Ангкор-Ват
Ангкор-Ват — огромный индуистский храмовый комплекс в Камбодже, котрый часто называют «восьмым чудом света». Это самое большое в мире культовое сооружение посвящено богу Вишну. Силуэт Ангкор-Вата является национальным символом Камбоджи, украшает флаг и герб государства. Этот яркий и выразительный образец архитектуры Кхмерской империи привлекает в страну множество туристов.
Храмовый комплекс Ангкор-Ват символизирует собой вселенную, а его пять башен в форме бутонов лотосов символически представляют собой райскую обитель богов — гору Меру с ее пятью пиками.
Внутри центральной башни, возвышающейся над уровнем земли на 65 м, сокрыт лингам Шивы, символ животворящей божественной силы. Вокруг расположено 4 башни пониже с собственными внутренними двориками и ограждающими их галереями. С любой точки обзора можно увидеть только три из пяти башен Ангкор-Вата.
Храмовый комплекс состоит из трех уровней с террасами и галереями, повышающихся по мере движения к центральной башне. Эти три уровня символизируют части легендарной горы Меру, в верхней части которой жили боги, в средней обитали люди, а внизу, под горой — демоны. Aнгкop-Baт по сути является огромной тpexcтупeнчaтой пиpaмидой, окруженной огромным рвом длиной 3,6 км, символизирующим мировой океан.
Стены Ангкор Вата покрыты затейливой резьбой, среди которой можно разглядеть изображения божеств, батальные сцены и множество апсар — небесных дев, согласно легендам услаждающих тех, кто попал в рай. В Ангкор-Вате можно насчитать более 2 тысяч изображений апсар, причем все они не повторяются. Общая площадь скульптурных работ комплекса Ангкор-Ват составляет порядка 2 тысяч квадратных километров.
Экскурсии
Множество туристических бюро предлагают тематические или комплексные экскурсии с посещением храмового комплекса Ангкор-Ват. Также экскурсионные туры можно забронировать на официальном сайте турбюро Камбоджи.
История
В X–XII веках в древней столице Камбоджи, городе Ангкор, проживало более 1 миллиона человек, по оценкам ученых в те времена это была самая крупная столица в мире.
Правители Ангкора строили огромные, украшенные резьбой храмы. Каждый новый король видел себя центром вселенной, поэтому сооружал собственный новый масштабный храм, оставляя прежние культовые сооружения на периферии.
Ангкор-Ват, название которого переводится как «город-храм», был построен королем Сурьяварманом II, правящим с 1113 по 1150 годы. Работа над огромным храмовым комплексом заняла около 40 лет и закончилась вскоре после смерти правителя.
Постепенно Ангкор превратился в город храмов, но это его не спасло: разорительные войны, сопровождаемые периодами засухи, привели к упадку империи к XIV веку. Джунгли поглотили деревянные дома бедняков, а каменные храмовые комплексы сохранились до наших дней, хотя тоже пострадали от воздействия стихий и от корней деревьев, оплетающих камни и раскалывающих каменную кладку.
Сначала Ангкор-Ват служил государственным индуистским храмом, потом он стал буддийским храмом и царской усыпальницей. Ранее в храме жили монахи, поэтому вход в комплекс был запрещен.
В середине XIV века Ангкор был захвачен сиамцами и началась эпоха запустения. Только в 1860 году французский путешественник Анри Муо «открыл» Ангкор-Ват для европейцев.
После того, как комплекс Ангкора был включен список мирового наследия ЮНЕСКО, реставраторы начали работы по восстановлению храмов.
Тайны и легенды
Все тайны храмового комплекса пока не разгаданы, ученые продолжают исследования.
До сих пор непонятно, как были построены эти храмы из гладко отесанных камней, не скрепленных раствором. Зодчие древности сумели настолько плотно пригнать каждый камень, что порой невозможно даже разглядеть швы. Причем большинство огромных каменных блоков держится безо всяких соединений, лишь под тяжестью собственного веса. Порой в соединениях каменных деталях есть выемки непонятного предназначения, а порой они соединены «на шип», подобно гигантским пазлам.
Для создания гигантского храмового было использовано огромное количество песчаника, сравнимое только с затратами стройматериала, потраченных на строительство пирамиды Хефрена в Египте (то есть более 5 миллионов тонн).
Легенды гласят, что этот удивительный храм помогал строить бог Индра. Увидев благонравного принца, Индра пригласил его жить в своем небесном дворце на горе Меру. Однако апсары, божественные танцовщицы Индры, возражали против присутствия человека во дворце. Индре пришлось вернуть принца на землю, пообещав ему построить такой же прекрасный дворец на земле.
Есть и другие легенды о том, что Анкгор Ват построили иные небесные жители — не боги, а представители внеземных цивилизаций.
Цена билета в Ангкор-Ват 2022
Для посещения храмового комплекса необходимо приобрести билет «Angkor Pass», который действителен для посещения всех храмов на территории комплекса Ангкор. Билеты продают в специальном туристическом центре, у главного входа на дорогу к Ангкор-Вату.
Посетители могут приобрести билет на 1 день (37 долларов), на 3 дня (62 доллара) и на неделю (72 доллара). В Камбодже можно расплачиваться долларами, поэтому нет необходимости менять местную валюту.
При покупке билета сотрудники фотографируют посетителей и выдают именной билет с фотографией. Этот билет нельзя никому передавать или терять, его нужно предъявлять при входе в каждый храм.
Контролеры, дежурящие на въезде в исторический комплекс, ежедневно компостируют билеты.
Время работы
Храмовый комплекс Ангкор-Ват открыт ежедневно с 5.00 до 17.30. Восхождение на вершину главного храма открыто с двух сторон. Один вход работает с 5:00, а другой открывается только в 9:30.
- Касса: ежедневно 5:00—17:30.
- Ангкор-Ват и Срахсранг 5:00—17:30.
- Пре-Руп и Пном Бакхенг 5:00—19:00.
- Остальные храмы 7:30—17:30
Правила поведения в храмовом комплексе
С 2015 года на территории комплекса Ангкор-Ват введены более строгие правила поведения.
- Залазить на строения;
- Повреждать исторический памятник;
- Курить;
- Делать селфи на фоне монахов;
- Женщинам нельзя приближаться к монахам и касаться их;
- Женщинам и мужчинам — посещать храм в одежде, открывающей плечи или колени;
- Подавать милостыню нищим.
- Нарушение этих правил может привести к штрафу, выдворению с территории храмового комплекса или аресту.
Отзывы
В сети Интернет можно встретить немало отзывов о самом крупном на земле храмовом комплексе.
Большинство туристов восхищаются великолепием Ангкор-Вата и называют его непостижимым чудом света.
Однако есть и иные мнения. Некоторые посетители жалуются на многолюдность храмового комплекса. Для того, чтобы подняться по крутой лестнице на самый верх главной башни, туристам приходится стоять в очереди по полтора часа. Бывалые туристы советуют в это время найти себе развлечение, например, сделать фото с местными жителями, одетыми в красочные национальные костюмы. Оплата за такое фото составляет 1 доллар.
Посетители храма, организовывавшие свои экскурсии самостоятельно, без турбюро, советуют позаботиться о поиске гида заранее, потому что экскурсоводов, говорящих по-русски, в Сием Рипе очень мало, из-за этого цены на экскурсии достаточно высоки.
Если погода ясная и безветренная, туристы советуют воспользоваться возможностью осмотреть храмовый комплекс, поднявшись на воздушном шаре. Такие полеты предлагают неподалеку от комплекса Ангкор-Ват. Стоимость 15-минутного полета составляет около 20 долларов США.
Как добраться
Храмовый комплекс Ангкор-Ват находится в 5,5 км к северу от современного города Сием Рип.
Виза в Камбоджу
Для въезда в Камбоджу гражданам Российской федерации необходима виза. Визу по прибытию можно получить в международных аэропортах Пномпеня и Сием Рипа. Помимо этого есть еще несколько пунктов международного пропуска, где туристы могут подать заявку на въездную визу по прибытии.
Граница с Вьетнамом:
- Международный контрольно-пропускной пункт Бавет (Bavet);
- Международный аэропорт Кха Орм Сэм Нор.
Граница с Таиландом:
- Международный контрольно-пропускной пункт Чам Ем (Cham Yeam);
- Международный контрольно-пропускной пункт Пойпет (Poi Pet);
- Международный контрольно-пропускной пункт Осмах (OSmach).
Для получения туристической въездной визы необходимо:
- Заполненная заявка на получение визы;
- Паспорт, действительный не менее 4 месяцев;
- Одна недавняя фотография (4×6);
- Оплата визового сбора в размере 30 долларов США.
Также туристы могут заранее оформить визу на сайте МИДа Камбоджи.
Для этого нужно заполнить анкету на английском языке. Загранпаспорт заявителя должен быть действителен минимум шесть месяцев с момента въезда в страну.
Оплата за туристическую визу в размере 35 долларов США производится с помощью карт VISA, MasterCard, Discover и American Express.
Визу оформляют за 3 рабочих дня, она действует 3 месяца с момента выдачи и предназначена для пребывания в стране сроком 1 месяц. В качестве визы действует подтверждение, высылаемое заявителю по электронной почте; его нужно предъявить при прохождении паспортного контроля.
Дорога в Сием Рип
В Камбодже есть три международных аэропорта (Пномпень, Сиам Рип и Сиануквиль), регулярно принимающих множество рейсов. Из России невозможно прилететь прямым рейсом самолета в Сием Рип, но можно забронировать перелет из соседних городов Ханой, Бангкок и Хошимин.
Если туристы прибыли в страну не через ближайший к комплексу Ангкор-Ват аэропорт Сием Рип, можно воспользоваться междугородным автобусом, забронировав билет на официальном сайте туристического бюро Камбоджи.
Дорога из Сием Рипа
До исторического места можно доехать из Сием Рипа на моторикше — тук-туке. Эту транспортную услугу можно заранее заказать с помощью персонала отеля.
Опытные туристы отмечают, что для передвижений по древнему городу Ангкор лучше арендовать транспорт на весь день, потому что расстояние между храмами довольно большие. Расстояние переездов по так называемому большому кругу составляет 26 км, а по малому — 17 км. Автомобиль стоит в 2 раза дороже тук-туков, то есть 40 долларов в день, но он едет гораздо быстрее и в большинстве случаев снабжен кондиционером.
Туристы могут арендовать автомобиль в лицензированной компании, выбрав из перечня фирм на официальном сайте турбюро Камбоджи.
Стоянка транспорта расположена неподалеку от моста, по которому идет дорога к храмовому комплексу.
Храмовый комплекс Ангкор-Ват в Камбодже
” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_10764″>
Вас очень трудно удивить? Вы побывали во всех уголках планеты и считаете, что видели все? Тогда предлагаю развеять ваш скепсис очередным туром, что включает посещение одного из самых ярких памятников древней религии кхмеров. Сегодня мы отправляемся в далекую Юго-Восточную Азию, в джунглях которой сокрыто ничуть не меньше тайн и артефактов, чем в Южной Америке с ее знаменитыми поселениями майя и инков. Конечная цель нашего туристического путешествия – величественный храм Ангкор-Ват, история которого насчитывает примерно 900 лет.
Храм посреди джунглей: исторический экскурс
Если верить официальным источникам, то строительство храма было начато еще в 12 веке. Считается, что Ангкор-Ват являлся частью некогда огромной Кхмерской империи, вокруг которой даже сегодня существует немало споров.
Ангкор – это название города, который считался центром империи. Его размеры поражают. Изначально считалось, что город занимал территорию в 200 квадратных км, а теперь эта цифра выросла еще в десятки раз. Ученые утверждают, что в самый рассвет империи здесь проживали не менее 500 тысяч кхмеров. Сам храмовый комплекс был посвящен богу Вишну и считался самым ярким представителем индуистской религии. Именно архитектура строений напоминает о религии, что проповедовалась на этой территории многие века.
Строительство было завершено во время пребывания на троне короля Сурьявармана II. Именно в этот период Анкор переживал пик своего становления, представлял собой мегаполис и насчитывал население в несколько сотен жителей. Всего же к храму были отнесены огромные площади с деревнями и другими поселениями, в которых проживали не менее 80 тысяч крестьян. Немногим позже, Анкор-Ват стал не только центром для поклонения Вишну, но и Будде.
Уже в те далекие годы храм поражал воображение своей величественностью. По всему его периметру были вырыты огромные рвы (примерно 200 м), наполненные водой. Высота главной башни храма составляет рекордные для того времени 42 метра, а самая высокая точка находится над землей на 65 метрах.
Вся самая интересная информация и обзор самых потрясающих достопримечательностей Камбоджи в нашем путеводителе.
Расположение религиозного центра
Уникальное в своем роде строение, которое поражает гениальной архитектурой, размерами и богатым убранством, расположено всего в 5 км на севере от города Сием-Рип. Интересно то, что о таком строении несколько столетий подряд, начиная с 15 века, почти никто не вспоминал. Это и привело к тому, что храм пришел в некий упадок. Джунгли надежно скрыли грандиозное строение от посторонних глаз, а огромные корни тропических деревьев нанесли непоправимый вред религиозному комплексу, которые на протяжении многих лет успешно сочетал в себе центр двух религий – индуизма и буддизма.
Стоит отдать должное местным активистам и властям, которые вовремя спохватились и занялись облагораживанием территории величественного храма. И сегодня у всех нас есть уникальная возможность насладиться монументальным строением в полной мере, сделать редкие снимки и отметить красным карандашом еще одно место на карте, в котором стоит побывать еще не один раз.
Запущена программа масштабной реставрации громадного комплекса, поиском средств на которую занимается всемирная организация ЮНЕСКО. Масштабность храма и объем необходимых работ требуют серьезных инвестиций в восстановление храма. С 1992 года храмовый комплекс зачислен в список памятников культурного достояния и находится под защитой. Несмотря на это, годы наносят непоправимый ущерб строению, основой для которого выступал хрупкий песчаник. Поэтому, если хотите увидеть грандиозное строение 12 века своими глазами, не стоит откладывать вопрос с заказом путевки в долгий ящик. Поспешите собственными глазами увидеть храм и прикоснуться руками к древней истории!
Есть версия, что известного писателя Редьярда Киплинга посетила идея написания произведения «Книга джунглей» именно после посещения этого грандиозного комплекса сооружений. Кто знает, может и у вас посетит муза или озарение на создание какого-нибудь шедевра…
Чем уникален?
Как уже упоминалось ранее, храм имеет внушительные размеры и богатую архитектуру, даже отдельные элементы которой никак нельзя назвать излишеством. Кроме этого, уникальность строения обусловлена редким сочетанием сразу двух религий, что мирно уживались в стенах храма. Такого не встретишь нигде более.
Но есть и еще одна особенность. Несмотря на размеры и значение для Кхмерской империи, храм не являлся открытым для всех желающих. Попасть за его стены для совершения молебен могли лишь избранные – представители знати и короли. Здесь же находили последнее пристанище души умерших правителей, а их тела навсегда занимали отведенных места в усыпальнице. Это связано с одной особенностью здешней религии того времени. Кхмеры считали, что в храме живут боги, поэтому общаться с ними и видеть их могли исключительно избранные представители духовной и светской знати. Здесь каждая деталь имеет свое значение и играет определенную роль. Три огромные башни имеют форму бутонов лотоса, а их дизайн дополняют особые скульптуры и неповторимый барельеф.
Общая площадь храмового комплекса, который имеет форму прямоугольника, составляет без малого 200 га! А все без исключения строения возводились оригинальным способом – сверху вниз. Такой технологии археологи и ученые не встречали нигде на планете.
Считается, что внешний вид и структура комплекса в конечном итоге должны были соответствовать легендарной священной горе Мере. Строения словно повторяют все ее очертания: башни – ее пик, внешние стены – скалистые выступы, а ров у подножия – это океан, который окружает Вселенную.
Кхмеры не жалели ни сил, ни драгоценностей для создания уникального храмового комплекса. Изначально, Ангкор-Ват был самым впечатляющим по своему богатому наполнению религиозному центру кхмеров. Но в результате гражданской войны, нашествия атеистов, что больше известны как «красные кхмеры» и солдат Пола Пота в 1970-х годах, большинство украшений и артефактов было разграблено, а самому комплексу нанесен непоправимый ущерб. Защитить храм от нашествия вандалов удалось лишь в 1992 году, когда над ним был установлен контроль со стороны ЮНЕСКО.
Экскурсия по древнему храму
Сегодня туристические экскурсии по храмовому комплексу доступны практически каждому. Главное требование – соблюдать простые правила пребывания в храме и уважительно относиться к этому культурному и архитектурному памятнику.
Ангкор-Ват подарит одни из самых ярких впечатлений каждому, кто окажется в Камбодже. Экзотические приключения, история, пропитанная восточной культурой и удивительная религия – это лишь малая доля того, с чем вам предстоит познакомиться за его стенами.
Нужно также знать, что комплекс строений включает в состав несколько десятков храмов и отдельных строений, а вся ирригационная система, которой насчитывается 900 лет, и сегодня исправно работает и выполняет свои функции. Особого внимания заслуживают храмовая гора, что имеет название Байон, изображения главного бога Будды, вытесанные из камня, Слоновая терраса и изваяние Прокаженного Короля. Конечно, описать словами грандиозное творение рук человека невозможно. Каждое строение выполнено в особом стиле и имеет свои особенности. Остановимся на некоторых достопримечательностях подробнее.
Одним из ранних строений Ангкоры считается Пном-Бакхенг. Считается, что он возводился в девятом столетии и в конечном итоге получил вид сооружения с пятью ярусами и несколькими башнями. Центральная область комплекса называется Ангкор-Тхом, что в дословно переводе означает «большой город». По всему периметру он окружен водяным каналом и стенами (100 м и 8 м соответственно). Цитадель включает пять ворот, что окружают высокие башни, стены которых украшены изображениями божеств.
За стенами цитадели находится пирамида Байон, о которой уже упоминалось выше. Ее окружают 54 башни. Здесь же находятся и такие достопримечательности, как храм Бафуон (точнее его руины, которые сохранились до наших дней), дворец, святилища Бапхуоп и Пимеанакас (что больше известен как «Дворец Неба»), терраса Слонов (с которой правители и наблюдали за ходом всех церемоний). Здесь же можно насладиться оригинальными чертами Врат Победы и мостами из камня, что украшены ликами богов.
Если упомянутые выше строения, в большинстве своем, подвергались частичной или полной реставрации, то некоторые храмы сохранили свой первозданный вид. К примеру, Та-Пром.
Как добраться и где остановиться
Добраться до храмового комплекса можно из Пномпеня (240 км) или из Сием-Рипа (6 км). Именно Сием-Рип пользуется наибольшей популярностью среди туристов, поскольку в последнее время здесь активно развивается туристический бизнес. Для удобства посещения Ангкор-Ват, посмотреть на который ежегодно отправляются сотни тысяч туристов, здесь построен аэропорт международного значения, а удобство для посетителей без проблем обеспечат масса современных отелей. Добираться до храмового комплекса отсюда довольно просто. Что и обусловило такую популярность среди туристов.
Рекомендации
Если вы отправляетесь с туристическим визитом в Камбоджу впервые, лучше воспользоваться услугами гида. Даже сегодня территория страны усеяна минами и другими опасными для жизни и здоровья напоминаниями о нашествии «красных кхмеров». Поэтому добраться безопасно до храма и получить те впечатления, за которыми вы сюда приехали, проще всего в составе туристической группы под предводительством опытного гида.
Но если вы уже бывали здесь ранее, от услуг гида можно отказаться. Это даст вам существенное преимущество перед другими туристами, которые рассеяно блуждают глазами по стенам строений, следуя по пятам за гидом, что идет по привычному центральному маршруту. Оценить все величие архитектуры и заглянуть в дальние уголки Ангок-Ват в таком случае не удастся.
А ведь самое интересное начинается только тогда, когда вы сворачиваете с центрального маршрута и прокладываете свой собственный посреди башен и храмов, статуй Будды и скульптур других богов. Подобная прогулка принесет немало удивительных открытий и памятных фотоснимков. Для получения истинного наслаждения не забудьте заранее продумать форму одежды и особенно тщательно выберите обувь для пешей прогулки.
Наиболее красив храмовый комплекс на рассвете и закате. Ранний утренний визит избавит вас от толп туристических групп, которых тут огромное количество. Храм любит тишину. И именно в эти утренние часы готов открыть свои тайны истинным ценителям и знатокам восточной религии. Желаем удачного путешествия к истокам индуизма и буддизма и ярких впечатлений!
Ангкор-Ват — самый большой храм в мире
Когда смотришь на Ангкор Ват, на его ажурные башни и стены, на которых изображены мифические животные и танцующие небожительницы, начинаешь понимать, почему местные жители убеждены, что храм этот возвели боги в знак дружбы бога и человеческого принца.
Как появился Ангкор Ват
Однажды бог Индра, живший на горе Меру, пригласил в гости принца Преа Кет Меалеа (имя юноши переводится как Божественное сияние, которое дали ему за то, что он был на удивление хорош собой и при этом обладал многими талантами). Сказать, что принцу понравились небесные чертоги – означает не сказать ничего. А дворец, на стенах которого были изображены мифические животные, с башнями в форме лотоса и золотыми вершинами, попросту покорил его.
Преа Кет Меалеа и Индре подружились, и юноша долгое время жил в доме бога. И вряд ли покинул бы его, если бы против его присутствия не высказались тевода, небесные танцовщицы: принц, прибывший из человеческого мира, несмотря на все свои совершенства, нёс с собой все его соблазны, которые сильно смущали их покой и манили за собой. Чтобы сохранить мир в своём доме, бог попросил друга возвратиться домой, пообещав ему возвести копию своего дворца на земле.
Храм богов
Расположен храм Ангкор Ват в Королевстве Камбоджа, на юге полуострова Индокитай (на географической карте мира этот храм можно отыскать по следующим координатам: 13° 24′ 45″ с. ш., 103° 52′ 0″ в. д.). Находится он среди джунглей, в 240 км от Пномпея, столице страны, в пяти с половиной километрах на север от города Сиамприап (добраться сюда автобусом с Пномпеня можно всего лишь за пять часов).
Ангкор Ват (в переводе означает «Город-храм») возвели в начале XII ст. в столице государства кхмеров Ангкора, по приказу правителя Сурьявармана II и изначально был посвящён верховному богу индуизма Вишну. Храм этом является одним из наибольших культовых построек в мире, так как площадь его занимает около 2 км², при этом длина составляет 1,5 тыс., а ширина – 1,3 тыс. метров.
Несмотря на то, что размеры храмового комплекса древнего Королевства Камбоджа не могут не поражать, в действительности ничего удивительного здесь нет: территория города Ангкор превышала 400 км², а последние исследования говорят о том, что здесь вполне могло проживать около полумиллиона человек.
Поэтому он являлся одним из крупнейших городов своего времени, в котором очень хорошо были развиты архитектура и искусство: на его территории на сегодняшний день обнаружено более двухсот памятников – павильонов, храмов, дворцов, пирамид и гробниц, среди которых – и огромных размеров храмовый комплекс Ангкор Ват. Святилище это по замыслу строителей, должно было символизировать Меру, священную гору кхмеров: башни – вершина горы, стены храма – скалы, а ров – океан, что окружает Вселенную.
Строительство храма
История строительства Ангкор Ват началась во времена Сурьявармана II, который правил с 1113 по 1150 года. Окончания строительных работ он не дождался, и комплекс был достроен уже после смерти правителя: в святилище была найдена его усыпальница (в том, что гробницу обустроили на территории святыни, нет ничего удивительного, так как кхмеры были убеждены, что их правитель является воплощением бога, а возведённый храм считали его небесным домом на Земле).
Учёные утверждают, что на возведение храма Вишну ушло столько же камней, что и при строительстве пирамиды Хефрена – около 5 млн. тонн.
Вложено было намного больше усилий, так как абсолютно все каменные глыбы подверглись художественной обработке (на всех поверхностях, колоннах, перемычках и даже крышах изображен тот или иной сюжет, связанный с жизнью кхмеров) – факт, который не может не удивлять и наглядно показывает не только уровень мастерства древних строителей, но и их трудолюбие.
Каменные глыбы привозили из каменоломен, расположенных на плато Кулен (на карте оно расположено в сорока километрах на север от Ангкор Ват, поэтому чтобы добраться туда, использовали реку Сиемреап). Чтобы закрепить их между собой, строители растворы не использовали: глыбы настолько плотно подгонялись друг к другу, что швы между ними в некоторых местах невозможно отыскать.
Город-храм с внешней стороны
Ангкор Ват находится в центре обширного комплекса, который состоит из двухсот других культовых сооружений. Внешняя его стена окружена рвом, который вода заполняла до краёв во время периода дождей. Ширина его составляла 190 м – такие размеры водоёма не случайны, поскольку он является символом мирового океана. На западе строители возвели каменную дамбу, сверху которой вымостили ведущую к храму дорогу – этот вход является центральным. Также попасть на территорию храма можно с восточной стороны по земляной насыпи.
Сразу за рвом начиналась внешняя стена, длина которой составляла 1024 м, ширина – 802 метра, а высота – около 4,5 м. Была она прямоугольной формы, каждая сторона которой была ориентирована на одну из сторон света и имела надвратную башню (горупу), через которую можно было попасть на территорию храмового комплекса.
Возле башни с южной стороны находилась статуя Вишну, а самая большая горупа была установлена с центрального входа, на западе, и состояла из трех башен. Все башни были соединены между собой узорчатыми стенами: на западе их украшают барельефы, на которых изображены танцующие фигуры, а с восточной – мужчины, которые танцуют на спинах прыгающих животных, а также существа с божественной природой, деваты.
Город-храм с внутренней стороны
От центральной горупы до храма можно добраться по дороге, протяжённость которой составляет 350 метров, вдоль которой установлена балюстрада со скульптурами семиглавых змей. Сам Ангкор Ват выглядит очень интересно, так как представляет собой три расположенных друг на друге квадратной формы террасы, каждая из которых несколько меньше предыдущей.
Первый ярус расположен на высоте 3,5 метров, вторая – семь, третья – тринадцать. Благодаря разнице в высоте, древним мастерам удалось добиться интересного эффекта: по мере приближения храм не просто увеличивается в размерах, но и как будто растет.
Соединены террасы друг с другом огромным количеством лестниц, а каждый уровень опоясывает галерея. Стены, расположенные на первом ярусе, декорированы двухметровыми барельефами, изображающими мифологию и бытовые сюжеты из жизни кхмеров.
На стенах второго яруса изображено около двух тысяч скульптур танцующих небожительниц – все они отличаются друг от друга: у всех разное выражение лиц, разные фигуры, украшения. По подсчётам археологов, общая площадь созданных из песчаника скульптур и барельефов, на которых изображены сцены из индийской мифологии, история кхеров, их богов составляет более 2 тыс. кв. м.
На верхнюю террасу можно попасть по чрезвычайно крутой лестнице с узкими и высокими ступенями. Здесь расположено пять башен в форме лотоса (внешне они очень сильно напоминают шишки). Четыре башни расположены по углам, самая высокая, которая изображает гору Меру – в центре. Высота её составляет около сорока двух метров, но так как расположена она на третьей террасе, общая высота храма составляет 65 метров.
История Города-храма
В 1431 году войско соседнего государства Сиама, напав на Ангкор, полностью разрушило город, заставив жителей покинуть его – и история существования одного из самых больших поселений древнего мира подошла к концу, а джунгли надёжно укрыли своей растительностью, оставив местным жителям лишь легенды и различные сказания (правда, покинут он всё же оказался не до конца – довольно скоро в нём поселились буддистские монахи).
Европейские путешественники иногда случайно во время странствий обнаруживали его, но не сумев привернуть к находке общественного интереса, отступали – и про город снова на долгое время забывали.
Так продолжалось до тех пор, пока в 1861 году к Ангкор Ват не смог добраться француз Анри Муо, который, мгновенно оценив находку, смог популяризовать её на Западе – и нова веха в истории Ангкора началась: после того, как его освободили от джунглей, он не переставал привлекать внимания не только ученых, археологов и исследователей, но и огромное количество туристов.
В 70-х годах прошлого века в Королевстве Камбоджа началась война – и археологи вынуждены были покинуть страну, а храмовый комплекс оказался в руках «красных кхмеров», коммунистов, отличающихся особой жестокостью: придя к власти, они пытаясь построить в стране социализм, казнили несколько миллионов людей. Не забыли они добраться и до Ангкор Ват – считая, что страну надо освободить от влияния религии, они обезглавили и изуродовали практически все скульптуры, где были изображены боги.
К счастью, уникальному комплексу уцелеть удалось – и в начале 90-хх годов реставрационные работы были возобновлены, а сам город и храмовый комплекс, ЮНЕСКО в 1992 году внесло в список мирового наследия.
Ангкор Ват (Angkor Wat)
История Ангкор Вата, общая информация
Ангкор Ват (Angkor Wat) в переводе с кхмерского означает «город-храм». Это самый популярный и известный объект из всего храмового комплекса Ангкор.
Ангкор Ват представляет собой часть храмового комплекса г. Ангкор в индуистском стиле, который был древней столицей Камбоджи вплоть до XV в. На сегодняшний день он сохранился лучше других храмов, расположенных на территории г. Ангкор. Храм Ангкор Ват даже изображен на государственном флаге Камбоджи.
Построен храм в период c 1113 по 1150 гг. при правлении короля Сурьявармана II (посмертное имя – Парамавишнулок) и, по одной из версий, возводился, как усыпальница для него.
В 1351 и 1431 годах сиамские войска захватывали г. Ангкор. Во время последнего нашествия город был разграблен и пришел в упадок. Жители покинули его, остались лишь монахи.
Явлением для мировой культуры Ангкор Ват стал в начале 1861 года, когда французский путешественник Анри Муо в составе исследовательской экспедиции нашел комплекс г. Ангкор. Правда, информация об Ангкоре существовала и ранее, но по тем или иным причинам, не стала общеизвестной. Так, 1850 году город Ангкор описал в своих наблюдениях, побывавший здесь, французский священник Шарль Эмиль Буйево. Есть сведения, что еще раньше здесь были португальцы.
В результате гражданской войны, развязанной «красными кхмерами» в 70-х гг. XX в., часть сооружений храма пострадала от рук вандалов.
С 1992 года храм Ангкор Ват в составе комплекса Ангкор, признан мировым культурным наследием и взят под защиту ЮНЕСКО. Специалисты этой организации обеспечивают охрану комплекса, его восстановление и сохранение, благодаря чему, сегодня вы можете увидеть это творение кхмерских зодчих. Ангкор Ват – одна из главнейших достопримечательностей Камбоджи.
В целях охраны памятника, для верхнего яруса Ангкор Вата с 2010 года установлен особый режим доступа. Отныне там могут одновременно находиться не более 100 человек. Новые правила запрещают подъём на вершину детям, людям пожилого возраста и имеющим ограниченные возможности, что раньше практически не контролировалось. Строгие требования к одежде: плечи и колени обязательно прикрыты. Во время буддийских праздников верхняя галерея теперь закрыта для посещений.
Ориентация в храме, советы для осмотра
Ангкор Ват следует посетить в обязательном порядке. Для его неспешного осмотра лучше выделить 4 часа и более. Также популярным действом является встреча восхода и заката в комплексе, поэтому многие маршруты начинаются или заканчиваются именно в Ангкор Вате. Здесь всегда много туристов, и практически невозможно сделать фотографии, чтобы в кадр не попала хотя бы парочка туристов.
Комплекс имеет протяженность с запада на восток на 1,5 км, а с севера на юг, на 1,3 км. По периметру территорию храма окружает ров с водой шириной 190 м, образуя как бы остров квадратной формы. Главный вход на остров расположен с западной стороны, и осуществляется по каменному мосту через ров. Всю эту территорию придется обходить пешком, поскольку никакой транспорт, и даже велосипеды через главный вход не пропускают. Есть, правда, возможность заехать на остров с восточной стороны и подъехать практически вплотную к главному храму, но это уже как повезет, да и дорогу найти не просто (хотя местные все знают и могут устроить).
Главное строение храма имеет куда более скромные размеры, нежели весь остров, всего 200 на 200 метров, и расположено в центре острова. Именно там сосредоточено все самое интересное, и там туристы проводят больше всего времени. Храм представляет собой пирамиду, состоящую из трех уровней, ориентированную входом и лицевой стороной на запад. C западной стороны (с лицевой) делаются те самые фотографии храма, которые обычно изображаются в путеводителях (см. точки для фотографирования на карте).
К храму от главного входа ведет широкая дорога из каменных плит, которая начинается и заканчивается несколькими крестообразными площадками, окруженными нагами (змееподобные мифические существа). Площадки имеют три уровня, на самый верхний – устанавливался трон короля. По обе стороны от дороги расположены здания библиотек, имеющие по четыре входа каждая.
Помимо древнего храма на острове есть место, которое редко посещается туристами, но тоже может оказаться довольно интересным. Это действующий храмовый комплекс, расположенный с южной стороны от главного храма.
Вы можете скачать ⤓ с нашей карты точки достопримечательностей, важные транспортные точки (автостанции, аэропорты и т.п.), районы и пляжи в формате KMZ/KML. Эти файлы можно загрузить в навигатор или смартфон для использования с приложениями офлайн или онлайн карт Google, Maps.me и других, поддерживающих данный формат, и использовать их для навигации и знакомства с курортами.
Конструкция храма, архитектура
Храм представляет собой пирамиду, состоящую из трех уровней, ориентированную на запад. Несмотря на довольно сложную конструкцию, строительство его велось от центра к периферии. С какой стороны на него не смотреть – всегда видны только три башни из пяти, что является чудом архитекторского искусства и по настоящее время.
Три уровня храма, по верованиям кхмеров, представляют три стихии: воздух, землю и воду. Центром храма является главная башня, расположенная на третьем уровне и возвышающаяся на 65 м. от земли. Она представляет собой мифическую гору Меру, где обитают верховные боги. Возводился храм, в первую очередь, для прославления индуистского бога Вишну и стал олицетворением превосходства и величия правящего короля. Отсюда и вход в центральную башню простым людям был воспрещен, лишь король и монахи могли посещать это священное место.
Центральную башню по периметру окружают еще четыре башни, верхушки которых напоминают по форме бутон лотоса. Башни каждого из трех ярусов соединены между собой крытыми коридорами, в которых располагаются галереи. Из галерей первого яруса можно подняться по довольно крутым лестницам в галереи второго, а оттуда, и в галереи третьего уровня.
В галереях находятся многочисленные барельефы и изображения, отображающие основные события, происходившие в жизни древних жителей, и сцены из индуистских эпосов. Потолочные перекрытия украшены лотосовым узором. Кое-где сохранились следы росписи. На стенах второго яруса высечены окна с фигурно выточенными столбами, напоминающими балясины.
Ангкор Ват был сооружен из песчаника, без добавления цемента, и дерева. Поэтому сохранность этого памятника остается проблематичной. Песчаник постепенно разрушается под воздействием времени и джунглей, в периоды войн храм был объектом вандализма; деревянные перекрытия почти не сохранились. Джунгли в свое время не раз поглощали храм, прорастая корнями сквозь стены.
1 уровень
Перед входом на первый уровень, имеющий размеры 215 на 187 м., установлены три башни. Этот уровень очень информативен, т.к. здесь много изображений и панно различной индуистской тематики. Всего в галерее первого уровня расположены восемь гигантских панно высотой 2 метра и длиной около 1000 м. Изображения на данных панно «цитируют» основные эпизоды из популярных и по сей день древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата».
С внутренней стороны галереи – глухая стена, на которой, собственно, и представлены барельефы, с внешней стороны галереи установлен двойной ряд колонн, образующих неширокий проход для осмотра барельефов. Потолки украшены резьбой, напоминающей цветок лотоса.
Каждая главная галерея заканчивается угловыми павильонами, два из четырех входов которых соединены непосредственно с главными галереями, а другие два заканчиваются небольшими углублениями в стене (нишами, тимпанами). В этих нишах тоже ранее находились барельефы и панно, но, к сожалению, сегодня едва ли можно что-то различить.
Осмотр барельефов предлагается начинать с западной галереи в южной части (битва при Курукшетре) по ходу движения против часовой стрелки, но решать все же вам.
Западная галерея
- Северное крыло западной галереи
Здесь изображены сцены из эпоса «Рамаяна», а именно битва за о. Ланка. Мы видим как Рама (бог солнца), стоящий на плечах Ханумана (бога обезьян), вместе с братом Лакшманом, младшим братом Раваны – Вибхишаном и армией обезьян сражается с повелителем о. Ланки – Раваной (царь демонов), который едет на колеснице, запряженной львами, и в каждой своей руке (всего 20) держит оружие.
Южное крыло западной галереи
На этом панно изображена сцена яростного сражения на Курукшетре из эпоса «Махабхарата» между двумя кланами Кауравами (изображены слева) и Пандавами (изображены справа), которая длилась 18 дней. На самом нижнем ряду видна вереница воинов-пехотинцев, вооруженных копьями и щитами. На втором и третьем ряду – военачальники, полководцы на слонах или колесницах.
Здесь вы также увидите и мертвого полководца, воина на слоне, раненного военачальника. Некоторые части барельефа так отполированы миллионами рук, так что похожи на черный мрамор.
Южная галерея
- Западное крыло южной галереи
Галерея представлена панно, на которых изображены некоторые моменты правления короля Сурьявармана II (Парамавишнулок).
На одном из барельефов (западная часть) король изображен сидящем на троне в окружении слуг и подданных, в руке у него оружие, напоминающее топор. Панно является символом его величия и могущества.
На другом барельефе (восточная часть) короля окружает армия. Шествуя верхом на слонах, военачальники и полководцы ведут на бой своих воинов. Далее к западу от вестибюля видна тайская наемная армия, которая в то время была союзником кхмеров в их войне с Тямами (чамы). Отличить кхмеров можно по квадратным нагрудникам и копьями; тайцев по шапкам, юбкам и трезубцам. Часть этой панели была повреждена артиллерией в 1971 г.
Восточное крыло южной галереи
Эта половина галереи посвящена сценам ада и рая. Потолок галереи был восстановлен в 1930-х годах. На барельефе изображены 32 уровня ада и 37 уровней рая, согласно верованиям кхмеров.
На уровне верхнего и среднего рядов представлены сцены, на которых к богу Яме (царь демонов), окруженному слугами, идут люди для свершения вечного суда. Бог Яма сидит верхом на черном быке, в каждой из 18 рук держит по пруту. Чуть ниже Ямы располагаются его помощники, которые докладывают о грехах и заслугах представшего на суд, а Яма, выслушав доклад, решает очередную судьбу.
В нижнем ряду изображена дорога в ад, по которой грешников тащат дьяволы.
Справа от Ямы находится сцена, разделенная по горизонтали линией гаруд (птица бога Вишну, борец с нагами) на ад и рай. В раю праведники наслаждаются в окружении апсар (небесные нимфы). Внизу грешники подвергаются различным адским пыткам и страданиям.
Восточная галерея
- Южное крыло восточной галереи
На этом барельефе изображена сцена из кхмерской легенды о пахтании (сбалтывании) Океана молока, которая повествует о сотворении мира. Панно признано самым выдающимся в храмовом комплексе и, несомненно, заслуживает особого внимания.
Здесь перед взором предстает сюжет, где 88 асур (демонов) слева и 92 дэва (богов) в украшенных гребнем шлемах справа, держат змея, используя его в качестве веревки, а гору Мандару в качестве оси, которую обвивает эта «веревка». Асуры держат змея за голову, а дэвы – за хвост. Подтягивая конец «веревки» на себя каждая из групп приводит к вращению гору, которая вспенивает океан, чтобы получить так необходимый каждой группе эликсир бессмертия. Вишну, исполненный в виде огромной черепахи, использует свой панцирь как опору и точку вращения горы Мандара. В результате сбалтывания из воды появляются 14 сокровищ: Брахма, Шива, Хануман (бог обезьян) и Лакшми (богиня красоты) и др. В верхней части панно над головами поют и танцуют апсары (небесные нимфы). В нижней части панно в хаосе мечутся подводные обитатели океана.
Северное крыло восточной галереи
Эта часть галереи изображает победу бога Вишну над асурами (демоны). Вишну восседает на гаруде (ездовая птица Вишну), а со всех сторон к нему движутся войска демонов.
Ученые предполагают, что эта галерея была построена в более поздний период, возможно в XV или XVI вв.
Северная галерея
- Восточное крыло северной галереи
Здесь представлены несколько сцен победы бога Кришны над царем демонов – Баной.
На одной из них Кришна сидит на гаруде (ездовая птица Вишну), а перед ним город, где живет Бана. Гаруда извергает огонь и Бана сдается.
В другом эпизоде – Кришна спасает город Дварака (столица племени, к которому принадлежит Кришна) от пожара, насланного сыном царя Каши.
На другом панно изображена битва Кришны с Баной, который мчится на него в колеснице, запряжённой львами.
В заключительной сцене Кришна, склонив колени перед богом Шивой, просит его пощадить Бану.
Западное крыло северной галереи
В данной части показана битва 21 бога пантеона Брахмы с демонами.
Боги изображены в соответствии с их атрибутами: Вишну (верховный бог) имеет 4 руки и сидит на гаруде, Шива (верховный бог) сидит в позе лотоса, на лбу третий глаз; Кубера (бог богатства) – с тремя ногами и одним глазом; Хануман (бог обезьян) с лицом обезьяны; Лакшми (богиня красоты) сидит на лотосе, в каждой руке держит лотос; Муруган (бог войны) с шестью головами и двенадцатью руками и ногами, сидит на павлине и прочие.
2 уровень
Второй уровень храма имеет размеры 100 на 115 метров. Сюда можно попасть, следуя по крытым коридорам из первого уровня через центральный вход (с запада на восток). Три надвратные башни центрального входа соединены с тремя башнями второго яруса своеобразными коридорами. Образовавшееся пространство разделено еще на четыре прямоугольных внутренних дворика, которые во время сезона дождей превращались в искусственные бассейны.
Поднявшись на второй ярус, справа и слева расположены здания библиотек, имеющие по четыре входа, и центральная лестница, ведущая на третий уровень храма.
Здесь расположены десять входов, каждый из которых украшен импровизированной крышей. Лучше всего крыши сохранились над восточным входом северной галереи и центральным входом южной галереи.
Галереи второго уровня представлены коридорами. Одна часть стены (с внешней стороны) глухая, другая (с внутренней стороны) – с окнами, решетками для которых служат невысокие фигурные столбики. Во внутреннюю часть двора коридоры открываются двойным рядом колонн, образующим крытые галереи шириной около 3 м. Барельефы галерей демонстрируют изображения почти двух тысяч апсар, ни одна из которых не похожа другую.
На пересечении с галереей (с севера на юг) находятся восемь угловых колонн, связанные между собой диагональными перемычками, с неизвестными надписями.
По южной галерее вдоль глухой стены стоит множество статуй.
3 уровень
Третий уровень имеет размеры 75 на 75 м и находится на высоте 25 м от земли. Всего же высота центральной башни 65 м от поверхности земли.
Пространство этого яруса разделено на четыре квадрата, представляющих собой дворики, из которых можно подняться, как к угловым, так и к основным башням. К башням ведут 12 лестниц с очень крутыми ступенями. Правда, только одна из лестниц, ведущая к центральной башне предназначена для туристов, и располагается у южной башни. Башни соединены друг с другом просторными коридорами.
От центральной башни отходят четыре галереи открытые с обеих сторон по 15 м в длину каждая. С одной стороны (внутрь) расположен двойной ряд колонн, с другой (наружу) – окна, с решеткой из фигурных столбиков. Барельефы здесь украшены резьбой с изображениями полубогов (деват).
Центральная башня выглядит особенно царственно, если смотреть на нее либо ранним утром от подножия северо-восточной башни, либо на закате – от подножия северо-западной башни.
С высоты третьего яруса открывается превосходный вид на окружающие окрестности.
Ангкор Ват
Ангкор Ват (Камбоджа) признан одним из основных историко-архитектурных объектов Юго-востока Азии, где сохранились руины храмов и построек, вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
5,5 километров в северном направлении отделяют камбоджийский город Сием Рип от сохранившихся сооружений древней империи кхмеров. Неразгаданные тайны Ангкор Вата на протяжении многих лет волнуют исследователей, историков, археологов.
История Ангкора Вата
Возникновение идеи, планирование, процесс возведения архитектурного памятника соответствует началу XII века, периоду правления Сурьявармана II (1113 – 1150). Предназначенный для поклонения богу Вишну, он был построен как государственный и королевский храм центра столицы. Имеется несколько версий изначального наименования, но точно оно не установлено.
Интересно. По данным Чжоу Дагуань, китайского путешествующего посла XIII века, считалось, что святилище было построено духовным архитектором за единственную ночь.
К концу XII века Ангкор Ват поэтапно превращается из индуистского храма в центр поклонения Будде, что продолжается до сегодняшнего дня.
После кончины правителя Сурьявармана II некоторые барельефные картины остались незавершенными. Усыпальница-мавзолей стала последним пристанищем правителя.
Продолжили развитие, дальнейшее строительство Ангкора «король-солнце» Джайяварман II, а затем его преемники.
1431. Закончился Ангкорианский период империи кхмеров. Ангкор был разрушен и разграблен тайскими захватчиками, традиционными врагами. Храм был заброшен 500 лет. Лишь монахи оберегали сокровище.
1586. Антониу да Мадалена, португальский монах, один из первых представителей западного мира, посетив религиозную достопримечательность, восхищенно описал творение архитектурного искусства.
XVII век. Четырнадцать надписей свидетельствуют о японских буддийских паломниках, которые создали небольшие поселения вокруг святилища.
1861. Французский путешественник Анри Муо описал в путевых заметках высокий уровень архитектуры храмового комплекса Ангкор-вата, чем привлек внимание к достопримечательности.
1992. Токийские ученые создают Международный координационный комитет с целью возрождения величия Ангкора. С 90-х годов XX века храм Ангкор-Ват становится крупным туристическим центром.
Туризм позволяет собрать дополнительные средства для технического обслуживания территории. Большинство работ финансируется иностранными организациями, а не Камбоджийскими властями.
По пути к храму туристы видят скульптуры огромных семиголовых змей, провожающих к святыне.
Водный канал шириной 190 метров ограничивает квадратную форму территории храма. Переход через ров идет по западному и восточному мостам. Главный вход (западный) представляет собой широкую дорогу из тяжеловесных плит песчаника, основного строительного материала конструкции.
По левой и правой сторонам дороги находятся сооружения библиотек (по своей сути это не собрание книг, а ритуальные помещения). Одна библиотека была реставрирована японскими реставраторами с помощью виртуальных технологий.
Большинство видимых зон выполнено из блоков песчаника, латерит используется для наружных стен, для скрытых структурных частей. Связующее средство для соединения блоков точно не определено, предположительно применялись природные смолы или растительная смесь.
Историческое сооружение имеет трехуровневое устройство: три прямоугольные, концентрически расположенные галереи, связанные крестообразными галереями. Строительная конструкция олицетворяет гору Меру, дом богов: расположение башен в шахматном порядке символизирует пять вершин горы, а стены, ров символизируют, соответственно, окружающие горные хребты, океан. Доступными верхние помещения были служителям, властителям. Обычные люди допускались исключительно до нижнего уровня.
Характеристикой Ангкор Вата, отличающей его от большинства Кхмерских храмов Древней Азии, является то, что он ориентирован на запад, а не Восток. Это привело многих к выводу, что он предназначен служить погребальной усыпальницей.
Сторонам света соответствует гопуры (надвратные башни). Южная башня стала местом нахождения восьмирукой статуи Вишну. Два дополнительных входа по обе стороны гопуры часто называют «слоновые ворота», так как они являются достаточно большими, чтобы прошли эти животные. Галереи имеют квадратные столбы по внешней (западной) стороне, закрытые стены на внутренней (восточной) стороне. Потолочную поверхность между колоннами украшают лотосы; западную стену – небесные танцовщицы; восточная стена оживлена танцующими мужскими образами, скачущими лошадьми, деватами (полубогами).
Архитектурные элементы, характерные для стиля:
- стрельчатые башни по форме бутонов лотоса;
- полугалереи для расширения проходов;
- осевые галереи, соединяющие корпуса;
- крестообразные террасы вдоль главной оси строения.
Типичные декоративные элементы:
- изображения индуистских полубогов деват или апсарас (небесных танцовщиц),
- барельефы,
- фронтоны с сюжетными сценами.
Интересно. Исследователи насчитали у изображенных апсар 36 разновидностей причесок.
Наружная терраса открыта с внешней стороны храма. Данная область имеет много надписей, связанных с добрыми делами паломников. Большинство написано на кхмерском, некоторые – бирманском или японском языках.
Крестообразный «Зал тысячи Будд», соединяющий наружную и внутреннюю галереи, содержал ранее множество скульптурных изображений Будды. Они были разрушены красными кхмерами. Лежащий Будда (южная часть галереи) сейчас является образом преклонения буддистов.
Очень крутые лестницы представляют трудность восхождения к «царству богов». Многие наиболее опасные закрыты для посетителей.
Кровли галерей украшены мифическим мотивом: телом змеи, заканчивающимся головой Льва. Резные перемычки и фронтоны украшают галерейные входы. Башня над центральным строением возвышается на 43 метра, достигая уровня 65 метров над поверхностью земли.
За основу внутреннего декорирования внешней террасы взяты сцены, отображающие эпизоды из Индуистских поэтических произведений «Рамаяна» и «Махабхарата». Изображения идут против движения часовой стрелки. Западная галерея имеет барельефы битвы из «Рамаяны», в которой Рама наносит поражение демону Равану, и сражения на Курукшетре из «Махабхараты», закончившегося взаимным поражением и гибелью семейств Кауравов и Пандавов. Жизненный путь основателя Сурьявармана II отражают барельефные рисунки южной галереи.
Второй уровень открывает панораму центральных башен. По переходам, базирующимся на круглых столбах, посетители достигают третьего яруса. Пять конических башенных сооружений, расположенных по 5 точкам квадрата, символизируют центр мироздания.
Как добраться до Ангкор Вата
Ближайший аэропорт находится в Сием Рипе. Авиакомпании Аэрофлот, Thai Airways, China Southern Airlines осуществляют ежедневные рейсы Москва – Сием Рип. Рейсы не прямые, через Ханой, Бангкок, Куала-Лумпур. Стоимость перелета (обе стороны) зависит от месяца:
- Месяц самых высоких цен – август (до 66 500 рублей).
- Средняя стоимость май-июль – 35 688 рублей.
- Самые дешевые перелеты приходятся на осенние месяцы (средний показатель – 31 587 рублей).
От Сием Рипа к достопримечательности можно доехать несколькими способами:
Арендованный велосипед рекомендуется физически подготовленным туристам. Суточный прокат стоит около 2 USD. По причине того, что уже около 9.00 становится достаточно жарко, велосипедисты выезжают рано утром.
Самым распространенным и многочисленным транспортным средством считается «Тук-тук», представляющим собой мотоцикл с повозкой. Пассажирское место вмещает до 4-х человек. Есть ограничение по въезду в историческую зону.
Вид перевозки | Цена |
По Малому кругу | 10 USD – 12 USD |
По Большому кругу | 15 USD – 18 USD |
Дополнительно за выезд на встречу рассвета или восхода | 5 USD |
Автомобиль с водителем будет стоить от 25 USD до 35 USD. С каждым годом плата возрастает.
Совет туристам. Приветствуется договоренность с водителем на 3-4 дня, что способствует снижению платы.
Организованные туры (автобусами или минивэнами), приобретенные у городских агентств, стоят от 11 USD до 45 USD.
Согласно путеводителю, самый величественный храм входит в Малый и Большой круг религиозно-исторического комплекса. Стоимость экскурсии в Ангкор Ват зависит от срока действия приобретаемого билета:
- однодневная – 37 USD;
- 3-х дневная – 62 USD;
- 7-дневная – 72 USD (любые 7 дней за 1 месяц).
Стоимость входа (билеты на 3, 7 дней) включает оплату фотографии, требуемой для их действия.
Кассы открываются рано утром (5:00) отдельно для покупки билетов на однодневные и многодневные экскурсии. На территорию открыт доступ с 7:40 до 17:00. Для особого ритуала, встречи рассвета, посетителей допускают до восхода солнца (5:30).
Совет туристам. Во время праздничных мероприятий открывается бесплатный доступ местному населению. Из-за большого скопления людей лучше перенести посещение достопримечательности. Оптимальным периодом визита считается осень-зима.
В ясную погоду при отсутствии порывов ветра смелые путешественники могут воспользоваться подъемом на воздушном шаре, чтобы осмотреть жемчужину Камбоджи с высоты птичьего полета. Стоимость для взрослого – 22 USD, для детей – 12 USD.
Совет туристам. В главный храм не пустят в шортах и майках. Аренда одежды не предусмотрена. Следует позаботиться о воде. Перед входом продаются фрукты и вода, но дороже, чем в городе.
Туристы не могут жить в храмовом комплексе, следует остановиться в Сием Рипе, предоставляющем множество отелей разного уровня сервиса. Ниже представлены некоторые наиболее популярные:
Название гостиницы | Стоимость за ночь |
Chronicle Angkor Hotel | 61 USD |
Lotus Blanc Resort | 49 USD |
Khmer Mansion Boutique Hotel | 44 USD |
Golden Butterfly Villa | 31 USD |
Ladear Angkor Boutique | 29 USD |
Rose Royal Boutique Hotel | 24 USD |
Посетившие Анкгор Ват понимают, почему это символическое отражение устройства Вселенной, построенное много веков назад, гордо украшает национальный герб и флаг Камбоджи.
Ангкор-Ват: как организовать самостоятельную поездку
Еще недавно перемещаться по территории Ангкора туристам можно было только с гидом или на велосипеде, но теперь ситуация изменилась.
Рассказываем, как организовать самостоятельную поездку в Ангкор, стоит ли брать билет на 7 дней и что посмотреть, кроме самого известного «храма с корнями».
Зачем ехать в Ангкор
Ангкор — самый большой доиндустриальный город планеты, с 9 по 15 века он был столицей процветающей Кхмерской империи. До нас от древнего города дошли в основном храмовые постройки. А их было много: каждый правитель возводил себе новый храм, да такой, чтобы наверняка затмить предшественников. Подключились и брахманы: так на территории Ангкора появились и буддистские, и индуистские святилища, всего порядка сотни.
Со временем древние постройки утонули в зелени джунглей, и к причудливым барельефам и изящным статуям добавились прорастающие сквозь камни корни деревьев — эдакое противостояние природной мощи и силы созданного человеком.
Теперь храмы Ангкора под защитой ЮНЕСКО, и реставрацией занимаются специалисты со всего мира. В древние сооружения можно заходить, подниматься на площадки и отыскивать потаенные святилища посреди джунглей — настоящий рай для исследователя.
Ангкор-Ват — название главного храма, но не всего комплекса. Археологический парк Ангкор включает сотни святилищ, многие из которых не менее интересны, чем самый знаменитый храм.
- Когда и как ехать в Камбоджу
- Билеты в Ангкор: где покупать, сколько стоят, на сколько дней брать
- Транспорт в Ангкоре: как добраться и на чем перемещаться по комплексу
- Где жить и что есть в Ангкоре
- Что посмотреть в Ангкоре за 1 или 3 дня
- Лайфхаки и подводные камни
Как и когда ехать в Камбоджу
Для въезда в Камбоджу россиянам нужна виза. Она стоит 30 $ и позволяет находиться в стране 30 дней. Можно оформить электронную визу заранее на сайте или получить ее по прибытии на границе.
Из России с одной пересадкой можно долететь в Сиемреап — город, из которого ближе всего до Ангкора. Еще в Камбоджу удобно добираться прямым автобусом из Хошимина (Вьетнам) и Бангкока (Таиланд).
Лучшее время для посещения Камбоджи — зима, когда не так жарко и нет дождей. В марте и апреле долгим прогулкам не способствует палящее солнце, а в летние месяцы в Камбодже сезон дождей. Это не значит, что ливни идут круглосуточно, но если едете в Ангкор всего на день, лучше не рисковать. Кроме того, в это время почти бесполезно охотиться на зрелищные рассветы и закаты: небо часто затянуто тучами.
Где покупать билеты в Ангкор и сколько они стоят
Билет в Ангкор продают только в официальных кассах в 4 км от центра Сиемреапа по трассе Road 60, слева от музея Ангкор-Вата. Заблудиться сложно: на дороге стоят указатели, а если едете с водителем, просто предупредите, что у вас еще нет билетов — он знает, что делать.
В кассах вас сфотографируют: въезжать и выезжать по одному билету можно несколько раз за день, и на каждом проездном печатают фото обладателя, чтобы билетом не мог воспользоваться кто-то еще. Оплатить покупку можно наличными или банковской картой.
Билетные кассы работают с 5 утра до 17:30. Если вы купили билет после пяти вечера, он действует весь следующий день.
Кликните на фото, чтобы открыть билеты в Камбоджу
Есть три типа билетов в храмовый комплекс Ангкор Ват:
- на 1 день: стоит 37 $, можно въезжать и выезжать с территории сколько угодно раз в течение дня;
- на 3 дня: стоит 62 $, действует 10 дней, можно выбрать для посещения любые 3 дня, необязательно подряд;
- на 7 дней: стоит 72 $, действует месяц, можно выбрать для посещения любые 7 дней, необязательно подряд.
На сколько дней покупать билет, зависит от времени, которым вы располагаете, и от того, насколько активно хотите изучать Ангкор. В расслабленном режиме, когда вы исследуете храмы утром, пережидаете дневную жару в Сиемреапе и возвращаетесь в комплекс вечером, удается осмотреть 3-4 крупных храма за день: больше и не нужно, если хотите сохранить свежесть восприятия.
В турборежиме с утра до вечера можно объехать с десяток храмов: сколько успеете вы, зависит от транспорта и того, как много фотографируете и насколько детально изучаете каждое место.
Ангкор — жилая территория, на которой находятся поселения местных. Это не музей за забором, поэтому не удивляйтесь, что с древними храмами соседствуют дома камбоджийцев, а возле грандиозных статуй мирно пасутся коровы. Вход на территорию для местных бесплатный, и пикник в парке с видом на Ангкор-Ват — обычный выходной любого камбоджийского школьника.
Четких границ у территории Ангкора нет. Наличие билета проверяют на постах, которые расположены на любой дороге к Ангкор-Вату. По пути есть указатели, а если едете с водителем, он обязательно завезет вас на пункт контроля.
На ваш билет поставят штамп с датой, но даже если вы едете в Ангкор второй раз за день, нужно снова заехать на контрольный пункт для проверки. Наличие штампа на билете проверяют на входе в каждый храм.
Транспорт в Ангкоре
Ангкор расположен в 8 км от города Сиемреап. Территория комплекса большая, и обойти пешком даже основные храмы — задача для самых выносливых. Весь комплекс делят на два круга дороги, вдоль которых расположены основные храмы. Длина большого круга 26 км, малого — 17 км.
Решить транспортный вопрос легко прямо в Сиемреапе. Тут есть несколько опций.
- Групповая экскурсия: тур, который можно заказать в отеле или агентстве. Комфортно, дорого, мало свободы перемещений. Цена зависит от агентства и маршрута конкретной экскурсии.
- Машина с водителем: не самый бюджетный вариант, но один из самых комфортных. Можно найти водителя, который выступит и гидом. Цена от 25-35 $ в день.
- Тук-тук с водителем: самый популярный среди туристов вариант, азиатская «карета», которую везет водитель-мопедист, он же может выступать гидом. Дешево и сердито, но зачастую после пары храмов водитель устает и срочно хочет обедать, спать и обратно в город — или просит доплату за посещение других храмов. Четко оговаривайте маршрут и стоимость еще при посадке, а в случае возражений настаивайте на своем. В среднем осмотр Ангкора на тук-туке обойдется в 15-20 $ в день.
- Велосипед: дешево и очень сердито. Полная свобода перемещений, но учтите, что крутить педали придется долго, пыльно и по жаре. Прокат велосипеда в Сием Рипе обойдется от 2 $ в день
- Мопед: самостоятельный въезд в Ангкор на скутерах туристам разрешили только в 2016 году. Если водите байк, это оптимальный вариант: довольно бюджетно (от 10 $ в сутки за обычный мопед, 15 $ за электроскутер, 1 $ за литр бензина), быстро и с полной свободой перемещений.
Где жить и питаться при посещении Ангкора
Ближайший к Ангкору город — Сиемреап. Он довольно крупный, туристический и развитый, со всем необходимым для комфортной жизни: от аптек и супермаркетов до баров и йога-классов.
В Сиемреапе много отелей на любой вкус, есть бюджетные хостелы и роскошные виллы. Почти все варианты размещения предлагают ранний завтрак для туристов, которые чуть свет отправляются исследовать Ангкор. Многие виды жилья располагают бассейном на территории: настоящее спасение после жаркого дня с прогулками по руинам.
Есть отели и на трассе между Сиемреапом и Ангкором, и даже на самой территории археологического комплекса. С инфраструктурой там хуже, чем в городе, но если приезжаете на день и хотите пожить в необычном месте, это хороший вариант.
В Сиемреапе полно кафе и ресторанов на любой кошелек, есть и греческая, и кхмерская, и мексиканская кухня. Еще местные знают толк в коктейлях и хорошем кофе, так что проблем ни с завтраком, ни с вечерним досугом не будет. Если собираетесь провести в Ангкоре весь день и не хотите мотаться на обед в город, на территории комплекса есть кафе — в основном это пластиковые столики под тентом или фургоны с хот-догами, но можно найти и что-то более солидное. Например, кафе-булочную Blue Pumpkin, где с утра можно выпить кофе с видом на Ангкор-Ват, а днем перекусить салатом из цветков банана или фирменным рыбным блюдом амок.
Что посмотреть в Ангкоре. Примерные маршруты на 1 и 3 дня
Храмов в Ангкоре сотни — всех мест не обойти, даже если взять билет на неделю.
Хорошая новость: все смотреть и не нужно, многие храмы похожи, а чтобы вы не пропустили самые интересные, мы составили чек-лист.
Плохая новость: самые интересные места — самые популярные, а проникнуться даже красивейшими храмами в толпе сложно.
Если хотите полюбоваться красотой барельефов и прочувствовать атмосферу, лучше приезжать в Ангкор к рассвету или вечером. С 5 до 9 утра даже по центральному Ангкор-Вату удается погулять без толп и сфотографировать храм с разных ракурсов.
После успеете осмотреть еще пару святилищ, а потом с чистой совестью поехать в отель завтракать, отмокать в бассейне и досыпать.
Вторую вылазку в Ангкор оптимально планировать часа на 4 дня, когда уходят и жара, и изнуренные солнцем экскурсионные группы. Доступ в храмы открыт до 17:30-19:00, как раз успеете посетить пару мест и насладиться закатом.
Такой план годится, если у вас билет на 3 или 7 дней и достаточно азарта, чтобы в отпуске вставать по будильнику.
Лучшие храмы Ангкора, которые нельзя пропустить
Еще одно популярное место для встречи рассветов — Сра Сранг. Это не храм, а бывшая королевская купальня. Если повезет с погодой, застанете красивое отражение солнца в воде.
Что еще посмотреть в Ангкоре
Экскурсионные группы возят ограниченными туристическими маршрутами, поэтому в Ангкоре легко найти малопопулярный храм, где вы окажетесь в полном одиночестве. Из интересных мест, до которых не доезжают автобусы с туристами:
- Ворота Мертвых Khmotch Gate посреди джунглей: таинственные ворота с красивой лепниной и действующими алтарями посреди лесной тропы.
- Храм Неак Пеан на воде: имейте в виду, в сухой сезон с ноября по апрель вода высыхает, и храм выглядит не так эффектно.
- Бантей Кдей и Преа Кан: менее популярные, чем Та Пром, храмы с корнями на камнях.
- Восточный Мебон: храм-близнец Пре Рупа, но тут обычно меньше людей.
Примерные маршруты по Ангкору на 1 или 3 дня
Маршрут по Ангкору на 1 день
- Рассвет перед Ангкор-Ватом, прогулка по храму, завтрак с видом на Ангкор-Ват.
- Байон, «Храм с лицами»: лучше приходить к открытию в 7:30 утра, до наплыва туристов.
- Слоновьи террасы и храм Бапхуон.
- Обед на территории Ангкора.
- «Храмы с корнями»: Та Пром, Преа Кан, Бантей Кдей.
- Закат у храма Пре Руп.
Маршрут по Ангкору на 3 дня
- Рассвет у Ангкор-Вата, осмотр храма, завтрак и кофе с видом.
- «Храм с лицами» Байон в 7:30 утра, пока не нахлынули толпы.
- Отдых: можно переждать жару в отеле или пообедать в Ангкоре.
- Подъем на храмовую гору Бакенг, закат.
- Рассвет у храма Пре Руп.
- Завтрак.
- Слоновьи террасы и храм Бапхуон.
- Отдых.
- «Храмы с корнями»: Та Пром, Преа Кан, Бантей Кдей.
- Подъем на храмовую гору Бакенг на встречу рассвета.
- Завтрак.
- Ворота Мертвых Khmotch Gate в джунглях.
- Храм на воде Неак Пеан.
- Отдых.
- Храм Восточный Мебон.
- Закат на храме Пре Руп.
Мы привели далеко не полный список интересных храмов. Если позволяют время и финансы, не сомневайтесь: в Ангкоре найдется чем заняться и 7 дней!
Ангкор-Ват — древний храм в Камбодже: первое или восьмое чудо света?
Байки Ангкор-Ват: кто создал храм?
Ангкор-Ват: история в джунглях
Камбоджийское чудо Света в цифрах
Загадки храма Ангкор-Ват и пара фактов
Правила поведения в древнем храме
В дебрях экзотических джунглей Азии, в 240 км от Пномпея и 5,5 км от Сиамприап прячется древнее мистическое сооружение. Культовый храм Ангкор-Ват (Камбоджа) демонстрирует невозможную архитектурную симметрию и переворачивает «цивилизованное» представление об искусстве.
Ангкор — столичный район Кхмерской империи
Байки Ангкор-Ват: кто создал храм в Камбодже?
Легенду о строительстве мистического Ангкор-Вата можно найти в древнейших текстах. Однажды, говорится в Ведах, бог Индра позвал в гости наследника императора. Несколько дней прекрасный принц провел в небесном замке, украшенном драгоценными камнями, дорогими тканями, золотом и серебром, в окружении бесконечного блаженства, вкусной еды и танцев.
Копия небесного пятиглавого дворца
Тяжело переносили присутствие принца лишь слуги повелителя. Он смущал их, заставляя тянутся не к божественной жизни, а человеческим соблазнам. Индра отправил обратно наследника империи, а в утешение пообещал построить точную копию пятиглавого храма на земле. Так появился потрясающий воображение Ангкор-Ват.
Древний Ангкор-Ват стал достойным соперником Соломонова Храма
Архитектурный памятник Ангкор-Ват: история в джунглях
Древний Ангкор-Ват в Камбодже — место, где не хватит рук для селфи и памяти смартфона. Датированный XII веком, уникальный памятник в Камбодже считается гигантским религиозным комплексом, посвященным индуистскому богу Вишну. Местные жители называют храм душой кхмерской нации, а вдохновленные туристы — очередным чудом Света в джунглях.
На величие Ангкор-Вата ежегодно смотрят более 2 млн. приезжих
На территории храма Ангкор-Ват нет ни единого отеля, не найдете вы и туристической инфраструктуры. И в этом весь смысл. Обетованный «островок» еще десять столетий назад был крупнейшим городом мира. С 1431 года его разрушили сиамские войска, а время утопило под «покрывалом» тропиков и джунглей.
Сегодня этот храм лучшее место для покоя и умиротворения
Ничего не зная о камбоджийском Ангкор-Вате, вы уже представляли эти места в глубоком детстве, листая «Книгу джунглей» Р. Киплинга. Автор написал рассказ о смелом Маугли сразу после поездки в древний храм Камбоджы. Да, это был Ангкор-Ват.
Нет более поэтичного и вдохновляющего места на земле!
Величественный город возводил король Сурьяварман II более полувека. Ни многочисленные войны, ни тропические джунгли, ни другие стихии не уничтожили древний храм за последующие тысячелетия.
Скульптуры Ангкор-Ват в Камбоджи веками стоят, как «вкопанные»!
В разные времена Ангкор-Ват превращался в:
- обитель индуистов
- опасные джунгли со стихиями
- буддийское святилище
- царскую усыпальницу
- монастырь для монахов-отшельников без права входа сюда посторонних
Поговаривают, что город Ангкор основали потомки жителей Атлантиды
После эпохи застоя до 1860 года религиозный Ангкор-Ват для европейцев заново открывает путешественник Анри Муо. С 1992 года древний храм в Камбодже находится под охраной ЮНЕСКО, восстанавливается и реставрируется по сей день.
Есть мнение, что храм Ангкор-Ват — наследие великих атлантов
Камбоджийское чудо Света в цифрах
Многоуровневая территория, как громкое эхо Кхмерской империи, манит в каждый уголок Камбоджи. Храм символизирует Вселенную, а пять могущественных башен — бутоны лотоса или райскую обитель древних богов — гору Меру с пятью пиками.
Храм напоминает земную проекцию созвездия Дракона, считает археолог Джон Григсби
Особый контраст роскошному каменному древнему храму создают бедные местные перуанцы, предлагающие туристам различные безделушки, дети, просящие милостыню, и дикие джунгли вокруг.
Местные исследователи утверждают, что в храме не жили, а только молились своим богам
В цифрах древний храм Ангкор-Ват выглядит примерно так:
- Площадь постройки камбоджийского храма составляет 81 га.
- Высота центральной башни Ангкор-Вата, в которой сокрыт лингам Шивы, составляет 65 м.
- У каждой из 4-х других башен есть собственная терраса, галерея.
- У подножья храма в джунглях находится ров длиной 5,5 км, шириной почти 200 м, как символ мирового океана. Кстати, в древние времена в нем разводили крокодилов.
- Скульптурная площадь всех экспонатов Ангкор-Вата и работ составляет почти 2 км2.
На стенах Ангкор-Ват изображены тысячи скульптур
Математическим и географическим парадоксом до сих пор остается факт, почему из любой точки древнего храма видно только 3 из 5 куполов.
Сотни тайн древнего храма Ангкор-Ват до сих пор не разгаданы
Загадки храма Ангкор-Ват и пара забавных фактов
Мавзолей короля Сурьявармана — одна из самых любопытных загадок мира. Пристально изучая архитектуру и историю Ангкор-Ват Камбоджа, невольно задаешься вопросами:
- Как была достигнута полная симметрия при строительстве Ангкор-Ват в Камбодже?
- Чьей фантазии хватило, нанести на стенах более 2000 изображений апсар, мифических дев-танцовщиц? Неужели камбоджийский Микеланджело?
- Как могут веками держаться гладко отесанные древние камни Ангкора, не скрепленные раствором? А ведь и вправду, большинство из них держатся под тяжестью собственного веса.
Ступени явно рассчитаны на существ гораздо выше нас
Блуждая по лабиринтам джунглей и кхмерской культуры, можно заподозрить, что древний храм в Камбодже создавался не для простых смертных. Интересно, а у самих Богов есть своя легенда создания Ангкор-Вата?
Особенно на закате открывается неземная. божественная красота
Правила поведения в древнем храме Камбоджы
«Наскальная живопись» Ангкор-Ват Камбоджа предлагает рассмотреть каждый камень, покрытый резьбой, барельефами. Здесь изображены божественные сюжеты, персонажи, эротические мотивы.
Древний храм Ангкор-Ват окружает многовековая флора и фауна
Дотронутся к ним — постигнуть божественное начало, но без фанатизма. На территории Ангкор-Вата более трех лет действует строгий свод правил поведения. Даже самый отчаянный турист не может залезть на строение, сфотографироваться на фоне монаха.
Тексты писаний на камнях выглядят так, будто их делали лазером
Ангкор-Ват — это совершенно новые формы, цвета, правила и ощущения
Заходя внутрь древнего храма Камбоджи (Ангкор-Ват), плечи и колени должны быть скрыты от глаз — можно надеть индийское сари, алладины. Также нельзя подавать милостыню. За нарушение таких правил может последовать как штраф, так и арест.
Более 2000 изображений мифических дев-танцовщиц, аспар
Для всех кому мало впечатлений — вид на храм Ангкор-Ват Камбоджа открывается сверху. Услуга полета на воздушном шаре, пожалуй, единственное экстремальное развлечение для туристов (15 минут удовольствия стоит 20$). Но поверьте: дух захватывает намного сильнее только в самом храме!