Маятниковая миграция населения в России

Проблемы маятниковой миграции

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.05.2014 2014-05-19

Статья просмотрена: 2870 раз

Библиографическое описание:

Дубейко, И. В. Проблемы маятниковой миграции / И. В. Дубейко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 334-337. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11089/ (дата обращения: 25.11.2021).

В статье рассматриваются вопросы маятниковой миграции: влияние данного процесса на развитие крупных и малых городов. Также анализируются факторы, определяющие уровень маятниковой миграции в небольшом населенном пункте на примере Соснового Бора.

Ключевые слова: маятниковая миграция, трудовые ресурсы, безработица, мобильность.

The article discusses the impact of circular migration process in the development of cities and towns. Also, it analyzes the factors determining the level of commuting in a small village like Sosnovy Bor.

Keywords: circular migration, workforce, unemployment, mobility.

В широком смысле миграция связана с перемещением людей из одного региона (страны) в другой с целью поиска новых возможностей и повышения качества жизни. Оно сопровождается пересечением как внешних границ государства, так и внутренних границ административно-территориальных образований [1].

Миграция затрагивает все регионы мира, а многие страны сегодня одновременно являются странами происхождения, пребывания и транзита. Закончив с обозначением самого понятия миграции, хочется перейти к рассмотрению более узкой проблемы, присущей современной России — это проблема маятниковой миграции. Этот процесс появился и получил развитие в период урбанизации, когда между городской и сельской культурами пропасть стала наиболее явной. Если раньше, до момента роста в городах промышленности, люди в России в основном были заняты натуральным хозяйством, то после появления тракторов и машин производительность труда выросла в несколько раз, и необходимость в человеческих руках уменьшилась. Люди в поисках работы начали выезжать в ближайшие города, чтобы прокормить свою семью. Роль города в развитии общества повысилась. Так и появилась маятниковая миграция в России.

Маятниковая миграция представляет собой регулярные поездки определенной части населения из одного пункта назначения в другой и обратно [7]. Данные пункты расположены в разных населенных пунктах. Маятниковая миграция появляется в основном из-за несоответствия расположения производства и расселения людей. Маленькие города не могут похвастаться изобилием предложений трудоустройства. Это связано со многими факторами, которые вносят свою лепту во всё более распространяемый миграционный процесс. Так или иначе, размер города, специализация и его населенность людьми — это исторически сложившиеся показатели, на которые трудно повлиять извне. Они, тем или иным образом, поворачивают экономическое, политическое и социальное развитие на определенный путь, которого в дальнейшем будет придерживаться город. Однако чаще всего происходит так, что в маленьком городе развивается в полную силу лишь один- два сектора. В других областях динамика создания рабочих мест существенно отстает от предложений труда, а существующие вакансии не привлекают граждан с точки зрения характера работы, а чаще — оплаты труда. Это очень сужает круг интересующих вакансий, в которых человек мог бы и хотел себя проявить. Решением данной проблемы выступает такой процесс, как маятниковая миграция. Нужно искать предложения, где человек может задействовать в полной мере свои способности. Это и побуждает его к поиску работы за пределами постоянного места проживания.

Изобилием рабочих мест практически всегда оказывается ближайший крупный город. Его экономическая мощь может похвастаться наличием организаций и предприятий разнонаправленной специализации. Здесь человек точно сможет найти ту область, в которой возможно задействовать свои навыки и способности. Образовывается обстановка для удовлетворения всевозможных потребностей в труде поселенцев небольших населенных пунктов, где количественно и даже качественно ограничено предпочтение в рабочих местах. Маятниковые мигранты повышают численность и меняют структуру трудовых ресурсов городов — центров притяжения, где количество рабочих мест превосходит собственные ресурсы труда или не отвечает профессионально-квалификационному составу населения. Процесс маятниковой миграции наиболее характерен для тех регионов, ядром которых являются крупнейшие города. Образовываются целые агломерации, объединяющие множество пригородных районов и небольших населенных пунктов вокруг единого центра, являющегося экономической базой целого региона. Возросшая мобильность ресурсов, качественные сдвиги в информационных и транспортных связях обеспечивают впечатляющие изменения в пользу развития города. Имеет место перераспределение средств, выгодное административным центрам, что влияет на экономическую, а также социокультурную природу региона.

Маятниковая миграция появляется в обществах, в которых доступ к современным транспортным средствам дает возможность людям проживать далеко от места своей работы или обучения. До XIX в. большее число людей проживало в «границах пешего хода» от местонахождения работы или обучения. Развитие городов в 18–19 веке означало сосредоточение на одной и той же территории больших человеческих масс. Такой интенсивный путь развития был на тот момент прогрессивным, потому что концентрация людей, во-первых, способствовала значительному росту производительности труда, во-вторых, отвечала требованиям концентрации производительных ресурсов, происходившей под воздействием научно-технического прогресса. В этот период основой формирования города являлась обычная миграция. Появление маятниковой миграции произвело огромное воздействие на жизненный уклад, дало возможность городам вырасти до таких размеров, о которых раньше никто и предполагать не мог, привело к расцвету пригородов и окраин. При опережающем развитии транспорта маятниковая миграция ведёт к стремительному экстенсивному росту городов, застройке пригородов и образованию новых районов [3]. Городская среда при этом сильно меняется, центр резко контрастирует с окраинами, подсознательно отделяясь от последнего в экономическом и социальном плане. Население агломерации быстро увеличивается за счёт притока мигрантов в застраиваемые пригороды. В дальнейшем, при замедлении развития транспорта, которому сопутствуют автомобильные пробки и работа в режиме перегрузок, развитие города осуществляется медленнее и гармоничнее.

Читайте также:
Достопримечательности Германии: замок Шарлоттенбург в Берлине

Как и любой другой процесс, маятниковая миграция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Она является важным источников формирования трудовых ресурсов в городах, в значительной мере обеспечивающая сбалансированное и рациональное использование трудовых ресурсов. Такой вид миграции существенно снижает уровень безработицы, дав возможность каждому человеку устроится на работу, которая в большей части будет соответствовать его существующим потребностям. В данные потребности можно включить удовлетворение физиологических потребностей, обучение, покупку квартиры либо других предметов роскоши, содержание семьи и др. С точки зрения работодателей, маятниковая миграция дает возможность сократить затраты на выплату заработной платы, так как есть возможность нанять более дешевую рабочую силу. Другой вопрос, отразится ли это на качественном уровне выполнения работ и профессиональной подготовке работников. Государство рассматривает маятниковую миграцию, как выгодный способ снижения издержек на выплату пособий по безработице, снижения издержек производства товаров и услуг за счет низкой цены труда, снижения нагрузки и на работников служб занятости населения. Можно сказать, что нынешняя мобильность населения в большей степени положительно отражается на развитии главных экономических центров регионов. Маятниковая миграция регулирует рост численности населения, являясь, прежде всего, средством ограничения чрезмерного роста центра города. Она также обеспечивает оптимальное и гибкое (в пространстве, времени и объемах) соединение труда и капитала. Однако что на этот счет думают пригородные населенные пункты и соседние небольшие города? Как на них влияет маятниковая миграция? Постепенно возникает конфликт между центром и пригородной частью — соседние небольшие города теряют свою самостоятельность из-за некой трудовой зависимости от ядра региона. Часто возникают серьезные разрывы в уровне жизни, которые ведут к неустойчивости и дисбалансу экономики региона. Чтобы избежать таких последствий, необходимо тщательно изучить процесс маятниковой миграции в регионе либо в конкретном интересующем населенном пункте.

Основная проблема изучения данного вида мобильности трудовых ресурсов заключается в том, что учесть маятниковых мигрантов очень сложно [5]. Классическим способом учета являются исследования в виде проведения опросов и анкетирования. Однако сразу после обозначения способа исследования столкнемся с некоторыми трудностями и проблемами: высокая стоимость мероприятия (под этим подразумевается печать анкет и листовок, оплата труда занятых в данном исследовании), организационные проблемы и проблема достоверности информации (т. е. не все граждане готовы рассказать о своем статусе мигранта). Поэтому в России подобные мероприятия практически не проводятся.

Среди населенных пунктов, столкнувшихся с данной проблемой, находится город Сосновый Бор. В связи с трудностью сбора данных о маятниковой миграции, очень тяжело определить пути решения негативного влияния этого процесса на развитие муниципального образования и установление некой экономической и трудовой стабильности. В Администрации городского округа прозвучал такой вопрос: что можно и нужно сделать, чтобы жители города работали в Сосновом Бору, а значит пополняли городскую казну налогами и другими результатами своего труда. Эксперты в общем выделяют три основные причины данного вида перемещения: безработица, отсутствие подходящей работы и низкий заработок. Но, если в городе Сосновый Бор такой показатель, как безработица, является очень несущественным (на 2013 год уровень безработицы — 0,3 % от численности экономически активного населения города и находится в пределах фонового значения, в то время как в России этот показатель равен 5,6 %), довольно широкий выбор вакансий (городской банк вакансий на 1 января 2014 года насчитывает 2047 вакансий, что составляет 19 вакансий на одного безработного), а среднемесячная заработная плата работников списочного состава крупных и средних организаций округа за 2013 год выросла на 13,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 44241 руб [6], почему проживающие на территории города люди пытаются подыскать себе работу вне города? Рядом с Сосновым Бором находится Санкт-Петербург, который является одним из крупнейших городов Российской Федерации, привлекая население пригородов своими социальными и экономическими возможностями. Хотя для Соснового Бора города и характерен довольно неплохой средний уровень заработной платы, многие люди пытаются найти работу вне дома. Это из-за того, что заработная плата по аналогичным профессиям в данном городе и Санкт-Петербурге различается в пользу последнего. Поэтому даже ежедневные затраты времени и денежных средств на поездку к месту работы не являются сдерживающим фактором для маятниковых мигрантов. Для примера представлена таблица 1 о средней заработной плате по видам деятельности.

Средняя заработная плата по видам экономической деятельности

Вид деятельности

Средняя заработная плата в г. Сосновый Бор, руб.

Средняя заработная плата в г. Санкт-Петербург, руб.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Что такое маятниковая миграция

Соответственно, в утреннее время люди, которые живут в пригородах, должны ехать на работу в центр и возвращаться обратно по вечерам. Такое явление имеет название «маятниковая миграция».

Разберемся, в чем заключаются причины ее возникновения и какими бывают последствия.

Что собой представляет

Маятниковая миграция означает регулярное передвижение людей из одной местности в другую для того, чтобы проходить обучение или на работу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Читайте также:
Выбор способа получения гражданства

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Регулярность данного явления имеет полное соответствие с режимом учебной или трудовой деятельности.

Появление данного явления произошло вследствие урбанизации страны. В основе данного явления лежит несоответствие в расселении граждан и размещении производственных помещений. Самыми основными направлениями миграции является формат «село-город».

Миграция подобного формата выступает в качестве источника для создания ресурсов труда для городских условий.

Это явление обеспечивает более приемлемое и сбалансированное использование ресурсов труда в деревнях и городах.

Маятниковая миграция может создать равноценные условия для того, чтобы выбрать место для обучения по профилю или работы.

Также она может поспособствовать развитию следующих факторов:

  1. Социальной мобильности людей.
  2. Распространению городского образа жизни.
  3. Изменению соцструктуры жителей из села.
  4. Преодолению определенных отличий между деревней и городом.

Особенности

Людям свойственно тратить достаточно много времени на то, чтобы добраться до работы или до места обучения.

Это чаще всего происходит не по желанию населения, а исключительно из экономических соображений. Обычно в центрах больших городов сосредотачиваются основные источники больших заработков.

При этом, жилье стоит в этой местности намного дороже, нежели на окраинах города.

Чем больше город, чем он развитее, тем более плотным становится движение со стороны маятниковых мигрантов.

В определенной ситуации город может исчерпать собственные ресурсы, которые благоволят образованию дополнительных мест для работы.

В то же время, в пригороде появится такая возможность, поскольку там обычно и так не хватает магазинов и предприятий, которые формируют благоприятную инфраструктуру.

Движение, которое была изначально направлено в центр, в такой ситуации будет разворачиваться в обратном направлении.

Эксперты смогут наблюдать два потока, идущих навстречу друг другу – один будет направляться в центр, а второй – в пригород.

В такой ситуации полярность между спальным районом и центром города уменьшится, вследствие чего пригород сможет выступать в качестве маленького центра, который к себе притягивает рабочую силу.

Причины маятниковой миграции

В те времена, когда у людей не имелось автомобилей в большом количестве, а также электропоездов и прочих цивилизационных привилегий, граждане старались жить со своим рабочим местом, либо работать около дома.

Иного выхода у людей просто не имелось. Однако с появлением транспорта у рабочих появилась возможность проживать не в черте города, а за его пределами, и приезжать в город исключительно для того, чтобы поработать, после чего возвращаться обратно домой вечером.

Вследствие отсутствия ограничений количества рабочих людей в городе исключительно местными гражданами, у города имелось свойство – увеличиваться, расти.

Таким образом, появлялось большое количество дополнительных мест для работы, которые впоследствии занимались жителями из деревень и пригородов.

Таким способом происходили спальные районы, где были жилые дома, а организаций и компаний не имелось вовсе.

Затем города могли разрастаться вширь и ввысь, следствием чего стало возрождение огромных мегаполисов.

Данное явление стало носить массовый характер уже к началу нынешнего столетия. Это сейчас каждый человек, который живет в большом городе, знает о том, что имеется такое понятие, как маятниковая миграция.

Так обычно называется ежедневное перемещение людской массы от дома к работе или месту учебы и наоборот.

Видео: Интервью

Примеры

Самым явным примером маятниковой миграции является стандартная ситуация, когда большая масса людей утром следует на работу из одного пригорода или деревни в другой город.

Это происходит в каждом маленьком или крупном городе, который имеет муниципальные районы.

Также к маятниковой миграции относится вахтовый метод работы. В этом случае люди выезжают из одного города в другой для того, чтобы отработать в нем определенный период времени.

Такой тип маятниковой миграции несколько отличается от стандартного исключительно временем для работы – вахтовый метод подразумевает смену города на две недели, месяц, полгода и т.п.

Еще одним примером такого типа миграции является переезд на учебу в другой город или государство.

В первой ситуации все происходит просто – студент обучается определенный срок, после чего возвращается на свое прежнее место жительства для прохождения работы. Особенно это касается обучения по целевому направлению.

Эмиграция в Финляндию беженцем. Подробнее тут.

Проблемы

Самой главной проблемой маятниковой миграции является:

  • Отсутствие для некоторых граждан удобств при перемещении из одного населенного пункта в другой. Транспортная развязка не в каждом регионе России является удобной, и вследствие этого у граждан нет возможности в минимальные сроки добраться до рабочего места. Из-за этого люди опаздывают на рабочее место и у них появляются новые проблемы – с руководящим составом.
  • Также люди не всегда могут найти хорошее рабочее место из-за собственной неготовности к переезду на новое место или в той ситуации, когда работа находится слишком далеко от дома при отсутствии автомобиля. Обычно в таких ситуациях работодателями выделяются специальные места в общежитиях для своих работников, однако, далеко не в каждом предприятии это используется.
  • И одной из самых важных проблем для российских граждан при маятниковой миграции является огромное количество потраченных денег на проезд. Если на работе имеется специальная вахтовая развозка, то в этом случае людям не на что жаловаться – никаких затрат и все происходит вовремя. Но при наличии собственного транспорта большой процент от суммы заработка уходит именно на бензин или другой тип топлива.
  • К последней проблеме приплюсовывается еще одна дополнительная. Если производится на работе развозка, то человек, как правило, теряет больше времени, потому что транспорт не очень быстрый, причем он по пути делает остановки для других людей. Зато нет трат на топливо. Когда же человек имеет свой автомобиль, то он тратит меньше времени, но намного больше денег.
Читайте также:
Вестминстерский Кафедральный собор в Лондоне — подробная информация с фото

Преимущества и недостатки

В общем и целом, маятниковая миграция является достаточно положительным явлением, потому что оно может приводить к росту городов и их развитию.

Она может позволить распределять трудовые ресурсы в черте одного региона, при этом население будет обеспечено дополнительными рабочими местами, в то время как на производстве появятся новые сотрудники.

При этом стоит помнить, что когда поток мигрантов превысит дорожную пропускную способность, все преимущества померкнут перед недостатками.

В этом случае вместо радости за возможность работы в центре города у людей появится раздражение за то, что гражданам придется огромное количество времени проводить в пути.

Данная картина не является ни для кого новинкой – более того, она очень хорошо знакома любому жителю мегаполиса.

То время, которое остается от сна и работы, людям придется проводить в пробках. Они будут ухудшать общую экологическую обстановку в области, при этом они будут сказываться отрицательно на общем функциональном состоянии населения.

При их отсутствии в населенном пункте будет серьезно загрязнена атмосфера, а люди будут находиться в постоянном стрессовом состоянии.

Значение регулярных передвижений граждан

В настоящее время большое количество людей принимают участие в маятниковой миграции. С точки зрения экономики это несет положительный эффект, поскольку большое количество средств тратится на обеспечение отличных дорог в городе и развитие инфраструктуры в целом.

Открываются новые предприятия, магазины, создаются дополнительные рабочие места и жилые площади.

Что же касается экологии, то здесь все не так хорошо. Выбросы химических веществ с заводов, от автомобилей – все это не может благоприятно сказаться на общем экологическом состоянии в городе. Работа в каждом российском городе над этим ведется, но не в каждом из них она успешна.

Без маятниковой миграции сегодня в России обойтись сложно – невозможно найти такой город, в котором каждый человек жил в непосредственной близости от работы.

Список профессий для эмиграции в Испанию. Подробнее тут.

О трудовой миграции в России. Узнайте далее.

Это явление носит определенные положительные и отрицательные особенности, но в целом больше оно приносит больше позитива – города застраиваются, у людей появляется возможность больше зарабатывать, процент безработицы снижается.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Что такое маятниковая миграция

  1. Особенности маятниковых передвижений
  2. Преимущества и недостатки
  3. Действие маятниковой миграции на развитие городов
  4. О терминологии
  5. Этапы развития маятниковой миграции
  6. Московская агломерация
  7. Киевская агломерация
  8. Значение регулярных передвижений граждан

Особенности маятниковых передвижений

Маятниковая миграция населения – это одна из разновидностей данного процесса, которая занимает далеко не последнее место в общей классификации. Под данным понятием принято понимать регулярные, зачастую ежедневные поездки граждан из одного города или села в другое с целью работы или учебы.

Данный вид миграционного процесса стал результатом неравномерного размещения производственных мощностей и расселения населения по отношению к ним. Особенно заметен этот процесс при рассмотрении крупных мегаполисов, в которые каждый день утром прибывает довольно большое количество жителей пригородной зоны, а вечером, соответственно, покидает их.

Обычно возникает такой процесс в тех регионах, где хорошо развитая инфраструктура и транспортная развязка позволяют жителям периферийных районов жить далеко от своего места работы. Так, еще в XIX веке существовала тенденция селиться в непосредственной близости от своего источника дохода. А вот уже век двадцатый внес некоторые изменения в этот процесс.

Преимущества и недостатки

Как мы выяснили, маятниковая трудовая миграция – это перемещение граждан от своего дома до своей работы и обратно в рамках определенной территории. Отличительной чертой данного процесса является его регулярность, которая соответствует трудовому режиму или графику учебы.

Нельзя не отметить, что данное явление в обществе имеет как положительные, так и отрицательные черты. К первым можно отнести такие:

  • обеспечение занятостью отдаленных районов, которые не обладают достаточным количеством трудовых мест;
  • заполнение вакантных мест, на которые невозможно найти сотрудника по месту размещения компании, работниками из регионов;
  • повышение социальной мобильности граждан;
  • позитивное влияние духовной и материальной культуры на формирование внутреннего мира жителей периферии;
  • создание современных населенных пунктов, которые представляют собой смесь городской и сельской жизни.

Но, как известно, не бывает все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Зачастую направление и масштаб данного явления не всегда соответствует интересам экономики.

Причины маятниковой миграции точно так же, как и большинства иных разновидностей данного процесса, носят экономический характер.

Читайте также:
Вид на жительство в Узбекистане для граждан России: как получить в 2022 году, перечень документов

На такие ежедневные поездки граждан толкает необходимость обеспечивать себя и семью.

В связи с этим следует выделить негативные последствия таких передвижений населения:

  • заметный дисбаланс в агропромышленной отрасли экономики страны;
  • потери свободного времени перемещающихся граждан, которые вынуждены тратить время не на свой досуг или полезный труд, а на поездки;
  • повышение утомляемости мигрантов.

Все это сказывается на моральном состоянии населения, которое, кроме работы, дома и транспорта больше ничего не успевает увидеть.

Действие маятниковой миграции на развитие городов

Миллионы жителей Подмосковья каждый день ездят в Москву на работу.

Маятниковая миграция — главный механизм образования городских агломераций, движущая сила территориального роста городов и субурбанизации. Эффекты маятниковой миграции на развитие городов зависят от её интенсивности, а она в свою очередь — от экономического потенциала города и развития транспорта.

При опережающем развитии транспорта маятниковая миграция ведёт к стремительному экстенсивному росту городов, застройке пригородов жилыми кварталами и образованию классических . Городская среда при этом сильно поляризуется, центр резко контрастирует с периферией. Развивается центр-периферийная имущественная и социальная сегрегация. Население агломерации быстро увеличивается за счёт притока мигрантов в застраиваемые пригороды.

В дальнейшем, при замедлении развития транспорта, которому сопутствуют автомобильные пробки и работа в режиме перегрузок, развитие города осуществляется медленнее и гармоничнее. Транспортные ограничения ведут к росту цен на недвижимость и выносу части рабочих мест из центра города, благоустройству и развитию инфраструктуры в бывших спальных районах. Невозможность добираться на работу из пригородов и рост цен на жильё приводят к уплотнению и повышению этажности застройки в городе и «возрождению» пригородов. Социальная и имущественная сегрегация сохраняются, но определяются уже не близостью того или иного района к центру, а другими факторами.

О терминологии

Первоначально необходимо разобраться с некоторыми терминами. В широком смысле сама по себе миграция подразумевает «переселение, перемещение». Сегодня данное явление распространяется на все процессы передвижения граждан как внутри государства, так и за его пределами. В результате таких перемещений происходят количественные и качественные изменения в самой группе мигрирующих лиц и в том обществе, в которое они попадают.

В целом миграцию можно разделить на две большие группы:

  • внутреннюю;
  • внешнюю.

Исходя из названий, очевидно, что в первом случае данный процесс происходит в рамках одной страны, а во втором выходит за них.

Основные особенности миграционного процесса можно выразить так:

  • преимущественно люди перемещаются на короткие расстояния;
  • в поле зрения мигрантов чаще всего попадают крупные города и развитые страны;
  • именно этому процессу обязаны многие населенные пункты своим ростом;
  • чаще всего причины, которые побуждают население сменить место жительства, – экономические.

Этапы развития маятниковой миграции

На начальных этапах развития агломераций, особенно тех, которые имеют ярко выраженную гипертрофию центра, ежедневная маятниковая миграция направлена преимущественно из спальных районов и городов-спутников в исторический центр (ядро) города. Однако по мере исчерпания ресурсного потенциала ядра, роста субурбанизационных процессов, развития окраинной инфраструктуры, повышения уровня людности и экономической специализации окраин, роста уровня самодостаточности городов-спутников появляется и обратный поток: жители высокоубанизорванного ядра начинают участвовать в маятниковой миграции на периферию. Таким образом, возникают два встречных потока.

Московская агломерация

По данным исследований на тему маятниковой миграции, в начале 2000 года в Москву из области на работу или учёбу ежедневно приезжали 800—850 тысяч человек, при этом и в область из столицы направлялось 200—250 тысяч. Таким образом, общий оборот маятниковой миграции в Московской агломерации превысил 1 млн человек уже в начале 2000—х годов. В 2010 году положительное сальдо трудовой маятниковой миграции Москвы достигло 1,8 млн человек в сутки, причём заметный вклад в него вносили не только жители Московской области, но и другие ближайшие соседние регионы — Тульская, Владимирская и Калужская области.

Киевская агломерация

По оценкам КГГА, ежедневная маятниковая миграция в Киев в 2016 году составляла порядка 300 тыс. человек в день[4]. Большую часть её дают города-соседи (Бровары, Вышгород, Борисполь и другие). Встречный поток из города в область развит слабо из-за относительной малолюдности Киевской области.

Для Киевской агломерации, как и для самого Киева, привычной стало несоответствие между право- и левобережной частями: почти 80 % рабочих мест города расположено на правом берегу, а более 40 % жилья (в том числе и большая часть дешёвого жилья) — на левом. Уже в 1970-х годах в Киеве появился замысел создания своего делового центра для левобережной части агломерации, однако он, как и все последующие, так и не был осуществлён. Поэтому в агломерации достаточно остро стоит вопрос перемещения населения между двумя берегами и, соответственно, недостаточно высокой пропускной способности мостов. Усилились и некоторые несоответствия в транспортной доступности: так, из города Бровары добраться на оказывается быстрее, чем из окраин самой столицы. При этом процессы субурбанизации, по крайней мере в их западном понимании, пока выражены достаточно слабо, поскольку происходит дальнейшее уплотнение и вертикализация центра агломерации. В 2000-х годах блоковая фрагментация советского периода только усиливалась и достигла степени мозаичности.

Значение регулярных передвижений граждан

Маятниковая миграция в России – явление довольно распространенное. Ежедневно можно наблюдать массовый поток студентов и работников, которые едут из пригородной зоны в областной центр на электричках, маршрутных такси или автобусах, а вечером возвращаются. Исключить данное явление из жизни российского общества значит остановить процесс роста городов, для которых данное явление является движущей силой. Маятниковые передвижения граждан стимулируют застройку пригородных районов мегаполисов жилыми кварталами, что ведет к образованию уже привычных нам спальных районов.

Читайте также:
Страховка для шенгенской визы: цены, где оформить медстраховку для Шенгена онлайн

Нельзя не отметить, что сам мегаполис при этом делится условно на два полюса. Это выражается в том, что образ жизни в центре города сильно отличается от того, который ведут жители пригородных спальных районов.

В заключение следует отметить, что процесс регулярных перемещений граждан обоюдно значим как для них самих, так и для экономики в целом.

Маятниковая миграция

В настоящее время происходит постоянное передвижение населения из небольших и малоразвитых, в социально-экономическом плане, территорий в более перспективные. Миграция становится явлением глобальным. Все чаще стал применяться термин маятниковой миграции.

Определение понятий

Люди, проживающие в маленьких населенных пунктах, имеют определенные проблемы с трудоустройством. Одни являются специалистами невостребованных профессий, других не устраивает уровень заработной платы, отсутствие перспектив для развития и карьерного роста. Не имея возможности переехать в крупные города на ПМЖ, они устраиваются на работу в городские организации, ежедневно преодолевая расстояние от дома до места работы и обратно. Такое территориальное перемещение называется маятниковой миграцией.

Само явление передвижения, в рамках дом — работа — дом, очень похоже на движение маятника. Отсюда и появилось определение маятниковой миграции.

Она бывает внутренней, когда переезд осуществляется между городами внутри страны. И внешней в случае если граждане вынуждены пересекать границы государства.

Сальдо любого вида маятниковой миграции — это разница между прибывшими в город/страну и выбывшими мигрантами.

Правовая база

В России нет прямых законов, регулирующих процессы маятниковой миграции. В случае если человек проживает в местности, граничащей с одной из стран ближнего зарубежья, где трудоустроен, будет применен закон № 114-ФЗ, датированный 15.08.1996. Данный документ регулирует въезд и выезд в РФ. В нем указано:

  • перечень запрашиваемых документов при пересечении государственной границы;
  • детали процедуры пограничной проверки;
  • варианты приостановки беспрепятственного переезда через границу.

Особенности

Главной чертой маятниковой миграции является тот факт, что люди не покидают места проживания, а ездят на работу или учебу из одного села, города в другой. При этом затрачивают немало времени на дорогу. Это происходит из-за неравномерного распределения мощностей производства и проживания населения.

Источники большого дохода и скопления маятниковых мигрантов, как правило, размещены в центрах мегаполисов и крупных городов. Но жилье в этом секторе намного дороже, чем на окраине, в т. ч. и его аренда. У многих нет возможности его приобрести или снимать.

Признаки маятниковой миграции

Смысл явления маятниковой миграции состоит из нескольких признаков:

  • регулярность (частые, в основном, ежедневные поездки);
  • временные затраты (требуется длительное время, чтобы добраться до места работы, учебы);
  • проживание дома (не требуется перемена своего места жительства).

Отличия от других видов миграции

Регулярное, ежедневное перемещение студенческой молодежи и трудоспособного населения существенно отличается от иных миграционных процессов.

Внутренняя миграция подразумевает именно переселение людей с одного села, района, города, региона в другое место жительства в пределах страны. А перемещение с переселением населения при внешней миграции осуществляется в мировых масштабах. На постоянной основе (ПМЖ) или временной (на ограниченное время, сезонные работы, связанные с сельским хозяйством, строительством и т. д., нерегулярные деловые поездки на короткий срок).

В отличие от трудовых и других мигрантов, участники маятникового процесса миграции не покидают своих центров проживания.

Причины маятниковой миграции

После распада Советского Союза многие небольшие города и поселки стали заложниками проблем экономического коллапса. Граждане СНГ устремились в крупные промышленные города и страны в поисках работы, пополнив армию трудовых мигрантов. Со временем ситуация стала меняться. Причины, по которым стало возможным явление маятниковой миграции:

  • появление новых рабочих мест в близлежащих регионах;
  • налаживание и развитие транспортной развязки (увеличение потока с сокращением временного промежутка, появление скоростных электропоездов и т. д.) позволило вернуться многим людям домой и трудоустраиваться недалеко от места проживания;
  • повышение уровня жизни населения и приобретение личного автомобиля.

Примеры

Развитие маятниковой миграции легко прослеживается. Примеры, стандартные для маятниковой миграции:

  • переполненный общественный транспорт людьми, спешащими на работу из поселков, близлежащих малых городов в районные, крупные городские центры и обратно;
  • вахтовый метод работы, когда граждане, оставаясь зарегистрированными по месту проживания, на определенный период едут в другой город, округ на трудовую смену, а затем возвращаются;
  • студенты, получающие образование в ВУЗах и других учебных центрах (по целевому направлению на обучение может проходить другом городе, государстве).

Процесс длительного обучения подразумевает проведение каникул дома и возвращение после получения диплома.

Статистика

Ведение статистики учета маятниковой миграции затруднительно. Потому что нет фиксации граждан, свободно перемещающихся по стране и не меняющих при этом места жительства.

Данное явление в основном типично для крупных городских центров и мегаполисов. Например, Москвы. Поток перемещения в столицу, благодаря железнодорожному сообщению, ежедневно составляет свыше 1,1 млн человек, проживающих в Московской, Калужской, Владимирской и Тульской областях. В свою, очередь около 40 тысяч москвичей выезжает на работу в Подмосковье.

Около 200 тыс. человек, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, включены в маятниковую миграцию.

Нередки случаи маятникового межпоселенческого перемещения. Ориентировочно 12% (10 млн чел.) — участники данного процесса.

Миграция в России: проблемы и статистика

Российские маятниковые мигранты ежедневно сталкиваются с рядом проблем:

  • есть развязка общественного транспорта, но не во всех регионах страны хорошие дороги (износ личного автомобиля);
  • затраченное на дорогу время (возможны опоздания на работу и взыскания от руководства);
  • трудно найти хорошую должность (неподходящий график работы и нет возможности приобрести жилье рядом);
  • оплата проезда (около 30% от заработанных средств).
Читайте также:
Какие нужны документы для получения РВП гражданам Казахстана

Езда на личном транспортном средстве подразумевает трату денег на бензин. Некоторые организации осуществляют подвоз сотрудников. Это уменьшает траты на проезд, но возникают проблемы увеличения времени на остановки при развозе.

По приблизительным данным, каждый год число маятниковых мигрантов растет на 10% (150–200 тысяч человек).

Значение регулярных передвижений граждан

Явление маятниковой миграции влечет расширение границ мегаполисов, развитие инфраструктуры и появление новых микрорайонов для граждан, желающих стать его горожанами. Исключить миграцию, значит остановить стимуляцию процесса роста крупных населенных пунктов. Стоит отметить, что жизнь в городских центрах и в спальных пригородных районах разнится между собой.

При этом не теряется связь населения с современным миром, его культурным воздействием и духовной составляющей, которые мало встречаются на периферии.

Огромное количество приезжающих на работу из пригородов на личных автомобилях не могут не влиять на экологию, и без того загазованного промышленного мегаполиса.

Преимущества и недостатки

Маятниковая миграция передвижения населения имеет определенные плюсы:

  • трудовые возможности и достойная зарплата для мигрантов;
  • обеспечение трудовым ресурсом крупных городов, при этом не растет социальная нагрузка на медицину, образование и т. д.;
  • происходит развитие транспортной инфраструктуры, соединяющей местности.

Несмотря на достоинства, есть и минусы данного процесса:

  • населенные пункты, являющиеся донорами миграции, экономически ослабевают;
  • часть налогов оседает в мегаполисах, а полученных средств не хватает на развитие социальной сферы;
  • пробки на дорогах в городах из-за дополнительной нагрузки, где работают мигранты, не хватает парковок и т. д.;
  • утомляемость, мало свободного времени у мигрантов остается на семью и досуг.

Несмотря на наличие отрицательных и положительных моментов процесс маятниковой миграции необратим.

Заключение

Регулярное перемещение граждан с целью трудоустройства имеет значимое влияние, как для самих людей (достойная оплата труда), так и для экономики страны (ресурс для развития и расширения).

Маятниковая миграция в 2019 году: особенности и причины

Не каждый человек имеет возможность работать или учиться и жить в одном и том же месте, точнее в одном и том же населённом пункте. Многим приходится ездить в соседний город на работу, а жить в области. Так зачастую бывает в больших городах, и для людей такой процесс и такое течение жизни вполне нормальное явление.

Кому-то просто не хочется жертвовать своей работой и искать что-либо поблизости к дому. Именно поэтому людям приходится с утра ехать в город на работу, а вечером возвращаться обратно. И такой процесс называется маятниковой миграцией. Маятниковая миграция – это процесс вынужденный и многие к нему привыкли.

Что означает термин «маятниковая миграция»?

Маятниковая миграция – это условное обозначение процесса, когда человек, обычно ежедневно, ездит из одного населённого пункта в соседний по разным причинам, например, на работу или же учёбу, и при этом возвращается обратно. Всё это происходит из-за не совсем правильного и соответственного размещения людей и производств.

Чаще всего такой процесс свойственен для достаточно больших городов. Например, ни для кого не секрет, что в Москве происходит именно такая ситуация. Люди на электричках из пригорода добираются в Москву на работу, а вечером возвращаются назад.

В связи с тем, что транспортная система сейчас развита достаточно хорошо, люди вполне могут себе позволить иметь работу вдалеке от дома. Этого же нельзя сказать, например, о 19 веке, когда народ мог работать только вблизи с домом. Маятниковая миграция возникает по разным причинам и по-разному влияет на уклад современного общества.

Причины маятниковой миграции населения?

Что такое маятниковая миграция теперь понятно, важно выяснить и самые главные причины возникновения такого процесса.

Как уже говорилось, важное влияние на данный процесс оказало развитие транспортной системы. С технологическим прогрессом и появлением всевозможного вида транспорта люди смогли себе позволить увеличить расстояние от дома до места работы. Понятно, когда предлагают хорошую работу, но при этом добираться придётся достаточно далеко, то многие соглашаются, терять шанс на обеспечение хорошей жизни никому не хочется.

Практически для всех стран мира характерно явление маятниковой миграции. Новые возможности в сокращении времени на передвижение позволили населению всё больше перемещаться. Количество таких людей с каждым годом растёт всё больше.

Причины, по которым явление маятниковой миграции всё больше распространяется, могут быть:

  • экономическими;
  • трудовыми.

А с чего всё начиналось у нас в стране? Началось всё с развала Советского Союза. Именно в этот промежуток времени многие сёла и посёлки потерпели экономический крах. Люди не могли найти для себя хорошую работу, которая бы при этом и достойно оплачивалась. Кроме того, в небольших городах стоимость жилья ниже, чем в крупных городах.

Это позволяет экономить хорошую часть денег. Заработав хорошую сумму, человек может не тратить её на приобретение дорого жилья в городе. Он может позволить себе более дешёвое жильё в пригороде, но при этом и оставить для себя неплохую сумму для жизни.

Ещё одна важная причина: возникает процесс под названием субурбии. Что это значит? Это процесс переезда в частные дома пригорода из спальных районов. Процесс субурбии – это процесс, обратный процессу урбанизации. В США, например, данный процесс уже превзошёл все возможные рамки. Но сейчас он набирает обороты и в России.

Читайте также:
Украина без визы: возможна ли такая поездка для россиян?

Фото: https://pixabay.com/photos/border-mexico-usa-united-states-62866/

Практически все обеспеченные люди перебираются в пригород. Да и простые стараются создать более комфортные условия для своей жизни. При всём этом люди продолжают ездить на работу в город, не меняется и то самое место работы.

Особенности миграции

Какие особенности имеет подобная форма миграции и какие особенности всё больше прогрессируют?

  1. Естественная урбанизация принимает активное распространение.
  2. Социальная активность граждан получает всё больший всплеск.
  3. Сельская жизнь участников перемещения принимает всё лучшие и качественные условия.
  4. Постепенно стирается разница между городскими и сельскими жителями.

В современном мире почти каждый человек, который работает, тратит достаточно много времени на дорогу. Но это позволяет ему иметь хорошую работу, а, значит, улучшать качество своей жизни.

Российская статистика миграции

Проезд не только в общественном транспорте, но и затраты на бензин составляют достаточно большую часть семейного бюджета. Как показывает статистика, около 15% заработной платы уходит именно на эти расходы. Бывают случаи, когда эта цифра достигает и 30%. Довольно сложно отследить и исследовать подобную проблему.

Самое сложное в данном случае понять, как передвигается человек. Во внутрирегиональном сообщении сделать это практически невозможно. Ни один человек, совершая такую поездку, не покидает территорию страны, значит, документы никакие не оформляет.

Примеры маятниковой миграции

Если говорить о маятниковой миграции, то можно в пример взять Москву и понять какие статистические данные здесь. Из Подмосковья ежедневно в столицу перемещается около 1 миллиона человек. А вот в обратном направлении едет намного меньше людей – около 40 000 человек. Примерно каждый четвёртый человек области считается маятниковым мигрантом.

Для примера можно взять и Санкт-Петербург. Около 200 тысяч человек ежедневно переезжает из Ленинградской области в Питер, в неделю эта цифра составляет более 1 миллиона. Понятно, что еженедельная статистика Питера значительно меньше, чем Москвы, но цифра тоже внушительная. В других крупных городах цифра может быть такой же, как и в Санкт-Петербурге.

Фото: https://pixabay.com/photos/st-petersburg-russia-peter-3753684/

Подсчитать сколько людей перемещается каждый день из пригорода в город практически невозможно. Если говорить о примерных расчётах, то количество граждан, постоянно мигрирующих маятниково, составляет около 10 миллионов человек. В процентном расчёте это составляет около 12% всего трудоспособного населения страны.

Преимущества и недостатки маятниковой миграции

Регулярные переезды с места жительства на работу и обратно имеют свои плюсы и минусы. Что можно отнести к преимуществам маятниковой миграции?

  1. Для жителей это даёт возможность иметь хорошую и высоко оплачиваемую работу. А это, в свою очередь, немного снижает социальную напряжённость в тех районах, где возникают очень большие трудности в экономическом плане.
  2. Город наделяется достаточной рабочей силой. Но при этом в городе не требуется огромное количество садов и школ, дети посещают такие организации в пригороде.
  3. Если бы не маятниковые мигранты, то, может быть, и не было бы такой хорошей транспортной инфраструктуры. Такие перемещения заставляют власти налаживать транспортную развязку.

Кроме таких явных плюсов, маятниковая миграция имеет и некоторые недостатки.

  1. В населённом пункте, откуда едут мигранты, плохо развивается экономика. Новые рабочие места не образуются, населению это просто не нужно. Такая система потихоньку отмирает.
  2. Социальная сфера городов, откуда едут мигранты, ухудшается. А связано это с тем, что мигранты платят налоги по месту работы. Результат: налоги уплачивают по месту работы, а по месту жительства нет, значит, отчисления идут в тот самый большой город, а маленькому ничего не достаётся.
  3. Нагрузка на транспортную систему большого города возрастает. Увеличивается количество пробок, не хватает такого количества дорог, чтобы обеспечить всех непрерывным передвижением. Люди тратят огромное количество времени, стоя в пробках.
  4. В связи с тем, что человек тратит огромное количество времени на дорогу, он устаёт, это может напрямую влиять на эффективность его трудовой деятельности.

Фото: https://pixabay.com/photos/moscow-night-map-plane-view-air-3227572/

Частые проблемы маятниковой миграции

Маятниковая миграция примеры имеет явные. Такие города, как Москва и Питер, являются яркими представителями такого явления.

Первая важная проблема – это количество потраченных денег на дорогу. Но в сравнении с тем, сколько человек получает, работая в городе, сумма для него не такая уже большая. Зато остальные деньги он может тратить на себя.

Одна из проблем маятниковой миграции – экологическая. Такое огромное количество машин, которое передвигается из города в пригород и обратно, наносит огромный вред природе. Но при всём этом власти говорят о том, что данный процесс вполне контролируем.

Инфраструктура настолько развивается в городах, куда едут работать люди, что количество торговых центров и фирм по оказанию каких-либо услуг с каждым днём становится всё больше. Возможно, для кого-то это не проблема. Но косвенно: у людей практически нет какого-либо выбора в посещении каких-либо более значимых мест вроде музеев и театров. Всё сосредоточено на сфере продаж. Но если не всё, то очень многое. С другой стороны – это хорошо. Количество рабочих мест уж точно не уменьшается.

Маятниковая миграция такое название имеет не случайно. Человек действительно как маятник в течении дня – из одного места перемещается в другое. И если поехать, например, в пригород Москвы, то можно встретить яркого представителя такой категории людей.

Читайте также:
Визовый центр Чехии на Каширке Москва VFS Global, отслеживание и проверка статуса визы

Заключение

Маятниковая миграция может привносить проблемы в общество, но эти проблемы не такие и глобальные. Ежегодно количество таких проблем снижается, так как правительство старается их решить. Количество людей, которые живут в одном месте (чаще в пригороде), а ездят на работу в город, сейчас достаточно большое. И в будущем это количество будет только расти, данный процесс остановить практически невозможно.

Что такое маятниковая миграция

Почти каждый россиянин ежедневно тратит определенное время на то, чтобы утром поехать на работу, а вечером добраться с рабочего места до своего дома. Такая простая и обыденная процедура, на самом деле, кроет в себе целое понятие, которое именуется маятниковой миграцией.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Мало кто задумывается о важности раскрытия данного понятия и развития этой миграции для прогресса в стране в целом. Рассмотрим вопрос проявления маятниковой миграции, а также постараемся понять ее важность для россиян в целом.

Что собой представляет

Маятниковой миграцией называются постоянные передвижения людских масс из одного населенного пункта в другой для прохождения рабочей смены, либо обучения. Постоянность этого явления полностью соответствует режиму трудовой деятельности и обучения.

Появление этого явления ознаменовалось активизацией процесса урбанизации в государстве. При этом основой этого явления является несоответствие размещения производственных помещений и расселения гражданских лиц.

Маятниковая миграция может выступать в качестве оптимизатора создания равноценных условий для идеального выбора места обучения граждан согласно его квалификации, либо работы.

Помимо этого, данное явление способствует развитию таких особенностей, как:

  1. Распространение урбанизации.
  2. Социальная мобильность.
  3. Изменения для сельских жителей социальной структуры.
  4. Преодоление некоторых различий между городскими условиями и деревенскими.

Особенности

Каждому человеку свойственно тратить много времени для приезда на работу и обратно. Происходит это вследствие экономических соображений. В центрах мегаполисов обычно всегда сосредоточены источники для большого заработка. Жилищная территория при этом имеет более высокую стоимость, нежели в спальных районах.

Чем больше размер города, тем он более развит. В некоторых ситуациях город исчерпал свои ресурсы, благоволящие образованию второстепенных мест для работы.

В пригороде может появиться подобная возможность, поскольку зачастую там нет предприятий, магазинов, формирующих благосклонно инфраструктуру.

Движение, направленное изначально в центр, будет развернуто обратно. Эксперты в данный момент наблюдают два потока, идущих друг против друга — один направлен в центр, а второй в спальный район.

В этом случае полярность уменьшится между центром города и спальным районом, и благодаря этому явлению пригород выступает в роли маленького центра, притягивающего к себе основные рабочие мосты.

Причины маятниковой миграции

Во время отсутствия у людей автомобилей и других цивилизационных преимуществ, российские граждане старались проживать рядом со своей работой. Другого выхода данных лиц не имелось.

Но при появлении транспорта у людей появилась возможность жить за пределами города и приезжать в него только для того, чтобы работать. Благодаря отсутствию ограничений, количество рабочей силы в городе со стороны местных граждан увеличивалось. Соответственно, город рос и увеличивался.

Появлялись дополнительные места работы, которые потом были заняты жителями пригородов и деревень. Так появлялись спальные районы, где были исключительно жилые постройки и не имелось предприятий и организаций. После этого города разрастались в разные стороны и таким способом появились большие мегаполисы.

Это явление стало более массовым к началу XXI века.

В данный момент любой человек, живущий в большом городе, прекрасно имеет представление о том, что существует маятниковая миграция. Именно так и называют ежедневное перемещение людей от собственного жилья до места учебы или работы.

Видео: Новости

Примеры

Основным примером для маятниковой миграции выступает ситуация, при которой большая людская масса следует на работу из одного района в другой. Такое явление происходит в любом крупном или маленьком городе, имеющим муниципальные районы.

Помимо этого, к маятниковой миграции можно отнести вахтовый способ работы. В такой ситуации люди приезжают в другой город из одного, чтобы отработать некоторый период времени в нём. Подобный тип миграции отличен от стандартного только периодом для работы.

Вахтовый метод подразумевает изменения места жительства на месяц, 3 месяца, полгода и другое время.

Также в качестве примера маятниковой миграции может выступать переезд на учебу в другую местность или даже страну. В первом случае студент проходит обучение в течение определённого периода времени, после чего он вернется на свое обычное место жительства, чтобы работать.

В частности, этот пример характерен для обучения, которое производится по целевому направлению.

Как выплачивается пенсия по инвалидности? Найдете по ссылке.

Проблемы

Наиболее глобальной проблемой для маятниковой миграции выступает отсутствие удобств для перемещения в другие населенные пункты. Далеко не в каждом российском регионе имеется удобная транспортная развязка и поэтому гражданам приходится тратить гораздо большее время для того, чтобы доехать до своей работы.

Читайте также:
Как найти работу в Лондоне для русских

Вследствие этого, люди могут опаздывать на работу и тут возникают проблемы с руководящим составом своего предприятия.

Помимо этого, у людей не всегда есть возможность найти хорошую работу вследствие своей неготовности для переезда в новую местность, либо в том случае, когда рабочее место находится очень далеко от своего жилья и человек не имеет личного транспорта.

В таких случаях работодатели выделяют места в специализированных общежитиях для своих рабочих, но не в каждой организации может использоваться такая практика.

Также одной из главных проблем для россиян является большое количество денежных средств, потраченных на проезд. Если на предприятии есть вахтовая развозка, то тогда граждане могут не жаловаться, потому что всё происходит своевременно и нет никаких затрат.

Однако, если у человека имеется свой автомобиль, то достаточно высокий процент от зарплаты уходит на топливо.

Преимущества и недостатки

Если рассматривать более детально преимущества маятниковой миграции, то можно заметить, что она является в целом довольно таки положительным явлением. Всё-таки, она в конечном результате приводит к тому, что города растут и развиваются.

При этом маятниковая миграция позволяет грамотно распределять трудовые ресурсы для определённой местности.

Важно при этом отметить, что население в обязательном порядке будет обеспечиваться второстепенными рабочими местами, и на производстве в это же время будут появляться новые сотрудники.

Обязательно важно не забывать о том, что в ситуации, при которой поток мигрантов будет превышать пропускную дорожную способность, все имеющиеся преимущества будут омрачаться недостатками.

В такой ситуации вместо того, чтобы радоваться наличию возможности работать в центре крупного города, у каждого человека появится раздражение за ситуацию, при которой граждане будут тратить очень большое количество времени на путь до работы и обратно.

Эта картина не может являться новинкой ни для кого, и она знакома для любого жителя мегаполиса. Время, которое остается от работы и сна, люди проводят обычно в пробках. Это явление может ухудшить целостную экологическую обстановку в регионе и она будет сказываться отрицательно в целом на функциональном состоянии каждого человека.

Важным условием того, чтобы обеспечить комфортную жизнь в крупном городе, является наличие отличных транспортных развязок и развитой инфраструктуры. Также сюда можно отнести большое количество веток, которое будет использовано для прохождения общественного транспорта.

Если они будут отсутствовать в населённом пункте, то атмосфера будет довольно сильно загрязнена, и в этой ситуации граждане будут постоянно находиться в депрессивном состоянии.

Значение регулярных передвижений граждан

В последнее время большинство людей стараются принимать участие в маятниковой миграции. Если судить с экономической точки зрения, то такое явление является положительным, потому что много средств будет потрачено на обеспечение дорог хорошего качества в городе, а также на развитие целостности инфраструктуры для регионов.

Будут открываться новые магазины, предприятия, а также сдаваться новые рабочие места и строиться новые жилищные объекты.

Если же говорить об экологии, то здесь всё не так радужно. Выбросы вредных веществ от автомобилей и заводов не могут никак сказаться благоприятно на целостном экологическом состоянии для региона.

Какая пенсия по уходу за ребенком инвалидом? Ответ здесь.

Сроки выплаты пенсии военным пенсионерам. Написано в статье.

Примеров для проявления маятниковой миграции, как видно, достаточно много. Современные проблемы маятниковой миграции не слишком серьезны, и в России уверены в том, что они в ближайшее время потеряют свою актуальность. Это связанно с тем, что в ГУВМ МВД активно занимаются решением данных вопросов и делают все возможное для упразднения всех имеющихся проблем.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Научно-
образовательный
портал IQ

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • Интервью
  • .

Нестоличные труженики-невидимки

«К маятниковым мигрантам относится каждый четвертый взрослый трудоспособный житель Подмосковья», – подсчитали профессор и доцент кафедры экономики Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Юлия и Юрий Шитовы. Их материал «Маятниковая трудовая миграция в Московском регионе» в свежем номере журнала Института демографии НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly » представляет собой коллективный портрет людей, регулярно передвигающихся между областью и столицей ради работы, учебы и лучшей жизни.

Маятниковые мигранты, подчеркивают авторы статьи, – обычное явление в условиях, когда столица из «точечного» города превращается в агломерацию: расширяет территории и включает в орбиту своего влияния другие города. Челночные перемещения трудовых мигрантов при этом играют некую структурообразующую роль – укрепляют связи между центром и периферией.

Вместе с тем, отмечают исследователи, из-за оттока людей «золотого» трудового возраста – 25-40 лет – периферия утрачивает самостоятельность и превращается в придаток центра. Да и проблема теневых зарплат становится все острее.

Одна из главных сложностей переписи маятниковых мигрантов в том, что многие из них не склонны раскрывать свой статус, поэтому в этой математике неизбежно возникают погрешности. Авторы работы опирались в расчетах на данные научных исследований, начиная с 1961 года, а также на муниципальные документы и публикации журналистов. Эту информацию подкрепляли документы, не предназначенные для широкой аудитории, например, базы данных налоговой инспекции, Пенсионного фонда и пр. В результате сравнения подсчетов «ежедневный пассажиропоток центр-область был оценен на уровне 0,9-1,2 млн человек, что близко к оценкам других авторов», отмечают Юлия и Юрий Шитовы.

Читайте также:
Страховка для шенгенской визы: цены, где оформить медстраховку для Шенгена онлайн

Законы «маятника»

При быстром росте города чрезмерная плотность населения входит в противоречие с дальнейшим ростом производительности. Территориальные возможности для расширения производства ограничены, транспорт перегружен, а условия жизни становятся все хуже «из-за скученности, дороговизны, загрязнения воздуха и шума», отмечают исследователи. В результате город начинает расти экстенсивно – «захватывает» все новые территории и трансформируется в агломерацию.

Такие «укрупненные» города становятся более эффективным механизмом концентрации производства и населения и притягивают маятниковых мигрантов. Однако регионы-«доноры» рабочей силы при этом проигрывают. «Часто возникают серьезные разрывы в уровне жизни центральных и периферийных районов, которые ведут к территориальному дисбалансу экономики региона», – подчеркивают исследователи.

Авторы работы выделили ряд закономерностей регулярных перемещений жителей области в столицу:

  • Приток маятниковых мигрантов из Подмосковья в Москву всегда превышал движение в обратную сторону;
  • Самые длительные и дальние ежедневные поездки совершают люди 22-30 лет;
  • Из районов с низким качеством жизни «маятниковые» потоки всегда шире;
  • Около 3% жителей Московской области, работающих в столице, переезжают жить в Москву;
  • Декларированные доходы маятниковых мигрантов существенно меньше реальных. В 2001 году общий объем их теневой зарплаты, по расчетам исследователей, составил 20-30 млрд рублей.

«Мертвые души» можно посчитать

Выделить группу маятниковых мигрантов можно с помощью анализа баланса структуры занятости населения. Авторы материала поясняют: если взять за основу трудоспособное население региона и последовательно вычесть из него все учтенные официальной статистикой группы населения – работников крупных и средних предприятий, людей, занятых в малом бизнесе, безработных, людей, занятых в неформальном секторе, и самозанятых, то в сухом остатке остаются «мертвые души». Большинство из них составляют маятниковые мигранты, предполагают исследователи.

Юлия и Юрий Шитовы подчеркивают: «Доля маятниковых трудовых мигрантов “центр-область” убывает при удалении от центра агломерации» (рис. 1). Причина тому – издержки регулярных поездок.

Рисунок 1. Корреляция между миграционным потоком центр-область и удаленностью района до Москвы для отдельных районов, данные 2001 г.

Женщины ездят столько же, хотя зарабатывают меньше

Основную долю маятниковых мигрантов составляют люди наиболее эффективного трудового возраста – от 25 до 40 лет, отмечают исследователи (рис. 2). В старшем возрасте трудно проявлять подобную мобильность. Большая часть жителей Подмосковья в возрасте 40-60 лет работает в своем городе.

Рисунок 2. Возрастные и гендерные профили жителей Московской области (МО), а также МТМ в 2001 году.

Авторы работы акцентируют, что возрастные профили мужчин и женщин, участвующих в челночных передвижениях, почти не отличаются.

В среднем маятниковые мигранты Подмосковья проезжают 50 км, проводя в дороге около часа в одну сторону. Шитовы конкретизируют: «Было установлено равенство женщин и мужчин в отношении длительности и длины маятниковых поездок, хотя оплата труда женщин почти на 20% ниже оплаты труда мужчин».

В работе исследован и квалификационный аспект миграции. «Высококвалифицированные работники с высокими зарплатами ездят в среднем дальше и дольше», – пишут авторы статьи.

Маятниковая миграция обескровила периферию

Интегральный показатель качества жизни региона рассчитывался на основе 25 базовых показателей его социально-экономического положения, таких, как: финансы и инвестиции, индустрия, сельское хозяйство и услуги, доходы населения, демография, экология, социальная сфера и ЖКХ. «Качество жизни районов Подмосковья снижается по мере удаления от центра, – констатируют исследователи, – и центростремительная маятниковая трудовая миграция является существенным фактором влияния» (рис. 3).

Рисунок 3. Зависимость интегрального показателя качества жизни в районах Подмосковья, в зависимости от расстояния до Москвы в км (горизонтальная шкала) в 2009 году.

Вместе с тем, очевидно, что отток работников «золотого возраста» (25-40 лет) вызывает проблемы на локальном рынке труда, подчеркивают авторы работы. Так, дефицит возникает именно в тех специальностях, которыми обладают маятниковые трудовые мигранты.

Карта потоков маятниковых мигрантов неразрывно связана с пространственными картинами зарплат, рынка жилья и транспортом.

«Картина дифференциации зарплат отражает центробежные тенденции распределения доходов в Московской области, – пишут Юлия и Юрий Шитовы. – Заработная плата концентрируется в близких к Москве городах и районах и “утекает” из удаленных районов».

Примечательно, что границей «нулевого эффекта» оказывается зона в радиусе 50 км от Москвы. Работники районов, расположенных внутри этого кольца, оказываются в более выигрышном положении (эффект близости к мегаполису), чем жители отдаленных районов.

На рынке жилья Подмосковья был установлен «устойчивый радиальный градиент снижения стоимости жилья при удалении от центра к периферии».

В результате количественного сопоставления всех факторов авторы работы установили, что «разрыв зарплат между центром и районами (избыточный доход маятниковых трудовых мигрантов) в сочетании с выгодой от проживания в районе вместо центра в количественном выражении соотносим с издержками – временными и имущественными – маятниковых мигрантов на дорогу дом – работа».

Этот баланс, по словам исследователей, «подтверждает динамическое равновесие на рынке труда в плане мобильности рабочей силы».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: