Условия прекращения права бессрочного пользования земельным участком в 2021 году

Условия прекращения права бессрочного пользования земельным участком в 2021 году

ЗК РФ Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 123-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 45 ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 2 ст. 45 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ) применяется также в случаях, если решение о сносе самовольной постройки принято в соответствии с ГК РФ до 04.08.2018 и самовольная постройка не была снесена в установленный этим решением срок.

создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) утратил силу с 1 апреля 2015 года. – Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ст. 45 ЗК РФ. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Условия прекращения права бессрочного пользования земельным участком в 2021 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 28 июля 2021 г. № БС-4-21/10670@ “Об основаниях прекращения налогообложения земельного участка, принадлежащего организации на праве постоянного (бессрочного) пользования”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение УФНС России об основаниях прекращения налогообложения земельного участка, принадлежащего организации на праве постоянного (бессрочного) пользования, и направляет следующие рекомендации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) налогоплательщики – организации определяют налоговую базу по земельному налогу (далее – налог) на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налог уплачивается налогоплательщиками – организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, являющихся объектами налогообложения (пункт 3 статьи 397 Налогового кодекса).

Таким образом, в отношении земельного участка – объекта налогообложения, находящегося у организации на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязанность по уплате налога исполняется до прекращения в установленном порядке указанного права, за исключением случая предоставления налоговой льготы, освобождающей от уплаты налога.

Читайте также:
Погода в Доминикане в ноябре, цены на туры, стоит ли ехать - 2021

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается по основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством. В частности, эти основания указаны в пункте 3 статьи 268, пункте 2 статьи 279, статье 287 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), пункте 2 статьи 45, пункте 3 статьи 53 Земельного кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 8.1 и пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, подлежащее государственной регистрации, прекращается с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено федеральным законом.

Сведения о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, ранее зарегистрированного в ЕГРН, передаются в налоговые органы в соответствии с пунктами 4, 13 статьи 85 Налогового кодекса органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

С учетом изложенного полагаем, что в случае, указанном в письме УФНС России, дата прекращения исполнения обязанности по уплате налога в связи с прекращением у налогоплательщика – организации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком должна определяться в соответствии со сведениями ЕГРН о дате государственной регистрации прекращения такого права, а не в соответствии с датой государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.

Настоящие разъяснения носят исключительно информационно-справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, не устанавливают общеобязательных правовых норм и не препятствуют применению нормативно-правовых предписаний и судебных актов в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
С.Л. Бондарчук

Обзор документа

В отношении участка, находящегося у организации на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязанность по уплате налога исполняется до прекращения указанного права.

В рассматриваемом случае дата прекращения исполнения обязанности по уплате налога в связи с прекращением у организации права постоянного (бессрочного) пользования участком должна определяться по сведениям ЕГРН о дате регистрации прекращения права, а не в соответствии с датой регистрации права собственности Российской Федерации на участок.

Как отказаться от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

1. Кому может понадобиться прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?

До введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в 2002 году земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования иногда передавались и физическим, и юридическим лицам. Однако начиная с 2002 года получить участок в такое пользование могут только органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия.

Физические лица до сих пор теоретически могут иметь право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а вот юридические лица под страхом довольно существенных штрафов должны были к началу 2012 года либо оформить такие участки в аренду, либо выкупить в собственность. То есть сейчас теоретически земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования могут быть у физических лиц либо у госорганов и госучреждений.

Однако следует иметь в виду, что важная особенность такого права — необоротоспособность земельного участка. То есть сам землевладелец может пользоваться участком, даже может вести на нем строительство, а вот, например, сдать участок в аренду либо передать в безвозмездное пользование не может. В результате сейчас земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования в Москве фактически есть только у госорганов и госорганизаций.

2. Кто может обратиться за прекращением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?

Если вы являетесь физическим или юридическим лицом, которому земельный участок, являющийся собственностью города Москвы (или государственная собственность на который не разграничена), предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вы можете обратиться за прекращением права пользования земельным участком.

Причем если на этом земельном участке нет объектов капитального строительства, отказаться вы можете в любой момент. Если же такие объекты на участке есть, то отказаться от права можно после того, как поменялся собственник или пользователь зданий на участке.

3. Какие документы нужны для подачи заявления?

Для подачи запроса на прекращение права постоянного (бессрочного) пользования вам могут понадобиться следующие документы:

  • документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя (в случае обращения представителя пользователя земельного участка);
  • документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени заявителя или представителя заявителя за исключением обращения за предоставлением государственной услуги лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • документ, подтверждающий согласие органа, создавшего юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования (в случае обращения юридического лица);
  • заверенная электронной подписью нотариуса копия документа, подтверждающего право заявителя на приобретение земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, если указанное право в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (представляется в случае отсутствия сведений о правах на земельный участок в ЕГРН).
Читайте также:
Что интересного в глубинке Испании – достопримечательности Салоу

4. Куда нужно обратиться для подачи заявления?

Запрос на получение услуги подается исключительно в электронном виде на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru.

Срок предоставления услуги — 10 рабочих дней. Услуга предоставляется бесплатно. По итогу в случае положительного решения Департамент городского имущества Москвы выпустит распоряжение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или внесет изменения в уже существующее распоряжение.

5. Можно ли отозвать поданное заявление?

Да, это возможно. Отзыв направляется заявителем из личного кабинета на mos.ru. Предоставление государственной услуги прекращается с момента регистрации запроса в информационной системе.

Рассмотрение заявления о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается с момента регистрации отзыва запроса в информационной системе.

6. Что делать, если я не успел отозвать заявление? Могу ли я снова оформить право постоянного (бессрочного) пользования?

Нет, если вы не являетесь представителем госорганов и госучреждений и не действуете в их интересах. Точнее, обратиться за услугой вы можете, но земельный участок в постоянное пользование частному лицу или частной организации не передадут, а в оказании услуги откажут.

Однако это не значит, что получить земельный участок в аренду или в собственность вы никак не сможете. Например, если вы владеете зданием или сооружением, расположенным на земельном участке, вы можете выкупить земельный участок, на котором оно расположено, или получить земельный участок в аренду.

7. Нужно ли после выпуска распоряжения обращаться в Росреестр для погашения записи о госрегистрации права?

Нет, это делать необязательно. После выпуска распоряжения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования оно направляется в Управление Росреестра по Москве самим Департаментом городского имущества города Москвы.

Впрочем, и запрета на это нет. Вы имеете право обратиться с таким вопросом в Управление Росреестра по Москве самостоятельно.

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно:

1) при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при:

использовании земельного участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде;

невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

невыполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;

2) при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными настоящим Кодексом;

3) утратил силу с 1 апреля 2015 года. – Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

3. Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Читайте также:
Образец заполнения анкеты для получения шенгенской визы в Венгрию в 2021 году — рассматриваем суть

Судебная практика и законодательство — Земельный кодекс РФ. Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

Правовые основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками установлены пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, который также предусматривает возможность расширения федеральным законодателем перечня таких оснований. Пункт 3 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками принимается судом, за исключением случаев, установленных федеральными законами, допускает тем самым возможность введения для таких случаев внесудебного порядка лишения данного права.

Как оформить договор на право бессрочного постоянного пользования земельным участком и его прекращение в 2021 году

Оформить право постоянного пользования землей могут не все предприятия и организации, а только те, которые подконтрольны государству. Перечень участников земельных отношений, которые могут претендовать землю в постоянное пользование является закрытым и прописан в нормах Земельного кодекса РФ.

Общие положения

Правом бессрочного постоянного землепользования могут обладать только привилегированные категории собственников. Такие земли могут использоваться:

  • центрами, сохраняющими историческое наследие бывших президентов РФ;
  • органами государственной и местной (администрациями, муниципальными управлениями) власти;
  • предприятиями, управляемыми государством (заводами, фабриками, исследовательскими институтами);
  • учреждениями социального назначения (школами, ВУЗами, детскими садами, больницами, музеями и т.д.).

БП ЗУ

Граждане и частные организации к этим категориям не относятся, соответственно не могут получить землю в постоянное пользование. Для них действуют иные нормы. Например, в ст. 39.10 ЗК РФ закреплен порядок получения частными предприятиями или физическими лицами земельной территории на безвозмездной основе, но на установленный срок. Или ст. 39.5 ЗК РФ о безвозмездной передаче земельного надела на основании государственных программ таких как:

  • поддержка молодых либо многодетных семей;
  • инвалидов;
  • развитие жилых территорий;
  • поддержка детей-сирот.

Лица, обладающие правом БП земельным наделом

Государственные программы дают возможность перевести ЗУ в частную собственность по окончанию срока для пользования, а также при постройках на земельном наделе. А уже с законным имуществом собственник может распорядиться по своему усмотрению, например получить кредит под залог земельного участка.

Оценка права БП

Налоговым кодексом РФ установлена норма об оплате за бессрочное пользование (БП) земельным участком. Для расчета суммы земельного налога нужно знать инвентарную стоимость земли. Кадастровый паспорт содержит эти сведения.

Ст.394 НК РФ указывает размер налоговой ставки, которая составляет 0,3 % от общей кадастровой стоимости для земель:

  • сельскохозяйственного;
  • садово-огороднического назначения;
  • под индивидуальное жилищное строительство.

Для остальных же предусмотрена ставка 1,5 % от кадастровой цены ЗУ.

Возможно ли наследование?

В судебной практике достаточно много подобных прецедентов. Например, споры о передаче дома вместе с участком наследнику. В такой ситуации суд, скорее всего, признает переход права собственности на постройку к новому владельцу, но не на земельную территорию. Это происходит из-за того, что по закону собственником участка бессрочного использования остается орган местного самоуправления, а лицо, которое им пользовалось, не имеет права на распоряжение землей.

Если же на таком участке нет построек, то передать его по наследству будет еще сложнее: только при оформлении права собственности на эту территорию.

Еще один вариант решения проблемы — это договориться с администрацией о продолжении права БП уже на наследника, потому как для него действует переуступка прав аренды.

Порядок предоставления

Собственник участка, в данном случае местная администрация, выносит решение о предоставлении либо об отказе. Для территорий, передаваемых в бесплатное пользование, торги не проводятся. Такими вопросами занимается специальное подразделение в местных органах самоуправления называемое комитетом по управлению муниципальным имуществом.

Порядок переоформления полномочия БП

Возможные причины отказа администрации предоставить территорию земли в бессрочное постоянное пользование:

  1. заявитель направил не все необходимые документы;
  2. указаны ошибочные или недостоверные сведения;
  3. заявитель не является уполномоченным лицом организации;
  4. ЗУ не может быть передан (изъят из оборота, не является собственностью администрации);
  5. кадастровый учет земли сделан с ошибкой;
  6. по этому участку идет судебное разбирательство или уже вынесено решение суда.

Для того, чтобы предоставить надел в БП, комитет должен сначала выяснить информацию об учёте земли в Росреестре. В зависимости от этого порядок предоставления и оформления будет немного различаться.

В случае принятия администрацией положительного решения юридическое лицо самостоятельно проводит мероприятия по кадастровому учету и межеванию участка. Решение о согласовании действует 2 года с даты подписания.

Процесс оформления права БП территорией состоит из направления в районный или городской комитет по управлению имуществом следующих необходимых документов:

  • заявления в установленной законом форме от юридического лица;
  • подтверждения прав уполномоченного лица;
  • выписки из Росреестра;
  • паспорта на ЗУ;
  • выписки из ЕГРЮЛ о действительность организации.
Читайте также:
Помощь беженцам и вынужденным переселенцам с Донбасса

Направление заявки можно сделать через местный МФЦ.

Как переоформить?

Граждане, получали ЗУ в БП и в советское время. С вступлением в силу Земельного кодекса поменялись требования к документационному подтверждению прав на территорию. Соответственно за собственниками сохраняется полученное ранее право, но его требуется переоформить по нормам закона. В настоящее время право граждан получивших землю в советские годы не аннулируется, а предлагает пройти процедуру приватизации участка.

Для переоформления права БП предусмотрена процедура упрощенного порядка регистрации. Для этого гражданину нужны только: правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт на участок.

Такими правоустанавливающими бумагами являются:

  • акты о предоставлении территории;
  • свидетельство “старого” вида на участок;
  • выписка о разрешении предоставить территорию земли для ведения подсобного хозяйства от местных органов самоуправления;
  • иные документы о факте предоставления участка.

Если ЗУ не учтен в кадастре, то расходы по межеванию и регистрации придется нести заинтересованному лицу, желающему оформить эту территорию в свою собственность.

Кадастровый паспорт ЗУ

Обратите внимание: зарегистрировать земли с находящимися на них строениями можно было до 1 марта 2018 года. Для регистрации дачных участков, гаражных кооперативов и подсобных хозяйств временные границы не установлены.

Юридические лица, владеющие землей на праве БП, также могут претендовать на оформление её в частную собственность или же арендовать. Порядок оформления при этом будет общий, а не упрощенный.

Документы

В условиях постоянно меняющихся политических, экономических, социальных норм документы о подтверждении прав на землю должны меняться в зависимости требований закона.

Виды документов

Среди документов, позволяющих определить статус собственника земельного участка, выделяют два вида:

  1. правоустанавливающие;
  2. правоудостоверяющие.

Взаимосвязь между этими видами можно отследить по схеме:

Связь между правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами

К правоудостоверяющим документам относятся, те, которые указывают на факт возникновения или перехода права. Например:

  • постановление, решение либо распоряжение о выделении ЗУ муниципальными органами;
  • акты, составленные государственными органами о передаче земельной территории;
  • свидетельство о наследовании ЗУ;
  • судебный акт;
  • гражданско-правовое соглашение, устанавливающее право собственности лица (купля-продажа, мена, дарение, приватизация).

Без правоудостоверяющих документов, которые должны быть подкреплены правоустанавливающими, гражданин не сможет совершить ни одну операцию с имуществом.

Записи кадастрового учёта основаны на правоустанавливающем документе, тогда как правоудостоверяющий (свидетельство) является результатом регистрирования.

Основные требования

Оформление и структура документов на ЗУ установлена специальными регламентами. Например, документы, выданные в Советском Союзе, являются действующими и не ограничены по сроку давности как устанавливающие факт передачи земли в бессрочное пользование. Провести имущественную сделку по таким бумагам не получится, так как они теряют свою юридическую силу и требуют переоформления в Росреестре.

Основное требование для документов на это совокупность правоустанавливающих и правоудостоверяющих фактов, а также соответствие учетных записей в них. Изменения оформляются в соответствии с требованиями регламента. Для перерегистрации земельного участка потребуются план межевания и акт о согласовании границ. При проведении межевания возможно увеличение размеров участка, если позволяет близлежащая свободная территория.

Сроки

Срок действия документов устанавливается для того, чтобы знать в течении какого периода времени они будут юридически дееспособными. Действующий регламент установил необходимость менять документы с внесенными изменениями каждые 5 лет. За это время государственный кадастровый учет проводит ревизионные работы.

Для собственников же срок имеет значение при проведении имущественных сделок. Если последнее обновление документации было больше 5 лет назад или не проводилось вообще, то предстоит процедура перерегистрации.

Важно: план межевания участка не имеет срок давности, но чтобы его подтвердить нужна перерегистрация с добавлением информации.

Срок действия правоустанавливающих документов признается регламентом бессрочным и не подлежит проведению перерегистрации.

Юридическая сила старых документов

На основании Закона о государственной регистрации прав документы старого образца являются действительными и на сегодняшний день. Обменивать их на новые не нужно. Это правило действует только для тех документов, которые являются основанием имущественного права гражданина или организации на ЗУ.

При утрате документов нужно обратиться в Росреестр за восстановлением либо получением выписки из кадастра, что равно по юридической силе оригиналу свидетельства. Если сведения в Росреестре не найдены, то нужно сделать запрос в архив муниципалитета через главу администрации. Истребование данных происходит не бесплатно.

Кадастровый паспорт — Росреестр

Выписка из архивных данных вместе с приложенным актом о земельном участке будут являться основанием для обращения в Росреестр за регистрацией территории. Постановка участка на кадастровый учет облагается государственной пошлиной. Законом установлен 20-дневный срок, чтобы получить документы и зарегистрировать участок в Кадастровой палате.

Читайте также:
Методы переезда на ПМЖ в Нидерланды из России

Договор на БП

Форма договора о бессрочном постоянном использовании ЗУ выглядит следующим образом:

Договор на БП землей

Приватизация ЗУ находящегося в БП

На законодательном уровне закреплено право собственников, получивших землю на приватизацию этого объекта недвижимого имущества. В частности правовое регулирование осуществляется Законом №178 о приватизации, а также ФЗ №122 о государственной регистрации. Основываясь на этих положениях, земельная территория должна быть либо арендована, либо приватизирована.

Сроки для приватизации участков полученных ранее в бессрочное пользование не ограничены. Единственное ограничение это оформление такого участка в собственность с помощью упрощенного порядка, так называемой «дачной амнистии», возможно было до 1 марта 2018 года. После этой даты приватизировать по упрощенной системе уже не получится.

Правом на приватизацию обладают те лица, которые получили ЗУ в БП и начали на нем возведение дома. Наследники таких собственников не смогут приватизировать землю. Им остается либо выкупать, либо арендовать участок.

Если на земельной территории уже стоит дом, то собственнику для приватизации необходимо направить заявление в местную администрацию с требованием передать часть территории, находящейся под его постройками.

Образец заявления на приватизацию ЗУ

Рассмотрение и принятие решения о возможности приватизации конкретного ЗУ занимает примерно 14 дней. При положительном ответе наступает следующий этап: оформление необходимой документации.

Приватизация участка, полученного в садовом товариществе после 1 марта 2018 года, происходит путем направления заявления в администрацию района. В заявлении указываются все данные о ЗУ и цель его дальнейшего использования собственником. Участок, выделенный индивидуально проходит регистрацию через Росреестр со всеми необходимыми документами.

Обратите внимание: с 2019 года предъявление кадастрового плана не требуется для оформления земли в собственность.

Вопрос с приватизацией участка бессрочного пользования можно решить самостоятельно либо с помощью доверенного лица. Для этого потребуется юридическое подтверждение в виде доверенности на представителя. Им может быть, например:

  • Председатель садового товарищества;
  • Сотрудник юридической компании.

Порядок приватизации разделяется на два вида в зависимости от попадания под действие «дачной амнистии» или нет.

Когда происходит оформление? Приватизация до 1 марта 2018 После 1 марта
Согласование с муниципальным образованием, являющимся собственником Согласие администрации не требуется Требуется согласие
Регистрация в Росреестре требуется необходима

Подготавливая пакет документов в администрацию района для приватизации ЗУ нужно убедиться, что в нём присутствуют:

  1. Заявление от заинтересованного лица, получившего ранее этот участок на праве БП;
  2. Свидетельство, подтверждающее это право, а также на строения;
  3. Кадастровый план, в случае нахождения участка на учете ;
  4. Технический паспорт на дом и любую другую постройку;
  5. Документ, подтверждающий личность заявителя.

Для заявителей, подпадающих под действие «дачной амнистии» при обращении в Росреестр потребуются только паспортные данные гражданина и документ о предоставлении земельного надела в его пользование.

Прекращение права БП

Как и большинство правоотношений бессрочное пользование может прекратиться. Это происходит по одному из вариантов:

  • добровольному отказу собственника;
  • принудительному изъятию.

Процесс прекращения бессрочного постоянного использования земли можно наглядно увидеть в таблице.

До принудительного изъятия надела административный орган проводит стадию досудебного рассмотрения дела, которая состоит из двух этапов:

  1. назначение административного наказания (штраф), а также требование восстановить плодородие почвы за определенный срок;
  2. возбуждение судебного процесса за невыполнение предписаний по содержанию ЗУ.

Заявление о прекращении права БП землей

Досудебное урегулирование предоставляет собственнику возможность устранить административные нарушения и сохранить право бессрочного постоянного землепользования.

Важный момент: даже при вынесении судебного решения об изъятии бывший собственник обязан возместить причиненный ущерб земле.

Правом на БП ЗУ обозначается передача определенной территории владельцу на неограниченный временной промежуток. Правовое регулирование такими действиями закреплено нормами Гражданского, а также Земельного кодекса РФ.

Статья проверена экспертом: Нефедовой Анной.

Статья 235. Основания прекращения права собственности

1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

2. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);

3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);

3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);

Читайте также:
Работа в Гуанчжоу: 10 этапов трудоустройства, особенности работы

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);

5) реквизиция (статья 242);

6) конфискация (статья 243);

7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса;

8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;

9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 235 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи в общих чертах указывает основания прекращения права собственности по воле собственника, а также в силу объективных обстоятельств, которые не могут квалифицироваться как действия кого-либо, направленные на прекращение права собственности. Данная норма является отсылочной (см., в частности, коммент. к ст. ст. 217, 218, 223, 225, 226, 236 ГК). Хотя содержащийся в ней перечень оснований прекращения права собственности сформулирован как исчерпывающий, в действительности он таковым не является. Например, в нем не поименованы такие способы прекращения права собственности, как возврат прежнему собственнику животного, сохранившего привязанность к нему (см. коммент. к ст. 231 ГК) и отмена дарения (см. коммент. к ст. 578 ГК).

Основанием прекращения права собственности, которое одновременно не является основанием возникновения этого права у другого лица, является упомянутая в п. 1 комментируемой статьи гибель (уничтожение) вещи, о чем уже шла речь в коммент. к ст. 209 ГК. Можно встретить мнение о том, что уничтожение вещи в процессе ее потребления является осуществлением только правомочия пользования ею (т.е. не распоряжения), так как воля собственника направлена вовсе не на то, чтобы прекратить право собственности, а на то, чтобы извлечь из вещи ее полезные свойства (например, сожжение дров в камине). Однако квалификация действия как распоряжения зависит скорее от того, сохраняется ли в результате вещь у собственника, нежели от направленности воли собственника. До тех пор, пока вещь еще может быть использована по своему назначению, имеет место пользование; в момент необратимой утраты назначения происходит распоряжение путем уничтожения вещи. При этом, строго говоря, право собственности на материальные остатки уничтоженной вещи присутствует. Так, из ст. ст. 86, 89 ВК можно сделать вывод о том, что разрушенное воздушное судно является объектом права собственности, но это уже новое право на новый, изменившийся в своей сущности объект.

2. Статья 35 Конституции определяет, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества может быть произведено при условии предварительного и равноценного возмещения. Норма п. 2 комментируемой статьи, отсылочная по своей форме, как раз и посвящена общему описанию случаев принудительного изъятия у собственника имущества, а также понятию приватизации (см. также коммент. к ст. 217 ГК). Прекращение права собственности помимо воли собственника может рассматриваться в ряде случаев как санкция (см. коммент. к п. 3 ст. 220, п. 3 ст. 222, ст. ст. 237, 238, 240, 241, 243, 284, 285, 293, п. 2 ст. 578, 1252 ГК); как способ обеспечения важнейших государственных и общественных интересов (см. коммент. к ст. ст. 239, 242, 243, 279 – 283 ГК); как средство поддержания баланса конкурирующих частных интересов (см. коммент. к п. 4 ст. 252 ГК).

Основания принудительного прекращения права собственности должны быть прямо и исчерпывающе предусмотрены федеральным законом, что следует как из общего принципа неприкосновенности собственности (п. 1 ст. 1 ГК), так и прямого указания п. 2 комментируемой статьи.

3. Процесс принудительного обращения в государственную собственность имущества, принадлежащего физическим и юридическим лицам, именуется национализацией (абз. 10 п. 2 комментируемой статьи). Национализация производится на основании специального федерального закона с возмещением стоимости изъятого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК.

В большинстве капиталистических государств национализация крупнейших предприятий осуществлялась путем обмена акций на государственные ценные бумаги с фиксированным доходом. При этом выигрыш акционеров заключался в том, что они получали право вместо неопределенного и колеблющегося в периоды кризисов дивиденда требовать выплаты твердой суммы дохода, а государство выигрывало в том, что получало возможность влиять на принятие решений интересующим его предприятием. Таким способом осуществлялась, в частности, послевоенная национализация Английского банка, предприятий угольной промышленности и железнодорожных предприятий в Англии в период политики “тэтчеризма” (см. подробнее: Белов В.А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность // Законодательство. 1999. N 2, 3).

Читайте также:
Туристическая виза в Черногорию – Как получить туристическую визу в Черногорию

В экономике и некоторых зарубежных правопорядках, например США, существует также понятие “ползучей экспроприации” (creeping expropriation), т.е. скрытой национализации, когда специального закона не принимается, однако создаются столь невыносимые условия для ведения бизнеса в конкретной стране, что инвесторы сами ищут возможность избавиться от своих активов в пользу государства.

В настоящее время специальный федеральный закон о национализации в России не принят (в 2005 г. Правительство РФ сняло соответствующий законопроект с рассмотрения в Государственной Думе РФ). Согласно ст. 35 Конституции принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено при условии не только равноценного, но и предварительного его возмещения. Поэтому Федеральное Собрание РФ, прежде чем будет принято окончательное решение о национализации, должно с помощью органов исполнительной власти заранее определить примерное количество собственников, имущество которых подвергнется национализации, общий размер компенсации и утвердить расходы на возмещение им убытков отдельной строкой в федеральном бюджете на предстоящий год.

Судебная практика по статье 235 ГК РФ

16. Определением от 6 июня 2017 года N 1163-О Конституционный Суд выявил смысл положений подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 4, части 3 статьи 16, статьи 17 и части 2 статьи 18 Федерального закона “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам”.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрены случаи принудительного изъятия у собственника имущества.

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов” (далее – НОУ ВПО “Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов”) обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими данных положений, указав на их противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно пункту 1 статьи 1, пункту 1 статьи 3, пункту 2 статьи 235, пункту 3 статьи 299, статьям 1064, 1065, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации; пункту 3 статьи 2, пункту 3 статьи 3, подпункту 2 пункта 1 статьи 9, статьям 10, 56 Земельного кодекса Российской Федерации; пунктам 8 и 9 статьи 1, части 3 статьи 3, части 1 статьи 4, статье 7, части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество, в иных случаях, предусмотренных законом.

Отменяя решение суда и удовлетворяя исковые требования, апелляционный суд, с которым согласился суд округа, руководствуясь статьями 12, 131, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, пунктами 52, 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание экспертное заключение от 27.10.2017 N 22/18 (17) и заключение от 21.05.2018 N 18-18 судебной экспертизы, проведенной в рамках настоящего спора, из которых следует, что возведенный концерном объект не является спорным объектом (зданием хомутарки), построенным в 1964 году, пришел к выводу о прекращении существования (гибели) спорного строения.

Заявитель полагает, что имущество выбыло из владения Общества незаконно и помимо его воли, что привело к обесцениванию рыночной доли акций в уставном капитале; к правоотношениям сторон подлежат применению статьи 235, 306 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции, не принимая какого-либо решения по существу спора, указал на необходимость надлежащей оценки судом первой инстанции фактических обстоятельств по делу и вынесения обоснованного решения с учетом применения и толкования статей 235, 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1, 2, 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 56.2, 56.3, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”, постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции”, а также с учетом Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, и вступившего в законную силу решения Волжского районного суда г. Саратова от 16.05.2016 по делу N 2А-2178/2016.

Читайте также:
Как дешево путешествовать по Европе: 30 советов, на чем можно и нельзя экономить в Европе

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав условия договора аренды от 18.09.2013 N М-05-043244, суд первой инстанции признал факт неиспользования ответчиком спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением в связи со сносом принадлежащих ему объектов недвижимости, и, руководствуясь статьей 235, пунктами 1, 2 статьи 451, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из того, что у общества прекратилось право собственности на эти объекты, пришел к выводу о том, что подлежит прекращению и возникшее у него в силу ранее действовавших статей 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и действующей статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации право пользования земельным участком, на котором были расположенные указанные здания.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда законом предусмотрено такое изъятие.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 16 АПК РФ, статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1 и 35 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, приведенными в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”, пришли к выводу о наличии оснований для прекращения права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на земельный участок с кадастровым номером 30:01:150103:1 исходя из следующего: Арбитражный суд города Москвы решением от 21.05.2014 по делу N А40-40656/2012 утвердил мировое соглашение, заключенное между Администраций и Министерством обороны, которым урегулированы разногласия сторон относительно объектов недвижимости; данным соглашением в том числе установлена обязанность Министерства обороны безвозмездно передать в собственность муниципального образования “Город Ахтубинск” земельный участок площадью 235 833 кв. м с кадастровым номером 30:01:150103:13, расположенный по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск; на момент утверждения мирового соглашения спорный земельный участок с кадастровым номером 30:01:150103:1, на котором расположено здание магазина, принадлежащее на праве собственности третьему лицу, входил в состав исходного участка с кадастровым номером 30:01:150103:13, при этом на данном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обороны и безопасности государства, следовательно, основания для регистрации права федеральной собственности и права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок отсутствовали.

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (ст. 44-56)

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (ст. 44-56)

Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком

  1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
  2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при:
    • использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 настоящего Кодекса;
    • использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
    • неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
      отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
    • нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 – 100 настоящего Кодекса режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
      систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, систематическая неуплата земельного налога;
    • неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
    • изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего Кодекса;
    • реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 51 настоящего Кодекса.
  3. Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом в соответствии со статьей 54 настоящего Кодекса.
Читайте также:
Как получить визу в Норвегию: документы для рабочей визы

Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка

  1. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
  2. Кроме указанных в пункте 1 настоящей статьи случаев аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:
    • использования земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, предусмотренными статьей 8 настоящего Кодекса;
    • использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
    • неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
    • неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
    • изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными статьей 55 настоящего Кодекса;
    • реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, установленными статьей 51 настоящего Кодекса.
  3. Прекращение аренды земельного участка по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, не допускается:
    • в период полевых сельскохозяйственных работ;
    • в иных установленных федеральными законами случаях.

Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком

  1. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:
    • по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
    • по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
  2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
  3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
  4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
    • работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
    • работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении;
    • работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

    Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

  5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.
  6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Статья 48. Основания прекращения сервитута

  1. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Статья 49. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд

  1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
    • выполнением международных обязательств Российской Федерации;
    • размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
    • объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
    • объекты использования атомной энергии;
    • объекты обороны и безопасности;
    • объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
    • объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
    • объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
    • линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
    • объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
    • автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов; (пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ)
    • иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
  2. Утратил силу. – Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ.
  3. Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.

Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ конфискация имущества как вид наказания исключена из Уголовного кодекса РФ.

Статья 50. Конфискация земельного участкаЗемельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

Статья 51. Реквизиция земельного участка

  1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
  2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 настоящего Кодекса.
  3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
  4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
  5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
  6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

О признании не противоречащей Конституции РФ статьи 52 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 8-П.

Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участкаОтчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков.

Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: