Проблема применения Федерального закона «о правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» при реализации иностранными гражданами права на труд Текст научной статьи по специальности « Право»
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиренко И. Н.
В статье рассматриваются вопросы применения различных положений указанного Федерального закона при приеме иностранного гражданина на работу в Российской Федерации, а также возникающие в связи с этим проблемы и возможные решения законодательного характера, способствующие их устранению.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сиренко И. Н.
Текст научной работы на тему «Проблема применения Федерального закона «о правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» при реализации иностранными гражданами права на труд»
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД
6.20. ПРОБЛЕМА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД
Сиренко И. Н., аспирант Государственный Университет Управления
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В статье рассматриваются вопросы применения различных положений указанного Федерального закона при приеме иностранного гражданина на работу в Российской Федерации, а также возникающие в связи с этим проблемы и возможные решения законодательного характера, способствующие их устранению.
В настоящее время вопросы положения иностранных граждан в Российской Федерации становятся все более актуальными. И особенно в данной сфере выделяется проблема привлечения иностранного гражданина на работу.
Рассматривая указанную проблематику, нужно отдать должное российскому законодателю, который с катастрофической скоростью пытается модернизировать действующие правовые акты, с одной стороны облегчая иностранцам процедуры при оформлении на работу, а с другой вводя все больше ограничений.
Однако, к сожалению, огромное количество нововведений не всегда соотносится внутри себя и часто создает еще больше коллизий. Кроме того, несмотря на внесенные изменения в действующем законодательстве остается еще немало пробелов и противоречий, начиная с понятийного аппарата.
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан» закрепил следующие основные понятия: иностранный работник – это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;
работодатель – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров (в качестве работодателя может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя);
заказчик работ (услуг) – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) (в качестве заказчика работ (услуг) может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя);
разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осущест-
вление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности1.
Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Следовательно, данная категория лиц, также как и граждане России, при вступлении в трудовые отношения должна заключать трудовой договор. В этом случае они сразу же попадают под действия как положений Трудового кодекса Российской Федерации, так и статей других законов: о социальном и пенсионном обеспечении и, главное, о налогах. Но прежде иностранные граждане все-таки должны быть зарегистрированы, а так же должны получить разрешение на работу.
Рассматривая данный вопрос нельзя не обратиться к изначальному понятийному аппарату Закона.
Исходя из определения «разрешения на работу», оно выдается исключительно иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации. Таким образом, постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а приоре, не должны упоминаться при рассмотрении данного вопроса.
Однако в пункте четвертом статьи 13 Закона содержится перечень исключений из этого разрешительного порядка. Указанный разрешительный порядок не распространяется на иностранных граждан:
1) постоянно проживающих в Российской Федерации;
2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4)являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия препо-
1 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 1 ст. 2 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032.
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
давательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
Как видно, согласно Закону, среди категорий иностранных граждан, которым не требуется разрешение на работу, нет временно проживающих иностранных граждан, тогда как постоянно проживающие иностранцы здесь поименованы. К тому же перечень является строго закрытым. Данное разночтение усугубляется тем, что положение о временно проживающих иностранцах из данного пункта Закона было исключено в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ2.
Таким образом, исходя из логики построения нормативного правового акта, разрешение как вид ограничений для осуществления трудовой деятельности, в настоящее время требуется не только временно прибывающим иностранным гражданам, но и временно проживающим на территории Российской Федерации. Данное положение является резко противоречивым как с точки зрения юридической техники, так и с точки зрения практики.
В связи с этим, с января 2007 года перед получившими разрешение на временное проживание гражданами встал актуальный вопрос – каким образом им теперь оформлять трудовые отношения.
Решение же данной коллизии довольно простое. Основываясь на том, что изначально понятие иностранного работника, а также непосредственно разрешения на работу четко определило сферу действия данного документа, необходимо исключить постоянно проживающих иностранных граждан из перечня лиц, которым данное разрешение не требуется. В этом случае будут сняты противоречия, выявляющиеся при практическом применении норм Федерального закона.
Теперь, рассмотрев позицию работника, рассмотрим также позицию работодателя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан» работодатель, заказчик работ (услуг) имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. В настоящий момент это относится только к иностранцам, пребывающим на территорию России в визовом порядке. Но если наличие упрощенного порядка для привлечения иностранных граждан из ближнего зарубежья нареканий не вызывает, то в отношении наличия разрешения иностранцев из «дальних» стран имеется некоторая противоречивость. Опять же следует отметить особенности формулировки построения Закона. Остается не ясным, если работодатель привлекает таких иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации в соответствии с разрешением на временное проживание или видом на жительство, необходимо ли ему получать указанное разрешение?
По сути построения Закона, работодатель в данном случае не должен получать разрешение на привлечение рабочей силы. Однако в данном случае теряется логика и сама цель введения разрешительной доку-
2 Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации», 2006, № 30, ст. 3286.
ментации для осуществления возможности привлечения иностранцев работодателем. Ведь государство, ставя во главу всего принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, имеет интерес проверить, не возможно ли удовлетворить потребность работодателя трудом российских граждан или, по крайней мере, граждан из стран ближнего зарубежья. В данном же случае получается, что если работодатель привлекает временно проживающих или временно пребывающих иностранцев, то названный принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов не будет соблюден изначально.
Для решения указанного вопроса целесообразно было бы изменить определение работодателя и заказчика работ (услуг) в рамках Закона «О правовом положении иностранных граждан», введя определение «разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы» и обязуя тем самым работодателя получать разрешение на привлечение к работе любого иностранца, находящегося на территории Российской Федерации.
Кроме того, можно, например, предложить следующий вариант определения работодателя – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы и вступившее с указанными иностранными гражданами в трудовые отношения на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Соответствующим образом можно изменить и определение заказчика работ (услуг).
Таким образом, рассмотрев только некоторые вопросы применения норм Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», можно сделать вывод о необходимости его дальнейшей модернизации. При этом нужно учитывать как откровенные ошибки, допущенные законодателем, так и особые приоритетные направления, стоящие перед государством, такие как трудоустройство граждан Российской Федерации первоначально перед иностранными гражданами.
Проблема, представленная Сиренко И. Н. в статье, является, несомненно, актуальной. Указанная актуальность обусловлена необходимостью теоретического осмысления вопросов применения норм российского права в сфере реализации прав и свобод лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации. Также актуальность исследования обусловлена и тем, что в общем объеме иммиграционных потоков большой удельный вес занимает миграция иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию. Из этого следует, что немаловажное значение имеют вопросы развития законодательства, регулирующего именно трудовые отношения с участием иностранных граждан.
Авторский подход к данной проблеме, как и выбранные Сиренко И. Н. методы ее изучения, представляют как теоретический, так и практический интерес. Так, внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации», предложенное Сиренко И. Н., может помочь решению как фундаментальных задач государственного строительства, так и оперативных политических задач.
В связи с изложенным, статья может быть рекомендована в печать.
управления, д.ю.н., профессор Абдулаев М. И.
Статья 6.1. Временное проживание иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) » Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ » Статья 6.1. Временное проживание иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
1. Иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
2. Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел:
1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание;
2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
3) миграционную карту с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления миграционной карты территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;
4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание. Указанную квитанцию данный иностранный гражданин вправе представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган по собственной инициативе. В случае непредставления указанной квитанции федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган проверяет факт уплаты государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;
5) документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
2.1. Заявление о выдаче разрешения на временное проживание может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. В этом случае документы, указанные в подпунктах 2 и 5 пункта 2 настоящей статьи, иностранный гражданин представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при получении разрешения на временное проживание.
3. Форма заявления и порядок подачи заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Отметка о принятии от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание проставляется в его миграционной карте. В случае представления заявления в форме электронного документа уведомление, подтверждающее принятие указанного заявления, направляется заявителю также в форме электронного документа. Отказ в приеме данного заявления не допускается, за исключением случаев, когда не предъявлен какой-либо из документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, или не уплачена государственная пошлина.
5. Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание:
1) документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”, на бумажном носителе либо в форме электронных документов в случае подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в электронной форме – в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание;
2) свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе – по усмотрению иностранного гражданина в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию. В случае, если в течение одного года со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе не поступят в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, проверка исполнения обязанности иностранного гражданина по постановке на учет в налоговом органе осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел путем направления межведомственного запроса в налоговый орган о представлении сведений о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе.
6. Руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, документально подтвержденных уважительных причин вправе принять решение о продлении ему срока представления документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
7. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при получении заявления иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, о выдаче ему разрешения на временное проживание направляет запросы в орган безопасности, орган здравоохранения, которые обязаны в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса предоставить указанному территориальному органу информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание либо являющихся основанием для аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.
8. Не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание при условии представления им документов, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо предусмотренное пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона уведомление об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
(c) 2015 – 2022 Трудовой кодекс Российской Федерации. Комментарии и судебная практика по трудовому праву
N 115-ФЗ от 25.07.2002 – Глава VI. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона
ВИАКАДЕМИЯ
Институт переподготовки
и бизнес-экосистема
- Курсы по банковскому делу
- Профессиональные банковские тесты
- Бесплатные банковские тесты
- Курсы для RPA-разработчиков
- Курсы по IT и программированию
- Курсы по экономике и менеджменту
- Курсы по HR и делопроизводству
- Курсы по Soft skills
- Курсы по управлению в гражданской авиации
- Курсы по BIM проектированию
- Обучение ассистентов
- Оплата обучения и услуг
- Вход в учебный центр
- Демо-версия курса
- Способы оплаты
- Как учиться
- Виды выдаваемых документов об образовании и обучении
- Онлайн-проверка документов об образовании
- Отзывы наших слушателей
- Интернет-магазин обложек
- Все обложки
- Обложки для дипломов
- Бланки для документов об обучении
- Доставка обложек
- Отзывы покупателей
- Интернет-магазин обложек
- Все обложки
- Обложки для дипломов
- Бланки для документов об образовании
- Доставка обложек
- Отзывы покупателей
- Уход для всех типов волос
- Уход за окрашенными волосами
- Увлажняющие средства для волос
- Питание и восстановление волос
- Уход для придания объема волосам
- Уход за волосами
- Линия Profy Touch
- Секреты профессионалов
- CERAMED
- LACTOMÉD
- Тоника
- AquaFruit
- Mediclean
- Лапочка
- Milk Хорошее настроение
- Все виды страхования
- Страхование автомобилей
- Страхование имущества физических лиц
- Страхование путешествующих
- Страхование жизни и здоровья
- Банковская библиотека
- Нормативные акты для IT-сферы
- Документы по делопроизводству
- Нормативные документы в области образования
- Контакты
- Новости
- Блог Виакадемии
- Сведения об образовательном учреждении
- Страница директора
- Преподаватели
- Наши партнеры
- Новости партнеров
МИНУС 20% на всё по коду BLACK 23-28 ноября 2022 года!
Банковская библиотека
-
Вы здесь:
- Главная
- БАНКОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА
- Конституция РФ, Кодексы и иные федеральные законы, затрагивающие банковскую деятельность
- Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
Документы доступны только зарегистрированным пользователям.
Если Вы уже авторизовались, то, спустившись ниже, Вы сможете скачать файл с нужным документом.
Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
115-ФЗ от 28.07.2002 – закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, в том числе вопросы, возникающие в связи с пребыванием и проживанием иностранных граждан в России. Необходим банковским работникам в целях знания документов, выдаваемых иностранным гражданам и удостоверяющим их личность, в целях проведения идентификации таких клиентов в соответствии с законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Официальные реквизиты нормативного акта:
Федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
Документы доступны только зарегистрированным пользователям.
Авторизуйтесь, чтобы бесплатно скачать документы в электронной библиотеке Института переподготовки и повышения квалификации ВИАКАДЕМИЯ.
Глава VI. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона
Федеральный закон N 115-ФЗ от 25.07.2002
- Статья 33. Ответственность иностранных граждан
- Статья 34. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации
- Статья 35. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
Статья 33. Ответственность иностранных граждан
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, либо подлежащий передаче в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемый в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
Статья 34. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации
1. Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, — за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 настоящего Федерального закона.
2. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по административному выдворению иностранного гражданина за пределы Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, или его территориальный орган либо пограничные органы в соответствии со своими полномочиями осуществляют административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, а также в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин.
5. Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Абзацы второй — третий утратили силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 232-ФЗ.
5.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 232-ФЗ.
6. Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.
Статья 35. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
Юридические лица, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон об РВП в Российской Федерации с изменениями
Разрешение на временное проживание является для многих иностранных граждан, желающих в будущем стать законными россиянами, этапом, предваряющим получение вида на жительство. В настоящей статье мы разберем основные моменты закона о правах иностранных граждан в РФ и рассмотрим содержание статьи 6 ФЗ-115 об РВП.
Описание 115 ФЗ
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» N 115-ФЗ был принят в 2002 году.
Закон регулирует права иностранных граждан и отношения между иностранцами и российскими органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами органов и учреждений, возникающие в связи с временным проживанием граждан других стран в России и осуществлением ими различной деятельности (работа, предпринимательство, обучение и др.)
Изменения того или иного масштаба вносились в текст закона 90 раз. Последние из них датированы декабрем 2017 года. также в это время вносились коррективы в ФЗ 25. Подробности по ссылке:
Закон состоит из 7 глав, включающих 38 статей. Тезисно структура закона выглядит следующим образом:
- Общие положения: область регулирования, термины, профильное законодательство, временное и постоянное проживание в РФ, трудовая деятельность, отношение иностранцев к государственной, муниципальной, военной службе и др. деятельности;
- Приглашение на въезд в РФ: порядок оформления, приглашение на учебу, регулирование рынка труда иностранных работников, трудовые патенты и гос. пошлина;
- Миграционный учет: учет иностранных граждан, гос. надзор в сфере миграции, контроль за пребыванием, проживанием, трудовой деятельностью иностранцев в России, последствия нарушения сроков пребывания в стране;
- Реадмиссия: передача и прием иностранных граждан в соответствии с международными договорами России, порядок проведения процедуры и др. аспекты;
- Ответственность: обязанности иностранных граждан, ответственность за нарушение закона, административное выдворение из страны;
- Содержание иностранца в спец. учреждениях (тюрьмах, колониях);
- Заключение.
Федеральный закон о статусе судей. Подробности по ссылке:
Наиболее актуальными для широких масс являются следующие статьи закона:
- Статья 5 о временном пребывании, описывающая схему «90/180 суток»;
- Статья 6 о временном проживании (РВП), которую мы рассмотрим ниже;
- Статья 8 о постоянном проживании иностранца в РФ — о порядке получения вида на жительство (ВНЖ);
- Статья 13 о трудовой деятельности иностранных граждан в России;
- Статья 15.1 о подтверждении знаний русского языка, истории и основ законодательства Российской Федерации;
- Статьи 17 и 18 о приглашении на обучение в российском ВУЗе или на работу в РФ;
- Статьи 29.1 и 31 о порядке постановки на миграционный учет и наказании за его несоблюдение;
- Статьи 33, 34 и 35 об ответственности иностранных граждан (в т.ч. за нарушение ФЗ-115) и об административном выдворении из России.
Федеральный закон о занятости населения читайте тут:
Какие были внесены изменения?
Последние изменения в законе о временном проживании иностранных граждан в РФ датируются декабрем 2017 года. Также в это время вносились правки в закон о платной скорой помощи. Подробности тут:
5 декабря 2017 в пункт 1.1 статьи 11 о передвижении иностранцев по России было внесено изменение. Иностранцы, которые прибыли в РФ по электронным визам через пропускные пункты российской государственной границы, которые расположены на территории свободного порта Владивосток и территории Особой экономической зоны в Калининградской обл., имеют право свободно передвигаться по соответствующему субъекту (с учетом ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 11 ФЗ-115).
31 декабря того же года ФЗ N 493 внес изменения в текст статей 5 и 17 закона о правовом положении иностранных студентов в РФ.
Пункт 2 статьи 5-ой о временном проживании иностранцев в России был дополнен. В статье говорится о том, что иностранец, временно проживающий на российской территории, должен покинуть ее до того, как истечет его виза или иной срок, отведенный настоящим законом или положениями имеющегося у Российской Федерации международного договора — для граждан конкретной страны. Также статья предусматривает перечень обстоятельств, при которых после истечения визы иностранный гражданин имеет право не покидать Россию:
- Виза или срок временного проживания были продлены;
- Выдана новая виза, РВП или вид на жительство;
- У гражданина были приняты документы на РВП, ВНЖ или была принята заявка на выдачу уведомления о том, что данный гражданин, признанный носителем русского языка, имеет право быть принят в гражданство России (на основании ст. 33.1 закона N62-ФЗ о гражданстве РФ);
- Ходатайство работодателя или заказчика работ о выдаче разрешения для трудоустройства иностранного гражданина в качестве специалиста высокой квалификации или заявление о продлении разрешения, выданного специалисту ранее;
- Запрос образовательного учреждения, в котором иностранный студент обучается очно либо очно-заочно по профессиональному направлению, аккредитованному государством.
Перечень существовавших ранее оснований, дающих иностранцу право продолжить находиться в России по истечении срока действия визы, пополнился. Срок может быть продлен, если подразделение МВД по вопросам миграции приняло от ВУЗа запрос о продлении срока временного проживания иностранного гражданина, обучающегося на подготовительном курсе, готовящем зарубежных абитуриентов к освоению образовательных программ на русском языке.
Изменения также были внесены в первые три абзаца п. 7 статьи 5-ой:
- Срок временного нахождения иностранца-студента подготовительного курса федерального образовательного учреждения продлевается до окончания очного или очно-заочного обучения по основному профессиональному направлению, аккредитованному государством;
- Если в процессе обучения студент очной или очно-заочной формы перевелся на другое профессиональное направление, также аккредитованное государством, либо по окончании бакалавриата (специалитета) продолжил обучение в магистратуре или аспирантуре, срок его нахождения в России продлевается до окончания обучения по соответствующей специальности либо по программе соответствующего образовательного уровня;
- Если студент-иностранец, обучающийся по очной или очно-заочной форме по проф. направлению, аккредитованному государством, переводится в другое образовательное учреждение для обучения по той же форме по аккредитованной специальности, срок временного проживания продлевается до окончания соответствующего ВУЗа.
Абитуриент, окончивший подготовительный факультет в одном образовательном учреждении и перешедший в другой ВУЗ для очного или очно-заочного обучения по основному профессиональному направлению, аккредитованному государством, также получает право находиться в России до вручения диплома об окончании.
Пункт 4 статьи 17 о приглашении на въезд в Россию иностранца-абитуриента был дополнен новым абзацем. Если по окончании подготовительного факультета федерального ВУЗа студент был принят на очное или очно-заочное обучение в другое образовательное учреждение по направлению, аккредитованному государством, принимающая сторона берет на себя все обязательства, связанные с приемом на обучение студента-иностранца:
- Предоставляет в местное подразделение МВД по вопросам миграции письменные гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения на период проживания лица в России (п. 5 ст. 16 закона N115-ФЗ)
- Подает одновременно с этим ходатайство о продлении срока проживания студента в РФ — в этом случае продление возможно без выезда за пределы страны;
- Берет на себя обязательства, тесно связанные с образовательным процессом (п. 3 ст. 17):
- гарантирует право получения образования в данном образовательном учреждении, осуществляет своевременно постановку лица на миграционный учет, ходатайствует о продлении срока временного проживания, контролирует выезд студента из России в случае, если тот окончил учебу или был отчислен;
- в трехдневный срок с момента зачисления сообщает информацию об этом в орган, осуществляющий гос. управление в сфере образования в рамках субъекта (министерство, департамент и т.п.);
- в течение трехдневного периода с момента, когда был установлен факт, что студент-иностранец самовольно отбыл из учреждения (съехал из студенческого общежития, не сообщив об этом, не появляется на занятиях и не выходит на связь), ВУЗ направляет соответствующее сообщение в орган исполнительной власти в сфере образования, подразделение МВД по вопросам миграции и ФСБ.
ФЗ о ФСБ читайте подробнее по ссылке:
Содержание 6 статьи
Статья №6 закона 115-ФЗ регулирует вопросы правового положения в связи с временным проживанием иностранных граждан в России.
Разрешение на временное проживание действует 3 года.
Основным способом получения права на временное проживание в России для иностранца является «РВП по квотам». Их количество ежегодно пересматривается и утверждается Правительством РФ на основании рекомендаций властей субъектов страны.
Объем квот, выделяемых для разных регионов Российской Федерации зависит от:
- Демографической обстановки: плотности населения, среднего возраста жителей, показателей миграции и др. факторов;
- Возможности данного субъекта принять к себе на временное проживание то или иное количество иностранных граждан в зависимости от экономической, политической ситуаций;
- Национальных особенностей региона, которые могут препятствовать выделению большого числа квот.
Наибольшее количество квот традиционно выделяется для наименее населенных регионов со средними экономическими достижениями.
Вторым способом получения права на временное проживание является наличие оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (рассмотрим ниже).
Ответ о предоставлении или об отказе в выдаче РВП по заявлению, поданному по месту проживания в России в подразделение МВД по вопросам миграции или дипломатическое представительство (консульское учреждение) РФ за рубежом, должен быть дан заявителю в течение полугода (п. 4 ст. 6).
Заявление, которое подается в России, лицо имеет право оформить в том числе в электронной форме, направив его по интернету, например, через портал госуслуг (п. 4 ст. 6).
с 30 июня 2018 года для получения РВП необходимо будет пройти дактилоскопическую экспертизу.
Если заявление будет подано на территории России, экспертиза будет проведена по месту подачи заявления. Человек, подавший заявление за рубежом, пройдет экспертизу по месту вручения разрешения на временное проживание (абзац 3 в пункт 4 статьи 6 вносится с 30.06.2018).
Подразделение МВД по вопросам миграции, получив заявление на выдачу РВП, через служебные каналы связывается другими государственными структурами с целью проверить заявителя на предмет наличия либо отсутствия обстоятельств, которые препятствуют выдаче лицу разрешения. Следующие органы обязаны дать ответ в течение 2-х месяцев с момента направления запроса:
- Органы безопасности (ФСБ);
- Полицию;
- ФССП (служба суд. приставов);
- Органы соц. обеспечения;
- Органы здравоохранения и др. заинтересованные ведомства.
В случае отказа в предоставлении права на временное проживание или аннулирования выданного ранее РВП, спустя год иностранный гражданин имеет право вновь обращаться с заявлением и подавать документы в том же порядке.
В пункте 8 рассматриваемой нами статьи N6 указано, что порядок выдачи разрешений и перечень необходимых для этого документов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, коим является Главное управление МВД России по вопросам миграции. На официальном сайте ведомства можно найти исчерпывающую информацию по всем часто задаваемым вопросам.
Ежегодно в течение двух месяцев с даты получения РВП, иностранный гражданин обязан подтверждать свое проживание в Российской Федерации. Он имеет право сделать это очно или по интернету через портал госуслуг и другими предусмотренными ведомством способами. Подтверждение направляется в территориальное подразделение по месту получения документа, даже если человек проживает и трудится в другом городе.
Необходимо также подготовить один из следующих документов:
- Справку о доходах;
- Копию налоговой декларации;
- Копию иного документа, подтверждающего размер и источник дохода иностранца, который был получен за очередной год со дня получения права на временное проживание в России.
Копия налоговой декларации может быть запрошена сотрудниками ведомства самостоятельно на основании уведомления гражданина о подтверждении своего пребывания в России. В каждом регионе устанавливается минимальный размер дохода, который должен получать человек, подтверждающий свое проживание по РВП.
Уведомление может быть подано позже, если на то есть веские и уважительные причины, но не позднее, чем в течение полугода с даты получения РВП. К уведомлению и сведениям о доходах должно быть приложено документальное подтверждение невозможности подачи уведомления в установленный законом срок (напр., справка о болезни).
Все перечисленные выше документы могут быть предоставлены в электронной форме. Никакие иные документы сотрудники органа не имеют права запрашивать! (п. 12 ст. 6).
Уведомление включает следующие сведения:
- ФИО иностранного гражданина;
- Место проживания;
- Места работы, которые человек занимал за отчетный год, с указанием дат принятия на работу и увольнения;
- Если за последний год человек покидал границы Российской Федерации, указывается страна выезда, длительность поездки и точные даты.
Лицевая сторона уведомления. На оборотной стороне указываются источники и размер доходов лица, а также перечень предоставленных документов.
Очный прием уведомления и сопутствующих документов осуществляется по предъявлении лицом документа, удостоверяющего личность и РВП (в качестве отметки либо выданного на отдельном бланке). При подаче уведомления через интернет все электронные документы должны быть оформлены в соответствии с правилами, утвержденными правительством.
Право на получение РВП по закону
Минуя систему распределения квот, иностранный гражданин может рассчитывать на получение права на временное проживание при следующих обстоятельствах:
- Заявитель был рожден в РСФСР, в прошлом имел советское гражданство либо был рожден на территории современной Российской Федерации;
- Есть дети-граждане России, а сам человек признан нетрудоспособным;
- Один из родителей-граждан РФ является нетрудоспособным;
- Кандидат на получение РВП состоит в законном браке с гражданином(кой) России, который(ая) имеет постоянное место жительства на территории нашей страны;
- Заявитель является иностранным инвестором, вложившим в российскую экономику (бизнес) определенный объем средств (устанавливается Правительством РФ);
- Состоит на контрактной военной службе (РВП выдается на соответствующий срок);
- Участвует в гос. программе по добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Одновременно с этим РВП выдается членам семьи, которые переселяются в РФ совместно с заявителем;
- Имеется ребенок, являющийся гражданином России;
- Заявитель имеет совершеннолетнего ребенка-гражданина РФ, который был признан недееспособным либо ограниченным в дееспособности по решению суда, вступившему в законную силу;
- Несовершеннолетнее лицо получает право на временное проживание в России вместе с родителем (опекуном, попечителем. (ФЗ об опеке с последними изменениями на 2018 год здесь:), который указан в одном из предыдущих пунктов;
- Совершеннолетний иностранный гражданин, который признан в своей стране недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получает право на временное проживание в России вместе с родителем (опекуном, попечителем), который указан в одном из предыдущих пунктов;
- Ребенок, не достигший совершеннолетия, получает РВП по заявлению родителя (опекуна, попечителя), состоящего в российском гражданстве;
- Человек старше 18-ти лет, признанный в своей стране недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получает РВП по заявлению родителя (опекуна, попечителя), являющегося российским гражданином;
- Российское законодательство может предусматривать иные основания, дающие право на получение разрешения на временное проживание.
Заявление на получение РВП по основаниям, перечисленным выше, подается в учреждения, находящиеся на территории Российской Федерации. Для их рассмотрения и принятия решения о выдаче разрешения либо об отказе отводится также до полугода.
Список необходимых документов значительно варьируется в зависимости от оснований, дающих право на получение РВП, и сводится к следующим основным категориям:
- Удостоверяющие личность иностранного гражданина (паспорт, свидетельство о рождении);
- Подтверждающие соответствующие обстоятельства (справки, выписки, решения суда, свидетельства о браке, о рождении детей и др.);
- Свидетельствующие о знании государственного языка: сертификат о прохождении тестирования по русскому языку, диплом советского образца либо диплом об окончании российского образовательного учреждения и др.).
Скачать 115 ФЗ в последней редакции
Предлагаем вам скачать Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ.
Сведения, которые должны быть указаны в разрешении на временное проживание, прописаны в п. 7 статьи 6 ФЗ-115.
Разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца. Этот документ должен признаваться РФ. В противном случае РВП может быть оформлено в виде отдельного документа по формам, утвержденным в Приказе МВД России от 27.11.2017 N 891.
В приказе также содержатся бланки заявлений, подробно расписан порядок действий сотрудников и другие нюансы процедуры вплоть до расписания приема заявлений. Советуем ознакомиться с документом, чтобы знать обязанности сотрудников подразделения и не допустить нарушения собственных прав.
Самый «страшный» закон, или что делать юридическим, бухгалтерским и риелторским организациям с 115-ФЗ
Р. П. Ермаков
автор статьи, юрист-практик в сфере гражданского законодательства
Хорошая поговорка «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится» иногда становится принципом деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных исполнять требования и нормы Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и по каким-либо причинам его не исполняющих или исполняющих с нарушениями. И дело здесь не только в каком-либо умысле или надежде на русский «авось», но и в элементарном незнании норм закона. И да, это не освобождает от ответственности. Проверка уполномоченным органом вашей организации или конкретного индивидуального предпринимателя обязательно наступит. Рано или поздно «гром грянет».
Инструментарий для исполнения требований законодателем предоставлен, инструкции написаны, практика проверок сформирована. Теперь все зависит от самого субъекта правовых отношений: юриста, бухгалтера, риелтора. Жалобы проверяющим органам на «невозможность» исполнения в полном объеме норм закона из-за нехватки ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, временных) не возымеет действия.
Выстраивать внутренний бизнес-процесс по организации работы в рамках исполнения 115-ФЗ все равно придется, привлекая соответствующие ресурсы: организовывать дополнительное рабочее место, обучать сотрудника на специализированных курсах, платить зарплату за исполнение обязанностей в рамках 115-ФЗ. В данной статье мы остановимся более подробно на обязанностях агентств недвижимости и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Но она будет касаться в общей части и юристов с бухгалтерами.
Контроль по 115-ФЗ: ответы на вопросы
Исчерпывающий перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных принимать меры, направленные на ПОД/ФТ, определен статьями 5 и 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ. В данный перечень, кроме всех прочих, входят организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги или посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Рассмотрим несколько распространенных вопросов, возникающих у агентств недвижимости и риелторов.
- Если мы не являемся стороной в купле-продаже недвижимости – значит у нас нет и обязанностей по соблюдению 115-ФЗ в этой части?
Это ошибочное мнение. В посредническую деятельность на рынке недвижимого имущества Росфинмониторинг включает и деятельность по подбору вариантов объектов недвижимости для их последующей купли-продажи, помощь в заключении клиентами сделок по купле-продаже объектов недвижимости, организацию продажи объектов недвижимости по поручению данных лиц, проведение проверки объекта недвижимости, присутствие при заключении такой сделки.
- У нас код ОКВЭД 68.31 «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе» не является основным. Значит мы не подлежим проверке контролирующим органом?
И это ошибка. Требования законодательства о ПОД/ФТ распространяются на субъектах Федерального закона N 115-ФЗ независимо от того, является ли предоставление посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества их основным видом деятельности или дополнительным. И самое «неприятное»: принадлежность организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ определяется исходя из условий заключенных договоров и характера деловых отношений, возникающих в рамках реализации данных договоров, в том числе и при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД.
Например, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, бухгалтер, юрист, финансовый консультант изначально не является субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и не имеет соответствующих кодов ОКВЭД, оказал разовую посредническую услугу при купле-продаже недвижимого имущества, то он становится субъектом Федерального закона N 115-ФЗ и на него распространяются требования законодательства о ПОД/ФТ.
- Я индивидуальный предприниматель, состою на учете в Росфинмониторинге, основной код ОКВЭД 68.31. Но фактически не оказываю посреднические услуги. Значит ли это, что я перестал быть субъектом 115-ФЗ и можно не исполнять требования этого закона?
Нет, ничего не делать не получится. Если индивидуальный предприниматель прекращает осуществлять посредническую деятельность при купле-продаже недвижимого имущества, то единственное правильное решение в данной ситуации – это исключить соответствующий код ОКВЭД группы 68.31 из ЕГРИП и представить в территориальный орган Росфинмониторинга заявление о снятии с учета. И в дальнейшем фактически не оказывать такие услуги. Иначе – смотрите ответ на предыдущий вопрос.
- Наше агентство недвижимости состоит на учете в Росфинмониторинге. С 10.01.2022 внесли изменения в 115-ФЗ, касающиеся отмены обязанности представлять сведения, если сумма, на которую совершается сделка, равна или превышает 3 000 000 рублей. Может ли наше юридическое лицо сняться с учета в Росфинмониторинге?
Нет, это не так. Обязанность по соблюдению требований субъектами Федерального закона N 115-ФЗ – это целый комплекс действий. И отмененное требование в предоставлении сведений по сделке равной или свыше 3 000 000 рублей – это лишь одно из целого перечня. Остался целый ряд обязанностей, например: проводить идентификацию и изучать своих клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), оценивать их риски, проводить проверки наличия среди своих клиентов лиц из Перечней и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг, выявлять сомнительные операции (сделки) и информировать о них Росфинмониторинг.
Кроме того, риелторы, юристы, бухгалтеры обязаны:
- зарегистрировать Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, а риелторы – еще и встать на учет в Росфинмониторинге;
- осуществлять внутренний контроль согласно разработанным и актуальным правилам внутреннего контроля;
- назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
- проводить обучение сотрудников в целях ПОД/ФТ (вводный и дополнительный инструктаж), проходить целевой инструктаж и повышать уровень знаний в сфере ПОД/ФТ;
- использовать функционал Личного кабинета, в том числе для просмотра/скачивания актуального Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (далее – Перечни);
- с учетом просмотра/скачивания Перечней проводить не реже чем один раз в три месяца проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и представлять сведения о таких проверках в Росфинмониторинг (ФЭС 3-ФМ) – данный пункт только для риелторов;
- выявлять операции, вызывающие подозрение на ОД/ФТ, и в установленном порядке представлять сведения о них в Росфинмониторинг (код 6001);
- проводить не реже одного раза в полугодие внутренние проверки выполнения правил внутреннего контроля и иных требований законодательства о ПОД/ФТ.
Ответственность за несоблюдение требований 115-ФЗ: что важно знать
Несоблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ, возложенных на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а также юристов и бухгалтеров может повлечь за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Ответственность может наступить в форме предупреждения, административного штрафа на должностное лицо (до 50 тыс. рублей) и юридическое лицо (до 1 млн. рублей) или приостановления деятельности на срок до 90 дней. Если деятельность субъекта Федерального закона N 115-ФЗ будет содержать уголовно наказуемой деяние, то наступит уголовная ответственность.
Исходя из вышеперечисленного становится понятно, что соблюдение требований 115-ФЗ предполагает тщательный анализ каждой сделки, каждой оказанной услуги. И даже при отсутствии фактической деятельности – работа по 115-ФЗ не должна прекращаться. Для правильной работы важно оперативно знакомиться с изменениями в Федеральный закон №115-ФЗ, с новыми подзаконными актами, инструкциями, письмами уполномоченных органов. В этом вам поможет правовая система «КонсультантПлюс».
В данной статье были использованы материалы Информационного письма Федеральной службы по финансовому мониторингу от 12 мая 2022г. № 62 «О разъяснении отдельных норм законодательства…», с которым нужно ознакомиться ответственному лицу в каждой организации как можно быстрее и при необходимости откорректировать внутренние документы и инструкции сотрудников.
115-ФЗ: все ответы на вопросы юристов и бухгалтеров
Не тратьте время на поиски решений в разных источниках, обезопасьте себя от ошибок и штрафов. Активируйте КонсультантПлюс на 3 дня бесплатно, чтобы получить доступ к актуальным инструкциям.
Р. П. Ермаков
автор статьи, юрист-практик в сфере гражданского законодательства
Глава VI. Ответственность за нарушение настоящего федерального закона
Федеральный закон N 115-ФЗ от 25.07.2002
- Статья 33. Ответственность иностранных граждан
- Статья 34. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации
- Статья 35. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
Статья 33. Ответственность иностранных граждан
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, либо подлежащий передаче в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемый в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
Статья 34. Порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации
1. Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, — за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 настоящего Федерального закона.
2. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по административному выдворению иностранного гражданина за пределы Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, или его территориальный орган либо пограничные органы в соответствии со своими полномочиями осуществляют административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, а также в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
4. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин.
5. Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Абзацы второй — третий утратили силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 232-ФЗ.
5.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 232-ФЗ.
6. Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.
Статья 35. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
Юридические лица, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.