Фото Церкови Сурб Хач (17 фото)

Отзыв: Армянский монастырь Сурб Хач (Крым) – Место с богатой историей и потрясающей энергетикой!

Крым славится не только своей природой и морем, но и богатой историей. На полуострове сохранились сотни мест, которые можно назвать безмолвными свидетелями прошлого. Одно из таких мест – это старинный монастырь Сурб-Хач. О нем я хочу рассказать подробнее.

В средние века армяне-христиане, массово переезжающие в Крым, привезли со своей исторической родины чахкар (камень-крест) Сурб Хач (в переводе с армянского “Святой Крест”). Он и стал основой для одноименного монастыря, построенного в 1358 году рядом со Старым Крымом.

У монастыря, как и у полуострова, была непростая судьба. Его неоднократно перестраивали, грабили и уничтожали. Однако Сурб-Хач возрождался и возвращал себе статус духовного центра крымских армян.

Мои родственники долгое время жили в Старом Крыму. Они рассказывали, что в послевоенное время здесь играли дети (типа как сейчас на заброшенных стройках) и даже кое-кто справлял нужду. Никто и не задумывался, что эти стены и куча камней – это бывший монастырь.

В 1990-х годах здание начали реставрировать, а в 2002 году – передали Армянской Апостольской Церкви. В настоящее время в храме проводятся службы. Он открыт и для прихожан, и для туристов.

Монастырь Сурб-Хач находится рядом со Старым Крымом (если ехать со стороны Симферополя, то не доезжая до города) в лесистой долине.

В Старый Крым и через него ходят рейсовые автобусы из Симферополя, Севастополя, Ялты, Феодосии и других городов. Думаю, что если договориться с водителем, он остановит в нужном месте. От трассы до монастыря – около 4 километров (где-то 45 минут ходьбы по дороге с легким уклоном вверх).

Комфортнее добираться до Сурб-Хача на собственном транспорте. Дорога к монастырю асфальтированная. Возле храма есть парковка.

Кроме того, Сурб-Хач можно посетить в рамках экскурсии. Предлагаются различные варианты: экскурсии по Старому Крыму, по крымским храмам и т. д. Думаю, что в экскурсионном бюро подробно обо всем расскажут.

Территория монастыря Сурб-Хач небольшая. Здесь расположено несколько зданий и разбит небольшой сад с лестницами и родниками.

Перед зданием монастыря находятся большие буквы. Это название “Сурб-Хач” на армянском языке.

Далее на возвышенности находится сам монастырь. Здание, конечно, современное, но стилизовано под старину.

Монастырь открыт для посетителей (не забываем, что одежда должна быть соответствующая).

Сразу у входа находится небольшая церковная лавка. Далее слева находится трапезная, корпус “Кельи” и церковь Сурб-Ншан. Они объединены общим двором.

Во дворике размещены фрагменты старого монастыря, каменный крест (хачкар), каменная стела с надписями на армянском языке.

Древний хачкар, привезенный из Армении, в монастыре не сохранился. В конце XVIII века по указанию Екатерины II армяне были переселены на Дон. С собой они забрали крест Сурб-Хач. Так монастырь лишился своей святыни, а на Дону был построен храм с таким же названием.

Отсюда мы прошли в прилегающий корпус “Кельи”. Здесь находятся небольшие комнатки, в которых когда-то жили монахи. Они были построены ориентировочно в XVII веке.

Рядом с этим корпусом находится церковь Сурб-Ншан. Это и есть “основа” монастыря. Она была воздвигнута в 1358 году.

Название церкви переводится как “Святое знамение”. По преданию, у духовного лидера крымских армян-христиан Себастаци было видение. Ему почудился огненный крест. Именно на этом месте и был построен монастырь. Кстати, у Свято-Успенского монастыря имеется схожая легенда ( прочесть ее можно здесь ).

Церковь достаточно аскетична. Здесь нет привычных для православных христиан богато украшенных стен, золоченных сводов и многочисленных икон. Лишь голые стены и скромный алтарь.

Вот такое скромное убранство. Всего лишь одна икона Божьей Матери с младенцем и несколько “подсвечников” с песком. Свечи можно приобрести прямо в церкви (стоит отдельный столик со свечами и ящичком для денег).

У входа можно увидеть несколько надгробных камней. Здесь захоронены священнослужители.

После этого мы направились в трапезную. Этот корпус представляет собой несколько соединенных между собой комнат. В одной из них находится камин и несколько столов.

Читайте также:
Как оформить вид на жительство в Москве в 2022 году

А в другой комнате – музей. Здесь представлены предметы быта армян, рисунки, картины, макет монастыря и прочее.

Над трапезной надстроен второй этаж. Ранее он предназначался для гостиничных помещений.

Рядом с этим комплексом зданий находится дом священнослужителей. Его можно осмотреть только снаружи.

К зданиям примыкает небольшой сад-лесок.

Он находится ниже уровня монастыря.

Здесь работают фонтаны-родники. Вода к ним подводится по старинным водопроводам, сделанным из керамических труб, из расположенных выше по склону горных источников.

Люди издалека приезжают, чтобы здесь набрать воду. По слухам, она целебная. К сожалению, в этому году в Крыму засуха, поэтому вода еле бежит.

На этом наша прогулка по Сурб-Хачу завершилась. Отмечу, что это место с удивительной энергетикой. Здесь тихо, спокойно и как-то легко на душе. Даже не хотелось уезжать)

Добавлю, что во время нашей прогулки на территории Сурб-Хача мы встретили только одного сотрудника. И он просто следил за порядком. Экскурсию или какие-либо другие услуги сотрудник не предлагал. В принципе, мы хотели сами пройтись и просто осмотреть монастырские здания. Возможно, в высокий сезон ситуация иная.

Подведу итог. Рекомендую посетить монастырь Сурб-Хач любителям монастырей, намоленных мест и красивой крымской природы!

Церковь Сурб-Хач в Ростове-на-Дону

История создания

История церкви Сурб-Хач тесно связана с появлением на Дону в 1780-х годах большой армянской диаспоры. Чтобы переселить сюда крымских армян дипломатам Екатерины II пришлось изрядно постараться. После подписания в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Османской империей Крым был наконец объявлен независимым. Керченский пролив стал российским, и наши торговые суда получили право проходить Босфор и Дарданеллы наравне с английскими и французскими. Екатерина II, желая в конечном счете присоединить Крым к России, договорилась с духовенством армян и греков и при помощи хана Шагин-Гирея (Şahin Geray), проводника российского влияния в Крыму, и организовала переселение христианского населения в Россию.

Переселением командовал молодой генерал Александр Суворов. По данным ведомостей Суворова, за август — сентябрь 1778 года выехало из Крыма 31 тысяча 386 человек, из них: греков — 18 407 душ, армян — 12 598, грузин — 219, валахов — 162. Тремя караванами переселенцы направили свой путь в Россию, помимо имущества, они везли с собой драгоценные книги, древние пергаментные рукописи, церковную утварь, хачкары (каменные кресты).

Пришедшие на Дон армяне (в пути почти треть погибла от голода и болезней) обосновались на землях в устье реки близ крепости Димитрия Ростовского, получив по указу Екатерины II «12 тысяч десятин земли окрест крепости».

Здесь переселенцы основали город Новый Нахичеван (позже Нахичевань-на-Дону, ныне в составе города Ростова-на-Дону) и несколько сел, которые сейчас вошли в состав Мясниковского района Ростовской области.

14 ноября 1779 года была обнародована пожалованная Екатериной армянам-переселенцам грамота, в которой говорилось, что переселенцы-армяне освобождаются от уплаты государственных податей и повинностей сроком на 10 лет, получают право свободно торговать внутри и вне государства, основывать фабрики, заводы и заниматься всякого рода промыслами. Переселенцы также освобождались от воинского постоя и рекрутства.

В 1783 году в нескольких километрах от города архиепископ Иосиф Аргутинский (с 1773 года — епархиальный начальник всех армян, живших в России) основал монастырь Сурб-Хач, названный так же, как и монастырь возле города Старый Крым.

Храм Сурб-Хач строился в стиле классицизма с 1786 по 1792 год по проекту известного русского архитектора Ивана Старова, создателя Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге и Таврического дворца.

Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров, датированные XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Говорят, что в монастыре также находился хачкар VI века, по преданию, вывезенный из древней столицы Армении — города Ани.

Читайте также:
Южная Корея: размер зарплат различных профессий, как устроиться в 2022 году

В 1862 году церковь основательно перестроили и рядом возвели двухъярусную колокольню с высоким четырехгранным шатром. При монастыре действовала семинария и первая на юге России типография.

После революции, в начале 1920-х годов, монастырь был закрыт. На его подворье разместился детский дом. Богослужения в церкви продолжались до 1931 года, после чего она была закрыта и передана местному совхозу под зернохранилище. А в 1935 году ударом молнии были разрушены колокольня и часть крыши храма. Постепенно все постройки монастыря, за исключением самого здания церкви, были разобраны. В середине 60-х годов XX века церковь настолько обветшала, что ее собирались снести. И снесли бы, но храм отстоял народный художник Армянской ССР Мартирос Сарьян — уроженец этих мест. В 1968–1972 годах церковь была восстановлена, и в ней открыли Музей русско-армянской дружбы.

Церковь сегодня

В марте 2007 года решением администрации Ростовской области здание было передано в пользование Армянской апостольской церкви с условием, что армянская община Ростова-на-Дону приобретет и восстановит здание (или построит новое) для музея, который ранее располагался в церкви.

В настоящее время церковь Сурб-Хач действующая. У стен монастыря Сурб-Хач похоронены поэт и видный армянский общественный деятель Арутюн Аламдарян, поэт и философ Микаэл Налбандян и классик армянской литературы, поэт-патриот Рафаэль Патканян.

Сурб-Хач – армянский храм на Дону

В северной части Ростова-на-Дону находится уникальный историко-архитектурный памятник — комплекс бывшего здесь когда-то монастыря Сурб-Хач.

Он уникален во многом. Вот только несколько интересных фактов. Храм Сурб-Хач — самое старое каменное здание нашего города Ростова.

Здесь, на территории монастыря, работала типография, первая на юге России, основанная в начале 1780-х годов.

Книги, напечатанные в типографии монастыря Сурб-Хач. Ростовский областной музей краеведения

Тут хранились древние армянские реликвии – хачкары.

Рядом с храмом имеются святые источники. В одном из них организована купальня – в ней круглый год купаются «моржи».

Древние реликвии замурованы в монастырских подземельях?

Интересна и сама история Сурб-Хача. Когда Екатерина Вторая переселила армян из Крыма на Дон, то они очень скучали по своей родине. И решили построить на Дону нечто, напоминающее родной Крым.

Монастырь Сурб-Хач в начале XX века

Когда будущий основатель донского армянского монастыря архиепископ Иосиф Аргутинский был в гостях у нахичеванца Мартына Торосяна, они вместе прогуливались по окрестностям. Архиепископу понравились окрестности нынешнего Сурб-Хача – река, островок, холмы, родники и роща (сейчас от неё ничего не осталось)… И он решил, что это будет наилучшее место для строительства монастыря.

Мост Сурб-Хача был окружён деревьями…

В 1780 году на высоком правом берегу реки Темерник был устроен монастырский сад и построена временная деревянная церковь. А через 12 лет здесь был возведён прекрасный каменный храм, который высится на холме до сих пор. Стиль его относится к русскому классицизму.

Сурб-Хач. Старинный снимок

Монастырь имел внешнюю схожесть со средневековым Старокрымским монастырём Сурб-Хач. Холмы, родники – всё это только усиливало сходство. Раньше восточнее церкви находился большой архиерейский дом, в котором было 32 комнаты. В них располагались покои настоятеля, монастырская библиотека, школа-интернат, а затем и семинария с пансионатом, типография, и даже музей. Здесь был настоящий культурно-просветительский центр.

Рядом с храмом возвышалась двухъярусная колокольня. К сожалению, как и многие другие монастырские постройки , она не сохранилась. От монастыря остались только храм, лестница, каптажное строение над родником, северные и южные ворота.

Храм Сурб-Хач с колокольней (не сохранилась)

Были привезены на Дон и древние армянские святыни – хачкары. Главной святыней монастыря был хачкар IV века – огромный камень с вырезанным на нём крестом, доставленный из Армении. Его называли «Святой камень» и, собственно, в честь него и был назван донской Сурб-Хач (по-армянски «Святой крест»).

Остров у Сурб-Хача

Вообще хачкары – это отдельная и интересная история. Всего на Дон при переселении армян из Крыма было привезено 700 святых реликвий. Камни распределили по армянским храмам Дона. Но когда начались гонения на церковь, армянские храмы разрушали вместе с православными. Древние реликвии армянского народа были утеряны вместе с разрушенными церквями.

Читайте также:
Страны, входящие в состав Великобритании

Вид на Сурб-Хач и каптажную постройку

До наших дней из семи сотен хачкаров, привезённых на Дон, древних реликвий армянского народа сохранился только главный хачкар храма Сурб-Хач. Сейчас он находится в Ростовском областном музее краеведения. И хотя на информационной табличке этого уникального экспоната надпись, говорящая о том, что хачкар был сделан в VI веке, многое свидетельствует о том, что он гораздо старше. Так, например, на нём нет ни растительных, ни геометрических узоров, которыми начали традиционно украшать хачкары уже с Vвека. И это говорит о том, что главный хачкар создан до этого времени, то есть как минимум на век старше, чем указано на табличке.

Главный хачкар Сурб-Хача

Кроме главного хачкара в стены донского храма были вмонтированы 14 хачкаров размерами поменьше. В 20-х годах прошлого века большинство армянских реликвий все бесследно пропали. Впрочем, по одной из версий, пропавшие хачкары были просто сняты со стен храма и спрятаны в подземельях Сурб-Хача. Впрочем, несмотря на то, что настоятель храма знает версию о том, что хачкары спрятаны в подземельях, пока не удалось их отыскать.

Сурб-Хач. Южные ворота

Дело в том, что раньше на территории монастыря находилось несколько зданий. И во всех них были подвалы. И в каком именно могут находиться хачкары – неизвестно. Сами же подземелья давно уже скрыты под толщей земли и даже сложно установить, где именно они были.

Сурб-Хач. Северные ворота

Настоятель храма, отец Тер Пугос, рассказывал, что слышал от старожилов, что люди спускались в какие-то старинные подвалы Сурб-Хача, но где были входы туда – теперь уже не найти…

ЗДЕСЬ БЫЛО ТРИ МУЗЕЯ…

Судьба монастыря Сурб-Хач очень драматична. В 1935 году в колокольню храма ударила молния и она сгорела. Во время войны монастырские постройки сильно пострадали и после войны многие из них были разобраны. Руины же монастыря и после войны продолжали медленно разрушаться. А потом их и вовсе было решено снести.
И только сам храм чудом уцелел.

Впрочем, у этого чуда тоже была своя история. Дело в том, что храм отстоял известный нахичеванец Мартирос Сарьян, настояв на том, что он должен остаться хотя бы как уникальный памятник архитектуры. Храм не снесли…

Старинная лестница в Сурб-Хаче

Сорок лет назад, 14 ноября 1972 года, в здании церкви Сурб-Хача открыли Музей русско-армянской дружбы. В его экспозициях было более 400 уникальных и очень интересных экспонатов. Музей находился там 35 лет.

В марте 2007 года здание храма вернули Армянской Апостольской церкви. А под Музей русско-армянской дружбы было решено выделить другое строение (сейчас этот музей работает в Нахичевани).

Фрагмент лестницы Сурб-Хача

Поскольку музей находился в церкви, то это долгое время вызывало обсуждения по его переносу. И вот в 1969-м году был разработан очень интересный проект музейного комплекса на территории Сурб-Хача – с подземными помещениями для экспозиций. Жаль, что он так и не был воплощён. Но, может, когда-нибудь, церковь заинтересуется историей этого выдающегося храма, некогда бывшего самым мощным культурно-просветительским центром на юге России и создаст при храме музей монастыря Сурб-Хач. Музейное дело отнюдь не противоречит идеям церкви – наоборот, во всём мире самые гениальные творения зодчих, великолепные храмы и часовни, являются ещё и экскурсионными объектами, и музеями, и культурными центрами.

Фонтан на территории храма

К тому же так сложилось, что исторически на территории Сурб-Хача всегда были музеи. Первый музей был создан здесь в 1875 году на средства, выделенные местным меценатом Мкртичем Санасарьяном. Но коллекции музея практически полностью погибли в 1891 году при большом пожаре. В начале XX столетия музей был частично восстановлен и проработал до 1919 года. Затем власть поменялась, и музей закрыли.

Читайте также:
Консульство Чехии в Москве, Казани, Томске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде,

Ну а история третьего музея уже рассказана выше.

Интересно, будет ли когда-нибудь при храме восстановлен свой музей? Конечно, мне могут возразить, что коллекции музея Сурб-Хача будут как-то тематически пересекаться с армянским музеем в Нахичевани. Но всё равно – что может быть лучше, как рассказывать историю первого донского армянского монастыря на его исторической территории, где эта история живёт и дышит, воплощённая в каждом камне храма и окружающих сооружениях?

Надгробие Арутюна Аламдаряна

К тому же в прихрамовом некрополе находятся захороненния трёх выдающихся армянских деятелей культуры: революционера-демократа Микаэла Налбандяна, поэта и писателя Рафаэла Патканяна и поэта, педагога и настоятеля храма Арутюна Аламдаряна.

Самое старое здание Ростова: 227 лет назад был освящен храм Сурб-Хач

27 ноября 2019 06:00

Ростов-на-Дону, 27 ноября 2019. DON24.RU. 27 ноября 227 лет назад в Ростове освятили церковь монастыря Сурб-Хач. В настоящее время это здание – старейшее из сохранившихся в границах современного Ростова. В одной из построек монастыря вблизи церкви располагалась первая на юге России типография. За шесть лет, с 1790 по 1796 годы, здесь было напечатано больше 20 книг.

Первый камень церкви заложили в 1783 году, строительство началось только через три года и продолжалось шесть лет. Основали мужской монастырь Сурб-Хач и одноименную церковь армяне, переселившиеся из Крыма.

14 ноября 1779 года Екатерина II издала Указ, разрешивший переселение в Приазовье значительных по численности групп христианского населения из Крыма. Это были армяне. Сделано это было якобы для того, чтобы защитить братьев-христиан от притеснений мусульманского населения Крымского ханства. Но был в действиях императрицы и расчет: в расслоенном обществе Крымского ханства крестьянами и ремесленниками являлись в основном армяне, а крымские татары составляли другие, менее «трудящиеся» классы. Лишив ханство рабочей силы, Екатерина II хотела его ослабить, чтобы в дальнейшем присоединить Крым против воли хана. Через три с половиной года задуманное правительницей удалось.

Армяне брали с собой самое ценное, садились в повозки и приезжали на Дон. В память о брошенных домах и поселках здесь они давали поселениям и церквям привычные названия.

К моменту закладки монастыря Ростову было больше 30 лет, но религиозные деятели, предпочитающие уединение, решили построить обитель примерно в 7 км от города, на необычном для донских степей возвышении, вблизи от бьющего из-под земли родника.

С собой основатели Сурб-Хача привезли главную реликвию – хачкар Сурб-Хач (святой камень-крест). Каменное изваяние было создано примерно в VI веке в городе Ани, столице Армянского царства.

В XI–XIII веках, гонимые турками, а затем монголо-татарами, люди покидали свою страну. Большая часть переселенцев отправилась в Крым. Вывезенный из Ани хачкар Сурб-Хач послужил основой для крымского одноименного монастыря, воздвигнутого в 1385 году в окрестностях города Старый Крым. В течение пяти веков хачкар находился в крымском армянском монастыре Сурб-Хач, затем его привезли в Ростов.

Церковь строили по проекту архитектора Ивана Старова, который создал Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Но как выглядел Сурб Хач в те времена, доподлинно неизвестно, так как здание не раз перестраивали.

Фото: ru.livejournal.com Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму

Известно, что к западу от фасада церкви была колокольня, а к востоку находился двухэтажный архиерейский дом. В нем была расположена школа, которую позже преобразовали в семинарию с пансионатом. Здесь же создали библиотеку, а при ней типографию, первую на всем юге страны. Монастырю принадлежали около 50 га земли, которую сдавали в аренду под пашни и огороды.

Фото: ru.wikipedia.org. Церковь Сурб-Хач на марке России 2001 года

В 1862 году сюда приезжал архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский, родной брат художника-мариниста Ивана Айвазовского. К моменту его визита монастырь обветшал, и архиепископу удалось запустить сбор средств на реставрацию обители.

Габриэл был старшим ребенком в семье обедневшего армянского купца Константина Айвазовского. Средний брат, Иван, стал известным художником, а младший, Григорий, был капитаном Феодосийского карантинного порта. Также в семье была младшая сестра.

Фото: ru.wikipedia.org Архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский

Габриэл родился в 1812 году в Феодосии, окончил церковно-приходскую школу, а потом получил гуманитарное и богословское образование в Европе. В возрасте 28 лет Габриэл принял постриг, позже получил звание профессора. Он стал католиком, преподавал и писал научные книги. Но под влиянием брата, художника Ивана Айвазовского, Габриэл отказался от католической веры, вернулся в Армянскую церковь и возвратился в родную Феодосию.

В те времена монастырь часто становился объектом разбойничьих налетов, потому что он находился далеко от города. Вокруг обители росли деревья и кустарники, поэтому увидеть приближающихся налетчиков или догнать их после ограбления было непросто. Кроме того, многие считали, что в обители хранятся несметные сокровища.

Не раз жертвами разбойников становились священнослужители. Так, в мае 1834 года семеро грабителей ворвались в здание ночью. Братья доверяли свои жизни Богу, поэтому надежных засовов на двери не было. Сонных монахов связали и принялись искать деньги. Но неожиданно на незнакомцев напал архимандрит Аламдарян, который во время налета не спал и успел спрятаться. Он избил нескольких злоумышленников, но и сам получил пулю. А добычей разбойников оказались только шубы и прочие вещи монахов – богатств они не нашли. Некоторых из грабителей позже задержали.

Через 54 года жертвой налетчиков стал архимандрит Тер-Никохосян. На этот раз налетчики оказались более жестокими: они перерезали горло священнослужителю, а похищенные окровавленные деньги были найдены далеко от монастыря, у одной из родственниц разбойников. Самих убийц так и не нашли.

Читайте также:
Получение паспорта РФ после получения гражданства: бланк заявления

Монастырь существовал до 1920-х годов. Потом советская власть решила передать его постройки совхозу, их использовали как зернохранилище. Колокольня и архиерейский дом были разрушены.

Восстанавливать церковь начали в 1968 году, а после окончания работ в здании храма открыли Музей русско-армянской дружбы. Богослужения здесь снова стали проводить в 2000 году, а в 2007-м музей переехал в дом Искидарова (особняк Гайрабетовых) на площади Свободы.

Главной реликвией храма по прежнему остается хачкар Сурб-Хач.

Никаких надписей на кресте нет, но в его верхней части изображено символическое солнце – знак вечности, а под розеткой расположен большой крест – символ христианства. Сейчас сделанный из базальта крест выглядит не так, как раньше.

В конце XIX века хачкар Сурб-Хач обрамляла позолоченная стеклянная рама, дополняли его два креста: большой медный и небольшой серебряный, которые исчезли после разграбления церкви в 1920-е годы. После этого крест-камень перевезли в храм в Нахичевани, но в 1930-е годы его закрыли, а святыню установили в кладбищенской церкви Святого Карапета. Позже крест доставили в Музей русско-армянской дружбы, который располагался в здании закрытой церкви Сурб-Хач. Когда музей переезжал на площадь Свободы, крест хотели забрать, но прихожане попросили оставить его в храме.

На территории церкви похоронены армянские поэты и писатели Арутюн Аламдарян, Микаэл Налбандян и Рафаэл Патканян.

В настоящее время храм окружен жилыми микрорайонами. Вокруг церкви разбили парк «Дружба», а сам Сурб-Хач теперь стоит на берегу верхнего из двух северных водохранилищ в балке реки Камышеваха.

Из-под холма, на котором расположен храм, как и много десятилетий назад, бьет ключ. Но теперь возле него устроены купальня и зона отдыха. Летом здесь загорают и купаются сотни горожан, а каждый год 19 января верующие собираются здесь для совершения обряда крещенского купания.

Сурб-Хач и Сурб-Стефанос – армянские монастыри Крыма

Сурб-Хач. Первый раз мы были там в 2001 году. Никакой широкой дороги, никаких туристов, никакой активной реставрации. Мы шли по узкой грунтовке через густой лес, укутанный утренним июньским туманом. Неожиданно вековые деревья расступились, и из тумана выглянула древняя стена с маленьким полуразрушенным балконом на уровне третьего этажа. Незабываемые впечатления, оставшиеся навсегда, невероятное зрелище, утраченное навсегда.

Читайте также:
Привычки россиянина, которых нет у иностранцев

Сейчас Сурб-Хач действующий монастырь Армянской апостольской церкви и популярное туристическое место.

Армянский монастырь Сурб-Хач находится в самом верховье лесистого оврага на северо-западном склоне горы Грыця (она же Святая, Монастырская, Святого Креста) всего в 3,5 километрах к юго-западу от Старого Крыма. Несколько лет назад группой из пятнадцати человек мы путешествовали в этих местах и, посмотрев интересности Старого Крыма, отправились в Сурб-Хач, а позже в расположенный неподалеку разрушенный монастырь Субр-Стефанос.

Сурб-Хач (монастырь Святого Креста) был основан в 1358 году Ованесом Себастаци. Эта информация не затерялась в веках и дошла до нас благодаря надписи на барабане купола церкви монастыря: «Сей божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованеса инока и родных братьев его и по духу сынов». Армяне, конечно, молодцы! Старались сохранить память о себе. Оставили много информации в виде высеченных в камне надписей как на постройках, так и на хачкарах – резных посвятительных крестах. К примеру, хачкар из Кафы (Феодосии) с надписью в память о мальчике Мануке, утонувшего в море в 1047 году. Подумать только – какой-то мальчик утонул тысячу лет назад, а я об этом знаю.

Армяне начали селиться на Крымском полуострове еще с античных времен. Массовые переселения происходили, когда в Армении были какие-то потрясения, и люди покидали родные места в поисках лучшей жизни. Из-за активной миграции армян в конце XIII – начале XIV в Восточном Крыму появилась армянская община, были построены церкви и монастыри, в том числе Сурб-Хач и Сурб-Стефанос.

Некоторое время назад считалось, что Сурб-Хач основан в 1338 году. Это подтверждает табличка еще времен СССР, размещенная на стене монастыря.

Табличка времен СССР

Причиной несоответствия была опечатка в переводе текста на барабане храма, появившись в печати еще в XIX веке, она переходила из издания в издание и вводила в заблуждение. Сейчас эта ошибка устранена. В 2008 году праздновалось 650-летие со дня основания монастыря с участием президента и высшего духовенства Армении. К юбилею были проведены серьезные восстановительные и реставрационные работы в монастыре, а от трассы Симферополь-Керчь была проложена современная дорога с асфальтным покрытием.

За свою длинную жизнь Сурб-Хач многократно достраивался и перестраивался. В итоге монастырский комплекс включает в себя церковь с примыкающим к ней гавитом (притвором) с колокольней, трапезную, кухню, двухэтажный братский корпус (монашеские кельи), гостиницу для паломников, два внутренних дворика, террасный сад с двумя фонтанами. Все строения гармонично дополняют друг друга, и единство комплекса создает впечатление, что их строили одновременно. Но это не так. Благодаря посвятительным надписям на зданиях сохранилась информация о датах их сооружения или последующих перестроек.

Вход в монастырь

Самой ранней постройкой является церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения). Начало ее строительства считается датой основания монастыря.

Церковь Сурб-Ншан, гавит и колокольня

Вход в храм осуществляется через гавит – прямоугольный притвор, пристроенный к главному фасаду. В гавит ведут два входа: из главного двора и внутреннего дворика братского корпуса. По-видимому, гавит был построен вскоре после церкви, самая ранняя сохранившаяся надпись в нем относится к 1401 году. Над одним из углов гавита возвышается башня-колокольня с висящим на кронштейне колоколом. Возможно башня использовалась как сторожевая, когда монастырь как укрепленная крепость защищал своих обитателей.

Справа от церкви расположен братский корпус – двухэтажное г-образное здание с внутренним двориком, отделенным от главного двора высокой каменной стеной с входным проемом, над которым сохранилась посвятительная надпись с датой постройки. Согласно надписи, монашеские кельи были сооружены в 1694 году. Скорее всего до этого были другие строения, в которых жили монахи, учитывая то, что монастырь уже существовал более трехсот лет. Монастырские кельи – небольшие комнаты, каждая с отдельным входом, окном и камином, дымоход которого упрятан в стене. Кельи второго этажа имели выход на галерею, которая держалась на деревянных столбах, от них осталась лишь основания – камни с выдолбленными круглыми гнездами.

Читайте также:
Временное убежище для украинцев в России: как его получить

По другую сторону от церкви Сурб-Ншан через внутренний двор расположена трапезная. Ее внешние, укрепленные мощными контрфорсами стены с узкими окнами-бойницами (ныне переделанными) встречали и продолжают встречать путников, идущих по дороге в монастырь. Точная дата строительства трапезной не известна, исследователи считают, что это одна из ранних построек, неоднократно перестраиваемая. Верхний этаж трапезной – со двора второй, с внешней стороны третий с маленьким балконом, был построен в XIX веке и первоначально служил монастырской гостиницей, пока для этих целей в начале XX века не было построено за пределами внешних стен отдельное здание. Трапезная состоит из двух помещений. В одном сохранился камин с полукруглой топочной аркой и дымовой трубой, упрятанной внутри стены. Справа от камина печь с похожей аркой.

Внешние стены трапезной

Несмотря на то, что монастырь Сурб-Хач находится в лесу, вокруг него на пологом горном склоне несколькими террасами был заложен сад. На террасах сохранились два фонтана, построенных в конце XVIII – начале XIX века. Верхний фонтан более прост в оформлении. Около сорока лет назад исчезла мраморная плита с изображением двух ангелов, парящих в облаках и держащих богослужебный сосуд и крест. Она не восстановлена до сих пор, а месте ее расположения над аркой прямоугольная выемка.

Нижний фонтан украшен богаче. В его узорчатой нише на камнях вырезаны орнаменты, хачкар, фигуры святых. Питались фонтаны родниковой водой, которая поступала от родника по трубам и накапливалась в колодце-цистерне сзади фонтана.

Лестница между террасами

Армянский монастырь Сурб-Хач действовал до 1925 года. Уже через год в его зданиях был оборудован санаторий для больных туберкулезом, а затем — пионерский лагерь. После Второй мировой войны монастырь был заброшен и разрушался. В 70-е годы XX века на его территории проводились археологические раскопки и произведено частичное восстановление комплекса. Духовная жизнь вернулась в Сурб-Хач в 1993 году. Тогда над храмом был установлен крест и начали проводить богослужения. С 2002 года Сурб-Хач был возвращен Армянской апостольской церкви, и ныне является действующим монастырем.

Армянский монастырь Сурб-Хач

В трех километрах южнее Сурб-Хач находятся развалины другого армянского монастыря Сурб-Стефанос. Когда-то оба монастыря стояли у дороги, соединяющей Солхат (Кырым) и Судак. Сейчас от Сурб-Хач до Сурб-Стефанос через буковый лес проходит хорошо утоптанная тропа. В конце ноября на самом исходе осени вся листва с деревьев уже накрыла землю мягким рыжим ковром. А некоторые деревья, ушедшие в свой древесный рай, лежали на склонах или перегораживали путь.

На поиски Сурб-Стефаноса

Все деревья попадают в рай

Пройдя километра два от Сурб-Хач, с правой стороны по ходу движения, мы обнаружили источник, к которому ведет лестница из старых камней. Источник, по-видимому, тоже старинный, судя по кладке.

Лестница к роднику

Когда был основан монастырь Сурб-Стефанос, точно не известно. Считают, что он старше своего собрата, и судьба у него намного трагичнее. Сейчас от монастыря остались одни развалины. Это остатки фундаментов и фрагменты стен монастырских построек. По ним просматривается очертания церкви, по размерам превосходящей храм Сурб-Ншан. Исследователи считают, что монастырь был окончательно оставлен уже в XVI веке. Что именно привело его к упадку, не известно. Это могли быть разрушения в результате землетрясения или оползней, возможно близкое соседство Сурб-Хач, который находился территориально в более выгодном положении и перетягивал на себя людей и их деньги.

Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос

В 90-е годы XX века на территории монастыря проводились исследования и раскопки археологами из Армении. До этого толстый слой грунта, поросший лесом, надежно прятал руины. Церковь была полностью раскопана с внутренней стороны. Наш гид-проводник считает эти раскопки «варварскими», так как грунт с внешней стороны давит на стены, и от этого ускоряется разрушение.

Читайте также:
Куда съездить из Римини на 1 день самостоятельно - маршрут, фото, описание, карта

Вернувшись к монастырю Сурб-Хач, наша группа неожиданно оказалась за праздничным столом. В тот день армянская семья крестила ребенка, и, как принято, по этому поводу устраивала торжество. Рядом с монастырем были накрыты большие столы и всех, оказавшихся рядом, приглашали к столу и угощали блюдами национальной кухни и вином. Вот так необычно закончился этот насыщенный день, в котором сплелись мусульманская и христианская культуры, прогулки по осеннему лесу и армянское гостеприимство.

Как добраться:

Армянский монастырь Сурб-Хач.

GPS координаты: 45.000742, 35.062577.

Можно добраться на авто-велотранспорте, пешком по асфальтированной дороге – с трассы Симферополь-Керчь, проходящей через Старый Крым, свернуть по указателю, двигаться на юго-запад около 3,5 км.

Путь от автостанции Старого Крыма к монастырю Сурб-Хач

Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос.

GPS координаты: 44.984542, 35.068078.

Можно добраться на велотранспорте, пешком по маркированной тропе – от монастыря Сурб-Хач двигаться на юг около 3 км.

Тайны старого крымского монастыря Сурб-Хач ФОТО

Древний армянский монастырь Сурб-Хач нельзя назвать одним из самых популярных мест в Крыму. Но эти неприступные и, на первый взгляд, суровые стены хранят в себе многовековую историю человеческого отчаяния, слез, веры и благодарности.

Обитель была построена в ХIII веке, когда армяне из разрушенного землетрясением города Ани переселились в Крым. Есть и другая версия происхождения монастыря. Сурб Хач переводится с армянского как «святой крест». Это название, по преданию, было дано неспроста. Основатель обители Ованес Себастаци, увидел в небе огромный огненный крест и, решив, что это знамение, возвел на этом месте монастырь. По другой версии прямо под ногами у Ованеса забил чистейший родник, он тоже решил, что это знак и, опять-таки, построил возле этого места святую обитель.

Сейчас «Сурб-Хач» считается не только уникальным историко-культурным объектом, но и святым местом для паломников. Постройка напоминает больше крепость своей монументальностью и неприступностью. Оно и понятно, в те далекие времена близость Крымского ханства обязывала держать оборону. На монастырь очень часто совершались набеги, поэтому окна постройки похожи на бойницы, а дворик перед входом в храм – древняя оружейная. Об этом писал армянский поэт-классик Минас Медици, который долго жил в монастыре:

«Сурб-Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных. И вид, и положение твоё дивны».

Судя по всему, оборона обители проходила вполне успешно. За всю историю своего существования монастырь не был действующим всего два раза. При Екатерине II, тогда армян переселяли из Крыма на Дон, и второй раз, когда после революции в здании монастыря был устроен пионерский лагерь.

А во время Второй мировой войны на территории Сурб Хач находился штаб фашистов, поэтому Советская армия нещадно бомбила монастырь. Удивительно, тогда практически все постройки превратились в руины, но храм обители остался невредим. В 2002 году Сурб Хач был вновь был передан Армянской апостольской церкви.

В монастыре и сейчас действует уцелевший во время бомбежки храм Сурб-Ншан (Святое Знамение). С ним и монастырем еще с древности связано немало удивительных преданий.

В храме нет и намека на роскошь. Те, кто служит тут, уверены: «видимое – временное, невидимое – вечное». Фото: otzovik.com

Вход в храм украшен изображениями многочисленных крестов. Паломники в знак благодарности сделали их на стенах святыни. Первое изображение датируется 1401 годом. Говорят, многие люди излечивались тут от болезней.

С древности на территории монастыря бьют три фонтана: здоровья, мудрости и красоты. Каждый берет своё начало из отдельного горного источника.

Вода к фонтанам монастыря издревле подводилась из источников по водопроводам, сложенным из керамических труб. Фото: travel-hystory.com

На подступах к монастырю туриста или паломника ожидает дивная картина: здесь деревья украшены многочисленными полосками ткани. Эту местность называют «тряпичной рощей». Люди верят, что оставив часть одежды в этом месте, они избавятся от болезней и всего плохого.

Читайте также:
5 супов, которые нужно обязательно попробовать в Таиланде

Но главная святыня для паломников и диковинка для туристов – это икона с изображением Христа в храме Сурб Ншан. Подобных икон в мире существует всего три. Одна хранится в Грузии в мужском монастыре Святого Креста Джвари, вторая в Ватикане, а третья в храме Сурб Ншан. Это зарисовки с плащаницы, которой был покрыт Спаситель после кончины и на которой сохранился отпечаток его лица. Особенность образа заключается в том, что каждый видит лик Иисуса по-своему. Для кого-то глаза Христа закрыты, кто-то видит их открытыми, кто-то попеременно. Говорят, что взор Спасителя на иконе может увидеть только чистый сердцем человек.

На иконе в храме Сурб-Ншан проявляется так называемый «эффект двоевзора»: когда смотрящему кажется, что глаза у лика святого то открыты, то закрыты. Фото: zen.yandex.by

В опорную стену перед паломнической гостиницей встроен очень интересный камень. Никто не знает, как он туда попал, но внешне камень очень своеобразен. Это природный камень, в виде странного цветка или фрагмента тернового венца. А еще, говорят, что свечи, поставленные в храме Сурб-Ншан, стекая воском в песок под ними, окрашивают его в красный цвет.

У монастыря есть свой хранитель. Его зовут Акоп. Он давно живет неподалеку от монастыря. За это время Акоп восстановил множество хачкаров (восточный крест с изображениями цветов, причудливых орнаментов, птиц, животных), сделал новые. Свою жизнь и труд мастер, талантливый резчик по камню, отдает святыне своего народа. Конечно, такой человек достоин того, чтобы о нем знали, видели, и не только в монастыре. Но Акоп уверен, что земная слава суетна.

Множество легенд окружает древнюю обитель, что из них правда, что вымысел, мы не узнаем никогда. Но то, что многие из тех, кто побывал там, меняются навсегда, это факт. Можно ли не измениться, прикоснувшись к огромному пласту истории и веры целого народа? Да и есть ли у настоящей веры национальность?

Монастырь находится в 3,5 км от города Старый Крым, туда удобно добираться на машине. Настоятеля монастыря можно попросить провести экскурсию. Другой вариант – отправиться на экскурсию по городу Старый Крым из Судака, в поездку будет включено и посещение обители. От Судака на машине или автобусе ехать до обители Сурб-Хач примерно 30-40 мин.

Монастырь Сурб-Хач

Монастырь Сурб-Хач

Сурб-Хач входит в число самых известных святынь Крыма. Древний армянский монастырь находится в трех километрах по направлению на юго-запад от города Старый Крым – одного из старейших городов на всем полуострове. Монастырский комплекс расположен на северо-западном склоне горы Святого Креста (Грызя, Монастырская), откуда открывается хороший обзор на необыкновенно красивый ландшафт Старокрымской долины.

Почему именно здесь начали строить храм?

На русский язык с армянского название монастыря переводится как «Святой Крест». Согласно церковному преданию, монашеская обитель была основана О. Себастаци – духовным лидером крымских армян, исповедовавших христианство. Однажды ему было видение – пред ним явился громадный огненный крест на месте монастыря. Себастаци истолковал увиденное чудо как знак с небес и вместе с другими верующими начал строить здесь храм, который затем освятили во славу Святого Знамения. Впоследствии рядом с храмом Знамения возник монастырский комплекс. Его строительство было завершено в середине 14 в. (1358 г.).
Скит уникален прежде всего тем, что является единственной святой обителью Апостольской Армянской Церкви 14 – 19 вв. на крымской земле и в этом удивительном месте царит особая атмосфера.

Что есть на территории монастыря?

Древние постройки, расположенные на территории скита, удивляют своей архитектурой. В монастырской столовой работает музейная выставка, рассказывающая об истории монастыря.
За свою долгую и непростую историю скит несколько раз частично разрушался и восстанавливался, поэтому не дошел до наших дней в своем изначальном виде. Но многие древние строения сохранились. Из старой застройки разных периодов времени здесь можно увидеть следующие объекты: здание первой церкви 14 в., братский корпус 17 в., трапезную 18 в., а также башню с притвором 17 в., фонтаны конца 18 – начала 19 вв. и ряд хозяйственных строений. Престол Армянской Церкви был основан в монастыре Сурб-Хач в середине 14 в. Историки религии напрямую связывают данное событие с массовым переселением армян на полуостров Крым и политикой генуэзцев, которые стремились обратить в католицизм как можно больше жителей Газарии, большую часть которых составляли выходцы из Армении.

Читайте также:
Получение паспорта РФ после получения гражданства: бланк заявления

История Армянского мужского монастыря в Крыму

Чаще всего эта достопримечательность Старого Крыма перестраивалась в 17 – 18 вв. Об этом свидетельствуют соответствующие надписи, которые сохранились на стенах старинных сооружений. В этот же период времени Сурб-Хач становится одним из основных религиозных центров Армянской Церкви на обширной территории всего Северного Причерноморья. О монастыре упоминается в разных документах той эпохи, в частности, о нем говорит И. Тунманн – известный шведский историк 18 столетия. В 1778 г., после присоединения Крыма к Российской Империи, армянское духовенство вместе с многочисленной паствой переселяется на Нижний Дон, и жизнь в обители замирает почти на 20 лет. Она возрождается в самом конце 18 в. Хотя епархиальный престол больше здесь никогда не находился, Сурб-Хач продолжал и продолжает сохранять значение одного из главных духовных центров армянского народа. С начала 19 в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. в монастыре много раз проводились реставрационные работы. До свержения монархии в Российской Империи обители принадлежало 4 500 десятин земли в различных районах Крыма.

Но с приходом на полуостров советской власти все изменилось. Монастырь был разграблен и закрыт, а его священнослужители и монахи подверглись репрессиям. Почти всех обитателей скита расстреляли. По преданию, последнего монаха большевики убили на дороге неподалеку от святого места – у старого дерева. Верующие и по сей день украшают его лентами – в память о трагедии, случившейся почти сто лет тому назад. Официально Сурб-Хач был ликвидирован в 1925 г. – согласно постановлению местного отделения коммунистической партии. На обширной территории монастырского комплекса открыли санаторий и пионерлагерь. Эти учреждения просуществовали до ВОВ. В непростые годы войны армянский монастырь сильно пострадал из-за боевых действий и разграбления мародерами. После победы над фашистами обитель оказалась в запустении.

Восстановить одну из главных достопримечательностей полуострова Крым пытались много раз. Но дальше осмотров и заключений экспертов дело так и не зашло, несмотря на то, что данный объект получил статус архитектурного памятника в 1963 г., и вместе с прилегающей к нему территорией должен был охраняться государством. Плачевная ситуация сохранялась до 1992 г., пока археолог и ученый Ф. Бабаян не была направлена Армянской АН в Старый Крым для детального анализа состояния монастыря и подготовки его к полномасштабной реставрации. Через два года восстановительных работ в храме Святого Знамения возобновились службы. В 2002 г. реставрация была завершена и обновленный Сурб-Хач официально был передан в ведение Армянской Церкви.

Посмотрите обзорное видео о монастыре:

Как добраться до монастыря Сурб Хач?

Добраться в эти места легко – как на автобусе, так и на автомобиле. Если ехать на общественном транспорте из Симферополя, то нужно сесть на любой автобус, направляющийся в Керчь или Феодосию. На въезде в Старый Крым, рядом с местной мечетью установлен указатель «Сурб-Хач/3 км». К этой достопримечательности Крымского полуострова ведет асфальтированная дорога. Ровно через три километра она завершается у монастыря, вблизи которого имеется небольшая автомобильная стоянка. Маршрут для личного автомобиля можно посмотреть на карте:

Географические координаты: 45.001705, 35.061642

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: