Плато Болавен в Лаосе – маршрут на мотобайке
Лучшим временем для путешествия по Южному Лаосу считается апрель-май. В высокий туристический сезон все приезжают в Паксе исключительно для того, чтобы посетить плато Болавен (Bolaven Plateau). Это окруженное зелеными холмами царство богато на водопады и речные пороги. Так что вооружитесь картой плато Болавен, составьте свой маршрут и отправляйтесь в увлекательное путешествие!
Из цикла «Путешествие по Лаосу»
Мы побывали на плато Болавен в 2014 году во время нашего кругосветного путешествия
Водопад Тад Юанг Гнеуанг на плато Болавен
Плато Болавен
Плато Болавен – это удивительное по своей красоте и живописности место с уникальным климатом на юге Лаоса, оно знаменито бескрайними полями и пастбищами, на которых пасутся тысячи свиней и коров, а также небольшими семейными чайными фабриками, кофейными плантациями и текстилем. Оно представляет собой плоскогорье высотой от 1000 до 1350 метров над уровнем моря с красивой природой, множеством рек и красивых водопадов. Будьте предусмотрительны, отправляясь на экскурсию, на плато Болавен часто идут дожди!
Мы ездили по плато Болавен в Лаосе на арендованном в городе Паксе мотобайке и написали 4 статьи о нашем путешествии, которые могут вам пригодиться при планировании маршрута:
Где находится плато Болавен
Интереснейшее место с уникальным климатом, Плато Болавен, находится в южной части Лаоса. Этот приподнятый на 1000 – 1350 метров участок земной поверхности раскинулся между горным хребтом Аннамит (Annamite) – восточной границей Лаоса с Вьетнамом, и рекой Меког на западе. Оно расположено в провинции Чампасак (Champasak), но небольшие его граничные территории относятся к провинциям Секонг (Sekong) и Аттапы (Attapeu).
Плато Болавен на карте
Экскурсии на плато Болавен из Паксе
Программа однодневных экскурсий на плато Болавен несколько различается в разных турагентствах, однако суть у всех одинаковая. Обычно туристам предлагают посетить три водопада в 40 км от города, побаловав еще остановками на дегустацию лаосского чая и кофе (интересно сравнить этот чай с привычным нам чаем из Нувара Элии на Шри-Ланке), а также завозят осмотреть одну из деревень, где живут этнические меньшинства Лаоса. Эта экскурсия занимает целый день и стоит около 150 тысяч кип (около 20 долларов). Однако это не единственная опция, которая позволит ознакомиться с красочным плато.
Стандартная программа экскурсии на плато Болавен
Как известно, в Паксе множество контор, которые сдают мотобайки, а мы выбрали наверное самую лучшую, потому что ее владельцы в лице мисс Нои и Ива проявляют особую заботу о каждом клиенте. А раз так, то что же помешает поехать, куда глаза глядят и посмотреть все, что захочется? Даже в такой простой ситуации у вас все равно есть выбор. Ехать по малому кругу в 180 км (Short Loop) в один или два дня или ехать по большому кругу в 320 км (Big Loop) за два или три дня. Все действительно зависит от вас и ваших желаний. Гестхаусы есть почти во всех населенных пунктах по пути, иногда у самых водопадов, но не везде говорят по-английски.
Схемы маршрутов по плато Болавен
Полезные советы путешественникам
Не везде дорога хорошая, есть участки, где придется ехать по грунтовке. И речь не только о подъездах к водопадам, но и о шоссе. Путь от городка Бан Бенг Пу Кан (Bane Bengal Phou Kham) в сторону Паксонга (Paksong) придется преодолевать по грунтовке. Или же рискнуть поехать по страшной по местным легендам дороге, которая постоянно строится.
Говорят, от Секонга (Sekong) до Паксонга практически не встречаются заправки, так что нужно заправить полный бак именно в Секонге. Но на практике вышло, что первые заправочные станции появляются сразу после трудного участка дороги, в деревне Бан Нонг Ой (Bane Nong Oy).
Участок “страшной” дороги проваливается, несмотря на постоянный ремонт
Но подобное чудо техники (ручная бензоколонка) есть почти в каждой деревне!
Кроме того, на плато Болавен часто идут дожди, поэтому дождевики будут не лишними. А поскольку высокий туристический сезон в Южном Лаосе приходится на прель-май, о в это время тут бывает невероятно жарко, но дожди не обязательно будут каждый день. Обычно дождь прорывается после пика температуры во второй половине дня. Так что утро – лучшее время для осмотра достопримечательностей.
Байк оставляйте на парковках, иногда за парковку нужно заплатить. Вход на водопады – от 3000 или бесплатно. Вот и все, пожалуй, советы перед путешествием.
Самый красивый на мой взгляд водопад – Тад Се Катамток
Плато Болавен
На юге Лаоса недалеко от города Паксе располагается живописное плато Болавен (Bolaven Plateau), которое характеризуется уникальным климатом.
Что представляет собой плато?
Долина находится между горным массивом Аннамит (Annamite) и рекой Меконг (Mekong) на высоте от 1300 до 1350 м над уровнем моря. Плоскогорье расположено на территории провинции Чампасак (Champasak) и знаменито своей потрясающей природой.
Плато Болавен играет важную как повседневную, так и историческую роль в жизни страны. Такие события, как восстание Фумибун, война во Вьетнаме и французская колонизация сильно повлияли на формирование долины. Захватчики, например, ориентировались на сельское хозяйство: занимались скотоводством, добывали каучук и разводили коммерческие культуры, а также засаживали кофейные плантации.
Во время боевых действий плато Болавен в Лаосе подвергалось массовой бомбардировке и сильно пострадало. Плоскогорье являлось стратегическим объектом для враждующих сторон, поэтому за него постоянно велись бои. В настоящее время разрушения восстановлены и практически не заметны, но до сих пор кое-где обнаруживаются неразорвавшиеся боеприпасы.
Местные жители и сегодня занимаются туризмом, разведением и продажей овощей, пряностей и фруктовых деревьев: бананов, папайи, маракуйи и т.д. На территории долины часто выпадают обильные осадки, а температура здесь более низкая, чем в других регионах. Это идеальные условия для выращивания кофе двух сортов: робуста и арабика. Годовой урожай составляет от 15000 до 20000 т.
Туризм в долине
Плато Болавен привлекает путешественников такими местами, как:
- индуистский буддийский храм Ват Пху, который внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО;
- национальный природоохранный заповедник Донг Хуа Сао;
- обширными лесами, где можно послушать пение птиц;
- бескрайними пастбищами, на которых пасутся коровы;
- небольшими чайными плантациями;
- пышной растительностью на лугах и полях;
- многочисленными реками;
- различными млекопитающими, например, слонами, которые приходят на водопой.
Очень популярными достопримечательностями на плато Болавен являются водопады и этнические поселения. Первые привлекают туристов своей живописностью и многочисленностью. Здесь потоки воды удивляют особой многогранностью: то они падают с огромной высоты (примерно 100 м), то плавно перетекают каскадом.
Самыми знаменитыми водопадами на плоскогорье являются Катамток, Таат Фан, Тат Ло, Кхон-папенг и другие. Здесь можно искупаться в прохладной и чистой воде, послушать ее звук, найти островок среди шумного потока или устроиться на пикник. Посещение некоторых объектов платное и составляет примерно $1 (5000 кип).
Многие водопады, расположенные на плато Болавен, не указаны на карте, и чтобы их найти, следует ориентироваться по указателям с надписью Lakе. Также во время экскурсии можно заехать в деревню, где туристов познакомят с местным бытом, дадут попробовать традиционные блюда и предоставят место для ночлега.
Особенности посещения
Водопады входят в состав различных экскурсий, цена которых составляет около $25 за одного человека. Если вы решите отправиться на плато Болавен самостоятельно, то имейте в виду, что удобней всего путешествовать на мотобайке.
По всему маршруту имеются места для заправки топливом и для парковки. Стоянка, кстати, платная и равняется примерно полдоллара (3000 кип). С собой в дорогу следует брать дождевики, удобную спортивную одежду и обувь, головные уборы и питьевую воду.
Как добраться?
Из города Паксе до плато Болавен можно доехать на автомобиле или мотоцикле по дороге №13, время в пути занимает до 2 часов. Это не всегда гладкая асфальтированная трасса, здесь бывает и грунтовка.
Форум Винского
Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России
Сравнение цен аренды авто у разных прокатчиков. Вы задаете параметры поиска – сайт находит вам автомобиль в заданном месте по самой низкой цене
Цены в рублях и оплата в рублях – для тех у кого только рублевый счет
Цены в Евро и оплата в Евро – для тех у кого счет в Евро и аренда в Европе
Выбор туристической страховки
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
- Список форумов‹АЗИЯ форум‹ЛАОС форум‹Лаос отзывы и отчёты
- Изменить размер шрифта
- Smartfeed
- Блоги •
- Правила •
- Инструкции
- • FAQ
- • Галерея
- • Регистрация
- • Вход
Пару дней на плато Болавен
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Пару дней на плато Болавен
Harvest » 07 июн 2015, 11:05
Из всего Лаоса в процессе предварительной подготовки к азиатскому вояжу и чтения отчетов на форуме приглянулось только плато Болавен. Поэтому только туда и поехали, в Лаосе были всего три дня, но общее представление, думаю, получили.
Итак, чем же интересно плато? В основном для меня, конечно, природой – водопадами и джунглями. Также на плато расположены деревеньки всяких местных племен, но мы туда почти не заезжали, как-то это все ненатурально мне показалось, явно для туристов, и потому неинтересно. Впрочем, фото оттуда получились неплохие.
Отправная точка для путешествий по плато – город Паксе на западной границе Лаоса. Добраться туда можно из Бангкока прямым рейсом, но цены кусаются (чуть ли не 400 долларов RT), поэтому мы решили лететь до ближайшего к границе тайского города Ubon Ratchathani. В Убон летают как из Суварнапума, так и из Дон Мыанга, мы летели Nok Air из DMK. По прилету взяли такси и за 1200 бат доехали до границы (ехать примерно час), затем пешком перешли границу (все пограничные формальности проходятся быстро, но скарб придется тащить на себе), и на минибасе за 20 тыс кип с человека доехали до Паксе (ехать около 40 минут, но минибас набивают не по-детски, комфорта в поездке будет мало). В самом городе можно добраться до отеля на тук-туке за 5 тыс кип с человека (изначально просят 10). Такой метод хорош тем, что можно полностью контролировать свое время и никого не ждать, но такси из Убона недешево, таскать на себе рюкзаки по жаре через пыльные приграничные территории небольшое удовольствие, а о комфорте в минибасе я уже упомянул выше.
Так выглядит граница со стороны Тайланда:
На обратном пути мы испробовали вариант поездки на рейсовом автобусе через Pakse Travel. Стоимость, если бронировать через них, 80 тыс кип с человека, так же заявлен трансфер из отеля до автостанции. К сожалению, этот опыт у нас прошел не идеально. Мы ехали утренним рейсом в 8:30 (приезд заявлен в 11:30, клерк в агентстве подтвердил, что приезжает автобус вовремя и даже с запасом), забор из отеля назначили в 8:00. Когда в 8:15 никто не появился, я вышел на дорогу и поймал обычный тук-тук, который в итоге и доставил нас к совершенно неприметной билетной кассе, рядом с которой и стоял наш автобус. Сам я бы в жизни эту “автостанцию” не нашел, и не понятно, почему так кинули с забором из отеля, хорошо хоть, квиток Паксе тревел приняли в билетной кассе и обменяли нам на билеты. Выехали, кстати, ровно в 8:30, мы еле успели. На этом приключения не закончились. При переходе границы автобус высаживает всех (вещи можно оставить внутри, что удобно, потом их, правда, надо будет просканировать, но это уже с тайской стороны и очень быстро – с лаосской, по-моему, вообще всем пофиг и можно нести что угодно и даже печать в паспорт не ставить). После этого автобус переезжает на другую сторону границы и ждет всех. В нашей группе несколько человек так и не появились в автобусе, их ждали около часа(!), в итоге уехали без них ровно в 11:30, на автостанции в Убоне были в 12:20, в аэропорт мы приехали к 12:40, учитывая, что рейс на Бангкок улетал в 13:25, ощущения наши были не самые приятные. В общем, если есть возможность, стыковку желательно закладывать побольше, либо ехать на автобусе в сторону Лаоса, когда спешить уже особо не нужно.
В самом Паксе делать, по большому счёту, нечего – это маленький пыльный город с какими-то повсеместными дорожными работами. Единственное, чем там можно развлечься – это встретить закат на Меконге в ресторане на понтоне (не путать с рестораном-лодкой – оттуда закат не видно). Ужинали мы там оба раза в прекрасном индийском кафе Jasmin, которое находится ровно напротив Pakse Travel (он, видимо, переехал поцентрее, так как в предыдущих отчетах писали, что он чуть в стороне от центральной улицы). Две ночи жили в очаровательном Champasak Palace Hotel – старинном колониальном отеле, очень напомнившем Отель Гранд Будапешт из одноименного фильма (цена $35 с завтраком).
Вид с террасы отеля:
В одну из ночей мы там были вообще чуть ли не единственными постояльцами, в другую ночь навезли каких-то пакетников-азиатов, и завтрак был в стиле шведский стол, но очень некачественный, зато можно попросить, чтобы отдельно сделали омлет, и просьбу удовлетворят. При заселении желательно сразу проверить работу вай-фая в комнате – не везде он нормально ловит, отель очень большой. На верхнем этаже есть бар и его терраса является отличной смотровой площадкой. Почему я на этом так подробно останавливаюсь – информации по плато и Паксе в целом маловато, и когда я готовился к поездке, мне ее очень не хватало.
Приехали мы в Паксе по местным меркам поздно – около 6 вечера. В это время обменники уже не работали ни на границе, ни в городе, и даже в отеле мне отказались поменять мои кровные баксы. К счастью, в том же кафе Jasmin это можно сделать по нормальному курсу 8000 кип за 1$. Как я уже упоминал, прямо напротив этого кафе находится агентство Pakse Travel, которое часто фигурировало в отчетах. Они предлагают однодневные туры на минибасах по плато, и через них можно купить билеты на все виды транспорта из Паксе. Вариант поездки с группой на минибасе мы сразу отмели как неспортивный – слишком много там в программе неинтересного нам (кофейные плантации, магазины, “национальные” деревни), да и претят мне эти организованные экскурсии по расписанию. Поэтому решено было брать мотобайк и исследовать плато на нем, и это можно сделать за 2 или 3 дня в зависимости от того, какой маршрут выбрать – большую или малую петлю. Мы поехали по малому кругу из-за недостатка времени, по километражу вышло около 200 км. Мотобайки брали также в Паксе Тревел, цена 90 000 кип (автомат) в день за аренду на два дня – дороговато, думаю, в других местах можно найти раза в полтора дешевле. Но бонусом шла фирменная карта от агентства, довольно подробная и полезная, которую я предусмотрительно сфотографировал и которую будущие путешественники могут распечатать себе.
Плато Болавен и ват Пху. Южный Лаос
Северный и Южный Лаос разделяет центральная часть, с парой национальных парков и несколькими большими пещерами. Но до них сложновато добраться самостоятельно, особенно, если нет запаса времени или денег. Поэтому можно сразу отправиться в Южный Лаос, оставив центральную часть на следующий раз.
Плато Болавен — крупное плато на востоке от Паксе с большим количеством кофейных плантаций и невероятных для этого региона водопадов.
ват Пху Лаос
Паксе — крупный по лаосским меркам город расположен на юге страны, в провинции Чампасак. Паксе успел побывать столицей Лаоса, хотя здесь и не так уж много достопримечательностей. Но это неплохая отправная точка для осмотра плато Болавен и кхмерского храма Пху в Чампасаке.
Кхмерский храм Пху в 12 км от города Чампасак (40 км на юг от Паксе) — крупнейший в Лаосе. Если вы уже смотрели Ангкор Ват, то ват Пху вас не впечатлит, но в ином случае посмотреть стоит.
Что посмотреть в Паксе и Чампасаке
Главное в Паксе — это плато Баловен в 15-20 км от него с большим количеством водопадов и кофейных плантаций.
Есть несколько вариантов посмотреть плато и достопримечательности на нем.
- Отправиться туда на мопеде. Стоимость проката — 50000 кип.
- Нанять такси и найти нескольких желающих осмотреть плато вместе с вами, чтобы поделить стоимость.
- Обратиться в тур.агенство и присоединиться к туру по плато.
Мы взяли мопед напрокат, посмотрели 2 водопада и полазили по кофейным плантациям.
Самый внушительный водопад — 120 метров высотой и на него можно посмотреть только издалека. Чтобы подойти к нему близко, нужно якобы нанять местного гида и пойти туда с ночевкой. Стоимость осмотра — 3000 кип. Около обзорной площадки продают недешевый, но очень вкусный лаосский кофе.
Второй водопад, в 6-7 километрах, хоть и не такой высокий, но рядом с ним можно поплавать. Стоимость осмотра — 10000 кип.
На плато не менее 7-8 водопадов, некоторые из них очень красивые, но смотреть все нет смысла.
Кофейные плантации повсюду.
Чайные плантации также имеются, но их не так много. По пути на самый верх плато есть место для туристов, где можно осмотреть кофейные и чайные плантации, попробовать кофе и чай (платно) и приобрести, если понравится. Мы решили не посещать это место и ограничиться водопадами и кофейными плантациями.
Погода на плато Болавен часто плохая, с дождями и ветром. Запаситесь дождевиком и запасной одеждой. Дорожное покрытие с выбоинами и при движении на мопеде будьте осторожны — мы не избежали прокола.
Чампасак и ват Пху
Чампасак — город на юге от Паксе, в 40 км. Чампасак находится на правом берегу реки. При движении с самого юга необходимо использовать переправу через реку, чтобы попасть в Чампасак.
Очень дешевых гостиниц в Чампасаке нет, но можно разделить комнату с кем-нибудь, если путешествуете один. Погода здесь хорошая и ночью довольно тепло — можно переночевать и в палатке.
Ват Пху
До вата Пху можно добраться на мопеде или на велосипеде. Стоимость проката городского велосипеда в плохом состоянии — 12-15 тыс кип. Велосипедов в хорошем состоянии здесь не найти. До кхмерского храма 15 км. Можно доехать на плохом велосипеде. За храмом возвышаются красивые карстовые горы, заросшие зеленью.
Стоимость входа — 50000 кип, вместе с посещением музея.
ват Пху Лаос
Но можно зайти и посмотреть бесплатно, с бокового входа для местных, слева, в 1 км от центрального.
Храм неплохо сохранился. Центральное здание находится на горе, до которой нужно дойти по крутым ступенькам.
Оттуда прекрасные виды. Желательно остаться до заката — весьма красиво.
Неподалеку от этого кхмерского вата есть еще несколько, не таких больших. Имея в запасе немного времени (а не как у меня — 2 часа) и используя мопед, можно осмотреть все за 1 день.
Как добраться до Южного Лаоса (Паксе, Чампасак)
На автобусе или на самолете из Вьентьяна. На ночном спальном автобусе — 10 часов, 170000-180000 лаосских кип.
На автобусе из Бангкока — около 10 часов.
Прямой автобус из Ангкор Вата — 9 часов и 230-250 тыс. кип.
Я ехал на дневном автобусе 10 часов из Луанг Прабанга до Вьентьяна и затем сразу (через 2 часа) пересел на ночной автобус в Паксе. Переезд занял сутки и 320000 кип (2560 руб.), так как я покупал в агентстве (переплатил процентов 25%). Автостопом, учитывая его скорость в Лаосе, это заняло бы минимум 2-2,5 суток.
В автобусе я познакомился с корейцем, с которым мы пропутешествовали следующие 3 дня вместе.
Где поселиться в Паксе и в Чампасаке
В Паксе множество гестхаусов и пару хостелов. На букинге я нашел дешевый вариант комнаты и мы с корейцем заселились туда за 50000 кип. Кровать в общей комнате в хостеле в 200 метрах стоила 35 тыс кип.
В Чампасаке масса отелей и нет хостелов. По пути с самого юга Лаоса я познакомился со швейцаркой, с которой мы и раздели комнату в Чампасаке за 80000 кип. (320 руб на одного).
Общие впечатление о плато Баловен и вате Пху
Плато — большое, насыщенно достопримечательностями, хотя и немного однотипными. За 1 день можно осмотреть только в составе тура или на машине. На мопеде можно посмотреть за 2 дня. На велосипеде те же 2 дня, при наличии хорошей физической формы.
Ват Пху мне понравился, немного людей, бесплатно, атмосферно. Но я и Ангкор Ват я не видел.
Регион, в целом, симпатичный, дешевая рыба на лотках стрит-фуда, относительно недорогой кофе, приятные люди (в основном, лаоссцы).
Типичная еда юга — рисовая лапша в супе или с рыбно-креветочным соусом.
Болавен – плато в Лаосе
Болавен – плато в Лаосе
Описание плато
Более десяти тысяч квадратных километров плато Болавен высоко вознеслись над долиной реки Меконг. Плато включает в себя земли четырех разных провинций Лаоса и расположено на высоте 1200 метров над уровнем моря. Отличительной особенностью плато является его уникальный умеренный климат. Колебания температур здесь минимальны, а верхняя планка показателя тепла редко превышает +20°C. Благодаря этому плато радует пышной растительностью, обширными лесами, многочисленными реками, раздольными лугами и полями.
Именно здесь фермеры выращивают знаменитые на весь мир сорта кофе. Поставки кофе с плантаций, заложенных еще во времена колонизации французами, прекращались лишь во времена вьетнамской войны. Сегодня фермеры полностью восстановили их. Правда, по оценке экологов, именно сельское хозяйство наносит природе плато наибольший урон.
Паксе, столица провинции Чампасак, служит отправной точкой для большинства экскурсий и туристических маршрутов. На западных склонах плато расположена национальная природоохранная зона Донг Хуа Сао. Пешие маршруты в тени ее густых лесов даруют ощущение величественности и покоя. Нарушают его лишь пение разнообразных птиц, да шум водопадов. Предприняв прогулку к самым отдаленным из них, вы не только насладитесь великолепным видом падающей со скал воды, но и в полной мере ощутите себя первооткрывателем.
Живописные водопады вообще составляют одну из привлекательных особенностей Болавена. Приятно искупаться прямо под широким водопадом высотой десять метров. Такую возможность получают те, кто побывает на реке Сесет в Таат Ло в северо-восточном направлении от Паксе. А вот под водопады Катамток или Таат Фан заплывать никто не рискует – они обрушивают свои воды с высоты около ста метров. Обширность плато и богатое разнообразие его природы, множество достопримечательностей и удивительный климат позволяют здесь жить и путешествовать долгое время. И каждый день находить повод удивляться и восхищаться.
Следует знать
Ват Пху, возведенный значительно раньше храма Ангкора, находится в западном направлении от плата Болавен. Этот индуистский буддийский храмовый комплекс, находящийся на берегах Меконга, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Когда посещать?
Посетить эти места комфортно в любое время года, хотя с ноября по февраль случаются заметные снижения ночных температур.
Как добраться?
- До Паксе можно добраться автобусом по живописной дороге. Поездка займет девять часов.
- От Паксе до Болавена автомобиль или автобус доставят вас за два часа.
Не пропустите!
В Паксонге популярен рынок кофе и сельских продуктов, которые предлагают местные фермеры и горцы из соседних поселков.
Понравилась статья?
Будем вам признательны, если вы расскажете о ней друзьям! Для этого нужно всего лишь нажать на одну или на несколько из этих кнопок:
Фотогалерея
Популярные места
- Джелалабад – город в Афганистане, Афганистан
- Ущелье Биказ и Красное озеро в Румынии, Румыния
- Сарек – национальный парк в Швеции, Швеция
- Северное побережье Норфолка в Англии, Англия
- Цицикама – национальный парк в ЮАР, ЮАР
- Столовые горы в Польше, Польша
- Ханка (Синкай) – озеро в России (Китае), Россия
- Сораксан – национальный парк в Южной Корее, Южная Корея
- Аконгагуа – гора в Аргентине, Аргентина
- Барселона – город в Испании, Испания
Популярные статьи
- Туроператор или турагентство: где лучше покупать тур?
- Как лучше путешествовать: самостоятельно или взять тур?
- Обзор самых опасных стран
- 10 идеальных мест, чтобы сделать предложение
- Отель, апартаменты или. Где жить путешественнику?
- 30 мест, чтобы расслабиться и погреться зимой
Top-footer
Быстрые ссылки:
Сайт с полезной информацией для туристов, которая превратит ваш обычный отпуск в необычное приключение!
natkinskaya
Путешествие длиною в жизнь
Страны, люди, вкусы
Плато Болавен на юге Лаоса – идеальное место для тех, кто любит небольшие и не слишком обременительные путешествия на мопеде или мотоцикле. По нему легко сделать круг – или петлю, как любят говорить англоязычные бекпекеры, катясь на двухколесном друге по неплохим дорогам (за исключением одного куска) в окружении прекрасных и разнообразных пейзажей. К тому же, одни из самых впечатляющих во всей стране водопадов сконцентрированы в этом регионе. И наконец, на плато можно увидеть жизнь местных практически без туристического налета, причем в большинстве случаев не отклоняясь от основного маршрута.
Чтобы устроить себе это мото-приключение, надо иметь в запасе хотя бы 5-6 дней, арендовать в Паксе мотоцикл, взять маленькие рюкзаки, оставить ненужные вещи в камере хранения при отеле за незначительную плату, поменять доллары на кипы (с обменом денег на плато непросто) – и выехать на трассу № 20. Она начнется почти сразу же после пивного завода Beerlao и встретит вас пышной зеленью.
Первый пункт, до которого вы доберетесь часа через 3-4, если поедете по часовой стрелке, – водопад Тат Ло.
Это место достойно внимания и само по себе, так что если у вас всего пара дней вместо пяти, то без сомнения отправляйтесь туда. Единственное, стоит помнить, что на выходных здесь довольно много отдыхающих из Паксе.
В маленькой деревушке при водопаде 6-7 отелей, причем на любой вкус и кошелек: дешевые хоумстеи, где вам сдадут комнату за 20 тысяч кип (туалет общий), популярный у бекпекеров Palamei Guesthouse, дорогой Tadlo Lodge со своими слонами, и не самый дешевый, но очень приятный Saise Guest House – в нем мы и жили. Его прелесть в том, что он, в отличие от остального жилья, находится по другую, дальнюю сторону водопада, за маленькой речкой, в которую водопад впадает. В нем не номера, а бунгало, стоящие на приличном расстоянии друг от друга в джунглях, поэтому «соседей» вы увидите или услышите вряд ли – зато шум падающей воды будет с вами круглые сутки. А с террасы ресторана открывается лучший вид на сами каскады, окруженные высокими деревьями.
Представьте наше изумление, когда мы только приехали и ждали обед, глядя на потоки воды, – и вдруг увидели заходящего в воду слона – одного, без людей (см. пред. фото)! Он искупался, походил и скрылся. Только потом мы узнали, что он не дикий, а «прописан» в Tadlo Lodge.
Там их всего три, мы еще не раз их видели.
Хотя Тат Ло – далеко не самый высокий и мощный водопад Лаоса, но он очень живописный и умиротворяющий. Здесь так и хочется остаться подольше. Тем более что заняться есть чем. Можно купаться в водопаде – и вверху, и внизу, забраться «внутрь» него – на островок между потоками воды, понаблюдать за купанием слонов
и исследовать окрестности.
Здесь неплохие возможности для трекинга: довольно много маршрутов, есть деревни с племенами, работает информационный центр, который и организует эти походы на несколько часов и на день за небольшую плату.
Что приятно, для трекинга необязательно иметь гида: начало основного маршрута обозначено в верховьях водопада. Дальше надо идти еще выше, ориентируясь на то, что водопад и река, из которой он вытекает, должны быть по левую руку. Впереди же как указатель возвышается гора, с вершины которой падает очередной каскад – он и является венцом этого трека (если ничего не путаю, он называется Tat Suong).
Общую карту местности, кстати, можно взять в информационном центре.
Тропинка идет по деревням, посреди которых стоят хижины для совершения ритуалов (многие племена – анимисты).
Пару раз выходит к ледяной речке, в которой в некоторых местах можно искупаться голышом.
затем вьется и иногда теряется среди кофейных и банановых плантаций и выжженных солнцем полей. Путь к подножию горы с водопадом и мостом на другую сторону реки занимает около двух часов, обратно – по асфальту по другой стороне реки – немного быстрее.
На всю прогулку стоит заложить 3-4 часа.
Еще на въезде в деревню Тат Ло есть кофейня, которую держит белый, а кофе (естественно, местного происхождения и специальной обжарки) готовит вручную его подруга-лаоска. Это целый ритуал – тоже сойдет за самостоятельное развлечение.
В Тат Ло мы провели два или три дня.
А потом рано утром поехали в Секонг.
По пути заглянули в храм вдоль дороги с кладбищем в типичном лаосском стиле: местные хоронят покойников в ступах, держа сожженный прах в банках за стеклом.
Перекусили арбузом, купленным у улыбчивого семейства.
Когда оказались в Секонге, то поняли, что делать здесь особо нечего: пыльная деревня вдоль трассы (если здесь и было что-то интересное, то все разрушили бомбардировками во время вьетнамской войны), никто почти не говорит по-английски, с подходящей едой напряг, с жильем тоже. Заглянули на местный рынок с музыкой, там и поели – купили шпажки из рыбного фарша (разные на вид, но одинаковые на вкус) и жареный рис.
Решили, что успеем до темноты доехать до Аттапу (Attapeu) – самой дальней точки нашей поездки, города, расположенного неподалеку от границы с Вьетнамом. Успели, но только-только.
Очень жаль, что у меня нет ни одной фотки этого города. Он отличается от других городов Лаоса: в нем нет привычных колониальных кварталов, зато есть коммунистический размах. Центральный квартал – огромную площадь, фонтаны, аллеи и какой-то дворец советов – только-только отстроили (когда мы были, даже еще не все открыли), все сверкает и поражает масштабом и новизной. Очень вероятно, что все это построили вьетнамцы – в городе видно их влияние. Аттапу отличается от других городов еще и тем, что он не сонный и тихий, а оживленный и можно даже сказать деловой. Кстати, здесь мне в продуктовой лавке встретился русскоговорящий лаосец, здесь был один из лучших массажей (где именно – объяснить невозможно, так как названия есть лишь у трех основных улиц), и свадьбы здесь гуляют прямо в центре города дольше, чем работают дискотеки.
В окрестностях Аттапу много кофейных плантаций, возделываемых вьетнамцами,
горы, в которых проходила тропа Хошимина,
и русская ракета – теперь уже памятник, стоящий в деревне Па-Ам.
В гесхаузе при выписке мы встретили пару бодрых американских пенсионеров – они делали «петлю» по плато на велосипедах! Пообщавшись с ними, мы осознали, что нас ждет самый тяжелый участок пути: еще не асфальтированная дорога в горах, начинающаяся в Ban Bengkhua Kham (47 км от Аттапу) и заканчивающаяся почти перед самым Паксонгом. Это сплошные камни разного калибра и на них – слой красного песка.
(на фото – дорога уже в деревне, сразу после поворота, в горах было гораздо хуже, но эти фотки дают хоть какое-то представление.)
И так – на протяжении 70 км, без бензозаправок и человеческого жилья. Когда мы по ней ехали и переживали за тоненькие колеса нашего мотоцикла, иногда чуть не падая, я все время представляла среди этих огромных тропических гор двух людей на велосипедах. Возможно, сейчас там уже приятно лететь с ветерком по новенькому асфальту – год назад эту трассу в некоторых местах начали строить.
Через 34 км после поворота в Ban Bengkhua Kham вы найдете в горах еще один водопад, на который стоит посмотреть. К нему ведет небольшой указатель – Nam Tok Katamtok. Завернув по нему в лесок и почти сразу оказавшись на смотровой площадке, сквозь дыру в деревьях вы увидите глубокое и широкое ущелье – как будто большой провал, а на другой стороне, довольно далеко – длинную мощную струю воды, разбивающуюся о камни внизу и разлетающуюся в радужную пыль. Завораживающее зрелище.
Любуясь этим чудом природы высотой более чем 100 м, можно передохнуть и перекусить – добрые люди построили на смотровой площадке пару столов и скамьи.
Последний пункт, где мы ночевали на плато, – деревня Паксонг, известная тем, что в ее окрестностях производится очень много кофе. Конечно же, здесь есть кофейни, а в простых кафе продаются упаковки обжаренного кофе в зернах. На плантации мы не поехали, так как видели их уже достаточно, а на следующий день отправились прямиком к самому знаменитому и самому высокому (120 м) водопаду страны – Тат Фан.
Он похож на китайские фотообои – кажется, что в реальности таких красивых водопадов, окруженных тропической зеленью, не бывает. Единственный его минус – так как он находится неподалеку от Паксе, уже есть ощущение чего-то туристического: вход, заборы, персонал, таблички… Но все равно людей немного (интересно, что сюда приезжают тайцы), и можно побродить по окрестностям, забраться на вершину водопада,
заглянуть, если не страшно, вниз, потом спуститься к подножию и посидеть в приятной прохладе, наблюдая за бесконечно падающей водой.
А потом еще два часа – и круг замкнулся: мы спустились с плато и вернулись в шумный и жаркий Паксе, грустя, что приключение кончилось, и одновременно радуясь привычному городскому укладу, большому выбору ресторанов и особенно хорошему массажу – постоянные переезды на мотоцикле с рюкзаком за спиной дает о себе знать.
Конечно, на плато можно провести гораздо больше, чем шесть дней – там есть что посмотреть и чем заняться. Просто у нас этого времени не было.
Практика
(данные на конец декабря 2012 года, делайте поправку на это)
– аренда мотоцикла в Паксе (в спецконторе или прямо в отеле) – $8-10 в сутки. В залог могут попросить паспорт. Все мотоциклы – японские, с тонкими колесами. Тщательно проверяйте их исправность и особенно шины – у нас пару раз они прокололись.
– купите в аптеке пару тканевых повязок-масок – очень пригодится от пыли.
– Тат Ло – Saise Guest House: ночь в бунгало – 60 тысяч кип ($8).
– Аттапу – вьетнамский Phoutthavong Guesthouse. Расположен недалеко от центра города. Цена – $8 за комнату на двоих.
Насчет еды в Аттапу: как часто бывает в далеких от туристических мест городах, с едой для европейцев здесь не очень, и все рано закрывается. Мы нашли выход – ресторан в самом большом отеле в центре Attapeu Palace Hotel, расположенным прямо за огромной площадью. Там большой выбор еды, и довольно недорого. И главное – вкусно.
Карта плато Болавен, где находится Плато Болавен на карте мира
Китай глазами тех,
кто там живет.
- Услуги
- Новости
- Блог
- Туризм
- Л.Т.К.
- О нас
- Контакты
- Наши работы
- 中文
- Услуги
- Новости
- Блог
- Туризм
- Л.Т.К.
- О нас
- Контакты
- Наши работы
- 中文
Достопримечательности Лаоса – Плато Боловен (Болавен), самостоятельная поездка
Итак, мы приехали с Камбоджа, посетили Анкор Ват и другие достопримечательности. Следующим этапом нашего путешествия – это мото пробег по плато Боловен с трекингом к водопадам плюс канатная дорога (zip line). Еще это плато иногда называют Болавен. Да не в этом суть.
Итак. Время в пути четыре дня, проехали 405 км. “Нашагали” тоже не мало. Ну очень мы любим экотуризм. Ну а сначала, как доехать до плато?
Начинаем с города Паксе. В этом городе подготовка: аренда байков и закуп всего необходимого. Итак, все по порядку.
Как доехать на автобусе с Камбоджа до города Паксе (Лаос)
Билет можно приобрести на главном автовокзале Сием Рип (Камбоджа) или через тур операторов (они повсюду, узнайте минимальную стоимость). Как вариант через интернет на сайте. Цена 26$
С Камбоджа идёт автобус до города Паксе не менее 10 часов. Время с учётом таможни. Автобус большой туристический, внутри работает кондиционер, зарядка для телефонов. Туалета не было, но по дороге есть «форест», так что просите остановиться, если сильно приспичит.
Также, до границы курсирует мини автобус, когда будете покупать билет уточняйте на чем вы поедете. Комфортнее на большом «Басе».
Утром отправление в 8:00, за нами в гостиницу приехал мини вен в 7:00, собрал других пассажиров и довёз до автовокзала. Сели в автобус и в путь.
Таможня Камбоджа – Лаос, особенности
Народу нет. Только те кто с тобой в автобусе. Виза для россиян бесплатная, но деньги берут. За выход из Камбоджа 2$ за вход в Лаос 3$. С ребёнка (4,5 лет) оплату не взяли.
Зато опять, как и при пересечении границы в Камбоджа, работник транспортной компании собрал паспорта, сам отнёс к таможеннику и проставили штампы.
Конечно, можно качать права, что виза бесплатная, но как нам показалось, проще было заплатить.
Впечатление о Лаосе
Лаос беднее чем Камбоджа, но люди кажутся счастливее. Особенно в деревнях. Дети играют в футбол, все приветливые, машут при встрече рукой. Впечатления остались от Лаоса хорошее.
Доллары не принимают, меняйте сразу деньги в обменнике или в банке. Лучше не менять в автобусе, курс будет занижен.
Меняйте только ту сумму, которую планируете потратить, обратный обмен не работает. Ни кому местная валюта не нужна.
Общение, инглиш или машем руками
В деревне не понимают английский, только на жестах и то иногда не понимают (ставьте Гугл переводчик офлайн, интернет не везде работает). Мы закачали офлайн переводчик и использовали его при общении.
Заказать еду, купить воды и тому подобное не составило проблем.
Симкарта в Лаосе
Не лишним будет приобрести сим карту, особенно если вам нужен постоянно интернет (правда на некоторых водопадах не работает). Купить можно в обменниках или у оператора связи.
В 18:00 официальные учреждения закрыты, поэтому проще купить там, где будете менять деньги. Разница в цене небольшая. Проверял на официальном сайте LAO Telecom и LAO GSM.
Стоимость 60000. Это цена за сим карту и интернет пакет 1,5 Гб
Аренда байка в Паксе
Цена в сутки от 50000 до 120000 местных «рублей». Зависит от мотоцикла, места где арендуете.
Мы сняли на механике по 60000. Стоимость бензина 1$ за литр.
Полиция не останавливает. Главное не нарушать ПДД, шлем обязательно.
Фото: выглядим как “бичи”, ну и наш мотоцикл
У нас было небольшое нарушение ПДД. Как-то мы выехали на красный цвет – штраф 100000. Это для информации (был хитрый перекресток, а тут, как раз дежурили полицейские, видимо знают клёвые места)
Три ночи и четыре дня на плате Боловен, самостоятельное путешествие
Рекомендую ехать по большому кругу. По принципу: от худшего к самому лучшему. Если ехать с города, то поворачиваем налево (смотрите стрелки на скриншоте).
Фото: направление движение, отметил где нужно остановиться подольше
Тут самое красивое место, красивые водопады и можно побродить по джунглям. Тропы ведут к 6 водопадам. Спуски крутые (45 гр примерно). Тут можно провести даже два дня. Место очень достойное.
Кстати, если нужны метки на карте к водопадам, где поворачивать и так далее, скачайте файл и загрузите на телефон в программе Maps me.
Там где нет интернета, пользуйтесь этой картой.
Ну и конечно же купание в водопаде, как без этого. Это и понравилось нам больше всего. Можно спокойно, бесплатно покупаться. В Китае за это удовольствие пришлось бы заплатить.
Фото: купаемся в водопаде
Причем не мы одни. Это уже другой водопад. Считается самым широким, мы были не в сезон дождей, поэтому можно было по плюхаться, как эти дети.
Фото: дети ныряют
Ночевки на плато Боловен
Ночевать можно в любом гостевом доме. Проблем с арендой не будет. Мест очень много на любой вкус.
Мы жили в бунгало, в настоящем бунгало из бамбука. Цена смешная – 7 долларов. Это бунгало, где мы остановились в первый день нашего путешествия.
Фото: одно из наших бунгало в Боловен
Водопады на плато Боловен
Фото: водопады высокие, на фото видно какого размера человек
Фото: радуга на фоне водопада, красиво
Фото: на фоне водопада
Канатная дорога
Это отдельное тема и отдельное развлечение. Дух захватывает уже на самой площадке. К сожалению, когда мы были, производился ремонт и замена троса. Нам не удалось прокатиться.
Постояли на площадке, полюбовались на водопад (кстати, самый высокий какой мы выдели на данном плато) и поехали дальше.
Фото: канатная дорога со страховочным тросом, жутковато.
По ходу движения купили кофе. Оказался очень вкусный, рекомендую. А самое главное недорого. Упаковка невзрачная, но кофе хороший.
Обязательно отведайте чашечку кофе в кафе, около кофейной плантации. Не скажу, что дёшево, но «пропустить стаканчик» обязательно нужно.
Фото: чашка кофе на фоне кофейной плантации в Лаосе
В итоге мы вернулись в город Паксе.
Круг замкнулся. Вот такое небольшое четырехдневное путешествие было у нас.
Еще интересные статьи:
Комментарии
Здравствуйте, Алиса. Скорее всего Вас интересует самый дешевый вариант. Мы жили в хостеле за 10$ номер. Есть гостиницы подороже, сами понимаете, цены на любой кошелек.
Питание не дорогое. Покушать в кафе – в среднем 200 руб. на человека. В ресторане 800 -1000 руб.
Было жарко, мы питались фруктами. Там они вообще стоят копейки.
По поводу достопримечател ьностей: Река Меконг, можно сплавиться по реке, у нас не было времени. Руины Ват Пху, если любите историю. Долина Кувшинов – очень интересное место, но мы не доехали. Ну и храмы. это на любителя.