдавший разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (согласно форме разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, утвержденной приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр, в этом разрешении в соответствии со сведениями, содержащимися в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, подлежат указанию сведения о реквизитах (дата, номер) разрешения на строительство и наименование органа, выдавшего разрешение на строительство). В зависимости от наличия или отсутствия ответа органа, выдавшего разрешения, а также содержания такого ответа на межведомственный запрос органа регистрации прав учетно-регистрационные действия при наличии соответствующих оснований могут быть приостановлены в соответствии с пунктами 9, 10 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ.

2. Согласно части 6 статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ при подготовке технического плана в отношении линейного объекта, введенного в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (13.07.2015), сведения о таком объекте указываются в данном техническом плане на основании проектной документации и (или) исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Обращаем внимание на то, что указанные положения статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ могут применяться только в отношении определенной группы линейных объектов, а именно, введенных в эксплуатацию до 13.07.2015.

С учетом положений части 5 статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ, согласно которой в случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о линейном сооружении (за исключением сведений о местоположении сооружения на земельном участке) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, при выполнении кадастровых работ и подготовке технического плана линейных объектов, введенных в эксплуатацию до 13.07.2015, используются сведения как разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, так и сведения проектной и (или) исполнительной документации. В приложение к техническому плану включаются копии только разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В рассматриваемом случае в отличие от общих правил, установленных статьей 24 Федерального закона N 218-ФЗ, исполнительная документация может применяться кадастровым инженером не только для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (земельных участках), но и для указания в техническом плане иных характеристик такого сооружения, в частности протяженности линейного сооружения.

Читайте также:
Шри-Ланка — поездка, посольство, консульства, визы

Также обращаем внимание на то, что в отношении таких линейных сооружений допускается применение исполнительной документации не только совместно с проектной документацией, но и в отсутствие проектной документации, технический план такого линейного сооружения может быть подготовлен на основании только исполнительной документации, разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Параметры (характеристики) линейного объекта, включая его протяженность, указываются в реквизите “6. Краткие проектные характеристики линейного объекта” формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр, с учетом показателей, содержащихся в утвержденной проектной документации на основании положительного заключения экспертизы проектной документации. Таким образом, протяженность линейного объекта, указанная в проектной документации, указывается в разрешении на строительство.

Согласно части 6 статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ несоответствие параметров введенного в эксплуатацию до 13.07.2015 линейного объекта, указанных в проектной документации и (или) исполнительной документации и в разрешении на ввод в эксплуатацию этого линейного объекта, не является препятствием для подготовки технического плана и государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Учитывая изложенное, полагаем, что в рамках реализации положений части 6 статьи 71 Федерального закона N 218-ФЗ несоответствие параметров линейного объекта, указанных в проектной документации, исполнительной документации, разрешении на строительство, разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, не является препятствием для подготовки технического плана, а также причиной приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на такой объект недвижимости. В рассматриваемом случае в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в техническом плане.

Прошу территориальные органы Росреестра, Госкомрегистр, Севреестр довести изложенную выше позицию до государственных регистраторов прав.

Верховный Суд РФ о перепланировке и реконструкции помещений в МКД

Жители многоквартирных домов для улучшения жилищных условий проводят перепланировку, переустройство, реконструкцию помещений, а иногда и возводят самовольные постройки на придомовой территории. Рассказываем о позиции Верховного Суда РФ в отношении легализации подобных изменений в МКД.

Законодательство РФ о перепланировке, переустройстве и реконструкции помещений в МКД

Перепланировка, согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ, – это изменение конфигурации помещения, когда потребуется внести изменения в его техпаспорт. Она может включать перенос или полный демонтаж перегородок, перенос дверных проёмов, расширение жилплощади, устройство дополнительных санузлов и т.д..

При переустройстве, или переоборудовании, в помещении устанавливаются, заменяются или переносятся инженерные сети, санитарно-техническое, электрическое оборудование. Эти изменения также влекут внесение правок в техническую документацию МКД (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ).

Реконструкция, в отличие от переоборудования и перепланировки, меняет параметры всего МКД: высоту, площадь, объём (ст. 1 ГРК РФ). К реконструкции относятся замена несущих конструкций, надстройка и перестройка, расширение объекта капитального строительства: утепление стен, пристройка дополнительного помещения, объединение двух помещений на разных этажах в одно, снос перегородки между балконом и внутренним помещением и другие работы.

Согласование перепланировки, переустройства и реконструкции помещения в МКД

На проведение работ по изменению характеристик помещения или даже всего МКД собственник должен получить сначала согласие общего собрания собственников, совместно владеющих общедомовым имуществом (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Уменьшать или увеличивать размер общего имущества можно только с согласия всех собственников (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Это правило касается реконструкции, переустройства и перепланировки, использования части придомовой территории, когда происходит присоединение к помещению собственника части общего имущества дома (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

Помимо согласия ОСС, для проведения перепланировки или переустройства помещения в многоквартирном доме собственнику необходимо получить разрешение органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).

Судебная практика допускает легализацию таких работ после их проведения. Суд должен установить, что изменения в помещении не нарушают прав других жителей МКД и не создают угрозы их жизни и здоровью (ч. 4 ст. 29 ЖК РФ). В ином случае собственник помещения обязан вернуть помещение в прежнее состояние согласно технической документации (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).

Разберём несколько судебных дел, в которых рассматривались вопросы о приведении помещений после перепланировки, переустройства и реконструкции в соответствие с техпаспортом.

Кухня и санузел не могут располагаться над жилыми комнатами

Требование санитарных норм стало решающим в судебном процессе о перепланировке квартиры в одном из МКД Краснодара. Собственник обратилась в орган МСУ с заявлением для получения документов на уже проведённое переустройство помещения. Муниципалитет отказался выдать разрешение. Собственник обратился в суд.

Первая инстанция и апелляция признали право истца на сохранение квартиры в переустроенном виде, посчитав, что изменённое жилое помещение отвечает требованиям СП-54, не нарушает прав соседей и не угрожает их жизни и здоровью.

Муниципалитет подал кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. ВС РФ отметил, что суды не приняли во внимание существенные обстоятельства дела. Согласно п. 3.8 СП-2.1.2.2645-10, в жилых зданиях запрещено размещать над жилыми комнатами и кухнями ванные и туалеты. Отказ от выдачи разрешения на переустройство, выданный органом МСУ истцу, ссылался именно на это обстоятельство.

В ходе обследования и экспертизы жилого помещения установлено, что после переноса перегородок увеличилась площадь кухни и санузла. Поскольку квартира истца находится на четвёртом этаже, то существенным для дела являлось уточнение, над какими помещениями третьего этажа располагаются кухня и санузел после переустройства.

Суд первой инстанции и апелляционный суд не учли данное обстоятельство при вынесении решений. ВС РФнаправил дело на повторное рассмотрение.

ОСС должно согласиться на использование земли для самовольной постройки

Семья, проживающая в квартире на первом этаже по договору соцнайма, возвела две пристройки к квартире, увеличив её площадь в 2 раза. Реконструированное помещение не нарушало требований СП-2.1.2.2645-10, требований к пожарной безопасности и соответствовало техническим регламентам, действующим на территории РФ. Однако орган МСУ отказал в сохранении квартиры в переустроенном состоянии, и спор был перенесён в зал суда.

Первая инстанция, а за ней и апелляционный суд удовлетворили требования жителей квартиры. Судьи посчитали, что возведённые пристройки не нарушают права и интересы других граждан, не угрожают их жизни и здоровью, соответствуют санитарным и строительным нормам. Поэтому, согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, суды разрешили сохранить помещение в переустроенном виде.

Читайте также:
Можно ли открыть ИП без прописки в 2022 году

Верховный Суд РФ, куда муниципалитет обратился с кассационной жалобой, не согласился с выводами первых двух судов. ВС РФ отметил, что пристройка возведена на земельном участке, входящем в состав общего имущества МКД. Она представляет собой помещение с отдельным входом из монолитного железобетонного фундамента в кирпичными наружными стенами и кровлей. Такая постройка изменила площадь квартиры, а также увеличила общее имущество МКД за счёт новых ограждающих конструкций.

ВС РФ указал, что для проведения подобной реконструкции, когда изменяется общее имущество дома, необходимо получить согласие всех собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Истцы не выносили вопрос на ОСС.

Также существенным для суда являлся факт использования без согласия ОСС земли, входящей в состав общего имущества МКД. Пристройка к квартире на земле без получения согласия на её использование может быть признана самовольной постройкой в силу ст. 222 ГК РФ.

Эти обстоятельства суды первой и апелляционной инстанций не рассматривали, поэтому ВС РФ направил дело на новое рассмотрение.

Реконструкция под видом переустройства незаконна

Собственник решил в принадлежащей ему квартире устроить офис. Орган МСУ выдал разрешение на перевод жилого помещения в нежилое и проведение переустройства в соответствии с представленным проектом. Однако владелец квартиры произвёл реконструкцию: появился второй этаж, который существенно увеличил общую площадь бывшей квартиры.

Результат работ не соответствовал согласованному проекту, поэтому орган МСУ отказал в выдаче акта на ввод помещения в эксплуатацию. Собственник с таким решением не согласился и обратился в суд.

Первая инстанция не поддержала истца, подтвердив позицию муниципалитета: результат работ не соответствует проектной документации, в которой не предполагалась реконструкция помещения и элементов МКД и надстройка второго этажа. Вопрос о переустройстве не выносился на общее собрание собственников. Своими действия истец нарушил права третьих лиц, поскольку самовольно увеличил свою долю в праве общей собственности на общедомовое имущество.

Апелляционный суд отменил это решение, указав на то, что собственник может сохранить переустроенное помещение. Проведённые работы не создают угроз жизни и здоровью других лиц, не нарушают их права и интересы. Важным для суда аргументом для принятия решения в пользу истца стало обращение собственника за разрешительными документами в орган МСУ.

Муниципалитет подал кассационную жалобу в ВС РФ, который согласился с выводами суда первой инстанции. Верховный Суд РФ подтвердил, что истец нарушил требования закона, не получив согласия всех собственников помещений в МКД и органа МСУ на реконструкцию. Выполненные в нежилом помещении работы изменили параметры площади бывшей квартиры и общего имущества МКД.

Судья уточнил, что, согласно п. 26 постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, отсутствие разрешения на самовольную постройку не может стать причиной для отказа в иске о признании права собственности на такую постройку. Необходимо установить, правомерно ли отказал орган МСУ в выдаче разрешительных документов.

Поскольку истец не обращался в муниципалитет за разрешением на реконструкцию помещения с изменениями элементов МКД, то ВС РФ отменил определение апелляционной инстанциии постановил снова рассмотреть апелляционную жалобу.

Орган ГЖИ может наказать УО за незаконную перепланировку в МКД

Управляющие организации должны иметь в виду, что факт незаконных перепланировок и переустройств с изменением общего имущества МКД может быть зафиксирован при плановых и внеплановых проверках органа ГЖН. В таком случае орган жилнадзора может обязать УО привести общее имущество МКД в состояние согласно техдокументации, если собственник отказывается это делать.

В таком случае УО может:

  • вынести вопрос о легализации переустройства на общее собрание собственников помещений в МКД;
  • привести общее имущество в соответствие с техпаспортом МКД и через суд потребовать с собственника возмещения затрат.

Также Жилищный кодекс РФ предусматривает наказание владельцу переустроенной квартиры, если он не выполнит решение суда о возвращении помещению начального вида. Согласно ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, помещение может быть продано с торгов. Вырученные средства будут направлена на работы по возвращению квартиры к прежней планировке.

Этапы перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме в 2022 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства Москвы от 25 мая 2022 г. N 663-ПП “О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации мероприятий по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, находящихся в собственности города Москвы и не переданных третьим лицам (за исключением органов государственной власти)”

В целях реализации мероприятий по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, находящихся в собственности города Москвы и не переданных третьим лицам (за исключением органов государственной власти), Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации мероприятий по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, находящихся в собственности города Москвы и не переданных третьим лицам (за исключением органов государственной власти) (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 25 мая 2022 г. N 663-ПП

Положение
о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации мероприятий по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, находящихся в собственности города Москвы и не переданных третьим лицам (за исключением органов государственной власти)

1. Настоящее Положение о порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации мероприятий по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, находящихся в собственности города Москвы и не переданных третьим лицам (за исключением органов государственной власти) (далее – Положение), определяет состав, последовательность, сроки выполнения действий органов исполнительной власти города Москвы, подведомственных им государственных учреждений при реализации мероприятий по согласованию ранее выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме, находящихся в собственности города Москвы и не переданных третьим лицам (за исключением органов государственной власти) (далее – помещения), за исключением работ по переустройству и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме, в результате проведения которых изменяется архитектурный облик многоквартирного дома и (или) колористическое решение фасада многоквартирного дома, без принятого уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме (далее также – переустройство и (или) перепланировка).

Читайте также:
Фото Старого города в Анталии (129 фото)

2. Департамент городского имущества города Москвы (далее – Департамент) в срок не позднее 30 рабочих дней со дня получения информации о необходимости согласования переустройства и (или) перепланировки направляет в Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации (далее – ГБУ МосгорБТИ) сведения о необходимости осуществления учета изменений в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в отношении помещений.

3. ГБУ МосгорБТИ в соответствии с государственным заданием в срок не позднее 32 рабочих дней со дня получения сведений о необходимости осуществления учета изменений в ЕГРН в отношении помещений:

3.1. Проводит анализ и экспертизу имеющейся в распоряжении ГБУ МосгорБТИ документации.

3.2. Осуществляет сбор информации, направляет запросы, получает документы.

3.3. Выполняет мероприятия по обследованию помещения.

4. ГБУ МосгорБТИ по результатам проведенных работ, указанных в пункте 3 настоящего Положения, в срок не позднее 31 рабочего дня со дня получения информации о необходимости согласования переустройства и (или) перепланировки помещений обеспечивает подготовку следующих документов:

4.1. Техническая документация на дату последнего обследования (поэтажный план, экспликация, выписка из технического паспорта, справка органа технического учета о состоянии здания).

4.2. Справка об идентификации адреса помещения (в случае изменения адреса, состава и (или) площади помещения).

4.3. Поэтажный план и экспликация до переустройства и (или) перепланировки, подготовленные органом технического учета и паспортизации.

4.4. Поэтажный план и экспликация на день регистрации права (в случае если права зарегистрированы с учетом переустройства и (или) перепланировки).

4.5. Техническое заключение о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме (далее – техническое заключение), оформленное в соответствии с Требованиями к составу технического заключения о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме, утвержденными приложением 3 к постановлению Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП “Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах” (далее – Требования), без указания сведений, установленных пунктом 2.4.1.1 Требований, или эскиз.

В случае если назначение помещения в результате выполненных переустройства и (или) перепланировки не изменилось, не требуется приложение к техническому заключению документов, установленных пунктом 2.6 Требований.

Техническое заключение в отношении помещения, расположенного в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия или выявленным объектом культурного наследия, должно содержать архитектурные решения.

5. ГБУ МосгорБТИ в срок не позднее двух рабочих дней со дня подготовки документов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, в порядке межведомственного информационного взаимодействия направляет в Государственную жилищную инспекцию города Москвы (далее – Мосжилинспекция):

5.1. Запрос об оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме, оформленный в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению.

5.2. Документ, подтверждающий права города Москвы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение.

5.3. Учетно-техническую документацию на помещение (поэтажный план, экспликацию, выписку из технического паспорта, справку органа технического учета о состоянии здания).

5.4. Техническое заключение или эскиз.

5.5. Справку, выданную специализированной организацией, осуществляющей деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (в случае переустройства и (или) перепланировки помещения, в результате которых затрагивается газовое оборудование).

5.6. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений на переустройство и (или) перепланировку помещения (в случае если затрагивается общее имущество в многоквартирном доме).

6. В срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления от ГБУ МосгорБТИ технического заключения и иных документов, указанных в пунктах 5.1-5.3, 5.5 настоящего Положения, а в случае поступления эскиза и иных документов, указанных в пунктах 5.1-5.3, 5.5 настоящего Положения, – в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления от ГБУ МосгорБТИ, Мосжилинспекция:

6.1. В порядке межведомственного информационного взаимодействия направляет запросы в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с целью получения сведений из ЕГРН о зарегистрированных правах на недвижимое имущество.

6.2. В случае если помещение или дом, в котором оно находится, являются объектами культурного наследия или выявленными объектами культурного наследия, в порядке межведомственного информационного взаимодействия направляет запрос в Департамент культурного наследия города Москвы в целях получения заключения о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения с приложением следующих документов:

– техническое заключение, содержащее архитектурные решения;

– правоустанавливающие документы на переустроенное и (или) перепланированное помещение;

– учетно-техническая документация на помещение.

В случае непоступления от Департамента культурного наследия города Москвы заключения о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в течение 10 рабочих дней со дня направления запроса заключение о допустимости считается полученным по умолчанию.

6.3. Осуществляет рассмотрение, анализ и экспертизу представленных документов.

6.4. С целью оформления акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме уведомляет ГБУ МосгорБТИ о дне и времени проведения комиссионного обследования переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения. В качестве членов в приемочную комиссию включаются представители:

– Мосжилинспекции (председатель приемочной комиссии);

– проектной организации, оформившей техническое заключение о допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке помещения (в случае оформления акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме на основании технического заключения).

6.5. Направляет в ГБУ МосгорБТИ один из следующих документов:

6.5.1. Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме.

6.5.2. Решение об отказе в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме с указанием предложений по устранению выявленных несоответствий.

7. Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме с приложением графических материалов оформляется в соответствии с требованиями, установленными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.

Читайте также:
Визовый центр Венгрии в Сургуте - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме в отношении работ, определенных приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП “Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах”, оформляется на основании технического заключения, а в отношении иных работ – на основании эскиза, поэтажного плана и экспликации к поэтажному плану.

8. Основанием для отказа в оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме является:

8.1. Несоответствие представленных документов требованиям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.

8.2. Заключение Департамента культурного наследия города Москвы о недопустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения.

9. ГБУ МосгорБТИ в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме вносит соответствующие сведения в учетно-техническую документацию. В случае несоответствия сведений, внесенных в учетно-техническую документацию, сведениям, содержащимся в ЕГРН, в срок не позднее

7 рабочих дней направляет соответствующий пакет документов в орган государственной регистрации прав.

Приложение 1
к Положению о порядке взаимодействия
органов исполнительной власти города Москвы
при реализации мероприятий по согласованию
переустройства и (или) перепланировки
помещений в многоквартирном доме, находящихся
в собственности города Москвы и не переданных
третьим лицам (за исключением органов
государственной власти)

Государственное бюджетное учреждение В Государственную жилищную

города Москвы инспекцию города Москвы

Московское городское бюро

Малый Гнездниковский пер., д. 9,

стр. 7, г. Москва, 125009

Тел.: +7 (495) 629-02-80

об оформлении акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке

помещения в многоквартирном доме

1. Сведения об объекте недвижимости.

1.1. Назначение объекта недвижимости: _____________________________.

(указать: жилое/нежилое) (этаж)

1.2. Адрес объекта недвижимости: __________________________________.

1.3. Квартира/офис: __________________________________ ____________.

2. Сведения об имущественных правах на объект недвижимости _________

3. Виды проведенных работ по переустройству и (или) перепланировке:

(инженерного, технологического, санитарно-технического) или перенос

существующего с прокладкой дополнительных подводящих сетей;

уборных и ванных комнат;

усилением в несущих стенах) для изменения границ помещений;

перекрытия (из материалов, создающие нагрузки более 150 кг/кв. м);

помещения, в котором она сооружается;

многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия/выявленным

объектом культурного наследия;

использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном

1. Документ, подтверждающий права города Москвы на переустраиваемое

и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме, на ___ л. в 1

2. Учетно-техническая документация на помещение (поэтажный план,

экспликация, форма 1а, форма 5) на ___ л. в 1 экз.;

3. Техническое заключение (эскиз) на ___ л. в 1 экз.;

4. Справка, выданная специализированной организацией, осуществляющей

деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и

(или) внутриквартирного газового оборудования (при необходимости), на ___

(наименование должности) (ФИО)

Приложение 2
к Положению о порядке взаимодействия
органов исполнительной власти города Москвы
при реализации мероприятий по согласованию
переустройства и (или) перепланировки
помещений в многоквартирном доме, находящихся
в собственности города Москвы и не переданных
третьим лицам (за исключением органов
государственной власти)

(должностное лицо Мосжилинспекции)

(личная подпись) (расшифровка подписи)

М.П. “__” __________ 20__ г.

о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения

в многоквартирном доме

город Москва “__” __________ 20__ г.

Адрес объекта: _____________________________________________________

(указать: жилое/нежилое) (этаж)

1. Комиссия в составе представителей

Мосжилинспекции (председатель) – __________________________________,

ГБУ МосгорБТИ – ___________________________________________________,

проектной организации, оформившей техническое заключение о

допустимости и безопасности проведенных работ по переустройству и (или)

перепланировке помещения (в случае оформления Акта на основании

технического заключения) – ______________________________________________

1.1. Предъявлены комиссии следующие работы: _______________________.

1.2. Работы выполнены _____________________________________________.

(наименование производителя работ)

1.3. Заявителем представлен поэтажный план и экспликация к

поэтажному плану после проведенного переустройства и (или)

1.4. На основании осмотра предъявленных к приемке помещений

(элементов, инженерных систем) и сверки с эскизом, поэтажным планом и

экспликацией к поэтажному плану после проведенного переустройства и (или)

перепланировки (далее – план)/ознакомления с

техническим заключением, разработанным _________________________________,

(помещение соответствует/не соответствует представленному плану)

(замечания надзорных/контрольных органов

(указать: устранены/не устранены)

2. Решение комиссии:

2.1. Считать предъявленные комиссии работы:

выполненными в соответствии/не в соответствии с требованиями

2.2. Считать настоящий Акт основанием для внесения изменений в

учетно-техническую документацию органа технической инвентаризации и в

Единый государственный реестр недвижимости.

3. Приложения к настоящему Акту – эскиз, поэтажный план и

экспликация к поэтажному плану/листы N _________ технического заключения.

Председатель комиссии __________________ (______________________________)

(личная подпись) (расшифровка подписи)

Обзор документа

Определен состав, последовательность, сроки выполнения действий органов исполнительной власти Москвы, подведомственных им государственных учреждений при реализации мероприятий по согласованию ранее выполненных работ по переустройству и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме, находящихся в собственности Москвы и не переданных третьим лицам.

Порядок не распространяется на случаи, когда работа по переустройству и (или) перепланировке помещений в многоквартирном доме, в результате проведения которых изменяется архитектурный облик многоквартирного дома или колористическое решение фасада многоквартирного дома, были проведены без принятого уполномоченным органом исполнительной власти города решения о согласовании переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме.

Разрешение на перепланировку помещений. Порядок получения 2022.

Согласно статье 26 Жилищного кодекса РФ, разрешение на перепланировку выдает орган местного самоуправления. В Москве это жилищная инспекция, в области – администрации районов.

П. 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ: «Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения».

Разрешение на перепланировку. Когда можно не получать.

Согласно действующему законодательству, любые отклонения от плана БТИ должны быть согласованы. Это демонтаж/монтаж стен, перестановка сантехнического оборудования и даже демонтаж/монтаж дверных полотен.

Не требует получения разрешения только косметический ремонт, не приводящий к отклонениям от плана БТИ. Это такие работы, как окраска стен, оклейка обоев, замена сантехнического оборудования на аналогичное, замена газовой или электрической плиты, замена материалов ненесущих стен на аналогичные без изменения конфигурации.

Многие собственники, так выразимся, «не верят» подобной информации, и у нас часто возникают диспуты на тему, что считать перепланировкой, а что нет. Для большей наглядности мы прикрепим несколько планов.

Читайте также:
Поменять загранпаспорт – где и как это сделать

На увеличенном плане мы можем видеть «красную» раковину. Это означает, что в туалете дополнительно установлена раковина.

Это значит, что фактически из-за установки дополнительной раковины в квартире появилась перепланировка. И в документах БТИ она зафиксирована штампом внизу листа.

Поэтому отвечая на вопрос, можно ли какую-то перепланировку делать без разрешения, отвечаем – никакую. Она либо есть, либо нет.

Даже перестановка/установка раковины относится к перепланировке и требует утверждения. А без разрешения можно делать только работы, не приводящие к изменению текущего плана БТИ.

Однако будем объективны: разрешение все-таки требуется не на каждый вид работ по перепланировке. Скажем так: согласовываться должны 100 процентов проведенных ремонтных работ (в том числе показанная выше раковина), а разрешение на перепланировку выдается только на работы, которые требуют разработки проектной документации.

То есть при согласовании перепланировки по эскизу разрешение предварительно не требуется, потому что в этом случае сначала делаются работы, а потом уже собственник их обязан постфактум согласовать.

Разрешение на перепланировку квартиры в Москве

Итак, нужно ли разрешение на перепланировку квартиры?

По действующему жилищному законодательству перепланировка обязательно должна быть согласована. Но получение разрешения на перепланировку квартиры не конечный этап согласования.

Ведь оно получается на планируемые работы, и часто собственники делают ремонт, отклонившись от согласованной проектной документации. Поэтому второй этап перепланировки, который посвящен приемке квартиры после выполненного ремонта, не менее важен, чем первый.

Но в данной статье мы не будем касаться его, а расскажем только о первом этапе – о порядке получения разрешения на перепланировку. Обо всех же этапах согласования перепланировки квартиры в Москве мы подробно рассказали здесь.

Здравствуйте! Я сейчас на связи! Вы можете задать мне любой интересующий вопрос в WhatsApp или в Telegram.

Получите консультацию специалиста или отправьте нам на предварительную оценку необходимые документы.

Где получить разрешение на перепланировку

Разрешить перепланировку помещения в многоквартирном доме Москвы имеет право только Государственная жилищная инспекция города (Мосжилинспекция).

А поскольку функциональным органом исполнительной власти города Москвы, оказывающим услуги по согласованию ремонта в многоквартирных домах, является жилищная инспекция, то именно в Мосжилинспекцию придется обращаться, чтобы получить разрешение на перепланировку квартиры.

Порядок оформления разрешения на перепланировку квартиры и перечень необходимых для этого документов утверждены постановлением Правительства Москвы №508-ПП.

Куда обращаться за разрешением на перепланировку в Московской области

В городах Московской области нет жилищных инспекций. И постановление Правительства Москвы №508-ПП в Подмосковье не действует. Там приняты свои административные регламенты, на основании которых регулируется данный процесс.

В Подмосковье оформить разрешение на перепланировку помещения возможно в городской администрации либо в отделе архитектуры.

Разрешение на перепланировку в Московской области, фото.

Как получить разрешение на перепланировку квартиры в Москве и МО

Чтобы получить разрешение на перепланировку помещения в Москве, первым шагом будет оформление учетно-технических документов в ГБУ МосгорБТИ. Однако если у вас есть план БТИ (даже старые копии), то за новыми планами со «свежей» датой можно не обращаться.

Далее идет процесс разработки проектной документации в составе технического заключения и проекта.
Состав проектной документации может несколько варьироваться в зависимости от сложности работ.
Это может быть как техническое заключение и проект перепланировки от любой проектной организации с допуском СРО, так и, например, техническое заключение от автора проекта дома, в случае, если затрагиваются несущие конструкции.

Затем проектную документацию необходимо согласовать. В каждом случае органы, в которые нужно обращаться, варьируются. Например, если в квартире газовая плита, то необходимо дополнительно обращаться за согласованием в Мосгаз, если затрагиваются общедомовые коммуникации – в управляющую компанию, и т.д.

Если путь согласования предполагает разработку проекта, то за ним необходимо обратиться в компанию с допуском СРО. Также там дадут консультацию по поводу дальнейшего согласования.

Допуск СРО на проектирование, фото.

Обратите внимание, что многие компании узкоспециализированы. Например, они занимаются только изготовлением проектной документации для согласования, а вот получением разрешения на перепланировку они не занимаются. То есть они сделают проектную документацию и отдадут ее собственнику, а дальше он все согласовывает сам.

Лучшим решением будет заказывать проектные документы в компании, которая комплексно занимается и проектированием, и согласованием проектов.

Перечислим документы, необходимые для того, чтобы получить разрешение на перепланировку квартиры в Москве:

  • Документы БТИ (технический паспорт или поэтажный план с экспликацией).
  • Проект перепланировки и техническое заключение от организации с допуском СРО.
  • Паспортные данные (собственника или представителя).
  • Доверенность (если документы подает представитель).
  • Документы, подтверждающие право собственности (свидетельство о регистрации права собственности или выписка из ЕГРН).
  • Заявление, форма заполняется на Портале госуслуг города Москвы (Мос.ру).

Это базовый перечень документов, который может быть дополнен в каждом индивидуальном случае другими документами в зависимости от сложности предстоящей перепланировки.

Для получения разрешения на перепланировку все собранные документы загружаются в электронном виде через Портал Мос.ру.

В течение 20 рабочих дней вы получите положительное заключение (разрешение на перепланировку) либо мотивированный отказ. Но мы будем предполагать позитивное развитие событий. Разрешение дает собственнику квартиры законное право приступить к ремонтным работам.

Перечень разрешенных к производству работ содержится в самом распоряжении. Далее, на основании выданного жилищной инспекцией разрешения, собственник переходит к процессу ремонта, который впоследствии еще предстоит сдавать комиссии. Отметим, что ремонт необходимо проводить в точном соответствии с утвержденным проектом.

Как уже было отмечено ранее, в Московской области главным надзорным органом в сфере согласования перепланировок является местная администрация или Управление архитектуры и градостроительства при администрации города.

Здесь первым шагом для получения решения о согласовании перепланировки также будет оформление документов БТИ. Отличием от Москвы является то, что в Подмосковье инвентаризацию квартир проводит не только БТИ, как в Москве, а различные организации. Это либо Ростехинвентаризация, либо районные подмосковные БТИ. Опять же если у вас уже имеется план БТИ, то за новым обращаться необязательно.

После этого разрабатывается проектная документация. Все собранные документы предоставляются на рассмотрение в согласующий перепланировку орган, который в установленный срок выносит решение. Если решение будет положительным, заявитель получает разрешение на переустройство и может приступать к ремонту.

Читайте также:
35 главных достопримечательностей Севильи - фото и описание, карта

Разрешение на перепланировку нежилого помещения

Перепланировка нежилых помещений в многоквартирных домах Москвы также регулируется ППМ №508-ПП. Если ремонтные работы в нежилом помещении только планируются, то на них требуется разрешение.

Разрешить перепланировку нежилого помещения в жилом доме уполномочена Мосжилинспекция. Соответственно, за разрешением на перепланировку нежилого помещения в Москве нужно обращаться в Государственную жилищную инспекцию города.

Для получения разрешения на перепланировку нежилого помещения в жилинспекцию через Портал госуслуг предоставляется пакет документов, который включает в себя:

  • Запрос на перепланировку (заполнение формы на Портале).
  • Свидетельство о праве собственности/договор аренды.
  • Учредительные документы организации.
  • Проектную документацию на перепланировку (проект и техническое заключение).
  • Договор об авторском надзоре.
  • Документы, заказанные в БТИ (поэтажный план и экспликация, выписка из техпаспорта на здание по форме 1а, справка о техническом состоянии здания по форме 5).

Список документов, необходимый для оформления разрешения, может быть продолжен для каждой конкретной перепланировки. К проектной документации на перепланировку должно прилагаться экспертное заключение Роспотребнадзора о ее соответствии всем правилам и нормативам.

За разрешением на перепланировку нежилого здания (нежилого помещения в отдельно стоящем нежилом здании) следует обращаться в Бюро технической инвентаризации. Мосжилинспекция такие перепланировки не согласовывает.

Получить разрешение на перепланировку помещения самостоятельно или с помощью посредников. Что лучше?

Сам порядок получения разрешения на перепланировку значительно различается от видов работ.

Например, на простые виды (перестановка сантехники, демонтаж/монтаж ненесущих перегородок) не требуется разработка проектной документации. И такую перепланировку можно делать без согласований. Этот путь согласования называется «по эскизу», то есть сначала работы выполняются, а постфактум утверждаются.

Если же вы хотите расширить санузел на коридор, для согласования необходимо предоставить в жилищную инспекцию проект с техническим заключением от организации с допуском СРО.

А вот работы, затрагивающие несущие конструкции, требуют для оформления разрешения уже техническое заключение от автора проекта дома, которое составляется по итогам проведения инженерного обследования, дающим ясную картину о текущем состоянии несущих конструкций здания. Проект при этом вправе разработать любая проектная организация с членством в СРО.

Если квартира, в которой проводятся работы, расположена в старом доме с деревянными или смешанными перекрытиями, то проект также может подготовить любая организация с соответствующим допуском СРО. А вот техническое заключение придется заказывать в ГБУ «Экспертный центр».

Следует сказать, что самостоятельное получение разрешения на перепланировку квартиры оправдано в тех случаях, когда планируются простые ремонтные работы.

Если же предстоит проведение сложных работ, например, с устройством проема в несущей стене, то оформление разрешительных документов, как и весь процесс согласования, лучше доверить опытным специалистам.

Такой подход станет гарантией того, что процедура узаконивания будет успешно доведена до логического завершения. Впрочем, закон не запрещает собственнику квартиры и в этом случае получать разрешение самостоятельно.

Распоряжение Мосжилинспекции

Распоряжение Мосжилинспекции представляет собой документ, в котором содержится решение о согласовании перепланировки квартиры или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Как уже отмечалось, распоряжение Мосжилинспекции – это официальное разрешение от надзорного органа на начало ремонтных работ.

Распоряжение Мосжилинспекции на перепланировку, фото.

В решении о согласовании перепланировки жилого помещения указываются:

  • Фамилия, имя, отчество заявителя (собственника жилья).
  • Адрес объекта недвижимости, который будет перепланироваться.
  • Состав проектной документации, на основании которой принималось решение о согласовании перепланировки, и название организации ее разработавшей.
  • Перечень ремонтных работ, которые разрешено проводить в рамках перепланировки.
  • Срок, в течение которого работы должны быть выполнены.
  • Обязанности заявителя в процессе осуществления перепланировки и по ее окончании.
  • Порядок приема сделанной перепланировки контролирующими органами.

Срок действия разрешения на перепланировку квартиры и его продление

Срок действия решения о согласовании переустройства и перепланировки 1 год. Если собственник не успевает закончить ремонт за год, разрешение на перепланировку можно однократно продлить еще на 6 месяцев. То есть сейчас продлить действие данного документа возможно только один раз. Если вы не уложитесь и в этот срок, то перепланировку нужно будет согласовывать повторно.

Образец заявления о продлении срока действия разрешения на перепланировку.

Образец решения о продлении распоряжения на перепланировку.

Отзыв разрешения на перепланировку помещения в Москве

В практике согласования случается так, что полученное собственником официальное разрешение на работы спустя какое-то время аннулируется. Случается подобное не часто, но мы считаем важным отметить, в каких ситуациях такое может произойти.

Согласно принятому в Москве административному регламенту, основаниями для отзыва являются:

  • Вступившее в законную силу судебное решение, отменяющее решение Мосжилинспекции.
  • Заявление собственника, решившего по своей воле отказаться от проведения переоборудования.
  • Противоречивые сведения в документах, представленных заявителем, которые были установлены Мосжилинспекцией уже после принятия ей решения о согласовании.

Сколько стоит разрешение на перепланировку квартиры

Само разрешение на перепланировку оформляется бесплатно. Но есть расходы, связаные с подготовкой документов, которые подаются на согласование. Среди них:

  • Оформление в БТИ технического паспорта.
  • Разработка в организации с допуском СРО проектной документации.
  • Оплата счетов АО Мосгаз, управляющей компании, Роспотребнадзора и т.д.

Это все платные услуги. Также как и услуги по согласованию перепланировки через посредников. Если дать какие-то ориентировочные цифры, то общий бюджет на согласование будет приблизительно следующий:

  • По эскизу: бесплатно (мы не беремся за подобные варианты, считаем, что каждый собственник, имея небольшое количество времени, может согласовать перепланировку по данному варианту самостоятельно и бесплатно). При необходимости вы можете нам позвонить, и мы расскажем как это сделать.
  • По проекту без затрагивания несущих конструкций: общий бюджет, затрачиваемый собственником, составит порядка 50 тысяч рублей.
  • По проекту с затрагиванием несущих конструкций: общий бюджет получения разрешения на перепланировку составит порядка 130 тысяч рублей.

В большинстве случаев согласование, проведенное фирмой с опытом работы в данной сфере, проходит гораздо быстрее за счет знания многих особенностей законодательства и строительных норм, что позволяет в кратчайшие сроки разработать проект и подготовить все необходимые для согласования документы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: