Правила и ограничения выезда госслужащих за границу в 2021 году: объясняем обстоятельно

В какие страны можно выезжать сотрудникам ФСБ и госслужащим в 2021 году

В связи с обострением внешнеполитических отношений в информационном пространстве активно обсуждается вопрос ограничения госслужащих в праве на выезд из страны. Запрет выезда за границу госслужащим все чаще предлагается установить в целях безопасности чиновников, противодействия военной эскалации и деятельности иностранных спецслужб и по ряду других причин. Подобного рода негласные запреты уже неоднократно имели место, но до сих пор ни один из них не обрел формальную оболочку. Кому же действительно по закону запрещен выезд из России?

Главой МВД России Владимиром Колокольцевым, утвержден список стран, куда разрешено поехать сотрудникам ведомства МВД в 2021 году . В списке перечислены 13 государств, которые считаются безопасными для полицейских. Среди них: Вьетнам, Куба, Китай, Абхазия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Южная Осетия. Согласно утвержденному списку, также поехать на отдых могут гражданские служащие. Хотелось бы напомнить тот факт, что выезд на отдых полицейским РФ был запрещен весной 2021 года по причине международной политической обстановки.

  1. Чем вызваны ограничения
  2. Кому за границу нельзя
  3. Доступ к гостайне
  4. Служба в Вооруженных силах и АГС
  5. Служба в ФСБ
  6. Пройдите социологический опрос!
  7. Можно ли снять ограничение
  8. Где военнослужащие могут отдыхать
  9. Заключение

Чем вызваны ограничения

С момента, как военно-политическая обстановка вокруг России в 2021 году начала обостряться, от отдельных субъектов законодательной инициативы стали поступать предложения по поводу введения некоторых ограничений для государственных чиновников в части права на выезд из страны. Изначально речь шла лишь о госслужащих, которые имеют определенный доступ к секретной информации – идеологи ограничений предложили отбирать у них в обязательном порядке заграничные паспорта.

Поездки, например, в отпуск, по мнению инициаторов изменений, нужно заранее санкционировать у руководства, получив соответствующее разрешение. Позже ограничение предлагалось распространить и в отношении депутатов и сенаторов – поводом стало длительное отсутствие некоторых из них в стране.

Очередная такая инициатива появилась уже в декабре 2021 года. Обосновывая свое предложение ухудшением внешнеполитической обстановки, представители Общественной палаты опять предложили ограничить выезд чиновников из страны. На этот раз запреты на выезд госслужащих за границу предлагалось ввести массово, распространив его не только на силовиков и «секретчиков», но и на все категории гражданских служащих. А это в том числе все работники министерств, служб, ведомств, администрации президента, судов, органов исполнительной власти на местах. Запрет предлагалось наложить временно: на 3-6 месяцев, пока «ситуация не уляжется».

Помимо вышеуказанных законодательных инициатив, чиновники неоднократно получали от вышестоящего руководства негласные распоряжения воздержаться от выезда за границу в личных целях. В 2021 году такие неофициальные директивы получали депутаты Госдумы, губернаторы и крупные федеральные чиновники, что, к слову, остановило далеко не всех. В 2015-2016 годах такие ограничения, носящие рекомендательный характер, были озвучены Министерством иностранных дел и руководством силовых структур. А в Министерстве обороны даже опубликовали директивы, определяющие страны, которые силовикам посещать не рекомендуется. О них мы расскажем позже.

Чем вызвана такая повышенная активность чиновников в последние годы? Можно выделить как минимум три причины, по которым руководство страны не рекомендует чиновникам выезжать из России и посещать западные и другие страны:

  • Национальная безопасность. Чиновники, среди которых много высокопоставленных лиц, могут попасть в поле зрения иностранных спецслужб, быть завербованными и стать рычагом давления или агентами иностранного государства в России. К тому же госслужащие могут обладать секретной информацией, распространение или утечка которой нанесет серьезный ущерб нацбезопасности.
  • Личная безопасность чиновников. В условиях военной эскалации высокопоставленные сотрудники любой государственной структуры могут стать объектом диверсий или посягательств на жизнь. Особенно это касается российских военнослужащих и сотрудников секретных служб, руководителей министерств и ведомств и прочих военных чиновников.
  • Патриотический фактор. В условиях нестабильной экономической ситуации, усиления санкционного давления на Россию, падения национальной валюты и обеднения населения отдых за границей со стороны чиновников выглядит как минимум непатриотично. Таким образом, ограничения на выезд вызваны нежеланием руководства России провоцировать усиление протестных настроений в обществе.

Впрочем, ни одно из описанных выше предложений не обрело формальной оболочки, и на законодательном уровне, несмотря на массу причин, принято так и не было. Но обратим внимание, что запрет на выезд для многих чиновников уже существовал и до этого.

Кому за границу нельзя

Так, содержанием ст. 15 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» определен перечень граждан, которые в той или иной степени ограничены в праве покидать пределы России. Согласно ей, ограничение выезда за границу госслужащим, в частности, касается тех, кто:

  • имеет доступ к сведениям особой важности или секретности и заключил соответствующий трудовой контракт, предусматривающий подобного рода ограничения в отдельных видах гражданских прав;
  • призван и проходит военную службу или АГС, или проходит службу в структурах, где имеет место военная служба;
  • является работниками ФСБ.

В отношении кого-либо другого из чиновников за одну лишь причастность к государственной службе каких-либо официальных запретов на выезд не предусмотрено. Указанные три случая предлагаем рассмотреть подробнее.

Доступ к гостайне

Исходя из п. 1 ст. 15 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», чтоб выезд из РФ мог быть ограничен по этому основанию, прежде всего должен иметь место сам факт такого допуска. При этом мало самого такого допуска – в данной ситуации запрет на выезд будет законным лишь тогда, когда лицо реально обладает секретными данными, актуальность которых должна быть подтверждена. Учитывая, что в РФ существует 3 режима секретности (секретно, совершенно секретно и особо важно), ограничение выезда касается лишь последних двух. Владение информацией под грифом «секретно» таких ограничений не накладывает.

Читайте также:
Мигранты в Европе в 2021 году: статистика и количество беженцев

Вторым условием запрета на выезд является заключение соответствующего ограничивающего трудового контракта. По общему правилу закон требует, чтоб запрет на покидание пределов страны был прямо прописан в трудовом договоре. Но судебная практика, однако, не так однозначна. По мнению судей, отсутствие подобного договора не означает, что на россиянина не может быть наложен запрет на выезд.

Запрет действует до конца срока, на который он установлен. Как правило, он не превышает пятилетнего срока с момента, как гражданин был осведомлен о секретных сведениях.

Трудовым договором может быть установлен меньший срок действия запрета. Решением Комиссии по защите гостайны такой срок, наоборот, может быть увеличен, если секретные сведения сохранили актуальность. Но даже в таком случае совокупный (вместе с продленным сроком) срок ограничения на выезд не может быть более чем 10 лет.

Согласно ст. 18 федерального закона, в случае ограничения выезда для граждан, осведомленных в секретной информации, их загранпаспорт на время такого ограничения изымается и передается на хранение в орган, который осуществляет его выдачу.

Служба в Вооруженных силах и АГС

Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», призыв в армию или на альтернативную службу также является основанием для ограничения в праве на выезд. Такой запрет начинает действовать сразу, как только решение о призыве было принято призывной комиссией при военкомате и действует до окончания срока службы. Обратим внимание, что такой запрет не распространяется на тех, кто получил отсрочку или был освобожден от военной обязанности в результате прохождения медкомиссии.

Кроме этого, нужно учитывать, что в отношении военнослужащих, принятых в Вооруженные силы по контракту (не по призыву), или работников государственных структур, где предусмотрена военная служба, такой запрет действует несколько в иной форме. Так, согласно ст. 19 закона, они могут покидать пределы страны, однако лишь с предварительного разрешения командования, полученного в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ № 1598 от 19.12.1997, и лишь в определенные страны, речь о которых пойдет ниже.

Служба в ФСБ

Сотрудники ФСБ – еще одна категория служащих, которым, согласно п. 7 ст. 15 закона, выезд из России ограничен. Действие такого запрета ограничивается сроками службы в органах госбезопасности, то есть после увольнения выезд будет разрешен. Однако, согласно п. 2 Инструкции, утвержденной приказом ФСБ № 179 от 17.04. 2021 , военнослужащие и гражданский персонал ФСБ все же могут покидать пределы страны, однако для этого им необходимо получить соответствующее разрешение со стороны руководства.

Согласно п. 5 Инструкции, такое решение может быть принято в случае:

  • необходимости посещения родителей или родителей супруга (независимо от их гражданства);
  • когда того требует состояние здоровья близкого родственника или в случае его смерти, что должно быть подтверждено документально;
  • когда сотруднику необходимо зарубежное лечение;
  • посещения мест погребения близких родственников;
  • оформления заграничного наследства;
  • отчуждения имущества, оформленного за пределами России.

Следуя логике законодателя, это ограниченный перечень оснований, по которым военных и гражданских сотрудников ФСБ могут выпустить за границу РФ. В остальных случаях разрешение не предусмотрено.

В общих случаях для выезда за рубеж сотрудники службы безопасности должны подать соответствующему уполномоченному должностному лицу рапорт установленного Инструкцией образца. Такой рапорт должен быть подан заранее – не позже чем за 3 месяца до даты планируемой поездки. Если поездка связана с болезнью или смертью близких родственников (в том числе родственников супруга) или иными обстоятельствами, не требующими отлагательств, рапорт может быть подан с нарушением указанного трехмесячного срока.

Уполномоченные на выдачу разрешений на выезд руководители выдают их, только если выезд сотрудника связан с одним из вышеуказанных обстоятельств и если поездка не занимает более чем 15 дней. Если имеют место исключительные обстоятельства, не указанные в перечне, или разрешение требуется на срок, превышающий 15 дней, разрешение согласовывается с руководством ФСБ или ее структурных единиц по линии подчиненности: служащие ФСБ – у директора ФСБ, служащие пограничных органов – у руководителя пограничной службы ФСБ и так далее.

Обратим внимание, что, согласно абз. 3 п. 5 Инструкции, все выше рассмотренные правила распространяются лишь на военнослужащих и гражданский персонал службы безопасности, который осведомлен в секретных сведениях. Тем работникам, которые к таким сведениям не допущены, разрешение может быть выдано без согласования с руководством ФСБ, при иных личных обстоятельствах, требующих выезда за границу, и на срок, превышающий 15 дней.

Руководитель, санкционирующий поездку, проверяет все отраженные в рапорте сведения и предоставленные с ним документы, после чего выдает разрешение. На основании этого документа сотруднику выдается изъятый загранпаспорт, который нужно вернуть по возвращении из-за границы.

Пройдите социологический опрос!

Можно ли снять ограничение

Если государственный служащий, отнесенный к вышеуказанным категориям, по тем или иным причинам считает, что наложение на него такого ограничения неправомерно, он вправе его обжаловать.

В частности, должностное лицо (например, сотрудник секретного предприятия или научно-исследовательского бюро), в отношении которого принято решение об осведомленности в секретной информации и последующем ограничении выезда за границу, вправе обжаловать такое решение в Комиссию по защите гостайны или в суде.

Если речь идет об обжаловании решения, которым руководство той или иной государственной службы отказало сотруднику в удовлетворении просьбы разрешить выезд за границу, то оно обжалуется в суд субъекта федерации (речь идет об областных, краевых, республиканских и иных таких судах) по месту, где было принято решение об отказе в выезде. Если речь идет об обжаловании решения командования, военнослужащие ВС РФ могут обжаловать его в военном суде.

Где военнослужащие могут отдыхать

Учитывая все вышесказанное, можем сделать вывод, что безальтернативный запрет на выезд имеют лишь лица, признанные хранителями государственной тайны, и лица, проходящие военную службу в порядке призыва. Для остальных военнослужащих, сотрудников органов, где предусмотрена военная служба, и сотрудников ФСБ запрет не является абсолютным – они могут выехать из страны в случае получения на то разрешения.

Читайте также:
Фотографии 130-го квартала

Однако и на этот случай предусмотрены некоторые ограничения.

В 2021 году Генштаб ВС РФ утвердил директиву, которой обозначил 39 стран, рекомендуемых для отдыха для военнослужащих, в том числе Беларусь, Таджикистан, Казахстан и другие страны СНГ.

Согласно документу, разрешение на выезд военнослужащих за границу выдается с учетом военно-политической обстановки в стране назначения, рекомендаций МИД (в части стран, нежелательных для посещения) и перечня стран, выезд в которые рекомендован военным. К запрещенным относятся страны Европейского союза, США, Япония, Южная Корея, Израиль, Индия, Перу, Аргентина и другие.

Заключение

Несмотря на активное обсуждение и массу инициатив запретить государственным служащим выезд из страны, в 2021 году такой абсолютный запрет действует лишь в отношении хранителей государственной тайны и лиц, призванных на военную или альтернативную службу.

Похожее ограничение действует в отношении военнослужащих, приравненных к ним силовиков и сотрудников ФСБ: они могут выехать из страны, но только при условии получения соответствующего разрешения от вышестоящего руководства.

Если запрет на выезд является, по мнению служащего, необоснованным, он вправе, в зависимости от ситуации, обжаловать его, обратившись в Комиссию по защите гостайны, суд субъекта федерации или военный суд.

Правила выезда госслужащих за границу

Несколько лет назад право проводить отпуск так, как хочется, было у подавляющего большинства граждан России. Сейчас ситуация изменилась. Например, сотрудники МВД, имеют право отдыхать за границей, но только в определенных странах .

Тонкий вопрос

В 2015 году документ, предполагающий запрет выезжать за границу лицам на государственной службе, наделал много шума. Впоследствии выяснилось, что это была просто рекомендация.

В 2021 году запрет на отдых во многих привлекательных для российских туристов странах официально носит рекомендательный характер.

Некоторые депутаты предлагают наложить санкции и на себя. Заодно под запрет на выезд за границу могут попасть некоторые высокопоставленные чиновники. Коснётся ли это лиц, осуществляющих дипломатическую деятельность, пока неясно.

Невыясненным остается вопрос контроля документов госслужащих. У сенаторов и депутатов есть общегражданские и дипломатические заграничные паспорта. Первые сдают в отдел кадров. Вопрос дипломатических паспортов всё ещё активно обсуждается. Пока он не решён, крупных чиновников в правах не ограничивают.

Ограничения при выезде за рубеж

Что послужило причиной

Некоторые категории госслужащих не имеют права на посещение всех европейских и многих восточно-азиатских стран. Путешествовать можно по СНГ, что многими чиновниками, привыкшим к престижным курортам, воспринимается как насмешка.

Официально причин запрета три:

  1. Многие крупные сотрудники госструктуры в 2021 году попали в санкционный список США. Если они окажутся на территории недружественного государства, где осуществляют деятельность сотрудники США, им может грозить опасность.
  2. Чиновники полагают, что народ, по которому антироссийские санкции ударили больнее всего, едва ли поддержит чиновников, если они будут отдыхать за границей. По словам депутата «Единой России» В. Володацкого, служащие муниципальных и государственных органов всегда должны находиться в зоне доступа.Это необходимо на случай форс-мажорных обстоятельств.
  3. Угроза терактов.

Неофициальная причина – желание государства развивать отечественные курорты. Некоторые из них могут соперничать с турецкими и египетскими, другим ещё только предстоит «встать на ноги».

Пляжный отдых в Сочи

Кто подпадает под запрет

Парламентарии полагают, что запрет на выезд за границу будет актуален для:

  1. Сотрудников кремлёвской администрации.
  2. Служащих Федеральных ведомств.
  3. Сотрудников местных властных структур.
  4. Сотрудников региональных законодательных органов.
  5. Сотрудников Федеральных законодательных органов.
  6. Сотрудников МВД РФ.
  7. Судей (мировых судей это может не коснуться).

Обычно государственных служащих своевременно уведомляют об изменениях в законодательстве. Если этого не произошло, человек должен поинтересоваться вопросом самостоятельно. Подробная информация о том, как это сделать, размещена на официальном сайте каждого ведомства. Можно обратиться с запросом в кадровое подразделение.

Важные обстоятельства

Запрет на выезд за границу актуален для сотрудников государственной структуры в следующих случаях:

  1. Работа служащего связана с доступом к государственной тайне.
  2. Гражданин служит в ФСБ или уволился оттуда недавно.
  3. Гражданин проходит военную или альтернативную службу.

Доступ к государственной тайне

Основной критерий – степень секретности информации. Если человек работает с просто «секретной» документацией, то ограничение на него не распространяется. Если документы определяются как «особо важные» или «совершенно секретные», то возможность выезжать в зарубежные страны у человека появится только через 5 лет после увольнения.

Сотрудник может иметь доступ к данным любой степени секретности. Но далеко не факт, что он знаком с этими документами. Для посещения европейской страны такой госслужащий обязуется предъявить специфический допуск. Ограничение может быть снято только после тщательной проверки документов, с которыми работает человек.

Прохождение военной службы

Некоторые права ограничены у россиян на военной или альтернативной службе. Запрет на выезд за границу действует в течение всего срока службы. Исключения касаются тех, кто служит по контракту. Вопрос может быть решён в пользу служащего при наличии разрешительной справки от командующего.

Информация для сотрудников ФСБ

Выезд за границу запрещён сотрудникам Федеральной службы безопасности. Разрешить покинуть страну работнику ФСБ может только вышестоящее руководство после тщательной проверки.

Этот момент обычно прописывают в контракте, который заключают при приёме на работу. При серьёзной необходимости посетить иностранное государство пишут заявление по установленной форме. Составить его рекомендуется за 3 месяца до предполагаемой поездки.

Разрешение на поездку часто выдают при необходимости лечения за границей самого сотрудника ФСБ или кого-либо из его родственников или для присутствия на похоронах.

16 декабря 2019 года вступил в силу Федеральный Закон 433, вносящий изменения в ФЗ-114 “О порядке выезда и въезда в РФ”, о чём было сообщено на официальном сайте правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912160063. Теперь бывшие сотрудники Федеральной Службы Безопасности лишены права выезда за рубеж в течение 5 лет после увольнения.

Образец удостоверения сотрудника ФСБ России

Читайте также:
Отдых и погода в Тунисе в мае: отзывы туристов с фото, графики

Возможное снятие запрета

Каждый имеет право на срочное снятие запрета на посещение иностранных государств. Для этого нужны серьезные причины. Например, необходимость срочного лечения, которое невозможно в России. Госслужащий может выехать из РФ для решения деловых проблем. Все случаи рассматривают индивидуально.

Решение выносит начальство. Если результат не устраивает госслужащего, можно его обжаловать. Для этого нужно обратиться с письменной жалобой в вышестоящий орган. Если будут предоставлены документы, подтверждающие необходимость поездки, решение будет приято в пользу сотрудника.

Какие страны разрешено посещать в 2021 году

Список зарубежных стран, в которых сотрудники МВД и силовики могут отдыхать в 2021 году:

  • Азербайджан;
  • Абхазия;
  • Армения;
  • Беларусь;
  • Вьетнам;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Китай;
  • Куба;
  • Таиланд;
  • Таджикистан;
  • Туркменистан;
  • Турция;
  • Узбекистан;
  • Южная Осетия.

Раньше для сотрудников МВД было открыто 13 стран, 14 июня 2019 года в этот список добавились Турция и Таиланд.

Вопрос заграничного паспорта

При запрете на выезд за границу заграничный паспорт служащего подлежит сдаче в кадровое подразделение службы.

Чиновники против

Год назад уже была попытка запретить государственным служащим выезжать за границу. Тогда эту меру объясняли существованием реальной проблемы обесценивания рубля. Но это не остановило крупных чиновников, привыкших проводить рождественские праздники на дорогих курортах.

Статистика количества чиновников в РФ

Сейчас ситуация с рублём выглядит ещё более плачевно. Но в качестве основного аргумента для объяснения актуальности запрета этот факт не используют.

То, что многие чиновники имеют возможность в кризисное для страны время ездить за границу, большинством людей воспринимается болезненно. Недавно общественность порицала А. Рявкина, губернатора Орловской области. Крупный чиновник без всякого стеснения обнародовал снимки, на которых он наслаждался деликатесами в Чехии. Учитывая то, что все эти продукты находятся под санкциями, многие восприняли фото как личное оскорбление.

Вопрос прав человека

Некоторые россияне считают запрет на посещение Европы нарушением прав. По мнению идеологов запрета, он не вступает в конфликт с положениями основного закона РФ. Во главе угла, как считают парламентарии, должна быть безопасность страны, а не личные предпочтения.

Окончательное решение

Такой сложный вопрос, как запрет на посещение иностранных государств, не может быть рассмотрен быстро. Сейчас парламентарии, рассмотрев проблему чиновничьего туризма со всех сторон, ещё не готовы вынести окончательное решение.

Российская Государственная дума

Чиновникам только «не рекомендуют» ездить за границу. Пока решение принимает только сам госслужащий. По мнению многих парламентариев, запрет только усугубит ситуацию. Госслужащие будут просто искать возможность обойти его.

Выезд в зарубежные страны может быть закрыт, если есть крупные неоплаченные долги. Поэтому всем категориям граждан стоит заранее узнать онлайн, разрешён ли им выезд за границу.

Видео: запрет на выезд за рубеж российским силовикам

Могут ли госслужащие выезжать за пределы РФ

Не менее 15 млн россиян ежегодно выезжают на отдых за границу. Это количество значительно уменьшилось по сравнению с докризисным турпотоком. Во-первых, экономическая ситуация многих лишила возможности проводить отпуск за рубежом. Во-вторых, на некоторых граждан стал распространяться негласный запрет на выезд. Мы разберемся, можно ли выезжать за границу госслужащим, какие категории чиновников попадают под это ограничение и насколько это вообще законно.

  1. Запрет на выезд по закону
  2. Запрет на выезд для госслужащих: с чем это связано
  3. На кого распространяется негласный запрет
  4. Куда могут ехать госслужащие
  5. Страны, не рекомендованные для посещения
  6. Порядок получения разрешения на выезд
  7. Распространенные вопросы
  8. Могут ли полицейские выезжать за границу
  9. Разрешается ли сотрудникам ГИБДД выезжать за пределы РФ
  10. Может ли жена пограничника поехать за границу
  11. Выпускают ли за границу военнослужащих
  12. Заключение
  13. Отзывы

Запрет на выезд по закону

В соответствии со ст. 15 ФЗ № 114 от 15.08.1996 «О порядке въезда/выезда из РФ» (далее – ФЗ № 114) установлен перечень категорий граждан РФ, которым выезд из страны временно ограничен. Итак, на отдых за границу не могут отправиться:

  • граждане, которым доступны сведения, содержащие государственную тайну;
  • призывники, проходящие срочную службу или лица, направленные на альтернативную службу;
  • лица, подозреваемые, обвиняемые или осужденные за совершение преступления;
  • граждане, уклоняющиеся от исполнения возложенных на них судом обязательств, в том числе финансового характера;
  • лица, сообщившие о себе при оформлении загранпаспорта заведомо неправдивые сведения;
  • сотрудники федеральных органов безопасности (ФСБ и подконтрольных структур);
  • граждане, признанные банкротами.

Загранпаспорта лиц, указанных в первых двух пунктах, согласно ст. 18 ФЗ № 114 передаются на хранение в миграционные органы и выдаются по разрешению руководства. Больше информации вы найдете в публикации «Запрет на выезд за границу».

Запрет на выезд для госслужащих: с чем это связано

Как видно из вышесказанного, какое-либо ограничение выезда за границу, связанное лишь с нахождением на госслужбе, законом не предусмотрено. По сути, запрет на пересечение границы может быть наложен на чиновника лишь в случае:

  • Доступа к сведениям, содержащим гостайну под грифом «особой важности» или «совершенно секретно». Речь идет о так называемых второй и первой форме допуска, которые в силу секретности предоставляются ограниченному кругу лиц.
  • Службы в ФСБ. Это не только оперативники, пограничники, но и относящиеся к ведомству военно-медицинские, научно-исследовательские, экспертно-судебные подразделения и так далее.

С 2014 года в связи с ухудшением военно-политической, криминогенной, санитарно-эпидемиологической и природно-климатической обстановки в мире руководство многих ведомств начало применять практику внутренних ограничений.

Действует она по одной и той же схеме: начальство издает внутреннюю директиву/постановление/приказ, которым рекомендует руководствоваться при оформлении отпусков. В частности, руководство отдельных ведомств ежегодно составляет перечень стран, в которые запрещен/разрешен выезд служащих из конкретной структуры. При оформлении отпуска сотрудников эти рекомендации обязательно принимаются к сведению. Учитывая внутренний характер указанных директив, ни одна из них официально не находилась в публичном доступе, хотя их реквизиты неоднократно озвучивались в СМИ.

Читайте также:
В ближайшее время откроются 8 новых региональных визовых центров Испании.

Кроме того, соответствующие рекомендации неоднократно издавало также МИД РФ. Оно не рекомендует гражданам РФ посещать страны, с которыми у США действует договор о взаимной выдаче. Якобы в этих государствах для россиян существует реальная угроза задержания и ареста по запросам правоохранительных органов Соединенных Штатов. Причем нередко такие запросы необоснованны и надуманны. В этот список включены более сотни стран.

Обращаем внимание, что запреты, как правило, не распространяются на служебные командировки за границу. Речь идет о выезде по личным делам, в том числе связанным с посещением родственников, либо отпуске, независимо от целей такой поездки.

На кого распространяется негласный запрет

Таким образом, запрет на посещение других государств официально касается лишь граждан, имеющих доступ к государственным тайнам, независимо от названия службы, а также сотрудников ФСБ. А вот негласное ограничение права на выезд распространяется на куда большее количество служащих. Разберемся, какие госслужащие не могут выезжать за границу.

В первую очередь это касается органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и альтернативная служба. Дело в том, что выезд за границу данных служащих согласно ст. 19 ФЗ № 114 предполагает получение предварительного разрешения командования, без которого им не выдаются сданные на хранение паспорта.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 317 от 20.12.2004 к так называемым силовикам относятся служащие:

  • МВД, в том числе полицейские, сотрудники миграционных органов, ГИБДД, других полицейских управлений и департаментов;
  • Минобороны, за исключением срочников и служащих альтернативной службы;
  • ФСБ, включая пограничников;
  • Федеральной службы охраны;
  • Службы внешней разведки РФ;
  • Федеральной службы исполнения наказаний;
  • МЧС.

Но это далеко не весь список. В 2021 году поднялась новая волна обсуждения введения официальных запретов для всех госслужащих. Пока такие инициативы не обрели форму изменений в законодательстве. Тем не менее, ссылаясь на указания МИД, руководство ведомств не рекомендует служащим посещать некоторые страны (о причинах чит. выше). Соответствующие директивы распространяются на:

  • судей – от мировых до ВС РФ;
  • таможенников (ФТС) и других служащих Минфина;
  • прокуроров и сотрудников Следственного комитета РФ.

Любопытно, что о запрете для налоговиков (ФНС) и приставов (ФССП) в СМИ не сообщалось. Кроме того, не установлены негласные ограничения и другим государственным и муниципальным служащим, чья работа не связана с деятельностью силовых или правоохранительных структур. По мнению экспертов, временное негласное ограничение затронет или уже затронуло более чем 5 млн госслужащих.

Куда могут ехать госслужащие

Как уже сказано, многие из служб и федеральных ведомств подготовили для своих подчиненных списки стран, которые разрешены для посещения. Например, МВД рассылало такие рекомендательные письма уже неоднократно. Последнее из них – Распоряжение министра внутренних дел от 26.12.2017 г. «Об организации выездов сотрудников ОВД РФ, гражданских госслужащих, работников системы МВД за пределы РФ в период их нахождения в отпуске». Таким образом, установлен список из 13 стран (до этого было 30), которые разрешено посещать полицейским в отпуске:

  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Вьетнам;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Китай;
  • Куба;
  • Таджикистан;
  • Туркмения;
  • Узбекистан;
  • Южная Осетия.

В свою очередь, список стран, разрешенных для выезда сотрудникам ФСО в 2021 году, якобы включает 27 государств. Последний раз этот перечень публиковался еще в 2014 году. Тогда в число стран, разрешенных для въезда, входили:

  • Вьетнам;
  • Китай;
  • Тунис;
  • Марокко;
  • ОАЭ;
  • Мальдивские острова;
  • Камбоджа;
  • Индонезия;
  • Иран;
  • Молдова;
  • Уганда;
  • Эфиопия;
  • Буркина-Фасо и другие.

Обновленные сведений с тех пор не публиковались. Для военнослужащих, особенно тех, кто имеет вторую форму допуска (то есть допущен к секретным сведениям), актуален список из 27 стран, в который включены:

  • Абхазия;
  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Бразилия;
  • Вьетнам,
  • Доминиканская Республика;
  • Индия;
  • Индонезия;
  • Иордания;
  • Мьянма;
  • Намибия;
  • Никарагуа;
  • ОАЭ;
  • Оман;
  • Таиланд;
  • Таджикистан;
  • Тунис;
  • Шри-Ланка;
  • ЮАР и другие.

Как видно, в каждом из ведомств свой список. Единые рекомендации действуют лишь в отношении стран, которые нежелательны для посещения гражданами РФ.

Страны, не рекомендованные для посещения

Единый список стран, запрещенных для выезда госслужащим, опубликован не был. Например, еще в 2014 году появился негласный перечень от МВД, включающий, по информации разных СМИ, от 108 до 150 государств. До 2021 года от этой практики отказались – теперь публикуют только разрешенные страны.

Тем не менее продолжают действовать рекомендации МИД, согласно которым гражданам не рекомендуется посещать страны, с которыми США имеют двусторонний договор о взаимной выдаче. В настоящее время в соответствии с данными, размещенными на сайте Госдепартамента США, такое соглашение заключено со 111 государствами. В него вошли Турция, Египет, страны Европы и Прибалтики, Израиль и множество других.

Еще дальше пошло руководство прокуратуры. Согласно Приказу Генпрокурора № 201 (также нет в свободном доступе) список стран, в которые прокурорским работником ограничен выезд, включает от 167 до 173 стран. Насколько такая информация является правдивой, знают лишь работники прокуратуры. В любом случае вопрос контроля над их зарубежными поездками остается открытым – по закону прокуроры не обязаны получать разрешение на выезд из страны.

Порядок получения разрешения на выезд

Исходя из логики ст. 19 ФЗ № 114, особый порядок получения разрешения на выезд из страны предусмотрен лишь для служащих силовых органов, где предполагается военная служба.

Заявление на выезд за границу госслужащим должны подавать лишь сотрудники МВД, МЧС, ФСБ, Минобороны, ФСО, ФСИН и внешней разведки.

Порядок оформления такого разрешения определен Постановлением Правительства № 1598 от 19.12.1997 г. Документ выдается руководителями органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. При этом выезд за пределы РФ должен быть согласован с ФСБ. Процедура включает следующие обязательные этапы:

  1. Подача рапорта. Если рапорт на отпуск с выездом за рубеж подается служащим, допущенным к гостайне, решение начальством принимается с учетом актуальности секретных сведений. В частности, может потребоваться согласование с комиссией по защите гостайны. Если служащий не имеет отношения к секретной информации, он все равно подает рапорт, в котором фиксируется, что к гостайне допуск отсутствует. Ниже представлен образец рапорта.
Читайте также:
Парковки и стоянки во Внуково: по часам, суточные, с бесплатным трансфером

  1. Согласование в ФСБ. После визирования рапорта заявление передается для проверки в ФСБ. Служба принимает решение, визирует, а затем возвращает рапорт руководителю ведомства.
  2. Оформление справки о выдаче паспорта. Такая справка выдается после согласования в ФСБ. Ее форма утверждена Приложением к Постановлению № 1598.
  3. Получение паспорта. На основании указанной справки сотрудник вправе получить ранее оставленный на хранение паспорт. Первое оформление загранпаспорта осуществляется в ГУВМ в общем порядке, с представлением всех необходимых документов и вышеуказанной справки с разрешением.

Все остальные служащие, даже если начальство “не советует” посещать некоторые страны во время отпуска, не обязаны следовать этим рекомендациям. Какое-либо уведомление о выезде за границу для госслужащих законом не предусмотрено.

Распространенные вопросы

Если вы не нашли ответы на интересующие вас вопросы, задайте их в комментариях либо поищите в этом разделе.

Могут ли полицейские выезжать за границу

Закон ограничивает в выезде лишь тех полицейских, которые допущены к гостайне. Но так как служба в МВД предполагает военную службу, перед выездом за границу полицейские обязаны получить разрешение у командования. К тому же известны случаи массовой сдачи полицейскими загранпаспортов начальству на хранение. Документы выдаются лишь после получения разрешения на выезд из России. Негласный список рекомендованных для посещения полицейскими стран включает всего 13 позиций. Подробнее об этом читайте в материале «Можно ли полицейским выезжать за границу».

Разрешается ли сотрудникам ГИБДД выезжать за пределы РФ

Сотрудники ГИБДД являются служащими МВД, потому порядок посещения зарубежных стран для них такой же, как и для полицейских:

  1. Подача рапорта.
  2. Согласование с ФСБ.
  3. Получение разрешения командования.
  4. Получение загранпаспорта.

При выдаче разрешения также учитываются, что для посещения рекомендованы всего 13 государств.

Может ли жена пограничника поехать за границу

Сотрудники пограничной службы являются служащими ФСБ, потому для них запрет на выезд установлен законом. Однако такое ограничение не может распространяться на супругов, детей или других родственников служащих. Брак со служащим ФСБ не является основанием для запрета на выезд.

Выпускают ли за границу военнослужащих

Прямое ограничение права на выезд установлено лишь для военных, проходящих службу по призыву, альтернативную службу или службу, связанную с допуском к гостайне. Все остальные военные формально могут выезжать за границу, но лишь после получения разрешения командования. При этом опять же учитываются запрещенные и разрешенные страны. Прочитайте подробнее, можно ли военным выезжать за границу.

Заключение

Таким образом, формально запрет на выезд актуален лишь для сотрудников ФСБ и лиц, допущенных к гостайне. Но по факту ограничение распространено на всех сотрудников силовых ведомств – дело в том, что командование вправе контролировать их пересечение границы. Рекомендуется ограничивать право на выезд и других гражданских служащих. Однако на практике такой возможности нет, поскольку они не обязаны получать специальное разрешение, чтобы покинуть пределы РФ, и отчитываться, какие страны планируют посетить.

Выезд из Российской Федерации возможен для граждан Российской Федерации следующих категорий

Выезд из Российской Федерации возможен для граждан Российской Федерации следующих категорий:

1. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации через морские и воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

2. Граждане Российской Федерации, являющиеся дипломатическими работниками МИДа России, работниками дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, официальных представительств Российской Федерации при международных организациях, должностные лица Постоянного Комитета Союзного государства, а также члены семей указанных лиц (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные), депутатами и должностными лицами Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, членами официальных делегаций, сотрудниками Межправительственной фельдъегерской связи, курьерами дипломатической связи, владельцами дипломатических и служебных паспортов.

3. Граждане Российской Федерации, являющиеся военнослужащими, гражданским персоналом, сотрудниками компетентных органов Российской Федерации военных баз и воинских частей, дислоцированные за пределами Российской Федерации, а также членами семей указанных лиц, военнослужащими, гражданским персоналом и подрядчиками, обеспечивающие жизнедеятельность и функционирование этих баз и частей, выезжающие из Российской Федерации, при условии предъявления командировочных (отпускных) удостоверений.

4. Граждане Российской Федерации, являющиеся водителями грузовых автомобилей международного автомобильного сообщения, автобусов международного сообщения (на которых осуществляется перевозка лиц, указанных в настоящем пункте, и не допускается перевозка грузов), членами экипажей речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, персоналом, определенным международными соглашениями Российской Федерации в сфере железнодорожного транспорта.

5. Граждане Российской Федерации, являющиеся членами экипажей морских судов, следующих для смены экипажей морских судов, находящихся в иностранных морских портах, экипажей воздушных судов, персоналом, осуществляющим обслуживание и эксплуатацию трансграничных объектов инфраструктуры.

6. Граждане Российской Федерации, являющиеся сотрудниками организаций, участвующих на территориях иностранных государств в реализации проектов строительства объектов критически важных энергетических инфраструктур в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в сфере ядерной энергетики, указанных в списке, направленном Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” в ФСБ России.

7. Граждане Российской Федерации, являющиеся сотрудниками российских компаний, принимающие участие в обеспечении беспрерывного производственного процесса на промышленных объектах в Республике Белоруссия в сфере строительства и переработки полезных ископаемых, а также направляемые на производственные объекты в Республике Белоруссия для работы вахтовым методом, указанных в списке, направленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находится организация – заказчик проводимых работ, в ФСБ России.

Читайте также:
Средний заработок в Румынии

8. Граждане Российской Федерации, командируемые на территорию Республики Казахстан для участия в выполнении государственных программ Российской Федерации, президентских программ, Федеральной космической программы России, межгосударственных и федеральных целевых программ, программ Союзного государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности, указанных в списке, направленном Государственной корпорацией по космической деятельности “Роскосмос” в ФСБ России.

9. Граждане Российской Федерации, являющиеся сотрудниками организаций, осуществляющих деятельность на архипелаге Шпицберген, указанных в списке, направленном Минвостокразвития России в ФСБ России.

10. Граждане Российской Федерации, являющиеся спортсменами, тренерами, спортивными судьями и иными специалистами в области физической культуры и спорта, участвующие в спортивных мероприятиях за пределами Российской Федерации, указанные в списке, направленном Минспортом России в ФСБ России.

11. Граждане Российской Федерации, являющиеся адвокатами, осуществляющие адвокатскую деятельность за пределами Российской Федерации, либо участниками судебных процессов за пределами Российской Федерации, при условии предъявления документов (копий документов), подтверждающих осуществление адвокатской деятельности либо участие в судебных процессах на территории иностранного государства.

12. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, а также г. Байконура Кзыл-Ординской области Республики Казахстан.

13. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации в Республику Абхазия либо в Республику Южная Осетия.

14. Граждане Российской Федерации, следующие железнодорожным пассажирским транспортом транзитом через территории иностранных государств с одной части территории Российской Федерации в Калининградскую область и обратно, а также в Республику Белоруссия.

15. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации в связи со смертью близкого родственника (супруги, родителей, детей, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек, внуков, усыновителей, усыновленных) и следующих для осуществления его погребения, при условии предъявления копии свидетельства либо справки о смерти, а также документов (копий документов), подтверждающих степень родства.

16. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации в целях лечения, при условии предъявления документов (копий документов) принимающей медицинской организации, подтверждающих необходимость лечения, с указанием времени проведения лечения или документов (копий документов), оформленных Минздравом России. Документы, подтверждающие указанное обстоятельство, могут быть любой формы. При этом содержание этих документов должно подтверждать указанную цель поездки иностранного гражданина.

17. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (супругам, родителям, детям, родным братьям и родным сестрам, дедушкам, бабушкам, внукам, усыновителям, усыновленным), при условии предъявления документов (копий документов), выданных медицинской организацией, подтверждающих их состояние, а также копии документа, подтверждающего степень родства.

18. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации к месту проживания членов семьи (супругам, родителям, детям, родным братьям и родным сестрам, дедушкам, бабушкам, внукам, усыновителям, усыновленным), опекунам и попечителям лиц, в том числе являющихся иностранными гражданами, проживающие за пределами Российской Федерации, при условии предъявления копий документов, подтверждающих право члена семьи на проживание в иностранном государстве либо наличие у него гражданства иностранного государства, а также документов (копий документов), подтверждающих степень родства или установление опеки (попечительства).

19. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации в связи с осуществлением трудовой деятельности на территории иностранного государства, при условии предъявления документов, подтверждающих факт осуществления трудовой деятельности (трудовой договор (контракт) с иностранным работодателем или его копия, разрешение на работу, выданное уполномоченным органом иностранного государства), а также разрешения на право въезда в иностранное государство в указанных целях.

20. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации для получения образования в иностранных образовательных организациях, при условии предъявления документов, подтверждающих получение образования в иностранной образовательной организации, или документов (копий документов) российской образовательной организации о направлении на обучение в иностранной образовательной организации, а также разрешение на право въезда в иностранное государство в указанных целях.

21. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации в целях исполнения международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции, сведения о которых направлены ФСИН России в ФСБ России.

22. Граждане Российской Федерации, выезжающие из Российской Федерации, при условии предъявления документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, находящееся на территории иностранного государства, в которое осуществляется выезд.

23. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

По порядку пересечения государственной границы Российской Федерации несовершеннолетними детьми в условиях введенных ограничений информируем, что в соответствии со статьей 9 Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) государство обеспечивает, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. В связи с этим несовершеннолетние дети могут следовать в/из Российской Федерации со своими законными представителями, в случае наличия оснований, предусмотренных упомянутыми распоряжениями Правительства Российской Федерации у законных представителей или у несовершеннолетних детей, только в случае совместного следования, при наличии действительных документов на право пересечения государственной границы Российской Федерации. При этом пропуск через государственную границу Российской Федерации совместно с несовершеннолетним ребенком возможен с одним из законных представителей.

Порядок выезда из Российской Федерации иностранных граждан изменений не претерпел.

Информируем, что проверку отрицательных результатов исследований на новую коронавирусную инфекцию проводит Роспотребнадзор в ходе санитарно-карантинного контроля при въезде в Российскую Федерацию.

Дополнительно информируем, что Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 268-ФЗ внесены изменения в часть первую статьи 20 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, предусматривающие изменения к требованиям сведений, содержащихся в нотариально оформленном согласии (далее – Согласие) одного из законных представителей на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации без сопровождения таковых.

Читайте также:
Путешествие в Коста-Рику с визой и без нее

В соответствии с указанными изменениями в Согласии могут быть указаны срок выезда и государство (государства), которое (которые) намерен посетить несовершеннолетний гражданин Российской Федерации.

Данные изменения отменяют требования обязательного указания государства и сроков выезда.

При этом в случае указания в Согласии конкретных государств, без ссылки на возможный выезд в иные государства – пропуск несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации осуществляется строго в государства, указанные в Согласии.

1. “. в Турецкую Республику, Государство Израиль.” – пропуск несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации осуществляется только в указанные государства.

2. “. в Турецкую Республику, Государство Израиль и другие государства.” – пропуск несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации осуществляется только в указанные.

В Согласиях указываются страны мира в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001, утвержденным постановлением Государственного стандарта Российской Федерации от 14 декабря 2001 г. N 529-ст. При намерении посетить несколько стран их наименования (краткое или полное официальное) должны быть перечислены. При этом названия сообществ государств (например, “страны Евросоюза”, “страны СНГ”, “страны Прибалтики”, “страны шенгенского соглашения”, “страны шенгенской зоны” и т.д.), а также общие формулировки такие, как “любая страна мира” не допускаются.

3. “. в Республику Казахстан и страны Шенгенского соглашения.”. – пропуск несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации осуществляется только в Республику Казахстан.

3. “. разрешаю выезд за пределы Российской Федерации. разрешаю выезд из Российской Федерации” и т.п. – пропуск несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации осуществляется в любое государство.

Президент на время запретил выдворять иностранцев и ограничивать их въезд в РФ

Все иностранные граждане, находящиеся в России, получили шанс легализоваться – даже те, кто давно нарушил сроки пребывания в стране. Для этого нужно обратиться в орган МВД с заявлением. Только надо успеть до 30 сентября 2021 г., пока действует запрет на выдворение и принятие решений об ограничении въезда в РФ

Вчера вступил в силу Указ Президента РФ от 15 июня 2021 г. № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID -19)».

Новый указ продлевает действие временных мер по урегулированию правового положения иностранцев и допускает еще больше послаблений по сравнению с прежним Указом от 18 апреля 2020 г. № 274 (с изменениями от 15 июня, 23 сентября и 15 декабря 2020 г.).

Что же изменилось в правилах пребывания иностранных граждан на территории РФ с 16 июня 2021 г.?

Для кого и на сколько приостановили течение сроков пребывания в России и продлили действие разрешительных документов?

Согласно новому указу на 90 суток с даты снятия введенных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством для его граждан приостанавливается течение сроков пребывания на территории РФ. Что это значит? Будет считаться, что в течение 90 суток с момента возобновления транспортного сообщения с иностранным государством его граждане находятся в нашей стране законно. За это время они должны либо выехать из страны, либо легализоваться в России.

Многие считают, что всем иностранцам продлили срок пребывания в России на 90 суток. Это не так. Однозначно действие этого пункта указа распространяется только на иностранных граждан тех государств, с которыми не открыто транспортное сообщение (Украина, Молдова и др.). На граждан государств, с которыми транспортное сообщение возобновлено, это положение нового указа не распространяется, так как, согласно прежнему указу, они уже должны были выехать из России. А те, кто этого не сделал и при этом не легализовался, находятся в стране с нарушением миграционного законодательства.

Напомню: если к 15 декабря 2020 г. транспортное сообщение со страной было восстановлено 1 , ее граждане должны были выехать из России не позднее 90 суток начиная с указанной даты. Если транспортное сообщение со страной возобновлено позднее, ее граждане обязаны были выехать в течение 90 суток с момента открытия границ. Таким образом, граждане Азербайджана, Армении, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и др. уже должны были либо легализоваться, либо покинуть Россию. На практике тех, кто этого не сделал, суды начали привлекать к ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ 2 . Действие их разрешительных документов не продлевалось.

Возможно ли выдворение по новому указу президента?

Новый указ лояльнее прежнего. Напомню: иностранные граждане, нахождение в России которых к 15 марта 2020 г. считалось незаконным, с этой даты по 15 сентября 2020 г. подлежали привлечению к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. В период с 16 сентября 2020 г. по 15 июня 2021 г. им назначалось наказание в виде выдворения за пределы РФ, но только в форме контролируемого самостоятельного выезда из России. При этом сроки добровольного выезда в соответствии с указом президента продлевались.

Согласно новому указу до 30 сентября 2021 г. не могут приниматься решения об административном выдворении. Поэтому даже если иностранный гражданин находится в России незаконно на протяжении 10 лет, самым суровым наказанием будет административный штраф в размере 5 тыс. руб.

Также новый указ запрещает до 30 сентября 2021 г. принимать решения о неразрешении въезда в Россию в отношении иностранных граждан, которые находятся на ее территории. Прежний указ президента не содержал подобных запретов, а потому было принято много таких решений на основании ч. 4 ст. 26 Закона № 114-ФЗ. В суде представители УМВД доказывали, что принятие данных решений возможно в пандемию.

Читайте также:
Работа и доступные вакансии в Греции в 2021 году

Учитывая послабления, предусмотренные новым указом, – сейчас лучшее время для легализации в России без последствий в виде выдворения и запрета на въезд в страну. Обратите внимание: эти послабления распространяются на всех иностранцев, находящихся в данный момент в России.

Как легализоваться в России, если уже допущено нарушение миграционного законодательства?

Новый указ дает право иностранному гражданину в случае его незаконного нахождения на территории РФ обратиться в территориальный орган МВД с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании его правового положения. Однако указ не предусматривает корреспондирующей обязанности государственных органов урегулировать такой статус. Как это будет реализовано на практике – неизвестно, но думается, что государственные органы будут придерживаться лояльного подхода.

Еще раз обращаю внимание: согласно новому указу применение наказания в виде административного выдворения запрещено. При предъявлении указанного заявления до 30 сентября 2021 г. иностранному гражданину может грозить только привлечение к административной ответственности с назначением штрафа в размере 5 тыс. руб.

Изменилось ли что-то для иностранцев, работающих в России?

В новом указе, как и в прежнем, предусмотрено, что иностранные граждане могут получать патенты без учета требований к сроку предъявления заявления о выдаче патента и заявленной цели визита в Россию.

А если уже приняты постановление суда о выдворении и решение о запрете на въезд в Россию, иностранный гражданин может легализоваться?

В период действия прежнего указа многим иностранным гражданам суды назначили наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Они оказались в менее выгодном положении, чем те, кто допустит нарушение после 15 июня 2021 г. При наличии постановления суда органы МВД не смогут урегулировать правовой статус иностранного гражданина, поскольку судебный акт может быть отменен или изменен только актом вышестоящего суда. Поэтому в данном случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.

А вот иностранным гражданам, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Россию, вероятно, будет легче. Органы МВД при рассмотрении заявления о легализации вправе самостоятельно отменить ранее принятое решение о запрете на въезд в страну.

Рекомендации иностранным гражданам

  • Если вы являетесь иностранным гражданином и длительное время незаконно находитесь на территории РФ, то сейчас самое время легализоваться, поскольку до 30 сентября 2021 г. запрещено назначать наказание в виде административного выдворения и принимать решение о неразрешении въезда в Россию.
  • Чтобы в дальнейшем законно пребывать на территории РФ, необходимо получить легальные документы. После снятия коронавирусных ограничений и окончания действия указа президента за нарушение миграционного законодательства (в том числе за нарушение сроков пребывания в России) вновь будут назначать наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.
  • Если вы работаете в России, обязательно обратитесь за получением патента либо заключите трудовой договор (или договор гражданско-правового характера). За незаконную трудовую деятельность на территории РФ могут привлечь к ответственности, что станет помехой при дальнейшей легализации в России.
  • Отнеситесь к легализации серьезно. Старайтесь не доводить до привлечения к административной ответственности. Если после окончания действия указа президента вас привлекут к ответственности, например за нарушение сроков пребывания в России (ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ), а потом еще и за незаконную работу (ст. 18.10 КоАП РФ), органы миграционной службы могут закрыть для вас въезд в страну. Признать незаконными такие решения крайне сложно.

1 Приложение № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р.

2 Постановление Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 г. по делу № 05-1803/21, Постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 4 июня 2021 г. по делу № 05-1315/21, Постановление Люблинского районного суда г. Москвы от 11 июня 2021 г. по делу № 05-1431/21 и др.

Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих

Запреты и ограничения на государственной гражданской службе — это ряд принципиальных условий, которые придется соблюсти, чтобы занять должность. К госслужащим предъявляются многочисленные требования.

Общие требования к госслужащим

Любой работник обязан ответственно и добросовестно выполнять свои должностные обязанности, а госслужащие, помимо исполнения инструкций, должны соблюдать ряд ограничений и запретов. За их нарушение предусмотрена особая ответственность вплоть до лишения должности.

По положениям 79-ФЗ о госслужбе ограничения и запреты определяются для граждан, поступающих на гражданскую службу (79-ФЗ от 27.07.2004). Этот норматив определяет ключевые правила, условия и требования, предъявляемые к работникам государственных ведомств и служб.

  • совершеннолетие;
  • наличие российского гражданства;
  • знание русского языка;
  • квалификация, соответствующая занимаемой должности.

Основные обязанности госработника разделяют на две группы. Первая — это исполнение обязанностей, которые определены соответствующим регламентом и (или) инструкциями. Во вторую группу входят выполнение антикоррупционных мер. Это значит, что госслужащим необходимо своевременно отчитываться о доходах и избегать конфликтов интересов.

Однако это не единственные требования к государственному специалисту. Законодатели предусмотрели ряд ограничительных мер, о них расскажем далее.

Ограничения по службе

На должность госслужащего назначают не каждого. Все ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 79-ФЗ. Чтобы занять ответственный пост, требуется соблюдение следующих условий:

  1. Полное отсутствие каких-либо ограничений в дееспособности.
  2. Отсутствие неснятой и (или) непогашенной судимости.
  3. Отсутствие вступившего в силу приговора суда, ограничивающего или запрещающего занимать госдолжность.
  4. Отсутствие заболеваний, препятствующих данному виду трудоустройства (приложение №2 к приказу Минздравсоцразвития №984н).
  5. Отсутствие второго гражданства или смены российского гражданства на иное.
  6. Непризнание кандидата уклонившимся от несения военной службы по призыву.
  7. Наличие полной информации о сайтах, изданиях и СМИ, в которых была опубликована личная информация о кандидате на госдолжность.
  8. Возраст менее 65 лет при условии, что наниматель не продлил срок трудового договора (контракта).
  9. Наличие доступа к работе с государственной тайной при необходимости такого допуска для выполнения обязанностей.
  10. Отсутствие близкого родства между непосредственным начальником и подчиненным.
  11. Непредоставление при трудоустройстве ложных, недостоверных сведений о доходах, имуществе, образовании, здоровье и прочих существенных условиях для назначения на должность.
Читайте также:
Во Франции повышается налог на имущество

Нельзя назначить на должность госслужащего гражданина, который нарушил запреты для государственного гражданского служащего по антикоррупционным мерам, участвовал в конфликте интересов либо утратил доверие нанимателя.

Все виды и категории ограничительных мер закреплены в статьях 16 и 25.1 закона №79-ФЗ.

Запреты для госслужащих

Законодательство определяет ограничения и запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 закона 79-ФЗ закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить госработник, в частности госслужащим запрещено:

  1. Совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность. То есть госработник не вправе трудиться в качестве ИП или являться участником коммерческих и некоммерческих организаций. Запрет распространяется и на предпринимательство через доверенных лиц. Но есть исключения в части некоммерческих организаций и учреждений (ст. 17 закона).
  2. Приобретать ценные бумаги, которые предназначены для извлечения прибыли. Этот запрет действует только при вероятности возникновения конфликта интересов, в остальном ограничений нет.
  3. Выступать в качестве официального представителя какого-либо лица по доверенности либо по иным правоустанавливающим документам, если это провоцирует конфликт интересов.
  4. Получать подарки, вознаграждения и иные поощрения от физических и юридических лиц в качестве оплаты или вознаграждения за выполнение прямых обязанностей госработника. Есть исключения.
  5. Разглашать конфиденциальную информацию либо использовать ее в своих интересах. Перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации, закреплен в указе президента №188.
  6. Делать высказывания публичного характера о работе государственных органов, руководителей, служащих и их представителей. Исключение составляют ситуации, в которых данные действия предусмотрены должностными инструкциями.
  7. Открывать банковские вклады, счета и депозиты в иностранных банках. Запрет распространяется на работника и его супругу и несовершеннолетних детей. Также запрещено использовать финансовые инструменты иностранных государств. Исключение: госработник трудится за пределами РФ.

Это не исчерпывающий перечень запретительных мер, которые требуются к соблюдению при несении государственной гражданской службы. Законодатели установили ряд требований, которые придется соблюдать даже при увольнении с госдолжности.

Запреты при увольнении

Определим, какие запреты на госслужбе придется исполнять при увольнении. В первую очередь не допускайте разглашения конфиденциальной информации. Этот запрет действует для работающих и неработающих чиновников. Если госработник имел доступ к конфиденциальной информации, а после увольнения разгласил ее, то в отношении него вправе применить административное взыскание. Тяжесть наказания напрямую зависит от обстоятельств проступка, категории сведений и круга лиц, которым стали известны секретные данные.

Во-вторых, бывший госслужащий не вправе работать в организации, которую он контролировал в период несения государственной гражданской службы. Например, чиновнику, контролировавшему строительную компанию, нельзя в нее трудоустроиться в течение двух лет с момента увольнения. Также ему запрещено работать по договорам подряда, если сумма вознаграждения превышает 100 000 рублей в месяц. Но есть исключения: допустимо согласовать возможность такого трудоустройства в специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Нормы действуют только в отношении специального перечня профессий.

Представим действующие по 79-ФЗ запреты и ограничения в схемах (подготовлены Минтрудом в специальной Памятке).

Схема №1. Запреты по сферам деятельности

Схема №2. Ограничения по ключевым критериям

Ключевое отличие ограничений от запретов заключается в том, что для госработников или кандидатов на государственный пост допускается устранение ограничений. Например, работник не претендует на гражданство иного государства, не открывает счета в иностранных банках, не предоставляет ложную и недостоверную информацию о себе и т. д. А запреты обойти не получится. Их либо соблюдают, либо нет, третьего не дано.

Скоро праздники, что с подарками?

Подарки принимать госслужащим нельзя, тем более если презент вручают за выполнение прямых обязанностей, — это и есть коррупция, с которой борются власти. Но есть исключения.

Подарок разрешено принять, если:

  1. Его стоимость не превышает 3000 рублей.
  2. Он вручен госработнику на официальном (протокольном) мероприятии или в служебной командировке.

В таком случае направьте официальное уведомление в адрес вашего работодателя о том, что вы получили ценный подарок. Уведомить начальство необходимо в течение 3 дней с момента получения презента либо с момента возвращения из командировки. Форма уведомления утверждена постановлением правительства №10 от 09.01.2014.

Если стоимость подарка неизвестна или же составляет по оценкам более 3000 рублей, то такой презент следует передать представителю работодателя в течение 5 рабочих дней с момента подачи уведомления о получении подарка. Дорогостоящий подарок разрешается выкупить, для этого придется подать соответствующее заявление.

Ответственность за нарушения

За неисполнение вышеперечисленных мер предусмотрена ответственность. Работодатели наказывают госслужащих следующими видами взысканий:

  • делают замечание;
  • объявляют выговор;
  • оформляют предупреждение о неполном соответствии занимаемой должности;
  • увольняют с гражданской службы.

В отношении правонарушителей назначают и финансовые санкции, например возмещение причиненного вреда по ст. 1069 ГК РФ или убытков по ст. 15 ГК РФ, административные взыскания в виде штрафов за нарушение обязанностей по ст. 2.4 КоАП. Это далеко не исчерпывающий перечень санкций, штрафов и наказаний.

Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2021 г. № 364

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Приостановить с 16 июня 2021 г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством:

Читайте также:
Путешествие в Коста-Рику с визой и без нее

а) течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства;

б) течение сроков действия свидетельств участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, действительных по состоянию на 15 марта 2020 г.;

в) течение сроков действия разрешений на временное проживание в Российской Федерации и видов на жительство, действительных по состоянию на 15 марта 2020 г., в случае если иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие такие документы, находятся за пределами Российской Федерации;

г) течение сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство либо являющихся высококвалифицированными специалистами, в случае если участники названной Государственной программы и члены их семей, иностранные граждане и лица без гражданства не въехали в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за ее пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника названной Государственной программы, разрешения на временное проживание в Российской Федерации, вида на жительство, разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту.

2. Установить, что:

а) до 30 сентября 2021 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.

3. Приостановить с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно течение сроков временного или постоянного проживания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства зарегистрированы по месту жительства, а также сроков действия удостоверений беженца и свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

4. Установить, что с 16 июня до 31 декабря 2021 г. включительно:

а) иностранные граждане, являющиеся гражданами государств – членов Евразийского экономического союза, вправе заключать трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг) с работодателями или заказчиками работ (услуг) без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;

б) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления и к заявленной цели визита в Российскую Федерацию;

в) работодатели или заказчики работ (услуг), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, разрешений на работу без учета требований к заявленной цели визита в Российскую Федерацию.

5. Установить, что иностранные граждане и лица без гражданства вправе осуществлять трудовую деятельность до истечения сроков действия трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), патентов или разрешений на работу, оформленных в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа.

6. Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Настоящий Указ вступает в силу с 16 июня 2021 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: