Церковь святой великомученицы Варвары
Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. В советское время с 1933 года улица носила имя Степана Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его везли на казнь к Васильевскому спуску.
![]() |
Церковь св. великомученицы Варвары на Варварке |
А еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В честь славной победы над Мамаем повелел князь основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках, отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.
Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры, была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского города Илиополя. Во время гонений на христианство она приняла святое крещение и была за это посажена под стражу собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и обезглавили вместе с Варварой в 306 году.
Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой древности здесь, около кремлевской восточной стены, селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела оживленная торговля.
На главной площади города разместился тогда самый крупный в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала официально именоваться Красной.
А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский торговый посад обнесли каменной крепостной стеной Китай-города, также по проекту итальянского мастера Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.
Предполагают, что столь необычное для московского языка название – «Китай-город» – произошло от связок – жердей, называвшихся кит, использовавшихся при строительстве стены. Другая версия связывает название «Китай» со словом «средний», то есть расположенный между Кремлем и Белым городом.
В стене были проездные ворота, названные по главным улицам Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские, Варварские – а те в свою очередь были названы по стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни вспыхнуло известное московское восстание во время страшной эпидемии чумы 1771 года.
В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского государства – именно на Варварке находились палаты бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал только деловой частью города, чем-то вроде московского Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.
Но «городом в городе» Китай-город стал с самого начала своего появления именно благодаря торговле и своей собственно торговой специализации. На территории между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и на месте гостинцы «Россия», находилось древнее Зарядье, означавшее «за торговыми рядами», которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.
Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году. И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди, или, как их называли в старину, гости – т.е. купцы, занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.
Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор, возвел каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под кремлевскими стенами строилась с явным участием и одобрением московской власти, следившей за своим посадом.
Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы: именно его имя до самой революции носил один из китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский, где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный звон».
Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось как «за торгом, против Панского двора» – где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по другой, недостоверной версии, – там, где проживали просто богатые люди.
В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного. Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его пределами, и значит, Варварскую церковь построили только для кремлевского посада, заимевшего свой собственный посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее разобрали задолго до революции.
Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды, каждый для особого товара. Названия некоторых из них до сих пор сохранились в именах китайгородских переулков – Рыбный, Ветошный. А были тут и серебряный, и медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды. Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это считалось святотатством, – а только «выменивали» и не торговались о цене. Если же приобретавший икону считал назначенную цену слишком высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это – «божеская» цена.
В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки под крышу.
В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор – далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с названием, произошедшим от слова «гость». Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626 году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем Алексеем Михайловичем).
А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом №4) – одно из древнейших гражданских сооружений Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского короля Карла I во время Английской революции («короля своего Карла до смерти убили»), купцы покинули Россию, и Петр I открыл здесь «цифирную» (математическую школу).
Около церкви в старину располагался еще судебный приказ, где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка «Идти к Варваре на расправу».
В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком особливо месте не соответствующей». К тому же в 1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь освящена.
О строительстве новой красивой церкви еще просили майор артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н. Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.
И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик прославленного московского мастера, возвел прекрасное здание Варварской церкви в стиле классицизма, сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я городская больница.)
Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму стали подражать в других постройках. Так, один помещик построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской церкви.
Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу столичного.
После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.
Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу знаменитое выражение «остатки сладки», а также опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора шел в конце трудового дня по улице, и его остановил разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой остаток!». Однако остатков изюма оказалось много – 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток, как и положено быть остатку!» – оправдывался продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не было отбою. Отсюда и пошла поговорка – «остатки сладки», видимо с намеком на вкус того самого изюма.
Потом эта практика вошла в официально установленное правило – устраивать подобную распродажу остатков товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной» лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать «литературными остатками», устроив. распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним хорошо посмеялись.
Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы. Объектом таких невинных развлечений были в основном покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться, купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или зеленить будем?». Допустим, сговаривались «краснить». Ни о чем не подозревающий покупатель входит в лавку и просит показать материал серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую лавку, в третью. Везде повторяется та же история. В итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.
В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой мелочью приходилось посылать в «город», то есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса, личная помада, духи «Сирень» – прямо из сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались «площадными».
Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и питейные заведения. На углу с нынешним Никольским переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом «Ветошная истерия», искаженное от латинского слова «аустерия» – так при Петре называли трактиры, гостиницы и питейные дома. «Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков Китай-города до сих пор называется Ветошным.
По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян, мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит милейшая старомосковская частушка:
Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.
«Заведениями» назывались и обычные трактиры, где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках – для кипятка и для заварки. Один из самых известных московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова стоял в том же Ветошном переулке.
А перед Варварской башней Китай-города прежде находился водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки. Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время использовался в ней в качестве водопровода.
Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20 века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье, на месте которого построили гостиницу «Россия».
История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела как памятник архитектуры и как определенная архитектурная доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и проводились краеведческие выставки.
В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.
Собор Святой Варвары в Кутна-Гора
Собор Святой Варвары в Кутна-Горе является одним из самых красивых в Чехии. Это храм позднеготического периода является вторым по размерам в стране, и его величие поражает воображение. Архитектурный стиль собора настолько специфичен, что его смело можно назвать одной из самых интересных аутентичных готических строений в Европе. В нашей статье расскажем об истории Собора Святой Варвары и подскажем, на какие детали обратить внимание, оказавшись в этом удивительном месте.
- История храма Святой Варвары в Кутна-Горе
- Что посмотреть
- Адрес собора и расположение на карте
- Как добраться костела Святой Варвары в Чехии
- Часы работы
- Стоимость посещения
- Официальный сайт
История храма Святой Варвары в Кутна-Горе
Храм Святой Варвары строился несколько веков. Его возведение началось еще в 1388 году, а завершилось только в 1905 году. Интересно то, что строительство собора Святой Варвары было инициировано не религиозной организацией, а местными богачами, которые хотели отделиться от монастыря, являющегося местным религиозным центром. Город Кутна-Гора во времена своего расцвета не уступал в богатстве самой Праге. Вечная конкуренция между городами сказалась и на соборе: горожане хотели, чтобы собор в их город получился не хуже пражского собора Святого Витта. Поэтому, совсем неудивительно, что для строительства храма в Кутну-Гору был приглашен архитектор Ян Парлерж Младший, отец которого создал этот самый знаменитый собор Святого Вита.
Кутна-Гора обрела свое богатство за счет серебряных рудников, и, название храм получил в честь покровительницы горняков Святой Варвары.
Кстати, с горняками связана легенда об истории возникновения храма. Легенда гласит, что однажды трех горняков завалило в шахте, и один из них начал молиться Святой Варваре, чтобы она даровала ему год жизни на благое дело. Молитва была услышана, и горняк посвятил год тому, что начал строить храм.
Строительство храма было прервано на целых 60 лет из-за гуситских войн, и, затем оригинальный дизайн был изменен. Изначально планировалось, что собор будет значительно больше (как минимум, в два раза), чем он в итоге был построен. Такое отклонение от первоначального плана было связано с тем, что рудники стали приносить меньше прибыли, а финансирование строительства полностью зависело именно от них.
В 1485 году одна из часовен собора была куплена аристократом Михалом Смишеком и была украшена на его вкус. Так, в соборе возникла фреска, на которой господин Смишек изображен у алтаря вместе со своей семьей. С 1588 до 1884 года незаконченный собор простоял, обнесенный стеной. В последующие века во внешний вид собора вносились изменения в стиле барокко и неоготики, что привело к тому, что здание стало выглядеть поистине величественным и неповторимым. Так, например, иезуиты открыли новую страницу в жизни храма, внеся в нее элементы стиля барокко и подчеркивая величие католической церкви.
В середине XX века была начата реставрация собора Святой Варвары, в ходе которой было открыто много интересных фактов о технике строительства, а также имена художников, зодчих и других мастеров, участвовавших в его создании.
В 1995 году Собор Святой Варвары был признан национальным памятником культуры и в этом же году внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что посмотреть
Костел Святой Варвары стоит внимательно рассмотреть и снаружи, и внутри. Это сооружение монументально, и чтобы увидеть его целиком понадобится отойти на приличное расстояние. Подойдя к храму, обратите внимание на большое количество башенок и арок и фасады, выполненные в стиле неоготики.
Толстые стены собора Святой Варвары будто пронизаны многочисленными окнами, через которые свет льется в храм и наполняет его совершенно особой красотой.
Обязательно зайдите внутрь собора, ведь его интерьер непременно нужно увидеть. Вы увидите фрески на различные темы, в том числе, повествующие о жизни шахтеров. Ведь недаром представители этой профессии имели прямое отношение к строительству храма. В соборе можно найти даже статую шахтера. Разумеется, большая часть фресок отражает религиозную тематику. Кроме фресок, обратите внимание на такие элементы храма, как пастофорий XVI века, цветные витражи на окнах, резные скамьи орган. В самой высокой части собора находятся скульптуры мифических существ, изображения из жизни флоры и фауны.
В собор можно прийти не только полюбоваться филигранной работой мастеров, но и послушать органный концерт, которые здесь проводятся регулярно благодаря отличной акустике.
При входе в храм советуем взять бесплатную распечатку, в которой можно прочитать информацию о соборе.
Адрес собора и расположение на карте
Собор Святой Варвары располагается по адресу Барборска ул.,284
Если вы пользуетесь GPS навигатором, сообщаем точные координаты: Ш: 49° 56′ 42»/Д: 15° 15′ 49′
Как добраться костела Святой Варвары в Чехии
Если вы находитесь в Праге, добраться до костела Святой Варвары не составит труда. Расстояние от столицы до Кутна-Горы составляет 66 километров. Преодолеть его можно на междугороднем поезде (направление на Брно), автобусе или на автомобиле. На автомобиле необходимо следовать по трассе D11 к выезду на Подебрады-Юг, а затем продолжить путь по магистрали 38.
Также собор Святой Варвары можно посетить в составе экскурсионной группы.
С железнодорожного вокзала Кутна-Горы регулярно отправляется туристический автобус, который провозит гостей по исторической части города.
Часы работы
Собор открыт для посещения ежедневно
График работы по месяцам:
- Январь – февраль с 10.00 до 16.00
- Март с 10.00 до 17.00
- Апрель – октябрь с 9.00 до 18.00
- Ноябрь – декабрь с 10.00 до 17.00 (закрыт 24 декабря)
Перед посещением ознакомьтесь с исключениями из графика, опубликованными на официальном сайте собора.
Стоимость посещения
Стоимость взрослого билета 120 чешских крон, льготного билета – 90 чешских крон (льгота распространяется на людей старше 65 лет и студентов), детского билета – 50 чешских крон.
Костёл Святой Варвары в Кутна-Горе
Костёл Святой Варвары (Chrám svaté Barbory) — это одна из жемчужин европейской архитектуры и представляет собой храм, второй по величине и значимости во всей Чехии. Расположен он в 80 км от Праги, в небольшом городке Кутна-Гора, известном когда-то масштабной добычей серебра.
Необычное строение представляет собой собор, принадлежащий римско-католическому приходу — архидиакония Кутна-Гора. Он посвящен великомученице раннего христианства Святой Варваре (Святой Барборе), которая считается покровительницей людей, занимающихся опасным ремеслом и оберегает их от внезапной и насильственной смерти. В 1995 г. костел был включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
История строительства
Возведение базилики началось в 1388 г. Ее первым архитектором был сын одного из создателей Собора Святого Вита в Праге Петра Парлержа, Ян Парлерж. При нем была построена самая старая часть храма. В качестве материала использовался песчаник, добываемый в близлежащих карьерах.
Главный храм города серебряных рудников строился на средства жителей Кутна-Горы. Денег на него не жалели, но Гуситские войны (1419 — 1434 гг.) надолго приостановили процесс строительства, который возобновился лишь спустя 60 лет.
С 1489 по 1509 гг. по проекту Матея Рейсека были построены хор, трифорий, крещатый свод, базиликальные окна-прорези и часть внешних вертикальных конструкций. В 1512 г. архитектор Бенедикт Рид внес радикальные изменения в первоначальный план собора. Были добавлены два высоких боковых нефа, крытая галерея на первом этаже, ажурное хранилище над главным нефом. Благодаря этому появилась иллюзия «церковь над церковью», которую только подчеркнуло необычное расположение алтаря во втором ярусе.
В 1558 г. из-за нехватки финансов работу прекратили. И только в ХХ в. (1905 г.) строительство было завершено окончательно.
Предполагается, что по первоначальному проекту костел должен был быть длиннее на 30 м. Этим обстоятельством и объясняется свободное пространство со стороны западного фасада храма. Если бы эти планы осуществились, то строение ничем бы ни уступало знаменитому собору Святого Вита.
В 1994 г. в здании была проведена масштабная реконструкция. В настоящее время в соборе проводятся службы и органные концерты. А волшебная атмосфера в святилище возникает благодаря совершенной акустике и падающим через цветные витражи лучам света.
Архитектура и интерьер
Собор Святой Варвары был построен в стиле поздней (Ягеллонской или Владиславской) готики. Три массивных шатра с воздушными перегородками колонн и балок между ними подчеркивают главную концепцию архитектурного стиля — изящество и устремленность ввысь. Сверху фасад здания украшен удивительными персонажами фантастической фауны (химеры, гарпии, горгулии, крылатые бараны).
Восхищение вызывают невероятно высокие своды, на которых располагаются гербы мастеров, участвовавших в строительстве. А также резные скамейки с уникальными узорами и огромные расписные окна. Во многих фресках отражены не только христианские мотивы, но и события из жизни простых шахтеров. В костеле даже есть скульптура молящегося горняка.
Особое внимание стоить обратить на главный алтарь, боковые капеллы, инкрустированные резьбой и серебряными деталями и действующий орган, украшенный скульптурами золотых ангелов.
На верхнем ярусе собора расположена прекрасная смотровая площадка. Оттуда можно полюбоваться панорамными видами окрестностей и других достопримечательностей города. От базилики в старую часть Кутна-Горы идёт потрясающая аллея со скульптурами. В ночное время храм подсвечивается, делая его еще более величественным.
Экскурсии и правила посещения
В соборе Святой Варвары регулярно проводятся богослужения. График церковных служб: по воскресеньям и в праздничные дни — 9:00 и 10:30; Великая среда (страстная) — 18:00; Пасха — 9:00; праздник Корпус-Кристи (Праздник Тела и Крови Христовых) — 9:00; праздник серебра Кутна-Горы — 9:30; Рождество — 9:00; канун Нового Года — 16:00.
Посетителям Костела Святой Варвары предлагаются два туристических маршрута:
- тур «Барбора». Он включает в себя осмотр Собора Святой Варвары и близлежащей часовни Тела Господня (Corpus Christi Chapel);
- экскурсия «3 TOP», состоящая из посещения Костела Святой Варвары (включая внутренние галереи и Часовню Тела Господня), Собора Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя и готического кладбищенского Костела Всех Святых в Седлеце (Костница).
Прогуляться по храму можно самостоятельно, но лучше посетить достопримечательность в сопровождении экскурсовода. Он расскажет о многих интересных фактах. Например, о моде на беременность в XV в., о трудной и опасной работе горняков, о попрошайках и т. д.
Во время посещения учреждения необходимо проявлять уважение к священной обители и соблюдать тишину и не входить в зоны, закрытые для публики (они обозначены горизонтальной полосой). Нельзя прикасаться к любым предметам интерьера, курить, принимать еду, разговаривать по телефону и оставлять после себя мусор. Вход с животными запрещен, за исключением собак-поводырей.
Видеосъемка и фотографирование в коммерческих целях возможны только с письменного разрешения администрации Собора и они не должны мешать проведению церковных служб. Одежда должна быть соответствующей (плечи и колени закрыты), мужчинам полагается входить без головного убора. И следует одеваться потеплее, внутри здания прохладно.
Цена билета
Стоимость посещения достопримечательности по маршруту «Барбора» составляет 160 крон (CZK); лица от 65 лет и студенты (15 — 26 лет) — 120 крон; дети (6 — 15 лет) и инвалиды — 50 крон; детям до 6 лет — вход свободный (только в сопровождении взрослых). Билеты можно приобрести в кассе учреждения и онлайн, срок их действия 365 дней с момента покупки.
Экскурсия «3 TOP» стоит 220 крон (CZK); лица старше 65 лет и студенты (от 15 до 26 лет) — 155 крон; дети (от 6 до 15 лет) и инвалиды (с их сопровождающими лицами) — 130 крон. Расплачиваться можно картой и наличными.
К услугам посетителей: бесплатный прокат буклета о ключевых событиях собора на нескольких языках (в том числе на русском); прокат аудиогида — 40 крон; экскурсия на английском языке стоит 490 крон (требуется бронирование).
Беспрепятственный доступ на инвалидной коляске имеется только на первом этаже собора. На территории информационного центра рядом с храмом функционируют безбарьерные туалеты.
Как добраться
Костел Святой Варвары находится в центральной части города Кутна-Гора. Из Праги до него можно доехать на поезде, следующем от Центрального железнодорожного вокзала (Praha hlavní nádraží) до главного вокзала Кутна Гора (Hlavni nádraří). Транспорт ходит каждые два часа, с 06:00 до 22:00.
Билеты можно купить онлайн, в специальных автоматах или в кассе с надписью «Domestic departures». На крайний случай, это можно сделать у кондуктора, но билеты выйдут немного дороже. Поезд идет 55 минут. В каждом вагоне установлено электронное табло с названием текущей остановки.
Костёл Святой Варвары на панораме Google-карт
Стоимость билетов в одно направление составляет около 4 €. Талоны действительны в течение всего дня и не зависят от времени отправления и рейса, поэтому билет удобнее приобретать сразу в обе стороны. Номер необходимой платформы указывается на табло. Рейсы следует искать следующие до Брно, так как на экране отражаются только конечные остановки.
Далее со станции «Kutná Hora hl.n.» (рядом с ж/д вокзалом) нужно сесть на городскую электричку и доехать до ст. «Kutná Hora město», а оттуда до собора нужно пройти пешком 1,5 км. Или можно заказать такси (Simona, Ок, Uber, Зденек Макал, Киви-такси, Myšák) или доехать на автомобиле (рядом с костелом есть паркинг).
Добраться напрямую до Костела Святой Варвары из чешской столицы можно на автобусе № 381. Едет он от автовокзала «Háje» до остановки «Kutná Hora, Na Valech», оттуда до достопримечательности всего 500 м. Автобус ходит ежедневно, с 06:00 до 22:00. Продолжительность поездки составляет 1,5 часа. Билеты продаются только в кассах.
На видео Костёл Святой Варвары в Чехии (Кутна Гора)
Собор Святой Варвары (Кутна-Гора, Чехия): исторические данные, описание, отзывы
Собор Святой Варвары или, как его еще называют, Храм Святой Барборы является одним из самых старых и знаменитых памятников европейской готической культуры. Расположен он в Чехии. Среди всех подобных строений Собор выделяется своим необычным видом и огромными размерами.
История появления
Судя по сохранившимся историческим документам, история Собора Святой Варвары началась в далеком 1388 году. Четырнадцатый век был временем становления и развития не только культуры и религии, но и промышленности. В городе Кутна Гора, Чехия, велись активные разработки рудников по добыче серебра. Люди съезжались на работу со всех концов Европы, и именно в то время город стал разрастаться. Было решено начать строительство церкви, куда бы жители могли приходить в любое время, дабы совершить молитву или отдохнуть душой.
Вам будет интересно: Куда поехать весной: лучшие варианты для отдыха и отзывы туристов
Однако работы по строительству остановились в 1558 году в связи с закрытием рудников. Западная часть собора, которая на тот момент возводилась, была огорожена всего лишь временной деревянной стеной.
Вам будет интересно: Аквапарки Хайнаня: обзор, описание, отзывы
В 1626 году собор снова увидел строителей. На этот раз действия, правда, имели всего лишь поддерживающий характер. Здание было передано ордену иезуитов, которые построили рядом колледж. Но случился пожар, который сильно повредил часть собора. Орденом было принято решение внести изменения, и в первую очередь была построена крыша в популярном тогда стиле барокко.
По некоторым данным, изначально Собор Святой Варвары в Кутна Горе был задуман в два раза больше, чем он есть сейчас. В конце 19 века местная археологическая организация инициировала проект по реконструкции здания. Разрешение было получено. Начались восстановительные работы. Была увеличена западная часть здания, построен неоготический фасад. Старая крыша в стиле барокко была заменена на готический шатер, который является практически копией первоначального варианта.
Легенда о появлении собора
Вам будет интересно: Храм Лежащего Будды в Бангкоке: как добраться?
Среди народа ходит одна интересная легенда, связанная с идеей строительства собора в Кутна Горе, Чехия. Однажды в шахте произошел сход породы, которая завалила трех углекопов. Каждый начал молиться. Первый углекоп думал о том, что еще бы раз увидеть белый свет и можно умереть спокойно. Второй просил еще один день жизни, так как он не успел попрощаться с семьей. А третий сказал: “Господь, подари мне всего один год жизни, чтобы я успел сделать что-то хорошее”. Молитвы углекопов услышала Святая Варвара и вытащила их из завала. Первый увидел свет и сразу же умер. Другому был дарован день, по истечении которого он, попрощавшись с родственниками, покинул этот мир. Третьему Варвара подарила год, за который он построил собор и назвал его в честь святой. Легенда гласит, что строение так понравилось Варваре, что она освободила углекопа от смерти и подарила ему возможность жить столько, сколько он сам пожелает.
Руководители строительства
Человека, который спроектировал начальный вариант Собора Святой Варвары в Кутна Горе, звали Ян Парлерж. Он был продолжателем семейной династии строителей, так как его отцом был не кто иной, как Петр Парлерж, архитектор Собора Святого Вита. Под руководством Яна Парлержа возвели самую старую часть здания.
После смерти Парлержа-младшего строительство возглавил знаменитый зодчий Матей Рейсек. Он работал над возведением почти семнадцать лет вплоть до своей смерти и успел установить хор, базиликальные окна, а также сетевые своды. По проекту Рейсека работали до 1509 года и ввели в дизайн собора великолепный готический декор.
В 1512 году к управлению строительством пришел Бенедикт Рейт, и для собора это означало кардинальные изменения. Архитектор не удовольствовался начальным планом и внес собственные коррективы, добавив два высоких боковых нефа.
Ход строительства
Строительство затянулось более чем на 300 лет. Каждый архитектор, руководивший процессом, вносил свои изменения. К окончанию работ Собор Святой Варвары в Кутна Горе довольно сильно отличался от первоначального вида. Собор оставался всеми забытым в период гуситских войн, а это период в 60 лет. Последние изменения были внесены в 1905 году вместе с окончательной остановкой добычи серебра.
Внутреннее убранство
Вам будет интересно: Каток “Мега” (Уфа): адрес и отзывы
Внутреннее убранство собора Святой Варвары в Чехии поражает своей монументальностью. Храм проектировался со множеством больших и маленьких окон, чтобы солнечные лучи в течение всего дня освещали иконы, статуи мифических существ и святых.
Особого внимания достойны окна. Каждое из них, даже самое маленькое, выполнено в стиле витражей, на которых путем склеивания различных цветных стеклышек изобразили религиозные сцены из Библии и жизни святых. Поражает воображение множество великолепной резной мебели: лавочки для прихожан, алтарь, фрески. Главным материалом для создания декора были ценные породы дерева, орех и дуб. Бесконечно можно смотреть на живопись, которой украшены стены и потолки собора. Центральной композицией являются огромных размеров фрески. На них изображены сцены библейской тематики: “Распятие” и “Царица Савская приходит к царю Соломону”. Ощущается рука мастеров нидерландской живописной школы.
В Безменной капелле на стене можно полюбоваться фреской с изображением чеканки монет и даже рассмотреть лицо автора, имя которого частично сохранилось. В некоторых капеллах изображены фрески на совершенно редкую для того времени тематику: работу рудокопов.
Уникальным явлением считается наличие органа – инструмента, который подчеркивает масштаб и оригинальность готического собора. В период религиозных и светских праздников здесь устраиваются концерты органной музыки. Жители и гости города очень любят такие мероприятия, а для туристов посещение органного зала обязательно включается в программу.
Внешнее описание
Описание собора Святой Варвары будет неполным, если не затронуть внешний вид многовекового строения, которое не менее красиво и интересно с исторической и культурной точки зрения.
Центральной внешней композицией является изображение скорбящего Христа. За ним расположены символы евангелистов: орел – Святой Иоанн, лев – Святой Марк, окрыленный бык – Лука и человек – Матфей. В восточной части собора открываются зрителю гербы земель: Верхней Лужицы, Силезии, Венгрии, Чехии, Моравии и Люксембурга. На крыше здания установлено более тысячи башенок и шпилей.
Как добраться
Многие путешественники предпочитают передвигаться самостоятельно. Если вы относитесь к такому типу туристов, то вам необходимо знать, как добраться до Собора Святой Варвары в Кутна Горе.
Самым хорошим способом является поезд. Это быстрый, экономичный и комфортабельный вариант. Высокоскоростная электричка доставит вас из Праги в Кутна Гору всего за каких-то 50 минут. Направление является одним из приоритетных, поэтому поезда отправляются каждые два часа с центрального железнодорожного вокзала Праги. Кутна Гора находится примерно в восьмидесяти километрах от столицы Чехии. Все, что вам необходимо сделать, – это прибыть на вокзал за полчаса до отправления поезда, купить билет и отправиться в путь. По приезде останется только добраться с железнодорожного вокзала до центра города и начать осмотр достопримечательностей.
Как и везде, билеты на поезд можно купить не только в кассе вокзала, но и забронировать онлайн. Первый поезд в Кутну Гору отходит в 8.00, но ехать раньше нет смысла, так как музей и соборы являются государственными предприятиями и работают по штатному расписанию. Лучше всего приобрести билеты на поезд туда и обратно. Таким образом, вы правильно распределите свое время и не будете волноваться об обратном пути.
Важно. При покупке билета запомните номер поезда. Как правило, в проездном документе указывается не конечная точка вашего маршрута, а в целом направления. В нашем случае необходимы поезда, следующие по маршруту в Брно. Сверяйте номера поезда с указателями на электронных табло.
Как добраться в город
После того как сойдете с поезда, пройдите в здание вокзала. На выходе из него висит карта достопримечательностей, на которой указаны места их расположения, а также расстояние и время в пути. Большинство памятников находятся, конечно, недалеко от вокзала или друг от друга. Только Монетный двор и Собор Святой Варвары расположены на другом конце города.
До центра Кутной Горы можно добраться несколькими способами. Небольшим поездом городского типа, похожим на трамвай, автобусом или такси. Остановки можно найти по указателям, которые встречаются практически на каждом шагу, и их сложно не заметить.
Но лучшим способом прочувствовать атмосферу города был и остается путь пеший. Конечно, только летом. По дороге встречается большое количество указателей направлений, так что если ваш навигатор в чужой стране подведет, смело можете убрать смартфон в карман и полагаться на указатели.
Практическая информация
Собор Святой Варвары в Кутна Горе находится в южной части города в конце улицы Барборска. Недалеко находится река, можно ориентироваться по ней.
Режим работы Собора Святой Варвары в Кутна Горе: ежедневно, но с ограничением в зависимости от времени года. Так, с апреля до октября сюда можно попасть с 9.00 до 18.00. В ноябре и декабре вход открыт для посетителей с 10.00 до 17.00. Январские и февральские посещения начинаются в 10.00 и заканчиваются в 16.00. В марте Собор работает с 10.00 до 17.00. Важно помнить, что посетителей прекращают впускать за полчаса до закрытия здания. Единственный день, когда Собор не работает – это рождественский Сочельник, 24 декабря.
- взрослым – 85 CZK, это около 255 рублей;
- детям до 6 лет бесплатно;
- детям с 6 до 15 лет – 40 CZK, примерно 120 рублей;
- пенсионерам и студентам до 26 лет вход обойдется в 65 CZK, это 195 рублей.
Учтите, что не всегда есть возможность расплатиться банковской картой. Обязательно имейте при себе наличные деньги и документы, подтверждающие статус студента или пенсионера.
Отзывы путешественников
Нет человека, которому бы не понравилось путешествие в Чехию. А если удалось побывать в местах, известных во всем мире, то это настоящее туристическое счастье. Отзывы о Соборе Святой Варвары в Кутна Горе можно найти в любом туристическом обозревателе, официальном и неофициальном. Туристы, побывавшие в Соборе Святой Варвары, находят место исключительно замечательным: вежливый персонал, удобная инфраструктура, хорошие дороги, вкусная еда в близлежащих кафе. Единственное, на что следует обратить внимание, – внутри собора нельзя фотографировать с включенной вспышкой.
Фотографии собора Святой Варвары
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Recent Entries
- Archive
- Friends
- Profile
- Memories
Собор Св. Варвары в Кутна Горе: взгляд изнутри
Собор Святой Варвары в Кутной Горе – второй поо величине и значимости готический храм Чехии, построенный в стиле так называемой владиславской (поздней) готики. Внутренее убранство собора не менее красиво и интересно с культурной и исторической точки зрения, чем история его строительства и великолепный внешний вид.
Строительство собора велось несоклькими архитектора в течение не одного столетия, что наложило отпечаток и на его. внутреннее обустройство.
Свод пресбитерия (хоров) выполнен Матвеем Райсеком (1499 г.). Сетчатый свод Рейсека продолжил Бенедикт Рейд легким кружальным сводом. Своды, созданные Б.Рейдом над центральным и боковыми нефами, на одной высоте образуют единое пространство. Кажущаяся невесомость свода подчеркивается также ребрами, вклинивающимися и исчезающими в промежутках между стержнями опорных колонн.
Украшение сводов хоров содержит следующие изображения. На главном замковом камне находится изображение скорбного Христа, на дальнейших четырех замковых камнях символы евангелистов (Иоанн – орел, Марк – окрыленный лев, Лука – окрыленный бык, Матфей – окрыленный человек. В восточной части (вокруг изображения Христа) находятся гербы земель (против часовой стрелки): Верхней Лужицы (с быком) Силезии (черный орел на желтом фоне), Венгрии (полосатый), Чехии (со львом), Моравии и Люксембурга. Дальнейшие изображения представляют собой герб Кутной Горы (около орла – двухчастный с красным и желтым полем) и гербы цехов и братств и выдающихся личностей города.
Кружальный свод трехнефного пространства храма построили в период 1540-1547 гг. мастера Николай и Ян Влахи по планам Б Рейда. Свод собора не опирается на ребра, что было характерно для построек поздней готики – он самонесущий – и распространяется по всей ширине нефа между колоннами и стенами периметра. У ребер в данной конструкции лишь декоративная функция.
Скульптурное украшение органа в стиле барокко – ангелы, играющие на музыкальных инструментах – возникло в двух мастерских в период 1740-1760- гг. В 1903 г. орган был отреставрирован. В нем имеется 45 регистров и около 4000 органных труб.
Главный алтарь собора Св. Варвары находится в самой старой его части в хорах, которые окружены по периметру галереей с капеллами. Современный алтарь представляет собой копию готического алтаря 1502 г., выполненного по проекту Людовика Лаблера мастером резьбы по дереву Стефаном Залешаком в период 1901-1905гг.
В центре алтаря изображена Тайная вечеря, на правом притворе: внизу – Св. Екатерина, вверху – Св. Варвара, правее- Кирилл и Мефодий; на левом притворе: вверху – Дева Мария и Св. Вацлов, внизу – Св. Доротея и Св. Войтех. На навершии изображены; в центре – Иисус Христов, слева – Св. Людмила, справа – Св. Прокопий.
Св. Варвара – вверху слева.
Скульптура шахтера деревянная и относится к 1700 г. Она была создана в качестве напоминания о тех, чья работа стала источником богатства Кутной Горы.
Облицовка кафедры (1665 г.) и богато украшенные скамьи хоров были сделаны в иезуитских мастерских.
Скамьи хоров – произведение мастера резьбы по дереву Якова Нымбурского – были, вероятно, изготовлены по чертежам Петра Парлержа, но на сто лет позже – около 1490 г.
Эпитафия – надгробная плита. Центральная картина содержит изображение неизвестного художника второй половины 16 в. большой Голгофы и явно выполнена под влиянием голландской живописи
В ходе строительства храма в нем постепенно создавались капеллы. В финансировании их строительства и оснащении принимали участие частные лица, цехи и корпорации, которые в их пользу предоставляли завещательные отказы. Объем завещания проявлялся в качестве и богатстве убранства капелл, подчеркивая общественную значимость заказчика. Слева от алтаря в направлении часовой стрелки в соборе находятся капеллы Св. Екатерины, Св. Блажея, Св. Креста, Св. Вацлава, Св. Смишека, Гашплиржская капелла, Южная прихожая (иезуитская капелла), Капелла чеканщиков, Капелла Св. Игнатия из Лойолы.
Ниже расположены виды отдельных элементов внутреннего убранства собора Св. Варвары в Кутна Горе:
Собор Святой Варвары. Кутна Гора, Чехия
FujiFilm X-T10. Fujinon 35mm f1.4
Лига фотографов
36.7K постов 27.8K подписчиков
Правила сообщества
1. Фотографии должны содержать тег [моё] и быть хорошего качества.
Не допускаются: мыльные фотографии; фотографии, содержащие большое количество шумов; слишком темные или слишком светлые фотографии (пересвет).
Все подобные фотографии будут перенесены в общую ленту.
Отдельное замечание по фотографиям с телефонов – фотографии просматриваемые на телефоне могут значительно отличаться от фотографии на мониторе компьютера или ноутбука (как правило с телефона не видно проблем).
Пожалуйста, проверяйте свои фотографии с телефона на устройствах с большей диагональю экрана.
2. Желательно указывать минимальный набор информации о технике, на которую сделана фотография. Если это системная фотокамера – фотоаппарат + объектив, если компактная камера или телефон – модель.
Приветствуется указывание более подробной информации.
3. Приветствуется описание процесса съемки, условия съемки, место съемки и т. д.
4. Если Вы хотите получить критику или советы по своей фотографии – добавляйте тег хочу критики. Однако учтите, что отсутствие данного тега не отменяет возможность критиковать Ваши работы.
5. В сообществе запрещается грубое обсуждение моделей (толстая, страшная, худая и т. д.)
Все комментарии подобного рода будут удаляться.
6. Запрещается прямое или косвенное оскорбление участников сообщества и их работ, язвительный тон, мат. Все подобные комментарии будут удаляться.
7. Посты о фотографах, выставках, техниках, жанрах, оборудовании, а также различные уроки (свои, скопированные, переведенные) являются исключением для пунктов 1-3.
вино там отличное продают
Про вино не знаю, а вот пиво понравилось)
у собора есть погребок, там вино с виноградников, которые рядом, на склоне
Особенности ведения бизнеса на одном небезызвестном острове
Карусель для обочечников
Надеюсь этого тут ещё не было)
Ответ на пост «Муфтий отреагировал на позицию властей Москвы по молельным комнатам в метро»
По нации я татарин, но мне глубоко до пизды вся эта религиозная суета, я считаю что любое проявление религии за пределами головного мозга любого человека – есть долбоебизм и навязывание своей религии другому человеку, хочешь ты млять верить в аллаха – верь, хочешь в макаронного – твоё право. Ни в одной религии не указано убивать ради создателя. С каждым взрывом и терактом во имя аллаха, я утверждаюсь в своём атеизме. Идите нахуй исламисты хуевы.
Взято с интернета
Сегодня день рождения у героя России Юрия Дмитриевича Буданова.
Царствие небесное Русскому герою!
Его судьба показывает, что быть солдатом в России неблагородная профессия, государству на тебя зачастую насрать, особенно когда ты становишься ненужным. .
Война, награды, слава, потом убийство какой то чеченской снайперши и после войны сразу лишение наград, обвинение в лже-изнасиловании, тюрьма, после тюрьмы общественное порицание, безработица и в конце убийство самым подлым образом.
Светлая память Юрию!
Настоящему герою России!
Насилие какое-то
Умный мальчик
И о туризме.
Правда о возрасте и компьютерных играх
В Госдуме призвали СМИ не упоминать должности виновников резонансных ДТП
Похоже они там совсем в край ебанулись!
Дак давайте пойдём дальше, сразу же не упоминать вообще ни о каких преступлениях в СМИ.
Строители
Было это году в 89-м. Дали мне шестилетнему шкету родители рубль и сказали после того, как погуляю купить хлеба и молока.
Рядом с нашим домом впритык была стройка. Дом уже стоял и шло благоустройство, отмостку делали, асфальтировали, малые формы устанавливали.
Это я сейчас такие умные слова знаю. А тогда, стою я перед выровненным блестящим слоем бетона, солнышко отражается на бетонном молочке. Не знаю, что мною двигало, но первый шаг сделали будто не мои ноги. Прохерачил я в своих сандальках по всей свежей бетонной площадке и напоследок упал рядом в большую лужу, оставшуюся после дождя.
Очнулся, начал реветь тихонько. Встаю весь мокрый, ноги по колено в бетона, нащупал в кармане мокрый рубль, достал – а его хоть выжимай. Тут уже орать начал во весь голос.
Подходят рабочие, не ругали, ничего. Помню ещё, что женщины на асфальте стояли. Давай утешать, не реви мол. Я сквозь рёв – сандали новые, носки белые, рубль пропал, жопу надерут. А у них, как мне сейчас кажется обед был, или перерыв в работе.
Я глазом моргнул не успел, а уже сидел в кабине какого-то трактора, простите, голый. А эти тётеньки дяденьки мою одежду быстро постирали, причём воду брали теплую из бака асфальтового катка. Даже рубль сполоснули и засунули под стекло кабины на солнце сушиться.
Одежду разложили тоже на кабине, на солнце она очень быстро высохла. Только сандали чуть влажные остались. Одели, по жопе для проформы один раз шлепнули легонько, за порчу бетонной площадки. И пошёл я в магазин, за хлебом и молоком. Дома меня не спалили)
Они потом ещё месяц наверно там работали. Я все к ним ходил, то воды из дома принесу, то в магазин сбегаю что-то купить. Все принимали серьёзно, как помощь.
Фотографии собора Святой Варвары
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Recent Entries
- Archive
- Friends
- Profile
- Memories
Кутна Гора. Собор св. Варвары.
Собор св. Варвары (или Барборы), покровительницы шахтеров – вторая по популярности достопримечательность города. Экскурсовод на осмотр этого великолепного памятника даст вам самое большее полчаса. Поэтому еще раз призываю съездить в Кутну Гору самостоятельно и осмотреть местные достопримечательности без спешки.
Чтобы тратить свое время на Собор св. Варвары есть как минимум две очень веских причины. Во-первых, из-за финансовых проблем, войн, эпидемий и прочих напастей строился он в несколько этапов более 500 лет. За это время менялись вкусы, стили, архитектурные тенденции и декораторские предпочтения. Поэтому собор являет собой настоящее пособие по истории архитектуры и зодчества.
Заложили его в 1388 г. на живописном скалистом утесе, с которого и сейчас открывается великолепный вид на долину реки Врчлице. В качестве первого архитектора был приглашен Ян Парлер, сын главного архитектора Собора св. Вита в Праге. Строился собор из того, что было под рукой, т.е. из местного песчаника, светлого, как бы напитанного солнечным светом с вкраплениями ракушек.
Уже в 1392 г. были освящены 15 алтарей, и к каждому из них был приставлен священник. Задуманное первоначально трехнефное сооружение за короткое время было расширено благодаря широким внешним нефам и повторяло оно лучшие образцы французской готики. Однако возникшие финансовые трудности вынудили отказаться от первоначальных планов, а гуситские войны прервали строительство наполовину построенного храма на 60 с лишнем лет. Строительство по оригинальным планам Парлера возобновилось только в 1482 г. под руководством местного камнереза Гануша. Мастер закончил поперечные сводчатые проходы, кольцо часовен вокруг пресвитерии и оба крыла запланированного поперечного нефа.
В 1489 г. на строительство прибыл пражский мастер Матиаш Режсек. По первой профессии он был учителем черчения в пражской Тынской школе, а впоследствии стал членом камнетесного цеха и был известен как выдающийся зодчий и декоратор, участвовавший в строительстве пражских Пороховых ворот. Его стиль отличается множеством деталей, мелких декоративных элементов и гротескных статуй на фасаде.
Думаю, мало кто таскает с собой на экскурсии бинокль, а у св. Варвары он был бы весьма кстати. С его помощью можно оценить, как потрясающе тонко зодчие вырезали из камня химер, демонов, гарпий, лягушек, крылатых баранов. На одной из южных колон можно увидеть обезьянку с апельсином в лапах. Считается, что это первое скульптурное изображение данного фрукта на территории Чехии. Над левым входом зодчие изобразили углекопа, повернувшегося спиной к городу и показывающего нижнюю часть тела. Фигура эта иллюстрирует сложившиеся на тот момент отношения между местными торговцами и королем.
В 1506 г. Режсек умер, но работы по его планам продолжались вплоть до 1512 г., когда муниципалитет заключил контракт с королевским архитектором Бенедиктом Риедом. Он коренным образом изменил ход работ, вновь переделав пятинефную планировку в трехнефную, над которой воздвиг монументальный свод с резными ребрами, уже опробованными во Владиславском зале Пражского Града. По проекту Риеда собор строился и после его смерти в 1534 г., но из-за истощения местных рудников, работы шли медленно. Средний тройной потолок храма был завершен только в 1547 г. До этого момента дождь и снег свободно проникали внутрь. В 1558 г. после затопление самого богатого оселского рудного пояса городские власти решили окончательно свернуть работы. Недостроенный собор был закрыт временной стеной.
В 1626 г. собор был передан в управление иезуитов и в его строительстве началась новая, барочная стадия. Внешний вид собора был значительно изменен благодаря новой крыше, которой заменили оригинальную крышу нефа и галереей, соединяя Собор Святой Варвары с новым Иезуитским Колледжем.
После упразднения Иезуитского ордена на территории Чехии, собор перешел в руки Национального Религиозного Фонда. Более трехсот лет собор оставался незавершенным и начал приходить в упадок. В 1884 г. по инициативе местного археологического общества город приступает к дальнейшему строительству, окончательно завершенному к 1906 г. Работы были проведены известными чешскими архитекторами Лаблером и Мокером. Они восстановили оригинальную крышу, расширили церковь одной областью нефа, заменили временную западную стену новым неоготическим фасадом и провели реконструкцию интерьера. Собор украсил новый орган мастерской Яна Тучека, изготовленный по Готическим планам главный алтарь и неоготические витражи работы Франтишека Урбана, изображающие сцены из истории города и чешского королевства.
Хотя в первоначальном плане собор должен был быть в два раза выше и из-за этого внутри ощущается некая асимметрия, он представляет собой великолепный наглядный пример готического памятника, претерпевшего барочные и неоготические изменения.
Внутренне убранство собора не только роскошно, но и уникально. Собор строился на деньги местных шахт и всё в нем напоминает об их нелегком труде. Это еще одна причина, чтобы задержаться здесь подольше. Живопись собора представляет собой лучшие образцы стенной росписи периода поздней готики, в которых прослеживается очень сильное влияние нидерландской школы. Особенно интересными представляются великолепные и абсолютно уникальные для средневековья фрески с горной тематикой, точно воспроизводящие различные этапы добычи и обработки серебра.
Самые ценные фрески находятся в капелле-усыпальнице местного предпринимателя Михала Смишека из Врховишт. Разбогатевший на серебре, но не имевший дворянского титула Михаль в 1485 г. купил одну из часовен собора и украсил ее по своему желанию. В частности, на стенах часовни неизвестный автор изобразил самого Михала и всю его семью. В Безменной капелле изображен чеканщик за работой. Причем, это именно портрет и даже можно разобрать имя чеканщика. В Гашпильской капелле увековечена лебедка – гашпиль, которая и дала ей имя.
Нашла приличное изображение этой фрески в сети. Полюбуйтесь, как выписаны все элементы одежды. Вполне можно изучать средневековую моду.
Кроме фресок шахтерская тематика прослеживается и в более поздних барочных статуях. Вот фигура в белом шахтерском одеянии.
А стоят фигурки на грудах руды. Вернее, трудно понять, вырастают фигуры из руды, или руда поглощает людей.
Отдельное произведение искусства – соборные витражи.
Благодаря проходящему сквозь них солнечному свету в соборе создается непередаваемая атмосфера. Человек как бы погружается в ожидание чуда.
Большинство витражей изображают реальные исторические события.
А также представляют собой портреты конкретных исторических личностей.
Вот это витраж из часовни уже упомянутого Михала Смишека. Здесь он перед алтарем со своей семьей. Удивительно воздушные изображения. Ангелы действительно парят в воздухе.