Фото Пантеона в Париже (115 фото)

Париж, Пантеон: смотровая площадка и мавзолей

Пантеон в Париже, безусловно, перекликается с римским собратом, и если по возрасту сильно ему проигрывает, то по величественности и помпезности вполне сопоставим. Купол Пантеона — одна из лучших смотровых площадок Парижа.

История появления Пантеона на холме Святой Женевьевы

Прогуливаясь в Париже по Латинскому кварталу, неизбежно в какой-то момент оказываешься перед грандиозным зданием в неоклассическом стиле, с мощной колоннадой и высоким, довлеющим над окрестностями куполом.

На фронтоне надпись — «Великим людям — благодарная Родина»

«Триумф Родины», скульптура д’Анже, 1837 г


Пантеон водружен на вершине холма Святой Женевьевы – одного из семи холмов, на которых стоит Париж. И освоен этот холм был первым из семи.

Сначала римляне обосновались на острове Сите, но очень скоро перебрались на левый берег Сены и стали застраивать склоны холма. Следы первоначального римского города Лютеция сохранились до наших дней: это термы Клюни, арена Лютеции, декуманус – одна из центральных улиц древнего города (сейчас это улица Сен-Жак).

Пантеон на карте Парижа

Впоследствии холм назвали именем Святой Женевьевы, небесной покровительницы Парижа, жившей в 5-м веке. Ее молитвы, как полагают, спасли город от нашествия Аттилы – подойдя к Парижу, Аттила почему-то повернул вспять.

Со временем на холме возникло аббатство Святой Женевьевы. А в 18-м веке Людовик 15-й во время тяжелой болезни пообещал в случае своего выздоровления возвести достойнейшую церковь в честь Женевьевы. Строили церковь по проекту архитектора Суффло с 1758 по 1789 годы и закончили как раз к началу Великой французской революции.

Что делать атеистам-революционерам со свежепостроенной церковью, да еще такой грандиозной? Решили использовать ее как пантеон – для захоронения выдающихся людей, сделавших славу Франции. А над мощами святой Женевьевы надругались: отрезали ей голову, а тело сожгли.

Революция сменилась реставрацией монархии. Пантеон опять стал церковью Святой Женевьевы. Потом было еще несколько революций и реставраций, каждая из которых пантеон превращала в церковь и наоборот. В конце концов установилась республика, и маятник метаморфоз застыл на «пантеоне». И попутно «украсился» научным маятником – физик Жан Леон Фуко подвесил к куполу шар на тросе для наглядной демонстрации вращения Земли.

Меж тем крипта Пантеона пополнялась гробницами великих французов, и изначально сугубо мужское общество со временем было разбавлено двумя женщинами: полячкой Марией Складовской-Кюри, дважды удостоившейся Нобелевской премии, и Софи Бертло, женой химика Бертло, который ни за что не соглашался лежать в Пантеоне без жены.

Подъем на купол Пантеона. Париж сверху

В предыдущие мои визиты в Париж Пантеон оставался в стороне от моих маршрутов либо был закрыт на реставрацию. Но на этот раз он вырос передо мной как нельзя кстати и был открыт для посещения. Я отмела все свои планы и уверенно направилась изучать внутренности Пантеона.

Билет в сам Пантеон стоит 8,5 евро. Открыт музей ежедневно с 10 до 18 (с 1 апреля до 30 сентября – до 18-30). Отдельно продаются билеты за 2 евро на купол Пантеона. Подъем на купол осуществляется по сеансам. Я очень удачно подошла к началу очередного сеанса. К этому времени уже набралась интернациональная группа человек в 20.

В 11 часов мы под предводительством строгого официального мужчины отправились наверх. 206 ступеней по узкой винтовой лестнице, и мы оказались у верхнего края стены, а оттуда по крутой лестнице поднялись к куполу.

Виды с купола Пантеона открывались замечательные. Пожалуй, эту смотровую площадку можно поставить в один ряд с галереей Химер Нотр-Дам.

С востока к Пантеону примыкает лицей Генриха IV с башней Хлодвига, возведенные на фундаменте церкви Женевьевы. Эту церковь заложил еще в 502 году франкский король Хлодвиг, принявший христианство. В церкви были похоронены сам Хлодвиг, его жена и святая Женевьева.

Рядом с лицеем стоит аккуратная (так и хочется сказать «миловидная») церковь Сент-Этьен-дю-Мон.

Нотр-Дом де Пари

Базилика Сакре-Кёр смотрится очень эффектно. Ниже нее выделяется церковь Сент-Эсташ и шпиль Сен-Шапель.

Зеленый купол Обсерватории Сорбонны и черный купол Дворца Института Франции.

Колесо обозрения на площади Согласия

За церковью Сен-Сюльпис громоздятся небоскребы Дефанса

Улица Суффло упирается в Люксембургский дворец, за которым вдалеке возвышается Эйфелева башня. Правее башни – золотой купол Дома Инвалидов

Обратите внимание, сколько печных труб

Спускаемся с купола

Пантеон внутри

Внутреннее пространство Пантеона-церкви св. Женевьевы выглядит не менее впечатляюще, чем снаружи. Несмотря на массивность колонн и монументальность форм, есть ощущение легкости и наполненности светом.

Центральная скульптурная композиция — «Национальный конвент», 1924. Скульптор Сикар.

До сих пор отделить «церковь от государства» здесь не удалось: памятники во славу Франции и государственных деятелей соседствуют с картинами жизнеописания святой Женевьевы. Общий стиль картин напоминает нашего Нестерова. Расписывал Пантеон Жак Фердинанд Эмбер (Jacques Ferdinand Humbert).

Цикл картин из жизни Женевьевы выполнили художники Пьер Пюви де Шаванн и Жан-Поль Лорен.

Читайте также:
Виза в Латвию в 2022 году: инструкция по получению

В центре зала качается неустанный маятник Фуко.

Крипта

Из просторного и светлого зала лестница ведет в сумрачную крипту.

В конце лестницы – ваза с сердцем Леона Гамбетта

При входе в крипту имеется схема расположения захоронений.

Как явствует из схемы, самые почетные места при входе занимают Жан-Жак Руссо (он лежит справа от входа), Вольтер и Суффло (они покоятся напротив Руссо слева от входа).

Архитектор Суффло, автор проекта парижского Пантеона, не дожил до окончания строительства, зато удостоился чести лежать в самом достойном обществе внутри своего творения. Его именем также названа улица, ведущая к главному входу в Пантеон.

Остальные саркофаги размещены по двое-по трое в каждом склепе, а то и поболе.

Так, в одной камере соединили таких разных литераторов как Виктор Гюго, Эмиль Золя и Александр Дюма. Причем Дюма положили в Пантеон в 2002 году, спустя 132 года после его смерти.

Видно, что Дюма «вписан» совсем недавно в камеру № 24

Обеим семейным парам (супругам Кюри и Бертло) предоставлены отдельные склепы.

Захоронения жертв революций 1830 и 1848 гг. — здесь уже идут списком

Тесное и темное подземелье пронизано узкими коридорами. Возникает ощущение лабиринта.

Из крипты поднимаемся наверх, любуемся еще раз настенной росписью и покидаем этот пышный мавзолей.

После посещения Пантеона советую зайти в церковь Сент-Этьен-дю-Мон, расположенную по соседству.

А улица Суффло отведет вас к Люксембургскому саду. С аллеи сада открывается еще один открыточный вид на Пантеон.

Пантеон

Panthéon

В знаменитом Латинском квартале возвышается Пантеон. Памятник архитектуры, не принятый когда-то местными жителями, на сегодняшний день является одной из главных достопримечательностей Франции. Пантеон сменил многих владельцев и несколько назначений и в итоге приобрёл статус усыпальницы известных людей.

История строительства

Начало постройке было положено ещё в 1744 году. В то время Людовик XV собирался вести войска в бой и одержать долгожданную победу. Поучаствовать в битве ему не удалось – внезапная болезнь скосила короля. Приближённые полагали, что дни короля сочтены, но Людовик XV не сдавался. Он молился покровительнице Парижа Святой Женевьеве, обещая возвести в её честь храм в случае исцеления. Было дело в его клятвах или нет, но вскоре король выздоровел, а вот заражённая любовница умерла. Сначала скорбь по ней не давала Людовику XV заняться проектированием церкви, потом королевские обязанности.

Тем не менее король не забыл о своей клятве и спустя 11 лет назначенный им архитектор Суфло приступил к проектированию храма, что тоже оказалось процессом не быстрым. Изначальный план собора католическая церковь встретила в штыки, так как его основание напоминало по форме греческий крест. Архитектору пришлось удлинить два крыла, за счёт чего храм стал похож на католическую базилику. Первый камень Людовик XV торжественно заложил лишь в 1764 году.

Возведение храма Святой Женевьевы заняло 25 лет. Основные трудности возникали с финансированием – Франция не могла потянуть таких расходов. Кроме них появлялись и трудности строительные. Когда строительство церкви было практически закончено, работники обнаружили трещины в столбах, которые подпирали свод. Казалось, они не выдерживали тяжесть купола. 40-летний труд оказался под угрозой. Была созвана цела комиссия, которая вынесла вердикт: материалы использованы качественные, кладка правильная и перекрытий достаточно. Значит, проблема была в плохой постройке столбов, и только их надлежало исправить.

Владельцы Пантеона

Собор Святой Женевьевы ни архитектор Суфло, ни король Людовик XV в достроенном виде не застали – оба они скончались к тому времени. Не увидели они и французской революции, которая началась вскоре после окончания строительства. По всему Парижу начались беспорядки, а церкви и храмы были разграблены. Собор Святой Женевьевы выстоял, но к тому времени он уже стал Пантеоном. Революционеры посчитали, что он должен восславить героев и стать их последним пристанищем. Первый же граф Мирабо, захороненный под сводами Пантеона, впоследствии оказался недостойным этой чести. Спустя два года было обнаружено его предательство, и прах вынесли. В подземных галереях в те года появились первые захоронения героев Франции – Вольтера, Руссо, Марата и других.

Пришедший к власти Наполеон вернул Пантеону статус церкви, и он вновь стал Собором Святой Женевьевы. Храм по-прежнему выполнял функцию усыпальницы. По приказу императора здесь обретали покой верховные чиновники и достойные, что прославились во Франции благодаря своим талантам или подвигам.

Очередная революция в 1830 году вновь сменила статус церкви, и она стала Пантеоном.

Архитектура

Пантеон, знаменитый на сегодняшний день своей архитектурой, в XVIII веке вызывал недоумение и отторжение. Жители Парижа привыкли к зданиям, выполненным в роскошном барокко. Архитектор Пантеона Суфло решил привнести в город новое и отказался от традиций. В своём проекте он объединил сразу четыре стиля. В изначальном варианте можно увидеть характерный для греческого направления портик с шестью колоннами. Его накрывал купол, который Суфло решил выполнить в романском стиле. Интерьер храма же виделся архитектуру готическим. Привычный жителям Парижа барокко нашёл своё выражение в колоннах. Несмотря на то, что в Пантеоне объединено сразу четыре направления, современные архитекторы считают, что здание является образцом классического стиля.

Читайте также:
Дешевые Авиабилеты Беверли-Хиллз - Мауи

В диаметре Пантеон составляет более 20 м. Купол, поддерживаемый колоннами, возвышается на 120 м. Не только само здание и его интерьер были продуманы и просчитаны, но вид и перед ним. Перед Пантеоном полукругом расположена площадь. С разных сторон её ограничивают симметричные здания. Между ними находится улица, которая оканчивается Эйфелевой башней.

Пантеон претерпел архитектурные изменения во время революции, когда его основной функцией стала усыпальница. По решению восставших часть окон заложили кирпичом, что придало некогда воздушному Пантеону более строгий и мрачный вид. Тогда же было убрано большинство роскошных украшений. В таком виде Пантеон больше соответствовал своему назначению.

Отзыв: Пантеон (Франция, Париж) – Впечатляет

Данное место мы попали совершенно случайно. Оно не настолько популярно среди туристов, как другие достопримечательности. Поэтому я про него и не знала, когда мы ехали в Париж. И посещать его, честно говоря, в наши планы не входило. Но услышали мы про Пантеон от одного экскурсовода. И он осень заинтриговал нас своими рассказами, особенно рассказами об усыпальни. Поэтому мы собрались и посетили это замечательное место.

Шли мы сквозь улиц и уже из далека заметили высокое и мощное здание. Сразу же и поняли, что это наша заветная цель. Дальше уже добирались даже без какого-либо навигатора. Просто шли к виднеющемуся красивому зданию. Ещё из далека мы успели оценить красоту сооружения. И чем ближе мы приближались, тем все больше оно нас поражало и удивляло своей величественностью и красотой.

Приблизившись, можно рассмотреть его со всех сторон. Даже с внешней стороны Пантеон – настоящее произведение искусства. Я вообще просто обожаю эта достопримечательности Парижа. Они очень выделяются и отличаются определенным вкусом и красотой. Поэтому я стараюсь всегда запечатлить эти моменты. И привожу с собой с отдыха большое количество фотографий. И вам рекомендую обязательно сделать фотографию с красивым сооружением. Это останется с вами как помять на долгие годы вперёд. А такие воспоминания просто бесценны.
Само здание просто огромных размеров. Мои фотографии не передают всего размера этого здания. Оно просто огромнейшее. Вверх возвышаются гигантские и мощные колонны. Рядом с таким зданием чувствуешь себя маленькой крупинкой.

Сверху на здание имеется флаг. А немного ниже есть надпись: Великим людям благодарная отчизна. Ведь тут имеется уникальная усыпальня. Где покоятся по-настоящему великие люди. Которые заняли важное место с истории.

Внутри здания тоже очень красиво. При входе, сразу можно обратить внимание на красивейший и высочайший купол, который располагается прямо над головой, можно увидеть потрясающие барельефы с различными декоративными орнаментами. При входе, даже немного теряешься, и даже близься произнести хоть звук.

Людей внутри здания прилично. Но помещение тоже не маленьких размеров. И другие посетители совершенно не мешают экскурсии. Можно ещё присоединиться к какой-нибудь группе и послушать что-то для себя новое про Пантеон.

Внутри украшен каждый уголок и каждая часть здания. Есть потрясающие скульптуры, которые можно рассматривать часами. Также можно увидеть большое количество огромных настенных картин. Которые украшают залы.

Все они тут абсолютно разные, изображены на них разные важные события. Но каждая картина завораживает по своему. Нам понадобилась достаточно много времени, которое мы провели внутри, чтобы рассмотреть только картины и статуи.

В центральной части Пантеона располагается самое известное достояние. И это маятник Фуко. Который полностью доказывает суточное вращение земли. Эта конструкция интересна обычно всем посетителям, поэтому вокруг маятника обычно много людей. Нам даже пришлось немного подождать пока они разойдутся.

Дальше можно спуститься в подвал. Что посмотреть где находятся останки многихзнаменитых людей Франции. Тут внизу идут коридоры, где по рамным сторонам находятся комнаты, в которых и покоятся знаменитые франзуцы. Каждая комната подписана. Тут есть года жизни и имена погребённых.

Захоронены тут очень известные личности. Например, такие как Жан-Жак Руссо, Виктор Гюго, Александр Дюма, Монне, Жан Ренье, Эмиль Золя, Пьер и Мария Кюри. Да и многие другие осень знаменитые и известные личности.

В гробнице есть и статуи. Ходить тут немного даже страшноваты. Слышна соответствующая для гробницы музыка. Которая нагоняет ещё немного тревожности и некого страха.

Так же тут можно увидеть могилы знаменитых философов. Например, таких как Вольтер и Жан-Жак Руссо.

Вывод: ещё в определённые часы можно подняться на смотровую площадку. Но как я поняла, она работает не целый день. Поэтому во время нашего посещения она была закрыта. И мы не смогли на неё подняться.
А вообще наше экскурсия в данное место мне очень понравилась. Поэтому я рекомендую Пантеон к посещению. И могу поставить оценку пять.

Пантеон в Париже – собор, ставший мавзолеем

Пантеон в Париже хорошо известен далеко за пределами Франции. Находится в Латинском квартале столичного пятого округа. Представляет собой величественный исторический и архитектурный памятник. В то же время это усыпальница (мавзолей), в которой нашли покой самые выдающиеся личности этой страны. В их честь у входа в Пантеон выгравирована надпись: «Великим людям – благодарная Отчизна». Однако не все туристы, переступающие порог этого помпезного сооружения, знают, что своим появлением оно обязано… болезни августейшего монарха Людовика XV Возлюбленного. Точнее его последующему выздоровлению. Если бы Его величество тогда скончался, то вряд ли выполнил бы то обещание, которое он клятвенно дал.

Читайте также:
Как отследить готовность визы во Францию онлайн

Королевский обет Людовика

В ту пору как раз разразилась война за австрийское наследство. Франция и ряд других европейских государств вознамерились оспорить завещание императора Австрии Карла VI и поделить между собой обширные владения династии Габсбургов. В 1744 году Людовик XV решил взять на себя командование армией непосредственно в бою. Реализоваться же в этом качестве ему не довелось. Король вдруг заболел: у него обострилась давняя подагра, поднялась температура. Тогда «сбивать» ее еще не умели, поэтому все решили, что монарху недолго осталось. Когда стало совсем плохо, он обратился с молитвой к Святой Женевьеве и попросил сохранить ему жизнь. Людовик дал торжественный обет, что в случае выздоровления возведет в честь этой покровительницы Парижа величественный храм. Чудо случилось: король выздоровел, а вот его любовница умерла. В потрясении он впал в сильную депрессию. Даже о государственных делах позабыл, не говоря уже об обете. Отчаяние прошло с появлением новой возлюбленной. Тут он и вспомнил о клятве, приказав брату фаворитки найти хорошего архитектора. Им стал Ж.Ж. Суфло. Только вот св. Женевьеве пришлось подождать: проект церкви ее имени начал разрабатываться в 1755 году – через 11 лет после выздоровления короля.

Как возводился храм св. Женевьевы

Местом возведения собора стала территория аббатства Святой Женевьевы. Архитектор в качестве образца выбрал римский Пантеон. Фундамент под новый храм заложен в 1758 году, а первый камень – самим Людовиком в 1764 году. Мсье Суфло предусмотрел в проекте наружные и внутренние колонны с очень большим диаметром. Само здание по исполнению задумывалось в виде так называемого греческого креста. С учетом преддверия его длина составила 104 метра. Посередине возвышается 23-метровый купол. Опорой ему служат четыре столба. Кстати, очень легких. Их не так-то быстро можно заметить между колоннами. «Воздушностью» отличаются и круглые своды сооружения. В них имеются просветы. Они сделаны в разных направлениях и настолько искусно, что проникающий свет переливается, будто играя. Расстояние от пола до рамы самого верхнего просвета составляет 52 метра.

В ходе строительства, правда, возникли определенные трудности. Мастера уже заканчивали отделывать пол из мрамора, как в их поле зрения попали отколки и трещины в держащих купол столбах. Та же картина наблюдалась в соседних колоннах. Трещины были небольшими, но имелся риск их расширения, и всё это могло угрожать зданию разрушением. Правительство образовало соответствующую комиссию по исправлению недостатков. Но при этом нарушать архитектуру здания запрещалось. Руководил работами ученик и последователь Суфло архитектор Жан-Батист Ронделе, переделавший нуждающиеся в этом купол и своды, но не нарушивший первоначальный проект.

Поначалу парижане с возмущением взирали на внешний облик нового собора. Кстати – проведем историческую параллель – так же неодобрительно они восприняли впоследствии и архитектуру базилики Сакре-Кёр, которая возводилась с 1875 по 1914 годы. Но, с другой стороны, горожан понять можно, так как церковь, не имевшая определенного стиля, как бы не вписывалась в общую столичную панораму. Только потом эксперты назвали Пантеон образцом французского классицизма. Однако через какое-то время жители Парижа поменяли свое мнение. В ней хранились мощи и рака святой Женевьевы, что придавало храму особую религиозную ценность.

Собор становится усыпальницей

Людовик XV не дожил до завершения строительства своего детища. Он умер в 1774 году от оспы, заразившись ею от очередной фаворитки. Полностью же строительство было завершено в 1789 году. По историческому совпадению в том же году началась Великая Французская революция. В ее результате в 1793 году был свергнут следующий монарх, внук усопшего Людовик XVI. Новые революционные власти приняли решение превратить собор Святой Женевьевы в усыпальницу великих деятелей французского народа. Они же изменили название сооружения на Пантеон.

Свой последний покой в мавзолее обрели такие выдающиеся личности, как Вольтер, Жан-Жак Руссо, Александр Дюма-отец, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Пьер Кюри и многие другие. Среди них только две женщины: Мария Склодовская-Кюри и жена Марселен Бертло, захороненная вместе с ним. Останки некоторых известных людей – Оноре Габриеля Рикети Мирабо, Жан-Поль Марата, Шарля Луи Жозефа Шарля д’Альбера де Люиня и Луи Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо – в свое время были удалены из усыпальницы. Останки двоих, Николя-Жозефа Борепера и Огюста Анри Мари Пико Дампьера, утеряны. Несколько человек захоронены не целиком, а только урны с их сердцами. А вот Ян Виллем де Винтер – наоборот: его сердце захоронено в Нидерландах, а тело в Пантеоне.

Читайте также:
Онлайн табло аэропорт Платов Ростов-на-Дону Как С Добром Добраться!

Когда к власти пришел Наполеон, усыпальнице вернули религиозный статус, и она вновь стала церковью св. Женевьевы. Однако мавзолеем быть не перестала. При Бонапарте здесь хоронили высших чиновников его империи и других людей, прославившихся своими талантами или геройством. В 1814 году в стране восстановилась монархия Бурбонов (период Реставрации) и при короле Людовике XVIII в церкви продолжались отделочные работы. Появились четыре картины по истории Франции, расписывал потолок церкви барон Гро. После июльской революции 1830 года собор вновь стал Пантеоном. Выполняет он свое предназначение и в наши дни, продолжая оставаться мавзолеем для великих французов.

Интересные факты

  • Выдающихся личностей в Пантеоне хоронят не сразу, а выдерживают паузу. Это нужно для того, чтобы посмотреть, не выявятся ли о них со временем нелицеприятные факты. Как случилось, например, с Оноре Мирабо, и его прах пришлось вынести.
  • Среди великих французов захоронен и великий итальянец – художник Рафаэль. Сейчас трудно объяснить, чем руководствовались при принятии решения об упокоении здесь иностранца. Кстати, писатель Ж.-Ж. Руссо, чьи останки тоже здесь, по происхождению швейцарец.
  • Прах Александра Дюма-отца нашел в Пантеоне последнее пристанище… спустя 132 года после смерти. Ровно столько лет понадобилось французам, чтобы решить, действительно ли он был великим писателем или рядовым графоманом.
  • Здание Пантеона, сохранившееся до наших дней, немое свидетельство, казалось бы, невозможного – соединения в одном сооружении сразу четырех архитектурных стилей.
  • Многие окна в XVIII веке заложили кирпичом. Так решили революционеры, полагавшие, что в гробнице великих людей не должно быть слишком много света.
  • В Пантеоне находится маятник Фуко, доказывающий, что наша планета всё же вертится. Впервые публичный эксперимент с маятником осуществили в 1851 году. Инициатором стал Луи Бонапарт, президент Второй республики и будущий Наполеон III.
Триумфальная арка в Париже – символ величия и славы Музей Орсе в Париже – сокровищница импрессионизма

Похожие публикации:

Пирамида Лувра
Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г. Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа.

Елисейские Поля
У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи.

Остров Сите – старейшая часть Парижа
Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не.

Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)
…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл. Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет.

Река Сена
Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан… За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres.

Знаменитый Пантеон в Париже

Пантеон в Париже

«Великим людям благодарная отчизна» — такая надпись сделана над входом в Пантеон, являющийся одной из самых значимых достопримечательностей не только Парижа, а и всей Франции.

Этот исторический памятник и прекрасный архитектурный образец в прежние времена был церковью св. Женевьевы. Сегодня он является усыпальницей выдающихся людей страны. Здесь покоятся Вольтер и Руссо, Виктор Гюго и Эмиль Золя, Дюма-отец и супруги Кюри. Известный всему миру мавзолей расположен в Латинском квартале Парижа и является одним из наиболее посещаемых мест французской столицы.

Краткая история

Фундамент здания был заложен в 1758 году. Будущий всемирно известный памятник создавался архитектором Ж. Суффло по примеру римского Пантеона.

Архитектор Жан-Жак Суффло

Начато его строительство было в связи с обетом Людовика XV, который, молясь о выздоровлении от внезапной тяжелой болезни, поклялся воздвигнуть в честь святой Женевьевы храм, преследуя этим следующие цели:

• отблагодарить покровительницу Парижа за исцеление
• подчеркнуть особую важность пошатнувшегося союза церкви и государства.

Король выздоровел и на какое-то время забыл о принесенной клятве. Поэтому разработка проекта была начата только спустя 11 лет после его болезни.
Строительство было долгим и закончилось только в 1789 году, когда Людовика уже не было в живых. Внешний вид церкви вызвал немалое возмущение жителей столицы. Необычные архитектурные формы противоречили принятым в Париже и будущая известная во всем мире достопримечательность совсем не получила признания в те времена. Вскоре новое революционное правительство приняло решение о превращении ее в мавзолей для наиболее великих французов. Первыми, кто был захоронен здесь, были знаменитые деятели революции Мирабо, Вольтер, Руссо.
Во времена правления Наполеона Пантеон снова переименовали в церковь св. Женевьевы и вернули религии. По велению знаменитого императора здесь хоронили только самых выдающихся деятелей империи. Но по окончании его правления церковь вновь была превращена в Пантеон.

Читайте также:
Анкета на визу в Бельгию: образец заполнения бланка в 2022 году

На протяжении 100 лет подобные превращение церкви в мавзолей и обратно происходили несколько раз. При этом спиливались и восстанавливались обратно кресты, сбивались барельефы. Французы не могли определиться с предназначением своего архитектурного шедевра. Решающим шагом в превращении собора св. Женевьевы в мавзолей стало захоронение здесь Виктора Гюго в 1885 году.

Писатель Виктор Гюго

Великий писатель своим авторитетом словно бесповоротно решил окончательную судьбу здания. Могилы великих граждан Франции сейчас располагаются в крипте, в который ведет лестница, находящаяся за бывшим алтарем.

Уникальные возможности Пантеона были использованы учеными совершенно неожиданным образом. В 1851 году талантливый физик Леон Фуко установил под самым куполом на 67-метровой высоте маятник, который доказывал наглядно, что планета действительно вращается. Публичная демонстрация эксперимента была проведена в этом же году по инициативе будущего Наполеона III.

Установка в Пантеоне маятника Фуко

Сейчас здесь установлена миниатюрная точная копия маятника.

Копия маятника Фуко

Особенности архитектуры

Архитектор Жак Жармен Суффло был приверженцем классицизма. Но в этом своем проекте он объединил четыре стиля сразу, используя при этом все наилучшие достижения архитектуры, накопленные к тому периоду.

План здания напоминал собой форму греческого креста, и по этому поводу католическая церковь даже направила Людовику XV письмо с протестом против строительства церкви на основе такого проекта. По этой причине архитектор удлинил оба боковых крыла, и здание приобрело вид греческой базилики.

Диаметр Пантеона составляет более 20 м, а высота купола достигает 120 м. Его поддерживают отдельно расположенные огромные колонны, которые со временем перестали выдерживать такую ношу, и их пришлось подпирать.

Выход из здания ведет на площадь полукруглой формы, ограниченную с противоположных сторон симметричными зданиями, между которыми проходит улица Суффло с Эйфелевой башней в конце. Такой удачный вид не случаен, он возник также стараниями Суффло. В те времена уделялось большое внимание гармоничности, с какой здание вписывается в городской пейзаж, поэтому, чтобы издалека открыть вид на будущий храм, архитектор даже хотел полностью перестроить вершину холма.

Таким образом, к основным архитектурным особенностям здания можно отнести:

• сочетание нескольких стилей
• грандиозные размеры
• четкие формы
• эффектную территорию вокруг церкви.

Не только король Людовик не дождался окончания строительства храма. Великий архитектор скончался через шесть лет вслед за ним и также не успел довести до конца свое творение, поэтому достроено оно было его учениками и помощниками.

После революции, когда возникло решение о передаче церкви под усыпальницу, боковые окна в ней были заложены, а роскошные украшения большей частью убраны. В результате замысел архитектора был искажен. Светлое и легкое помещение, запланированное Ж. Ж. Суффло, стало более строгим и суровым, что, тем не менее, соответствовало его новому назначению.

В настоящее время трудно понять революционность архитектурных идей, предложенных Суффло. За 230 лет существования здание стало классикой, на которой учились многие поколения зодчих. Но, прежде всего, он стал памятником эпохи поиска разумных стилевых решений и обратившейся при этом к греческой античности.

Несмотря на многообразие соединенных в нем стилей Пантеон в Париже признается современными архитекторами как великолепное здание, выстроенное в классическом стиле.

Купол, сочиненный и разработанный Суффло можно увидеть на Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге и на знаменитом Капитолии в столице США.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Здание Капитолия в Вашингтоне, США

Общее впечатление от здания на всех, кто его видел, производит неизгладимое впечатление. Оно обладает некоей иррациональной отстраненностью от повседневной суеты и, глядя на него, можно с уверенностью сказать одно, Суффло сумел достичь невозможного и достиг готической легкости в классической оболочке.

Фото Пантеона в Париже

Особенно впечатляющее зрелище представляет Пантеон в сумерки, чему способствует использующаяся уникальная подсветка. Здание как-будто освещается откуда-то из-под земли, а уходит этот свет далеко в небо. Наверное, поэтому фотоснимки Пантеона в вечернее время стремятся получить многие профессиональные фотографы мира.

Фото Пантеона в вечернее время

Поначалу многие полагали, что здание выглядит чересчур строгим и совершенно не соответствует роскошной архитектуре Парижа, в котором тогда царствовал барокко. Чрезмерно величественный и грандиозный купол, по мнению многих современников, не подходил к греческому портику. Как и многие шедевры, Пантеон не сразу был оценен по достоинству.

Величественный Пантеон в Париже

Многочисленные экскурсии, которыми кишит подножие великой усыпальницы сейчас, говорят о том, что его уникальная архитектура оценена по достоинству и привлекает путешественников со всего мира. Помимо этого, здесь можно многое узнать об интереснейшей истории Франции, о ее выдающихся гражданах. Со смотровой галереи, расположенной в куполе, к которой ведет лестница из двухсот ступеней, можно созерцать самые удивительные панорамы Парижа.

Читайте также:
Что можно привезти из Испании – топ лучших подарков, советы

Парижский Пантеон называют еще и памятником тем интригам, амбициям и страстям, которые кипели при французском королевском дворе короля-солнце, а чуть позднее и на баррикадах.

Официальный сайт Пантеона в Париже

Информацию об этом историческом памятнике можно почерпнуть на его официальном сайте: pantheon.monuments-nationaux.fr/fr/

На нем подробно представлены:

• контактные данные Пантеона
• адрес и проезд
• сведения о периодах реставрации
• часы работы и их изменение в связи с погодой
• условия посещения туристов с ограниченными возможностями и прессы
• подробная информация о ценах.

Так, например, по последнему пункту ( цены ) здесь подробно изложены следующие сведения:

• полная стоимость посещения € 7.50
• скидкой до € 4.50 пользуется молодежь от 18 до 25 лет, не входящая в Евросоюз
• для коллективных посещений скидка до € 6 (для групп из 20 человек во главе с руководителем)
бесплатно для посетителей до 18 лет, для лиц от 18 до 25 лет, являющихся гражданами Евросоюза в первое воскресенье месяца с января по март, а также для лиц с ограниченными возможностями в первое воскресенье месяца в период ноябрь-декабрь.

Часы работы Пантеона в Париже

На сайте Пантеона подробно изложены также часы его работы, которые могут меняться в зависимости от погодных условий. Поэтому здесь можно всегда уточнить их более детально. При обычных условиях памятник работает следующим образом:

всегда закрыт 1 мая, 1 января и 25 декабря;
• в период с 1 апреля по 30 сентября работает во все дни недели с 10.00 до 18.30;
• в период с 1 октября по 31 марта – с 10.00 до 18.00.

За 45 минут до закрытия памятника вход посетителей прекращается.

Адрес Пантеона в Париже

Адрес: Place du Panthеon, 5-й округ. Телефон 01 44 32 18 00.
Проезд до станции метро Cardinal-Lemoin. Автобусы линии 27,21, 82,38, 84, 89,85.

Таким образом, несмотря на сложную судьбу и искажение первоначального замысла Пантеон по-прежнему производит впечатление величественности и грандиозности. Он продолжает выполнять функцию, которую на него издавна возложили французские революционеры – служить мавзолеем для великих французов. А избежать ошибок при решении, достоин ли данный претендент быть захороненным в Пантеоне, помогает длительная пауза между его смертью и захоронением здесь. Так, только недавно, через 132 года после кончины был наконец-то похоронен в Пантеоне Александр Дюма. Говорят, следующим кандидатом в очереди на погребение тут является Наполеон Бонапарт.

Вы можете наглядно оценить все красоты знаменитого Пантеона в Париже, посмотрев это видео

Париж. Пантеон и святая Женевьева Парижская

Гуляя по Латинскому кварталу, расположенному между Сеной и Люксембургским садом, кварталу Сорбонны и старинных церквей, великолепных книжных букинистических магазинов и музеев, древних раскопок, а также студенческих кафешек и шумного бульвара Saint Michel, обязательно посетите усыпальницу великих мужей Франции Пантеон.

Район Парижа, именуемый сегодня Латинским кварталом, помнит еще древних римлян.

История Пантеона

Пантеон расположен на холме, который когда-то был центром древнеримской колонии Лютеция. Здесь были расположены римские бани, форум и, как полагается, арена для проведения гладиаторских боев. На берегах Сены селились ученые и будущие студенты многочисленных коллежей. Латинский квартал был и остается центром студенческой и научной жизни Парижа. После того как сюда с близлежащих островов стали активно переселяться жители, Левый берег Сены приобрел статус религиозного центра города. Здесь появились церкви и аббатства монастырей. Узкие римские улочки напоминают нам о тех далеких временах своими старинными названиями, которые очень интересно расшифровывать.

Святая Женевьева (фр. Geneviève, лат. Genovefa)

Строительство Пантеона началось в 1764 году и продолжалось вплоть до 1790 года. Тяжело больной Людовик XV дал обет построить новую величественную церковь, посвященную хранительнице Парижа Святой Женевьеве, если небеса пошлют ему выздоровление. Чудо случилось, и возведение здания в неоклассическом стиле началось под руководством Жака-Жермена Суффло на месте старинной разрушенной церкви Святой Женевьевы на одноименном холме.

Однажды прихожанка Русского Трёхсвятительского подворья в Париже, страдавшая сильными и ничем не излечимыми головными болями, увидела во сне грот, в котором стояла высокая женщина. У ее ног лежала разорванная книжка. Женщина спросила: «Почему русские не молятся мне в моем городе?» После многих попыток понять и выяснить, кто же была явившаяся ей во сне женщина, эта прихожанка, ничего не знавшая о святой Геновефе, как-то попала в местечко Сент-Женевьев-де-Буа, где находится грот, посвященный преподобной. И там она увидела наяву то, что видела перед тем во сне: в гроте стояла статуя явившейся ей святой, а на земле лежала разорванная книжка, оказавшаяся «Житием» святой Геновефы. После того как прихожанка помолилась преподобной, головные боли у нее прекратились. А икона преподобной Геновефы на Трехсвятительском подворье стала особо почитаемой.

(Васильев А. История почитания преподобной Геновефы Парижской. // Журнал Московской Патриархии. 1957, №5)

Читайте также:
Процедура покупки недвижимости на Кубе в 2022 году

Хочется сказать буквально несколько слов о главной женщине Парижа святой Женевьеве. Некоторые историки предполагают, что будущая святая не была бедной пастушкой, а родилась в обеспеченной семье землевладельцев в Нантере. Она была очень набожной, и все шло к тому, что Женевьева станет монахиней. Еще в раннем детстве она совершила свое первое чудо — спасла своей матери зрение, когда та совсем ослепла. Позже Женевьева перебралась в Париж, где современники отмечали ее храбрость, стремление к соблюдению строгих правил, честность и справедливость. Она много молилась, была щедрой, помогала бедным и больным. В 451 году на Париж двинулись гунны. Но храбрая Женевьева не поддалась всеобщей панике, а наоборот сделала все, чтобы успокоить людей. Она усердно просила Господа о спасении Парижа, и Аттила отступил от стен города. Король Франции Хлодвиг принял Христианство и крестился под влиянием Женевьевы, построил базилику святых Петра и Павла на Левом берегу в 510 году, где позже были похоронен сам, и через два года после его смерти — Женевьева. Это место стало святым для жителей Франции.

Женевьева сделала очень много для парижан: исцеляла от болезней, не раз спасала город от голодного мора. Когда нужно было достать зерно, сама стала его выращивать и раздавать хлеб людям. Она могла влиять на погоду. И даже погасшая свеча, словно ее зажигал ангел за ее плечами, снова загоралась в ее руках даже в дождь.

Париж многие века хранит память о своей покровительнице святой Женевьеве, умершей 3 января 512 года в возрасте 89 лет. Погребена она была в крипте, находившейся под храмом Петра и Павла. В страшные времена, когда городу и его жителям грозила опасность, прихожане выносили раку с мощами святой и молились о спасении, устраивали крестный ход. Рака Святой Женевьевы была украшена драгоценными камнями и золотом, хранилась в крипте базилики в каменном саркофаге.

Если вы обратите внимание на даты строительства Пантеона, то поймете, почему ему было не суждено стать христианским собором. Да, окончание возведения храма совпало с тяжелейшими годами в истории Франции — Великой Французской революцией, когда во времена всеобщего хаоса и неописуемой нечеловеческой жестокости не только люди, но и церкви подвергались тотальным грабежам и уничтожению. Многие храмы просто разобрали на кирпичи. Революционеры-безбожники достали мощи Святой Женевьевы из крипты и сожгли на Гревской площади, где обычно казнили преступников и ведьм. Останки бросили в Сену под радостные крики толпы. Раку ободрали и все ценное отдали на переплавку. Позднее в 1803 году в крипте были найдены осколки старинного саркофага, и теперь они хранятся в соседней очень красивой церкви Сент-Этьен-дю-Мон за алтарем. Чудесным образом была найдена и частичка мощей святой Женевьевы (фаланга пальца руки).

Как строили Пантеон

В 1791 году Национальное Собрание решило сделать из построенного храма усыпальницу, где будут похоронены великие мужи Франции. Во времена Наполеона в 1806 году была сделана попытка вернуть здание церкви, но крест на куполе стоял недолго, до очередной революции, Парижской Коммуны 1871 года. А в 1885 году после смерти Виктора Гюго Пантеон окончательно стал государственным мавзолеем.

Первоначальный проект Жака Жермена Суффло

В архитектуре Пантеона легко узнаваем греческий, романский и готический стиль с элементами барокко, этакий симбиоз античности и мрачного Средневековья. Есть основание полагать, что большое влияние на архитектора при создании проекта оказал Дом Инвалидов — уж очень похожи эти два величественных здания с огромными куполами друг на друга.

Дом Инвалидов в Париже

И, конечно же, Суффло явно замахнулся на собор Святого Петра в Ватикане, над созданием которого трудилось не одно поколение великих мастеров.

Собор Святого Петра в Ватикане

Основание Пантеона первоначально имело форму греческого креста, что не могло не вызвать недовольство у представителей католической церкви. Суффло пришлось вносить в проект многочисленные правки, чтобы будущий храм стилистически не отличался от католической базилики. Но, в любом случае, это абсолютно новаторское творение художника.

Колонны как дубы, стены как выровненные скалы

Фридрих Геббель, 1843 г.

Но самое большое влияние при проектировании храма на архитектора Суффло произвел собор Святого Павла в Лондоне, спроектированный сэром Кристофером Реном. Трехъярусный купол Пантеона в Париже сделан по образцу и подобию купола собора в Лондоне и Дома Инвалидов в Париже, где покоится Наполеон. Кстати, с галерей купола Пантеона открывается потрясающий вид на Париж. Купол по кругу поддерживают колонны. Он пропускает очень мало света, что делает внутреннее убранство Пантеона скорбным, призрачным и мрачным, для этого было специально еще в смутные времена было замуровано 42 окна, дававшие хорошее естественное освещение церкви. Купол украшает фреска «Вознесение Святой Женевьевы» (1811 г.). Высота купола Пантеона — 83 м.

Читайте также:
Можно ли ездить с украинскими правами в России в 2022 году

Позже сам Пантеон явился вдохновением для создателей Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и Капитолия в Вашингтоне. Суффло же не удалось увидеть результат своего труда. Во время строительства вылезли недоработки проектирования и неверные расчеты, которые привели к образованию трещин на фасаде, что не могло не сказаться на состоянии архитектора, впавшем в отчаяние. Продолжил работу над строительством церкви после смерти Суффло его ученик Ронделе, который смог внести необходимые корректировки в проект, укрепив стены и придумав сложную устойчивую конструкцию купола.

Барельеф фронтона, созданный скульптором Давидом д’Анже (1831—1837 гг., его скульптуры, кстати, представлены в Лувре, он также работал над рельефами арки Карузель, фризом театра Одеон и др.) поддерживают 22 коринфские колонны. Композиция называется «Родина раздает великим людям, гражданским и военным, короны, которые ей дает Свобода, в то время как История записывает их имена». Передний фасад здания явно повторяет римский Пантеон.

На барельефе фронтона в центре можно увидеть фигуру Родины, которая венчает изображенных на барельефе великих людей лавровыми венками. На фронтоне изображены Мирабо, Мальзерб, Кювье, Фенелон, Давид, Лаплас, Руссо и Бертоле, генералы и политики.

На мраморных портиках изображена Святая Женевьева, молящая о спасении Лютеции от войск Аттилы, и крещение царя Хлодвига.

На тимпане фронтона можно прочитать надпись:

(Фраза на тимпане фронтона из указа Конвента 1791 года)

С купола спускается маятник Фуко, с помощью которого в 1851 году был проведен эксперимент, доказавший тот факт, что Земля вращается вокруг своей оси. Шар, кстати, весит 28 кг.

Усыпальница Пантеона

Главный зал

Внутри здания Пантеона ощущаешь всю грандиозность и помпезность некрополя. Здесь очень высокие холодные своды. Стены в 1877 году были украшены огромными великолепными картинами Пьера Пюви де Шаванна, стилизованными под фрески с изображением святых. Величественные скульптуры, мрачные памятники ушедшим героям представлены в главных просторных залах Пантеона.

Несмотря на высокие воздушные своды и просторные залы собора, здесь царит леденящая гнетущая атмосфера неизбежности смерти, и долго здесь находиться тяжело. На стенах изображены сцены из главных исторических событий жизни Франции: сожжение на костре Жанны Д`Арк, шокирующая казнь святого Дени римлянами, святая Женевьева, молящаяся о спасении Парижа от гуннов, и другие. Скульптуры Энжальбера, Гаска, Терруара, Ландовского потрясают своим величием и торжественной скорбью.

В хорах, где обычно в церкви расположен алтарь, стоит скульптурная группа под названием «Национальное согласие» Франсуа Сикара, установленная в честь празднования в 1913 г. юбилея Первой Республики.

Крипта

Захоронения находятся в крипте, куда можно спуститься по лестнице. Узкие лабиринты под низкими сводами, в нишах стоят саркофаги. На стенах перед каждым склепом выгравированы знакомые и не очень имена. Здесь уже полностью отсутствует помпезность, которую мы видим в главных залах Пантеона. У некоторых саркофагов лежат цветы и стоят венки.

Здесь жутко — как еще может быть в склепе или на кладбище? Не советую спускаться сюда с детьми, так как есть вероятность, что могут испугаться. Особенно это касается людей, склонных к клаустрофобии, так как в мрачном замкнутом пространстве ничего хорошего ожидать нельзя. Моя взрослая дочь была потрясена увиденным, и мы не задержались здесь и на пять минут. Успели посетить только захоронения Эмиля Золя, Александра Дюма и Виктора Гюго, которые лежат рядом.

Кто покоится в Пантеоне

Первым из великих людей, похороненных в Пантеоне стал Оноре Мирабо, оратор, прах которого во времена революции приказал вынести из усыпальницы революционер Марат. Позднее прах самого Марата был выкинут из Пантеона в грязную канаву! Общество менялось, менялись и герои.

В крипте Пантеона на сегодняшний день покоится 71 человек. Склеп рассчитан на 300 захоронений. Одними из первых здесь были похоронены великие философы Вольтер и Жан-Жак Руссо. Позже удостоились чести быть похороненными в Пантеоне великий французский романист, прозаик, поэт и драматург Виктор Гюго, писатель и политический деятель Эмиль Золя, создатель азбуки и нот для слепых – Луи Брайль, великие ученые и нобелевские лауреаты Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри, умершие от лучевой болезни, путешественник и первооткрыватель Луи-Антуан де Бугенвиль, математики Жозев-Луи Лагранж и Гаспар Монж, борец Сопротивления Жан Мулен, а также создатель Пантеона архитектор Жак-Жермен Суффло и другие военные, ученые, писатели и политики Франции.

В 2002 году через 132 года после смерти здесь торжественно был похоронен писатель Александр Дюма-отец, создатель всемирно известных романов «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо». Жак Ширак принял участие в похоронах.

Женщины и Пантеон

Всегда было очень много споров и неоднозначное отношение во французском обществе касательно списка захороненных в Пантеоне. Эти споры продолжаются и сегодня. Почему Дюма-отец и Мальро, а не Бальзак, Флобер, Мопассан или Мериме? Но главный вопрос, который очень раздражает современников и, особенно, феминисток, почему всего две женщины покоятся в Пантеоне? Неужели никто больше не удостоился такой чести?

Читайте также:
Где указан номер визы в США и как его можно посмотреть

Почему в Пантеоне хоронят преимущественно мужчин?

София Бертло стала первой женщиной, которая была похоронена в Пантеоне со своим мужем химиком и политиком Марселеном Бертло, и то по воле случая, потому что супруги попросили не разлучать их после смерти. Гениальная Мария Склодовская-Кюри также была погребена здесь со своим супругом. Интересно, похоронили ли бы ее одну в Пантеоне, если бы ее муж Пьер Кюри не был бы удостоен чести лежать в Пантеоне? Есть еще одно женское имя на мраморе в крипте – Женевьев Де Голль-Антоньоз. Она была племянницей генерала де Голля, участницей Сопротивления во время Второй мировой войны и правозащитницей после, но по просьбе ее родных здесь хранится лишь горстка земли с ее могилы.

Как добраться

Адрес: Place du Pantheon, Paris 75005, 5-й округ.
Телефон: 01 44 32 18 00 Экскурсии: 01 44 54 19 30
Метро: Cardinal Lemoine
Автобусы: 27, 21, 82, 38, 84, 89, 85
Поезд RER: Luxembourg
Сайт: http://www.paris-pantheon.fr/en

Стоимость посещения:

Полный билет — 9€
Билет со скидкой — 7€
Посетители 18-25 лет (граждане ЕС) — 7€
Посетители младше 18 лет в сопровождении взрослых и люди с ограниченными возможностями — бесплатно

Часы работы:

Апрель-сентябрь — ежедневно с 10:00-18:30
Октябрь-март — ежедневно с 10:00-18:00
Закрыт 1 мая, 1 января, 25 декабря
В связи с пандемией Covid-19 узнавайте актуальные часы работы на сайте Пантеона

Пантеон в Париже – усыпальница великих сынов Франции

Пантеон (Pantheon) является одновременно памятником архитектуры и местом захоронения тех, кто прославил Францию и оставил след в истории, искусстве, науке. Построенный как церковь в один из самых драматических периодов французской истории, он несколько раз менял свой статус. Сегодня это величественное сооружение – узнаваемый символ Франции. Его фото размещают на открытках, сувенирах, туристических проспектах. Краткое описание истории Пантеона можно прочитать ниже.

Где находится Пантеон

Пантеон расположен в Латинском квартале (5 округ).

Как добраться:

  • Метро – ст. Cardinal Lemoine.

История создания Пантеона

История Пантеона началась в 1744 г. Именно тогда Людовик XV, который тяжело заболел, дал клятву, что если св. Женевьева сохранит ему жизнь, то он построит в ее честь храм. Король поправился и через 11 лет распорядился начать строительство церкви св. Женевьевы.

Архитектор Суффло начал разрабатывать проект. Первый вариант собора предполагал строительство здания в форме греческого креста, что вызвало возмущение католической церкви. Архитектору пришлось вносить изменения в проект, в результате два крыла храма стали длиннее, что соответствовало католическим канонам архитектуры. Строительство начали в 1764 г., первый камень заложил Людовик XV.

Строительные работы длились 25 лет. Были проблемы как финансовые, так и строительные. Храм почти был построен, и вдруг обнаружили, что колонны подпирающие свод покрылись трещинами. Создали комиссию, которая провела тщательное расследование и вынесла решение: кладка и строительные материалы качественные, перекрытия крепкие. Заменить необходимо только колонны.

Проект Суффло предполагал использование дорогих материалов и сложных элементов. Финансовые сложности заставили архитектора отказаться от некоторых деталей. Например, от портиков, которые должны были находиться еще с двух сторон.

Как церковь стала усыпальницей

Окончание строительства храма совпало по времени с началом французской революции. В этот неспокойный период были разграблены не только дворцы аристократов, но и религиозные сооружения. Церковь св. Женевьевы особо не пострадала. Только теперь это был не храм, а усыпальница для героев революции.

Первым, кого торжественно похоронили в Пантеоне, был граф Мирабо. Через два года выяснилось, что он был не таким уж пламенным революционером, его объявили предателем, тело вынесли. Такая же история произошла с телом Марата – торжественные похороны в Пантеоне, через несколько лет героя развенчали, останки вынесли.

Когда к власти пришел Наполеон, Пантеону вернули первоначальный статус, он снова стал церковью св. Женевьевы. К этому времени в усыпальнице были похоронены Руссо, Вольтер и другие выдающиеся сыны Франции. Сооружение было одновременно собором и местом для захоронений. При Наполеоне здесь были похоронены военные и политики, прославившие Францию.

В 1830 г., после очередных революционных событий церковь снова стала Пантеоном.

Архитектура

Когда построили Пантеон, парижане не были в восторге от нового храма. Видимо, это особенность жителей французской столицы. Им не нравился собор Сакре-Кер, они возмущались Эйфелевой башней. Пантеон вызвал шквал критики своей архитектурой.

В основном здания в Париже строили в стиле барокко, который отличался пышностью и вычурностью. Суффло же построил собор, в архитектуре которого объединил несколько стилей. Купол (по данным Википедии, его высота 120 м) в романском, портик с колоннами в античном, внутреннее помещение напоминало готику. Сегодня архитектура Пантеона считается образцом классического стиля, но во время строительства такая эклектика вызвала массовое неприятие. Со временем страсти улеглись, к сооружению привыкли, а позже стали им гордиться.

Архитектор уделил внимание пространству перед зданием, была обустроена площадь, ограниченная симметричными зданиями. Между ними проходит улица, ведущая к Эйфелевой башне. Башня, конечно, была построена намного позже.

Читайте также:
ВНЖ на Кипр для граждан России в 2022 году: документы и правила получения

Внесли свой вклад в архитектуру и революционеры. После того как собор стал Пантеоном, заложили кирпичом несколько окон, убрали часть декора. Здание стало выглядеть более строго и мрачно. В это же время появилась надпись на фронтоне «Великим сынам благодарное Отечество». С купола убрали крест и скульптуру св. Женевьевы.

Стены внутреннего помещения украшают картины. На них изображены различные исторические события. Также стены декорированы фресками со сценами жизни св. Женевьевы. Не забыли благодарные потомки про Жанну д’Арк, есть скульптура героини и картины с ее изображением.

Усыпальница

Величественный Пантеон стал местом последнего приюта для тех, кто оставил след в истории страны и прославил Францию. Изначально планировали сделать Пантеон местом захоронения революционеров, со временем здесь начали хоронить ученых, философов, писателей, военных.

После того, как некоторые тела пришлось вынести из усыпальницы, так как после захоронения выяснились нелицеприятные факты биографии, парижане стали очень серьезно рассматривать кандидатуры тех, кого предлагали похоронить под сводами Пантеона. Этой чести удостоились 71 человек.

В Пантеоне не хоронят сразу после кончины, только через некоторое время. Это делают для того, чтобы удостовериться, что тот, кого планируют захоронить, действительно достоин такой чести. Показателен пример с Александром Дюма. Прошло 132 года после его смерти, когда его перезахоронили в Пантеоне. Это время потребовалось французам, чтобы решить, что писатель достоин упокоения в самой престижной усыпальнице.

В Пантеоне похоронены архитектор Суффло, Руссо и Вольтер, классики французской литературы Гюго и Золя, математики Лагранж и Монж, военные Лабуассьер, Жан Ланн и Легран, а также многие другие.

Всего две женщины похоронены в Пантеоне. Софи Бертло покоится рядом с мужем, он был политиком и химиком. Марию Кюри тоже захоронили вместе с супругом.

Захоронения находятся в крипте, чтобы туда попасть необходимо спуститься по лестнице за алтарем.

Маятник Фуко

Еще одной достопримечательностью Пантеона является маятник Фуко. Устройство впервые было продемонстрировано в 1851 г. Маятник показывал, как движется наша планета в течение суток. Шар весом 28 кг, крепился под куполом с помощью длинной проволоки, что позволяло маятнику свободно вращаться.

Пространство под маятником было засыпано песком. При движении на песке оставался след, который обозначал траекторию. В свое время этот опыт вызывал большой интерес у публики. Сегодня в Пантеоне установлена копия.

Обзорная площадка

Поднявшись по 206 ступеням под купол Пантеона можно увидеть потрясающую панораму Парижа. По отзывам туристов, вид на город не хуже, чем со знаменитой галереи химер Нотр-Дам.

Смотровая площадка Пантеона одна из лучших в Париже, с нее открывается круговой обзор. Отлично видны такие достопримечательности: Собор Парижской богоматери, базилика Сакре-Кер, обсерватория Сорбонны, небоскребы района Дефанс, Эйфелева башня, Дом инвалидов и другие. Доступ на смотровую площадку может быть закрыт из-за неблагоприятных погодных условий.

Время работы

Посетить Пантеон можно в любой день недели.

  • Летний сезон – с 10.00 до 18.30.
  • Зимний сезон – с 10.00 до 18.00.

Цены на билеты

  • Полный билет – 9 евро.
  • Лица до 18 лет – бесплатно.

Что посмотреть рядом

  • Люксембургский сад занимает территорию 26 га. Парк одно из любимых мест отдыха горожан. Деревья и газоны, тропинки и цветники, фонтаны и скульптуры привлекают многочисленных посетителей. Сюда приходят семьями, компаниями, даже одинокое путешествие по этому удивительно красивому парку подарит массу приятных впечатлений.
  • Сорбонна не только самый известный университет Франции, но и архитектурно-историческая достопримечательность. Здесь сохранились сооружения, построенные шесть веков назад. Сегодня Сорбонна состоит из 13 высших учебных заведений, где получают образование молодые люди из разных стран.
  • Музей Средневековья расположен в здании XVI века. Экспозиция состоит из средневековых предметов искусства и гобеленов. Интересны не только экспонаты, но и само здание с огромными каминами, маленькой часовней и римскими термами.

Пантеон привлекает миллионы посетителей ежегодно. Люди приходят в это место по разным причинам. Одни, чтобы почтить великих сынов Франции, других интересует архитектура этого величественного сооружения.

Рекомендуем для туристов:

✓Tripster – крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.

✓Travelata.ru – поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.

✓Aviasales.ru – поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

✓Hotellook.ru – поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.

✓Airbnb.ru – самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.

✓Сравни.ру – туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: