Налоговая система в Японии: уровни, обязательства и льготы
Эффективная работа любой экономики не в последнюю очередь зависит от того, насколько продумана налоговая система страны и как она реализуется на деле. Как и во многих других странах, налоги в Японии собираются на национальном и местном уровне, и при этом муниципальные сборы приносят в бюджет страны почти половину всех поступлений.
- Центральные и местные налоговые органы
- Пройдите социологический опрос!
- Основные налоги
- Налогообложение постоянных жителей
- Общегосударственный корпоративный налог
- Персональный подоходный налог
- Налог на потребление
- Налоги для владельцев транспорта
- Другие обязательства
- Налоговые послабления
- Сравнительный анализ налоговых систем
- Заключение
- Реальные налоги в Японии: Видео
Центральные и местные налоговые органы
Систему администрирования налогов в стране делят на два уровня: национальный и местный. Общегосударственные обязательства находятся в ведении Министерства финансов Японии (а именно Национального налогового агентства и Бюро по таможенным сборам и тарифам).
Под эгидой Национального налогового агентства Японии работают 12 региональных бюро и 524 местных отделения.
Порядок взимания фискальных платежей разделяет обязанности между подразделениями Национального агентства и местными органами. Установление видов сборов и их ставок происходит централизованно, а вот налоговый контроль в Японии отнесен к полномочиям муниципальных властей. За это они получают больше половины (52 %) от всех фискальных поступлений, не считая перечислений по местным сборам.
Пройдите социологический опрос!
Основные налоги
После окончания Второй мировой войны страна, чтобы восстановиться от понесенных разрушений и потерь, разработала бюджетную политику таким образом, что в приоритете были косвенные сборы и платежи. Поскольку данная схема не принесла ожидаемого эффекта, было принято решение о смещении акцентов.
Сегодня особенности налоговой системы Японии состоят в том, что она делает основной упор на взимание прямых, а не косвенных обязательств: прямых сборов с доходов, прямых обязательств, налагаемых на собственников, приобретателей и получателей имущества, прямых и косвенных платежей с оборота и размера потребления.
Все налоги можно поделить на три основные группы:
- Прямые сборы с доходов: обложение корпоративной прибыли, заработка физических лиц и предпринимателей – Income tax и Corporation tax.
- Прямые обязательства, налагаемые на собственников, приобретателей и получателей имущества: при наследовании – Inheritance tax, при дарении – Gift tax, при регистрации – Registration and license tax.
- Прямые и косвенные платежи с оборота и размера потребления: Consumption tax – аналог российского НДС, акцизные сборы – liquor tax, tobacco tax, gasoline tax.
Некоторые виды обязательств могут дублироваться на национальном и местном уровне, например, корпоративный налог собирается отдельно на общегосударственном уровне и на территории каждой префектуры.
Налогообложение постоянных жителей
В дополнение к общенациональным сборам префектуры взимают дополнительные суммы с постоянных жителей муниципалитетов. Принцип определения плательщика основывается на месте его постоянного проживания или владения единственным жильем. Разделяют два вида сбора: пропорциональный и уравнительный.
Уровни бюджета | Пропорциональный (зависит от величины годового заработка жителя префектуры) | Уравнительный (фиксированная ставка на душу населения, касается только тех, чей доход превысил необлагаемый предел) |
---|---|---|
Муниципальный | 0.06 | 3500 иен |
Префектурный | 0.04 | 1500 иен |
Итого | 0.1 | 5 000 иен |
Полученные средства идут на поддержание и развитие местной инфраструктуры, обеспечение коммунальных благ и оказание бесплатных государственных услуг населению.
Общегосударственный корпоративный налог
Результаты хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства облагаются корпоративным налогом (Corporation tax) на национальном и местном уровне. Ставки национального обязательства изначально были очень высоки – до 30 %. Но путем проведения нескольких налоговых реформ к 2022 году общегосударственный налог на прибыль в Японии снизился до 23,3 %; а с учетом местных сборов компании будут платить 29,74 % от дохода (валовый объем выручки минус расходы, связанные с хозяйственной деятельностью).
Закон о корпоративном налоге (Corporation Tax Act) предполагает не одинаковые ставки для общегосударственного обязательства. Взимаемый процент может быть ниже 23,2 % – это зависит от размера уставного капитала (или взносов в уставный капитал в течение финансового года) предприятия и суммы налогооблагаемой прибыли.
Размер капитала, млн иен | Ставка |
---|---|
Обычные корпорации, с объемом капитала более 100 млн иен | 23,2 % |
Обычные корпорации, устав или инвестиции в капитал которых за год не превысили 100 млн иен, а налогооблагаемая прибыль менее 8 млн иен | 19 % |
Госпредприятия и организации, оказывающие госуслуги | Установленная ставка корректируется на коэффициент 0,9 (например 23,2 %*0,9= 20,88 %) |
Иностранные компании, без учета финансовых показателей (для доходов из внутренних источников в Японии) | 20,42 % |
Отдельные ставки работают для пенсионных фондов (остатки нераспределенных на конец года средств облагаются по тарифу 1 %) и для операций, предполагающих прирост капитала за период владения имуществом.
Разница между стоимостью приобретения объектов недвижимости и ценой продажи будет облагаться 10 % налога на прирост капитала (если период владения составил менее 5 лет) и 5 % – если имущество было в собственности дольше 5 лет.
Интересно, что в Японии есть механизм переноса текущих убытков на предстоящие отчетные периоды. При правильном подходе предприятию удастся распределить финансовые потери на более длительный срок и снизить обязательства на следующие несколько лет.
В соответствии с законом о корпоративном налоге доходы организаций и предпринимателей делятся на внутренние и из внешних источников. Понимать разницу между ними важно для того, чтобы правильно начислить и уплатить взносы в бюджет:
- налоговые резиденты платят налоги со всех видов доходов;
- временные резиденты (пребывающие в стране более года, но менее 5 лет в течение последних 10) – должны начислить налог на внешние доходы только в случае, когда получение денежных средств происходит на территории Японии (денежный перевод или перечисление на счет в японском банке);
- нерезиденты платят налоги только с тех доходов, которые заработаны на таможенной территории Страны восходящего солнца.
К внутренним поступлениям относят:
- доходы от бизнеса, расположенного в Японии (это же относится к иностранным компаниям, имеющим филиалы или представительства на островах);
- процентный доход от вкладов, сбережений и ценных бумаг;
- аренду месторождений, расположенных на территории Японии и ее шельфе;
- дивиденды и проценты по ссудам;
- роялти;
- агентское вознаграждение;
- доход от владения активами.
Персональный подоходный налог
Физические лица, работающие по найму либо получающие процентные доходы или от использования имущества, должны платить подоходный налог в Японии (Income tax, регулируется законом Income Tax Act). Шкала ставок прогрессивная и зависит от размера дохода после вычетов, удержания социальных взносов и индивидуальных льгот.
Величина базы обложения за год, млн ен | Размер ставки, % |
---|---|
до 1,95 | 5 |
от 1,95 до 3,3 | 10 |
от 3,3 до 6,95 | 20 |
от 6,95 до 9 | 23 |
от 9 до 18 | 33 |
от 18 до 40 | 40 |
свыше 40 | 45 |
Налог на потребление
К текущему моменту потребительский налог в Японии (так называемый императорский) является самым низким среди стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В свое время ставка опускалась до 5 %, но с 2022 года она снова повышена и составляет 8 % от суммы прибавленной стоимости (аналог российского НДС).
На протяжении нескольких последних лет правительство пытается продолжить процесс увеличения ставок хотя бы до 10 %, но низкий уровень роста ВВП и политическая ситуация вынуждают каждый раз отодвигать окончательную дату.
На данный момент повышение ставки до 10 % намечено с 1 октября 2022 года. При этом будут сохранены некоторые категории товаров и услуг, ставка для которых будет сохранена на уровне 8 %:
- продажа еды навынос, бутилированной воды, безалкогольного пива;
- оформление подписки на регулярные печатные издания;
- организация питания в домах престарелых;
- законный оборот наркосодержащих препаратов.
Повышенная ставка будет по-новому распределяться между национальным и местным бюджетами. До 1 октября 2022 года в центральный бюджет уходило 6,24 из 8 %, а муниципалитетам оставались 1,76 %. После даты повышения в общегосударственную казну будет уходить 7,8 из 10 %, а на местном уровне останутся 2,2 %.
Япония планирует в конце концов довести императорский налог до планки в 20 %, по аналогии со средним показателем для промышленно развитых стран.
Налоги для владельцев транспорта
Собственники транспортных средств в Японии вынуждены платить за факт их приобретения и владения три вида обязательств. Разово при покупке в размере 5 % от стоимости, затем при регистрации в зависимости от объема двигателя авто (в среднем до 53 000 иен). После постановки машины на учет придется ежегодно вносить в бюджет муниципалитета еще один вид сбора – в сумме от 5 500 до 58 500 йен в зависимости от объема двигателя.
Кроме того, не стоит забывать, что один раз в два года машину нужно проверить на предмет технической исправности: для новых автомобилей первая проверка наступает через три года, а далее – через каждые два.
По итогам осмотра придется оплатить налог на вес – от 8 000 до 50 000 иен, а также страховку – в среднем 30 000 иен. С помощью сбора на тоннаж японцы стимулируют покупку и использование машин меньшего размера и мощности.
О том, как можно купить автомобиль в стране Восходящего солнца гражданам России поможет разобраться статья “Японские автоаукционы: доступное качество“.
Еще одним ограничительным методом считается процедура получения разрешения на покупку автомобиля на основании документа об аренде или владении парковочным местом на любой из стоянок, расположенных в радиусе 2 км от адреса проживания владельца.
Другие обязательства
Налоги на наследство и дарение регулируются законом о наследственном праве в Японии и зависят от стоимости полученного имущества и степени родства дарителя и получателя.
Стоимость доли объекта наследства (применяется пропорционально на каждого наследника), иен | Стоимость подарка, если он передается родственнику, иен | Стоимость подарка, если он передается человеку без родственных связей, иен | Ставка налога, % |
---|---|---|---|
свыше 10 млн | до 2 млн | до 2 млн | 10 |
от 10 до 30 млн | от 2 до 4 млн | от 2 до 3 млн | 15 |
от 30 до 50 млн | от 4 до 6 млн | от 3 до 4 млн | 20 |
от 50 до 100 млн | от 6 до 10 млн | от 4 до 6 млн | 30 |
от 100 до 200 млн | от 10 до 15 млн | от 6 до 10 млн | 40 |
от 200 до 300 млн | от 15 до 30 млн | от 10 до 15 млн | 45 |
от 300 до 600 млн | от 30 до 45 млн | от 15 до 30 млн | 50 |
свыше 600 млн | свыше 45 млн | свыше 30 млн | 55 |
Тем, кто только мечтает или уже намерен купить недвижимость на одном из японских островов, нужно быть готовым не только к высокой стоимости объектов, но и к ежегодным платежам за факт владения имуществом. Каждый владелец обязан платить 1,4 % от справедливой рыночной стоимости в местный бюджет префектуры, где объект физически расположен. В добавление к этому местные власти собирают еще 0,3 % на нужды муниципалитета.
Иностранных туристов с 7 января 2022 года встретил фискальный сюрприз – введен в действие международный туристический налог, платить который придется любому иностранцу, покидающему пределы Японии (за каждый факт пересечения границы).
Ставка налога фиксированная – 1000 иен за вылет одного туриста. Не обязаны платить взнос:
- члены летного экипажа;
- депортируемые лица;
- члены дипломатических делегаций;
- транзитные пассажиры (находившиеся в стране менее 24 часов, попавшие на острова вследствие погодных условий);
- пассажиры в возрасте до 2 лет;
- граждане Японии.
Налоговые послабления
Поскольку ставки налогов в Японии довольно высокие, правительство разработало целую систему вычетов и механизмов для снижения базы обложения.
Для плательщиков НДФЛ налоговые льготы в Японии реализуются за счет снижения общей базы обложения доходов физических лиц. Это происходит в два этапа: за счет персонального вычета и вычета, связанного с трудоустройством. Общий показатель, применяемый к заработной плате, зависит от суммы годового дохода.
Годовая сумма заработка, млн иен | Размер вычета |
---|---|
до 1,65 | 0,65 млн иен |
от 1,65 до 1,8 | 40% от суммы дохода |
от 1,8 до 3,6 | 30 % от суммы + 0,18 млн иен |
от 3,6 до 6,6 | 20 % от суммы + 0,54 млн иен |
от 6,6 до 10 | 10 % от суммы + 1,2 млн иен |
свыше 10 | 2,2 млн иен |
Персональные послабления могут снизить базу обложения на 380 000 иен за неработающего супруга (или 480 000 иен, если супруг старше 70 лет) и каждого иждивенца.
Чтобы снизить нагрузку на членов семьи, наследующих имущество и активы умершего родственника, применяется своя система вычетов. Налог на получение наследства может быть снижен за счет персональных послаблений:
- налогооблагаемая доля супруга снижается на 160 млн иен;
- размер вычета для несовершеннолетних зависит от возраста (число лет до совершеннолетия умножают на 100 000 иен);
- к доле инвалида применяется похожий механизм: 100 000 иен, умноженные на количество лет до 85 лет, или 200 000 иен, умноженные на остаток лет до 85, если инвалидность тяжелая.
В дополнение к этому применяется общий показатель, увеличивающий сумму освобождения на 30 млн + 6 млн иен, деленных на количество наследников.
Отчитаться и оплатить начисленные обязательства можно удаленно через электронный сервис e-Tax.
Сравнительный анализ налоговых систем
Российскому туристу, по большей части, не важно, какие налоги в Японии платят постоянные жители страны. Однако даже временно пребывающих в стране гостей коснется как минимум один вид сборов – за выезд за границу Станы восходящего солнца. В России аналог такому виду платежей отсутствует.
Тем иностранцам, кто постоянно или длительно проживают в Японии, понадобится помощь профессионального бухгалтера, если они получают доход на ее территории или переводят сюда заработанные за границей средства. Этот принцип основан на системе международных соглашений, участником которой является и Япония.
По состоянию на 2022 год страна подписала 74 конвенции, которые охватывают 131 юрисдикцию в разных государствах Европы, Азии, Африки, Океании, обеих Америках и Австралии.
Сильно отличаются и принципы взимания НДФЛ в Японии и РФ, где процент фиксированный и равен всего 13 %. А вот для европейских стран прогрессивная шкала является обычной практикой и получатели высоких доходов также вынуждены отдавать до половины заработанного.
На примере Испании предлагает рассмотреть налоги в европейских станах статья “Чем отличаются налоги для жителей и нерезидентов Испании“.
Узнаваемыми являются также налог на потребление (аналог НДС), акцизные сборы и взносы, связанные с приобретением и переходом имущества от одного владельца к другому.
А вот сбор, который начисляется префектурами на доходы постоянных жителей (особенно уравнительная часть), в большинстве развитых стран не применяется. Японские власти определили, что эти платежи должны быть направлены на реконструкцию страны после последствий войны и для нивелирования угроз от стихийных бедствий.
Заключение
Рост экономики Японии в последние годы не оправдывает тех ожиданий, которые озвучивает правительство, поэтому власти, хоть и с постоянными отсрочками и оговорками, все же идут по пути повышения ставки налога на потребление. С другой стороны, для стимулирования бизнеса внедряются реформы, в результате которых ставка корпоративного налога, наоборот, снижается. После 2022 года падение ставок можно признать существенным, ведь налог на прибыль вместо 30 стал равен 23,2 %.
Реальные налоги в Японии: Видео
Налоги в Японии
Японская налоговая система отличается множеством обязательных отчислений, зафиксированных законодательно. Взимать налоги в Японии могут все территориальные органы управления. Предельные ставки налоговых выплат регулируются законом.
Органы налогообложения
Основным внешним органом японского Министерства финансов является Национальное управление. Под его контролем находится 12 бюро по разным регионам страны. Чтобы осуществлять администрирование были созданы 525 органов, контроль над которыми обеспечивают региональные бюро.
Национальные органы
Оценивает доходы и обеспечивает правильный сбор вычетов управление по налогам. Свою работу управление начало 1.06.1949. Его основная функция – обеспечить беспрепятственное выполнение своих обязанностей всем налогоплательщикам и отвечать за должный учёт, прозрачность и эффективность выполнения своих обязательств.
Организация имеет трехуровневую структуру, которая включает:
- Головной офис.
- Региональные бюро.
- Другие органы.
Из четырёх отделов состоит и Кокудзэй-тё – штаб-квартира организации:
- Секретариата комиссара.
- Налогового департамента.
- Отдела по уголовному розыску и экспертизы.
- Управления сборами.
На заметку: отдел угрозыска и экспертизы занимается изучением налогов потребителей. В их число входят все, начиная от простых граждан и заканчивая крупными предприятиями. Отдел также проводит расследования при выявлении случаев уклонения от налогов.
Местные органы
Местные отделения налогового управления являются административными органами. Их создание было направлено на обеспечение сборов внутренних налогов и совершение тесного контакта с плательщиками. Обязанности службы – оценка и работа по сбору уплат в пределах того региона страны, за который она несёт ответственность.
Структура организации зависит от масштабов региона. В каждом местном управлении имеются такие отделы:
- управление доходами;
- имущественный отдел;
- отдел корпораций;
- сбор налогов;
- отдел для физических лиц.
Виды налогов
Среди основных видов налогов японской системы налогообложения следует выделить резидентский и подоходный. Большую часть поступлений дают именно эти виды выплат. Корпоративные налоги занимают второе место по величине.
Налоги в Японии платят на всё: и потребление, и доходы. Установлен даже налог на выезд. Об особенностях каждого из них далее.
Подоходный налог
В стране установлен прогрессивный вид налогообложения. Это значит, что выплаты начисляют только на чистый доход каждого физического лица. Производить налоговые выплаты необходимо раз в год.
Принимают выплаты муниципальные, префектурные и национальные учреждения. Основа способа взимания средств – статус резидента. Его определяет время, в течение которого тот жил в Японии.
- Нерезиденты. К ним относятся те, кто иммигрировал в Японию и жил там меньше 12 месяцев. Такие граждане платят налог только на тот доход, который они имели в этой стране.
- Непостоянные резиденты. Это люди без японского гражданства, но проживающие в стране от 5 до 10 лет. Они также должны делать налоговые отчисления, но только на полученную зарплату в Японии. Если имеются доходы за пределами государства, с них должны отчисляться средства только в том случае, если заработок переводится в Японию.
- Резиденты. Таковыми являются граждане с ПМЖ. Налогом облагаются все их доходы, независимо от территориального расположения.
Вычитание подоходного налога в Японии осуществляется ежемесячно автоматически. Сумма вычета зависит от размера дохода. Применяется подобная система налогообложения и в других странах.
В таблице представлена информация о сумме вычетов из общего чистого дохода:
Размер дохода, подлежащего налогам (в иенах) | Размер ставки налога |
1 950 000 | 5% |
1 950 000 – 3 350 000 | 10% |
3 350 тыс. – 6 900 тыс. | 20% |
6 900 тыс. – 9 000 тыс. | 24% |
9 млн. – 18 млн. | 33% |
18млн. – 40 млн. | 40% |
40 млн. и больше | 45% |
Для проведения расчётов учитываются все виды поступлений:
- дивиденды;
- зарплаты;
- пенсии;
- доходы от сдачи в аренду недвижимости;
- доходы от деятельности коммерческих фирм.
Обычно те, кто трудится в разных компаниях, не занимаются подачей налоговой декларации – это обязана делать компания-работодатель. Конечно, для этого нужно заполнить несколько форм, чтобы подтвердить свой статус, количество иждивенцев, место жительства, другие данные.
Составлением налоговой декларации нужно заниматься тем, у кого:
- размер годового заработка составляет более 20 млн. иен;
- трудятся на двух работах;
- есть вторичный доход (дивиденды и т. д.) размером более 200 тыс. иен/год;
- имеют работу за пределами своей страны.
Если предстоит зарубежная поездка на протяжении финансового года, необходимо также подать декларацию.
Налог на недвижимость
Недвижимостью в Японии считается дом, дача, другие типы зданий, а также земля. Налог на любой вид амортизируемых активов нужно ежегодно платить до начала января. Счета приходят обычно от начала апреля, до окончания июня. Сумму налога, указанную в уведомлении, можно уплатить или за один раз, или разделить её на 4 части и оплачивать каждый квартал.
В общую сумму налога входят два вида выплат – муниципальный и основной.
Их обоснование – стандартизованная оценка структуры и имущества:
- Размер основной ставки налога зависит от вида недвижимости. Он составляет 1,4% от стоимости имущества. Точную цену конкретного актива можно узнать в «Книге налогов».
- Сумма муниципального налога не превышает 0,3% цены налогооблагаемого объекта. Обычно указанная цена ниже рыночной стоимости. Применяют данное требование не ко всем недвижимым объектам, а только к тем, что расположены в определённых частях города. Такие районы установлены законодательством Японии, касающимся зонирования.
- Чтобы определить точную сумму налога конкретного объекта, учитывают в первую очередь стоимость самого земельного участка, которая зависит от таких параметров, как наличие транспортных развязок – дорог, железнодорожных линий. При оценке здания учитываются строительные материалы, возраст постройки, длительность её эксплуатации в будущем и другие параметры.
На заметку: кондоминиумы обычно имеют более высокую стоимость, хотя и занимают меньше земли – считается, что они долговечнее, чем дома. То же касается и домов, обозначенных как наиболее прочные – их оценочная стоимость также обычно выше.
Центральное правительство определяет размер ставок, но только местные власти могут осуществлять контроль. Им соответственно, остается 52% дохода. Оставшиеся 48% делят префектуры и центральное правительство.
Жители большинства населённых пунктов, обозначенных как городские зоны, должны платить дополнительный налог – городской. Это плата за наличие инфраструктуры и возможность пользоваться ею.
Установленная сумма имущества должна подвергаться конвертированию каждые 3 года, хотя на практике такое происходит редко.
Налоги на бизнес
Корпоративный и подоходный налог наполняют госбюджет на 72–74%. Причём, вносить выплаты в бюджет страны должны как местные, так и зарубежные фирмы, которые получают в Японии прибыль.
Платят налог на прибыль корпораций в Японии со следующих видов доходов:
- процентных доходов с ценных бумаг, выданных как государственными органами, так и корпорациями;
- процентов на займы;
- дивидендов от акций;
- сдачи в наём движимого и недвижимого имущества;
- зарплат, премий, разного рода вознаграждений;
- выходных пособий, пенсий;
- доходов от передачи прав на патенты или авторство;
- доходов от рекламной деятельности;
- доходов от хозяйственной деятельности;
- прибыли от погашения облигаций страны;
- других видов доходов.
В зависимости от того, какой объём имеет облагаемая прибыль, устанавливается в Японии размер корпоративного налога. Он может для японских фирм составлять 20–30%, а для иностранных 29–41%.
В 2022 году налог составляет 30,62 %
А также размер корпоративного налога зависит от того, где расположена компания, насколько она большая, как давно открыта.
Каждая корпорация со своей прибыли должна платить 4 вида налогов:
- национальный (корпоративный);
- местный. Платят корпоративные клиенты;
- местный, который выплачивает предприятие;
- специальный корпоративный. Данный вид выплат является национальным, но декларацию на него подают в местные органы.
После того, как закончится финансовый год, каждая компания на протяжении 60 дней должна подготовить и представить в налоговую компанию декларацию. В случае проведения бухгалтерского аудита или других непредвиденных ситуаций, сотрудники налогового учреждения могут продлить срок сдачи декларации на определённый период.
Крупные компании, заработавшие за первое полугодие более 100 000 иен, должны представить дополнительно ещё одну декларацию.
Подробнее о налогах в Японии смотрите в следующем видео.
Особенности налогообложения физических лиц
У каждого жителя страны есть немало налоговых обязательств. Подоходный налог – один из них. Причём, платить нужно не по месту трудоустройства в Японии, а по месту проживания. Вычет производится с чистого дохода. Размер муниципального налога не превышает 6%, префектурного – 4%.
Процесс вычисления размера налога для конкретного лица довольно сложный:
- подсчитывается общая сумма годового дохода;
- отчисляют предусмотренный законом процент уплаты;
- умножают сумму на установленную ставку;
- вычитают налоговые льготы из полученного результата.
Самому произвести все подобные расчёты очень нелегко, поэтому приходится обращаться к налоговому консультанту. Востребованность в стране на услуги представителей данной профессии привела к тому, что они сегодня зарабатывают немало и пользуются почётом и уважением.
Налоги на транспорт
Есть два вида налога на транспорт. Один из них дзидося дзюро-дзэй. Это налог на вес авто. Выплаты необходимо производить 1 раз в 2 года после осмотра машины. Другой вид налога – автомобильный, дзидося-дзэй.
Законодательно установлена неизменная основная формула. Именно по базовым показателям в Японии высчитывают размер транспортного налога. Для этого берётся такой показатель, как рабочий объём мотора. Этот налог платят все, у кого на автомобиле есть белые номера. На специальный транспорт – велосипеды, мопеды, мини-авто и другие виды с жёлтыми номерами установлен меньший налог.
Независимо от цвета номерных знаков, пожилым людям и инвалидам предоставляются скидки на автомобильный налог.
Для автобусов и грузовых машин имеется отдельная статья.
Согласно ей оценка происходит следующим образом:
- Автобусы. Учитывается количество мест;
- Грузовики. Учитывается общий тоннаж (без груза).
А также есть отдельная схема для оценки таких видов транспорта как прицепы, кемперы, мобильные краны. Не облагаются налогом специальные автомобили правительственных, национальных, муниципальных организаций.
Во время приобретения машины нужно будет уплатить префектурный налог.
Больше фактов о расходах на автомобили в Японии смотрите далее.
Потребительский налог
Данный вид выплат более известен как НДС. Этот вид потребительского налога является общеобязательным. Его ставка равняется 8%. Из суммы выплат 1,7% идёт в местный бюджет, а остальные 6,3% в национальный.
Платят налог на добавленную стоимость конечные потребители. Это те, кто пользуется услугами и приобретает различные товары. Поэтому данный вид обязательных выплат сразу вводится в стоимость.
До 2014 года размер налога на потребление не превышал 5%. Но в 2015 году его размер был повышен. В настоящее время идёт обсуждение в правительстве о повышении ставки НДС до 10%. Причиной этого стал большой государственный долг, который необходимо погасить. И это не предел. В дальнейшем планируется ещё повысить размер налога с продаж в Японии.
Другие виды налогов
Как и правительства других стран, японцы установили много видов налогов. Среди них налог на табачные изделия, алкоголь, бензин и т. д. Обычно их включают в стоимость перечисленной продукции. Нужно платить также за полученные в наследство недвижимость, дорогие вещи, имущество, активы, денежные средства.
Кроме того, имеются и другие виды обязательных налогов:
- туристический;
- на развитие энергоресурсов;
- корабельный;
- таможенный;
- экологический и другие.
Есть в стране и непривычный для русского человека налог – на лишний вес. Так правительство страны борется с проблемой ожирения.
Установлен в Японии и налог на собак. Благодаря этому, прежде чем завести в доме животное японец много раз подумает, согласен ли он платить за это деньги. Такой подход позволяет избежать и проблемы с бездомными животными – здесь не выбрасывают на улицу взятых собак или котов, так как далеко не каждый может себе позволить содержать питомца.
Налоговые льготы и субсидии
В Японии применяются самые разные налоговые льготы. Это целая система, которую составляют различные меры, цель которых уменьшить размер налогов или полностью освободить от них конкретного человека.
К таковым мероприятиям относятся стимулы, субсидии. Утверждено несколько видов субсидий, которые назначаются местными или национальными органами самоуправления. Так, получают субсидии:
- компании, перенесшие производственные мощности в регионы, где мало производственных предприятий;
- фирмы, создающие социальные инфраструктуры;
- при создании инфраструктур, защищающих окружающую среду.
Какую субсидию будет получать юридическое лицо – решают соответствующие органы, исходя из размеров освоенных площадей.
Региональные учреждения назначают субсидии при предоставлении рабочего места в регионах, где степень занятости считается малой. Это касается и вновь созданных предприятий, и расширенных, которые уже работали да этого. Выдаётся субсидия на год.
Существуют различные налоговые льготы обычным плательщикам – инвалидам, лицам у которых прибыль в Японии составляет 5 000 иен и т. д.
Чтобы привлечь инвесторов из-за границы, для иностранных компаний также предлагаются самые разные стимулы и субсидии.
Вторая часть видео о налогах в Японии.
Налоговая система Японии в 2022 году
Основы налоговой системы Японии в 2022 году: подоходный, транспортный налоги
Какие налоговые органы действуют в Японии
Несмотря на то что Япония – это унитарное государство, страна имеет хорошо развитое местное самоуправление, обладающее значительными полномочиями, в том числе и в плане введения различных налогов и их сбора. Фактически налоговые поступления в центральный и местные бюджеты примерно равны: соотношение собранных средств составляет примерно 53 на 47% в пользу центрального бюджета.
Особенности налоговой системы Японии обусловили формирование двухуровневой системы налоговых органов.
Национальный уровень
На общегосударственном уровне налогообложение в стране находится в ведении Министерства финансов. В его структуру входят два подразделения: Налоговое бюро и Бюро по таможенным сборам и тарифам. Эти подразделения занимаются в первую очередь вопросами планирования налоговой политики государства. Реализацией этой политики непосредственно занимается Национальное налоговое управление (ННУ), которое также входит в состав Министерства финансов страны.
ННУ – очень мощная организация, имеющая в своем штате 56 466 сотрудников, распределенных между центральным аппаратом, 12 региональными налоговыми бюро, Региональной налоговой инспекцией на острове Окинава и 524 налоговыми инспекциями. Кроме того, в состав ННУ входит собственный колледж и Национальный налоговый трибунал, в котором можно обжаловать неверное начисление сборов. Именно эта организация и осуществляет налоговый контроль в Японии.
Все структурные подразделения ННУ разбиты на три отдела:
- Отдел по налогообложению.
- Отдел по сборам налогов.
- Отдел, занимающийся проверками и расследованиями в случаях, связанных с уклонением от налогообложения.
Практической работой по выявлению нарушений в налоговой сфере и их пресечению руководит именно последний отдел. С этой целью в него входят подразделения по аудиту, расследованию и международному сотрудничеству в сфере борьбы с налоговыми нарушениями.
При подготовке законодательных изменений в сфере налогообложения тесно сотрудничают Государственная налоговая комиссия при премьер-министре, аналогичная комиссия правящей партии либерал-демократов и Штаб по проведению структурных реформ, возглавляемый премьер-министром страны. Ужесточение налоговой политики и налоговые льготы в Японии находятся в ведении этих трех организаций. В сфере сбора средств основной организацией является Министерство финансов.
Каждый вид сборов в Стране восходящего солнца регламентируется отдельным законом. Следует учесть, что законы в этой области весьма объемны и трудны для понимания непрофессионалами, поэтому в стране действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Это лицензированные специалисты, которые на платной основе готовят и подают большую часть отчетных налоговых документов в стране. Уполномоченные консультанты по сборам обслуживают как физических, так и юридических лиц.
Местный уровень
Взаимоотношения центральных и местных органов власти в финансовой сфере определяются специальными законами. Несмотря на постоянный рост объемов местных сборов их не хватает на финансирование всех местных нужд, поэтому часть расходов финансируется из центрального бюджета.
Для покрытия дисбаланса между потребностями и возможностями местных бюджетов налоговые поступления перераспределяются. Так, регионы получают по 32% от подоходного налога, налога на спиртное и налога на юридических лиц. С налога на табак государство передает регионам 25%, а с налога на потребление – 24%. В отличие от целевых субсидий и дотаций полученные доли налогов местные органы используют по своему усмотрению. Кроме того, существует система «уступаемых налогов», когда специальные национальные налоги, например на содержание сети дорог, передаются местным органам власти.
Основные виды налогов
Всего в стране действует порядка пятидесяти налогов, большую часть которых можно разбить на несколько основных групп. Рассмотрим каждую из них в отдельности.
Налоги на ведение бизнеса
Корпоративный налог Японии в паре с подоходным налогом с физических лиц обеспечивают около 70% поступлений в государственный бюджет. Все международные корпорации, получающие прибыль в Японии, обязаны платить налоги в этой стране.
В частности, налогообложению подлежат:
- Процентные доходы с ценных бумаг государства и корпораций.
- Проценты, начисляемые на займы, выданные субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в стране.
- Дивиденды от акций.
- Встречное удовлетворение за использование движимого и недвижимого имущества.
- Все виды вознаграждений (зарплаты, премии и т.п.) за оказание услуг в стране.
- Пенсии и выходные пособия.
- Доходы от передачи авторских и патентных прав.
- Доходы от сдачи в аренду оборудования и машин.
- Доходы от рекламной деятельности.
- Прибыль от погашения японских облигаций.
- Распределение прибыли.
- Доходы от хозяйственной деятельности.
Все эти доходы считаются прибылью, и это еще не полный список.
Налог в Японии на прибыль, в зависимости от объема облагаемой прибыли, может составлять для местных компаний от 22 до 30%, а для иностранных юридических лиц – от 29,33 до 40,87%.
Обложение налогом недвижимости
Недвижимость в Японии дорогая, и все ее владельцы, независимо от их физического или юридического статуса, ежегодно уплачивают на нее налог в размере 1,4% полной стоимости, определяемой местными властями. Дополнительно взимается 0,3% этой стоимости на местные нужды.
Обложение подоходным налогом
Подоходный налог в Японии с резидентов и нерезидентов этой страны взимается по-разному. К примеру, если доходы нерезидента были получены за пределами страны и в Японию не переводились, то налогами они не облагаются. Доходы же, полученные нерезидентом в Японии, облагаются налогом.
Подоходный налог является прогрессивным, его ставка зависит от суммы доходов и начисляется в соответствии с таблицей:
Размер дохода | Налоговая ставка |
---|---|
до 3 300 000 иен (29 370$) | 10% |
от 3 300 000 иен (29 370$) до 9 000 000 иен (80 100$) | 20% |
от 9 000 000 иен (80 100$) до 18 000 000 иен (160 200$) | 30% |
свыше 18 000 000 иен (160 200$) | 37% |
Японский потребительский налог
Японский транспортный налог
Владельцы автомобилей в Стране восходящего солнца платят целых три вида налогов. Собственно транспортный налог в Японии относится к местным налогам и выплачивается в мае. Размер налога зависит от объема двигателя и обычно варьируется для легковых машин в диапазоне от 54 до 540$.
Кроме того, при покупке машины нужно заплатить налог в размере 5% ее стоимости, а при постановке на учет – разовый налог, зависящий от объема двигателя. Так, при наличии мотора объемом 2,5 литра придется заплатить около 500$.
Налогообложение физических лиц
Налоги в Японии для физических лиц обеспечивают значительную часть финансовых поступлений бюджета. Метод обложения этими налогами достаточно сложен: берется общий доход за год, из него производятся предусмотренные законом вычеты, сумма умножается на установленную ставку, а из полученного результата вычитаются налоговые льготы. Самому разобраться в этом сложно, поэтому профессия налогового консультанта в Японии почетна и прибыльна.
Иные виды налогов в Японии
В стране существует еще целый ряд различных налогов, в том числе и ограничительных. К примеру, высокие экологические налоги в Японии существенно сократили выбросы вредных веществ в окружающую среду и привели к заметному улучшению экологической ситуации в японских мегаполисах.
С 1970 года в государстве действует закон «О борьбе с загрязнением атмосферного воздуха». В результате принятых мер времена, когда полицейские в Токио стояли на постах в кислородных масках, давно миновали.
Столь же трепетно экологическое законодательство Японии относится и к загрязнению вод и почв. Для производителей загрязнений предусмотрены выплаты за плановое загрязнение природной среды. В случае внеплановых выбросов и аварий вступает в действие система экологических штрафов и компенсаций ущерба природе и пострадавшим.
Сколько стоит жизнь в Японии: Видео
Налоговая система Японии
Как и другие развитые страны, Япония сталкивается с неравенством в доходах и благосостоянии граждан. Это остается наиболее важной и серьезной проблемой для страны. В значительной степени налоговая политика Японии, опираясь на прогрессивный подоходный налог (в сочетании с программами социального обеспечения), смягчает это неравенство.
Налоговая система Японии в ее современном виде является результатом реформы 1988 года, сократившей нагрузку на экономику и повысившей косвенные налоги населения. Главные составляющие – подоходный и корпоративный налоги.
Несколько категорий резиденции определяют налоговые обязательства. В целях налогообложения в Японии необходимо сообщать о доходе в виде заработной платы, о любых бонусных выплатах, в том числе и не денежных льготах, например, если работодатель предоставляет жилье, оно также считается налогооблагаемым.
Налоговые органы в Японии
Кокудзэй-тё (Национальное налоговое управление) – внешний орган Министерства финансов – контролирует 12 региональных налоговых бюро по всей Японии, в рамках которых создано 524 органа для осуществления администрирования.
Национальные
Это налоговое управление, отвечающее за оценку и сбор национальных доходов, было создано в качестве дочернего агентства Министерства финансов 1 июня 1949 года. Представляет трехуровневую организационную структуру, состоящую из головного офиса, региональных налоговых бюро и иных органов.
Штаб-квартира Кокудзэй-тё имеет четыре отдела:
- Секретариат комиссара;
- Налоговый департамент;
- Отдел управления доходами и сборами;
- Отдел экспертизы и уголовного розыска.
Последний на уровне регионального налогового бюро изучает корпоративные и потребительские налоги крупных корпораций и расследует случаи уклонения от уплаты средств.
Миссия налоговых органов Японии – предоставить возможность налогоплательщикам грамотно и беспрепятственно выполнять свои обязательства. Национальное налоговое управление несет ответственность за выполнение обязанностей, предусмотренных в статье 19 Закона об учреждении Министерства финансов, при должном учете прозрачности и эффективности.
Местные органы
Местное налоговое управление – административный орган, отвечающий за оценку и сбор внутренних налогов на префектурном и муниципальном уровнях и имеющий тесные контакты с налогоплательщиками. Служба уполномочена оценивать и собирать внутренние налоги в пределах своей сферы ответственности. Организационная система управления варьируется в зависимости от масштаба налоговой инспекции. Как правило, имеет отделение по управлению доходами и сбору налогов, отделы для физических лиц, корпораций и налога на имущество.
Основные виды налогов
Подоходный и резидентский налоги господствуют в системе налогообложения в Японии, занимая значительную часть поступлений. Второй по величине источник – корпоративные налоги.
Налоги в Японии уплачиваются с доходов, имущества и потребления.
Подоходный налог
Как в Великобритании, США, ряде других стран, в Японии действует прогрессивное налогообложение – сумма рассчитывается на основе чистого дохода физического лица. Подоходный налог в Японии выплачивается ежегодно на национальном, префектурном и муниципальном уровнях.
Способ взимания зависит от статуса резидента, который определяется периодом проживания в стране. Налоговый кодекс Японии рассматривает три категории резиденций:
- резиденты – лица, имеющие место жительства в государстве или проживающие в ней в течение одного года. Независимо от местоположения источника дохода, облагаются подоходным налогом;
- непостоянные резиденты – лица, не имеющие японского гражданства и проживающие в стране в течение пяти лет или менее чем десять лет. Система налогообложения для них соответствует налогообложению для резидентов, но в Японии налог не будет взиматься с доходов, полученных за пределами страны, если средства не переводятся в нее;
- нерезиденты – лица, проживающие в Японии менее года. Подоходный налог начисляется на доходы, полученные в стране.
Подоходный налог автоматически вычитается из платежной квитанции каждый месяц. Точный процент к оплате варьируется в зависимости от уровня дохода. В некоторой степени это похоже на систему PAYE, применяемую в Великобритании.
Налогооблагаемый доход | Налоговая ставка |
До 1 950 000 иен | 5% |
От 1 950 000 иен до 3 300 000 иен | 10% |
От 3 300 000 иен до 6 950 000 иен | 20% |
От 6 950 000 иен до 9 000 000 иен | 23% |
От 9 000 000 иен до 18 000 000 иен | 33% |
От 18 000 000 иен до 40 000 000 иен | 40% |
Более 40 000 000 иен | 45% |
Как правило, в большинстве случаев сотрудникам нет необходимости подавать налоговую декларацию: за них это сделает компания. Хотя могут попросить заполнить пару форм, подтверждающих статус, например, место проживания или количество иждивенцев. Исключения составляют покрытие страховых взносов, медицинских и операционных расходов в случае занятия индивидуальной трудовой деятельностью.
Налоговую декларацию обязаны самостоятельно подавать лица, если:
- годовая зарплата превышает 20 миллионов иен;
- имеют более чем одного работодателя;
- располагают вторичным доходом (вторая работа, доля дивидендов), превышающим 200 000 иен в год;
- трудятся на работодателя за пределами Японии.
Кроме того, потребуется подавать налоговую декларацию, если лицо решит покинуть страну в течение финансового года.
Налог на недвижимость
Лица, владеющие правом собственности на землю, здание, другие амортизируемые активы на 1 января каждого года, платят налог за этот календарный год и, скорее всего, получают счета где-то между апрелем и июнем. На основании уведомления средства можно внести единовременно или четырьмя платежами поквартально.
Даже если право собственности на недвижимость изменится 2 января или в последующую дату, ответственность за уплату налога не поменяется. Выплата состоит из котэйсисан-дзэй (налог на основные средства) и тосикэйкаку-дзэй (муниципальный налог). Они основаны на стандартизированной оценке имущества, которое делится на землю и структуру:
- ставка налога на основные средства составляет 1.4% от стоимости имущества, указанной в «Книге налогов на основные средства» для конкретного актива;
- муниципальный налог – 0.3% от «налогооблагаемой стоимости», что, как правило, ниже рыночной цены и применяется он только к объектам недвижимости, расположенным в определенных городских районах в соответствии с японским законодательством о зонировании.
Налогообложение производится посредством определения цены для конкретного участка земли в данной области, на основании расположения его по отношению к транспортным развязкам: дорогам, железнодорожным линиям.
Оценка структуры основывается на строительных материалах, особенностях (по мере старения она обесценивается). Хотя кондоминиумы располагают меньшими участками земли, они, как правило, оцениваются выше, чем дома, поскольку считаются более долговечными конструкциями.
Ставки определяются центральным правительством, но налоговый контроль осуществляется местными органами власти, которые получают 52 процента доходов, остальное делится между центральным правительством и префектурами. В большинстве населенных пунктов также взимается второй городской налог на услуги. Если жилой район обозначен как «городская зона», то есть жители имеют доступ к услугам и инфраструктуре, они платят дополнительный налог на имущество.
Одна из ироний взаимоотношений между налоговыми и городскими службами заключается в том, что дома, оцененные как «более прочные» (огнестойкие и устойчивые к землетрясениям), имеют высокие оценочные значения. Особенность в том, что владельцы таких домов платят налоги выше, даже несмотря на то, что эта «прочность» снижает вероятность того, что им потребуются услуги городских служб (например, пожарной).
По истечении первого года владелец собственности получает накладную от местного управления, в которой указываются различные сборы, но не значится стоимость самой собственности. Оценка имущества корректируется каждые три года, но большинство домовладельцев, как правило, никогда не встречаются с инспекторами.
Налоги на ведение бизнеса
Ставки местных взысканий могут варьироваться в зависимости от размера бизнеса и места расположения компании. Согласно законодательству, существует четыре вида налогов, взимаемых с прибыли корпораций:
- корпоративный (национальный);
- с корпоративных клиентов (местный);
- с предприятий (местный);
- специальный корпоративный (национальный, однако декларации подаются в местные органы власти).
Корпорации обязаны подать окончательную налоговую декларацию в течение двух месяцев после окончания финансового года. Продление срока подачи допускается, если компания получает одобрение налоговой инспекции в связи с проведением бухгалтерского аудита.
Если сумма корпоративного налога за первые шесть месяцев финансового года превышает 100 тысяч иен, требуется промежуточная декларация. Подача и оплата должна завершиться в течение двух месяцев после окончания первого полугодия.
В соответствие с налоговой реформой 2016 года, «чистый операционный убыток», понесенный в каждом финансовом году (начиная с 1 апреля 2022 года), может переноситься на следующие десять лет. Но если компания имеет капитал, превышающий 100 миллионов японских иен, или является дочерней компаний крупной корпорации с капиталом более 500 миллионов японских иен, сумма убытка, которая может быть вычтена из налогооблагаемого дохода, не может превышать 80% от его размера.
Хотя корпорация не может получить возмещение в принципе, малым и средним компаниям, отвечающим определенным критериям, разрешается переносить убытки на финансовый год.
Налогообложение физических лиц
Подоходный налог является лишь одним из аспектов налоговых обязательств. Резидентский налог на префектурном и муниципальном уровне взимается в зависимости от города, в котором проживает физическое лицо, а не от места работы. Сумма рассчитывается на основе чистого дохода. Ставка префектурного налога составляет 4%, муниципального – 6%.
Транспортные налоги
Автомобильный налог (дзидося-дзэй) часто путают с «налогом на вес транспортного средства» (дзидося дзюро-дзэй), который является национальным и оплачивается во время двухгодичного осмотра автомобиля. По сути, такой налог является местным, взимаемым различными префектурами.
Существует установленная законом, фиксированная базовая формула, которая рассчитывается исходя из рабочего объема двигателя, но некоторые префектуры предоставляют различные скидки для пожилых людей и инвалидов. Налог оплачивается самостоятельно и квитанция об уплате обязательна для двухгодичного осмотра.
Он взимается только с обычных автомобилей с белыми номерными знаками. Мини-автомобили, мопеды, вид специальных велосипедов – средства с желтыми номерными знаками – платят «налог на легкие автомобили», который взимает орган муниципалитета.
Грузовики и автобусы облагаются национальным налогом под отдельной статьей. Большие грузовые оцениваются на основе общего тоннажа без груза, в то время как автобусы – в зависимости от количества мест. По отдельной схеме оцениваются мобильные краны, кемперы, прицепы. Специальные транспортные средства, принадлежащие муниципальным и национальным правительственным организациям, налогом не облагаются.
Налог на приобретение автомобиля уплачивается лицами в качестве префектурного.
Потребительский налог
Это работающий как НДС, потребительский налог с товаров и услуг, которые оплачиваются в повседневной жизни. Ставка в настоящее время составляет 8% (6,3% национального и 1,7% местного).
С 1 апреля 2014 года НДС увеличился до 8% в Японии по сравнению с 5% предыдущих годов, с последующим повышением в 2015 году до 10%. Из-за экономической ситуации в Японии правительство Абэ приняло решение отложить повышение до апреля 2017 года. В 2016 году была объявлена вторая отсрочка, но повышение до 10% в октябре 2022 года находится на стадии обсуждения. Данная политика рассматривается в качестве меры по сокращению государственного долга. В ответ на повышение ставки до 10% с 1 октября 2022 года будут введены более низкие ставки налога на потребление для определенных товаров.
Другие виды налогов в Японии
Существуют налоги на алкоголь, табак и бензин. Они включены в цены, указанные в магазинах. Все наследники или получатели подарков (имущество, деньги или активы), проживающие в Японии, должны платить налог на наследство и дарение, независимо от их гражданства.
Система налоговых льгот и субсидии
Для своих плательщиков и лиц, представляющих определенные социальные категории, налоговый кодекс предусматривает льготы сроком до 5 лет.
Япония предлагает разнообразные субсидии и стимулы для привлечения иностранных инвестиций. Для предприятий, создающих региональные штаб-квартиры или научно-исследовательские центры и проекты, которые потенциально открывают возможности трудоустройства в особых зонах восстановления, меры правительства более чем благоприятные.
В Японии можно получить налоговый кредит с минимальным процентом, скидки на расходы в рамках исследований и разработок. Субсидии также покрывают затраты, связанные с оборудованием и арендой объектов.
Налоги – 2022: что изменилось и чего можно ожидать
Директор Аудиторской Бухгалтерской Компании “Счетовод”
специально для ГАРАНТ.РУ
Начало нового календарного года традиционно связано с налоговыми изменениями. И 2022 год, несмотря на потрясший мир “коронакризис”, не стал исключением.
Перемены были обоснованы разными причинами. Это и стремление государства помочь экономике: поддержать пострадавшие отрасли, создать более привлекательные условия для приоритетных бизнес-сфер. И стремление того же государства получать стабильный доход с налогов.
Начало 2022 – конец ЕНВД
Несмотря на негодование предпринимателей, специальный налоговый режим ЕНВД, просуществовавший 22 года, был отменен (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ). Это стало самым значительным изменением в налоговом законодательстве для малого и среднего бизнеса.
Большинство некрупных компаний ранее выбирали для работы именно ЕНВД. Ставка налога не зависела от прибыли, а была фиксированной. Это стало и главной причиной его отмены. Государство недополучало налоги с предприятий на ЕНВД, дела у которых шли неплохо. В среднем предприятия на УСН платили в 27 раз больше налогов, чем “вмененщики”. По некоторым оценкам, с отменой ЕНВД у 60% предпринимателей налоговая нагрузка выросла.
Всех, кто не определился с новым налоговым режимом до 1 января 2022 года, должны были автоматически перевести на ОСН. Это в разы бы повысило налоговую нагрузку и сложность ведения бухгалтерии. Но обращаю внимание на то, что время перехода с ЕНВД на УСН продлили до конца марта текущего года (ст. 3 Федерального закона от 17 февраля 2022 г. № 8-ФЗ), а значит, избежать этих сложностей еще можно.
Изменения в налоговых режимах
Последствия отмены ЕНВД постарались максимально смягчить, внеся изменения в другие налоговые режимы.
Патентную систему, например, доработали согласно Федеральному закону от 23 ноября 2022 г. № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) так, чтобы ей могли воспользоваться больше предприятий малого и среднего бизнеса, и она стала более выгодной:
- расширен перечень видов деятельности, дающих право воспользоваться патентом (п. 2 ст. 346.43 Налогового кодекса);
- увеличены доступные размеры площадей торгового зала для общепита (п. 6 ст. 346.43 НК РФ);
- компаниям на патенте разрешили уменьшать налоговую ставку на размер страхового взноса (п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ).
- среднюю численность работников увеличили до 130 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)
- доходы за отчетный период ограничили 200 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Перед компаниями, использовавшими ЕНВД, встал вопрос, какой режим налогообложения выбрать, чтобы минимально увеличить налоговую нагрузку. Многим организациям, которые подошли под новые критерии, я советовала патентную систему: она удобна для сезонного бизнеса, не надо вести сложный бухучет, а налоговые платежи можно платить в два этапа. Правда, тут я направляю всех предпринимателей к региональному законодательству. Именно оно в конечном счете устанавливает ставки и физические показатели бизнеса на патенте. Существовать одному и тому же бизнесу на патенте в разных регионах может быть по-разному выгодно или невыгодно вовсе.
С УСН чуть сложнее. Напомним, есть два варианта режима: “доходы минус расходы” и “доходы 6%” (ст. 346.14 НК РФ, ст. 346.20 НК РФ). Тут выбор можно было сделать исходя из следующей схемы: если расходы бизнеса больше 50% от выручки, то выбрать лучше “доходы минус расходы”. Но всегда есть индивидуальные особенности бизнеса, поэтому я рекомендую консультироваться с бухгалтером или налоговым консультантом, прежде чем делать выбор.
Совсем небольшому бизнесу можно было рассмотреть налог на профессиональный доход и получение статуса самозанятого. Налоговый режим выгодный, но имеет много ограничений. Годовой доход не должен превышать 2,4 млн руб., нельзя нанимать работников и есть серьезные ограничения по видам деятельности (ст. 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ). Поэтому я бы предостерегла от выбора НПД тех, кто планирует развиваться и масштабироваться. Данный режим больше подходит для сферы услуг: “муж на час”, услуги фотографа, мастера маникюра и т. д.
По данным ФНС России, из числа определившихся на конец 2022 года предпринимателей 57,5% выбрали УСН, 40% – патент, 2,5% – налог на профессиональный доход.
Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП на УСН или патенте продлили до конца 2023 года (ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2022 г. № 266-ФЗ). Они дают право использовать нулевую ставку налогообложения два налоговых периода с момента регистрации. Ограничения для тех, кто хочет воспользоваться “каникулами”, также есть (п. 4 ст. 346.20, п. 3 ст. 346.50 НК РФ). Виды деятельности льготников, ограничения по численности сотрудников и лимиты по доходам устанавливает региональное правительство для каждого региона. Например, в Свердловской области установлен список из 31 вида деятельности ИП на патенте, которые могут воспользоваться налоговыми каникулами (Закон Свердловской области от 20 марта 2015 г. № 21-ОЗ). А в Московской области список включает всего 25 пунктов (Закон Московской области от 6 ноября 2012 г. № 164/2012-ОЗ).
Чтобы выгода от налоговых каникул была для вас максимальной, я советую регистрировать ИП в начале года: освобождение от уплаты налога у вас будет на два полных года.
Прогрессивная ставка по НДФЛ
С 2022 года ввели повышенную ставку НДФЛ 15% для тех, чей годовой заработок превысит 5 млн руб. (п. 1 ст. 224 НК РФ). Эти изменения, как ожидается, позволят получать государству на 60 млрд руб. в год больше. Доходы с повышенного НДФЛ государство направит на дорогостоящее лечение детей со сложными заболеваниями.
Пока что действует переходный период, который, по замыслу властей, поможет привыкнуть налоговым агентам к новым “правилам игры”. Поэтому обращаю ваше внимание на то, что если вдруг вы допустили ошибку в расчете НДФЛ по ставке 15% за I квартал 2022 года, вы сможете исправить ее и доплатить недостающую сумму до 1 июля 2022 года без штрафных санкций, предусмотренных ст. 123 НК РФ (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 2022 г. № 372-ФЗ).
Налоговый маневр для IT-компаний
Государство решило поддержать приоритетную для развития экономики сферу IT, установив льготные тарифы по налогам (Федеральным законом от 31 июля 2022 г. № 265-ФЗ внесены соответствующие поправки в НК РФ). Так:
- страховые взносы с 15% снижены до 7,6% (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ);
- налог на прибыль – для ОСН – снижен с 20% до 3% (п. 1.15-1.16 ст. 284 НК РФ);
- при соблюдении ряда условий не облагается НДС реализация и передача прав на ПО (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Есть и ограничения: льготами могут воспользоваться только компании, разрабатывающие отечественное ПО.
Чего ждать дальше?
Не так давно стало известно о новом проекте поддержки бизнеса, который сейчас готовит государство. Как стало известно 15 февраля 2022 года из протокола совещания первого вице-премьера Андрея Белоусова, среди прочих мер планируется разработка нового налогового режима, который должен стать переходным с УСН и патента на общий.
Достаточно неплохая инициатива, если вспомнить, что ОСН является, наверное, самым сложным налоговым режимом и в плане финансовой нагрузки, и в плане ведения бухгалтерского учета. Но все же тенденция идет не к снижению налогового бремени для компаний. Скорее всего, система будет актуальна именно для тех, кто вырос из патента и УСН. А те, кто уже сейчас на ОСН, так и останутся на нем.
Правда, новый режим не стоит ждать в ближайшее время. Скорее всего, проект доработают только к концу текущего года, и изменения, по традиции, вступят в силу в начале 2022 года.
Но просматривать новости налогового законодательства и права необходимо регулярно. Это позволяет быть в курсе изменений, которые влияют на бизнес, и вовремя к ним адаптироваться.
Некоторые налоговые изменения произойдут, скорее всего, при создании новых мер поддержки отраслей бизнеса, пострадавших во время продолжительного локдауна. Уже продлили льготный кредит для компаний на обеспечение ФОТ, правда, по ставке 3% (Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2022 г. № 279). Возможно, какая-то часть наиболее пострадавших сфер бизнеса сможет рассчитывать на поддержку со стороны государства.
Советую не пренебрегать этим и пользоваться всем, что предоставляет государство. Большинству клиентов летом 2022 года мы помогли получить поддержку, и это стало для них хорошим подспорьем: никто не обанкротился, не закрылся. Сложность некоторых процессов вступления в программы поддержки нивелируется выгодой от получения этой поддержки.
Странные налоги со всего мира
В целом ряде стран – Великобритании, Франции, Ирландии, Норвегии, Чили и трёх десятках других государств – существует налог на высококалорийную еду и продукты с высоким содержанием сахара (например, в Великобритании импортеры и производители платят 18 пенсов (около 17 руб.) за литр напитка, если на 100 мл приходится 5 и больше граммов сахара, и 24 пенса (около 23 руб.) за литр, если объем сахара в 100 мл превышает 8 граммов). Так страны борются за здоровье населения. Меры логичны: по данным Всемирного банка, связанные с ожирением болезни входят в топ-3 причин по смертности населения. Некоторые предпринимали для борьбы с инфарктами и диабетом и более радикальные меры. Так, в 2008 году в попытке снизить уровень ожирения и повысить продолжительность жизни в Японии появился новый налог для компаний и региональных властей, которые нее смогли достичь определенных показателей. Людям в возрасте от 40 до 75 лет измеряли размер талии. Если он оказывался больше нормы (85 см для женщин и 90 см для мужчин), то муниципалитеты и бизнес должны были платить дополнительные суммы в бюджет. Программа просуществовала до 2015 года и способствовала снижению уровня ожирения. Сейчас этот показатель в Японии является одним из самых низких в мире.
Такой налог существует c 2006 года в Китае, где каждый год производится более 45 млрд одноразовых палочек для еды. Из-за этого производства в стране вырубили 25 млн деревьев, приводит расчеты зарубежная пресса. Чтобы сохранить леса и заставить людей обратить внимание на проблему экологии, китайские власти ввели дополнительный налог на одноразовые деревянные палочки в размере 5%. Чиновники уверены, что так они подтолкнут пользоваться другими материалами для производства столовых приборов.
В Индии дополнительным налогом облагаются развлекательные мероприятия: спортивные события, кино, театры, выставки и парки развлечений. В зависимости от штата налог варьировался от 15 до 110%. Но в 2017 году появился единый для всей страны налог с более узким диапазоном – от 5 до 28% (для билетов дороже 100 рупий (около 100 руб.).
Туристический налог платят желающие отдохнуть на курортах Ивисы, Майорки, Менорки и ряда других островов. Они заплатят €1 в день (около 80 руб.) за возможность побыть на солнце, а на эти деньги местные власти обещают усовершенствовать туристическую инфраструктуру. В Венеции платить приходится не за солнце, а за тень: платят владельцы зданий и конструкций, которые отбрасывают тень на землю муниципалитета. После введения налога в 1993 году многие кафе и рестораны отказались от тентов, чтобы платить меньше в бюджет. Сборы продолжают действовать до сих пор. В 2019 году речь шла и о том, чтобы брать плату с путешественников, которые просто хотят попасть в центр города. Но похоже, что введения выплат, как и появления туристов в Италии, в ближайшее время ждать не стоит.
Выбрать имя ребенку непросто, особенно когда в этом участвует третья сторона – налоговая служба. Согласовывать имя с налоговой приходится в Швеции. Родителям, которые назвали ребенка странными или неудобным для произнесения именем, в переводе на рубли придется заплатить около 53 000 руб. Чёткости правилам не хватает. Так, имена Икеа и Аллах находятся под запретом, а вот назвать ребенка Гугл или Лего можно бесплатно (впрочем, после очередного ужесточения закона в 2017 году понять, какое именно имя одобрят, всё сложнее). Платить надо не сразу: имя проходит проверку в налоговой, когда ребенку исполняется пять лет. Изначально налог появился в 1982 году, чтобы закрепить право на королевские имена. С налогом связан целый ряд историй. Так, в 1991 году шведская пара назвала ребенка Brfxxccxxmnpcccclllmmnprxvclmnckssqlbb11116 и отказалась платить налог, а в 2007 году одна из семей спорила с налоговой за право бесплатно назвать дочку именем Металлика (запрет, подтвержденный первой инстанцией, отменила апелляция). В 2018 году до суда дошло дело о запрете, казалось бы, на безобидное имя Форд, которое показалось шведским властям слишком похожим на фамилию. Кстати, желающие заключить брак в Швеции тоже идут в налоговую – за одобрением.
Такой налог ввели власти Уганды. С 1 июня 2018 года желающие использовать соцсети должны заплатить $0,05 (около 4 руб.) за каждый день пользования. Чиновники объяснили свое решение тем, что в соцсетях слишком много слухов, в том числе и касающихся местных властей, а на борьбу с дезинформацией и ее последствиями уходит слишком много денег. Еще больше приходится платить тем, кто хочет вести собственный блог. Сумма составит $440 (около 33 000 руб.) в год – большие деньги в стране, где значительная часть населения живет на $1 в день. За неуплату налога предусмотрено жесткое наказание: штраф от $2500 (около 187 000 руб.) или 12 месяцев лишения свободы.
Те, кто покидает страну, должны заплатить. Такое правило придумали в Японии, где ввели выездной налог для путешественников в размере 1000 иен (около 700 руб.). Налог распространяется как на местных жителей, так и на туристов. Он включен в стоимость билета на самолет или судно. Платить не надо тем, кто провел в стране меньше суток, детям до двух лет, а также послам и государственным гостям. В ходе Олимпиады 2022 года Япония надеялась получить в результате этого налога миллионы долларов.
Налог на юристов платят во Франции – в стране, которая, по данным ОЭСР, оказалась самой «налогооблагаемой» страной Европы. История налога тянется с 1667 года. Сегодня же тем, кто обращается к юристу для представления интересов в суде, надо заплатить налог в размере €13. Бенефициары – сами юристы, а все сборы поступают в пенсионный фонд юристов.
Больше интересных налогов и странностей в налоговом тесте: «От Древнего Рима до Rolling Stones: налоговый тест».
Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2022 году
Судя по новостям о налоговой политике последних месяцев, в ней наметился своеобразный «разворот». Если в кризисном II квартале принимались налоговые послабления в виде отсрочек выплат налогов и снижения ряда выплат для малого бизнеса, то теперь практически все меры налоговой политики на 2022 год, о которых было объявлено, направлены на повышение налоговой нагрузки. В итоге к мерам по повышению налога на доходы физических лиц добавилось резкое увеличение акцизов на табачные изделия, повышение НДПИ для широкого круга добывающих отраслей, а также пересмотр налогообложения контролируемых иностранных компаний. Не стоит забывать, что в 2022 году все это будет происходить на фоне ранее запланированных мер — индексации акцизов на бензин, автомобили, алкогольную продукцию, повышения пороговых уровней оплаты труда для начисления страховых взносов, отмены ЕНВД (что означает необходимость смены налогового режима для более чем 1,9 млн налогоплательщиков), завершения действия «коронавирусных» отсрочек по налогам и постепенного сокращения налоговых льгот.
Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога. В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту. По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП. Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2022-2022 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.
Не секрет, что такая «перезагрузка» во многом связана с попытками сгладить текущую бюджетную ситуацию — минимизировать дефицит бюджета. Однако последствия такой налоговой политики для экономики могут оказаться куда более серьезными, чем просто увеличение выплат со стороны тех или иных групп налогоплательщиков. Крайне важно, что вся ситуация с изменением налоговой политики дает обществу четкий сигнал: налоговая политика непредсказуема, и в текущей ситуации она только усиливает общую нестабильность в экономике.
Отказ от стабильности и предсказуемости
Сам факт, что в течение последних месяцев был выдвинут целый ряд предложений о повышении налогов, уже свидетельствует об отказе от принципа «налоговой стабильности», о котором раньше говорилось как о нашем преимуществе. Так, в мае 2018 года Антон Силуанов заявил: «Государство должно создать стабильные условия. В первую очередь это налоги. Мы говорим о том, что в течение следующего шестилетнего периода мы не будем менять налоги». И хотя примеры повышения налоговой нагрузки — то есть, по сути, нарушения этого обещания — были и в 2018-2019 годах (включая повышение НДС до 20%, индексацию акцизов и т. д.), все же предложения по повышению налогов возникали не с такой частотой, как это происходит сейчас.
Важно и то, что новые налоговые меры оказались для участников экономики неожиданными. Например, ни одна из мер налоговой политики, предложенных в последние месяцы, не фигурировала в «Основных направлениях бюджетной политики» на 2019-2022 годы — документе, призванном определять перспективные направления корректировки налоговой системы на перспективу.
Более того, по риторике публичных выступлений официальных лиц все чаще заметно видение налоговой политики не как инструмента по достижению социально-экономических целей, а всего лишь как способа пополнения бюджета, притом за счет тех участников экономики, которые имеют на это средства. Например, при обосновании новых мер налоговой политики представители правительства все чаще используют аргументы о «сложной ситуации», необходимости «всем участвовать в решении проблем», говорят о необходимости повышения налогообложения для так называемых доходных отраслей. По сути это говорит о том, что череда мер по повышению налогов может продолжаться и далее, поскольку «сложная ситуация» пока что далека от разрешения.
Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.
Препятствие для восстановления экономики
Рост налоговой нагрузки и непредсказуемость налоговой политики может стать серьезным негативным препятствием для восстановления деловой активности, и особенно инвестиционной. Информационный фон, созданный вокруг «налоговой повестки», и реальные факты о принятии мер, повышающих налоговую нагрузку, — все это является негативным сигналом как для российских, так и для иностранных инвесторов, снижающим их интерес к российской экономике. Нарушение обещаний не повышать налоговую нагрузку — это дополнительный неблагоприятный фактор инвестиционного климата с точки зрения инвестора, накладывающийся на наличие административных барьеров, низкий уровень защиты прав собственности и т. п.
Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.
Необходимо также учитывать, что повышение налогов на одни рынки или секторы экономики не проходит бесследно для других. Так, резкое повышение акцизов на табачные изделия, по оценкам участников рынка, приведет к расширению доли «теневого сектора» на табачном рынке, а следовательно, и к ограничениям продаж у тех компаний, которые являются добросовестными налогоплательщиками. Повышение НДПИ на твердые полезные ископаемые (в том числе и на сырье для металлургической промышленности) будет оказывать сдерживающее влияние на перерабатывающие производства, работающие на этом сырье. Например, основная часть железорудной продукции направляется не на экспорт, а на переработку внутри страны. Нужно принимать во внимание и высокую материалоемкость металлургических производств. Например, по отчетам производителей черных металлов, стоимость материалов может составлять более 70% от себестоимости продукции, при этом доля железной руды — более 10-12%.
В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.
Необходимые изменения
Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики. Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде. В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста. В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.
Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране. При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП). Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне. Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции