Что грозит за нарушение миграционного режима: суммы штрафов

Что грозит за нарушение миграционного режима: суммы штрафов

КоАП РФ Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 18.8. КоАП РФ

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, –

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2004 N 126-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2004 N 37-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, –

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, –

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть вторая введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)

3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, –

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 490-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 490-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

3.1. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, –

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ)

4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

5. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Читайте также:
Визовый центр Италии в Самаре - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

(часть 5 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 490-ФЗ)

Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.

(примечание введено Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: econ2@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Аккредитация

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Подписаться на новости Хабаровского края

Мы производим ежедневную рассылку новостей по электронной почте. Укажите ваш электронный адрес в поле ниже и нажмите «подписаться»

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено час назад

Уголовная и административная ответственность в сфере противодействия незаконной миграции иностранных граждан

Миграционные процессы играют значимую роль в социально- экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов.

Вместе с тем, незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, организация незаконной миграции отнесена к одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. Недостаточная урегулированность миграционных процессов негативно влияет на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, одной из задач государственной миграционной политики Российской Федерации является противодействие незаконной миграции, заключающееся, в том числе в совершенствовании мер ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд составов преступлений, связанных с въездом, пребыванием (проживанием) иностранных граждан на территории Российской Федерации в нарушение требований законодательства.

Так, статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Читайте также:
Отдых в России в августе, куда поехать отдохнуть?

Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЭ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части, касающейся усиления ответственности за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Так, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 322.2, 322.3, устанавливающими уголовную ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную постановку на учет по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

В силу статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» под фиктивной регистрацией по месту жительства понимается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

Фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в жилом помещении является постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

Указанные деяния наказываются штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вместе с тем, лица, совершившие преступления, предусмотренные данными статьями, освобождаются от уголовной ответственности, если они способствовали раскрытию этих преступлений и если в их действиях не содержится иного состава преступления.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрена в статьях 18.8, 18.9.

Так, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб.

Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства аналогичного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 7 тыс. руб.

За совершение указанных правонарушений, наряду с назначением штрафа, может применяться наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Более строгие санкции предусмотрены за нарушение приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.

Частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такие действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 400 до 500 тыс. руб.

Читайте также:
Где сделать фото на загранпаспорт нового образца (фотографироваться) - в 2021 году

Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, в соответствии с частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 300 тыс. руб.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета в силу части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц – от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 400 до 500 тыс. руб.

В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, административная ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности, что способно кратно увеличить общий размер наложенных штрафов.

Виталий Канцыбер,
прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности,
межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму, международно-правовому
сотрудничеству в уголовном судопроизводстве прокуратуры Хабаровского края

Что грозит за нарушение миграционного законодательства?

В Российской Федерации в соответствии с миграционным законодательством постановка на миграционный учет иностранных граждан или временная регистрация иностранцев, как её еще называют, является обязательной процедурой для каждого иностранного гражданина, прибывающего на территорию РФ.

Сама по себе постановка на учёт представляет собой процедуру уведомления миграционной службы о прибытии иностранца на территорию России. Уведомляет об этом принимающая сторона, представив специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, в подразделения по вопросам миграции органов внутренних дел, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо почтовым отправлением.

Постановка на учёт и снятие с учёта иностранных граждан являются обязательными процедурами для принимающей стороны (у самого иностранца такой обязанности нет). Закон обязывает компании, пользующиеся иностранной рабочей силой, сообщать компетентным органам обо всех передвижениях своих сотрудников-мигрантов.

В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» местом временного пребывания будет:

– по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

– по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает;

– по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме в том числе лицам без определённого места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия;

– по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;

– по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную, не запрещённую законодательством РФ, деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания.

Сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан зависят от страны, гражданином которой является иностранец.

В основном, все иностранцы должны быть поставлены на миграционный учет по месту пребывания не позднее семи дней после прибытия, но есть исключения для граждан стран из ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии) и граждан Таджикистана, которым отводится 30 и 15 дней соответственно.

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение миграционного учёта иностранного гражданина. Зачасrую такие деяния совершают недобросовестные граждане с целью получения денежных средств или иной выгоды.

Читайте также:
Эстония: что посмотреть в столице и других городах, а также описание и фото основных достопримечательностей и расположение главных мест и природных объектов на карте

Данная деятельность преследуется действующим уголовным законодательством Российской Федерации. За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.3 УК РФ (за фиктивную постановку на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание -штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, а также лишение свободы на срок до трёх лет.

Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации влечёт за собой ответственность по статье 322.1 УК РФ с наказанием в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут за собой незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.

Также за нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность по:

-ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;

-ч.1 ст.19.27 КоАП РФ за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена ответственность;

-ст.18.1 О и ч.2 ст.18.17 КоАП РФ за нарушения в области трудовой миграции.

За совершение указанных правонарушений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 2 ООО до 5 ООО рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства ответственность могут понести и принимающая сторона, и иностранные граждане или лица без гражданства.

Кого не оштрафуют за отсутствие регистрации: изменения с 28 февраля 2021 года

С 28 февраля 2021 года заработали изменения, внесенные в административный кодекс. Они помогут избежать штрафа за проживание без регистрации — если она не оформлена вовремя или ее вообще нет.

Это послабление касается членов семьи — то есть ситуации, когда в квартире живут родственники владельца. Раньше тоже была возможность избежать штрафа, но теперь жить и принимать близких без прописки смогут больше людей: круг родственников, не подлежащих наказанию, стал шире.

Вот как это работает.

О каком штрафе речь

В России есть понятие регистрации по месту жительства и месту пребывания — постоянной и временной регистрации соответственно. Раньше было понятие прописки, теперь официально его нет, но оно всем понятно.

С помощью регистрации государство ведет учет: кто, где и как долго живет. Это нужно, например, для назначения пособий, взыскания долгов, распределения денег между бюджетами, планирования застройки, оформления страховки.

Для регистрации установлены правила. Если их нарушить, наступает административная ответственность: и для того, кто не зарегистрировался, и для того, кто не зарегистрировал живущих в его квартире людей.

Например, если владелец квартиры сдал ее семье из другого региона на два года, формально он обязан их зарегистрировать — временно. Если этого не сделать, штраф грозит обеим сторонам — собственнику и нанимателям. При условии, что государство как-то про это узнает.

Когда нужно оформлять регистрацию

Постоянная регистрация должна быть у каждого человека, о ней ставится отметка в паспорте. Если место жительства меняется, нужно сообщить в МВД новый адрес прописки в течение 7 дней.

Временную регистрацию нужно оформлять только при переезде в другой регион — не тот, где у вас есть постоянная прописка. Это нужно сделать не позднее 90 дней с момента переезда. То есть до трех месяцев можно жить и без временной регистрации, а в пределах одного региона она вообще не понадобится.

Читайте также:
Что привезти из Чехии на память в качестве сувенира

Если жить в Туле и поехать на постоянную работу в Москву, по закону спустя три месяца нужно оформить там временную регистрацию. Для съемной квартиры понадобится согласие собственника. В гостинице или пансионате регистрирует администрация. Если нет жилья, можно зарегистрироваться в организациях социального обслуживания.

Как победить выгорание

Если нет регистрации

Если наниматель квартиры в другом регионе не оформил временную регистрацию, то и он, и собственник жилья совершили нарушение. Их можно оштрафовать по ст. 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ. Причем под статью попадает как умышленное нарушение, так и совершенное по неосторожности.

Штрафы для граждан за нарушения при регистрации

Нарушение Штраф для владельца жилья Штраф для проживающих
Проживание без регистрации или нарушение правил — в Москве и Санкт-Петербурге От 5000 до 7000 Р От 3000 до 5000 Р
Проживание без регистрации или нарушение правил — в другом регионе От 2000 до 5000 Р От 2000 до 3000 Р
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в Москве и Санкт-Петербурге От 3000 до 5000 Р
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в другом регионе От 2000 до 3000 Р

Оштрафовать на такие суммы могут за каждого незарегистрированного человека и даже несколько раз.

Если нарушитель — должностное лицо или организация, то штрафы будут выше. Для иностранцев предусмотрена отдельная статья — ст. 18.8 КоАП РФ.

Еще есть уголовная ответственность за фиктивную регистрацию, когда у человека нет намерения жить по указанному адресу. Штраф по статье 322.2 УК РФ за это составляет от 100 000 до 500 000 Р .

Кто может избежать штрафа

Есть условия, когда даже при наличии нарушения можно избежать штрафа по статьям 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ.

Раньше за проживание без регистрации и нарушение правил нельзя было штрафовать в таких случаях:

  1. если у человека нет временной регистрации, но есть постоянная в том же регионе. Аналогично для Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Севастополя и Крыма;
  2. если срок временного проживания не больше 90 дней;
  3. если без регистрации живут супруги, родные и усыновленные дети, супруги детей, родители и их супруги, бабушки, дедушки или внуки владельца жилья. При этом у самого владельца есть регистрация в этом же помещении. За нарушение правил по такому основанию не оштрафуют только проживающих. Владелец избежит ответственности по ст. 19.15.2 только при регистрации проживающих в том же регионе, родственные отношения не влияют.

С 28 февраля в число лиц, которым не грозит штраф за отсутствие регистрации, также вошли подопечные, усыновители, опекуны, попечители, родные братья и сестры.

Например, Ольга переехала из Волгограда в Москву. За ней решила переехать сестра. Она купила новостройку и пока что живет в квартире Ольги, но без регистрации. Раньше Ольгу и сестру могли бы оштрафовать на 5000 Р каждую. Но с 28 февраля их родственные отношения помогут законно избежать ответственности и сохранить 10 000 Р .

Но если речь не о проживании без регистрации, а о нарушении правил по статье 19.15.2, то есть недостоверных данных или несоблюдении сроков, то сестру Ольги не оштрафуют — она родственница, а вот саму Ольгу могут. Потому что по этой статье у собственников жилья отдельное основание для освобождения от ответственности. Если бы у сестры была постоянная регистрация в том же регионе, Ольгу бы точно не оштрафовали.

Если штраф выписан по старым правилам

Если протокол о нарушении составлен до 28 февраля 2021 года, когда братьям, сестрам и приемным семьям еще не давали послаблений по поводу оформления регистрации, штраф можно не платить.

В таких случаях действует норма статьи 1.7 КоАП РФ: если закон смягчает ответственность, нарушение есть, но штраф не уплачен, нарушитель от него освобождается. То есть тут закон имеет обратную силу. Если вас или кого-то из близких оштрафовали до 28 февраля, а после могли бы уже не штрафовать, ничего не платите.

Как оформить регистрацию

Если нет оснований для избавления от штрафа и вы хотите соблюдать закон, оформите регистрацию по инструкции. Заявление можно подать на госуслугах. Но потом все равно нужно будет лично прийти с документами в территориальный орган МВД.

Госпошлины за постоянную и временную регистрацию нет. О постоянной будет стоять штамп в паспорте, о временной выдается свидетельство.

Детей до 14 лет регистрируют вместе с родителями — даже без согласия собственников.

Штрафы за иностранных работников в 2020 году

  • 1 Штрафы за незаконное привлечение иностранца к работе
  • 2 Штраф за нарушение зарплатно-уведомительной процедуры
  • 3 Штрафы за нарушения при выплате зарплаты ВКС
  • 4 Штраф за нарушение правил привлечения иностранцев для работы на торговых объектах
  • 5 Штрафы за нарушение иммиграционных правил
  • 6 Штраф за нарушение ограничений и запретов при привлечении к работе иностранца
  • 7 Наказание за невыполнение миграционных уведомительных и иных процедур
  • 8 Уголовная ответственность за иностранных работников
  • 9 Как накажут ИП за нарушение миграционного законодательства
  • 10 Подводим итоги

Работодатели, привлекающие к работе иностранных граждан, обязаны выполнять в отношении них не только нормы ТК РФ, но и строго исполнять обязанности, предусмотренные миграционным законодательством. Штрафы за его нарушение могут достигать миллиона рублей за каждого иностранного работника. За что и как в 2020 году наказывают должностных лиц, ИП и компании, привлекающих к работе иностранных граждан, расскажем в нашем материале.

Штрафы за незаконное привлечение иностранца к работе

Нарушения, связанные незаконным привлечение иностранцев к работе, наказываются штрафами по ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ:

Нарушение

Если вышеуказанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, применяются увеличенные размеры штрафов (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • для граждан: от 5 000 до 7 000 руб.;
  • для должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
  • для компаний: от 400 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Штраф в указанном размере работодатель заплатит за нарушения, допущенные в отношении каждого иностранца в отдельности.

Как показывает судебная практика, по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ штраф за нелегалов подрядчика могут наложить на генподрядчика — именно он допустил их к работе, не проверив легальность привлечения иностранной рабочей силы на строительном объекте (Постановление АС СЗО от 04.09.2018 по делу № А56-65169/2017).

А вот если вас пытаются наказать за то, что вы не сообщили в орган по миграции об изменении трудовой функции иностранца (к примеру, перевели его из водителей в продавцы), то такой штраф будет незаконным. ВС РФ в Постановлении от 18.09.2020 № 31-АД20-3 напомнил, что работодателю не нужно уведомлять МВД об изменении должности, рабочего адреса и других условий труда иностранца, пока трудовой договор с ним не будет расторгнут.

Штраф за нарушение зарплатно-уведомительной процедуры

Работодатели обязаны отправлять в орган по миграции уведомление о выплате зарплаты иностранцам-высококвалифицированным специалистам (ВКС) ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 13 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

Неуведомление или нарушение установленного порядка и/или формы уведомления органа по миграции об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированным иностранным специалистам, если такое уведомление требуется по закону, наказывается штрафом: (ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • на должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
  • на компанию: от 400 000 до 1 000 000 руб.

Штрафы за нарушения при выплате зарплаты ВКС

В ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ указаны размеры зарплат иностранцев-ВКС, ниже которых работодатель платить не вправе. Если работодатель выплачивает иностранцам-ВКС заработную плату с нарушением требований законодательства, ему могут грозить:

  • штрафы в сумме до 50 000 руб., на компанию, до 20 000 руб. на руководителя, если факт выплаты иностранцам-ВКС заниженных зарплат будет выявлен при проверке трудовой инспекцией (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
  • уголовная ответственность руководителя при невыплате зарплаты иностранцу-ВКС более 3 месяцев (ст. 145.1 УК РФ);
  • запрет на 2 года на привлечение новых иностранцев-ВКС, если работодатель выплачивает иностранцу-ВКС зарплату ниже законодательного предела (п. 13 и п. 26.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Штраф за нарушение правил привлечения иностранцев для работы на торговых объектах

Работодатель, привлекающий иностранцев к трудовой деятельности на торговых объектах, обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные федеральными законами и иными НПА (ст. 13.2-13.3 Закона № 115-ФЗ, ст. 15 Закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках…» и др.).

Наказание по ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ может последовать, если ИП или компания, управляющие торговым объектом:

  • предоставил(а) торговое место на территории торгового объекта, производственного, складского или иного помещения иностранному гражданину, незаконно привлекаемого к работе;
  • выдал(а) иностранному гражданину, незаконно осуществляющему торговую деятельность, разрешение на ее осуществление;
  • допустил(а) иностранца, незаконно осуществляющего торговую деятельность, к ее осуществлению.

По ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ тех же лиц могут наказать за предоставление торговых мест на территории торгового объекта или иных помещений другим компаниям или ИП, у которых:

  • отсутствует разрешение на использование труда иностранцев, но они фактически привлекают их к работе;
  • работают иностранцы, не имеющие разрешения на работу или патент, если эти документы обязательны по закону.

Наказания за нарушения по ч. 1 и ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ одинаковы по размеру штрафов и длительности приостановления деятельности.

За указанные нарушения, совершенные Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусмотрены штрафы более значимых размеров:

  • на должностных лиц от 45 000 до 70 000 руб.,
  • на компанию — от 450 000 до 1 000 000 руб.

Штрафы за нарушение иммиграционных правил

По требованию органа миграции у работодателя, привлекающего к труду иностранцев, могут запросить документы в контрольных целях (данные учета иностранных граждан, въехавших в РФ по приглашению компании, трудовые договоры с ними и т. д.).

По ч. 2 ст. 18.11 НК РФ работодателю, не представившему или несвоевременно представившему по требованию органа по миграции документы или информацию об иностранных лицах, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль по законодательству РФ, грозит штраф:

  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на компанию — от 400 000 до 500 000 руб.

Подобные наказания введены в целях предупреждения и сокращения неконтролируемой миграции, усиления контроля за иммигрантами, находящимися в России.

Штраф за нарушение ограничений и запретов при привлечении к работе иностранца

Миграционное законодательство накладывает определенные запреты и ограничения, которые работодатель обязан учитывать, привлекая к трудовой деятельности иностранных граждан. К примеру, иностранные граждане, привлекаемые к работе в РФ, не вправе находиться на муниципальной службе или быть командирами гражданских воздушных судов. Полный перечень «запрещенных» для иностранцев профессий представлен в ст. 14 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Кроме запретов, в указанной статье приводятся и ограничения по определенным профессиям. Так, иностранцу не запрещено замещать должность главбуха только в том случае, если он имеет статус постоянно или временно проживающего в РФ и соответствует законодательным требованиям (ч. 5 ст. 14 Закона № 115-ФЗ).

Если данные запреты и ограничения работодатель игнорирует, может последовать наказание по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ:

Наказание за невыполнение миграционных уведомительных и иных процедур

На работодателя, привлекающего к работе иностранцев и выступающего в качестве принимающей стороны, возлагаются обязанности по постановке иностранных граждан на миграционный учет и снятие их с учета (Закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете…», Закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета…»).

За невыполнение этих обязанностей наступает административная ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Исходя из судебной практики по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ штрафом могут быть наказаны как должностные лица, так и юридические лица. К примеру, компании не удалось отбиться от штрафа в 400 000 руб. за неисполнение обязанности по уведомлению подразделения по вопросам миграции об убытии иностранца (Постановление ВС РФ от 13.03.2020 № 5-АД20-28).

А в другом деле штраф 40 000 руб. по ч. 4 ст. 18.9 получил гендиректор компании, не сообщивший в орган миграции о прибытии иностранного работника (Постановление ВС РФ от 18.06.2019 № 18-АД19-24).

По ст. 18.9 КоАП РФ наказание может последовать за разные нарушения:

Нарушение

Уголовная ответственность за иностранных работников

Работодателю грозит уголовная ответственность, если он при постановке иностранца на учет по месту пребывания:

  • предоставит в орган по миграционному учету заведомо недостоверные сведения или документы;
  • не предоставит иностранцу помещение для фактического проживания (пребывания) или сам иностранец не намерен проживать в помещении, по которому поставлен на учет;
  • укажет адрес компании для постановки на учет иностранца, но фактически это лицо в данной компании трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность не осуществляет.

Все указанные случаи являются нарушением миграционного законодательства и расцениваются в качестве фиктивной постановки иностранца на учет по месту пребывания в РФ, за которое предусмотрено наказание по ст. 322.3 УК РФ.

Как накажут ИП за нарушение миграционного законодательства

Если ИП привлекает к работе иностранных граждан и допускает нарушения миграционного законодательства, он тоже может быть наказан.

В примечании к ст. 18.1 КоАП РФ законодатели уточнили, как разобраться с видами наказаний ИП за административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранцев в РФ, предусмотренными гл. 18 КоАП РФ:

  • они будут указаны в тексте статьи обособленно — если меры отличаются от правил административной ответственности юридических лиц;
  • либо ответственность ИП отдельно в статье прописана не будет, но подразумевается, что она аналогична ответственности юридических лиц.

Таким образом, если в тексте статей гл. 18 КоАП РФ индивидуальный предприниматель не увидит упоминание об ответственности ИП, ему не следует забывать о данном примечании к ст. 18.1 КоАП РФ.

Ответственность за нарушения при приеме на работу иностранца или лица без гражданства

Любая компания, принимающая на работу иностранца, обязана соблюдать миграционное законодательство. Иностранец считается принятым на работу с того момента, когда вы ему обеспечили допуск к выполнению работ или оказанию услуг, причем независимо от формы договора (трудового, гражданско-правового).

Незаконный прием на работу иностранных граждан и лиц без гражданства может обернуться для руководителей организации серьезными штрафами. За нарушение миграционного законодательства предусмотрена административная ответственность по КоАП РФ. Причем, если вы с нарушением правил примите на на работу двух и более человек , штраф начислят за каждого принятого работника в отдельности.

Ответственность за нарушения при приеме на работу иностранцев установлена: ст.18.15, ст.18.16, ст.18.17, ст. 18.19 КоАП РФ.

Пребывание иностранца на территории РФ

С 16 января 2019 года вступили в силу изменения в статью 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ. Теперь работодатели обязаны обеспечить:

  • соблюдение иностранцем порядка пребывания в России, то есть контролировать, чтобы фактически осуществляемая деятельность или род занятий иностранца соответствовали цели въезда;
  • своевременный выезд иностранца за пределы страны.

Если организация-наниматель не будет исполнять вышеописанные требования, штраф такой:

  • должностному лицу в размере от 45 000 до 50 000 рублей;
  • организации в размере от 400 000 до 500 000 рублей.

Уведомление о приеме на работу иностранца

Работодатель, привлекающий к труду иностранцев и лиц без гражданства, обязан уведомить об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.

Уведомление необходимо подать в случаях заключения или прекращения трудового (гражданско-правового) договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в течение трех рабочих дней с даты заключения (прекращения) договора. Формы и порядок уведомления утверждены приказом МВД России от 04.06.2019 №363. Подать уведомление можно лично либо отправить заказным письмом по почте с описью вложения и извещением о вручении.

Если компания не подаст уведомление, нарушит сроки его подачи, неправильно заполнил бланк уведомления, может грозить штраф по статье 18.15 КоАП РФ:

  • от 5 000 до 7 000 рублей – для граждан;
  • от 35 000 до 70 000 рублей – для должностных лиц;
  • от 400 000 рублей до 1 000 000 рублей – для организаций и ИП.

Кроме того, по закону деятельность фирмы может быть приостановлена на срок от 14 до 90 дней.

При привлечении высококвалифицированного специалиста работодателю необходимо подать уведомление об исполнении обязательств по выплате такому сотруднику заработной платы. За нарушение порядка данного уведомления предусматривается штраф:

  • от 35 000 до 70 000 рублей для должностных лиц;
  • от 400 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц и ИП.

Трудовая деятельность иностранца

Важный документ для иностранного работника – патент. Если иностранный гражданин работает без разрешения на работу или патента, патент выдан в ином субъекте РФ нежели там, где трудится иностранец, или иностранный работник трудится не в той должности, которая в патенте указана, размер штрафа будет такой:

    от 2 000 до 5 000 рублей – для граждан;

от 25 000 до 50 000 рублей – для должностных лиц;

от 250 000 до 1 000 000 рублей, либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток – для организаций и ИП.

Кроме того, нарушением является отсутствие у работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Штраф за данные нарушения составляет:

  • от 2 000 до 5 000 рублей – для граждан;
  • от 25 000 до 50 000 рублей для должностных лиц;
  • от 250 000 до 800 000 рублей или административное приостановление деятельности на 14-90 суток для юридических лиц.

Расторжение трудового договора с иностранцем

С 10 августа 2018 года иностранного сотрудника снимают с учета на основании сообщения работодателя о расторжении трудового договора или утере контакта. Руководитель компании должен сообщать, что иностранец больше не живет в месте пребывания. Такая обязанность для работодателя установлена Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 257- ФЗ.

Наказание за превышение доли на иностранцев

Нарушение допустимой доли иностранных работников организацией или предпринимателем может обернуться штрафом от 800 000 до 1 000 000 рублей либо приостановлением деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностным лицам грозит штраф от 45 000 до 50 000 рублей.

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Трудоустройство иностранцев: как работодателю избежать штрафов

Компании и предприниматели весьма настороженно относятся к принятию на работу иностранных сотрудников. Их опасения более чем обоснованны. Финансовые санкции в отношении нанимателей за правонарушения при трудоустройстве иностранцев составляют от нескольких сотен тысяч до миллиона рублей. Тем не менее в отдельных случаях работодатели заинтересованы в предоставлении рабочих мест иностранным гражданам, учитывая, что многие из мигрантов готовы трудиться за минимальную зарплату. Чтобы обезопаситься от вероятных финансовых потерь, организациям и ИП необходимо знать об основных обязанностях, связанных с оформлением персонала из-за рубежа.

Принимать на работу можно только иностранцев, которым разрешено трудиться в России

Чтобы не нарушить эту норму при приеме на работу соискателя с зарубежным паспортом, нужно определить его статус (ст. 1 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ):

Временно пребывающие на территории России – для трудоустройства у этих лиц должны быть патенты (для безвизовых иностранцев) или разрешения на работу (для визовых мигрантов). По таким документам иностранцы могут трудиться только в тех субъектах РФ, где они оформлены. Кроме того, чтобы принять на работу временно пребывающего в РФ визового иностранца, нанимателю необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) – на основании ст. 97 Договора о ЕАЭС, подписанного в Астане 29.05.2014, на этих лиц не распространяются ограничения по защите национального ранка труда, поэтому им не требуется разрешение на работу или патент.

Временно проживающие на территории России иностранные граждане – при приеме на работу предъявляют разрешение на временное проживание (РВП). В этом случае разрешение на работу не требуется, но трудиться по РВП нужно только в том субъекте РФ, в котором выдан документ.

Постоянно проживающие на территории России иностранцы — предъявляют вид на жительство (ВНЖ) и могут беспрепятственно трудиться в любом российском регионе.

Отметим, что недавно был принят Федеральный закон от 06.02.2020 № 16-ФЗ, позволяющий отдельным иностранцам трудиться в РФ без разрешения на работу. Соответствующие изменения внесены в Закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ. В статье 13 закона уточняется, что условие для нанимателей о возможности трудоустраивать иностранцев, у которых есть рабочее разрешение, и для приезжих – трудиться в РФ только при наличии патента или разрешения, не применяется в отношении студентов-очников. Однако речь идет исключительно о работе во внеучебное время. Когда гражданин иностранного государства обучение в РФ закончит, работодателю нужно будет прекратить с ним трудовые отношения. Нововведения начнут действовать с 5 августа этого года.

Компанию оштрафуют на 400 тыс. рублей за трудоустройство украинца без патента

В свое оправдание компания ссылалась на то, что иностранец у нее не работал. Однако судьи признали доказанным факт обратного. В основу решений положены следующие доказательства: копия распоряжения о проведении выездной внеплановой проверки, протокол осмотра территории, объяснения других сотрудников, подтвердивших работу иностранца, выписка из информсистемы миграционного органа о том, что патент украинцу не выдавался.

Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.11.2019 № 16-23/2019

ИП оштрафуют как юрлицо за привлечение к труду иностранца без патента

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2019 № 16-29/2019

Штраф за привлечение иностранца к работе, не предусмотренной патентом, можно снизить

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2019 № 16-58/2019

О трудоустройстве и увольнении иностранца надо уведомить отдел по вопросам миграции МВД

Минимальный штраф за неподачу уведомления о принятии на работу иностранца в Москве – 400 тыс. рублей

Постановление Верховного Суда РФ от 12.08.2019 № 5-АД19-168

Подавать уведомление об изменении условий трудового договора с иностранцем не нужно

Суд наложил на предпринимателя 200 тыс. рублей штрафа по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, указав, что уведомлять МВД следует при каждом факте привлечения к труду иностранца. Вышестоящие суды это решение поддержали. Женщина обратилась в Конституционный Суд РФ с просьбой признать противоречащими основному закону страны положения ст. 18.15 КоАП РФ в той части, в которой они позволяют на практике возлагать на работодателя обязанность уведомлять уполномоченный орган о каждом факте допуска иностранца к выполнению работ в какой-либо форме.

КС РФ отказался признать нормы неконституционными, но пояснил, что их суть не предполагает уведомление МВД о любых изменениях условий трудового договора, оформленного с иностранцем.

Это значит, что в случае перевода мигранта на новую работу у того же работодателя уведомление повторно подавать не требуется.

Постановление Конституционного Суда РФ от 04.02.2020 № 7-П

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: