Отзыв: Домский собор (Латвия, Рига) – Посещение органного концерта в красивейшем Домском соборе
Перед поездкой в Ригу я составила перечень мест, которые обязательны к посещению.
Первое: мне очень хотелось подняться на смотровую площадку собора Святого Петра. Но этим планам не суждено было сбыться из-за погоды: она была снежной и туманной и совершенно не располагала ни к нахождению на высоте, ни к осмотру Риги сверху. К своему удивлению я даже не смогла рассмотреть Рижскую телебашню из автобуса, когда мы возвращались из замка Яунпилс в Ригу по Каменному мосту.
Вторым по важности местом, которое мне хотелось посетить, стал органный концерт в Домском соборе.
Об этом органе, пожалуй, слышали все, кто хоть немного интересуется такой музыкой. Конечно, в настоящее время этот инструмент уже не может похвастаться званием «самого-самого», но на момент своей постройки – в 1884 году, он был как раз таким: самым – самым крупным в мире.
Так как в целом, я люблю органную музыку, грех было не воспользоваться возможностью. Правда, мои планы были несколько подвержены панике, так как, рассказывая о них своим коллегам, я с удивлением услышала, что желающих послушать орган в субботу обычно очень много, поэтому, есть вероятность, что мест нам не достанется.
Я даже успела немного расстроиться, но все же сразу после пешеходной экскурсии по Риге поспешила в Домский собор за билетами.
На наше счастье, места были, и нам без проблем продали пару билетов по 10 евро каждый.
Я немного расстроилась, из-за того что концертная программа будет состоять не только из одного органа, но также из скрипки и пианино. Также в выступлении должна была принять участие исполнительница сопрано. Я ничего не имею против классической музыки, но все же, с гораздо большим удовольствием посетила бы полноценный органный концерт.
Перед концертом мы немного побродили вокруг Домского собора. Не удивительно, что это здание является одной из главных достопримечательностей Риги, ведь основан собор в далеком 1211 году, а строительство завершилось только в 1270 году.
За время своего существования собор неоднократно перестраивался. Поэтому в настоящее время нельзя выделить какой-то один архитектурный стиль.
Из примечательного, что сразу бросается в глаза, можно выделить то, что собор находится в низине. Домская площадь, на которой организована главная рождественская ярмарка Риги, расположена на несколько метров выше, чем основание собора.
Я изучила две версии, почему это произошло.
По первой, как мне кажется, маловероятной, собор под собственным весом постепенно увязает в грунте и за свою довольно приличную историю «утонул» больше чем на 2 метра.
Второе объяснение мне нравится больше: в преддверии наводнений, когда река Даугава выходила из берегов, жители Риги старались минимизировать убытки, поэтому постоянно подсыпали основные улицы смесью грунта, песка и гравия.
Таким образом, за несколько столетий улицы вокруг собора поднялись, и теперь для того, чтобы попасть в собор нужно спускаться вниз, хотя раньше, лестница вела вверх.
Не знаю, как остальные жители Риги, но дети точно очень рады такой метаморфозе и с удовольствием катаются с образовавшихся горок.
Помимо этого развлечения, возле собора стоят несколько фигурок мифических животных. Я была в восторге от единорога, на мой взгляд, это одно из самых милых фантастических существ.
Здесь же рядом расположился маленький дракончик. Помимо фигур, с этой стороны Домского собора организована и небольшая детская площадка с каруселью.
Важность здания подчеркивается тем, что в отличие от других достопримечательностей рождественской Риги, башенка Домского собора ночью подсвечена.
Примерно за 15 минут до начала концерта мы зашли внутрь. Советую Вам прийти сюда заранее, чтобы просто полюбоваться красотой внутреннего убранства собора.
Мне времени было очень мало.
Оказывается, у каждого билета есть определенное место, честно говоря, я не обратила на это внимания при покупке.
Когда мы зашли, девушки – помощницы сразу помогли нам сесть на наши места.
Перед началом концерта я успела сделать только один круг по собору, запечатлев со всех ракурсов главную достопримечательность Домского собора – орган.
Когда начался концерт, все передвинулись на более удобные места, как в театре после 3-го звонка. Мы тоже сдвинулись ближе к центру, но это нам не сильно помогло: как и во всех соборах, орган здесь расположен позади над входом.
Еще больше меня удивило, что во время концерта не просто нельзя фотографировать, но даже в руках телефон не стоит держать. Девушки, недавно помогавшие найти нам нужные места, теперь зорко следили за посетителями и делали замечания.
Так что волей-неволей пришлось полностью отключиться от окружающей обстановки и погрузиться в музыку.
Композиции, исполняемые на органе, воспринимались мной отлично, очень не хотелось, чтобы мелодия не заканчивалась. Видимо, акустика Домского собора продумана до мелочей и идеально подходит для органных концертов.
Исполнительница сопрано также была на высоте, но от ее выступления я не испытала должного восхищения, все таки не моя это тема.
После того, как была сыграна часовая программа, артисты спустились в зал на поклоны и исполнили еще несколько произведений под аккомпанемент скрипки и фортепиано.
Вот тут мне уже откровенно стало скучно и я крутила головой во все стороны, отмечая, что нужно обязательно сфотографировать после окончания концерта.
С правой стороны установлен петушок, который ранее располагался на шпиле Домского собора.
А по всему периметру зала стены украшают разнообразные скульптуры ангелов.
Сразу при входе с правой стороны установлен старый часовой механизм с башни.
Не смотря на то, что в целом собор выглядит впечатляющим и ухоженным, в некоторых местах ему бы не помешала реставрация.
В центре стояла живая рождественская елочка, украшенная однотонными серебристыми шарами. В этом, я считаю, и выражается вся прелесть католических храмов: минимум лишних деталей.
Кстати, в соборе довольно прохладно, за час, который я неподвижно сидела в зале я немного замерзла даже в куртке, поэтому сразу после концерта мы снова направились за живительным глинтвейном на ярмарку на Домской площади.
Я советую всем посетить Домский собор. Так как вход туда все равно платный, я была уверена, что стоит обязательно совместить поход сюда с органным концертом.
Но, оказалось, что на время концертов закрывается внутренний двор, который хранит в себе много интересного, как я узнала уже после окончания тура в отличном отзыве о Домском соборе. Так что уверена, что я еще обязательно сюда вернусь.
Главный символ Риги — Домский собор: история, описание, концерты и посещение
Рижский Домский собор (латыш. Rīgas Doms, нем. Dom zu Riga) — важнейшее здание Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. Кто не бывал в нем, не видел города. Название, данное собору, является производным от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О.М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»). Это самое крупное сооружение Средневековья, возведенное церковью в Прибалтике и дожившее до наших дней.
В текущий момент Собор принадлежит Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии и отвечает не только духовным, но и культурным запросам жителей республики.
- История
- Интересные факты и легенды
- Состояние на сегодняшний день
- Где расположен?
- Музеи в архитектурном ансамбле
- Расписание концертов
- Отели, находящиеся поблизости
- Расписание посещений
История
Главный собор столицы — символ и уникальная достопримечательность. Заложен 25 июля 1211 года во время торжественной церемонии, проводимой епископом Альбертом Буксгевденом , основавшем город. Строительство велось под неусыпным вниманием пастыря немецкими и нидерландскими мастерами. Несмотря на стремление епископа, возведение Храма длилось несколько десятилетий. Собор строили с использованием нового строительного материала — кирпича.
Главенствующим направлением архитектуры того времени была готика. Собор возводили весь XIII век, потом несколько раз перестраивали, поэтому пристройки выполнялись уже в стиле барокко. Считают, что возведение хоровой части нефа с крестовыми сводами закончилось к 1226 году, так как по историческим записям в тот год папский посланник епископ Модены Вильгельм вел здесь консилиум.
Основываясь на мнение ученых известно, что Рижский Домский собор изначально планировался как строение типа базилики, но потом его построили как храм с огромным залом.
В конце XIV- начале XV веков внутреннюю часть расширили, пристроив западные нефы и боковые капеллы. Приподняли центральную часть зала. Здание превратили в базилику, как было задумано изначально. Также в высь устремилась башня с восьмиугольным шпилем. С этого времени она становится в Риге высочайшей, что отмечено на картах того времени, в том числе на космографии Себастиана Мюнстера (1559 г.).
Собор получил значительные повреждения в результате пожара 1547 года, после него в 1595 году была сооружена новая крыша с пирамидальным шпилем и двумя галереями, на башню установили знаменитого петушка, особенностью которого стало окрашивание в различные цвета. Одна сторона была выкрашена золотой краской, другая- черной. По положению петушка судили об успехе торговли и наблюдали за ветром.
В 1766 году шпиль перестроили в стиле барокко. Длина куполообразной иглы вместе с петушком стала 96 метров.
Кроме этих двух направлений в архитектуре собора встречаются Ренессанс, романский стиль, югендстиль.
Заметно расположение уровня пола ниже брусчатой мостовой. Связано это с тем, что на протяжение веков для защиты от разлива Даугавы улицы постоянно подсыпали. Во время реставрационных работ в середине XX века на Домской площади был снят культурный слой, составивший 2 м.
Реставрационные и перестроечные работы в храме проводились много раз. Так работы, проводившиеся в 1881-1914 годах, оставили нам здание в том виде, который известен сейчас. Каждая сторона башни собора украшена часами, а купол башни по-прежнему венчает золотой петушок.
Интересные факты и легенды
Основателя Риги, епископа Альберт, скончавшегося в 1229 г., захоронили в недостроенном соборе «под третьим камнем, под светильником». Местоположение могилы не известно до сих пор. Поэтому живо предание о подземном ходе из алтаря собора, заканчивавшемся в подземелье с огромными драгоценностями. План подземелья и ключи от хода хранятся в Ватикане.
Существует также версия, что в под собором зарыт клад рыцарей ордена тамплиеров, спасшихся после уничтожения из Франции. В благодарность за помощь жителями Прибалтики они построили множество замков и зданий на территории Латвии. На поиски клада направлялось множество исследователей, в том числе и знаменитая немецкая организация «Аненербе». Но поиски оканчивались провалом.
Также клад искали после великой Отечественной войны. Возможно, сильнейшие наводнения Даугавы, случавшиеся в 1709 и 1744 годах, затопили проход к нему.
Во время реставрации в 2011 году были обнаружены скрытые фрески, покрытые штукатуркой времен Реформации. Фрески являют собой сюжеты «Коронация Девы Марии»и изображение библейских пророков Даниила и Иезекииля. Может быть, они скрывают тайну тамплиеров. Во всяком случае ученые не исключают такую возможность.
Собор хранит могилы богатых горожан, которые уносили с собой на то свет богатства, нажитые при жизни. При раскопках 2006 года в подвалах были обнаружены 38 захоронений и золотые шведские и русские монеты, но крупный клад так и не был найден.
Рядом с копией картины Рафаэля«Преображение Христа», созданной в 1819 году в Риме Германом Боссе, расположена золотая церковная мышь. О ней существуют две легенды:
- Одна из них о том, что строителям, ремонтировавшим в храме, не оплатили труды, они посмеялись и оставили мышку как намек на выражение: «Беден, как церковная мышь».
- Вторая гласит, что это память о наводнении в начале XVIII века, когда поднявшаяся вода затопила все вокруг, по церкви плавали доски, а на них — мыши. Ординар с отметкой, насколько высоко поднялась вода в 1709 году, находится в дальнем конце церкви, с правой стороны.
Состояние на сегодняшний день
В текущее время ведутся крупнейшие за все время работы по реставрации, которые субсидирует Европейский фонд регионального развития и Латвийская Евангелическо-лютеранская церковь. Их окончание планируется к 2022 году.
За 800 лет собор пережил многое и нуждается в аккуратном восстановлении: крыша собора, знаменитая башня, фасады, витражи, а также часть внутренних помещений, все это включено в план предстоящих работ. Несмотря на строительные леса, окружающие здание, в храме продолжаются службы и проводятся культурные мероприятия.
Где расположен?
Официальный адрес нахождения Главного собора Прибалтики: площадь Гердера, 6, Рига, Латвия.
Наряду с тем, что в соборе сохранено огромнейшее количество культовых сокровищ, особой притягательностью служит знаменитый орган, служащий эмблемой Латвии во всем мире. Домский орган — один из известнейших исторических инструментов на планете. Это огромнейший корильон, построенный немецким мастерами в 1883-1884 году. Он пришел на смену прежнему, прослужившему 300 лет, начиная с 1603 года.
Размеры органа: ширина инструмента составляет 11 м, а высота 25 м. В конструкцию, имеющую 124 регистра, входят 6718 труб длиной от 13 мм до 10 м. Центральная часть органа отделана фигурами ангелов, причудливых животных и цветочными гирляндами.
Знаменитый венгерский композитор Ференц Лист для органа Домского собора написал специальную композицию «Восхваляя Бога». Акустика Домского собора помогает слушать звуки органа с постоянным удовольствием. В 1981-1984 годах нидерландская фирма органов «Flentrop Orgelbouw Zaandam» проводила реконструкцию органа.
Музеи в архитектурном ансамбле
Во внутреннем дворе здания находится галерея, имеющая длину 118 м. Она предназначалась для шествий церковнослужителей из кафедрального собора в монастырские помещения.
В Крестовой галерее в настоящее время расположен музей истории города Риги и мореходства, основанный еще в 1773 году. Также там хранится голова Саласпилского идола и первый золотой петушок с башни собора.
Расписание концертов
В соборе можно заблаговременно приобрести билеты на концерты органной музыки, которые проводятся еженедельно по пятницам.
Расписание ближайших концертов:
- Пятница, 25 января, в 19:00 час. Концерт «Жемчужины немецкого барокко».
- Пятница, 1 февраля, в 19:00 час. Концерт камерной музыки «Колыбельная песня от трио NYX».
- Пятница, 8 февраля, в 19:00 час. Концерт камерной музыки «Калейдоскоп старинной музыки».
- Пятница, 15 февраля, в 19:00 час. Концерт камерной музыки. Квартет «3+1».
- Пятница, 22 февраля, в 19:00 час. Концерт гитариста Марча Аузиня «Покой».
Отели, находящиеся поблизости
Столицу Латвии посещает множество туристов, которые могут остановиться в отелях, находящихся поблизости с Главным собором столицы:
- Отель Garden Palace — в историческом центре Риги, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Отель Grand Poet by Semarah — в центре Риги, через дорогу от Бастионной горки.
- Гранд-отель Kempinski Riga — в Риге (регион Видземе), в 100 м от Латвийской национальной оперы.
- Отель Pullman Riga Old Town — в самом центре исторического района и занимает помещение бывшей конюшни барона Мюнхгаузена XVIII века.
- Отель Grand Palace — The Leading Hotels of the World — в центре Старого города Риги, всего в 100 метрах от Рижского замка.
- Отель Roma — в самом центре Старого города Риги, в 200 метрах от памятника Свободы.
Расписание посещений
Собор работает ежедневно. Вход бесплатный.
- Понедельник: 9:00–18:00.
- Вторник: 9:00–18:00.
- Среда: 9:00–17:00.
- Четверг: 9:00–18:00.
- Пятница: 9:00–17:00.
- Суббота: 9:00–18:00.
- Воскресенье: 9:00–18:00.
Билеты необходимо приобрести для посещения музея истории и мореходства.
Каждый гость столицы Латвии, побывавший в Домском соборе, увозит незабываемые впечатления о витражах и органе на всю оставшуюся жизнь. Желание послушать впечатляющую музыку органа, манит сюда обратно. Кафедральный сбор, ставший символом все Прибалтики, сегодня служит людям, как и много веков подряд. В тишину центрального зала люди приходят помолиться и провести время наедине с Богом.
Рижский Домский собор
Рижский Домский собор (Riga Cathedral)
Рижский Домский собор — один из символов столицы Латвии. Двери величественного древнего храма открыты для верующих и любителей музыки. Домский собор был построен в начале XIII века и в наши дни имеет статус кафедрального собора латвийской Евангелистическо-Лютеранской Церкви. Он является самым большим средневековым храмом балтийских стран и архитектурной доминантой исторической застройки Риги. На протяжении многовековой истории Домский собор несколько раз перестраивался, и поэтому в его внешнем облике легко угадываются черты романского зодчества, северной готики и барокко.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Рижский Домский собор
Основные моменты
Вот уже несколько столетий старинный собор является центром музыкальной жизни для жителей латвийской столицы и туристов. Музыка в этом храме звучит не только когда проводятся церковные службы, но и во время регулярных концертов. Наибольшей популярностью у туристов и горожан пользуются концерты органной музыки. Кроме того, под сводами Домского собора в Риге можно услышать инструментальную музыку разных веков и хоровое пение. Концертные программы организуют один-два раза в неделю, и в них принимают участие профессиональные музыканты из Латвии и других стран.
Большой орган Домского собора известен по всей Европе. Этот исторический инструмент был установлен в 80-е годы XIX века. Он имеет высоту 25 метров и состоит из 6768 труб разного диаметра. Сложный музыкальный инструмент оснащен четырьмя клавиатурами и 47 рычагами, с помощью которых можно устанавливать различные режимы звучания. Когда орган был построен, он считался самым большим в мире. Сегодня в разных странах существуют инструменты значительно большего размера, однако восхитительное звучание рижского органа высоко ценится всеми любителями музыки.
История Домского собора
В начале XIII века в Риге сгорел первый городской собор. Это был период, когда менялись строительные технологии. Здания начинали строить не только из камня, но и из кирпича, отделывая камнем углы построек. К возведению рижского Домского собора приступили в 1211 году. Поначалу новый храм строили в лаконичном романском стиле, но так как он имел большие размеры, строительные работы растянулись на годы.
В 1226 году, через 15 лет после начала строительства, Домский собор еще не был закончен, однако, здесь уже проводили церковные консилиумы, в которых принимали участие представители Папы Римского. На рубеже XIV-XV веков храмовое здание расширили, пристроив к нему западные нефы и боковые капеллы, а также повысив уровень центрального помещения. После этого собор превратился в классическую базилику.
В середине XVI века в городе произошел сильный пожар, во время которого полностью сгорел деревянный готический шпиль храма. Горожанам пришлось заново отстраивать церковную башню и возводить на ней новый пирамидальный шпиль.
В 1770-е годы российская императрица Екатерина II, из-за проблем с санитарией в городах, ввела запрет на похороны в церквях. После этого, все погребения из рижского Домского собора перенесли на кладбище, которое было устроено властями Риги за пределами города, а пол в храме повысили. Примерно в это же время старый шпиль снесли и вместо него построили новое барочное завершение, которое сохранилось до наших дней.
Рижский Домский собор сегодня
Вот уже долгое время рижский Домский собор активно реставрируют. Масштабные работы по восстановлению древнего храма были начаты в 2011 году. В течение десяти лет специалисты планируют обновить кровлю, фасады здания, внутренние помещения и витражи.
В соборный ансамбль входит старейший музей страны, рассказывающий об истории Риги и мореходства. Он был создан в 1773 году, благодаря частным коллекциям врача Николауса фон Химзеля. В наши дни здесь выставлено около 500 тысяч экспонатов. Для туристов двери музея открыты: с мая по сентябрь – ежедневно с 10.00 до 17.00, с октября по апрель – со среды по воскресенье с 11.00 до 17.00.
Видео: Виды со шпиля рижского собора
Домский собор в Риге: режим работы 2019 и стоимость билетов, интересные факты и официальный сайт
Домский собор — это главная достопримечательность Риги и самый большой кафедральный собор в странах Балтии. Домский собор является символом столицы Латвии, он расположен в самом центре Риги на Домской площади.
Шпиль башни церковного здания, как и трех других старинных церквей — Св. Петра, Св. Иоанна и Св. Якова украшает не крест, а петушок. Принято считать, что петушок защищает от всего злого и своей утренней песней может спугнуть лукавого. В тоже время петушки на шпиле выполняли роль флюгера, что было важно для жизни портового города, в который заходило много парусников.
Режим работы Домского собора в Риге в 2019 г.
- С 1 мая по 30 сентября
- Понедельник, вторник и суббота — с 9:00 до 18:00
- Среда и пятница — с 09:00 до 17:00
- Четверг — с 9:00 до 17:30
- Воскресенье — с 14:00 до 17:00
- С 1 октября по 30 апреля
- Ежедневно, кроме воскресенья, с 10:00 до 17:00
- Воскресенье с 14:00 до 17:00
- Внимание! В 12:00 и 19:00 в Домском соборе проводятся концерты органной и классической музыки. В это время вход в собор от 15 евро (стоимость билетов на концерты). Расписание можно узнать на официальном сайте
- Службы проводятся с понедельника по субботу в 8:00, по воскресеньям в 12:00
Стоимость билетов в Домский собор в 2019 г.
- Взрослый билет — 3 евро
- Во время богослужений вход бесплатный
- На концерты органной музыки билеты продаются по цене от 15 евро. Концерты начинаются в 12:00 и в 19:00. Расписание можно уточнить на официальном сайте
История
Возведение храма началось по инициативе основателя Риги, епископа Альберта Буксхвендена. В то время в Риге уже было сооружено величественное здание церкви Святого Петра, построенное на средства населения, но главный священник города хотел, чтобы новый храм был самым высоким, красивым и роскошным и олицетворял силу и власть церкви.
Кафедральный собор в честь Святой Марии был заложен в 1211 году на месте сгоревшего рыбацкого поселка ливов. Церковное здание возводили каменщики и плотники всего города под руководством опытных голландских и немецких мастеров, а главный священник тщательно проверял выполнение всех строительных работ.
По высоте новый храм превзошел церковь Святого Петра, а его стены достигали двух метров толщины. Арки оконных проемов были выполнены в виде полукругов, а своды опирались на высокие колонны.
Но не смотря на все старания епископа Альберта, ему не суждено было увидеть храм — в 1229 году он умер и, согласно летописи, был похоронен в недостроенной церкви “под третьим камнем, под светильником”. Строительство церковного здания было завершено лишь через четверть века после смерти епископа.
За свою историю храм несколько раз перестраивался и поэтому вобрал в себя многие архитектурные стили — романский и готику, ренессанс и барокко.
Серьезно пострадал храм в годы Реформации, когда он был разгромлен и лишился большей части своего убранства, а кроме того, в него четыре раза попадала молния и он горел. Современный вид церковь приобрела в 1776 году.
Орган Домского собора
Первый орган был построен мастером Якобом Раабом в 1594–1603 годах. Орган, который можно слышать сейчас, является уникальным. Он был установлен в 1883–1884 годах немецкими мастерами из города Людвигсбурга и был крупнейшим органом мира, звуками которого восхищалась вся Европа.
- Его высота составляет 25 метров, то есть равна высоте девятиэтажного дома, а ширина — 11 метров
- В конструкцию входят 6718 труб длиной от 1 сантиметра — до 10 метров, которые объединены в 124 голоса-регистра. Примерно половина труб изготовлена из сплава олова и свинца, вторая половина выполнена из дерева — груши, яблони и клена, дуба и сосны
- Воздух подается из мехов, размеры самого большого — 2,5 на 6 метров.
Интересные факты и легенды о Домском соборе в Риге
- Здание храма является самым осевшим в землю зданием Риги. Раньше, чтобы войти в храм, надо было подниматься по ступенькам, однако, за 800 лет из-за пожаров и возведения насыпей, укрепляющих берег Даугавы, уровень земли вокруг церкви поднимался. В результате сам Домский собор как будто погружался в землю и теперь, чтобы попасть в церковь, надо спуститься на 16 ступенек вниз.
- Существует легенда, согласно которой, в подземельях храма расположены кладовые, в которых сохранились драгоценности и дорогие картины, шпаги и мушкеты, усыпанные алмазами, сундуки с украшениями, золотыми и серебряными монетами, а планы этих подземелий вместе с ключами находятся в Ватикане. Косвенно легенду подтверждает тот факт, что до сих пор не найдена могила основателя Риги епископа Альберта, погребённого “под третьим камнем, под светильником”.
Рядом с храмом построен монастырь с внутренним двором и открытой галереей с крестовыми сводами — так называемый “Крестовый ход”, по которому проходили монахи, вспоминая страдания и смерть Христа. Галерея длиной 118 метров соединяла храм с находящимися рядом монастырскими помещениями — резиденцией Домского капитула. В Крестовой галерее можно увидеть гипсовую копию памятника Петру Первому, а также несколько экспонатов из Музея истории Риги и мореходства — пушки и надгробные плиты, фрагменты каменного декора и металл ковки различных утраченных рижских зданий. Здесь также хранится петушок, находившийся на шпиле церкви до 1980 года, когда во время реставрационных работ он был заменен на новый.
В сумрачном зале собраний Домского капитула обсуждались важнейшие церковные дела.
В настоящее время в Домском соборе расположен приход, Музей истории Риги и мореходства, а также филиал филармонии — концертный зал.
Официальный сайт Домского собора в Риге
Главная церковь Риги — Домский собор признан одним из самых выдающихся мировых концертных залов.
Главный символ Риги — Домский собор: история, описание, концерты и посещение
История Христорождественеского собора
О том, что в Риге нужен еще один православный храм велись обсуждения в последние десятилетия 18 века. Строительство признавали необходимым, но на этом моменте останавливались. Время шло, 1836 стал для Рижской епархии годом провозглашения независимости. Через 14 лет церковь апостолов Петра и Павла станет кафедральной, но до первых шагов к постройке храма еще двадцать лет. Князь Багратион, бывший генерал-губернатором Прибалтики в семидесятых, уверен в необходимости строительства и даже составляет ходатайство А.М.Горчакову, руководившим внешнеполитическим ведомством России. Правительство одобряет прошение и после обращения к православным жителям Риги и всей губернии архиепископа Вениамина начали вести сбор пожертвований. Это произошло почти одновременно с бурей в сентябре 1973 года нанесшей многочисленные повреждения церкви Петра и Павла. Сбор средств пошел быстрее, но этого было недостаточно. Только после приказа императора Александра II в апреле 1874 на строительство направили 900000 рублей. Это должна была стать не просто церковь, а кафедральный храм, самый значительный во всей Лифляндской губернии. Отобранные три лучших проекта отправили в столицу. Автором первого проекта был Генрих Шель, академик-остзеец, проработавший в Риге почти двадцать лет. Именно Шель через несколько лет создаст проект здания по заказу Большой Гильдии, сочетав тюдоровский стиль с яркими чертами готики. Второго — Янис Фридрих Бауман, первый латыш-архитектор с высшим профильным образованием. Был и третий, но предпочтение было отдано Роберту Пфлугу, недавно завершившему обучение в Академии художеств Санкт-Петербурга, талантливого и полного амбиций. Для своего проекта он избрал неовизантийский стиль, противопоставив его традиционной для прибалтийских губерний немецкой псевдоготике. Это совпало с очередным «обострением» отношений двух общин (остзейской и русской), увлеченно ведущих давнее соперничество в строительстве и архитектуре. Местом для возведения будущего храма было выбрано на пустующей части эспланады, не предназначенной для застройки. В 1902 по соседству Вильгельм Бокслаф займется возведением коммерческой школы в сходном стиле. Эти два строения прекрасно будут смотреться рядом. Дошло до передачи стройки подрядчикам по конкурсу. Первым стал академик Чагин, один из ведущих мастеров Виленской губернии. Изготовлением деталей и архитектурного декора из камня занималась мастерская А.Фольца.
3 июля 1876-го был освящен закладной камень будущего храма. Великолепный подарок собору сделал Александр III — двенадцать церковных колоколов. Вес главного — около 8000 пудов, колокол носил имя князя Александра Невского. Отливка велась в московской мастерской Н.Д.Финляндского, мастером Ксенофонтом Веревкиным. Когда началось размещение подарка, выяснилось, что размеры колокольни не позволяют вместить все двенадцать. Тогда император распорядился финансировать строительство еще одной колокольни, расположив ее над входом в собор. Роберту Пфлугу удалось справиться с дополнительным заказом. Над росписью внутренних помещений работали известные живописцы того времени: академики В.В.Верещагин и его коллега К.Вениг с ректором П.Шамшиным. Кисти Верещагина принадлежат иконы в верхнем ярусе очновного иконостаса. Он же написал «Рождество Пресвятой Богородицы», «Святого Александра Невского», «Рождество Христово», создал великолепные Царские врата. Шамшиным написаны были «Богоматерь с младенцем», «Иоанн Креститель». Не менее известным художником профессором Васильевым (в сотрудничестве с Корзухиным, Ф.С.Журавлевым) написаны другие образа иконостаса, расписаны храмовые приделы с плафоном. Строительство официально завершилось весной 1884-го (24.04.84), а церемония освящения проведена 28-го октября под звон всех подаренных Александром колоколов. Тогда же были принесены иконы старой кафедральной церкви крестным ходом. Но основная часть храмовых икон — заказ городского Комитета строительства. Как и задумывалось, храм стал народным с ведением службы на церковнославянском и трех других языках для прихожан основных национальностей губернии. Возведение храма обошлось в 500 тыс., 140 тыс. рублей затрачено на внутреннее обустройство и росписи. Часть икон было подарено прихожанами. Несколько торжественных служб осенью 1894-го провел сам Иоанн Кронштадтский. Много сделано в начале прошлого века двумя настоятелями — присланными в Ригу протоиереями В.С.Князевым и В.И.Плисом, сменившим его. Но в августе 1917-го после прихода в Ригу немецкой армии православному собору предстояло стать кирхой для городского гарнизона. Тогда же было приказано «превратить» православный крест на церковном куполе в католический, просто спилив «лишние» его части. Но это закончилось трагично — при попытке отпилить перекладины солдат-немец не удержал автоген и механизм изуродовал его руку. К моменту прибытия в Ригу архиепископа Иоанна (Поммера), приглашенного Вселатвийским собором православных приходов, храм был в ужасном состоянии. Кроме разрушенных иконостасов, поврежденных росписей собор был ограблен, все имевшее ценность вывезено. Ради спасения оставшегося архиепископу пришлось поселиться в подвальном помещении, куда прихожане установили печь. Не лучше была ситуация и позднее — вести богослужения позволялось только после получения от властей особого документа. Давался он на один раз. Каждодневные богослужения возобновились только в 1922-ом и только на двух языках (латышском и церковнославянском). Только во второй половине тридцатых годов храм был восстановлен, в него вернулась часть вывезенных предметов. Возвращалось прежнее отношение к храму и восприятие его как духовного центра православия в стране. Вторая Мировая война вновь прервет службы в соборе, храм будут разорять. Но после победы он снова оживет, принимая своих прихожан. Октябрь 1963 года собор встретит совсем другим — он лишится ценных росписей, будет перестроен для размещения нескольких организаций — планетария, кафе и других. Таково было решение Фурцевой, министра культуры СССР. В 1964 там разместят Дом Знаний.
История
Первый камень в основание собора был торжественно заложен епископом Риги Альбертом Буксгевденом 25 июля 1211 года. Возведение храма затянулось на долгие годы. Считается, что работы по строительству пошли стремительнее с 1215 года.
В это же время начинают использовать для возведения новый строительный материал — кирпич. В натуральный камень облекали только углы здания.
К 1226 году заканчивается возведение хоровой части и нефа с крестовыми сводами. В этот период стиль сооружения характеризуется как романский. К 1270 году строительство в основном было завершено.
Возведение западных нефов и боковых капелл, а также повышение уровня центральной области внутреннего помещения в конце XIV начале XV вв. значительно расширило здание. Тогда же удлинили башню с восьмиугольным пирамидальным шпилем.
Изначальное убранство рижского Домского собора значительно пострадало во время Реформации (XVI век), к тому же готический шпиль и многие архитектурные элементы уничтожил пожара 1547 года. Новый деревянный пирамидальный шпиль с петушком установили на башне в 1595 году.
Окончательный вид вершина башни приобретает в 1775 году, когда было принято решение о строительстве нового шпиля в стиле барокко. Современное обличье церковь приобрела после реставрации 1881— 1914 гг. С 1959 по 1962 Домский собор перестраивали под концертный зал.
В настоящее время здание находится в режиме реставрации, с 1980-х годов был проведен ряд работ:
- реконструирован орган и интерьер;
- сделана реконструкция инженерных коммуникаций;
- обновлена медная обшивка башни, перила обеих башен, установлен новый петушок;
- установлена автоматическая противопожарная система и оборудование по кондиционированию воздуха.
Христорождественский кафедральный собор в наши дни
Только к 1991 году будет получено согласие на передачу здания верующим. На восстановление всего перестроенного потребуется более пяти лет. Но в январе 1992 пройдет первая служба в восстанавливаемом соборе. Тогда уже верующие увидят заново расписанные своды, восстановленный на благотворительные деньги иконостас и заменена крыша. В 2001 собор получит комплект колоколов. Их отливали на российском ЗИЛе. Особое событие произошло в октябре 2003 года — в храм торжественно перенесли мощи священномученика Иоанна, ранее находившиеся в храме при Покровском кладбище по ул. Менесс. Следующей значимой датой стал 2011 год — открытие купола колокольни собора с восстановленным крестом и золочением отреставрированных поверхностей. Потребовалось много усилий, чтобы старинный храм, переживший несколько войн и разорение, вновь приобрел свою красоту и смог занять достойное его положение в жизни страны.
Елена Савченко специально для lions-guides.ru
Состояние на сегодняшний день
В текущее время ведутся крупнейшие за все время работы по реставрации, которые субсидирует Европейский фонд регионального развития и Латвийская Евангелическо-лютеранская церковь. Их окончание планируется к 2022 году.
За 800 лет собор пережил многое и нуждается в аккуратном восстановлении: крыша собора, знаменитая башня, фасады, витражи, а также часть внутренних помещений, все это включено в план предстоящих работ. Несмотря на строительные леса, окружающие здание, в храме продолжаются службы и проводятся культурные мероприятия.
Расписание посещений
Собор работает ежедневно. Вход бесплатный.
- Понедельник: 9:00–18:00.
- Вторник: 9:00–18:00.
- Среда: 9:00–17:00.
- Четверг: 9:00–18:00.
- Пятница: 9:00–17:00.
- Суббота: 9:00–18:00.
- Воскресенье: 9:00–18:00.
Билеты необходимо приобрести для посещения музея истории и мореходства.
Каждый гость столицы Латвии, побывавший в Домском соборе, увозит незабываемые впечатления о витражах и органе на всю оставшуюся жизнь. Желание послушать впечатляющую музыку органа, манит сюда обратно. Кафедральный сбор, ставший символом все Прибалтики, сегодня служит людям, как и много веков подряд. В тишину центрального зала люди приходят помолиться и провести время наедине с Богом.
Расписание концертов
В соборе можно заблаговременно приобрести билеты на концерты органной музыки, которые проводятся еженедельно по пятницам.
Расписание ближайших концертов:
- Пятница, 25 января, в 19:00 час. Концерт «Жемчужины немецкого барокко».
- Пятница, 1 февраля, в 19:00 час. Концерт камерной музыки «Колыбельная песня от трио NYX».
- Пятница, 8 февраля, в 19:00 час. Концерт камерной музыки «Калейдоскоп старинной музыки».
- Пятница, 15 февраля, в 19:00 час. Концерт камерной музыки. Квартет «3+1».
- Пятница, 22 февраля, в 19:00 час. Концерт гитариста Марча Аузиня «Покой».
Где расположен?
Официальный адрес нахождения Главного собора Прибалтики: площадь Гердера, 6, Рига, Латвия.
Наряду с тем, что в соборе сохранено огромнейшее количество культовых сокровищ, особой притягательностью служит знаменитый орган, служащий эмблемой Латвии во всем мире. Домский орган — один из известнейших исторических инструментов на планете. Это огромнейший корильон, построенный немецким мастерами в 1883-1884 году. Он пришел на смену прежнему, прослужившему 300 лет, начиная с 1603 года.
Размеры органа: ширина инструмента составляет 11 м, а высота 25 м. В конструкцию, имеющую 124 регистра, входят 6718 труб длиной от 13 мм до 10 м. Центральная часть органа отделана фигурами ангелов, причудливых животных и цветочными гирляндами.
Знаменитый венгерский композитор Ференц Лист для органа Домского собора написал специальную композицию «Восхваляя Бога». Акустика Домского собора помогает слушать звуки органа с постоянным удовольствием. В 1981-1984 годах нидерландская проводила реконструкцию органа.
Домский собор в Риге и органный концерт
Рижский Домский собор (латыш. Rīgas Doms) — кафедральный собор города Риги, его символ и одна из главных достопримечательностей. Является крупнейшим средневековым храмом стран Балтии. Название собора происходит от латинских выражений — «Domus Dei» («Дом Бога») и «D.О.М.» (сокращение от Deo Optimo Maximo, «Всеблагому Величайшему Богу»). В настоящее время — главное церковное здание Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии.
Является высотной доминантой Старой Риги и образующим градостроительным элементом старого города (в частности, ключевым зданием Домской площади).
Собор был основан 25 июля 1211 года, в День Святого Якоба, епископом Риги Альбертом Буксхевденом. За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно немцы. Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году. В 1524 году, в период Реформации, оригинальное убранство церкви было утрачено, а пожар 1547 года довершил уничтожение.
Сегодня общая высота башни с барочным куполом и петушком на шпиле составляет 96 метров.
Сохранившийся до наших дней интерьер церкви выполнен в готическом стиле, а основные элементы декоративного убранства в стиле барокко.
Многочисленные перестройки привели к тому, что в архитектуре собора удивительным образом переплелись различные архитектурные стили. От готического периода строительства сохранился северный портал церкви — бывший главный вход. Кроме готики и барокко, в архитектурном убранстве собора находятся фрагменты в стиле ренессанс и романском стиле.
Современный интерьер Домского собора в основном был создан в последней четверти XIX века, в период возрождения храма
От эпохи средневековья в соборе сохранилась резьба по дереву: две скамьи украшают картины «Адам и Ева в раю» и «Святая Мария», резная кафедра в стиле барокко середины XVII века
В середине XX века с части Домской площади, вдоль северной стены и восточной алтарной части собора, был снят культурный слой до позднесредневекового горизонта на глубину около 2 метров ниже остальной территории площади, в результате чего возникает ощущение, что собор располагается в низине.
Архитектурный ансамбль собора включает также Крестовую галерею и Домский монастырь, на территории которого расположен старейший городской музей — Музей истории Риги и мореходства.
Построенная в XIII веке Крестовая галерея — выдающийся образец архитектуры ранней готики. Сначала она соединяла Домский собор с монастырем — резиденцией совета высшего духовенства, или Домского капитула.
В Крестовой галерее можно осмотреть экспонаты Музея истории Риги и мореходства
пушки и их принадлежности
каменные декоры и фрагменты ковки с исчезнувших рижских строений, копию памятника Петру I
материалы археологических раскопок, включая найденную в Домском саду каменную голову — предположительно ливского идола
в нишах над арками расположены гербы родов, обществ и корпораций Риги
Здесь же расположен памятник епископу Риги Альберту Буксхевдену.
Основатель Риги, епископ Альберт, умерший в 1229 г., был похоронен в недостроенном соборе «под третьим камнем, под светильником». Могила Альберта не найдена до сих пор.
Недалеко от входа в собор размещен механизм старых часов с башни.
Пройдя далее, справа можно увидеть старый символ Риги, венчавший куполообразный шпиль Домского собора, — фигуру петушка.
Однако петушок на Домском соборе служит не только символом, но и флюгером — он поворачивается головой к ветру. Петушок весит 86 килограммов, его высота — около 0,5 метра, ширина — около 1,3 метра. Уникальность петушка заключалась в том, что одна его сторона имела золотой цвет, а другая — черный. По этой фигуре предсказывали ветер и успех торговли. Специалисты же объясняют почернение петушка влиянием влажного морского климата. Сегодня переживший две мировые войны петушок хранится в здании собора. С декабря 1985 года башню Домского собора украшает точная копия старого флюгера.
В период Рождественских праздников собор красиво украшен
В самом центре собора расположена Крестильная чаша Св. Мейнхарда конца 12 века.
Она установлена здесь с 2009 года
Никого не оставят равнодушным великолепные витражи в готических окнах здания. Эти картины из кусочков цветного стекла, созданные руками талантливых мастеров более ста лет назад, воссоздают сцены закладки первого камня собора, встречи шведского короля, провозглашения свободы вероисповедания в 1525 г. Часть витражей была утрачена в период Второй мировой войны.
Но главной достопримечательностью Домского собора является, без сомнения, его орган.
Орган, установленный в 1883–1884 годах, был изготовлен фирмой «E. F. Walcker & Co» из города Людвигсбург. Он заменил прежний инструмент, работавший с конца XVI века, который неоднократно перестраивался и расширялся. Изменения касались не только механики и труб, но и проспекта органа, его декора и цвета корпуса, поэтому в декоративной резьбе присутствуют детали стилей маньеризм, барокко и рококо.
Впечатляющий сооружение высотой в 25 метров включает в себя 6 768 металлических и деревянных труб длиной от 13 мм до 10 м. Орган имеет четыре клавиатуры для рук и одну для ног — педаль. На большом пульте — 124 регистра и 47 рычагов для включения различных вспомогательных механизмов. С малого пульта органа, находящегося на нижнем балконе, можно играть на 25 регистрах. Воздух подаётся при помощи шести мехов. Самый большой из них имеет размеры 2,5×6 м. На момент постройки орган Домского собора являлся крупнейшим в мире.
Огромную художественную ценность представляет проспект — фасад органа, центральная часть которого сохранила декор от инструмента конца XVI века. Большая часть декоративной резьбы относится к 1599–1601 годам изготовления и выполнена мастером Якобом Раабом в стиле маньеризм или раннего барокко.
Фигуры ангелов, причудливых животных и цветочные гирлянды с помощью филигранной резьбы сплелись в единый потрясающий узор
Большой орган Домского собора считается одним из важнейших памятников немецкого органного романтизма в Европе. По своим габаритам, конструкциям и красоте интонировки он по-прежнему остаётся самым большим органом всего Балтийского региона и входит в число самых крупных органов Европы.
Специально для этого органа писали произведения Франц Лист, Макс Регер, а концертировали за ним самые выдающиеся органисты мира.
Нам повезло и мы попали на маленький концерт (Сoncerto Piccolo) в 12.00 по 20 минут (стоимость билета 10 евро).
Отличительные черты органа — многокрасочность и насыщенность звучания, ведь он способен передать звучание любого музыкального инструмента. Прекрасная акустика Домского собора позволяет слушателям насладиться неповторимой красотой звучания этого удивительного инструмента.
Домский Кафедральный собор был и остается тем местом, куда люди приходят для встречи с Богом, но, в то же время, собор является и одним из лучших в Европе концертных залов, где можно насладиться волшебными звуками органа, которые проникают прямо в душу, помогают ей стать прекраснее и звучать вместе с прекрасной музыкой.
Домский собор в Риге
Если вам посчастливится побывать в Риге, ваше внимание непременно привлечет самый узнаваемый символ латвийской столицы – Рижский Домский собор (Rīgas Doms).
Крупнейший кафедральный собор Прибалтики, Домский собор – один из ведущих духовных и культурных центров Латвии.
Собор является главным храмом Евангелическо-Лютеранской церкви; здесь проходят концерты органной и духовной музыки.
Он находится в самом сердце Риги – на Домской площади. Архитектурный ансамбль собора включает также Крестовую галерею и Домский монастырь, на территории которого расположен старейший городской музей – Музей истории Риги и мореходства.
Удивительно, но факт: Домский собор расположен ниже уровня земли. Если раньше в собор поднимались по ступеням, то сейчас, чтобы подойти к северному порталу здания, нужно спуститься по 16 ступеням вниз.
Такая метаморфоза вызвана борьбой горожан с разливами Даугавы – ежегодно они подсыпали гравий на улицы города, и собор «опускался» все ниже.
Название собору дали два латинских выражения – Domus Dei (Дом Бога) и сокращенный вариант D.O.M. от Deo Optimo Maximo (Всеблагому Величайшему Богу).
История создания собора
Строительство собора началось 8 столетий назад, в 1211 году, по указанию рижского епископа Альберта (Альбрехта фон Буксхевдена). Храм должен был символизировать успехи в завоевании Ливонии.
Торжественная церемония закладки собора в честь Святой Марии на месте сгоревшего рыбацкого поселка ливов состоялась 25 июля, в день святого Якоба.
Здание возводилось местными строителями под руководством приглашенных немецких и голландских мастеров. Главный священник не жалел средств и лично контролировал ход строительства. Однако строительство растянулось на долгие десятилетия.
Основатель Риги, епископ Альберт, умерший в 1229 г., был похоронен в недостроенном соборе «под третьим камнем, под светильником». Могила Альберта не найдена до сих пор.
Претерпев значительные изменения первоначального плана, собор в целом был достроен к 1270 году. Внутреннее убранство храма было уничтожено после периода Реформации и пожара 1547 г. В этом же году была построена башня собора.
Спустя полвека ее надстроили и воздвигли деревянный шпиль, переживший 4 удара молнии и простоявший до 1766 г.
Примерно 200 лет назад, в конце XVIII века, собор обрел свой нынешний вид. После очередной перестройки башни в 1776 г. над ней был выстроен небольшой куполообразный шпиль в стиле барокко, увенчанный петушком.
Уникальность петушка заключалась в том, что одна его сторона имела золотой цвет, а другая – черный. По этой фигуре предсказывали ветер и успех торговли.
Специалисты же объясняют почернение петушка влиянием влажного морского климата. Сегодня переживший две мировые войны петушок хранится в Крестовой галерее.
Благодаря многократным перестройкам в облике Домского собора органично сплелись элементы различных архитектурных стилей – романского, раннеготического, барокко, ренессанса и модерна (югендстиля).
Планируя поездку в Ригу, обязательно следует побывать и в Сигулде. В этой статье рассказывается об этом интересном месте со старыми замками и Национальным парком.
Интерьер собора
Современный интерьер Домского собора в основном был создан в последней четверти XIX века, в период возрождения храма.
Скромное внутреннее убранство храма выполнено в готическом стиле. Никого не оставляют равнодушным великолепные витражи в готических окнах здания.
Эти картины из кусочков цветного стекла, созданные руками талантливых мастеров более ста лет назад, воссоздают сцены закладки первого камня собора, встречи шведского короля, провозглашения свободы вероисповедания в 1525 г. Часть витражей была утрачена в период Второй мировой войны.
От эпохи средневековья в соборе сохранилась резьба по дереву: две скамьи украшают картины «Адам и Ева в раю» и «Святая Мария», резная кафедра в стиле барокко середины XVII века.
Северный вход собора украшает «Райский портал» с живописным изображением коронования Марии.
Орган Домского собора
Настоящая гордость и подлинное украшение Домского собора в Риге – его орган, ставший своеобразной музыкальной эмблемой Латвии.
Домский орган – один из наиболее ценных исторических инструментов в мире. На момент создания он являлся крупнейшим в мире, а сегодня входит в число самых крупных органов Европы.
Первый орган был построен в 1603 г., прослужив почти три столетия. В 1883-1884 году немецкие мастера из Людвигсбурга изготовили и установили новый орган, звучание которого можно слышать и сегодня.
Его размеры не могут не впечатлять: ширина инструмента составляет 11 м, а высота сопоставима с девятиэтажным домом (25 м). В конструкцию, имеющую 124 регистра, входят 6718 труб длиной от 13 мм до 10 м.
Уникальную художественную ценность имеет проспект – многоярусное обрамление центральной части органа. Он выполнен в стиле раннего барокко (маньеризма) и относится к 1599-1601 гг.
Фигуры ангелов, причудливых животных и цветочные гирлянды с помощью филигранной резьбы сплелись в единый потрясающий узор.
Как и сам храм, орган неоднократно перестраивался и реставрировался. В начале XX века был снесен нижний балкон, а трубы с него перенесены на самый верх инструмента. В 1962 г. был заново создан ряд труб, утраченных в годы Второй мировой войны.
В 1980-х гг. голландские специалисты провели реставрацию органа, вернув два балкона с установленными на них пультами управления. В настоящее время проводится реставрация проспекта, и внутри собора стоят леса.
Отличительные черты органа – многокрасочность и насыщенность звучания, ведь он способен передать звучание любого музыкального инструмента, звук ветра и волн.
Прекрасная акустика Домского собора позволяет слушателям насладиться неповторимой красотой звучания этого удивительного инструмента.
Современное состояние собора
Сегодня жемчужина Риги находится под угрозой разрушения. Собор входит в список 100 мировых памятников, находящихся на грани исчезновения.
Виной такого состояния – изношенность конструкций за 800 лет существования собора, нарушения технологии при проведении реставрационных работ. Здание постепенно оседает, башня собора отклонена от вертикали на 63 см. Из-за деформации башни с нее были сняты колокола.
Сейчас Домский собор стоит в строительных лесах: с 2011 года началась масштабная реставрация всего архитектурного комплекса, рассчитанная на 10 лет.
Как посетить Домский собор
Найти собор очень просто: он находится в самом центре Риги, на Домской площади, 1. Здание – одна из высотных доминант этой части города. Ориентиром может служить золотой петушок, венчающий шпиль Домского собора.
Он выполнял двойную роль – защищал от зла и отпугивал лукавого, а также служил флюгером, показывая направление ветра многочисленным парусникам в порту.
Время работы собора
В мае-сентябре Домский собор открыт с 9 до 18 часов, в остальное время года – с 10 до 17 часов. Службы проводятся в воскресные дни, а также в дни крупных церковных и государственных праздников.
В помещении собора действует также музей, посвященный жизни старого города, который можно посетить за символическую плату (3EUR), идущую на содержание музея и проведение реставрационных работ. Дети до 10 лет проходят бесплатно.
Концерты в Домском соборе
В концертном зале Домского собора проходят концерты органной музыки. Их расписание можно посмотреть на официальном сайте Домского собора – http://www.doms.lv.
Билеты стоимостью от 7 до 15 евро продаются в кассе собора, о них лучше позаботиться заранее.
Ежегодно в начале июля здесь проходит Международный фестиваль органной музыки «Rīgas Doms». Поклонники классической музыки получат истинное наслаждение от выступлений ведущих органистов мира.
В декабре на площади перед Домским собором разворачивается традиционный Рождественский базар, на котором можно приобрести оригинальные сувениры и подарки.
Обязательно посетите Юрмалу и ознакомьтесь с её достопримечательностями с помощью нашего материала, там действительно очень красиво.
Одно из многих доступных развлечений — это посещение аквапарка, находится он совсем недалеко от Риги, узнайте больше в этой статье: https://vpribaltike.com/latviya/yurmala/mesta-yurmali/livu-akvapark-v-yurmale.html
Видео из Домского собора в Риге
Домский собор – место, которое не хочется покидать: здесь в полной мере ощущаешь притягательное очарование города, здесь задумываешься о самом главном, здесь переливаются яркими красками витражи, здесь звучит великая музыка, трогающая самые сокровенные струны души.