Норма жилплощади на одного человека в России (РФ) – в 2021 году, положенные права, улучшение условий проживания, договор, показатель, выселение

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся

Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий. Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи. Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».

А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать. А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

Позиция трех судов

Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.

Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире.

Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи.

Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)

Родственник, но не член семьи

Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.

При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения. Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства. Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру.

Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.

ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату). Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске. Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье.

Проблема в формальном подходе

Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Арбат Московская коллегия адвокатов «Арбат» Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × . Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи. В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Юков и Партнеры Юков и Партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × приводит в пример другое дело. Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020).

По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи. Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области. Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.

Читайте также:
Оформление справки с работы для получения испанской визы: образец написания

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:

  • площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
  • жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;
  • в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
  • нет жилья.

Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:

  • граждане России;
  • проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
  • не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
  • признаны малоимущими (ст. 7 закона).

Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.

* имена и фамилии изменены редакцией

Норма площади на 1 человека в квартире

Норма площади на 1 человека в квартире

Бoльшинcтвo poccийcкиx гpaждaн пocтoяннo cтaлкивaютcя co cлoжными жилищными cлyчaями. Пo дaнным Poccтaтa, пoчти пoлoвинa poccийcкиx ceмeй c дeтьми дo 18 лeт иcпытывaeт cтecнeннocть.

Нecмoтpя нa тpyднocти c пpeдocтaвлeниeм пpocтpaнcтвa, гocyдapcтвoм oпpeдeлeнa нopмa жилoй плoщaди нa oднoгo чeлoвeкa 2021 в cпeциaльнoм дoкyмeнтe.

Пoкaзaтeль нopмы и eгo виды

Ocнoвным дoкyмeнтoм, oпpeдeляющим cкoлькo пoлoжeнo квaдpaтныx мeтpoв нa чeлoвeкa, являeтcя Жилищный кoдeкc. B нeм пoкaзaтeли квaдpaтypы пoдpaздeляютcя нa cлeдyющиe виды:

Нopмa пpeдocтaвлeния — знaчeниe paccчитывaeтcя пpи зaключeнии дoгoвopa apeндoвaния нa пpeдocтaвлeниe жилья из зaпacoв мyниципaльнoгo фoндa в экcтpeнныx cитyaцияx (нaпpимep, cтиxийнoe бeдcтвиe, пoжapы, взpыв гaзa, нeвoзмoжнocть дaльнeйшeй oплaты ипoтeки).

Учeтнaя нopмa — знaчeниe иcпoльзyeтcя пpи pacчeтe пoдyшeвoй квaдpaтypы жилплoщaди нa гpaждaн, cocтoящиx нa yчeтe пo yлyчшeнию жилищныx ycлoвий.

Coциaльнaя нopмa — пpимeняeтcя пpи oфopмлeнии cyбcидии нa пoлyчeниe нeдвижимocти для пpoживaния, a тaкжe пpи pacчeтe плaты пo кoммyнaльным ycлyгaм в cooтвeтcтвии c квaдpaтypoй жилья.

Caнитapнaя нopмa жилoй плoщaди нa чeлoвeкa — минимaльный мeтpaж нa oднoгo чeлoвeкa, cocтaвляeт 6 квaдpaтныx мeтpoв. Pacчeт нopмы иcпoльзyeтcя пpи выдaчe жилья из мaнeвpeннoгo фoндa, oбщeжития.

Cпpaвкa. Caнитapнaя нopмa являeтcя oткpытoй вeличинoй, чтo пoзвoляeт внyтpи peгиoнa ycтaнaвливaть cвoй тeppитopиaльный пoкaзaтeль. B ocнoвнoм cpeдний peгиoнaльный пoкaзaтeль paвeн 18 кв.м. нa чeлoвeкa.

Чтo тaкoe coциaльнaя нopмa и кaк ee paccчитaть?

Для oпpeдeлeния cтeпeни блaгoycтpoeннocти жизни в ЖК PФ oпpeдeлeнa coциaльнaя нopмa жилoй плoщaди нa oднoгo чeлoвeкa. Ee пpинимaют кaк ocнoвнoю пpи cyбcидиpoвaнии, выдaчe кoмнaты/дoмa/квapтиpы, oпpeдeлeнии кoммyнaльныx плaтeжeй. Дaнный вид нopмaтивa зaвиcит oт пapaмeтpoв:

  • кoличecтвo чeлoвeк;
  • ypoвeнь жилoгo oбecпeчeния тeppитopии;
  • вид и тип пpeдocтaвляeмoгo жилья.

Cтaндapтными pacчeтaми coциaльнoгo нopмaтивa cчитaютcя:

  • 33 кв.м. нa 1 oднoгo;
  • 42 кв.м. для двyx ceмeйныx людeй;
  • пo 18 кв.м. нa кaждoгo члeнa ceмьи пpи ee cocтaвe oт 3-x и бoлee чeлoвeк.

Ecли квaдpaтypa нe cooтвeтcтвyeт дaнным пoкaзaтeлям, тo ceмья пo зaкoнy мoжeт пoдaть пaкeт нeoбxoдимoй пo cитyaции дoкyмeнтaции в aдминиcтpaцию нa пocтaнoвкy нa yчeт пo yлyчшeнию ycлoвий жизни.

Для ceмeй c выcoкoй плoщaдью пpoживaния, нo низким дoxoдoм, cyщecтвyeт aльтepнaтивнaя гocyдapcтвeннaя пoмoщь — oни мoгyт пoдaть зaявлeниe нa пoгaшeниe гocyдapcтвoм чacти кoммyнaльныx pacxoдoв (ocoбeннo этo кacaeтcя pacxoдa гaзa). Ceмьe мoжeт быть пpeдлoжeнa кoмпeнcaция нa тpaты в paмкax ycтaнoвлeннoй coциaльнoй нopмы.

Нopмы: yчeтнaя и пpeдocтaвлeния

Cтaтья 50 ЖК oпpeдeляeт двa видa нopмaтивoв:

Пpeдocтaвлeния — кoличecтвo квaдpaтypы, иcпoльзyeмoe для pacчeтa oбщeй плoщaди пpoживaния. Pacчeт пpoизвoдитcя пpи пpeдocтaвлeнии пoмeщeний ceмьe coглacнo дoгoвopy нaймa. B бoльшинcтвe peгиoнoв paзмep oпpeдeлeн в 18 кв.м. Paзмep cчитaeтcя минимaльным и в нeкoтopыx cлyчaяx мoжeт быть yвeличeн (нaпpимep, пpeдocтaвили кoмнaтy, oднoкoмнaтнyю квapтиpy, жильe oтдaнo ceмьe c xpoничecким бoльным). Квaдpaтypa тaкжe yвeличивaeтcя для coтpyдникoв opгaнoв внyтpeнниx дeл чeй чин нe нижe пoлкoвникa, a тaкжe лицaм, имeющим yчeнyю cтeпeнь.

Учeтнaя нopмa плoщaди жилoгo пoмeщeния — этo минимyм квaдpaтypы нa чeлoвeкa, пpинимaeмый для пpизнaния ceмьи нyждaющeйcя в блaгoycтpoйcтвe. Для гpaждaн, чьe пoмeщeниe пo квaдpaтype мeньшe дaннoгo пoкaзaтeля, cyщecтвyeт peгиcтpaция и oчepeдь нa yлyчшeниe. Нo дaннoe пpaвo кacaeтcя тoлькo ceмeй или гpaждaн, кoтopыe pacпoлaгaют cтaтycoм мaлoимyщиe или мaлooбecпeчeнныe. Пpи pacчeтe cтeпeни нyждaeмocти yчитывaютcя вce пpoпиcaнныe в жильe гpaждaнe (нa пocтoяннoй или вpeмeннoй ocнoвe).

Статья 50 ЖК РФ. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

1. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Читайте также:
Казахстан: правила пересечения границы и способы остаться жить для жителей РФ

3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Комментарии к ст. 50 ЖК РФ

1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) – площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.

Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .

Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали “нормой средней обеспеченности”.

Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.

2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.

Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.

Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма – минимальный размер), учетная норма – это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, “перешагнув” который граждане не считаются нуждающимися в жилье.

3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.

4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.

Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).

Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий “разрыв”. Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?

5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.

Жилищный учет

Петербуржцам, испытывающим трудности с покупкой квартиры, город предлагает различные варианты поддержки (программы), направленные на улучшение жилищных условий. Выбрав подходящую программу, вы сможете приобрести недвижимость на льготной основе.

Кто может встать на жилищный учет?

Стать «городским очередником», то есть встать на жилищный учет, могут:

  • те, у кого нет собственного жилья;
  • те, кто живет в условиях, непригодных для проживания (например, в аварийных, расселяемых домах, коммунальных квартирах или в помещениях, площадь которых меньше нормативной).
Читайте также:
Дельфы, Греция — все о городе с фото

Кто может быть признан нуждающимся в жилых помещениях?

Такой вид учета подходит тем, у кого нет своего жилья. При этом стать «городским очередником» могут только следующие категории петербуржцев:

  • малоимущие;
  • семьи с 3 и более несовершеннолетними детьми;
  • семьи с 3 и более несовершеннолетними, в числе которых ребенок‑инвалид;
  • ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;
  • семьи, в которых есть дети-инвалиды;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей;
  • реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт‑Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении;
  • проживающие в коммунальных квартирах и обеспеченные жилой площадью на одного человека менее учетной нормы.

*Учетная норма — минимальный размер площади жилого помещения на человека. В Санкт-Петербурге действуют следующие учетные нормы:
— 9 м 2 общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;
— 15 м 2 общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

Для того чтобы встать в единую очередь, необходимо проживать в Санкт-Петербурге не меньше 10 лет (условие не распространяется на реабилитированных граждан), а также:

  • иметь жилье по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования и не являться собственником (членом семьи собственников);
  • иметь жилье по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования и являться собственником (членом семьи собственников) при условии, что площадь жилья на одного человека меньше учетной нормы;
  • иметь непригодное для жизни жилье;
  • не иметь другого жилья и проживать с больным, у которого острая форма хронического заболевания, из-за чего жить в этом помещении невозможно.

Жилье предоставляется в порядке очереди — таким образом, важна дата постановки на учет.

Малоимущие могут встать на учет, если соблюдается одно из следующих условий:

  • ежемесячный доход не превышает двух прожиточных минимумов на человека;
  • стоимость имущества в собственности не превышает 10-кратную среднюю рыночную стоимость 1 м 2 общей площади жилья в Санкт-Петербурге.

В IV квартале 2021 года размер среднерыночной стоимости 1 м 2 в Санкт-Петербурге составляет 93 768 руб. Таким образом, общая сумма вашего налогооблагаемого имущества (жилые помещения, дачи, гаражи, земельные участки, транспортные средства) не должна превышать 937 680 руб.

После постановки на учет вы можете претендовать:

  • на жилье по договору социального найма в порядке очереди (33 м 2 на одного человека или 18 м 2 на каждого члена семьи, состоящей из двух и более человек);
  • на участие в одной из жилищных программ, которые работают в Санкт-Петербурге.

Для того чтобы встать на учет, вы можете подать заявление онлайн, в МФЦ или в администрации своего района. Номер очереди можно узнать в жилищном отделе администрации района Санкт-Петербурга, в котором вы состоите на учете.

Кто может быть признан нуждающимся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий?

Этот вид учета подходит жителям коммунальных квартир, которые хотят изменить текущие жилищные условия. В рамках данного вида учета «городскими очередниками» могут стать:

  • многодетные семьи (семьи с 3 и более несовершеннолетними детьми);
  • проживающие в коммунальных квартирах;
  • проживающие в помещении по договору социального найма:
  • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, награжденные знаком «Житель осажденного Севастополя»;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Для того чтобы вас приняли на учет, нужно жить в Санкт-Петербурге не меньше 10 лет, а ваши жилищные условия должны подходить под один из следующих критериев:

  • вы живете в коммунальной квартире, которую должны расселить;
  • вы занимаете квартиру по договору социального найма, однако площадь жилья меньше 10 м 2 на человека, тем самым установленная норма не соблюдается;
  • у вас многодетная семья, но площадь вашей квартиры меньше 10 м 2 на человека, что не соответствует действующей норме;
  • ваше жилье находится в плохом состоянии (не отвечает требованиям).

Чтобы установить, что ваша квартира не отвечает требованиям, нужно обратиться в администрацию своего района.

Для того чтобы встать на учет, вы можете подать заявление онлайн, в МФЦ или в администрации своего района.

После того как вы встанете на учет, можете выбрать одну из городских программ, которая подходит вашей жизненной ситуации.

Читайте также:
Фотографии Майя Бэй

Квартира от государства

Как получить жилье по социальным программам

У государства можно попросить квартиру. И получить ее.

Это тяжелый путь. Потребуется собрать кучу документов и обойти немало кабинетов. Но получить жилье от государства реально. Вы сможете переехать из старой бабушкиной квартиры в новостройку или во вторичку с ремонтом — и при этом бесплатно.

Существуют государственные программы, по которым выделяется льготное жилье. Таких программ много. В каждом регионе условия могут меняться: будут разные суммы, учетные нормы, но общая схема получения и правила одни.

В этой статье мы рассмотрим программы по расселению аварийного и коммунального жилья и предоставлению жилого пространства людям с инвалидностью, сиротам и ветеранам.

Как получить квартиру от государства: варианты

  1. Получить от государства субсидию на строительство или приобретение жилья по программе улучшения жилищных условий. Возможно, субсидии не хватит и придется доплатить.
  2. Снять квартиру у государства. Арендной платы не будет, только коммуналка.
  3. Арендовать квартиру по договору социального найма. Потом такое жилье можно приватизировать, сдать, обменять и продать.
  4. Получить новую квартиру по программе расселения аварийного жилья. Но могут расселить в коммуналку.
  5. Получить новую квартиру по программе расселения коммунальных квартир.
  6. Получить компенсацию по программе расселения коммунальных квартир. Эти деньги можно потратить на приобретение другого жилья с доплатой.

Программа улучшения жилищных условий

Кому. Если человек ютится в одной квартире с родственниками, то ему должны найти новое жилье. Чтобы получить жилье, нужно доказать, что на прописанного в квартире приходится меньше учетной нормы жилого пространства. Это касается только квартиры, оформленной по договору социального найма.

В разных городах учетная норма разная. Обычно это от 6 до 11 м². В Санкт-Петербурге норматив — 9 м², федеральный санитарный минимум — 6 м². Чтобы узнать свое право на улучшение условий, разделите общий метраж квартиры социального найма на количество прописанных в ней людей. Если получается меньше нормы, вы можете претендовать на улучшение жилищных условий.

Улучшить жилищные условия могут малоимущие, многодетные семьи, ветераны военных действий, люди с инвалидностью и семьи с детьми с инвалидностью, а также другие льготники. Еще есть шанс получить жилье без льгот, но очередь будет намного больше.

Государство предлагает таким гражданам несколько вариантов.

Взять субсидию на строительство или приобретение жилья. Государство дает немного денег. Вариант не подойдет, если вы не готовы брать ипотеку или у вас нет накоплений.

Субсидия рассчитывается по специальной формуле. Ее размер зависит от норматива площади на человека, стоимости квадратного метра, количества членов семьи и размера оплачиваемой доли.

Размер оплачиваемой доли — это часть стоимости квартиры, которую оплачивает государство. В Санкт-Петербурге она составляет 30%.

Например, в Санкт-Петербурге одиноко проживающий гражданин получит 1 100 000 Р , семья из двух человек или более — 616 000 Р на каждого. А скромная однушка в апреле 2021 года стоит примерно от 2,7 млн рублей.

Снять квартиру у государства. Жилец не получит такую квартиру в собственность, продать и сдать ее тоже будет нельзя. Но зато жилец не платит за аренду и оплачивает только коммуналку.

Такой договор заключают на определенный срок, после чего пересматривают и продлевают либо переоформляют в договор социального найма. Если у жильца появится другое жилье, из арендованной квартиры придется съехать. Обычно такой вариант предлагают сиротам, чтобы их никто не обманул и не лишил дома.

Арендовать квартиру по договору социального найма. Такое жилье можно приватизировать, сдать, обменять и продать. Подробнее об этом можно узнать в жилищном кодексе — в статьях 72, 74, 76 и 77. Сдать можно, сделав регистрацию человеку, который хочет взять квартиру в аренду. Продать можно либо через приватизацию жилья, либо прописав покупателя в квартире и сделав переоформление. Обменять квартиру при этом проще, чем продать или сдать.

Документы

Чтобы улучшить жилищные условия, нужно собрать большой пакет документов: справки о доходах членов семьи и об их имуществе, все документы о льготах и наградах. После в жилищном комитете поставят в очередь на субсидию или аренду.

При этом надо учитывать, что суммарный доход членов семьи не должен быть выше дозволенного региональными актами. То есть семья должна считаться малоимущей. В каждом регионе свой прожиточный минимум. Сумма дохода всей семьи должна быть поделена на количество членов семьи, прописанной и проживающей в квартире. Доход на члена семьи не должен быть выше минимального прожиточного минимума.

Например, отец семьи в Санкт-Петербурге получает 40 000 Р , его жена не работает, мать получает пенсию 10 000 Р , а еще у него трое детей. Суммарный доход — 50 000 Р . Делим его на количество всех членов семьи — 6 человек.

Получается, что на каждого члена семьи приходится 8300 Р . А это меньше прожиточного минимума: в 2021 году прожиточный минимум в Санкт-Петербурге по итогам четвертого квартала 2020 года составляет 11 910,4 Р . Эту сумму пересматривают после каждого квартала.

Сроки

Очередь на социальный наем (читай: квартиру в собственность) ползет медленно: свою квартиру можно ждать десятилетиями. Вне очереди выдают квартиры сиротам, ветеранам, людям с хроническими заболеваниями и людям с инвалидностью. Чтобы получить квартиру быстрее, важно обновлять документы: приносить в администрацию свежие справки о доходах, если они уменьшаются. Еще очередь двигают важные для государства события: рождение детей, инвалидность, болезнь, смерть родственников.

Самая быстрая очередь — льготная. Следующая по скорости — на получение субсидии. Остальные движутся намного медленнее.

Читайте также:
Карта плато Болавен, где находится Плато Болавен на карте мира

В любой момент можно отказаться от очереди на социальную аренду и получить субсидию на покупку жилья.

Тамара Павловна — ветеран труда, блокадница. Она живет в Санкт-Петербурге в двухкомнатной квартире по договору социального найма, в которой кроме нее прописано еще трое: дочь и внук с внучкой. Квартира площадью 37,7 м², на каждого члена семьи приходится по 9,3 м². Это больше учетной нормы в Петербурге, а значит, новое жилье ей не положено.

Чтобы получить новое жилье, Тамаре Павловне нужно сделать так, чтобы на каждого прописанного в квартире человека приходилось менее 9 м². Чтобы получить такой метраж, можно:

  1. сделать ремонт и выровнять стены в старой квартире — общая площадь квартиры немного уменьшится. После пригласить специалиста из БТИ , который заново обмерит квартиру;
  2. подождать, когда появится третий внук, и прописать его в квартире;
  3. прописать в квартире зятя, но сделать это иногда непросто: если метража не хватает, а у взрослого человека есть другая жилплощадь, то могут отказать в прописке.

Если это случится, Тамара Павловна попадет в очередь на улучшение жилищных условий. А так как она ветеран и блокадница, то новую квартиру получит в первую очередь — за год или два. Ей выдадут новую однушку или квартиру-студию. А в ее старой квартире останется дочь с детьми.

В двухкомнатной квартире, оформленной по договору социального найма, площадью 48 м² живут пятеро: Константин Сергеевич с мамой и его сестра с двумя детьми. У Константина Сергеевича тяжелая эпилепсия, а еще он передвигается на инвалидном кресле.

Константин Сергеевич с мамой-опекуном могут получить новую квартиру, а его сестра с детьми останутся в старой.

Чтобы получить жилье, нужно взять заключение в медицинском учреждении, где стоит на учете Константин Сергеевич. После этого можно получить еще одно заключение от органов опеки и попечительства.

Но один Константин Сергеевич переехать не сможет. Вместе с ним должна съехать его мама, которая считается опекуном.

Когда все справки будут готовы, в жилищном комитете города человека с инвалидностью и опекуна поставят в очередь на новое жилье. Константин Сергеевич попадет в начало очереди и получит квартиру через несколько месяцев. Старая квартира останется его сестре.

Скорее всего, он получит двушку площадью не менее 42 м², так как переезжают двое людей разного пола. В каждом регионе свои метражи. В Петербурге региональный стандарт составляет 36 м² для одиноких людей, а дальше число меняется.

Ване 22 года, он живет в двухкомнатной квартире социального найма с бабушкой, мамой, братом. Площадь квартиры — 44 м². На каждого приходится по 11 м², это больше нормы. Мама Вани лишена родительских прав. По закону лишенная родительских прав мать не может жить со своим ребенком, но идти ей некуда. Поэтому Ваня имеет право на новую квартиру.

В законодательстве сиротами считаются не только дети, у которых умерли мама и папа. Сироты — это также дети с живыми родителями, которых лишили родительских прав

В законодательстве сиротами считаются не только дети, у которых умерли мама и папа. Сироты — это также дети с живыми родителями, которых лишили родительских прав.

Кате 18 лет. Она беременна и живет в однокомнатной квартире со своим опекуном, которая забрала ее из детского дома. Площадь однокомнатной квартиры — 26 м², в ней также прописан 30-летний сын опекуна.

Ване и Кате нужно доказать, что они сироты. Ваня предоставит в жилищный комитет администрации города решение суда о лишении родительских прав его родителей и документы об опекунстве. Катя принесет свидетельство о смерти родителей, справку из детского дома и документы об опекунстве. После этого их поставят в очередь на новое жилье. Ваня и Катя — сироты, и, значит, новое жилье они получат быстро, за несколько месяцев.

Государство выдаст им новое жилье по договору найма. Ваня и Катя должны будут жить в квартире сами, сдавать ее нельзя. Еще жильцы обязаны раз в год пускать специальную комиссию. Через пять лет жилье можно оформить по договору социального найма, а затем — приватизировать.

Программа расселения

Кому. Расселение бывает двух типов — аварийного жилья и коммуналок. Коммуналки расселяют по желанию владельцев, если они предоставят документы и встанут в очередь. Но это регламентируют специальные жилищные программы региона. В вашем регионе могут быть немного иные требования к расселению коммунальной квартиры. Это необходимо учитывать.

Аварийное жилье идет под снос по списку. Списки составляют чиновники. Если дом разваливается, а в списке его нет, то придется ждать дальше или пытаться встать в другую очередь.

Когда. Очередь на расселение аварийного жилья — самая печальная. Некоторые ждут попадания в нее всю жизнь, пока дом разваливается на глазах. С коммуналками всё лучше: вы можете получить субсидию или переехать в новую квартиру. Но лучше вам договориться с соседями и подать документы вместе или договориться о выкупе их доли. Вы и ваши соседи получите субсидию. Очень часто в таком случае кто-то один выкупает оставшуюся часть квартиры, а бывшие соседи получают деньги от государства и ваши, чтобы купить себе новое жилье.

Как. Для расселения аварийного жилья не нужно собирать документы: власти сами свяжутся и предложат новую квартиру. Для коммуналок нужно подавать документы в жилищный комитет города или заменяющий его орган.

Расселение коммуналок

Жильцы коммуналок имеют право на компенсацию либо ждут расселения.

Читайте также:
Тонкости оформления для россиян визы на Шри-Ланку в 2021 году

Компенсация — это выгодный вариант для жильцов коммуналок. Готовое жилье они получат в последнюю очередь, а на компенсацию можно взять ипотеку по льготным условиям.

Компенсация выдается на количество членов семьи. К примеру, если семья состоит из одного человека, в Москве в третьем квартале выплатят 4 414 896 Р , если из двух — 6 131 800 Р . В регионах цифры будут иными: они зависят от расчетных показателей — таких как норматив площади, стоимость квадратного метра, количество членов семьи и размер оплачиваемой доли.

Эти деньги можно потратить на приобретение другого жилья с доплатой. Можно взять ипотечный кредит на покупку комнаты в той же коммунальной квартире.

Если вы подадите документы на расселение вместе, вас расселят быстрее тех квартир, где встал на очередь только один жилец. Часто одна семья получает субсидию и выкупает с помощью кредита вторую часть квартиры, а другая семья получает деньги и от государства и от соседей и покупает новое жилье.

Расселение аварийного жилья

В каждом городе есть список аварийного жилья — государство обязано его расселить. Список обновляется ежегодно, занимается этим администрация.

Если вы владели квартирой социального найма, вам предоставят жилье с учетом нормативов — минимум 42 м² на двоих, если вы в Петербурге; в регионах учетные нормы другие, но вас точно не обделят. А вот владельцам приватизированного жилья выдадут ровно столько же, сколько было в аварийном жилье, даже если там прописано 10 человек.

Однако власти могут переселить не в отдельную квартиру, а в коммуналку. Обычно в коммуналки расселяют одиноких граждан. Можно отказаться от коммуналки и потребовать отдельное жилье, но если договориться с администрацией о другом варианте не получится, то переселят насильно. Зато потом можно встать в очередь на расселение коммуналки.

Норма жилплощади на одного человека в России (РФ) – в 2021 году, положенные права, улучшение условий проживания, договор, показатель, выселение

от 7 августа 2017 года N 28068-ЕС/05

В ходе личного приема гражданам была доведена информация о том, что в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в городе Москве, существуют различные подходы к следующим вопросам:

постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, граждан, принявших участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц, а также граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

постановка граждан, на учет в качестве имеющих право на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включения их в состав участников подпрограммы и ведения учета граждан-участников подпрограммы.

В целях повышения социальной защищенности граждан и эффективности реализации подпрограммы Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации подготовлены прилагаемые к настоящему письму Методические рекомендации по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством (далее – Методические рекомендации).

Минстрой России просит:

1. Довести Методические рекомендации до уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для использования в работе.

2. Внести соответствующие изменения в региональные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения, указанные в Методических рекомендациях, с целью приведения их в соответствие с федеральным законодательством.

3. О результатах проведенной работы сообщить в Минстрой России не позднее 15 октября 2017 года.

Методические рекомендации по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством

1. Общие положения

1.1. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 “О вынужденных переселенцах” (далее – Закон N 4530-1) основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории “Вынужденные переселенцы”, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.

1.2. В соответствии с положениями статей 14, 15, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС” (далее – Закон N 1244-1) основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории “Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица”, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.

1.3. Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ) фактор нуждаемости в улучшении жилищных условий может применяться только в отношении граждан, которые имеют жилые помещения для постоянного проживания за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Остальные граждане могут претендовать на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом N 125-ФЗ, даже при наличии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях жилых помещений, общая площадь которых соответствует муниципальным учетным нормам (превышает муниципальные учетные нормы), установленные по месту проживания.

2. Особенности принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий)

2.1. Согласно нормам статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) полномочиями осуществлять учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), наделены органы местного самоуправления.

Читайте также:
Способы и значение иммиграции в Германию

2.2. В соответствии со статьей 51 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

– не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

– являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

– проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

– являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2.3. Согласно положениям статьи 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

2.5. Согласно положениям статьи 53 ЖК РФ граждане, которые добровольно ухудшили свои жилищные условия, могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только по истечении пяти лет с момента совершения действий, в результате которых они стали претендовать на улучшение жилищных условий. Добровольным ухудшением жилищных условий являются следующие действия:

вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи;

переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника;

отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности;

неравноценный обмен жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.

3. Применение ограничений по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации

Согласно пункту “к” части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктами 5, 7 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В ряде субъектов Российской Федерации (например, в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Московской области) органы государственной власти субъектов Российской Федерации на законодательном уровне устанавливают ограничения по минимальному сроку проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации перед тем, как может быть рассмотрен вопрос о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Применение в некоторых регионах России ограничений по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 9 апреля 2002 г. N 123-О, от 4 марта 2004 г. N 80-О, от 7 мая 2010 г. N 741-О-О, от 29.05.2014 г. N 1027-О).

Ограничения по минимальному сроку проживания на территории субъекта Российской Федерации может применяться при рассмотрении вопросов о принятии на муниципальный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях всех категорий граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, за исключением граждан, имеющих статус вынужденных переселенцев.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации N 4530-1 при рассмотрении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, ограничение по сроку проживания в соответствующей местности не допускается.

4. Особенности принятия граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на учет в качестве имеющих право на получение жилищной субсидии

Условия оказания государственной финансовой поддержки в приобретении жилых помещений гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлены Федеральным законом N 125-ФЗ.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, смогут претендовать на получение жилищных субсидий (предоставляемых посредством государственных жилищных сертификатов) только при условии соответствия сразу нескольким требованиям:

1. Прибытие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года.

2. Выезд из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.

3. Наличие общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

4. Отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

5. В случае наличия жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – наличие статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, полученного в порядке, установленном ЖК РФ.

Читайте также:
Польская виза категории D, фото Категории виз и срок их получения, видео 2021

6. Не получение субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом федеральный законодатель установил ряд исключений из перечисленных требований в отношении отдельных категорий граждан.

1. Требование об обязательном наличии общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет не применяется в отношении инвалидов I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья.

2. Для инвалидов с детства вместо указанного выше обязательного стажа работы устанавливается требование обязательного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

Инвалиды с детства могут претендовать на получение жилищной субсидии только при условии соответствия указанным выше требованиям, а также при условии, если они родились в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (либо, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).

Федеральный законодатель не установил обязательного условия о наличии у граждан, претендующих на получение жилищной субсидии, непрерывного стажа работы не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом следует учитывать, что правом на получение жилищной субсидии могут обладать только граждане, которые на момент выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей уже имели общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.

5. Особенности признания участниками подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2015-2020 годы граждан, выехавших из зон радиационного загрязнения

5.1. Согласно положениям абзаца 2 статьи 22 Закона N 1244-1, граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства могут претендовать на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2015-2020 годы (далее – подпрограмма) только при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

При этом, в соответствии со статьей 22 Закона N 1244-1 исключение из указанной нормы предусмотрено для граждан, указанных в пункте 6 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1, а именно эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития”.

Таким образом, ограничения на получение мер социальной поддержки (в том числе, на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы), предусмотренные статьей 22 Закона N 1244-1, распространяются только на граждан, указанных в пункте 11 части 1 статьи 13 Закона N 1244-1: “Граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы”.

5.2. Граждане, переселившиеся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 г. в зоны радиоактивного загрязнения право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы не имеют.

5.4. Согласно положениям статьи 33 Закона N 1244-1 установлено, что, пенсия по старости гражданам, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение, назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона “О страховых пенсиях” (60 лет – для мужчин; 55 лет – для женщин), на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

КС разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан

1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ. Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний. Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.

С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Читайте также:
Воеводское приглашение в Польшу и получение рабочей визы на 1 год

В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов. Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.

После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей. Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.

Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства

В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства. По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).

Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций. При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.

«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище. Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.

В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч. 2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.

Читайте также:
Составление маршрутного листа для визы в 2021 году

Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства. Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.

«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.

Эксперты оценили выводы КС

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий. «Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством. При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.

По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи. «В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние. Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.

По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. «Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.

«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.

Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: