Станцы Рафаэля в музее Ватикана – история, фото, описание, где находится, цены 2021, карта

Станцы Рафаэля – эпические фрески мастера в Ватикане

Станцы Рафаэля (от итальянского слова «комната», Stanze di Raffaello) – четыре комнаты, которые стали частью комплекса музеев в Ватикане. Это небольшие помещения прямоугольной формы, площадь каждого составляет около 50 м кв. Их стены расписал огромными фресками мастер эпохи Возрождения Рафаэль Санти и его ученики. Картины безупречно вписаны в архитектурное пространство интерьера, тем не менее, каждая является отдельным законченным произведением. Эпические полотна отличает внутренняя гармония, композиционная ясность, насыщенность образов, глубокий замысел, яркость цветов, внимание к деталям, символизм.

Стилистика и сюжеты фресок

Сюжетные линии воспроизводят цельную эпопею Италии. Экскурсант, рассматривая фрески, как бы присутствует на грандиозном представлении, где один образ сменяется другим. Даже не зная истории Древнего Рима, не будучи знакомым с библейскими сюжетами, зрителя потрясает и завораживает духовная и физическая красота изображенных персонажей, их величие, благородство, мудрость.

В этой работе раскрылся художественный дар Рафаэля как монументалиста. Это первая работа мастера в подобной технике. Никогда ранее ему не приходилось сталкиваться со столь глобальными картинами. Однако он гениально справился с задачей, сумев собрать в стройные композиционные ряды множество отдельных персоналий. Повороты головы, жесты, фигуры, световые решения плавно и непринужденно разворачиваются в роскошные панорамы.

Первая фреска Рафаэля «Афинская школа» – достойный образец монументальной живописи. В Ватикане множество достопримечательностей, но вот уже более 500 лет Станцы Рафаэля производят неотразимое впечатление. Фрески размещаются в четырех комнатах: Станца делла Сеньятура, Станца д’Элиодоро, Станца дель Инчердио ди Борго, Станца Константина. Современный экскурсионный маршрут начинается с последней, к оформлению которой мастер уже не успел приложить кисть. Наше описание пойдет в хронологическом порядке, по мере создания шедевров.

Станца делла Сеньятура

Первое помещение в Папском дворце, к оформлению которого приступил 25-летний Рафаэль, служило Понтифику кабинетом. Название дословно переводится как «подпись». Стены комнаты расписывались на протяжении 3 лет (1509–1511 гг.). Сюжеты фресок подчинены единой теме – духовным деяниям человека. Они воплощают идеалы гуманизма эпохи Возрождения, подчеркивая духовное и физическое совершенство свободного индивидуума, высокое призвание и творческий потенциал благородной личности.

Фрески охватывают 4 сферы жизнедеятельности: философию («Афинская школа»), богословие («Диспут»), поэзию («Парнас») и добродетель («Добродетели и закон»).

Рафаэль создал сложные пространственные композиции, на которых группы философов, богословов, поэтов и мудрецов размещены среди архитектурных декораций или живописных пейзажей. Герои изображены как мудрые, уверенные в себе люди с высоким достоинством и сильной волей. Потолок украшает аллегорическая фигура Правосудия, изображенная традиционно с весами и мечом.

Станца д’Элиодоро

Вторая комната в личных покоях Понтифика отводилась под частные встречи Юлия II с видными деятелями современности: политиками, дипломатами, кардиналами. Тематика фресок соответствует обстановке, подчеркивая могущество Римской церкви, которой подчинены все земные силы, и божественное проведение, охраняющее ее. Сюжеты отображают реальные и вымышленные истории из жизни Папства. Рафаэль с учениками расписывал помещение в период с 1511 по 1514 гг. Лично мастер оформил 4 стены. Арки, кариатиды и потолок, украшенный Папским гербом, – другие корифеи по эскизам Рафаэля.

Фреска «Изгнание Элиодора» дала название всему помещению. На ней изображен сюжет из Ветхого Завета. Возжелав похитить золото, предназначенное для детей и вдов, сирийский вождь Элиодор понес Небесную кару. Прекрасный Ангел в золотых доспехах изгоняет его из храма в Иерусалиме. Левый угол композиции занимает Папа Юлий II. Считается, что картина носит аллегорический подтекст относительно позорного изгнания французов из Папской области.

«Месса в Больсене» отображает божественно проведение, которое произошло 1263 году во время литургии. В честь чуда был учрежден праздник Тела Господня. На картине присутствует и Юлий II со своей стражей.

Триптих «Изведение Петра» рассказывает об удивительном освобождении апостола из темницы.

«Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой» показывает особую заботу Господа над Римом. В центре композиции Лев I (изображен Лев X), восседающий на белой лошади, встречается с королем гуннов Аттилой (на черном коне). Понтифик с помощью святых Петра и Павла преграждает путь завоевателям. Задний план фрески заполняют главные архитектурные памятники Рима: Акведук, Базилика и обелиск, Колизей.

Читайте также:
Программа обмена школьниками в США в 2021 году: как уехать учиться

Станца «Пожар в Борго»

Последнее помещение, которое с 1514 по 1517 год оформлял Рафаэль. Сюжеты фресок связаны с историческими событиями из жизни Папы Льва III и Папы Льва IV. Хотя аллегорически они прославляют Господа и правящего Понтифика Льва X.

Зал назван в честь лучшей одноименной фрески, сюжет которой повествует о том, как Лев IV крестным знамением остановил пожар, охвативший в 847 году один из районов Рима. Композицию отличает динамизм, колорит и пластика изображенных персонажей.

Противоположную стену занимает «Битва при Остии». Сюжет показывает морское сражение в устье Тибра между римлянами и сарацинами. Сидящий на мраморной глыбе Лев IV (изображен Лев X) с благодарностью за дарованную свыше победу смотрит на небо.

«Коронование Карла Великого» украшает следующую стену. Исторический факт имел место в соборе Святого Петра в 800 году. Персонажам приданы черты современников: Лев III имеет поразительное сходство с Львом X, а Карла не отличить от французского короля Франциска I.

Четвертая фреска это – «Оправдание Льва III». Сюжет рассказывает о событиях 800 года: Понтифик клянется в своей чистоте и безгрешности. Торжествует вера и правда.

Потолочные росписи оформил Перуджино. Рафаэль оставил работу своего учителя без изменений.

Станца Константина

Последняя комната оформлялась учениками Рафаэля (Джулио Романо и Джан Франческо) уже после смерти художника. В работе они использовали эскизы своего учителя. Это самое просторное помещение в покоях Понтифика. Здесь проходили все торжественные мероприятия: аудиенции, банкеты, свадьбы родственников Папы. Зал посвящен римскому императору Константину, фрески прославляют борьбу христиан с язычниками и очевидную победу добра над злом.

Начинается осмотр с южной стены, на которой изображено «Видение Креста». Фреска повествует о том, как накануне решающего сражения с Максенцием у Мульвийского моста императору Константину снизошло видение сверкающего креста с надписью на греческом языке «С этим знаком победишь».

Вторая картина (на западной стороне) показывает уже ход самой битвы, победа в которой принесла Константину абсолютную власть над империей.

Третье изображение (на северной стороне) показывает крещение императора. Таинство проводит Понтифик Сильвестр (314-335 гг. н. э.), хотя на картине изображен правивший во время написания фрески Климент VII.

Завершает повествование фреска «Дар Константина» – символическая грамота, пожалованная Сильвестром. Легенда гласит, что именно этот документ даровал Римским Понтификам абсолютную власть над Западной Римской империей.

Потолок украшает картина «Триумф христианской религии над язычеством» (1565 г.), написанная Томмазо Лауретти.

Станцы Рафаэля

Ватикан — это уникальное государство и даже несмотря на его сравнительно небольшую площадь, его невозможно обойти за один день и осмотреть все его сокровища ни в составе экскурсии, ни с персональным гидом. Кроме того, в некоторые места вход разрешен только в составе группы или вообще категорически воспрещен.

Но, к счастью, любой гость Ватикана может побывать в уникальных Станцах Рафаэля. Отметим, что вход туда ведет из Апостольского дворца и это четыре небольших зала, расположенные в бывших покоях папы Александра VI, которые поражают гениальными работами.

Ранее эти залы входили в апартаменты Николая V, но Папа Юлий II воспользовался масштабной реконструкцией дворца, и заказал обновление внутренних интерьеров известным итальянским живописцам.

Архитектор Донато Браманте порекомендовал пригласить Рафаэля Санти, работы которого буквально привели в восторг Юлия II. Папа поручает ему росписи своих покоев и отдает распоряжение об уничтожении работ других мастеров. Однако мастер убедительно просит Папу сохранить часовню Никколины.

Краткая история

Великий художник приступает к работе и оформляет комнату за комнатой. Юлий II требовал все новых изменений, но работа над интерьерами затянулась надолго и Папа отошел в мир иной так и не увидев их завершения.

Фото: Jean-Pol GRANDMONT / Wikimedia Commons

Работы были продолжены и гений эпохи Возрождения усердно трудился, но объем работ был настолько велик, что Рафаэль вынужден был прибегать к помощи своих талантливых учеников, вплоть до своей смерти в 1520 году.

Оформление комнат было завершено в 1524 году. В дальнейшем они использовались различными папами с небольшими изменениями вплоть до Григория XIII.

Читайте также:
Автобиография для получения гражданства РФ: как написать? (образец)

Комната Подписей

Зал получил свое название от верховного двора Святого Престола, который возглавлял понтифик. Рафаэлю предложили начать росписи с комнаты, которая сейчас называется Станца Подписей или Stanza della Segnatura. Фрески, были написаны между 1508 и 1511 годами. Отметим, что название комнаты характеризуется тремя величайшими добродетелями: Истиной, Добром и Красотой.

Фото: 0ro1 / Wikimedia Commons

Стоит отметить, что Юлий II хотел разместить в этой комнате свой кабинет с библиотекой, а росписи должны были соответствовать назначению помещения. В ней художник изобразил — богословие, юриспруденцию, поэзию и философию.

Здесь можно наблюдать типичные темы эпохи Возрождения, например, соответствие между древним и современным, языческую и христианскую мудрость, поэзию как источник откровения и знаний, а справедливость, как кульминацию этических добродетелей.

Наибольшую мировую известность получила «Афинская школа» (философия), которое по праву считается бесценным произведением. Самые известные философы древних времен изображены на этом полотне и некоторые из них легко узнаваемы.

В центре фрески Платон, который указывает пальцем вверх и держит в руке свою книгу «Тимей» в окружении Аристотеля с «никомаховой этикой». Пифагор показан на переднем плане с намерением объяснить диатессарон или свидетельства бытия текстов Нового Завета.

Фото: Wikimedia Commons

Диоген лежит на лестнице, в то время как пессимистический философ Гераклит, опирается на мраморный блок и что-то пишет на листе бумаги. Справа мы видим Евклида, который учит своих учеников геометрии, а Птолемей держит земную сферу. Центральное место здесь занимают фигуры Аристотеля и Платона.

Отметим, что мыслителей окружают другие известные философы. Мастер гениально распределил 50 персонажей и каждого наделил своей индивидуальностью. Следующая Станца Рафаэля называется «Диспут» (богословие) и она расположена на стене напротив «Афинской школы».

Ее можно охарактеризовать, как величайший триумф и прославление церкви. Высоко в небе — Бог, чуть ниже можно увидеть Христа, Богоматерь и Иоанна Крестителя. Чуть ниже расположен голубь, который является символом Святого Духа.

На облаках можно увидеть многих апостолов, например, Святого Петра, Святого Иоанна Богослова, Давида, Святого Лаврентия, Моисея. На земле показаны отцы церкви, папы, священнослужители и верующие люди, среди которых узнаваем Сикст IV, Данте, а также монах Фра Беато Анджелико.

Фото: Wikimedia Commons

«Парнас» — (поэзия). Здесь изображена гора Парнас в Греции, где по легенде обитают Музы. Центральное место художник отводит Богу Аполлону, сидящему в центре и который играет лиру в окружении девяти муз, защитниц искусств, а также древних и современных поэтов, среди которых можно увидеть слепого Гомера, который вытянул руку вперед, чтобы не оступиться, а также Вергилия и Данте.

Также тут можно наблюдать поэтессу Сапфо, сидящую внизу слева, с ее именем, написанным на свитке, который она держит в левой руке. Один юноша сидит под деревом и завороженно слушает пение, записывая слова из бессмертной поэмы «Илиада».

Рядом с Аполлоном Эрато, перебирающая струны лиры. Далее Клио, Талия, которая держит маску комедии и Евтерпа. Многих туристов интересует вопрос, что за старец, который указывает вниз. Это Пиндар, самый знаменитый древнегреческий поэт.

На этой фреске станцов Рафаэля, он советует музам сойти на землю и заклеймить своим творчеством, царящее там беззаконие. Но Гораций не согласен и разводит руками, произнося опровержение словам старца. В недоумении от спора великих поэтов находится Катулл. На этой фреске Рафаэль показал и своего друга, поэта из Неаполя, Саннадзаро.

Фото: Wikimedia Commons

Нужно сказать, что «Парнас»- это апофеоз гармонии, красоты и вдохновения. А Микеланджело к тому же писал великолепные стихи, хотя, конечно, прославился как скульптор и живописец.

Четвертая стена с Добродетелями (юриспруденция) посвящена гражданскому праву светского государства и канонической Церкви. На стене напротив Парнаса изображены кардинальные и богословские добродетели.

Слева Рафаэль нарисовал Стойкость. Облаченная в доспехи, она ласкает льва левой рукой, а правой рукой держит саженец черного дуба. Дуб символизирует силу и намекает на семью Делла Ровере, к которой принадлежал папа Юлий II.

Младенец представляющий благотворительность, собирает желуди с дубовой ветви. На видном месте в центре находится Пруденс. На ее груди изображена крылатая Горгона для защиты от обмана и мошенничества. Также здесь можно увидеть младенца, который держит факел и это символизирует Надежду.

Читайте также:
Вид на жительство в России для граждан Украины: новый закон в 2021 году

Воздержание сидит справа. Она держит уздечку сдержанности и ее сопровождает другой младенец, который изображает Веру, и указывает вверх на небеса своей правой рукой. Нужно сказать, что четвертая кардинальная добродетель, Справедливость, не включена в сцену. Вместо этого она изображена держащей весы и меч в на потолке прямо над фреской.

Слева внизу фреска, созданная Рафаэлем, но выполненная его подручными. На нем изображен император Юстиниан, получивший гражданский кодекс, известный как Pandects of Corpus Juris Civilis. Справа папа Григорий IX (изображенный Юлием II) получает кодекс канонического права.

Зал Элиодора

Эта комната в станцах Рафаэля первоначально использовалась для частных аудиенций Папы и была украшена сразу после комнаты Подписей. Произошло это в 1511—1514 гг. Программа зала носит политический подтекст и в ней показываются разные исторические моменты от Ветхого

Фото: Wikimedia Commons

Завета до средневековой истории чудесной защиты, которую Бог даровал Церкви. Отметим, что интерьер зала отражал всю важность этого места. Тема росписи — покровительство Бога. Сюжет росписи «Изгнание Элиодора» взят из Ветхого Завета и говорит о том, как небесный всадник прогнал сирийского военачальника Элиодора, который желал захватить сокровища, хранящиеся в Иерусалимском храме.

Фреска напоминала о том, что войско Юлия II одержало убедительную победу над французами, изгнав их из Папской области.

Заслуживает внимания и фреска «Освобождение Петра», которая показывает как ангел чудесным образом спасает апостола Святого Петра, пока охрана спит. Роспись «Месса в Больсене» — посвящалась событию XIII в. в небольшом городе Больсена, недалеко от Орвието.

Фото: Wikimedia Commons

Там в храме священник засомневался в божественном перевоплощении, но взглянув на платок, где была просфора, с ужасом увидел, что платок и руки в крови. Юлий II находится справа на коленях и является свидетелем этого чудесного явления. Справа снизу можно наблюдать нескольких кардиналов.

Встреча между Львом и Аттилой — последняя фреска, нарисованная в этой комнате. Она была завершена после смерти Юлия II, который являлся Понтификом с 1503 по 1513 год. Работа была продолжена и при его преемники Льве X.

Согласно легенде, чудесное появление святых Петра и Павла, вооруженных мечами, во время боя между папой Львом Великим и Аттилой заставило короля гуннов отказаться от вторжения в Италию и похода на Рим.

Фото: daryl_mitchell / Wikimedia Commons

Рафаэль размещает сцену у ворот Рима, но на самом деле историческое событие произошло на севере Италии, недалеко от Мантуи. Самого Атиллу, Рафаэль изобразил взирающим в небо, где он видит вооруженных апостолов Петра и Павла. Стоит отметить, что во время работы над этой фреской, Юлий II скончался и художник написал уже портрет Льва X.

Зал Пожара

Помещение использовалось во времена Юлия II для заседаний высшего суда Святого Престола. Во времена правления Льва X он отдал распоряжение, чтобы эту комнату переоборудовали под столовую, куда Папа мог бы пригласить влиятельных посетителей. Поэтому было решено несколько изменить тематику интерьеров. Нужно сказать, что этот зал стал последним, который Рафаэль расписал сам.

Фото: Victor R. RuizFollow / flickr.com

В то время мастер был занят другими папскими делами, и прежде всего гобеленами Сикстинской капеллы, а также архитектурой базилики Святого Петра. Поэтому все чаще он поручал росписи своим помощникам, которые прекрасно усвоили его манеру письма.

За семь лет, которые прошли с того времени, когда он впервые переступил порог Апостольского дворца, он завоевал признание и бессмертную славу. Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через жизненные истории, а также двух предыдущих пап с тем же именем.

Главная фреска зала в станцах Рафаэля называется — «Пожар в Борго». Росписи прославляют Льва III и Льва IV. Согласно преданию, пожар в Борго, который дал название комнате, вспыхнул в 847 году в окрестностях перед базиликой Святого Петра.

Фото: Wikimedia Commons

Получив торжественное благословение Лев IV (Понтифик с 847 по 855) чудесным образом погасил огонь, спасая тем самым церковь и людей. Почти все фигуры были написаны помощниками, поскольку Мастер занимался детальной архитектурой зданий.

Читайте также:
Анкета на предварительную визу на Кипр

Например, фасадом храма Святого Петра, который был разрушен еще до его приезда в Рим. А также частью дворца и лоджии, с которой Папа благословляет народ. Основное внимание художник сосредоточил на изображении пожара.

На ступенях Апостольского дворца молодая женщина с грудным ребенком ищет укрытия от пожара. Внизу большая группа напуганных женщин просит помощи, а люди покидают, охваченные яростными языками пламени дома.

Фото: Wikimedia Commons

В «Битве при Остии» — художник изобразил сцену поединка между галерами Папы и сарацинами, который произошел в IX в. В 846 г. сарацины совершили дерзкое нападение на Остию, которое сопровождалось грабежами и захватом большого количества пленных.

В 849 г. они совершили повторное нападение, но теперь им пришлось срочно убраться восвояси, спасая свои жизни. На фреске изображен Папа, который благодарит небеса.

Следующая фреска «Коронования Карла» рассказывает о событии 800 г. в Базилике Святого Петра. Как известно, в 1516 г. состоялась историческая встреча Франциска I и Льва X. Вероятнее всего, автором этой фрески является один из учеников Рафаэля.

Фото: Wikimedia Commons

Коронация Карла Великого происходила в соборе Святого Петра в рождественскую ночь в 800 году, и составляет основу Священной Римской империи. Вполне вероятно, что фреска относится к конкордату, составленному между Святым Престолом и королевством Франции в 1515 году.

Следующая фреска в станцах Рафаэля носит название — «Оправдание Льва III» и также была написана помощниками великого художника.

Клятва Льва III иллюстрирует эпизод, который произошел за день до коронации Карла Великого, когда Папа Римский отреагировал на клевету племянников своего предшественника Адриана I, подтвердив принцип, что викарий Христа несет ответственность только перед Богом за его действия.

Зал Константина

Это самая большая комната в станцах Рафаэля. Ее использовали для различных мероприятий или встреч одновременно с большим количеством влиятельных лиц. Интерьеры расписаны учениками мастера по его эскизам. Отметим, что этот величайший живописец и архитектор скончался в 1520 году, в возрасте 37 лет.

Фото: Max / flickr.com

Работа над этим залом была завершена при Клименте VII. Руководство было поручено Джулио Романо и Джану Франческо Пенни. Росписи в основном повествовали о жизни императора Константина, а сам потолок был расписан Томмазо Лауретти.

Посещение этих залов, где сохранились работы Рафаэля и его учеников, без сомнения оставят в вашей душе неизгладимый след от встречи с Прекрасным. В следующем нашем материале мы расскажем вам про уникальную лестницу Браманте, которая является одной достопримечательностей Ватикана и всегда удивляет своей архитектурой.

Станцы Рафаэля в Ватикане

В Папском дворце Ватикана находятся четыре комнаты — станцы Рафаэля Санти. Они знамениты фресками итальянского художника, посмотреть на которые приезжают туристы со всего мира.

В свое время они служили резиденцией папы Юлия II. Для выполнения заказа по их оформлению папа пригласил совсем юного Рафаэля. На тот момент ему было всего 25 лет. Роспись на стенах утверждалась понтификом. В качестве основы служили образы из Библии, мифов и легенд. Одним из пожеланий папы было включение знаменитых людей того времени в их сюжеты.

Считается, что именно ватиканские станцы принесли Рафаэлю известность. Работы над ними велись более десяти лет. Каждая имеет определенную тематику, которая отражена в ее названии. Последнюю комнату заканчивали уже после смерти мастера силами его учеников.

Станца делла Сеньятура Рафаэля

Рабочий кабинет стал первым помещением, которое оформил художник. Он называется станца делла Сеньятура или комната подписей. Папа на столько был восхищен фресками, что приказал зачистить стены остальных залов специально для Рафаэля.

По задумке роспись должна была олицетворять истину, красоту и добродетель. Первое отражено на двух стенах с изображением спора о святом причастии и великих умов древности. Красотой стал «Парнас», прославляющий музыку и поэзию. Последняя фреска называется «Добродетели и закон».

На ней изображены Аристотель, Гераклит, Диоген, Евклид, Зороастр, Микеланджело, Пифагор, Платон и Птолемей. Также художник не забыл про себя. Его можно увидеть, стоящим справа в берете черного цвета.

Читайте также:
Работа и вакансии в Берлине для русских в 2021 году — распишем по порядку

Станца д’Элиодоро

Вторая комната, к которой преступил Рафаэль — станца д’Элиодоро. Она использовалась как место для аудиенции с важными гостями. Основной темой стало вмешательство Бога в земные дела и его покровительство церкви. Название станце дали по имени легата Элиодора, которого прогнали из Иерусалимского храма.

Искусствоведы видят в сюжете отсылку на историю изгнания французов с подконтрольных папе земель. На это указывает портрет самого Юлия II. На остальных стенах сделаны фрески «Месса Больсена», «Освобождение Святого Петра» и «Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой».

Станца дель Инчендио ди Борго

Третья и последняя комната, выполненная до смерти Рафаэля, была станца дель Инчендио ди Борго. Сама роспись выполнялась учениками по эскизам мастера. Станца использовалась Львом X в. качестве столовой. Поэтому на фресках изображены истории, связанные с деятельностью пап, носящих это же имя.

Главной росписью станца является «Пожар в Борго». Легенда гласит, что во время пожара папа Лев IV совершил чудо. Он смог остановить надвигающееся пламя, окрестив толпу горожан.

Станца Константина

Четвертый зал доделывали последователи Рафаэля — Джулио Романо и Джан Франческо Пенни. Потолок расписал Томмазо Лауретти. Комната занимает самую большую площадь и использовалась для торжественных церемоний, приемов больших делегаций. Главной темой станца стала борьба церкви с язычниками.

Название комнате дали в честь императора Константина. С ним же связаны сюжеты фресок на стенах: «Крещение Великого Константина», «Видение креста Константину», «Дар Константина» и «Битва между Константином и Максенцием на мосту Мильвио».

Как добраться

Огромные площади Папского (Апостольского) дворца вмещают в себя тысячи помещений с музеями Ватикана, в том числе станцы Рафаэля. Чтобы попасть в дворцовый комплекс, сначала нужно доехать до входов на ватиканскую территорию и перейти формальную границу с Италией.

Сделать это несложно. Достаточно подобрать подходящий вид общественного транспорта или арендовать автомобиль. По анклаву туристы передвигаются только пешком.

Метро

Римский метрополитен — один из самых доступных способов добраться до стен Ватикана. На схеме метро необходимая ветка обозначена красным цветом (линия A). Выходить нужно на станции Ottaviаno. Далее пешком около 15 минут.

Автобусы

Также до Ватикана можно добраться на наземном общественном транспорте. Автобусные остановки находятся всего в 5–10 минутах ходьбы от музеев. К станции на площади Risorgimento подходят рейсы: № 32, 81, 982. К остановке V.le Vaticano/Musei Vaticani — автобус № 49.

Автомобиль

От аэропорта Чампино можно добраться на арендованном автомобиле. Только обязательно нужно учесть, что многие кварталы в центре Рима и сам Ватикан входят в зону ограниченного движения. Дорога займет около 30 минут без учета пробок. Расстояние почти 20 километров. Короткий путь проходит по трассе Via Appia Nuova/SS7. После въезда в город, нужно придерживаться берега реки и пересечь мост Виктора Эммануила II.

Такси

Самый удобный способ передвижения по Риму — такси. Муниципальные машины выкрашены в белый цвет и имеют опознавательные знаки. Садясь в них, можно не беспокоиться. У водителей есть разрешение на въезд в Ватикан. В среднем поездка будет стоить 20–50 евро в зависимости от расстояния.

Станцы Рафаэля в музее Ватикана

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_3244″>

Четыре станцы Рафаэля являются открытыми для посещения комнатами Дворца Ватикана. Больше всего они известны удивительными фресками, написанными Рафаэлем и его талантливыми учениками. Наряду с потолочными фресками Микеланджело в Сикстинской капелле они являются самыми выдающимися работами, относящими к эпохе Возрождения. Изначально станцы являлись личными апартаментами Папы Юлия II, который не желал занимать те же комнаты, что когда-то принадлежали представителям рода ненавистных Борджиа.

Именно он пригласил Рафаэля, на тот момент относительно молодого художника из Урбино (ему было только двадцать пять лет), чтобы тот полностью изменил интерьер комнат. Со смертью Юлия в 1513 году, Папой стал Лев X. Он продолжил контролировать оформление комнат, но, к великому сожалению, великий художник также скончался. Заканчивали фрески ученики Рафаэля – Джанфранческо Пенни, Джулио Романо и Рафаэллино дель Колье. Таким образом, каждую из стен украшает фресковая композиция, всего на станцу их, соответственно, четыре.

Читайте также:
Процедура восстановления гражданства РФ в упрощенном порядке

Станца делла Сеньятура

В станце делла Сеньятура собраны самые выдающиеся фрески Рафаэля. Все они, кроме первой Ватиканской работы великого художника, относятся к началу периода Возрождения. Название станцы буквально переводится как “комната подписи” – до середины XVI века понтифик проводил здесь встречи и подписывал важные документы. Изначально, правда, она использовалась Юлием II в качестве библиотеки и личного кабинета, о чем красноречиво повествуют фрески, написанные между 1508 и 1511 годами. Они отражают три величайших стороны человеческого духа: Истину, Добро и Красоту. Сверхъестественная Истина проиллюстрирована в “Диспуте”, а Истина разумная – в “Афинской школе”.

Добро представлено в “Добродетели и законе”, а Красота – в “Парнасе”. “Афинская школа” по праву считает одной из величайших работ Рафаэля. Художник изобразил на полотне выдающихся философов (порядка пятидесяти персонажей), поместив в центр Аристотеля и Платона: первый указывает вниз в знак связи с землей, второй – воздевает руки к нему.

На прекраснейшей фреске “Парнас” Рафаэль нарисовал Аполлона, играющего на лире, и девять муз с талантливыми писателями: Гомером, Данте, Горацием, Овидием и др. Во время правления Льва X комната использовалась как учебный или музыкальный класс, здесь он хранил свои музыкальные инструменты. Обстановку времен Юлия II заменил Фра Джованни да Верона. Он покрыл древесиной все стены.

Станца д’Элиодоро

Эта станца изначально была предназначена для частных аудиенций Папы и была декорирована сразу после окончания Рафаэлем работ на Сеньятурой. Изображения фресок исполнены одной идеей – верой в чудесную защиту Богом церкви. На потолке красуются четыре эпизода Ветхого завета – все написаны самим Рафаэелем, в то время как в гротесках и арках остались некоторые работы Луки Синьорелли, Брамантино, Лоренцо Лотто и Чезаре да Сесто. Фреска “Изгнание Элиодора” подарила станце её название – она изображает небесного всадника, изгоняющего сирийца Элиодора из храма в Иерусалиме.

В другой работе “Месса в Больсене” показано удивительное чудо – руки неверующего священника обагрились кровью. Ещё одна фреска – “Освобождение апостола Петра” – повествует об освобождении из тюрьмы апостола. Работа разделена на две части: в правой Петр сбегает из темницы, ведомый ангелом, в левой – проснувшиеся стражники поднимают тревогу. Искусствоведы сходятся во мнении, что работа над светом проведена колоссальная. Преломления лучей и тени, мерцание пламени, ослепляющий мрак – трудно представить, что такое написал один человек.

Станца дель Инчендио ди Борго

Во времена Юлия II станца использовалась в качестве помещения для собраний высшего суда Святейшего Престола под председательством Папы Римского. Об этом говорят фрески на потолке, исполненные Пьетро Ваннуччи. Во времена Льва X комната использовалась как столовая, а расписать стены поручили Рафаэлю, кто, правда, большую часть работ доверил своим ученикам.

Написание фресок заняло три года, с 1514 по 1517. Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через повествование о жизни двух предыдущих Пап с тем же именем: Лев III (“Коронация Карла Великого Папой Львом III”) и Льва IV (“Пожар в Борго”). Во всех эпизодах Папа изображен с лицом правящего на тот момент понтифика Льва X. Именно благодаря работе “Пожар в Борго” станца обрела своё имя, а сама фреска отражает древнюю легенду, в соответствии с которой у Папе Льву IV получилось укротить пламя и защитить горожан.

Станца Константина

Комната, оформленная для проведения приемов и иных официальных мероприятий. После скоропостижной кончины Рафаэля в 1520 году, она была закончена его учениками на основе набросков и прежних работ художника. Станцу назвали в честь Константина – первого императора-христианина, что официально признал христианскую веру и предоставил остальным свободу вероисповедания.

Росписи стен отражают четыре эпизода из жизни великого правителя: свидетельства о поражении язычества и триумфе христианской религии, битву с Максенцием – тираном-захватчиком и видение Христоса, крещение Константина и пожертвование Рима. Оригинальная деревянная крыша, возведенная при папе Лео X была заменена указом Грегори XIII на современные перекрытия. Украсили их уже по указу папы Томасо Лаурети, изобразив в центре победу Христианства. Работа была завершена в конце 1585 года под руководством папы Сикста V.

Читайте также:
Аэропорт Полярный, Якутия, пос. Удачный. Расписание рейсов Как С Добром Добраться!

Где находится и как добраться

Станцы Рафаэля занимают четыре комнаты Папского Дворца в самом центре Ватикана. Точный адрес: 00120 Vatican City, Папский Престол, Apostolic Palace, Апостольский дворец.

Метро: линия А, в сторону Баттистини (Battistini), станции Оттавиано (Ottaviano) и Чипро (Cipro).

Автобусы: № 49 – останавливается на площади напротив Ватиканского музея; № 32, 81, 982 – остановка Piazza del Risorgimento.

Станцы Рафаэля в Ватикане

Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) – часть обширного музейного комплекса в Ватикане. Так называют четыре расположенных в музее относительно небольших (примерно 6х8 метров каждое) помещения, расписанных великим художником эпохи Возрождения Рафаэлем Санти (Raffaello Santi) и его учениками.

Слово «stanza» в переводе с итальянского означает «комната»; начиная с папы Юлия II, не пожелавшего жить в тех же покоях, что и ненавистный ему Александр VI Борджиа, здесь располагались личные папские апартаменты.

Фрески Рафаэля, украшающие стены и потолки станц, поражают посетителей музейного комплекса в Ватикане не только мастерством исполнения, гармоничностью и яркостью цветов, но и сюжетностью, проработанностью деталей, глубочайшим смыслом и символизмом. По преданию, сам Папа Римский был настолько восхищен работой молодого художника, что приказал сбить со стен уже готовые изображения, выполненные другими мастерами, и поручил всю работу по росписи исключительно Рафаэлю.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем Санти в Ватикане, носит название Станца делла Сеньятура . Когда художник начал расписывать ее, ему едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать подлинный шедевр.

Работа над Делла Сеньятура продолжалась три года – с 1508-го по 1511-й. Роспись стен помещения посвящена единой теме – человеческой деятельности в сфере духовных свершений. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси такой деятельности: философию (работа «Афинская школа»), теологию («Диспута», иначе – «Спор о Святом Причастии»), правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»), поэзию («Парнас»).

Только Станца делла Сеньятура сохранила собственное первоначальное название, а не была переименована по тематике основных фресок. Буквально название можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» — подписывать, помечать, ставить печать или знак). Именно в этом помещении Папа Римский подписывал присланные ему бумаги.

«Афинская школа»

Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа»(Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Первый из них указывает поднятой рукой вверх, давая понять, что мир человеческих идей выше, чем земная жизнь; второй же, напротив, показывает на землю, словно возражая собеседнику: духовный мир неразрывно связан с миром земным. Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена, Пифагора, Сократа, Гераклита, Евклида и пр. Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на Леонардо да Винчи, в Гераклите легко узнать Микеланджело, а в Евклиде – Браманте. Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Такое сходство, по задумке мастера, должно обозначать родственные связи, общность идей античной греческой философии и современного Рафаэлю богословия.

Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro)

С 1511 по 1514 год Рафаэль работал над оформлением помещения, получившего впоследствии название Станца д’Элиодоро . Тематика росписей в этой станце – божественное покровительство охраняющее Церковь.

Станца д’Элиодоро получила название от главной из составляющих живописную композицию росписей, созданную по мотивам сюжета предания о военачальнике-сирийце Элиодоре, изгнанном всадником-ангелом из храма в Иерусалиме.

Две другие росписи на стенах Элиодоро тоже посвящены библейским и историческим событиям, в которые явно вмешались божественные силы. «Изведение апостола Петра из темницы» — фреска на сюжет известного библейского предания о том, как ангел освободил апостола, заключенного в темницу.

Многие видят здесь намек на историю жизни Папы Римского Льва Х: в 1512 году тот попал в плен к французам, но сумел сбежать.

Роспись «Месса в Больсене» посвящена чуду, свершившемуся в 1263 году: хостия – лепешка, предназначенная для причастия – в руках неверующего священнослужителя вдруг начала истекать кровью.

Читайте также:
Оплата госпошлины иностранцем за получение водительского удостоверения в 2021 году

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)

Название третьей станцы Рафаэля и последней из сработанных самим мастером – Инчендио ди Борго – получено ею в честь одноименной фрески, украшающей одну из стен. Роспись посвящена пожару, охватившему примыкающий к дворцу пап в Ватикане квартал Борго. По преданию, папе Льву IV удалось остановить огонь и спасти прихожан, осенив перепуганную толпу знаком чудотворного креста.

Общая тематика росписей Инчендио ди Борго – отдельные эпизоды из истории папских деяний. Это последняя станца из находящихся в Ватикане, которую Рафаэль расписывал сам. Работа над ней продолжалась с 1514 по 1517 год. В 1520 году великий мастер умер, и работу над фресками продолжали его ученики.

Станца Константина (Sala di Costantino)

Станца Константина – последнее из четырех помещений, называемых станцами Рафаэля. Роспись в нем посвящена борьбе римского императора Константина с язычниками. Сюжет начинается с фрески под названием «Видение Креста», повествующей о том, как Константин перед битвой с Максенцием у Мульвийского моста увидел сияющий крест с надписью «Сим победиши».

Композиция продолжается фресками, посвященными непосредственно битве с язычниками у Мульвийского моста и христианскому обряду крещения императора, и завершается росписью «Дар Константина», посвященной грамоте императора, которая, по легенде, даровала папам безграничную власть над западом Римской империи.

Как попасть в музей Ватикана

Идеальный вариант насладиться станцами – заказать индивидуальную экскурсию в музеи с лицензированным гидом.

Посетить музейный комплекс Ватикана можно ежедневно, кроме воскресенья. С понедельника по пятницу музеи открыты с 8:45 до 16:45, по субботам они работают до 13:45. В музее нельзя находиться в чрезмерно открытой одежде, пляжных майках и шортах.

Станцы Рафаэля в Ватикане

Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) – сегмент грандиозного музейного комплекса в Ватикане. Так именуют 4-е находящихся в музее сравнительно маленьких (ориентировочно 6х8 метров каждое) помещения, разрисованных гениальным художником эпохи Возрождения Рафаэлем Санти (Raffaello Santi) и его учениками.

Слово «stanza» переводится с итальянского как «комната»; взяв начало с папы Юлия II, не возжелавшего проживать в тех же покоях, что и ненавидимый им Александр VI Борджиа, тут находились персональные папские апартаменты.

Фрески Рафаэля, декорировавшие стены и потолки станц, потрясают посетителей музейного комплекса в Ватикане и мастерством исполнения, гармоничностью и живостью цветов, и сюжетностью, отработанностью деталей, глубинным смыслом и символизмом.

По легенде, сам Папа Римский был так воодушевлен творением молодого художника, что наказал убрать со стен уже нанесенные изображения, исполненные иными мастерами, и отдал всю работу по росписи только Рафаэлю.

Музеи Ватикана и Сикстинская капелла

Колизей – Без очереди

Собор Святого Петра – без очереди

Уникальные экскурсии по Риму

Станцы Рафаэля в Ватикане

1 Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Первая и наиболее прославленная станца Рафаэля из четырех, сделанных им в Ватикане, именуется Станца делла Сеньятура. Когда художник приступил к ее созданию, ему только исполнилось 25 лет. Но юность не стала препятствием для воплощения в жизнь настоящего шедевра.

Работа над Делла Сеньятура длилась 3 года – с 1508-го по 1511-й.

Роспись стен помещения посвящена одной теме – человеческой деятельности в области духовных достижений. Stanze di Raffaello, являющиеся украшением стены, отображают 4-е ипостаси подобной деятельности:

  • философию (работа «Афинская школа»)
  • теологию («Диспута», иначе – «Спор о Святом Причастии»)
  • правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»)
  • поэзию («Парнас»)

Лишь Станца делла Сеньятура сберегла собственное изначальное имя, а не была переназвана по тематике главных фресок.

Дословно имя Stanza della Segnatura можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» — расписываться, помечать, ставить печать либо знак).

Как раз в данном помещении Папа Римский подписывал отправленные ему бумаги.

Приобретайте билеты заранее по интернету в Stanze di Raffaello в Ватикане, избегая очередей. Для этого перейдите по ссылке.

2 «Афинская школа»

Пусть все фрески, украшающие Stanze di Raffaello, заслуживают звания шедевров. Лучшей из них искусствоведы и историки считают работу «Афинская школа»(Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она показывает полемику 2-х греческих философов – Аристотеля и Платона:

  1. Первый из них показывает поднятой рукой наверх, как бы давая понять, что мир человеческих замыслов выше, нежели земная жизнь.
  2. Второй же, в противовес, указывает на землю, как будто противореча собеседнику — духовный мир неразделимо увязан с миром земным.
Читайте также:
Шоппинг в Праге - какой он на вкус

Рафаэль отобразил и прочих известных философов:

  • Диогена
  • Пифагора
  • Сократа
  • Гераклита
  • Евклида и так далее

Любопытно, что ряд их наделены чертами легендарнейших творцов Ренессанса:

  • Платон очень напоминает Леонардо да Винчи
  • в Гераклите легко угадываются черты Микеланджело
  • а в Евклиде – Браманте
  • себя Рафаэль нарисовал в виде одного из 2-х юношей, разговаривающих с Зороастром и Птолемеем

Подобная схожесть, по замыслу мастера, должна означать родственные связи, единство идей античной греческой философии и современного Рафаэлю богословия.

3 Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro)

С 1511 по 1514 год Рафаэль трудился над оформлением помещения, которому в дальнейшем имя Станца д’Элиодоро. Тематика росписей в данной станце Рафаэля – божественное покровительство оберегающее Церковь.

Станца д’Элиодоро взяла имя от основной из составляющих живописную композицию росписей, воплощенную по мотивам сюжета предания о военачальнике-сирийце Элиодоре, изгнанном всадником-ангелом из храма в Иерусалиме.

Две прочие росписи на стенах Элиодоро также посвящены библейским и историческим событиям, в которые несомненно вмешались божественные силы. «Изведение апостола Петра из темницы» — фреска на сюжет знаменитого библейского предания о том, как ангел высвободил апостола, брошенного в темницу.

Немало людей видят тут намек на историю жизни Папы Римского Льва Х: в 1512 году тот оказался в плен у французов, но смог бежать.

Роспись «Месса в Больсене» посвящена диву, произошедшему в 1263 году: хостия – лепешка, приготовленная для причастия – в руках неверующего священнослужителя вдруг начала кровоточить.

4 Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)

Имя третьей станцы Рафаэля и последней из созданных самим мастером – Инчендио ди Борго – приобретено ею в честь одноименной фрески, украшающей одну из стен. Роспись посвящена пожару, захватившему прилегающий к дворцу пап в Ватикане квартал Борго. По преданию, у папы Льва IV получилось унять огонь и спасти прихожан, осенив испуганных людей знаком чудотворного креста.

Общая тема росписей Инчендио ди Борго – разные эпизоды из истории папских деяний. Это финальная станца Рафаэля из написанных в Ватикане, которую мастер делал сам. Создание ее длилось с 1514 по 1517 год. В 1520 году гений скончался, и рисовать фрески продолжили его ученики.

5 Станца Константина (Sala di Costantino)

Станца Константина – финальное из четырех помещений, именуемых станцами Рафаэля. Роспись в нем — посвящение борьбе римского императора Константина с язычниками. Сюжет берет начало с фрески под именем «Видение Креста», рассказывающей о том, как Константин перед битвой с Максенцием у Мульвийского моста узрел светящийся крест с надписью «Сим победиши».

Продолжают композицию фрески, посвященные конкретно сражению с язычниками у Мульвийского моста и христианскому обряду крещения императора, и заканчивается росписью «Дар Константина», посвященной грамоте императора, которая, согласно легенде, подарила папам неограничную власть над западом Римской империи.

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля: описание комнат Рафаэля в Ватикане, сюжеты главных фресок Рафаэля, станца делла Сеньятура и др., где находятся Станцы

Одна из главных достопримечательностей Вечного города, входящих в музейный комплекс Ватикана, включает в себя четыре комнаты, расписанные великим художником вместе с его талантливыми учениками в период с 1508 по 1524. «Станцы Рафаэля» в переводе с итальянского языка обозначает «комнаты Рафаэля» (la stanza-комната).

  • Станца делла Сеньятура
  • Станца ди Элиодоро
  • Станца дель Инчендио ди Борго
  • Зал Константина

Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти в Риме стала художественная роспись папских апартаментов. Джулиано делла Ровере, будучи избранным Папой Римским под именем Юлия II, отказался использовать в качестве личной резиденции апартаменты, где ранее проживал Папа Александр VI Борждия.

Читайте также:
Работа и вакансии в Берлине для русских в 2021 году — распишем по порядку

Юлий II выбрал несколько просторных комнат на втором этаже Апостольского дворца и нанял известных художников для работы над декоративным оформлением помещений. Среди привлеченных мастеров был Браманте, Бальдассаре Перуцци, Лоренцо Лотто, и даже Пьетро Перуджино — один из первых учителей Рафаэля. Кстати, роспись потолка одной из комнат, над которой работал Перуджино, настолько не пришлась по душе Понтифику, что тот, едва увидев работу мастера, приказал ее немедленно смыть. Таким же образом Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников. По свидетельствам Вазари, именно Браманте, будучи на тот момент главным архитектором базилики Святого Петра, посоветовал пригласить молодого и малоизвестного Рафаэля для выполнения поставленной задачи.

Удовлетворенный первыми итогами работы талантливого художника, Юлий II целиком и полностью доверил Санти роспись апартаментов, приказав полностью удалить работы предыдущих мастеров.

Станца делла Сеньятура

Название помещения происходит от располагавшегося выше Суда Святого Престола, именовавшегося «Сигнатура Правосудия и Милости». На протяжении долгих лет этот зал использовался Папой для проведения разного рода собраний.

«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой работал Рафаэль. Роскошные росписи, украшающие стены помещения, представляют собой аллегорические изображения богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие, по мнению автора, основу человеческого общества. Любовь и доброта рождается вместе с религией, философия дает человеку разум, красоту дарит поэзия и искусство, а справедливость может восторжествовать благодаря правосудию.

Такая тематика декоративного оформления помещения наводит на мысль о том, что изначально здесь предполагалось разместить либо рабочий кабинет Понтифика, либо же его личную библиотеку, даже если никаких документальных подтверждений этому не найдено.




Станца ди Элиодоро

В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил к созданию эскизов для фресок следующего помещения, предназначавшегося для папских аудиенций. В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после разрушительной военной компании против французов, которая закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала угрозу вторжения иностранных войск на полуостров. Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать через христианскую веру и Церковь. Представленные сюжеты рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро» продолжалась в период с 1511 по 1514 года.




Возможно Вас заинтересует:

Станца дель Инчендио ди Борго

Последняя из четырех комнат, в декоративном оформлении которой Рафаэль принимал непосредственное участие. Большую часть работ по художественной росписи зала маэстро доверил своим ученикам, в числе которых были Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Джованни да Удинэ и некоторые другие. Сам же он занимался реализацией других проектов, в частности, масштабным проектом строительства базилики Святого Петра, будучи назначенным на должность главного архитектора собора.

«Станца дель Инчендио ди Борго» предназначалась для проведения обедов. Сюжеты, взятые за основу композиций фресок, имеют отношение к реальным событиям из истории Святого Престола. Работу над созданием эскизов для обеденного зала Рафаэль начал в 1513 году, вскоре после коронации Папы Льва X. Восхищаясь более ранними работами молодого художника, Понтифик пожелал увидеть на стенах помещения цикл фресок, рассказывающих о наиболее значимых событиях из жизни его предшественников, в частности, Папы Льва III и Папы Льва IV.

Наиболее значимой фреской третьей Станцы, является «Пожар в Борго» (Incendio di Borgo), от названия которой произошло и название самой комнаты. Фреска повествует о событиях середины IX века, когда в Риме произошел сильнейший пожар. Район Борго (так называется территория возле базилики Святого Петра) практически полностью была охвачена огнем. Папа Лев IV, послав благословение римскому народу, сумел чудным образом остановить стихию и тем самым спасти население города.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: